Теперь мы знаем, какие вещи родители не должны покупать школе. Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы? Что можно носить в школу ученицы

Благодаря активному участию мам, был составлен оптимальный список школьных принадлежностей, мамы дали компетентные советы о школьных покупках .

Сохраните список в закладках, подарите друзьям и знакомым, планирующим сборы в школу. Это лучший список, составленный опытными родителями школьников и «новичками»!

Школьная форма, сменная обувь, спортивная форма

Белые футболки-поло (комплекты из 2-3х штук).

Комментарии: хорошо стираются, легко гладятся, не мнутся. Удобны в носке, особенно если в школе жарко. Ребенок самостоятельно легко надевает и снимает.

ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next , H&M, United colors of Benetton

Рубашки для мальчиков: светлые, однотонные, белые и пастельных тонов, 5 шт. Для девочек блузки нарядные и повседневные, с короткими и длинными рукавами по 2-3 шт. Водолазки белые или синие, 2 шт.

Комментарии: водолазку можно надеть, когда в этот день физкультура. Ее проще снимать и надевать в быстром темпе, она не мнется. Девочке нужна нарядная блузка для торжественных мероприятий. Если в вашей школе форма для девочек - сарафан, а не юбка, выбирайте блузку с нарядным воротником или кружевными рукавами. На некоторых упаковках есть приятное обозначение non-iron (не требует глажки).

ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , Acoola , «Детский Мир» (марка «Царевич», «Престиж»), «Ашан» (марка «Царевич»), Gulliver, Gloria Jeans, Sela , для старших школьников - Zara .

Жилет, пиджак, кардиган - 1 шт. Цвет - выбор школы.

Комментарии: чаще всего жилеты покупают в фирмах, отшивающих заказы для городских школ. Например, «Студия Т» или «Евролэнд». Они сразу идут с логотипом школы. Если строгих указаний нет, жилет и пиджак можно выбрать по своему вкусу.

ГДЕ : Детский Мир », Gulliver.

Сарафан, юбка - 1-2 шт. Также школа может потребовать, чтобы были они отшиты в определенном месте.

Комментарии: сарафаны Marks&Spenser утягиваются на талии, это удобно. Европейские сарафаны по цене дешевле отечественных, но они и попроще, без рюшек. Зато износостойкие.

ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, MEXX

Брюки для мальчиков и девочек - 2 пары.

Комментарии: полезные бонусы - обозначение non-iron, обработка тефлоном, регулировка талии.

ГДЕ: Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, Acoola.

Аксессуары: галстуки, ремни, носки, колготки, заколки и банты.

Комментарии: носки и колготки выгоднее покупать в наборах. Галстуки бывают с пластиковым фиксатором внутри узелка, на резинке или молнии, с фиксатором оказались самими удачными и живучими. Для девочек необходимы колготки хлопковые: однотонные, белые, светлых оттенков или синие; и колготки капроновые, количество - чем больше, тем лучше!

ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , «Детский Мир», Gulliver , Acoola , H & M , Reserved (ремни, носки) , Calzedonia (колготки для девочек, носки) , Accessorize и Lady Collection (аксессуары для волос).

Сменная обувь

Комментарии: ребенок находится в этой обуви 4-7 часов ежедневно. Поэтому обувь должна быть не просто красивой и модной, но удобной анатомически. Удобство означает профилированную, поддерживающую стельку и небольшой каблучок, нескользкую подошву. Предпочтение: обувь «дышащая». Если это допускается школьным дресс-кодом, подойдут закрытые сандалии. Застежка - липучка. Выбор ю-мам: «Скечерс», Keddo, «Улёт», «Совенок», «Капика», ECCO, Crocs.

ГДЕ: «Спортмастер», «Капика», «Детский Мир».

Спортивная форма

Комментарии: необходимы два комплекта - для улицы и спортзала. Если в школе не закупают форму централизованно, нужны футболки белые или синие, костюм, трико отдельное, девочкам - «велосипедки» или шортики, мальчикам - синие или черные шорты. Носки, кеды с белой подошвой (чтобы не пачкать пол в зале), желательно без шнурков с завязками (с зафиксированными, растягивающимися шнурками) или на липах. Возможно, понадобятся чешки, если в школе проводится ритмика. И кроссовки для улицы. Также лыжи или коньки (по выбору школы). Предусмотрите короткую курточку для зимних занятий спортом, легкие непромокаемые брюки, специальную сумку для коньков.

ГДЕ: Adidas Kids, «Спортмастер» (бренды Demix, Outventure), «Детский Мир», H&M, «Ашан», Gloria Jeans, Sela .

Канцелярия

Пенал школьный (с наполнением или без).

Комментарии: Пенал-косметичка вместителен, позволяет аккуратно разложить по местам цветные карандаши, ручки, линейку, резинки. Но он занимает много места. Пенал-тубус больше подходит для старших школьников (им уже не нужны цветные карандаши). И он компактен. Если вы понимаете, что ваш ребенок вряд ли будет скрупулезно раскладывать канцелярию, купите тубус. В нем также поместится все необходимое в меньшем количестве. Можно на всякий случай купить оба пенала. Выбирайте пенал из мягкой ткани (для соблюдения тишины: пеналы громко падают!) с надежной молнией. Он служит весь год - не экономьте на качестве.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир».

Наполнение пенала и ранца:

1. Ручки шариковые синие и цветные Stabilo , ErichKrause , Flair .

2. Карандаши простые Big, Koh-i-Noor.

3. Линейки деревянные, пластиковые, 15см и 20 см. «Командирская» линейка с трафаретами.

4. Точилка с контейнером, точилка без контейнера.

5. Ластики Koh-i-Noor, Factis.

6. Обложки на учебники (мягкие, прозрачные) и тетрадки, клейкая прозрачная бумага. Лучше покупать в сентябре, когда учебники на руках. В разных учебных программах свои размеры учебников, тетрадей и пособий.

7. Тетради и дневники, как правило, закупают на весь класс. Если указаний нет, купите дневник и тетради Hatber .

8. Тщательно проверьте дневник, чтобы в нем не было лишней информации за счет уменьшения полезной площади. Достаточное количество страниц, страничка с отметками за год. Тетради понадобятся в клетку 12 л. - 5 шт.; в косую линейку 12 л. - 5 шт.

9. Папка для тетрадей.

10. Карандаши цветные, простые или акварельные Koh - i - Noor , BIC , ADEL , Herlitz , Kores . Цветные карандаши понадобятся на весь период начальной школы. Купите сразу 2-3 набора. Если какой-то цвет потеряется, будет замена.

11. Фломастеры Centropen , Koh-I-Nor.

12. Расписание уроков. Повесьте его над школьным столом, чтобы ребенок самостоятельно и быстро собирал ранец на следующий день.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .

Для уроков ИЗО и технологии:

1. Акварель медовая, гуашь, восковые мелки «Гамма», «Луч».

2. 1-2 набора кистей разных размеров.

3. Баночка-непроливайка, палитра.

4. Альбом для рисования, 2-3 штуки. Наборы бумаги для рисования, черчения, формат А4 и А5.

5. Папка для труда.

6. Пластилин, доска для пластилина, нож для пластилина «Гамма», «Луч».

7. Цветная бумага односторонняя и двусторонняя, фольга, бархат. Цветной и белый, гофрированный картон «Академия Групп», Hatber, SILWERHOF.

8. Ножницы Hatber. Erich Krause .

9. Клей ПВА с дозатором, клей-карандаш по 2-3 шт.

10. Тряпочка или салфетки для удаления лишнего клея. Махровые, микрофибра.

11. Нитки-макраме, иголка, игольница, белая ткань 15*15 (см).

12. Клеёнка на парту.

13. Фартук для труда и/или нарукавники IKE А, C & A .

14. Альбом или контейнер для хранения природных материалов.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .

Рабочее место

Силиконовая накладка на парту IKEA .

При письме и рисовании не пачкается парта, поверхность парты не жесткая, что более удобно при письме в тонких тетрадях.

Настольная лампа IKEA , OBI , «Ашан».

Органайзеры для письменных принадлежностей IKEA , OBI , «Ашан».

Часы-будильник LEGO, IKEA , OBI , «Ашан».

Стол и стул школьника IKEA , «Ашан».

Обоснование выбора стола:

  • Небольшие размеры стола (ШхГхВ): 105 х 71 х 80,9-101,9 см.
  • Изменение высоты (от 56 до 77 см) и угла наклона (до 18 градусов) столешницы.
  • Ножки металлические.
  • Выдвижная полка для канцелярских товаров.

Обоснование выбора стула:

  • Стул по заявленным характеристикам способствует правильной осанке.
  • Может использоваться детьми ростом от 120 см.
  • Регулировка высоты сидения, угла наклона сидения, угла наклона спинки, высоты спинки.

Совет от мам: если ребенок катается на стуле, колесики можно убрать - или зафиксировать скотчем.

Настенные полки для учебников IKEA , OBI , «Ашан».

Ранец, сумка для сменки

Ранец Garfield, Mag Taller, Herlitz, Hummingbird, Hama, Tiger Family, Lego, DerDieDas, Gulliver .

В 2006 году такое мнение высказали 12% россиян, в 2015 году – 9%.

Участники опроса фонда «Общественное мнение» «Представления россиян о будущем страны через 20 лет» в конце 2016 года заявили, что они недовольны состоянием здравоохранения (60%), экономики (48%), соцзащиты (40%) и образования (39%).

Вот один из способов проверить, есть ли коррупция в вашей школе.

Четыреста семьдесят пять насадок для швабр

Одна из самых распространенных родительских жалоб звучит так: «Каждый год школа заставляет нас покупать множество вещей. И нельзя отказаться!»

На самом деле – можно. И даже нужно.

Если вас заставляют это купить, откажитесь!

Родители не должны покупать для школы:

– кресла, столы, стулья, скамеечки, банкетки, шкафы, стеллажи;
– компьютеры для учителей и учеников;
– планшеты для учителей и учеников;
– экраны, проекторы, микрофоны всех видов;
– наборы посуды, подносы, раздаточные линии для столовой;
– мячи, сетки, насосы для накачивания мячей;
– спортивное оборудование для занятия всеми видами спорта;
– тренажеры всех видов;
– музыкальные центры и музыкальные инструменты… и многое другое.

Если вас будут заставлять это делать, сошлитесь на приказ Минобрнауки РФ № 336 и закон «Об образовании в РФ», по которому образование в России – бесплатное.

Порядок упоминания, конечно, будет обратный: сначала – федеральный закон (273-ФЗ), а потом – приказ Минобрнауки РФ (№ 336).

Эксперты указывают, что длиннейший список «запрещенных вещей» из приказа Минобрнауки РФ приведен не случайно: он имеет антикоррупционную направленность.

Дело в том, что администрации школ все чаще требуют от семей оплатить вещи, которые школа давно уже приобрела. Куда пойдут собранные деньги, родителям не сообщают.

А это – классическая коррупционная схема.

Например, классный руководитель просит родителей внести деньги на новые баскетбольные мячи. Знакомая история, не правда ли?

Но ее развязка может оказаться неожиданной. Мячи, на которые собирались деньги, давно были закуплены, оплачены из средств регионального или муниципального бюджета и преспокойно ожидали на складе нового учебного года.

Если вы спросите, куда пошли деньги, собранные «на мячи», классный руководитель ответит, что не знает.

Другой случай: родительский комитет, которому надоело вносить деньги на то и на другое, потребовал у школы отчета. И выяснил: за год своими взносами мамы оплатили 475 насадок для швабр. При этом на собранные деньги не было закуплено ни одного рулона туалетной бумаги, ни одного средства для мытья окон или сантехники. Одним словом, – ни одной полезной вещи!

Кстати, 475 насадок для швабр родительскому комитету тоже не предъявили…

«Интересно, а они вообще были куплены?» – с возмущением написала в «Фейсбуке» одна из мам.

Многим кажется, что это обидно и несправедливо по отношению к ним самим и их детям. Но на самом деле это – опасно. Вы никогда не узнаете, в чей карман отправились собранные деньги. На этом и держится школьная коррупция.

Поэтому, когда родителей просят в очередной раз внести деньги на мебель или на оборудование для спортзала, можно дать классному руководителю жесткий ответ: «Мы не хотим участвовать в коррупционных схемах».

Обоснование простое: сегодня запрещено покупать для школы на родительские деньги даже коврики для крыльца и доски объявлений. Зачем же просить семью нарушать закон, покупая мебель, планшеты или спортивное оборудование?

Эксперты советуют: когда родителей директивным образом, от лица школы, заставляют платить за покупку эстафетной палочки или большого зеркала в школьном холле (если, конечно, их ребенок не потерял палочку и не разбил зеркало – это другой случай), значит, школа вовлечена в коррупционные схемы на уровне района или города.

И тогда ее деяниями должна заняться прокуратура. Потому что школьная коррупция – прямое отражение коррумпированной среды, которая сложилась вокруг нее.

Эту среду создают не педагоги, а муниципальные и региональные власти. Школа только выполняет их распоряжения, а ее директор – нижнее звено в этой цепочке.

И в этой среде бесполезно спрашивать, куда уходят собранные деньги. Родителям все равно не скажут правды.

«Если вы не знаете полного списка вещей, на которые сегодня нельзя собирать деньги с родителей, – советует Анна Вавилова, – задайте себе простой вопрос: сможет ли ваш ребенок осваивать образовательную программу без того средства обучения, которое школа заставляет вас купить. Если нет, то эту вещь вы как родитель покупать не должны. Ее должна дать учащимся школа!

Постараюсь объяснить на примере: учительница задает вашему ребенку домашнее задание, для которого у вас должен быть дома собственный глобус (который, кстати, входит в список из приложения к Приказу 336). Если вы не купите глобус, ребенок не сможет выполнять домашние задания, а в итоге – не освоит школьную программу. Вывод: семья не должна платить за глобус, эту проблему должна решить школа.

Она может, например, устроить у себя “прокат глобусов” и выдавать их ученикам для выполнения домашней работы… Но главный момент, про который родители не знают, а руководители школы забывают: именно школа принимает образовательную программу. В том числе – и рабочие программы по разным предметам.

Если школа заявляет родителям, что будет использовать современные, может быть, даже “модные” учебно-методические материалы или средства обучения, они должны у нее быть. Администрация не имеет права покупать их за ваш счет».

«Брать деньги с родителей в школах все равно будут»

В 2016 году Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции (ИВК), который каждый год составляет международная организация Transparency International. ИВК рассчитывается ежегодно с 1995 года. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 – с самым низким. Говорится об «индексе восприятия», потому что оценка выставляется не экспертами, а жителями той или иной страны. Это они выносят окончательный вердикт.

Ситуация в нашей стране была оценена самими россиянами на 29 баллов из 100 возможных.

В 2014 году, во время опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», больше половины опрошенных отметили: почти каждый человек возьмет взятку, если ему предложат.

И не удивительно, что этим сугубо российским убеждением (все дают и все берут взятки) охотно пользуются недобросовестные администрации школ.

Сергей Феклин, юрисконсульт, контрактный управляющий гимназии 1544, руководитель юридической клиники Московского государственного педагогического университета, предупреждает, что в некоторых школах деньги с родителей все равно будут собирать.

«Приказ № 336 – это федеральный документ, – говорит Сергей Феклин. – Он адресован регионам России, в которых зачастую не хватает средств на образование. В Москве ситуация иная. Если в Москве какая-то школа решит закупать на средства родителей те вещи, которые перечислены в приказе № 336, директора школы просто уволят. Но я не ручаюсь за ситуацию в некоторых регионах России.

Дело в том, что за неисполнение этого приказа директор школы не несет ответственности. Если он будет требовать с родителей деньги на закупку самых разных вещей, о которых мы уже говорили, он не будет ни уволен, ни оштрафован. Как приказ Минобрнауки РФ, этот документ обязателен к исполнению, но директор школы может его не исполнять: ведь в документе не сказано, что ему будет за нарушение приказа».

Похоже, ничего.

В 2015 году на вопрос ВЦИОМ, есть ли (по их мнению, конечно) коррупция в их населенном пункте, лишь 1% россиян ответили «нет»!

26% отозвались: «коррупция есть, и очень высокая», 33% – ответили: «коррупция высокая», 24% – « у нас коррупция средних размеров».

Стоит ли удивляться, что мамы и папы во всем подозревают коррупцию. Даже в сборах денег на мешки для обуви или на обложки для тетрадей и школьных учебников!

Между собой родители имеют право собирать деньги на что хотят, но сегодня родительские комитеты вынуждены неделями уговаривать мам и пап внести деньги на экскурсию или на детский праздник.

«Родительский комитет и сборы в него – это помощь родителям, а не наоборот, – считает Оксана Лысенкова, руководитель Московского родительского клуба.

– Гораздо удобнее и дешевле закупать тетради, обложки и т.п. коллективно. Сборы в родительский комитет абсолютно добровольные. Любой может отказаться от участия в групповых закупках».

Ее общедоступная группа в «Фейсбуке» помогает московским родителям решать разнообразные проблемы в школах: от организации питания до работы медицинских кабинетов. Оксана Лысенкова уверена, что родители должны реализовать свое право участвовать в управлении школой и тем самым затруднить действия коррупционеров.

В 2015 году 56% россиян честно ответили на вопрос ВЦИОМ, что полностью победить коррупцию в России невозможно. Однако 40% опрошенных посчитали, что общество справится, если будет активно действовать.

Эти 40% объединяются в родительские комитеты и тем самым получают возможность отстаивать права своих детей.

«Родители могут провести собрание, зафиксировать факт создания Совета родителей (законных попечителей) учеников, выбрать его членов и председателя, известить об этом школьную администрацию, передать директору школы документы (например, протокол создания Совета и свои координаты). В этом случае их мнение будет учитываться, – объясняет Анна Вавилова. – Об этом говорит 30 статья закона “Об образовании в РФ”. Родители смогут знакомиться с проектами школьных локальных документов, участвовать в их обсуждении и предварительной оценке и реагировать на стадии их подготовки. Хотя все это еще не значит, что администрация школы согласится с их мнением. Она имеет право утвердить любой школьный локальный акт в собственном варианте».

Что надо помнить родителям

– В России принят Федеральный закон «Об образовании в РФ» (или 273-ФЗ). Для семей важна статья 3, в которой говорится, что родители и законные представители детей имеют право на участие в управлении образовательными организациями (то есть школами).

– В статье 89 подчеркнуто, что «Управление системой образования осуществляется на принципах… учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».

– А статья 29 напоминает о том, что в школах могут действовать «…педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы».

А вашим детям нужен пятый телевизор в классе?

Министерский приказ № 336 многое изменил в жизни школы. Накануне 1 сентября некоторые мамы и папы жалуются на то, что администрация школ вообще отказывается принимать от них дарения и пожертвования. И это обидно, когда родителям хочется сделать школе подарок от чистого сердца.

«Никто не запрещал родителям покупать те или другие вещи для школы по собственному желанию, – подчеркивает Анна Вавилова.– Если семья хочет оформить дарение или пожертвование школе, можно на всякий случай вписать в договор пожертвования, что делается оно добровольно, и что вам в школе сказали, что вы не обязаны были его делать.

После того, как вышел приказ Минобрнауки № 336, администрации многих школ поняли, что родительские подарки могут выйти им боком. Особенно когда выясняется, что дети всем классом – а это незаконно – учились по купленным родителями учебникам и пособиям.

Конфликты между администрацией и родителями – частое явление. При этом случается, что мамы и папы, которые вчера говорили: я охотно куплю то и это для школы за свой счет, сегодня начинают возражать и возмущаться: на нас оказывалось давление, все это незаконно, мы передумали это покупать… и тогда директору и завучу трудно доказать, что они не давили на родителей. Поэтому сегодня некоторые школы предпочитают вообще не брать от родителей подарков, даже если они сделаны от чистого сердца».

«Если школа отказывается от родительского подарка – то, может быть, и не надо его делать, – считает Сергей Феклин. – Но тут надо разбираться с причинами – для чего родители хотят сделать школе этот подарок. Детям не на чем сидеть, стулья в классе разваливаются? Это один разговор. А если родители хотят подарить что-то, что уже есть в школе, например, пятый телевизор в класс, – зачем он детям нужен?»

Бесплатная форма бывает только в армии

Накануне 1 сентября родители размышляют о школьной форме. Нужно ли ее носить? Почему учительница прерывает урок и при всем классе велит вашей дочери снять сережки? Почему вашего сына выгнали с занятий за то, что у него под школьным пиджаком была футболка с принтом его любимой спортивной команды?

Все чаще на родительских форумах задаются два вопроса.

И второй – если школа вводит форменную одежду, почему она не компенсирует родителям расходы на ее покупку?

«Требования к школьной одежде и форма – это разные вещи, – поясняет Анна Вавилова. – Надо развести два этих понятия. Школа имеет право устанавливать требования к одежде учеников (и даже к одежде учителей) в локальном школьном акте. Он может называться “О форме одежды в школе №” и учитывать типовые требования к одежде школьников, принятые на региональном уровне.

Чаще всего в этом документе говорится, что школьники должны носить одежду строгого или делового стиля, отказаться от украшений, сложных причесок, пирсинга и т.п. Все это законно. Но не следует забывать, что доступ к качественному образованию (на этом основано российское законодательство об образовании) не должен зависеть от финансовых возможностей родителей. В том числе – от возможности оплатить ту или иную форму одежды.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем россиянам право на бесплатное образование. Это значит: ребенок получает образование на бюджетной основе, не платя ни копейки и ничего не покупая. Поэтому родители могут и даже должны участвовать в обсуждении документа о форме школьной одежды».

«Должна ли школа или муниципалитет оплачивать родителям покупку школьной формы? Вы будете удивлены, но в России для школ вообще не предусмотрена форма.

Форменная одежда предполагает конкретный образец, его детальное описание, точные правила ношения. Учредители обязаны обеспечить формой те организации, которые работают в сферах обороны, безопасности, обеспечения законности и правопорядка, на таможне, во флоте, в авиации и т.п. В принципе, на региональном уровне власти могут принять решение выдавать школьникам бесплатную форменную одежду. Но я таких случаев не помню.

Можно ли исключить школьника за то, что он придет на занятия не в форме или отказывается носить школьную форму? Нет. Нельзя лишить ребенка права на образование из-за того, что он не соблюдает дресс-код школы. Одно дело – сознательное нарушение правил, нежелание носить принятую в школе форму одежды. И другое – когда администрация школы требует от родителей купить дорогую одежду, на которую у семей нет средств.

Иногда цвета для школьной одежды предполагаются настолько экзотичные, а покрой описан так подробно, что единственная возможность выполнить эти требования – купить дорогие ткани и шить одежду в ателье. В этом случае родители имеют право попросить администрацию школы пересмотреть требования к школьной одежде (и установить те, которые позволили бы семьям разного достатка выполнить их). Если директор не соглашается, у родителей остается право жаловаться учредителю школы (то есть муниципальному комитету или департаменту образования) или в региональное Министерство образования».

«Платье должно быть содержимо в чистоте и опрятности…»

Несколько правил, которые следует помнить, покупая школьную форму или обсуждая вопрос, какой она должна быть:

– Школьная форма – это стиль одежды.

– Она может быть любого цвета и покроя, но должна соответствовать санитарно– эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03, утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года № 51.

В некоторых регионах России школы устанавливают требования к трем видам школьной одежды:

– повседневной,
– парадной,
– спортивной.

Если в уставе школы описан только повседневный вариант одежды, парадная и спортивная одежда выбираются по желанию детей и родителей.

– Многие школьные уставы запрещают носить обувь на толстой платформе, туфли на высоком каблуке (более 7 см), футболки с принтами, яркие рубашки с рисунком, брюки с заниженным поясом, колготки ярких цветов с ажурным рисунком. Иногда эти требования не нравятся родителям, но юристы считают их законными.

– Когда будете выбирать школьную одежду, учтите, что стандартная длина юбки для девочек – плюс-минус 5 см от колена (в некоторых школах – до 10 см выше колена).

Иногда в уставах школ упоминается неопределенная мера – «ладонь» («юбка школьницы должна быть на ладонь выше или ниже колена»). Чтобы не столкнуться 1 сентября с сюрпризами, длину юбочек для школьниц лучше согласовывать со школой.

– Из стандартных требований для школьниц: деловой костюм, однотонное платье, сарафан или блуза с юбкой. Брючный костюм должен быть не броским и без отделки. Брюки классического покроя. В одежде делового типа возможны различные варианты полосок и клеток неярких тонов. Прическа школьницы: волосы чистые, ухоженные. Длинные волосы убираются наверх и закалываются.

Одежда для юношей: деловой костюм – двойка или тройка традиционного покроя, сорочка однотонная, галстук. Цвет школьной одежды – синий. Для мальчиков разрешены брюки черного или синего цвета. В некоторых школах выбирают бордовый цвет пиджаков и жилетов в сочетании с клетчатыми юбками или темными брюками. Могут быть и другие варианты, но, как правило, они относятся к дорогим частным школам.

А вот как решался этот вопрос в XIX веке в женской гимназии:

«…Ученицы в праздничные и воскресные дни и накануне их должны посещать богослужения, не опаздывать на молитву, которая начинается за четверть часа до начала первого урока.

…Ученицы обязаны являться в гимназию и находиться вне дома в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого фасона, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок, и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.

Всякие подражания моде в отношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного класса не должны стричь волосы. Исключение допускается лишь тогда, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство от которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.

Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте. Ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна осмотреться все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить».

(Из «Важнейших правил для учениц Мариинской Донской женской гимназии», утвержденных Советом гимназии 14 ноября 1884 года)

Узнайте о своей школьной форме. В каждой школе свои требования насчет школьной формы и ее стиля, узнайте больше информации о правилах, касающихся формы, чтобы подобрать аксессуары, внести в форму изюминку и подогнать ее под свой стиль, чтобы чувствовать себя в ней уютно. Узнайте о том, что разрешается и не разрешается носить, найдите информацию по следующим пунктам:

Узнайте, есть ли какие-то варианты в одежде. Во многих школах школьная форма включает в себя несколько вариантов: платья, юбки, брюки, шорты, рубашки на пуговицах с длинными или короткими рукавами. Но если вам повезет, униформа в вашей школе будет также включать в себя пиджак, жилетку или свитер, которые можно сочетать и носить разными способами.

  • Всю эту одежду можно комбинировать между собой, носить в зависимости от погоды, подстраивать под свой стиль. Есть несколько способов изменить свой образ и носить школьную форму так, чтобы выглядеть немного круче.
  • Выберите одежду своего размера. Одежда слишком большого или слишком маленького размера в любом случае будет смотреться не очень хорошо, поэтому важно выбрать форму своего размера, которая будет нормально на вас сидеть. Но если по каким-то причинам школьная форма не подходит вам по размеру, вы можете сделать следующее:

    • Заправить рубашку и подвернуть рукава, чтобы она не казалась мешковатой
    • Подчеркнуть талию поясом, чтобы одежда не казалась бесформенной
    • Связать нижнюю часть рубашки в узел, чтобы она лучше сидела на вас
    • Подогнать одежду самостоятельно, чтобы она была чуть больше или меньше по размеру
  • Наденьте что-нибудь поверх рубашки. Что бы вы ни надели, рубашку поло, блузку, рубашку на пуговицах, скорее всего, по школьному регламенту, сверху разрешается накидывать какую-то другую одежду. Так что это дает вам возможность добавить что-то стильное к своему образу. Например, можно:

    Наденьте какую-нибудь одежду под форму. Будет смотреться отлично, если вы оставите первые несколько пуговиц расстегнутыми, и под рубашкой в области шеи и декольте будет видна футболка или майка нейтрального или яркого цвета.

    Подверните манжетки и рукава. Если вы носите рубашку с длинными рукавами, заверните манжетки и засучите рукава до уровня локтя. Можно также завернуть манжетки на рубашке с короткими рукавами, чтобы она смотрелась более стильно. К тому же, вы можете подвернуть края брюк или шорт.

    • Не подворачивайте края шорт слишком высоко, особенно если в вашей школе есть ограничения насчет допустимой длины брюк.
  • Замените какие-то части одежды аналогичными. В некоторых школах, где отношение к школьной форме более менее лояльное, можно заменить серую и скучную бесформенную одежду очень похожей, но намного более стильной и подходящей вам.

    Носите пояс или ремень. Такой простой аксессуар, как ремень, может быть очень полезен, если вы хотите подогнать под себя или просто заправить длинную рубашку. Даже если классный ремень сумасшедшей расцветки вам не поможет, попробуйте поэкспериментировать с пряжкой ремня и его материалом.

    • Если вы носите юбку с заправленной в нее рубашкой, попробуйте подвязать вокруг юбки (на талии) пояс.
    • Можно просто не заправлять рубашку в юбку, а подвязать ее широким ремнем.
  • Носите разные шарфики. Если вы учитесь в школе, где не допускаются никакие изменения и исключения в школьной форме, а также дополнительные предметы одежды, вам остается просто носить разные аксессуары.

    • Шарфы не только греют, но и являются хорошими аксессуарами, благодаря чему можно добавить немного цвета в свою школьную форму, не меняя ее.
  • Найдите классную школьную сумку. Во многих школах не упоминается ничего насчет школьных сумок, поэтому тут ваша фантазия может хорошенько разыграться. Вот несколько идей для выбора школьной сумки:

    Добавьте немного бижутерии. Количество и вид бижутерии зависит от того, какие правила насчет этого существуют в вашей школе. Но если вам разрешается носить украшения, бижутерия – отличный способ разнообразить школьную форму.

    Носите классную обувь. Обувь – отличный способ внести изюминку в свой образ, не нарушая правила дресс-кода. Но если в вашей школе строгие правила насчет обуви, попробуйте надеть блестящие черные туфли с небольшим каблуком или с обувь с каким-то декоративным элементом.

    Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

    У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

    Для чего была введена школьная форма?

    1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
    2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
    3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
    4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

    Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

    С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

    С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

    В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

    Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

    Кто определяет, какую форму должны носить дети?

    Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

    Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

    • обороны и безопасности государства;
    • обеспечения законности и правопорядка;
    • таможенного дела и т. д.

    В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

    Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

    Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

    Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

    Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

    • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
    • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
    • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
    • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

    Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

    Принято на заседании

    Родительского комитета школы № 1302

    Председатетель РК Масловский А.С.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о школьной форме и внешнем виде обучающихся

    Государственного общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1302

    города Москвы

    I. Общие положения.

    1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом школы, решением Совета школы.

    1.2. Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286–03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

    1.3. Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.

    1.4. Настоящим Положением устанавливаются определения школьной формы и устанавливается порядок ее ношения для обучающихся 1 – 11-х классов. 1.5.Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются Родительским комитетом, Советом и администрацией школы.

    О необходимости перехода школы на единую школьную форму свидетельствует следующее:

    1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;

    2. Форма дисциплинирует человека; формирует представления о стиле в одежде, воспитывает и эстетические, и моральные качества школьника;

    3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде;

    4. Нет проблемы «в чем пойти в школу»;

    5. У детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание идти в школу;

    6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива;

    7. Дает возможность учащемуся ощутить свою причастность именно к этой школе;

    8. Школьная форма экономит деньги родителей.

    2. Общие принципы создания внешнего вида.

    2.1. Аккуратность и опрятность:

    · одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;

    · обувь должна быть чистой;

    · внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).

    2.2. Сдержанность:

    · одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;

    · основной стандарт одежды для всех - деловой стиль.

    2.3.1. Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие варианты одежды и обуви:

    · спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);

    · одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);

    · пляжная одежда;

    · одежда бельевого стиля;

    · прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

    · декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.);

    · вечерние туалеты;

    · платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);

    · мини-юбки (длина юбки выше 10 см от колена);

    · слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;

    · одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;

    · сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;

    · спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);

    · пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);

    · обувь в стиле "кантри” (казаки);

    · массивная обувь на высокой платформе;

    · вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);

    · туфли на чрезмерно высоком каблуке Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).

    · в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

    2.3.2. Волосы

    · длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины - прибраны заколками;

    · мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические);

    Запрещаются экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.

    2.4. Маникюр и макияж:

    · декоративный маникюр;

    · декоративный маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы);

    · вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов;

    3. Неяркий макияж и маникюр разрешен девушкам 10-11 класса

    2.5. Запрещено использовать в качестве деталей одежды массивные броши, кулоны, кольца, серьги.

    2.7. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
    2.8. Запрещаются аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.

    3. Примерные требования к школьной форме.

    3.1. Стиль одежды – деловой, классический.

    3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.

    3.3. Парадная форма:

    Девочки 1-11 классов

    Белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, брюки, колготки белого или телесного цвета, туфли.

    Мальчики 1-11 классов

    Белая мужская (мальчиковая) сорочка, пиджак, брюки, туфли. Галстуки, бабочки и т.п. по желанию.

    3.4. Повседневная форма:

    Мальчики, юноши

    - костюм «двойка» или «тройка» темно-синего, темно-серого, черного, серого, коричневого цвета; мужская сорочка (рубашка), туфли;

    Пиджак, брюки, синего, черного, серого, темно – зеленого цвета, мужская сорочка (рубашка), туфли.

    Однотонная белая рубашка или рубашка неярких тонов,

    Девочки, девушки

    Костюм темно-синего, темно-серого, черного, серого, зеленого, коричневого цвета, включающий пиджак или жилет, платье с пиджаком или жакетом);

    брюки или юбку, сарафан; однотонная белая блуза или блуза (кофта, свитер, джемпер, водолазка неярких тонов).Юбка и сарафан могут быть клетчатые;

    Жакет без вызывающих отделок, аксессуаров и деталей (приталенный силуэт, отложной воротник), брюки, юбка или сарафан длиной не выше колен на 10 см.;

    Блуза рубашечного покроя, водолазка (воротник – стойка) - (цвет разный, однотонный);

    Колготки однотонные - телесного, черного цветов; туфли с закрытой пяткой и носком.

    Однотонный без надписей пуловер, свитер, жилет;

    Пуловер, свитер, жилет с геометрическим рисунком (ромб, полоска);

    3.5. Спортивная форма:

    Спортивная форма включает футболку, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.).

    Спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

    3.6. Одежда всегда должна быть чистой и выглаженной.

    3.7.Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

    3.8. Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле.

    2. Права и обязанности обучающихся.

    4.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами и обязаны в течение учебного года постоянно носить школьную форму.
    4.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно.

    4.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится учащимися с собой.

    4.4. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

    4.5. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.

    4.6. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

    4.7. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров неярких цветов.

    4.9. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного положения.

    2. Обязанности родителей.

    5.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
    5.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
    5.3. Выполнять все пункты данного Положения.

    2. Меры административного воздействия.

    6.1.Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению учащимися и другими работниками школы.

    6.2.Несоблюдение обучающимися данного Положения является нарушением Устава школы и Правил поведения для учащихся в школе.

    6.3. О случае явки учащихся без школьной формы и нарушений данного положения родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.

    6.4. За нарушение данного Положения Устава школы учащиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию.



  • Читайте также: