Скачать исследовательскую работу по краеведению. Исследовательская краеведческая работа «По родным дорогам всей семьёй. Список использованных источников

Исследователи : учащиеся 11 класса МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики — Осипова Ирина, Бакшлян Анастасия, Чекирь Юлия. Исследовательская работа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе — Бодарева Руслана Николаевича.

Исследовательская работа. Вступление.

Прежде, чем была начата исследовательская работа , юные исследователи задумались: – С чего начинается Родина?

Подобный вопрос, не один раз слышал каждый из нас. И многие отвечают на него по-разному. Для нас, исследователей данной работы, Родина начинается с микрорайона Лунга г. Дубоссары. В городе, где мы родились и проживаем, с тех улиц, на которых построены и стоят наши дома. Именно поэтому мы и хотим узнать об этих улицах как можно больше.

На сегодняшний день мало кто из жителей микрорайона Лунга знает, откуда берут свое начало названия местных улиц, а также значение этих названий. Очень часто приезжие тратят уйму времени для того, чтобы найти тот или иной адрес. Возникает проблема: что же нужно сделать для того, чтобы жители микрорайона, приезжие могли лучше узнать эту часть города и легко ориентироваться в ней.

Исследовательская работа. Цели:

расширение знаний об истории микрорайона Лунга;

Знакомство с историей происхождения названий улиц микрорайона, а также значение тех или иных названий;

создание собирательного, классифицированного и наглядного материала для изучения вопросов истории и краеведения по данной тематике;

отражение собирательного материала переносом на географическую карту микрорайона Лунга г. Дубоссары;

запись накопленной информации на цифровой носитель (электронный вариант) в удобной для просмотра учащимися в классе форме.

Образовательная область исследовательской работы – это, прежде всего, происхождение названий улиц микрорайона Лунга и их значение.

Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:

наглядный материал для уроков истории ПМР в старших классах учебных заведений Дубоссарского района;

использование брошюры и карты улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары в городском музее и музеях района;

материал для пропаганды и популяризации происхождения названий улиц как информационной ценности, нуждающейся в особом изучении и даже определенной охране, учитывая ту функцию, что они играют в языке.

Исследовательская работа. Решаемая проблема:

на сегодняшний день собирательного, а тем более наглядного и доступного материала о происхождении и значении названии улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары нет.

Преимущество и новизна идеи, технологии, проблемы в сравнении с другими известными авторами.

Эта проблема предполагает целесообразность сбора информации по каждой улице микрорайона из всех доступных источников (материалы краеведческого и школьного музея, городской и районной библиотек, работа с архивом) и последующее её укомплектование в универсальную и наглядную для обзора форму.

Средства и методы, с помощью которых осуществлялась .

Методы :

метод анализа различной литературы по теме (архивные справки, статьи журналов, подшивки газет, справочная литература, все, что помогает раскрыть вклад того, или иного знаменитого деятеля);

метод классификации (здесь мы используем объединение названий улиц в классифицированные группы);

метод измерения (использован в анкетировании);

поисковый метод исследования;

анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к каждой улице);

технический (работа с компьютером);

Средства :

материалы городского и школьного музеев (литература, газеты), библиотеки (брошюры, литература по истории МССР и ПМР);

всемирная система объединённых компьютерных сетей − Интернет;

компьютер (для систематизации информации и создания цифрового варианта наглядного и пропагандно-популяризаторского материала, создания презентации, карты, брошюры и бумажного варианты работы);

транспорт (для перемещения по городу, ознакомления и изучения).

Исследовательская работа. Топонимика.

Изучив значение понятия топони́мика как науки, которая изучает различные географические названия, а также их происхождение, смысловое значение, написание и произношение, развитие, современное состояние, на очередном этапе исследовательской работы, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, что они играют в языке.

Все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков.

Исследовательская работа. Анкетирование.

На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц микрорайона Лунга. Анкета для учащихся (), анкета для учителей () Было опрошено 74 человека из числа учащихся 5 − 11 классов МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары.

Школьникам было предложено дать ответы на вопросы:

  1. На какой улице Вы проживаете?
  2. Напишите, что Вы знаете о значении и происхождении названия улицы, на которой проживаете?

По результатам опроса были получены следующие данные:

9 % из числа опрошенных учащихся с 5 по 11 классы знают, о происхождении названия улицы, на которой проживают;

91 % учащихся не владеют этой информацией.

Диаграмма 1.

Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.

Пользуясь топографической картой г. Дубоссары, которую нам разрешил использовать администратор официального сайта г. Дубоссары мы выписали все улицы и переулки, которые были обозначены в микрорайоне Лунга.

По нашим данным в микрорайоне Лунга города Дубоссары 29 улиц и 10 переулков.

Познакомившись с названиями улиц, мы предположили, что в этих названиях отражены:

героическое прошлое страны и города;

имена выдающихся людей;

названия, которые имеют связь с особенностями географического расположения города;

и другие названия.

На следующем этапе исследования мы принялись искать наиболее достоверную информацию о происхождении и значении названий всех улиц микрорайона Лунга на основании различных источников и материалов, а также бесед с жителями города. Для большей систематизации мы решили расположить улицы в алфавитном порядке.

Таким образом, исходя из имеющегося перечня названий улиц, мы условно можем разделить улицы микрорайона Лунга на такие группы:

улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (17 улиц и 7 переулков);

улицы, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями (3 улицы);

улицы, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе (2 улицы);

улиц, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, которые связаны с реками и городами бывшего СССР (4 улицы и 3 переулка);

названия улиц, не классифицированные по своему происхождению (2 улицы).

Результаты исследовательской работы приведены в таблице 1 и на диаграмме.

Таблица 1.

Условные группы Количество улиц (%) Количество переулков(%
1. Улицы и переулки, названия которых связаны с именами выдающихся людей
2. Улицы и переулки, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями
3. Улицы и переулки, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе
4. Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, связанные с реками и городами бывшего СССР
5. Остальные
Всего

29

Рис. 2. Группы улиц, разделённых по наименованиям

Рис. 3. Группы переулков, разделённых по наименованиям

Также выяснили, что чаще встречаются улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (59 %), и среди переулков также (70 %).

Исследовательская работа. Наши предложения:

1. Чтобы люди не забывали об истории названия улиц, на каждой улице предлагается установить таблички, с указанием имени, отчество, фамилию того человека, который внес определенный вклад в историю человечества, в том числе нашей страны.

Например:

2. Также, что бы местные и приезжие лучше ориентировались в городе, и в нашем микрорайоне в частности, мы создали брошюры, в которых указали названия улиц микрорайона и их расположение, а также информацию о происхождении названий этих улиц.

3. Кроме того, для ознакомления с историей улиц микрорайона мы провели с учениками школы общешкольное мероприятие, где представили результаты проведенной исследовательской работы.

Исследовательская работа. Заключение:

Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации происхождения и значения улиц как культурного и градостроительного достояния города и района.

Значительная часть материалов исследовательской работы посвящена пропаганде и использованию информации о происхождении и значении улиц в воспитании учащихся.

В ходе социологического опроса школьников выяснилось, что 91 % опрошенных учеников МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары не знают историю происхождения названий своей улицы.

Исследовательская работа. Выводы.

Хочется надеяться, что этот коллективный труд станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории и краеведов, будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению, сохранению и эффективному использованию информации о происхождении и значении улиц, в том числе, как культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики. Мы считаем, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми данными.

Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».

Дата публикации: 11.05.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

лицей №4 г Россошь Воронежской области

Тема: Моя улица

Номинация: Краеведение

ученица 1 «Б» класса

Руководитель: Мозговая Ольга

Николаевна, учитель начальных

классов МКОУ лицей №4

Россошь 2016г

I. Введение

II. Основная часть

2.2. Жизнь и деятельность И. Е. Алексеева

2.3 Чем знаменита наша улица

2.4 Жители улицы с интересной судьбой

2.5.Объекты, находящиеся на улице

III. Заключение

3.1 Мои выводы

3.2 Мои предложения

IV. Литература

V. Приложение

Если человек не любит старые улицы, старые дома,

значит у него нет любви к родному городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории,

он, как правило, равнодушен к своей стране.

Д.С.Лихачев.

1. Введение

Россошь - один из крупнейших промышленных, образовательных и культурных центров Воронежской области. Меняя архитектурный облик, он бережно хранит при этом свою самобытность, навсегда покоряя сердце каждого, кто хотя бы однажды в нем побывал.

Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?

Улицы - немые свидетели и хранители истории наших городов. Названия улиц о многом могут рассказать человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.

Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, улице, городу, краю. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема - как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание обучающихся на примере героического прошлого нашего города, края, улиц. Надеюсь, что, изучив боевое прошлое нашей малой Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к старшему поколению.

Когда Вы попадаете на россошанскую землю весной, глаз радует обилие цветущих садов, летом Вас поражает яркая зелень деревьев и многоцветье клумб, осенью окутывает золотой шлейф листопада, а морозной зимой восхищают преображенные инеем и метелью, словно сказочные здания. Но не только завораживающей красотой природы славен россошанский край. Настоящим его богатством являются люди, трудолюбивые, гостеприимные, талантливые. Многие россошанцы оставили о себе славную память потомкам. Я люблю свой город, где родилась, город, где живут мои самые близкие люди - мои родители. Мы с друзьями часто гуляем по улицам нашего города. Я живу на улице, которая носит имя Ивана Епифановича Алексеева.

Здесь живут мои родные и близкие люди. Я никогда не задумывалась и не спрашивала родителей, почему наша улица так называется, пока не получила задание в школе. Меня очень увлек проект под названием «Моя улица».

Актуальность моей работы заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Объект исследования: улица И.Е. Алексеева города Россошь Воронежской области Российской Федерации

Предмет исследования: жизнь и подвиг И. Е. Алексеева

При работе я поставила гипотезу:

Если каждый житель Россоши, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Главная цель моей работы:

собрать и изучить информацию об истории названия улицы Алексеева города Россоши

1. Изучить историю названия моей улицы.

2. Познакомиться с биографией Ивана Епифановича Алексеева.

3. Узнать о подвиге героя.

4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Сроки исследования.

Январь-февраль 2016г.

Методы исследования:

Опрос учащихся, жителей улицы

Чтение литературы, поиск информации в сети Интернет

Знакомство с газетными статьями прошлых лет

Встречи с ветеранами

Обращение в библиотеку

Работа с источниками в краеведческом музее об истории города

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.

Исследование велось по направлениям: краеведение.

II Основная часть

2.1. История образования улицы

Улица Алексеева примечательна своим местом расположения. Она как будто в сердце города, между центральными улицами - улицей Пролетарской и улицей Мира. Продолжительность улицы 1052м. На основании решения Россошанского горисполкома №393 от 4 ноября 1954 года одна из центральных улиц нашего города, ул. Кооперативная была переименована в улицу Алексеева. На стене первого на улице двухэтажного кирпичного дома была укреплена мемориальная доска: «Улица Алексеева названа именем Героя Советского Союза гвардии полковника Алексеева Ивана Епифановича, погибшего при освобождении города Россоши от немецко-фашистских оккупантов в 1943 году».

Мне стало интересно, чем так отличился Алексеев, что в честь него назвали целую улицу. И я стала изучать его биографию.

2.2. Жизнь и деятельность И.Е. Алексеева

Скупые строки архивных документов сообщают нам, что И.Е.Алексеев родился в 1909г г.Полоцке Витебской области Беларуссии, в семье рабочего. Закончил школу (7 лет), потом училище,работал на железно-дорожной станции. Энергичный юноша стремился стать военным и как только представилась такая возможность, по путевке комсомола в 1932 году поступил в Киевское артиллерийское училище, которое он закончил с отличием. Через год Иван Епифанович направился в Ленинградское бронетанковое училище, которые так же успешно закончил и стал командовать танковой ротой, потом - батальоном. Находясь в рядах Советской Армии И.Е. Алексеев проявил себя умелым, инициативным командиром. Он отдавал все свои знания и силы делу воспитания и обучения личного состава армии. Таким знали его товарищи по службе.

В первые дни Великой Отечественной войны уже в звании полковника И.Е. Алексеев был назначен командиром танкового полка. Как бесстрашный воин сражался он на Калининградском и Западном фронтах. За умелое ведение боев, личную храбрость и отвагу был представлен к награждению орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1943 году гвардии полковник Алексеев назначается командиром 106-й танковой бригады, участвует в ожесточенных боях по изгнанию врага из Воронежской области. 14 января 1943 года 106-я танковая бригада Алексеева, войдя в прорыв вражеского фронта, в течение двух дней освобождает несколько населенных пунктов, врывается в город Россошь и завязывает бои с немецкими оккупантами. Смелые действия 106-й бригады дали возможность подошедшим воинским подразделениям полностью освободить наш город от вражеских войск и выполнить боевое задание командования фронта.

В огненном сражении за город храбрый командир И.Е. Алексеев был смертельно ранен. 4 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После освобождения Россоши И.Е. Алексеев посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза.

Мне очень захотелось узнать, впечатление о полковнике его однополчан. Я нашла их в одной книге. Воспоминаний там немного, именно поэтому они особо дороги.

Бывший санинструктор 106-й бригады И.А. Белова писала, что их комбриг был « среднего роста, худощавый, с впалыми щеками, всегда энергичный, подтянутый, ходил быстро и говорил тоже быстро…»

Старший лейтенант Г.Г. Краснощеков вспоминал о нем «Отдавая должное служебной требовательности подполковника Алексеева, он был чуток и отзывчив в отношении к подчиненных. Часто заглядывая к артиллеристам, интересовался их делами. В батарее строевые песни звучали с команды комбрига «А ну, артиллерия еще разок..» слаженно и красиво.

А санинструктору запомнился случай, как Иван Епифанович пожалел новенькую молодую медсестру, которая была на полном армейском довольствии и получив махорку, пыталась, как и все научиться курить. Так вот, он распорядился от своего имени, чтобы девушкам вместо махорки выдавали шоколад.

К сожалению, об И.Е. Алексееве мы знаем до обидного мало. Да наших дней сохранился только один фотоснимок, но он несомненно, передает реальный образ героя. Красивое, решительное лицо, открытый смелый взгляд. Глаза в этом портрете сразу привлекают внимание. Они источают какую-то внутреннюю, душевную боль. О чем эта боль, нам теперь не узнать никогда.

2.3. Чем знаменита моя улица

Не один раз я проходила по широкой улице Алексеева, любуясь стройными тополями, посаженными заботливыми руками жителей. Даже сейчас, в зимне-осеннюю пору, улица не потеряла своей красоты. Мне кажется символичным, что улица названа именем героя войны. В статье газеты «За изобилие»

от 25 .10.1977г. М. Дорошенко писал:

« Здесь, зайди в любой дом, непременно встретишь военного человека -

ветерана ВОВ. … Захожу в первый дом. Открывает дверь хозяин квартиры И.Т.Бочаров. Бывший работник райкома партии, теперь пенсионер. Во время ВОВ командовал ротой 269-го стрелкового полка, освобождал Украину. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.

По соседству живет С. И. Неблинников…В годы войны командовал батареей артиллерийского минометного полка. С боями прошел Кавказ, Украину, Беларуссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Имеет ранения и награды: орден Красной Звезды и медали.

Его жена Антонина Ивановна также всю войну находилась на фронте. Служила медсестрой и наравне с мужчинами несла все тяготы фронтовой жизни.

На улице Алексеева живет В.М. Пономарев, бывший парторг батальона 143-го стрелкового полка. Оборонял Москву, защищал Сталинград, сражался за Украину и Беларуссию. Награжден многими боевыми наградами.

В доме № 10 я встретился с Ф.А. Марьевским, старшим электропро-жектористом береговой артиллерии, участником обороны Крым.

А.А.Журавлев - моряк, старший лейтенант десантных войск 7-го гвар-дейского полка. Защищал Севастополь. В Берлине был сильно ранен. Он инвалид ВОВ. Награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.

По улице Алексеева живут Почетный гражданин города Россоши подполковник в отставке Г.С. Кожевников, подполковник А.В.Антонов, майор авиации В.П. Мордвинов и др. ветераны Советской армии.»

Из выше сказанного, можно смело сделать вывод, что наша улица знаменита и примечательна людьми, жившими здесь.

2.4. Жители улицы с интересной судьбой.

Еще мне хотелось бы в моем проекте упомянуть интересную судьбу одного жителя, Чумакова Леонида Яковлевича. Он многие годы возглавлял Совет ветеранов Россошанского района.

27 июля 2015г в администрации района в адрес юбиляра прозвучали поздравления. Я. Чумакову вручили Почетные грамоты от Президента РФ В. В. Путина, губернатора Воронежской области А. В. Гордеева, главы районной и городской администрации, от депутатского корпуса, а также от Совета ветеранов войны и труда.

Леонид Яковлевич Чумаков родился в Россоши 27 июля 1925 года. Учился в средней школе №3. Летом 1942 года окончил школу. 7 июля немецкие танки вошли в Россошь. Комсомолец Чумаков вместе с отступающими войсками Юго-Западного фронта ушёл на восток. В посёлке Михайловке Сталинградской области вместе с двумя школьными товарищами всту-

пил добровольцем в действующую армию. Ребята, которым было по 17 лет, стали рядовыми бойцами,участвовали в Сталинградской битве.

В 1951-1955 гг. Леонид Чумаков снова учился в Ленинграде. Затем, был направлен дивизии в город Ош Киргизской ССР. В 1957 году капитан Чумаков был принят на учёбу в Военно-дипломатическую академию в Москве. Далее был направлен в командировку в Афганистан.

В 1964 году Л. Я. Чумаков вернулся из командировки и служил в Закавказском военном округе. В 1968 году он был направлен на службу в ГДР, но в следующем году, он был переведён в Прикарпатский военный округ. В 1973 году полковник Л. Я. Чумаков был назначен командиром войсковой части в городе Минск. В 1980г. в Афганистане произошла Апрельская революция. Полковник Чумаков, был снова командирован в эту страну.

В 1983 году Леонид Яковлевич демобилизовался и возвратился в Россошь, на свою малую Родину. Здесь он более 18 лет был председателем районного Совета ветеранов войны и труда. Много лет возглавлял Россошанское районное отделение Всероссийского общества инвалидов.

За верную службу Родина неоднократно награждала воина. На его груди два ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, орден «За службу Родине» 3 степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и ещё около 30 медалей.

2.5. Настоящее улицы Алексеева и ее перспективы

Раньше на моей любимой улочке стояли частные домики и она утопала в зелени плодовых деревьев. Строительство многоэтажных домов и вообще расширение улицы связано со строительством Химзавода. Сейчас на улице построено 3 девятиэтажных, 13 пятиэтажных, 3 двухэтажных и

15 одноэтажных домов, 3 салона красоты, 3 аптеки и 14 магазинов.

В настоящее время ул. Алексеева совсем не тихая и спокойная. Сейчас здесь в основном многоэтажные дома. Это не длинная и не самая широкая, но красивая улочка города. По улице даже в ночное время суток не прекращается движение (проносятся легковые автомобили, куда - то спешат озабоченные пешеходы), в этом утопающем в зелени уголке Россоши не царствует безмолвие.

Здесь расположено множество примечательных объектов города: здание Районного суда и прокуратуры, здесь же расположен филиал довольно крупного банка в нашей стране «МИнБ», а так же Управление Росреестра, ясли-сад № 11 «Родничок», здание Межпоселковой городской библиотеки. Далее идет череда магазинов, аптек и салонов красоты: супермаркет «Пятерочка», «Галантерея» и «Карандаш», «Магнит», овощной и цветочный магазины. По другой стороне, в девятиэтажном доме № 23 расположен магазин по изготовлению жалюзи и мебели. Тут же Выставочный зал, где не только местные художники выставляют свои картины, здесь же собираются творческие люди города и обмениваются своими наработками - поэзией, прикладным искусством, вокалом и многим другим.

В конце улицы расположен маленький скверик, в котором установлен бюст Герою Советского Союза Ивану Епифановичу Алексееву.

В будущем улицу Алексеева, я представляю обновлённой фонтанами, вдоль которых тянутся клумбы с издающими аромат цветами.

2.6. Мои исследования

В ходе исследовательской работы я провела опрос среди жителей улицы, учащихся и учителей лицея. Предлагались следующие вопросы:

1. Знаете ли вы, почему улица Алексеева так называется?

2. Всегда ли она носила такое название?

3. Какое название она носила раньше?

4. В каком году была переименована в улицу Алексеева?

Опрошены

Знаете ли вы, почему улица Алексеева так называется?

Всегда ли она носила такое название?

Какое название она носила раньше?

В честь кого названа улица Алексеева?

Учащиеся

(42 человека)

Взрослые

(24 человека)

Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа улица Алексеева?

Результаты получились любопытными. Были опрошены 42 ученика: правильно ответили на все вопросы половина учащихся. Этот факт обрадовал меня. Значит, ребята интересуются историей своего города.

Опрос взрослых показал, что из 24 опрошенных на все вопросы ответили 4 человека. Многие взрослые не дали ответа на 3 и 4 вопросы.

В ходе исследования сделала вывод: каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

III Заключение

3.1 Мои выводы

Неумолимо стремиться время вперед. Поколения людей сменяют друг друга, вписывая свои имена в летопись истории. Кто сегодня герои нашего времени? Какими останутся они в памяти своего народа? Их очень много, не хватит книги, чтобы назвать всех. Но непрерывно пополняются ряды тех, чья искренняя любовь к милой сердцу земле помогает трудиться на будущее, чтобы сделать краше и уютнее дорогой всем нам Россошанский район.

Нам, будущему поколению, не безразлична судьба Родины. Ведь испокон веков сложилось так на Руси, что душа ее - в малых городах, где российские история и современность тесно переплетены с русскими традициями и культурой. Подобно небольшим ручейкам, дающим жизнь полноводным рекам, они питают мощь и величие нашей Отчизны.

Подведя итог своей работы, можно сделать вывод. Что хоть и давным-давно отгремела ВОВ, можно сказать не осталось следов тех страшных дней. Но нам забывать тот великий подвиг, благодаря которому мы живем - нельзя, ни как. Нужно память тех героев увековечивать в названиях городов и улиц. А нам больше интересоваться историей родных мест. Чтобы сформировать больше патриотических качеств, уважение к героическому прошлому наших предков. Теперь и я знаю о великом герое Алексееве. Теперь мне еще дороже стала моя улица. Я поняла, что интересоваться историей нужно. Это прививает еще большую любовь к родной стороне.

На свете много улиц разных

Но не меняю адрес я

В моей судьбе ты стала главной

Родная улица моя.

(слова из песни)

3.2 Мои предложения

    Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы.

    Предлагаю провести классный час, на котором все обучающиеся нашего класса получат возможность познакомиться с жизнью и подвигом Ивана Епифановича Алексеева.

IV Список литературы:

    А.Я. Морозов « РОССОШЬ Земли родной начало…»

    Серия буклетов «РОССОШЬ » Редактор Ю.Вислогузова, фото: Н.Котляров, С.Паршикова, Д.Черноусов и др. 2005, 2010

    Фото из личного архива

    Ресурсы сети интернет

    Работа с документами районной библиотеки.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4»

п.г.т. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Исследовательская краеведческая работа

«По родным дорогам всей семьёй»

Выполнил:

Кондрашов Денис

Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,

МБОУ «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 «а» класс

Руководитель:

Казазаева Татьяна Георгиевна

2012 г.

ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Кондрашов Денис Сергеевич, 10 лет

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3«а» класс

Описание проекта

Цель работы: изучить влияние исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Посредством семейных туристических поездок посетить исторические места, родные края членов семьи Кондрашовых, традиции и обычаи предков.

    Овладеть компьютерными программами для создания семейной видеоколлекции.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода.

    Выявить влияние родословия на развитие чувства гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Итогом работы стало создание видеоколлекции «По родным просторам всей семьей», летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом I степени «За заслуги в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Туристические поездки по значимым для семьи местам, участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на . MyHeritage. ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www lassnet. ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.

Содержание

Введение стр. 2

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность. стр. 4

      Истоки патриотизма – в семье. стр. 5

Глава II. По родным просторам всей семьёй: исследование исторического родословия Кондрашовых

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6

2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8

Заключение стр. 9

Литература стр. 10

Приложение

Введение

Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей Натальи и Сергея Кондрашовых, внук своих бабушек и дедушек, россиянин, а чувство Родины неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?

Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:

Основой патриотизма для таких, как я, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;

Семейный туризм – хорошая возможность для изучения истории своего рода;

Необходимо приобщать всех членов семьи и моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства рода и Родины.

Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Освоить способы поиска и сбора сведений о семье и стране, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную.

    Овладеть компьютерными программами построения родословных.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода, обеспечивая сохранение семейных традиций.

    Выявить влияние родословия на развитие патриотических чувств младших школьников – гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.

Объект исследования - патриотические чувства учащихся начальной школы. Предмет исследования – историческое родословие как основа формирования патриотизма.

Новизна исследования состоит в следующем:

    Проблема патриотического воспитания изучается с позиций школьника.

    Видеоколлекция о туристических поездках по следам своих предков, составленная школьником, сопровождается стихотворениями семейного сочинения.

    Поиск заинтересованных сверстников проводился не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.

    Новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного Дерева и Архива семьи. Освоена новая компьютерная программа для составления родословия семьи.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе и других учреждениях.

Методы исследования : анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации : рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.

Источники документальной информации : архивы, музеи, ресурсы Интернет.

Этапы проведения исследования :

I. Информационно-накопительный:

Сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;

Поиск родственников и установление контактов с ними.

II. Практический:

Изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников;

Организация семейных туристических поездок по родным местам;

Размещение на Интернет-сайте для школьников www lassnet . ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www . MyHeritage . ru , о формление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности;

Создание коллекции семейных видеофильмов;

Участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.

IV. Контрольный этап

Проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

Привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;

Популяризация семейного туризма;

Появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.

Формы представления результатов исследовательской деятельности:

Видеоколлекция «По родным просторам всей семьёй»: клипы, фильмы. мультимедиапрезентации;

Графическое изображение родословной в виде схемы,

Объёмная композиция Дерева семьи из атласных лент;

- «Архив семьи» – летопись в ларце;

Буклет «Традиции семьи»;

Генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www .My Heritage.ru;

Презентация результатов проекта на I районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»;

Музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи»;

Выставки семейного музея и творчества в Центре помощи семье и детям «Зазеркалье» г.Сургут, в культурно-досуговом центре «Югра-Классик» г.Ханты-Мансийск, участие во Всероссийской выставке «Твоя родословная – твой дом» г.Санкт-Петербург;

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность.

Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, нами была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.

Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.

Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

Следуя семейной традиции – путешествовать всем вместе, было решено во время поездок изучать историческое прошлое семьи, обычаи и нравы рода Кондрашовых и всех фамилий, входящих в Семейное Дерево жизни.

Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для учёных - историков и для нас, обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

Таким образом, удалось выяснить, что интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и возрождается в настоящее время. Приобщение всех членов семьи и моих сверстников к изучению истории своего рода, способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейный туризм становится новым средством привлечения внимания окружающих к возрождению семейных традиций и родословия. Летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

      Истоки патриотизма – в семье.

Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился.

Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем.

Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?

Для поиска решения проблемы был найден способ: через туристические семейные поездки заинтересовать окружающих и найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено изучить свою родословную и пробудить интерес к возрождению семейных традиций у детей, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и Родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи и семейный туризм.

Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.

Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:

Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?

Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?

Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?

И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…

Все ребята говорили, будто Родину любили.

Но традиции веков не хранил из них никто.

Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих не очень древних корнях.

Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?

И тогда придумал сразу, как проблему решу я.

Корни все я раскопал – родословную собрал…


2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.

Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…

Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.

Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.

Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках.

Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.

Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию.Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.

Одноклассников позвал – клуб историков создал,

На С lassnet , MyHeritage ссылки разместил,

Родословные узнать всех их пригласил…

В итоге, благодаря нашим усилиям, сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края пополнился Интернет, публикации в газетах и журналах об участии семьи нашей в выставках и конкурсах привлекли внимание и детей, и взрослых к семейному досугу и генеалогии. Созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I-й степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Древо жизни семьи Кондрашовых было удостоено II места на конкурсе «Наша креативная родословная» в рамках Всероссийского форума «Дом семьи – Россия». За презентацию проекта «Историческое родословие – основа патриотизма» получено звание лауреата районного конкурса «Юниор» в номинации «За верность Родине» в г. Лянтор. Выступления семейного ансамбля «Кондрашата» были отмечены Дипломами фестиваля «Семейный праздник» в г.Санкт-Петербурге и Благодарственным письмом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на форуме «Уральская семья».

Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?

Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство членов моей семьи и моих сверстников с историей рода, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.

По результатам наблюдений за членами семьи можно сделать вывод, что семейный туризм, возрождение семейного ансамбля и общая увлечённость историей рода Кондрашовых помогли восстановить давно забытые родственные связи с членами семей Сотниковых в Санкт-Петербурге, Фильцановых, Вязовченко, Тырышкиных в Алтайском крае, Потёмкиных в Татарии. Знакомство с председателем Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиковым позволило погрузиться в далёкое прошлое купцов Кондрашовых и получить на память фотографию закладной доски из Гребневской церкви, где среди основателей значатся «Кондратовы дети» - наши предки.

Заключение

Много нового и интересного я узнал о своих предках в туристических поездках по родным просторам всей семьёй, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск.

Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.

В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Список литературы

    Бибикова Е.В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.

    Вокруг тебя – мир. / Сост. К.Сухарев-Дериваз. В.Ю. Выборнова.- М, 2001.

    Горбаневский, М.В. В мире имен и названий. - М. : Знание, 2001.

    Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. – М., 2003.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2005.

    Можаров Н.Д. Как составить свою родословную. – Кострома, 2000.

    Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 1999.

    Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников. – М., 2009.

    Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», . softkey. info; www. kraevedenie.chat.ru; www. svrt.ru.

Исследовательский проект по краеведению на тему: "Улицы моего родного поселка" выполнен учащимися 4 класса. Ученики исследовали причины названия той или иной улицы, расположение улиц поселка, нашли информацию о людях, чьи имена носят улицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Топкинского муниципального района

Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся

«Первые шаги в науку»

Начальные классы – краеведение

УЛИЦЫ МОЕГО РОДНОГО ПОСЕЛКА

Мещук Маргарита Оганезовна,

Кукина Елизавета Дмитриевна

Класс: 4

ОУ: МБОУ «Шишинская средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель :

Самохина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

ТОПКИ 2014

Введение_________________________________________________________3

Глава 1

Что означает слово «улица»? Зачем нужны названия улиц? ________4 - 5

Глава 2

2.1 Классификация улиц поселка Шишино___________________6 - 7

2.2 Почему именно так назвали улицы в Шишино?___________7 - 9

2.3 Интересные факты________________________________________9

Заключение_____________________________________________________10

Литература _____________________________________________________11

Приложение

  1. Анкета_____________________________________________________12

  2. Результаты анкетирования__________________________________13

  3. Распоряжение № 4__________________________________________14

  4. Диаграмма «Названия улиц»_________________________________15

  5. Решение № 104_____________________________________________16

  6. Выписка из распоряжения № 4_______________________________17

  7. Фотографии к презентации__________________________________18

Введение

Каждый из нас в понятие родины вкладывает разный смысл. Для одного это великая Россия, для другого - зовущая необъятными просторами Сибирь, но всем особенно дорого то место, где мы родились, и которое привыкли называть малой родиной. Для десятков тысяч наших земляков малая родина – это город Топки и Топкинский район. Находится он в самом сердце славного Кузбасса и успешно сочетает в себе уклад кипучей городской и размеренной сельской жизни. .

Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Страна, город, родное село, улица, на которой он живет. Нашим местом рождения является наше Шишино.

Объектом исследования мы выбрали улицы нашего поселка неслучайно. Сразу возникает вопрос, для чего же их изучать? Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название улицы - это памятник истории, дающий представление о прошлом, особенностях быта, отражение особенностей местности, где живут люди. Проведя анкетирование учащихся 3, 5, 7, классов (Приложение 1), мы увидели, что многие с трудом назвали несколько улиц, мало кто знает историю названия улиц, людей, в честь которых улицы были названы. А ведь без прошлого нет настоящего и будущего.

Считаем, что тема нашего исследования актуальна. В этом году ожидается грандиозное событие – 100 летний юбилей основания станции Шишино. В представленной работе мы постарались исследовать историю только нескольких улиц нашего поселка. Мы сочли нужным дать краткую биографию людей, именами которых, названы улицы п. Шишино. Это наш небольшой вклад в пополнение исторической копилки родного поселка.

Исходя из этого цель нашей работы состоит в знакомстве с историей родного поселка, возникновением его улиц, знакомство с предками.

К числу основных задач мы относим следующие:

Познакомится с историей возникновения поселка;

Изучение названия улиц и названия родного села;

Сбор сведений о биографиях знаменитых людей поселка Шишино;

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследовательской работы : изучение литературы, беседы и интервью с жителями села, работа с архивным фондом библиотеки, изучение материалов школьного музея, анкетирование.

Объектами нашего исследования стали улицы поселка Шишино.

Предметом исследования являются – названия улиц поселка.

Приступая к данной работе, мы выдвинули гипотезу, что названия улиц хранят историю поселка, имеют самостоятельную интересную историю.

Глава I

Самое крупное село Топкинского района – поселок Шишино

Еще до образования станции Шишино в 1796 год на реке Каменка была основана деревня Шишино. Есть версия, что первым поселенцем был крестьянин-переселенец Иван Шишкин, отсюда и пошло название – деревня Шишкина. Потом «к» из произношения выпало . В начале века во время массового переселения крестьян из европейской России часть из них обосновалась на левом берегу реки Каменка. И сторона эта получила название Российская. Деревня процветала, в ней действовала мельница. Каждое воскресенье проходил большой базар, на который жители окрестных сел привозили свои товары. [ 8]

В 1912 году началось строительство железной дороги Юрга - Кольчугино. Недалеко от железнодорожных путей появились несколько засыпных избушек, в которых обогревались строители, в том числе и чехи, до сих пор поляну возле железной дороги называют чешским кладбищем.

В 1914 году появился первый барак, в котором и поселились первые жители будущего поселка. И с этого периода началась массовое переселение жителей деревни Шишино на железнодорожную станцию. Она получила два названия: первое - Шишино как близлежащая деревня, второе- поселок Станционный. Многие шишинцы устроились на работу, на станцию. Рабочие станции имели возможность получить паспорт и иметь деньги, в то время как другие жители деревни этих «благ» не имели.

С каждым годом количество жителей деревни Шишино сокращалось. В 60-е годы малые деревни стали ликвидироваться как неперспективные. Жители деревни Шишино перебрались на станцию Шишино. В 1975 году деревня Шишино исключена из учетных данных в связи с разъездом жителей.

После исчезновения деревни Шишино станция неофициально именуется поселком Шишино. А в 1991 году поселку Станционный присваивается официальное название Шишино. В этом году станции Шишино исполнится ровно 100 лет со дня основания.

Жители поселка не забывают о деревне Шишино. 1 августа 2006 года на месте бывшей церкви стараниями священника церкви Серафима Соровского Никанора Меркулова поставлен поклонный крест. Каждый год 1 августа совершается крестный ход к поклонному кресту. В планах отца Никанора установка памятной плиты застреленным священнослужителям.

Река Каменка - одно из любимых мест шишинцев как зимой, так и летом. Это и рыбалка, и купание, и пассивный отдых на берегу, а зимой - катание с крутых горок на лыжах. Ежегодно в водах «Шишинки» совершается таинство погружения в воду на Крещение.

Глава II

Для чего нужны названия улиц?

Слово «улица» по мнению одних лингвистов произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других - речь изначально шла о фасадах, наши предки говорили: «Улица домов».

Мы просмотрели, как толкуется слово «улица» в разных словарях. Владимир Даль : «Улица - простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов» , С. И. Ожегов : «В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство» . Д. Н. Ушаков - «Улица - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода» . Викепедия дает следующее толкование: « Улица - элемент городской инфраструктуры . Обычно два ряда зданий и пространство между ними для передвижения».

Мы узнали, что существует несколько основных правил конструирования улиц, т.е. «пространств для прохода и проезда».

Во-первых, в каждом доме должно быть не больше одного выхода в сторону улицы.

Во-вторых, небольшая высота забора со стороны улицы выгодно подчеркивает достоинства строения.

В-третьих, необходимо строить широкие и просторные улицы, на которых без труда могут развернуться и разъехаться встречные автомобили.

В-четвертых, наличие улиц с индивидуальными названиями.

Названия улиц – это требование необходимости. Хотя бы для того, чтобы гостям, почтальонам, курьерам, да и самим жителям можно было быстро сориентироваться. При этом принято считать, что название должно быть благозвучным, удобным для произношения, кратким и легко запоминающимся. Следует помнить, что красивое запоминающееся название - одна из основных фишек населённого пункта.

Планирование количества улиц, переулков принимают органы местного самоуправления. Об этом мы узнали в администрации Шишинского сельского поселения. Мы рассмотрели карту Шишинского сельского поселения (Приложение 2). На ней можно увидеть разбивку поселка с помощью улиц, переулков, дана нумерация домов, видна ветка железной дороги, дороги, объекты соцкультбыта, выделяются на карте водоёмы, расположенные в границах посёлка.

Классификация улиц поселка Шишино

Современный поселок Шишино согласно распоряжению администрации сельского поселения и имеет 16 улиц и три переулка. (Приложение 3). Все улицы мы условно разделили согласно названиям. По итогам составили следующую таблицу:

  1. Названия, связанные с расположением улицы

Северная

Восточная

Заречная

Луговая

Болотный пер.

Угловой пер.

  1. Названия, связанные с находящимися на улице объектами

Вокзальная

Заводская

Совхозная

Школьная

Элеваторная

  1. Названия, связанные с именами известных личностей

Архипова

М. Горького (Я. В. Павловца)

Перевалова

Пушкина

Чапаева

Октябрьская

40 лет Победы

Советская

Пионерский пер.

  1. Общие названия

Новая

Сельский пер.

На основе данной таблицы мы составили диаграмму и увидели, что чаще всего улицам дают названия по их местоположению и в честь известных прославленных людей (Приложение 4). Проводя анкетирование наше предположение, также подтвердилось: большинство участников опроса вспомнили и объяснили названия именно таких улиц (Приложение 5).

Как рождаются улиц имена

Исследуя результаты анкетирования, пользуясь материалами школьного музея, а также работая с картой поселка мы установили, что имена улицы в нашем поселке имеют свою историю.

Названия, связанные с расположением

  1. Северная – находится на северо-западе от центра поселка.
  2. Восточная – на востоке от центра поселка.

его на две части, сначала на той стороне была только одна длинная односторонняя улица.

домашний скот.

месте.

  1. Угловой пер. – образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Названия, связанные с построенными объектами

  1. Вокзальная – улица, проходящая вдоль железной дороги.
  2. Заводская улица находится рядом с бывшим молочным заводом (в

настоящее время разрушен).

  1. Школьная - на ее территории находилась старая деревянная школа,

построенная в 1929 году.

  1. Совхозная – вторая по протяженности улица поселка, на которой

находились все важные объекты совхоза «Шишинский»: контора, столовая, двухэтажные дома, построенные на средства совхоза в 1964 году, на окраине заканчивается конюшней, молочными фермами.

  1. Элеваторная – на ней находится Шишинское хлебоприемное

предприятие (Элеватор).

Названия, связанные с известными личностями

  1. Архипова – названа в честь ученика школы Ивана Павловича

Архипова, героя великой отечественной войны. Работая с материалами школьного музея мы подготовили несколько страниц из биографии И. П. Архипова (Приложение 6-9).

  1. М. Горького (Я. В. Павловца) – до 2012 года носила имя великого

писателя. В 2012 году по инициативе жителей переименована в честь Якова Васильевича Павловца – знаменитого директора Шишинского совхоза.

Он родился в 1918 году, когда в революционном Петрограде шли бои за власть Советов. Он прошел с боями всю войну. Принимал участие в освобождении Ленинграда, воевал в Прибалтике. Победу праздновал на Одере. За смелость и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, был награжден многими боевыми наградами. С 1966 года директор совхоза «Шишинский». За время работы Якова Васильевича в селе строятся такие предприятия, как пекарня, маслозавод, отделение связи, сельэнерго, ДРСУ, сельхозхимия, сберкасса новая школа.

Побывав в Администрации сельского поселения нам удалось выяснить, что решение о переименовании улицы было принято Шишинским сельским Советом народных депутатов от 15 октября 2009 года.

Рассмотрев предложение главы администрации Шишинской сельской территории депутаты решили: за достойный вклад в развитие сельского хозяйства переименовать улицу М. Горького п. Шишино на улицу Якова Васильевича Павловца (Приложение 10).

  1. Перевалова – улица носит имя директора МТС Василия Емельяновича

Перевалова, первого директора Шишинской МТС. Родился Василий Емельянович Перевалов в 1899 году. С ранних лет испытал нужду. В гражданскую войну ушел в партизаны, был лихим всадником. Был комиссаром партизанского отряда. В боях был ранен, прихрамывал. В жизни был очень спокойным человеком, но в работе горяч.

Зимой 1933 года, во время пожара, спасая технику, сильно обгорел и простыл, лежал в больнице в Томске, но врачам спасти его не удалось. 20 ноября 1933 года Перевалова В. Е. не стало. Перед смертью Перевалов просил похоронить его на территории МТС - так она ему была дорога. Жена и дочь посадили возле могилы тополь (Приложение 11).

В наше время, на территории бывшей МТС находится КДЦ нашего поселка. Переименование улицы состоялось на основании распоряжения администрации Шишинского сельского совета № 4 от 1 января 2000 года (Приложение 12).

  1. Пушкина - имени великого русского поэта А. С. Пушкина.
  2. Чапаева – носит имя известного полководца гражданской войны

Василия Ивановича Чапаева.

Названия, связанные с историей страны

  1. Октябрьская – названа в честь Великой октябрьской революции 1917

года.

  1. 40 лет Победы – названа в честь 40 летнего юбилея победы советского

народа в Великой отечественной войне.

  1. Советская - названа в честь установления советской власти в России.
  2. Пионерский пер. – носит название в честь пионеров-героев.

Названия, связанные с местоположением

  1. Заречная – через поселок протекает небольшой ручей, который делит

его на две части, улица находится на другом берегу.

  1. Луговая – находится на окраине, окружена лугами, на которых пасется

домашний скот.

  1. Болотный пер. – находится в «залинейной» части поселка, болотистом

месте.

  1. Угловой пер. –образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Общие названия

  1. Новая – начало строительства в 1995 году. Первые дома в поселке,

имеющие все удобства в доме.

  1. Сельский пер. – точное происхождение неизвестно, скорее всего,

происходит от состояния – это извилистый переулок, не имеющий насыпной дороги, зимой есть только тропинка.

Интересные факты

1. Самая протяженная улица – центральная улица нашего поселка, протяженность 3км 20 м.

4. Самый старый житель поселка – Матюхина Евгения Ниловна, рожденная 23 декабря 1915 года, которая скоро отметит 100-летний юбилей. Хочется искренне пожелать бабе Жене крепкого здоровья.

5. Самый молодой житель нашего поселка Сноп Диана Сергеевна, 25 января 2014 года рождения, которой исполнилось только 2 месяца.

Заключение

Улица за улицей обошли мы наш родной поселок. Год за годом прошелестели страницы его истории. Подвиги людей, коренные повороты в истории всей страны нашли своё отражение в названиях улиц. Ежедневный труд многих людей, их любовь к родному краю сотворили эти улицы.

Подводя итоги своей работы, мы можем сказать, что цель нашего проекта достигнута. Мы проследили, что возникновение улиц, присвоение им названий и их переименования не случайны, а зависят от различных исторических событий. Ребята, отвечающие на наш вопрос о переименовании улиц, подтверждают, что этого делать не стоит, либо только в особенных случаях, потому что по названиям улиц можно изучать историю соей родины. Это еще раз доказывает состоятельность нашей гипотезы.

Надеемся, что материалы нашего исследования будут полезны в работе школьного краеведческого музея. Хотелось бы верить, что эта работа будет необходима всем интересующимся историей поселка Шишино.

В ходе выполнения проекта мы с огромным интересом погрузились в историю, но вопросов возникло еще больше. Мы обдумываем темы для дальнейших исследований: «Улица горда своими людьми», «Старожилы нашего поселка», «Достопримечательности Шишино».

Наша современница, выпускница Шишинской школы 2012 года, администратор сайта «Родной поселок Шишино» Олещенко Надежда посвятила такие строки своей малой родине:

В любое время года, в посёлке хорошо.

Здесь свежий, чистый воздух и красоты полно.

Туда взгляну, там речка, а там прекрасный лес.

Тут всё так интересно, всего не перечесть.

И ты должен гордиться, что в Шишино живёшь,

Ведь лучше и роднее, ты места не найдёшь.

Изучайте историю посёлка вместе с историей улиц – работы непочатый край!

Список использованных источников и литературы

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. т. 4. – М.: Рус.яз.,1991. – 683с.
  2. Ильичев, А.И. , Соловьев, Л.И. География Кузбасса. Природные условия и ресурсы Кемеровской области: пособие для средней школы. / А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев,– Кемерово.: Кемеровское книжное издательство, 1988.- 143
  3. Ожегов С.И. и Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 846с.
  4. Пермина М. А. Ономастика Топкинского района XVII – начала XXI вв. – Кемерово, 2003.
  5. Универсальный словарь по русскому языку.- СПб.:ИГ «Весь», 2009.- 961 с.
  6. Топки и Топкинский район [Фотоальбом] .- Кемерово: типография «ИТН», 2007.- 110 с.
  7. Филиппова, Л.. Железнодорожная станция получила два названия/ Л Филиппова,- Топки.: Газета «Провинция» от 21 ноября 2009 г.
  8. Документы и распоряжения Администрации Шишинского сельского поселения.
  9. Материалы школьного музея Шишинской школы.

Приложение 1

Анкета

  1. Названия каких улиц нашего поселка вы знаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему улицы названы такими именами?
  1. Какие из названий улиц нашего поселка наиболее интересны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нужно ли переименовывать улицы?

____________________________________________________________

  1. Как бы ты назвал новые улицы нашего поселка?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Карта территории Шишинского поселения

Приложение 3

Распоряжение № 4 «О присвоении названий улиц и номеров домов

в населенных пунктах Шишинского сельского совета»

Приложение 4

Диаграмма «Названия улиц»

Приложение 5

Приложение 6

И. П. Архипов

Приложение 7

Краткая биография Архипова Ивана Павловича

Приложение 8

Извещение о награждении

Приложение 9

Решение исполнительного комитета депутатов трудящихся

Топкинского района

№ 320 «О присвоении Шишинской школе

имени Архипова Ивана Павловича» от 19.10.1961 г.

Приложение 10

Решение № 104 «О переименовании

улицы М. Горького на улицу имени Я. В. Павловца» от 15.10.2009

Приложение 11

Выписка из распоряжения № 4

«О переименовании улиц и уточнении номерных знаков»




Читайте также: