Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения. Управление качеством образования в доу Качество образования в детском саду презентация

Совещание руководителей МДОУ «Мониторинг – инструмент управления качеством образования в ДОУ» Ярославль, 2013 сайт

Слайд 2

Актуальность

Повышение качества дошкольного образования находятся в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности руководителя ДОУ. Современный руководитель ДОУ - это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Руководитель ДОУ несет ответственность за конечный результат деятельности учреждения. Круг управленческих задач, который решает руководитель ДОУ широк: организация и управление образовательным процессом; умение анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; умение разрабатывать нормативно-организационную документацию ДОУ (устав, договора, должностные инструкции и положения); и т.д. Главной управленческой задачей руководителя ОУ является умение организовывать МОНИТОРИНГ качества образования в ДОУ, планировать и разрабатывать программу развития учреждения.

Слайд 3

ЦЕЛЬ

познакомить руководителей МДОУ с механизмом создания системы мониторинга как эффективного средства управления качеством образования в ДОУ

Слайд 4

МОНИТОРИНГ - это

методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия внешних факторов. Результаты МОНИТОРИНГА дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом. (Словарь бизнес - терминов. Академик. ру. 2001)

Слайд 5

(от англ. monitor - контролировать, проверять). Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза. (Википедия)

Слайд 6

МОНИТОРИНГ

система сбора, обработки, хранения и распространенияинформации об образовательной системе, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.А. Орлов, К.ИСТ.Н., профессор)

Слайд 7

Цель мониторинга – обеспечение режима развития в современных условиях исохранение особенностей системы ДОУ Задачи: 1.Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения 2. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ 3.Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно - образовательных услуг 4.Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования

Слайд 8

МОНИТОРИНГ

Диагностика познавательная деятельность, которая на основе внешнего вида, внешних действий объекта, определяетвнутренне состояние (Е.А. Михайлычев) Контроль Деятельность, направленная на проверкусостояния подготовки, хода и результатов рабочей организации (М.В. Корепанова)

Слайд 9

ДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬ М О Н И Т О Р И Н Г Задача мониторинга: уменьшить разницу между желаемым и фактическим состоянием.

Слайд 10

«Мониторинг – инструмент управления качеством образования в ДОУ»

Образование- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ). Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числестепень достижения планируемых результатов образовательной программы(ФЗ РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ). Мониторинг качества образования – системно и длительно отслеживать количество и качество знаний: личностного, мировоззренческого и гражданского развития детей дошкольного возраста(Концепция управления качеством образования ДОиНАПО, Пермь, 1997).

Слайд 11

Алгоритм мониторинга:

2. Как мы будем собирать информацию? 3. Каким образом мы будем ее обрабатывать? 4. С помощью, каких методов анализировать? 5. Как и каким образом хранить полученную информацию? 6. Кого и каким образом мы будем информировать о результатах? 7. Как мы будем работать дальше? 1. О чем мы будем собирать информацию?

Cлайд 1

Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения Харина Н.В. Томская область

Cлайд 2

Стратегическая задача модернизации образования - « обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.

Cлайд 3

Цель проекта: разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Cлайд 4

Задачи проекта: разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы; разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы); разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 5

В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования понимается «степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям». Комплексный проект модернизации образования

Cлайд 6

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне

Cлайд 7

Основные направления работы Службы качества: Качество управления школой Качество проводимых уроков Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий Определение уровня воспитанности учеников

Cлайд 8

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.) Качество организации учебно-воспитательного процесса Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Cлайд 9

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью: внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Cлайд 10

Параметры качества на уровне школы на первом этапе: обученность, обучаемость учащихся; адекватность достигаемых результатов образования; итоговая аттестация и результаты ЕГЭ; процент поступивших в вузы; уровень достижений в олимпиадах; уровень спортивных достижений; уровень участия в творческих конкурсах и выставках; достижения и победы учителей, школы; воспитанность учащихся; отношение к школе учеников; показатели здоровья учителей и учащихся;

Cлайд 11

На уровне учителя: психологический климат в классе качество проведения уроков качество проведения внеклассных мероприятий качество работы с документами На уровне ученика: личная успеваемость и воспитанность победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях смотивированность учащихся на образование сформированность общеучебных умений и навыков

Cлайд 12

Основные направления программы развития школы: обеспечение качества и доступности образования совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы

Cлайд 13

Анализ нормативно-правовой базы 1. Приказ Департамента общего образования Томской области (далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области». 2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений». 3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области». 4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования». 5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы». 6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. 7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений». 8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области». 9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области». 10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области». 11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1. 12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ. 13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Cлайд 14

Деятельность по реализации проекта 1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г., (разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования проекта) 2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.) 3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 15

План-график реализации проекта (2009 год) Разработка индивидуального проекта (январь-апрель) Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель) Участие в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май) Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь) Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь) Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль) Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль) Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август) Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь) Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь) Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)

Cлайд 16

Ожидаемые результаты проекта: Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика; Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся; система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей); банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей; банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).

Cлайд 17

Литература. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / Москва, «Сентябрь», 2001г. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы». Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва. 1993 г. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал, №4, 2006г., с. 3-9. Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003. Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования). Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика, №1, 2006, с. 22- 31. Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы. 2006. №5. С.51-55. Комплексный проект модернизации образования Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171. Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.



В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (ст. 28, п. 2, пп. 13) сказано, что «... обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации» в установленной сфере деятельности относится к компетенции образовательной организации.




Объекты Субъекты Что оценивается?Кто оценивает? Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС ДО Руководитель, заместитель заведующего, старший воспитатель Условия в соответствии со ФГОС ДО Педагоги, руководитель, заместитель заведующего, специалисты ДОО, медицинские работники и др. Результаты освоения ООППедагоги, специалисты ДОО и др. Степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО Руководитель, заместитель заведующего, педагоги, родители детей


Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов Наличие необходимых частей и разделов Программы Соблюдение внутренней структуры разделов Программы Отражение необходимой информации, предусмотренной ФГОС ДО, в содержании разделов Программы


Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Условия Критерии Кадровыеукомплектованность ДОО воспитателями уровень квалификации воспитателей пройдены курсы повышения квалификации для работы по ФГОС ДО Финансовыеколичество средств направлено ДОО на реализацию ФГОС ДО, в том числе количество средств на реализацию ООП ДО


Подзаголовок слайда Условия Критерии Материально- технические Участок ДОО имеет необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности Здание ДОО имеет необходимый набор зон и помещений для осуществления (каких направлений работы) В ДОО предусмотрены помещения (указать), Оснащение для инклюзивного/коррекционного образования Развивающая предметно- пространственная среда Учет национально-культурных, климатических, учет возрастных особенностей Соответствие принципам ФГОС ДО


Условия Критерии Психолого- педагогические Личностно-развивающий характер взаимодействия педагогов с детьми Построение образовательной деятельности в формах, адекватных видам ДД Наличие в группах ДОО позитивной, доброжелательной атмосферы взаимодействия детей Взаимодействие педагогов с родителями Система методической работы по повышению проф.уровня педагогов Специальные условия для детей с ОВЗ, детей-инвалидов


Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Целевые ориентиры НЕ подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) НЕ являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей НЕ являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей




Степень удовлетворенности родителей воспитанников качеством деятельности ДОО Степень удовлетворённости родителей работой детского сада, степень удовлетворённости оснащением ДОУ, участком, игрушками; Степень удовлетворенности деятельностью педагогов, уровнем их профессиональной квалификации; Степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду, удовлетворенность достижениями ребенка; Степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОУ, возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом работы группы, содержанием работы с детьми.


Задачи внутренней системы оценки качества образования формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности ДОО; координация деятельности всех субъектов системы оценки качества образования; своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образовательной деятельности ДОО; выявление действующих на качество образования негативных факторов, принятие мер по минимизации их воздействия и устранению отрицательных последствий; оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования; формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности ДОО на основе анализа полученных данных.


Внутренняя система оценки качества образования выстраивается согласно следующим принципам: объективности, достоверности, полноты информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; преемственности, соответствия качества для уровня реализации основной образовательной программы начального общего образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами; тотальности, вовлеченности в процесс мониторинга всех участников образовательного процесса; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОО.





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования

« Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием » . А. Дистервег

Профессиональные качества педагога ДОУ: наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку; умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями; умение осуществлять экспериментальную деятельность; способность к самообразованию.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Качество образования: Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме. Для родителей – это эффективное обучение детей: - обучение без утомления; - сохранение здоровья детей как психического, так и физического; - успешность обучения; - поддержание желания учиться; Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями: - успешное выполнение ими всех учебных программ; - оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми; - поддержание интереса детей к учебному процессу; - сохранение психического и физического здоровья детей;

Качество профессиональной деятельности педагога - степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Критерий оценки - признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Критерии оценки Научно-методическая работа: использование современных образовательных технологий, участие в методической работе, участие в конкурсах профмастерства, наличие публикаций педагога, наличие портфолио педагога. Организация работы по взаимодействию с социумом: взаимодействие педагога с родителями (законными представителями), взаимодействие с социумом, участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Свод правил успешного воспитателя Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя Творчество – отличительная черта Здоровый образ жизни – основа существования Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения Профессиональная компетентность – дело чести

«Принцип фейерверка»: Раскрой себя! Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.

«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире, стремиться выработать свою точку зрения.

«Принцип успеха»: Реализуй себя! Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ...».

Воспитатель 21 века: Стремится к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; Умеет отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; Умеет организовать рефлексивную деятельность; Обладает высокой степенью профессиональной компетентности.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога ДОУ: Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность - профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать. Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах. Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции.

Главные критерии качественной деятельности педагога дошкольного образования: Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает. Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал. Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Спасибо за внимание!


Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

- создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;

- организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;



деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил могут стать почти всемогущими.

Д.Уэбстэр

Цель любой управленческой деятельности - организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наибольший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Это приводит к усложнению задач, стоящих перед управлением, способствует росту социальной значимости этой деятельности.

В соответствии с этим обновляется и реформируется механизм

управленческой деятельности в дошкольном учреждении, изменяются организационные структуры управления, возникает необходимость интегрированного подхода к управлению.

Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления, определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Система не может развиваться без анализа проблем управления. Чтобы иметь целостную объективную картину, руководитель должен представлять:

  1. четкую картину образа ДОУ в будущем;
  2. слабые и сильные стороны учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые);
  3. наличие коллектива единомышленников, способных успешно решать поставленные задачи;
  4. ожидание родителей и коллектива (которые должны совпадать);
  5. преимущества своих конкурентов.

Следует исходить из понимания того обстоятельства, что качество
дошкольного образования является системообразующим фактором в
управленческой деятельности руководителя ДОУ и определяет иерархию
требований, предъявляемых к качественной организации

жизнедеятельности, взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

  1. создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  2. организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью
проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной
деятельности.

Цель работы. Создание гибкой организационной структур управления качеством образования.

Задачи работы: 1. Проанализировать литературные источники по управлению качеством образования;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4. Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5. Разработать критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов;

6. Повысить мотивацию качества образования.

Управление качеством дошкольного образования

Впервые интерес к управлению как к науке был отмечен после выхода в начале прошлого века книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». По толковому словарю русского языка управление - это элемент функции организованной системы различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающей сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализации программ и целей.

Управление предполагает постановку целей, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способности к преднамеренным действиям. Таким образом, управление - это целенаправленная деятельность людей по упорядочению элементов системы.

В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный. Последователь классического подхода американский ученый Ф. Тейлор считает, что в основе управления лежат 4 принципа: выработка научных основ организации, научный подбор исполнителей, их научная подготовка, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителем. Немецкий социолог М. Вебер предлагал строить организацию управления по линейному признаку, где каждый отвечает за свои действия только перед вышестоящим начальником. Лидером поведенческого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мейо. Согласно этой теории управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Исполнитель реагирует на распоряжения, если руководитель может удовлетворить социальные нужды подчиненных.

Наряду с зарубежными учеными проблемы теории управления изучали отечественные исследователи Г.Атаманчук, В. Афанасьев, Г.Попов. Все они пришли к выводу, что теория управления должна развиваться как комплексная, межотраслевая наука, и что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий.

Принципиальным для обоснования управления дошкольным образовательным учреждением является глубокое рассмотрение социально - педагогической системы.

Общими признаками социально - педагогической системы являются:

  1. наличие конкретной цели, общей для всей совокупности элементов;
  2. выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленных задач;
  3. осознание каждым своих задач и общей цели;
  4. выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленной задачи;
  5. конкретные отношения между элементами системы;
  6. наличие органов управления;
  7. обязательная обратная связь.

Дошкольное учреждение - это открытая социально - педагогическая система, направленная на воспитание и образование детей дошкольного возраста. При выборе форм и методов управления ДОУ необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

В ДОУ взаимодействие в системе управления осуществляется между коллективами «взрослые - взрослые», «взрослые - дети». В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования. Без целенаправленного и научно- обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ.

Основными социальными заказчиками деятельности ДОУ выступают прежде всего родители, школа, общество. Деятельность ДОУ направлена на удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании. Эта цель закреплена в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18)

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Знание и соблюдение закономерностей социально - педагогической системы позволит обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Одним из важнейших аспектов управления образованием является его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, посвященной Всемирному дню качества в 1999 году говорится, что управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактование качества не только правомерно, но и крайне необходимо.

Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречиям в образовательной практике, что, в свою очередь негативно влияет на теорию образования.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определенный

уровень знаний, умений умственного, физического и нравственного

развития, которого достигли дети.

Другими словами, качество образования - баланс следующих

составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты,

спрогнозированный процесс и результаты.

О качестве дошкольного образования по сути заговорили в последнее

десятилетие. Этому предшествовало несколько причин.

  1. Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности. Вследствие чего многие педагоги особое внимание уделяют образовательной деятельности и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к следующему этапу обучения (школьному) и успешное формирование базовых черт личности, индивидуальности, но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его способностей, талантов.
  2. В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования неустойчивы, не обладают должной полнотой.
  3. Следствием отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания является и проблема
    управляемости развития дошкольным образованием,
    обеспечение
    условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его
    способностями и возможностями, активная помощь ему в этом. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития

каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации - пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.

Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Составляющие развития ДОУ,

способствующие повышению качества образования

Под управлением качества образования понимается

целенаправленный, ресурснообеспеченный, спроектированный процесс

взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный достижение качества запрограммированного результата (норм и стандартов)

Основными принципами управления качеством образования можно

назвать: системность, непрерывность, функциональность, оптимальность,
продуктивность.

Таблица№1

Состав и квалификация педагогических кадров

Всего 20

Процент к общему числу

педагогических работников

Имеют образование:

Высшее педагогическое

Высшее непедагогическое
- незаконченное высшее

Среднее профессиональное (педагогическое)

Среднее профессиональное (непедагогическое)

Другое

5

1

25% 5%

Имеют квалификационные категории:

Высшую

Первую
- вторую

Другое

5 7 7 1

25% 35%

35%

Стаж работы:

от 1 до 5 лет

От 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

2 4 6 8

10% 20% 30% 40%

Имеют звания и награды

Почетный работник общего образования

Почетная грамота Министерства образования и науки

России

Почетная грамота Департамента образования и науки

Кемеровской области

Почетная грамота Администрации города

Почетная грамота совета народных депутатов.

Почетная грамота Управления образованием

Благодарственное письмо главы города

Благодарственное письмо Совета народных депутатов

города

2

2

11

8

4

24

8

Таблица№2

Качественные изменения состава и квалификации

педагогических кадров.

Параметры

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

1. Образование

Высшее педагогическое

Высшее педагогическое

Среднее профессиональное (педагогическое)

Средне профессиональное (непедагогическое)

Другое

4

1

14

-

4

1

15

-


3

1

16

-

5

1

14

-

5

1

14

-

6

15

-

2. Квалификационные

Высшая

Первая

Вторая

-

-

-

2

-

-

5

6

9

4

8

8

5

7

7

3. Количество молодых специалистов

Для каждого дошкольного учреждения показатели качества образования всегда специфичны, так как они соответствуют модели управления, определяющей цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса данного учреждения, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия воспитания, обучения и развития детей в нем.

Но вместе с тем показатели качества могут быть общими для всех. Это уровни: обученности детей; развития навыков учебной деятельности; творческой деятельности; воспитанности; развития личности в психическом, социальном аспектах; жизненной защищенности, социальной адаптации личности.

В связи с этим можно выделить критерии, используемые при измерении качества образования:

1. Качество обучения (качество учебного материала и действий
педагогов, рациональность и логичность, разработки учебного
расписания, оптимизация времени, пространств и размещения
воспитанников и педагогов, разработки учебного плана и учебно-
программной документации).

2. Поиск, подбор и внедрение инновационных форм и методов
работы, в том числе экспериментальной деятельности.

Параметры результатов образования, оценка результативности, продуктивность, видимый результат.

Наиболее перспективной для формирования системы управления ДОУ представляется программно-целевая структура. Вся работа ДОУ по организации воспитательно-образовательного процесса рассматривается под углом зрения достижения цели, предусмотренной проектом. °

Постоянными элементами в организационной структуре являются подразделения:

  1. Попечительский совет, призванный решать вопросы материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;
  2. Совет педагогов, главный организующий орган по утверждению учебных планов, рабочих программ, обобщению педагогического опыта, решению стратегических задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработки рабочих программ;

Методический совет решает вопросы обновления, структуры и
содержания образования в свете концепции модернизации образования,
активный участник организации работы по мониторингу, выявляет
запросы родителей на образовательные услуги;

  1. Собрание трудового коллектива решает вопросы, связанные с жизнью и деятельностью ДОУ, решает производственные вопросы, связанные с нормативным правом, решением педагогических задач, укрепления и сохранения здоровья людей;
  2. Совещания при заведующей, призванные решать текущие вопросы деятельности ДОУ.

Новым элементом в управлении является создание временных творческих, инициативных групп, методических объединений на базе ДОУ для решения конкретных и актуальных проблем. Такая организационная структура управления способствует созданию коллектива единомышленников и обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление будет осуществляться на основе соуправления с опорой на инициативу и творчество педагогов ДОУ. Для определения результативности системы управления ДОУ на любом уровне предусматривается разработка приоритетов, показателей в виде положений, локальных актов.

Управленческий аппарат в дошкольном учреждении, работающем в режиме развития - это люди, умеющие работать с целями и сами обладающие четкими и осознанными целями. Речь идет о понимании целей функционирования и развития дошкольного учреждения, о понимании целей системы управления и личной индивидуальной управленческой деятельности.

Говоря о роли современного старшего воспитателя в управленческой деятельности необходимо отметить, что он должен:

Понимать мотивы поведения педагогов;

  1. побуждать педагогов к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;
  2. создавать в коллективе отношения максимально благоприятные для продуктивной работы;
  3. давать задания педагогам так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить;
  1. эффективно контролировать работу педагогов;
  2. адекватно оценивать новых педагогов, их возможности и интересы;

Строить деловые отношения с педагогами в соответствии с их
индивидуальными особенностями и ситуациями.

Старшему воспитателю развивающего ДОУ должны быть присущи определенные личностные качества, характеризующие его управленческую деятельность. К ним можно отнести: умение управлять собой; личные ценности; личные идеи; саморазвитие; навыки решения проблем; умения творческого подхода; понимание управленческого труда; навыки руководства; способность формировать коллектив.

Составляющие развития ДОУ, способствующие повышению качества

образования

Правила успешного управления качеством дошкольного образования

1. Каждый член коллектива должен знать, для чего он работает,
каким будет конечный результат.

  1. Каждый член коллектива должен знать, что его труд будет оценен правильно (публичное признание успехов и оказание почета коллегами, одобрение руководителя, премия, благодарность детей и родителей).
  2. Благодарность в ДОУ-огромная составляющая успешного управления. Благодарность - ежедневная дань уважения нелегкому и благородному труду коллег
  3. Труд педагога, безусловно, облегчает бремя многих людей, но они и сами нуждаются в том, чтобы кто-то оказал помощь и поддержку в их труде.
  4. Такт-очень тонкий и значимый компонент управления. Под тактом подразумевается:
  1. умение выслушать и объяснить возникшую проблему;
  2. помощь в проведении мероприятий, если в ней возникает потребность;
  3. одобрение удачных действий коллег;
  4. конфиденциальность;

Деликатность (порицать наедине).

6. Ответственность (если каждый определит для себя меру ответственности, то общая ответственность возрастет многократно).

7. Творчество. Нет более творческой профессии, чем воспитатель. Управление - творческий процесс, и в нем следует учитывать и развивать творческий потенциал каждого педагога.

8. Умение признавать и исправлять ошибки. Ошибки следует

прогнозировать, анализировать, своевременно исправлять. Недопустимые ошибки: грубость по отношению к детям и родителям; физические наказания; принуждение ребенка к приему пищи; сокрытие информации о травме или заболевании ребенка; высмеивание физических недостатков ребенка.

9. Живое участие. Оно необходимо каждому человеку,
воспитателю оно необходимо вдвойне.

10. Конструктивная критика - неотъемлемая часть успешного
управления.

Модель взаимодействия управленческой команды

Система мотивационного управления

Развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется внедрением в практику новейших научных психолого-педагогических достижений в области управления. Одно из таких новшеств -мотивационное управление, в основе которой лежит организация мотивационной среды.

  1. Система стимулирования строится с учетом структуры коллектива и психологических механизмов (эмоции успеха - неуспеха). Эмоциональное переживание успеха необходимо всем. Используемая система стимулирования включает такие формы поощрения, которые дают педагогу возможность переживать эмоции успеха. Наиболее эффективные формы стимулирования: содействие в выдвижении на престижные конкурсы разного уровня; привлечение к участию в работе администрации ДОУ; решающих важных проблемах коллектива; аттестация на более высокую квалификационную категорию.
  2. Контроль и оценка деятельности педагогов направлена на раскрытие их профессиональных и личностных резервов, совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Выявление успехов, а не только недостатков; индивидуальный дифференцированный подход и др.
  3. Делегирование полномочий основной временной ресурс управления и рассматривается как реализация возможности и стремления обеспечить согласованность действий руководителя и педагогов в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги и руководитель стремятся работать в творческом союзе, который отражается в развитии самоуправляемых систем через участие педагогов в постановке целей, определении способов и средств их достижения, оптимальном распределении обязанностей и коллегиальном решении возникающих проблем.
  4. Создание условий для инновационной деятельности - поиск путей прогрессивного развития каждого педагога, с учетом объективных

возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, совершенствование профессиональной компетентности квалификации педагогов через конкурсное движение.

Внедрение системы мотивационного управления в дошкольном
учреждении позволяет построить оптимальную, гибкую и динамичную
мотивационную среду, благоприятную для освоения новшеств при
творческом взаимодействии руководителя и членов педагогического
коллектива.

Таблица №3

№ п/п

Направление

Задачи

Разработка системы стимулирования педагогов

Внесение изменений в положение о стимулировании инновационной активности педагогов. Формы стимулирования мотивации

Контроль и оценка

деятельности педагогов

Усовершенствование системы

контроля в ДОУ.

Разработка критериев и показателей

результативности работы педагогов.

Обсуждение результативности

Выявление и анализ затруднений в

работе педагогов.

Посещение занятий (проверка глубины

обучения программному материалу)

Изучение системы учета достижений

детей и педагогов в различных видах

деятельности.

Педсовет по итогам года.

Делегирование полномочий

Разработка методического и психологического обеспечения делегирование полномочий педагогам (памятки)

Привлечение к управленческой деятельности через городские МО, мастер-классы, семинары, консилиумы. Сопровождение внедрения авторских программ, технологий, средств обучения дошкольников

Привлечение к участию в управлении и перспективном планировании ДОУ

Организация деятельности советов (физкультурно-оздоровительного, редакционного и научно-методического) Привлечение к проведению мероприятия «Лестница успеха». Организация творческих групп. Разработка рекомендаций для педагогов «Управление ДОУ».

Создание условий инновационной деятельности

Разработка методического и

психологического обеспечения

инновационной деятельности.

Разработка плана повышения

квалификации.

Определение перспектив участия в

конкурсах профессионального

мастерства.

Проведение конкурса «Лесенка успеха»

Заключение

Таким образом, система управления качеством дошкольного образования предполагает наличие идеальной модели такого образования и определение оптимальной структуры управления такой моделью. Правильно организованная управленческая деятельность руководителя поможет активизировать профессиональный потенциал педагогов, будет способствовать достижению задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Управление на современном этапе - это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками ДОУ выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля.

Список литературы

  1. Аралова, М.А. Успешное управление [Текст] / М.А.Аралова// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 8. - С. 12-16.
  2. Белая, К.Ю. Контрольно - диагностическая функция [Текст]: руководство ДОУ / К.Ю.Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003 .-64с.
  3. Вагина, Л.А. Актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии [Текст]: педагогические советы / Л.А. Вагина. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.-250с.
  4. Волкова, В.А. Создание системы мониторинга как средства управления [Текст]/В.А.Волкова//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 43-47.
  5. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК Часть 2 / Т.П.Колодяжная. -Ростов-н/Д.: Изд-во Учитель, 2002.-224с.
  6. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК Часть 1 / Т.П.Колодяжная. -Ростов-н/Д.: Изд-во Учитель, 2002.-128с.
  7. Мухина, Т.С. Управление ДОУ в статусе Центр развития ребенка [Текст] / Т.С.Мухина//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007.-№ 4. - С. 10-16.
  8. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением –

как социально-педагогической системой [Текст] / Л.В.Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 7. - С.44- 45.

  1. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст] / Сост. Т.А.Фральцова, Г.А.Вертохвостова. -Кемерово, 2003.
  2. Рыбалова, И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / И.А.Рыболова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 4. - С. 10-23.
  3. Сурова, О.А. Информационно - коммуникационные технологии в управлении дошкольным образованием [Текст] / О.А.Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №7. - С. 21-25.
  4. Шмидт, В.В. Делегирование полномочий [Текст] / В.В.Шмидт // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004.- № 6. - С. 18-23.

Ориентированность на достижение

Ориентированность на развитие

Ориентированность на саморазвитие

Ответственность

Включенность в управление

Единство ориентаций

Психологическая совместимость

Потенциальная стабильность

Сработанность

Организованность

Сплоченность

Ценностно- организованная зрелость

Уровень развития коллектива

Условия и охрана

труда

Сохранность имущества;

Материальное обеспечение;

Охрана труда;

Техника безопасности.;

Завхоз,инспектор по О.Т .

Психологический климат в коллективе.

Соблюдение трудовой дисциплины;

Эмоциональное состояние сотрудников;

Взаимоотношения сотрудников;

Организация досуга;

Поощрения сотрудников;

Оказание помощи сотрудникам;

Работа с пенсионерами;

Работа по предотвращению случаев насилия над ребенка, выявление неблагополучных семей, оказание им помощи.

профгруппа, педагог – психолог, инспектор по охране детства

административное

решение

Принятие и обработка информации;

Анализ, поиск причин;

Прогноз, принятие решения;

Координация действий подчиненных;

Соблюдение правовых, административных норм. Заведующая,

Совещания при заведующей

Здоровье детей, сотрудников

Анализ заболеваемости детей, сотрудников;

Выполнение правил САН и ПИНа;

Посещаемость детей;

Индивидуальный подход к здоровью;

Организация питания;

Закаливающие мероприятия;

Профилактические мероприятия;

Соблюдение режима;

Работа с родителями по сохранению здоровья детей;

Пропаганда здорового образа жизни.

старшая медсестра, воспитатель

Методическая работа

- Подготовка и включение педагогов в инновационную деятельность

Состояние воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

Развивающая среда, создание психологического комфорта в группах;

Самообразование педагогов;

Взаимосвязь специалистов;

Усвоение детьми программного материала;

Диагностика;

Воспитание к/гигиенических навыков, этика поведения детей;

Худож. – эстетическое воспитание.

Старший воспитатель, воспитатель

члены метод. совета

Инновационная деятельность

- разработка новых технологий;

Работа над новыми программами развития;

Разработка проектов, методических рекомендаций;

Пропаганда новых форм работы с детьми;

- «Мудрый педагог»

Инициативная группа

Предполагаемый

результат:

Определение миссии, стратегии и развития ДОУ;

Формирование творческого коллектива единомышленников, способного решать задачи, направленные на всестороннее развитие личности.




Читайте также: