Проект по географии 6. Поиск презентаций. Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области

Разделы: География

Цель урока: в процессе работы над проектом учащиеся должны ознакомиться с основными видами волн в Мировом океане и причинами их возникновения; закрепить навыки работы с картой океанов; развить навыки групповой работы и работы с персональным компьютером; учиться презентовать свою работу.

Учителем заранее для групп составляются шаблоны для буклетов (использовать макеты Microsoft Office Publisher), создается папка фотографий «Волны в океане» и текстовый файл «Рекорды Земли. Волны». Эти заготовки учащиеся могут использовать для составления своего буклета. Но если вы располагаете временем больше, чем один урок для изучения этого материала, то задания для учащихся можно усложнить и попросить их самостоятельно найти фотографии и материал по рекордам к своей теме в Интернете.

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему буклет, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала. Так как в конце урока проводится проверочное задание по всем видам волн на понимание темы на оценку.

Работу на уроке следует организовать в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Актуализация темы:

  1. Кто был на море и наблюдал волны? Расскажите о них.
  2. Вспомните ощущения во время купания и на лодке?
  3. Может ли вода в Мировом океане быть спокойной, как в поддоне?
  4. Что заставляет воду в море (океане) перемещаться?
  5. Как внешне проявляются эти движения?

Разбить класс на 3 группы, раздать карточки-задания.

2. Групповая работа по изучению темы. Работа по карточкам-заданиям.

Карточка для группы 1. «Изучение ветровых волн»

Задания
1. Проведите эксперимент: «Налейте воду в глубокую тарелку и подуйте сначала потихоньку, затем сильно» 1.Сформулируйте причину возникновения ветровых волн.
2. Запишите в тетрадь понятие «ветровые волны»
2. Каково строение “ветровой волны”? 1. Изучите рис.49 и текст учебника на стр. 76
2. Нарисуйте в тетрадь схему волны, подпишите основные части
3.Порассуждайте над свойствами ветровой волны. Ответьте на вопросы 1. От чего зависит высота волны в Мировом океане?
2. Можно ли почувствовать волнение океана на глубине 200 метров? Почему?

Карточка для группы 2 . «Изучение цунами»

Задания Руководство по усвоению учебного материала
1. Внимательно просмотрите кадры видеофильма “Цунами” 1.Сформулируйте причину возникновения цунами
2. Запишите в тетрадь понятие «Цунами»
2. Изучите текст учебника на стр. 77-78. Вставьте в текст пропущенные слова, допишите предложения.
1. Причина возникновения цунами-
2. Скорость распространения этих волн составляет ………….. км/ч.
3. Высота волны в океане ……………….м.
4. Высота цунами у берега …………и составляет …………. м.
3. Порассуждайте над свойствами цунами. Ответьте на вопрос 1. Почему цунами не опасны в открытом океане, а опасны на побережье?

Карточка для группы 3. «Изучение приливов и отливов»

Задания Руководство по усвоению учебного материала

1. Подумайте
О каком виде движения вод в Мировом океане идет речь в отрывке стихотворения И.Бунина?

«В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.»

1. Сформулируйте причину возникновения приливов
2. Запишите в тетрадь понятие «Приливы и отливы»
2. Поработайте с картой «Океаны».
Как на карте Океанов изображаются приливы? Найдите, где на Земле наблюдаются самые высокие приливы?
1. Проанализируйте условные знаки карты Океанов в атласе с.18-19.
2. Нанеси на контурную карту приливы:
  • Залив Фанди (восточное побережье Сев.Америки.)
  • Залив Сен-Мало (север Франции)
  • Пенжинский залив (Охотское море, Россия)
3. Порассуждайте над свойствами приливов -отливов. Ответьте на вопросы 1. Как можно использовать силу приливов и отливов?
2. Какой уровень воды во время приливов или отливов отмечает береговую линию?

3. Этап оформление мини-буклета по своему заданию.

Учащиеся заполняют заготовленный учителем шаблон буклета, состоящий из 4 страниц. На 1 страницу ученики вписывают тему буклета («Ветровые волны» или «Цунами» или «Приливы-отливы») и вставляют картинку по своей теме, выбранную из папки фотографии «Волны».

2 страница – «Причины возникновения …». 3 страница «Особенности», с использованием материла текстового файла «Рекорды Земли. Волны» (выбрать подходящее для данного вида волн). 4 страница «Авторы буклета», вписываются фамилии учащихся.

4. Этап заслушивания групповых отчетов.

На данном этапе от группы выступают учащиеся, демонстрируют свой буклет через проектор, объясняя причины возникновения волн и описывая их особенности. Учащиеся других групп задают вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала.

5. Этап Итоговое проверочное задание «Движение воды в океане».

Если позволяют технические возможности заполнение таблицы можно провести на компьютере с последующей взаимопроверкой. Если нет, то можно распечатать таблицу на карточки, чтобы не терять время на запись характеристик волн. В таблице ученики только проставляют знаки «+» и «-» напротив соответствующих видов волн.(*1, 2)

Завершающим этапом является взаимопроверка заполненной таблицы. Как показывает практика, подавляющее большинство учащихся справляется с работой на «4» и «5».

Литература к уроку:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс». Издательство «Дрофа,2002»
  2. Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии». Издательство «ВАКО».

Проект реализуется в рамках курса географии раздела «Атмосфера» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки. Приобретённые практические знания, умения и навыки помогут накопить опорные знания для понимания процессов, происходящих в природе, подвести учеников к пониманию причинно-следственных связей и лягут в основу формирования трудного, но чрезвычайно важного понятия «климат».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Лицей г.Уварово

ПОГОДА – УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Работу выполнила

Строкова Алина

Ученица 9-б класса

Научный руководитель

Зайцева Ольга Анатольевна

Учитель географии

2007г.

ВВЕДЕНИЕ

То, что мы называем погодой, -

Это только попытка привести

В равновесие тепло и влажность

На поверхности Земли.

В своей работе «Погода – условия обитания человека» я поставила цель узнать: поддаётся ли точному измерению такая подвижная, непостоянная, разнообразная и капризная стихия, как воздушный океан, сиюминутное настроение которого мы и называем погодой.

А также ответить на вопросы: Что такое погода? Властен ли человек над погодой? Где и как делаются прогнозы? Как влияет изменение погоды на здоровье человека?

Проблема взята из реальной жизни.

Общество наше всё больше развивается, продвигается вперёд, технологии совершенствуются. Однако мы, как наши далёкие предки, зависим от капризов природы, от смены погоды.

Кому нужно знать погоду заранее?

И без того плохо, когда она портится,

Зачем же ещё мучиться вперёд?

Но всё равно дня не пройдёт, чтобы человек не взглянул на небо, не полюбопытствовал: как там облака? Каким будет день грядущий? хмурым и дождливым или ясным или солнечным.

В недалёком прошлом погодой или вёдром, называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили что на улице непогода, ненастье. Теперь погодой называют любое состояние окружающей нас атмосферы. Это состояние нижнего слоя воздуха в данное время и в данном месте. Почему мы говорим «в данное время»? Потому что в течение суток изменяются: температура воздуха, направление и сила ветра.

А почему – «в данном месте»? Потому что погода в каждом населённом пункте своя.

Пожалуй, в окружающей среде нет ничего более изменчивого, чем погода: сегодня люди изнывают от жары; завтра – мокнут под дождём; неожиданно налетает ветер, достигающий иной раз урагана, а затем он стихает, теплеет, и удивительный покой устанавливается в природе.

Правильно сказал Козьма Прутков: «Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли ты знать, что случилось в атмосфере?»

В течение февраля я наблюдала температуру воздуха, ветер – это движение воздуха, облачность – состояние воздуха, осадки, которые выпали из воздуха.

Следовательно, во всех случаях наблюдения я вела за воздухом - нижним слоем воздуха (тропосферой). Здесь делается погода.

В ходе работы я проводила самостоятельные измерения основных метеоэлементов в период с 1 по28 февраля: температуры воздуха, облачности, атмосферных явлений. Чтобы представить ход дальнейших изменений погоды и предсказать её, нужно знать все элементы в их совокупности. Данные об атмосферном давлении, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра, осадках были получены на метеорологической станции.

Для установления влияния изменений погоды на физиологическое состояние организма людей были взяты сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Погода и её предсказание

Переписывая скупые цифры температуры воздуха, направление ветра, показание облачности, я поняла, что за этим стоит труд множества метеорологов. Есть в нём доля работы и уваровских синоптиков.

Наблюдения за погодой на территории Уварово ведутся давно. В конце лета 1899 года на Обловке была открыта метеорологическая станция. Первым наблюдателем был учитель бывшей железнодорожной школы И.С.Петров. в 1935 году решением правительства создано Главное Управление Гидрометеослужбы СССР. Первым начальником Обловской метеостанции стала К.И.Жирнак. Станция проводила 8 наблюдений в сутки. Через каждые 3 часа, и отмечала их в месячной книжке. При выходе на площадку наблюдатель в первую очередь определял состояние видимости, количество и форму облачности, её высоту, направление и скорость ветра, температуру. На станции были установлены самописный термограф гигрограф для непрерывной записи температуры и влажности воздуха. Количества выпавших осадков и их интенсивности. Для определения нижней отметки облаков использовали прожектор, а затем построили водохранилище. Где добывали водород. Заполняли им шары и запускали их для определения высоты облаков. В зимнее время станция проводила снегосъёмки. Измерялась высота снежного покрова. При наличии ледяной корки определялась её толщина и процент покрытия коркой озимых культур.

Для изучения режима реки Вороны в 1953 году в Уварово открыт водомерный пост. Два раза в сутки измеряется уровень и температура воды, а зимой толщина льда. За время паводка при подъёме и спаде воды делается 10-12 измерений.

С 1964 года метеостанция стала располагаться в районе 2-го Уварово.

Начальник метеостанции Чарыкова Елена Алексеевна. Нашей метеостанции 107 лет. Входит в Тамбовское подразделение, относящееся к Управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенной в Курске. Станция охватывает площадь 3,5га. Имеются земельные участки в совхозе «Уваровский» по всем сельскохозяйственным культурам, где через день измеряют температуру почвы, влагу, определяют фазы развития растений, промерзание почвы.

На метеостанции трудятся 6 человек, работают в две смены. Метеорологи пользуются в своей работе новыми приборами: ИВО – определяет нижнюю границу облачности, барометр – измеряет давление воздуха, анеморумбомер – прибор для наблюдения за направлением и скоростью ветра. На площадке наблюдения – психометрическая будка для определения температуры и влажности.

Штормовая информация: сильный ветер, низкая облачность, снегопад, гололёд. Всё что входит в разряд стихии, срочно передаётся в Тамбов и в Курск.

1.2 Предсказание погоды по местным признакам

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень.

Умеют уж предречь и ветр и ясный день

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдёт в печальные тучи,

Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окна град…

А.С.Пушкин

Кроме научных прогнозов, бывают другие, которые не менее надёжны. Они основываются на опыте, который мы называем народными приметами.

Люди, жизнь которых тесно связана с природой, - пастухи, лесники, рыбаки или земледельцы, - постоянно наблюдают за погодой.

Первое и самое надёжное из местных признаков погоды – состояние неба, и, прежде всего облачности.

«Хотя, конечно, современному человеку капризы природы не так уж страшны: научились и почвы орошать, и тучи «разводить руками». А вот предки наши к облакам относились более трепетно: не только урожай, но и жизнь древнего человека порой зависела от «поведения» этих небесных странников. Договариваться с облаками умели лишь избранные – жрецы, шаманы, колдуны. Простым смертным оставалось одно: наблюдать и подчиняться воле «воздушных барашков».

О том, что по облакам можно предсказать погоду, говорил Иисус: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так».

Авгуры, древнеримские жрецы, по цвету, форме и характеру облаков предрекали эпидемии и стихийные бедствия.

  • Если облака меняют цвет – быть дождю.
  • Перистые облака – к перемене погоды
  • Светлое облако перед восходом солнца

Обещает ясную погоду, тёмное – ненастье.

  • Облака, плывущие против ветра, - к непогоде.
  • Если солнце в облако садится, на другой

День будет дождь.

В определённое время повторяются погодные условия, которым крестьяне дали свои названия: майские возвраты холодов – заморозки в середине мая, напоминающие о зиме. Садоводам следует обязательно учитывать эти похолодания при весенних высадках. «Овечьи холода» случаются в середине июня, после стрижки овец. Бывают даже заморозки на почве, но после них наступает настоящее лето. Если на Самсонов день (10 июля) идёт дождь, то лить ему семь недель, гласит народная мудрость и часто оказывается права.

Кроме того, наблюдательный человек заметит и изменение окружающего мира: поведение животных, насекомых, цветов и листьев растений, состояние воды в водоёмах, появление характерных запахов…

Народных примет существует много. Мне были интересны те, которые предсказывали холодную погоду:

если на елях шишки выросли низко, то морозы будут ранние, а если наверху, то холода наступят в конце зимы.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сейчас, как и тысячи лет назад, ничто не влияет столь заметно на жизнь каждого из нас, как погода, - её капризы. У людей, к сожалению, по сей день, нет собственных, врождённых средств защиты от окружающих метеорологических условий.

В отличие от настроения человека «настроение» атмосферы поддаётся точному измерению. В этом я убедилась, проведя собственные исследования.

2.1 Температура воздуха, облачность, атмосферное давление

Цель данной части научной работы – выявить и охарактеризовать закономерности изменения данных метеоэлементов за февраль для нашего населённого пункта.

Анализ графика хода среднесуточных температур привёл нас к таким выводам. Февраль 2007 года характеризовался преимущественно пониженным температурным режимом. В начале февраля температура воздуха понижалась до -18,6 0 (4.02). Это видно из таблицы . Вторая декада была значительно теплее. Самый тёплый день был 15 февраля. Температура поднялась до +1,2 0 . Наиболее холодная была третья декада февраля. 23 февраля температура составила -29,9 0 . Средняя температура за февраль в городе составила -9,5 0 и оказалась выше нормы на 1,5 0 . Максимальная температура воздуха была равна +2,3 0 , минимальная -23,8 0 . Средняя температура воздуха на поверхности снега составила -30 0 и оказалась абсолютным минимумом за весь месяц.

Сравнив с графиком изменения средних температур февраля 2006 года, мы наблюдаем следующее. В феврале прошлого года самой холодной была первая декада февраля, где температура опустилась до -28,9 0 (9.02). Самая высокая температура была 23 февраля (-1,9 0 ), последовал период относительной стабильности с чередованием температур -2 0 -4 0 .

И так было установлено, что средняя температура за период наблюдения составила -14,0 0 , на 3 0 ниже нормы.

В марте средняя температура за 15 дней составила -1,4 0 . Самый холодный день был 1 марта (-6 0 ), самый тёплый – 15 марта (+2,1 0 ). С 11 марта наблюдается повышение температуры .

Температура воздуха сильно зависит от состояния облачности и просчёты в прогнозе количества облачности влекут ошибки и в прогнозе температуры.

Полученные данные об облачности за февраль свидетельствуют о том, что пасмурных дней было 17. Дней с меняющейся облачностью 6 и 5 дней стояла ясная и морозная погода. При расчёте облачности учитывали нижнюю и верхнюю границу облаков.

Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны друг с другом. Зимой рост давления – признак похолодания.

Из таблицы мы видим, что наиболее отчётливое увеличение атмосферного давления воздуха отмечается при наиболее выраженных низких температурах. А именно 23.02,24.02, 25.02,26.02,27.02. Давление измеряли в миллибарах.

Проведя обработку собранной информации о направлениях и скорости

ветра, я выяснила, что преобладающими направлениями ветра в феврале были северное (24 дня) и юго-восточное (15 дней). Анализируя «розу ветров» мы видим, что меньше всего ветер дул с востока. 2 дня стояла безветренная погода (штиль). Максимальная скорость ветра была 6 и 19 февраля и составила 14 м/с.

В феврале 2006 года преобладал юго-восточный (21 день) и западный (18 дней) ветер . 6 дней стояла безветренная погода. Скорость ветра была наибольшей в третьей декаде месяца и составила 12 м/с. Из анализа видно, что в феврале преимущественно преобладает в нашей местности юго-восточный ветер.

В начале марта 2007 года также преобладал юго-восточный ветер (5 дней) и юго-западный (4 дня) .

За установленный период было зафиксировано , что 11 дней из 28 выпадали осадки. Наибольшее количество осадков выпало 9 февраля -12мм. В течение месяца осадки выпадали в виде снега . Снег шёл в течение 20 дней. Максимальная высота снежного покрова составила 26см, то есть была близкой к средним многолетним значениям.

В феврале прошлого года также 11 дней из28 выпадали осадки, в основном это снег и иней. Наибольшее количество осадков выпало 17 февраля и составило 15мм. На начало февраля высота снежного покрова составила 44см.

Начало марта было сопряжено с сильными метелями и снегопадом. В результате высота снежного покрова достигла 68см, то есть увеличилась на 24см по отношению к 1.02.

В начале марта 2007 года осадков выпало очень мало (5,8мм). Осадки выпадали в виде снега 1, 5, 6 марта. В остальные дни осадков не было. 15 марта был дождь.

Наблюдались и такие атмосферные явления, как туманы и дымка. Туманы возникали из-за охлаждения воздуха. Они возникали ночью или утром, иногда оставались плотными и в дневные часы.

Дымка – явление, имеющее ту же природу, что и туман. Она морозная, изобилует кристалликами льда, но при ней прозрачность воздуха ухудшается.

При тумане, в тихую, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах появлялась изморозь. Её можно было наблюдать 4, 5, 25, 26 февраля . 10 дней осадки выпадали в виде инея. 2 дня шла морось – жидкие осадки, состоящие из мелких капель, которые характерны для тёплого времени года.

14 февраля было зафиксировано сразу 7 атмосферных явления в течение суток (дымка, туман, снег, метель, позёмок, морось, гололёд), что случается очень редко. Одно явление сменялось другим. Гололёд был только в этот день в виде отложения плотного слоя льда на ветвях и проводах. Это произошло при охлаждении капель тумана при температуре 0,7 0 . 19 февраля не наблюдалось никаких атмосферных явлений.

2.3 Влияние изменений погоды на организм человек

Англичане говорят: «Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда!» Так ли это? Похоже, что нет, если судить по наблюдениям.

С помощью кожи и лёгких мы узнаём о смене температуры, влажности воздуха, об осадках, о ветре, о чистоте воздуха. Зрение позволяет нам видеть игру солнечных лучей, рисунок и краски ландшафта, облачность, туманы. С помощью слуха мы воспринимаем грозы, ураганы, шум моря, горных рек.

В течение одних суток меняется не только температура, но и давление, влажность воздуха. С повышением влажности обостряется гипертония. Давление воздуха способствует возникновению гипертонических кризисов. При смене погодно-метеорологических условий наблюдаются инфаркты миокарда, мозговые инсульты.

Изменение светового режима влияет на центральную нервную систему, щитовидную железу, обмен веществ в организме.

Для установления характера влияния изменений погоды на организм человека были отобраны три возрастные категории:

1 группа – дети (10-14 лет включительно)

2 группа – подростки (15-17 лет включительно)

3 группа – взрослые (18 лет и старше).

Это было сделано для того, чтобы выявить характер влияния погодных условий на разные возрастные группы и появление тех или иных заболеваний, связанных с ними. В таблице представлены основные этапы обработки данных о наиболее распространённых заболеваниях, которые были зарегистрированы в феврале месяце в районе обслуживания лечебного учреждения.

Получилось, что чётко прослеживается закономерное повышение болезни органов дыхания среди всех возрастных групп.

При анализе статистических данных был выявлен интересный факт: больных, заболевших гриппом в феврале, оказалось 220 человек, а в январе всего 1 человек проболел гриппом. Значит, пик этого заболевания пришёлся на февраль.

Из таблицы видно, что такие заболевания, как повышенное кровяное давление, болезни сердца и пневмония характерны для взрослой

группы населения. У детей и подростков они отсутствуют.

Заболевания нервной системы характерны для детей и взрослых. Это объясняется тем, что в связи с воздействием на организм факторов внешней среды организм ребёнка и взрослого даёт сбой. Они чувствуют недомогание. Это всё влияет на психоэмоциональное состояние этих групп населения. От последствий воздушной среды, которые сопровождались травмами, пострадали все возрастные группы, но особенно взрослые – 36 человек.

Исходя из вышесказанного, делаем заключение, что большая часть заболеваний приходится на холодные месяцы года. Это прежде всего, сердечно-сосудистые заболевания, грипп, бронхит, пневмония.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого научного исследования, я установила следующее:

при современном уровне развития науки и техники предсказание погоды на будущее остаётся проблемой. Так краткосрочные прогнозы погоды для данного района редко бывают точны при заблаговременности, превышающей двое суток. Долгосрочные прогнозы погоды (более 30 суток), малоэффективны, а долгосрочные прогнозы климата носят характер произвольных оценок.

Цель, которая была поставлена в начале работы, мною достигнута. И вот, что получилось: таких снежных зим, как было в феврале 2006 года не было уже много лет. Снежный покров составлял 60см, на полях – 47см, а в местах сильных заносов доходил до 70см.

Этой зимой отмечены и самые низкие температуры: 8 февраля -35,1 0 . Между тем, средняя температура февраля в первой декаде по многолетним наблюдениям составляет по норме -10,7 0 . А в этом году она сложилась на уровне -22,8 0 . Зато значительно потеплело в последней декаде февраля, и был достигнут максимум температуры в 0,8 0 ниже нуля.

Февраль 2007 года оказался теплее. Его средняя температура в городе была выше нормы на 1,5 0 .Снежный покров составил 26см, на 21см ниже прошлогоднего. Первая декада марта была тёплой с малым количеством осадков (5,8мм).

Какая будет эта весна, какие сюрпризы она нам преподнесёт – ещё увидим. А что нас ожидает завтра, узнаем из прогноза погоды.

Погода – это условия обитания человека. И вот, как это ни обидно, человек не властен над погодой.

Несмотря на все жизненные коллизии, «у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Я уверена в этом.

Литература

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде Ленинград Гидрометеоиздат 1982г.
  2. газета «Уваровская жизнь» №12 22 марта 2006г.
  3. География. Приложение к газете «Первое сентября» №45 1998г.
  4. газета Оракул 09.2005г. «Путь белых облаков» Фирсов В.
  5. Кривич М., Ольгин О. Какая завтра погода? М. Малыш 1986г.
  6. Литинецкий И. Барометры природы М. Детская литература 1982г.
  7. Статистический отчёт Уваровской ЦРБ (февраль)
  8. Статистические данные Уваровской метеостанции (за февраль)
  9. Что есть погода проф. Зигфрид
  10. Энциклопедия для детей М. «Аванта+» т.3 1994г

Приложение №1

Таблица 1

Среднесуточные температуры за февраль 2007 года

Для населенного пункта

Дата

Сред.

темпер.

14,7 о

10,6 о

17,2 о

18,6 о

11,2 о

6,3 о

2,0 о

5,8 о

11,9 о

1,6 о

2,8 о

5,8 о

6 о

0,7 о

1,2 о

1,4 о

11 о

9,4 о

4,2 о

3,7 о

10,4 о

14,6 о

20,9 о

16,7 о

14,4 о

17,3 о

17,5 о

13,4 о

График 1

Приложение № 2

Среднесуточные температуры за февраль 2006г. для населенного пункта

Таблица 2

Дата

Сред.

темпер.

15 о

18 о

20,4 о

25,4 о

17,2 о

24,1 о

27,7 о

28,8 о

28,9 о

22,1 о

13,1 о

9,0 о

14,2 о

18,9 о

19,8 о

13,3 о

7,4 о

9,1 о

14,5 о

11 о

7 о

4 о

1,9 о

4,8 о

5,4 о

4,3 о

4,1 о

2,9 о

График 2

Средняя температура -14 о

Приложение №3

Таблица 3

Среднесуточная температура март 2007 год

Дата

Сред.

темпер.

6,2 о

2 о

0,6 о

0,7 о

2,3 о

4,1 о

3,1 о

0,4 о

4 о

4,6 о

1,3 о

0,8 о

0 о

0,3 о

2,1 о

График 3

Приложение №4

Таблица 4

Средняя облачность за день (февраль 2007 год)

Дни

облачность

дни

облачность

Пасмурно - переменная погода

Ясно

Таблица 5

Атмосферное давление воздуха (мм) за февраль 2007 г.

График 4

Приложение №5

Роза ветров за февраль 2007год

Приложение №6

Роза ветров за февраль 2006г.

Приложение №7

Роза ветров за март 2007год

Приложение №8

Количество осадков (мм) за февраль 2007

Приложение №8

Высота снежного покрова февраль 2007год.

дата

высота

снежного

покрова(см)

Казань – 2015 Оглавление

1 . Введение ____________________________________________________2

Постановка проблемы________________________________________________3

Актуальность, цель, задачи__________________________________________4-5

План мероприятий по реализации проекта_______________________________6

2. Основная часть

Анализ ресурсного обеспечения______________________________________7-8

Ожидаемые результаты реализации проекта______________________________9

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для учащихся 5-8 классов______________________________________________________10-20

3. Заключение _________________________________________________21

4. Литература ______________________________________________22-23

Введение

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

Внеурочная деятельность – основная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Во внеурочной работе большое значение имеет самостоятельность учащихся, которая позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния. Умения учителя придать интересам воспитанникам практическую значимость.

Постановка проблемы

Интернет-ресурсы

Мотивационные:

Обмен опытом

Обмен опытом

Публикации материалов в Интернет образовательных ресурсах

Организационные

Разработать практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

Разработать

практические задания, индивидуальные задания, вопросы викторин, темы проектов, продумать темы экскурсий.

Финансовые

Приобретение учебной и методической литературы,

Учебных фильмов.

Учебно-методическая литература.

2.Учебные фильмы, диски, видеоматериалы

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Расширение кругозора и повышения качества знаний учащихся.

2. Развитие практических навыков.

3. Воспитание коммуникативной активной личности и экологической культуры школьника.

4. Положительные показатели при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география»

для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Роль географии в современном мире постоянно возрастает. Современные средства связи сближают страны и континенты. И без прочных географических знаний невозможно представить преуспевающего бизнесмена или политика.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Цель и задачи курса «Занимательная география»

Цель программы:

Развитие кругозора и интеллектуальных способностей учащихся

Задачи:

Развивать интерес к изучению географии.

Совершенствовать умение работать с картой.

Развивать способности к исследовательской и проектной деятельности.

Развивать у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические задачи.

Развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Планомерная и целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, географии, биологии. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, видеофильмы, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на географической площадке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностные и метапредметные результаты

Резуль- таты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятив ные

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познава- тельные

умения учиться: решение творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Прогнозируемые результаты:

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков.

Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных - мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ориентирование на местности

Экскурсии, практические занятия

Жизнь земной коры

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

Мировой океан

Беседы, кинозанятия

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины

Атмосфера Земли.

Практические занятия, решение географических задач

Природа своего края

экскурсии

Тема 1. Введение

Знакомство с деятельностью курса, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Тема 3. Жизнь земной коры.

Современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Землетрясения.

Разнообразие форм рельефа на Земле.

Рельеф своей местности.

Тема 4. Мировой океан.

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Тема 5. Воды суши.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Воды суши своего края.

Тема 6. Атмосфера Земли.

Современные методы изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Климат своей местности.

Тема 7. Природа своего края.

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Антропогенное воздействие на ПК.

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная география» необходимы следующие принадлежности:

  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР. Наличие географической площадки.

Заключение

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловаякнига, 1999. - 476 с.

2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский- М., 1980. - С. 120-121

3. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии:6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48

4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географическихнаук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50

5. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.- М., 1996. - С. 174-176

6. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000.- С. 10 - 11

7. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998.- С. 76-78

8. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия,1964. - С. 339 - 340

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.

10. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я.Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25

11. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства/ Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38

12. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География вшколе. - №6. - 2002. - С. 37-43

13. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение,1969. - С. 372-379

14. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентовпод. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С.172-192

15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347с.

16. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н.Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17

17. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. - М: Просвещение,1998. - С. 85-93, 202-208

18. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172

19. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / Географияв школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

20. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман,И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991. - С. 128-134.



газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2.
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 6

Проектная деятельность учащихся
по географии

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых - осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности : информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области : монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности : от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами .

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

Проекты освоения территорий;

Проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды .

Возможности использования детских конструкторов ЛЕГО позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.

Данные проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными. Начинать можно с малого.

Учебный проект.

Прогноз возможных последствий
хозяйственной деятельности человека

Один современный фермер, используя маленький самолет, занимался засевом облаков, вызывая обильные дожди для повышения урожая овощей. Спрогнозируйте возможную реакцию его близких и отдаленных соседей на эти действия. Объясните свою точку зрения.

В основе проекта - понимание существующих в природе взаимосвязей и закона сохранения вещества и энергии. Результатом работы может стать рисунок с кратким, в том числе устным, пояснением. Этот минипроект можно предложить при изучении темы «Атмосфера» и продолжить при изучении темы «Гидросфера».

Каждый из фермеров, живущих по соседству, мечтает собрать большой урожай овощей и усердно поливает свой огород. Представьте возможные варианты строения и состава горных пород данного участка местности. Спрогнозируйте возможные последствия избыточного полива. Объясните свою точку зрения.

При определении темы творческого проекта в наибольшей степени требуется учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей.

Творческий проект.

Читая страницу каменной «книги» (6 класс)
Какие тайны умеют хранить камни?

По сохранившимся рисункам на колоннах храмов археологи узнали о жизни в Древнем Египте. Эти рисунки, словно письма, сохранили и передали нам мысли и чувства людей далеких веков.

Рис. 2. А есть надписи, сделанные самой природой. Пофантазируйте и «прочитайте» историю камня, «написанную» на его поверхности.

Форма представления: сочинение-миниатюра, при этом вовсе не нуждающееся в художественном оформлении. Кстати, это важно - не загружать учащихся лишней работой: громоздкими описаниями, ненужным, излишним оформлением.

Творческий проект.

Австралия в поэзии аборигенов (7 класс)

1. Прочитайте стихотворения австралийских поэтов-аборигенов и сделайте подстрочный перевод. Поделитесь своими впечатлениями.

Red

W.Les Russel

Red is the colour
of my Blood;
of the earth,
of which I am a part;
of the sun as it rises, or sets,
of which I am a part;
of the blood
of the animals,
of which I am a part;
of the flowers, like the waratah* ,
of the twining pea,
of which I am a part;
of the blood of the tree
of which I am a part.
For all things are a part of me,
and I am a part of them.

Spiritual song of the Aborigine

Hyllus Maris

I am a child of the Dreamtime** People
Part of this Land, like the gnarled gumtree***
I am the river, softly singing
Chanting our songs on my way to the sea
My spirit is the dust-devils
Mirages, that dance on the plain
I’m the snow, the wind and the falling rain
I’m part of the rocks and the red desert earth
Red as the blood that flows in me veins
................. I am eagle, crow and snake the glides
Through the rain-forest that clings to
................. the mountainside
I awakened here when the earth was new
There was emu, wombat, kangaroo
No other man of a different hue
I am this land
And this land is me
I am Australia.

* waratah - телопе"я, кустарник в восточной Австралии, который цветет красными цветами.
** Dreamtime - Время творения, в мифологии аборигенов - время, когда Земля и жизнь на ней приобрели существующую форму.
*** gumtree - эвкалипт.

2. Попробуйте сделать художественный перевод стихотворений. Постарайтесь передать чувства, волнующие их авторов, их основные образы и мысли.

Творческий проект.

Сибирский [характер] [простор] [мороз] [… ]:
фантазия и реальность (8 класс)

Приходилось ли вам встречать словосочетания: сибирский простор, сибирский мороз, сибирский характер? Что означают эти словосочетания? При всех различиях содержания, есть ли что-то их объединяющее? Какие другие словосочетания с эпитетом сибирский вам известны? Напишите эссе на одну из предложенных тем или придумайте тему сами.

Разные типы проектов решают разные учебные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому учащимся полезно принять участие именно в разных проектах, а учителю учитывать эти особенности при планировании учебной работы.

Методика осуществления и формы представления
отдельных учебных проектов

Карта является моделью территории, следовательно, возможны учебные проекты по картографическому моделированию. Метод моделирования помогает в изучении новых характеристик предметов и явлений.

Учебный проект.

План местности, на которой происходит
действие сказки «Гуси-лебеди»

Перед началом работы необходимо провести этап подготовки и вспомнить содержание сказки, либо рассказать ее целиком, либо прочитать, раздав учащимся текст. Если такая возможность есть, то можно раздать учащимся и карточки с заданиями: Составьте план местности… Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:а) прочитайте сказку; б) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков (традиционных - лес, река, поле - и придуманных - печка, избушка бабы-яги);в) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга.

Необходимо обсудить с шестиклассниками план предстоящей работы. Далее следует этап реализации проекта. Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Первые варианты карт обычно готовы уже через несколько минут и, как правило, не отличаются сложностью построений. Вдоль прямой линии на поле последовательно расставлены волшебные печь, за ней яблонька, и поперек пути молочная река в кисельных берегах, за рекой лес. Вопрос: «Разве девочка переходила (или переплывала) реку?» - заставляет ребят задуматься над местоположением реки. Нередко в классе звучат возгласы: «Как же тогда?» Постепенно, по мере размышления (не все так просто!), представления об изображаемой местности меняются, становятся не столь примитивными и упрощенными, а ученики уже могут объяснить местоположение объектов. (- Почему избушка не на полянке? - Она за деревьями, в лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она увидела ее вдруг.) Еще через несколько минут появляются другие, более интересные планы местности, за которые можно поставить отметки. Лучше поставить их тем, кто захочет. Это этап рефлексии . Мы рассмотрели 1-й вариант, точнее, первый уровень возможного выполнения проекта. Возможны и другие, например, 2-й вариант: учащимся предстоит еще поработать дома и через неделю представить доработанный и красиво оформленный план местности по той же сказке «Гуси-лебеди» или новые планы, составленные по текстам других сказок, по выбору учащихся. В этом случае можно обозначить более четкие требования к оформлению: формат листа А5, использование цвета. 3-й, еще более высокий уровень: «Составляем “Атлас сказочных земель”». После пробной работы в классе шестиклассники получают задание на дом, по времени - на осенние каникулы, составить план местности, на которой происходило действие разных сказок. Можно предложить лишь русские народные сказки, а потом сравнить получившиеся планы - сравнить местности. На всех планах будет лес, поле и река. Лес, степь, поле и река, по определению В.О. Ключевского, основные стихии русской природы по своему историческому значению, и это обобщение существенно расширит границы проекта, превратит его в межпредметный. Можно составить «Атлас сказочных земель» по сказкам народов России, народов мира.

Семиклассникам по силам и более емкие проекты, например, групповой проект гипотетического материка, который материализуется в отдельных авторских картах и их кратком описании или в «Атласе гипотетического материка» .

Отдельная группа исследовательских проектов может осуществиться на основе исторических карт. Вопрос в доступности источника . На известной карте мира из «Географии» Клавдия Птолемея ученые выделяют три группы объектов: а)которые можно уверенно отождествить с реально существующими; б) которые можно отождествить с существующими лишь условно; в) которые невозможно отождествить с существующими. Это и есть основа для разработки учебных проектов.

Исследовательский историко-географический проект может быть коротким по времени или, наоборот, продолжаться в течение года и реализовываться по следующим темам: Рассмотрите карту Птолемея и проанализируйте представления о каких-либо компонентах географической среды или о частях света: морях и океанах, внутренних водах, горах суши, морях и островах, Африке, Европе, Азии. Работа над исследовательскими проектами может продолжаться в 7-м классе по карте Дж. Контарини, составленной после первого путешествия Христофора Колумба .

Учебный проект.

Африка - часть Старого Света на карте Джованни М. Контарини

Анализируя карту, семиклассники могут:

1. Рассказать, каким представлялось географическое положение Африки европейцам в конце XV - начале XVI в.

2. Сравнить реальное географическое положение Африки с представлениями начала XVI в.

3. Выявить конфигурацию Африки.

4. Проанализировать изображение градусной сети - например, через сколько градусов проведены параллели. Вычислить протяженность Африки с севера на юг и сравнить полученные результаты с современными данными.

5. Рассказать, как изменились представления о форме и географическом положении Африки со времен Птолемея (см. атлас 6-го класса).

6. Определить, можно ли выделить группы объектов на карте Джованни М. Контарини подобные тем, что выделены на карте Птолемея.

Исследовательский проект.

Изучаем город Плес

Рассмотрим еще один проект, который был осуществлен группой учащихся 7-10-х классов во время летней экскурсионной поездки в Ивановскую область. Сосредоточим внимание на двух составляющих подготовки: составление и печатание на каждую группу «Дневников исследователя» и посещение Левитановского зала Третьяковской галереи. «Дневник исследователя» (тетрадь на печатной основе) состоял из двух частей. Первая - «Древний Плес» - составлялась учителем, а вторая - «Современный Плес» - учащимися. В целях экономии места, мы лишь перечислим основные задания.

Дневник исследователя. Древний Плес.

Часть 1

I. Географическое положение г. Плес

1. Определите макроположение Плеса.

2. Определите, как изменялось географическое положение Плеса во времени. Например, каким оно было в XVII-XVIII вв. и как изменилось в конце XIX в. в связи с открытием железной дороги Иваново-Вознесенск-Кинешма.

3. Дайте оценку современного макрогеографического положения Плеса.

4. Определите микроположение города Плеса.

II. Главные пространственные элементы древнерусского города

5. Какие пространственные элементы средневекового города сохранились (если сохранились) в Плесе?

6. Определите размеры (длину и ширину) одной из старинных улиц и одной из площадей Плеса.

7. Средневековые русские города имели пространственные отличия от средневековых городов Европы. Какие?

8. Какие новые пространственные элементы возникли в XVII-XVIII вв. и сохранились до нашего времени?

III. Ландшафтный принцип планировки древнерусских городов

9. Определите особенности микрорельефа города.

10. Определите особенности микрорельефа городских огородов.

11. Определите особенности гидрографии города.

12. Определите, в чем проявляется ландшафтный принцип планировки древнерусских городов?

IV. Православные храмы и их роль в пространственной организации города

13. Определите название, архитектурный стиль, местоположение и ориентированность в пространстве храмов города Плеса.

14. Составьте план расположения основных храмов г. Плеса.

15. Определите роль храмов в пространственной организации города.

V. Силуэт города как граница между небом и землей

16. Опишите силуэт Плеса и проанализируйте его изменение: а) во времени; б) в пространстве.

17. Нарисуйте силуэт Плеса.

18. В чем на ваш взгляд может проявляться узнаваемость города?

Дневник исследователя. Современный Плес.

Часть 2

I. Общая характеристика

1. Природа в городе: рельеф; климат; растительность; животный мир на улицах города.

2. Промышленность.

3. Транспорт: а) общественный (виды, состояние, тарифы); б) частный, в том числе водный (виды, состояние).

II. Население, условия жизни населения

4. Примерная численность.

5. Жилые постройки (высотность, плотность, состояние, отопление, водоснабжение).

6. Учреждения образования.

7. Больницы, поликлиники.

8. Общественное питание (виды, меню, цены).

9. Экология (мусор, шум).

III. Развлечения (виды, состояние, цены, обслуживание)

10. Городские праздники и место их проведения.

11. Главное место сбора молодежи.

12. Культурный досуг (музеи).

IV. СМИ

13. Газеты, журналы.

V. Сравнение условий жизни населения и городского ритма столичного мегаполиса и малого города

Работа осуществлялась следующим образом: группы учащихся (семиклассники предпочли работать самостоятельно и, как позже выяснилось, узнали ничуть не меньше) отправились самостоятельно изучать город, точнее, его центральную историческую часть, в которой практически невозможно заблудиться. Маленький и уютный Плес, расположенный на маршруте Золотого кольца, чрезвычайно удобен для подобной исследовательской работы, ибо соотнесение полученного на уроках или почерпнутого из учебников по истории и географии теоретического знания, например о структуре средневекового города (крепости и посада), с конкретной местностью и объектами на ней или выявление ландшафтного принципа планировки древних русских городов - дело, как выяснилось, непростое. Изучать, то есть смотреть, наблюдать, расспрашивать местных жителей, измерять шагами (семиклассники еще и припасенной заранее рулеткой) ширину старинных плёсских улиц-каменок, считать, как позже выяснилось, всех встреченных на улицах кошек и собак. Самостоятельное знакомство с городом произошло в день приезда, то есть специально до запланированной на следующий день экскурсии по городу. За три часа ребята узнали многое. Им удалось выяснить не только количество учеников в местной школе, число и место проводимых в городе дискотек, но и проблемы трудоустройства жителей и их низких доходов, востребованность определенных профессий на летний сезон в многочисленных домах отдыха и санаториях, проблемы транспорта («Говорят, есть маршрутное такси, но никто не видел», - было записано в одном из дневников.) и т.д. Ребята отметили исключительную доброжелательность жителей, которые останавливались и охотно отвечали на вопросы, рассказывали о жизни своего города. (Это было всего пять лет назад.) Вечером прошло обсуждение результатов. Экскурсию слушали совсем по-другому, сравнивая собственные открытия с рассказом экскурсовода, не только слушали, но спрашивали и уточняли.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

Типология предложена Е.С. Полат.

Примеры подобных проектов, например: морского города, антарктической станции, хозяйственного освоения территории на примере Амазонии, подробно разработаны и представлены в учебнике 7-го класса О.В. Крыловой «География материков и океанов»
(М.: Просвещение, с. 117–122, с. 205, с.198).

Полностью данный проект представлен в учебнике О.В. Крыловой «География материков и океанов», 7-й класс (М.: Просвещение), в атласе «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006). В контурных картах «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006) есть специальная вкладка - бланковка «Атласа гипотетического материка».

См.: атлас «География», 6-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник»,
М., 2006), с. 14-15, в котором историческая карта помещена на весь разворот, что позволяет действительно выделять на ней объекты названных групп.

См.: атлас «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой
(ИД «Новый учебник», М., 2006), с. 2-3, в котором историческая карта также помещена на весь разворот.

Чебурков Дмитрий Фёдорович,

учитель географии МБОУ «Школа № 106» г. Нижний Новгород

Проект с учащимися 6 класса по теме «Атмосфера»

Создание аналитической брошюры «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода»

Этапы проектной деятельности.

1.Проблемная ситуация,

2. Проблема,

3. Цель

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки,

5. Планирование,

6. Реализация,

9. Оценка деятельности в проекте.

Пытаются вывести проблему из предложенной ситуации.«Как адаптироваться к переменам погоды, пользуясь данными о состоянии атмосферы».

2. Определение проектного продукта

Обсуждает с учащимися, что должно помочь в решении данной проблемы: интернет, тетради, линейки, карандаши (2 цвета), ручки.

В результате обсуждения определяют, каким должен быть проектный продукт: рекомендации по адаптации для населения к изменениям погоды на основе дневника погоды, графических материалов по нему и социологического опроса.

3. Цель

Создать аналитическую брошюру «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода».

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки

    Поиск данных о погоде на сайте Gismeteo . ru .

    Графики хода температуры и атмосферного давления.

    Выводы об их взаимосвязях,

    Построение розы ветров для Н.Новгорода.

    Подготовка анкеты на тему «Погода и наше здоровье».

    Обработка материалов соцопроса «Погода и наше здоровье»

Предлагают способы создания продукта, включив в него:

1)график хода температур;

2)график хода атмосферного давления;

3)регистрацию осадков и облачности;

4)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

5) построение розы ветров для Н.Новгорода.

6)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и наше здоровье».

5. Планирование

Планирование деятельности в проекте.

Вместе с учениками составляет план работы:

1)подготовка оборудования,

2)работа над дневником погоды (поиск данных на сайте Gismeteo . ru ),

3)вычерчивание графиков (определение масштаба графиков, вычерчивание осей, определение точек по координатам графиков, вычерчивание графиков),

4)анализ графиков (взаимное влияние температуры воздуха, атмосферного давления, осадков),

5)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

6) Построение розы ветров (масштаб графика, вычерчивание осей, точки на графике, вычерчивание розы ветров, выводы);

7)социологический опрос (определение состава анкеты: возраст, влияние погоды на серд.-сосуд., нерв. системы и опорно-двиг. аппарат, и степень этого влияния)

8) Обработка анкеты (свод данных, построение диаграмм по каждому вопросу, выводы).

Предлагает ученикам выработать критерии оценки конечного продукта.

Вместе с учителем составляют и корректируют план работы. Разбиваются на функциональные группы, каждая из которых выполняет отдельный сегмент работы.

1)оформление дневника погоды;

2) построение графика хода температур;

3) построение графика хода атмосферного давления;

4)регистрация осадков и облачности;

5)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и здоровье».

Выбирают критерии оценки конечного продукта:

Аккуратность,

Наглядность,

Полнота данных,

Истинность данных,

Своевременное выполнение.

6. Реализация

Выполнение групповой проектной работы.

Контролирует выполнение плана по пунктам.

Выполняют работу в соответствии с пунктами плана.

1 группа: график хода температуры и выводы к нему.

2 группа: график хода атмосферного давления и выводы к нему.

3 группа: роза ветров и выводы к ней.

4 группа: обработка материалов соцопроса.

7. Оценка продукта на основании критериев

Определение критериев оценки проектного продукта.

Оценка

8. Вывод о степени достижения цели

Предлагает учащимся приступить к вычерчиванию графиков.

Обсуждает с учащимися результаты опроса.

Строят графики хода температур и атм. давления.

Обрабатывают результаты опроса.

9. Вывод о степени достижения цели

Рефлексивно-оценочный этап.

Беседа о взаимосвязи атмосферного давления и ветра. Анализ построенных графиков.Совместная выработка рекомендаций по рациональной адаптации к погодно-климатическим условиям Нижегородской обл.

10. Оценка деятельности в проекте.

Предлагает ученикам выработать критерии оценки собственной работы и провести рефлексию.

Проводят рефлексию своей деятельности на каждом этапе проекта, согласно критериям оценки.

Выводы

В ходе работы над проектом нами были выполнены следующие действия:

    Собраны данные о состоянии атмосферы над Н. Новгородом. (по сайту gismeteo.ru) ;

    Проанализирован дневник погоды;

    Построен график хода температур;

    Построен график хода атмосферного давления;

    Построена роза ветров;

    Проведён социологический опрос на тему «Влияние погоды на Ваше здоровье».

Нами было выявлено, что климат Н.Новгорода отличается значительными перепадами температур и атмосферного давления, однако не создаёт значительных препятствий для хозяйственной деятельности людей.

Почти половина участников опроса отметила отсутствие взаимосвязи между погодой и самочувствием. 57% респондентов указали наличие у себя той или иной степени метеозависимости.

Для метеозависимых граждан разработаны следующие рекомендации:

    Отслеживание метеорологической ситуации в городе по прогнозам погоды;

    Выявление взаимосвязи между атмосферным давлением, температурой и состоянием собственного здоровья;

    Заблаговременный приём препаратов, снижающих негативное действие перемен погоды;

    Отказ от вредных привычек;

    Физические нагрузки, сообразные возрасту и состоянию здоровья;

    Профилактическое обследование в стационарах.

Приложение. Таблица критериев оценки проектной деятельности учащихся на рефлексивно-оценочном этапе

Группа _____________________ Критерии оценивания

0 – критерий не представлен, 1 – критерий представлен частично, 2 – критерий представлен полностью.

Читайте также: