Языки мира: Семитские языки. Эфиосемитские языки. Лингвистический энциклопедический словарь Семитская группа языков

Написал Барух Подольский
Saturday, 18 December 2004
глава из книги д-ра Баруха Подольского "БЕСЕДЫ ОБ ИВРИТЕ И О МНОГОМ ДРУГОМ" (печатается с любезного разрешения автора) СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ

Все мы в общем-то знаем, что иврит считается семитским языком. Но вот что такое семитский язык, кто такие семиты, знают очень немногие. В Советском Союзе, откуда мы все приехали, это было очень обычное явление: каждый учившийся в вузе знал, что такое «Антидюринг», но лишь единицы знали, кто такой, собственно, Дюринг. Точно также все знают, кто такие антисемиты, но мало кто знает, кто же такие семиты и почему иврит считается семитским языком.

Термин «семитские языки» появился немногим больше 200 лет тому назад, в конце 18-го века. Немецкий учёный-историк Шлёцер создал этот термин, основываясь на классификации народов, содержащейся в Библии.
В 6-9 главах книги Бытия – первой книги Библии – описан Великий Потоп, в котором всё человечество погибло, за исключением Ноя и трёх его сыновей с семьями – Сима, Хама и Яфета. От них пошли люди на земле, и в 10-й главе идёт подробное перечисление: от Яфета родились такие-то сыновья, от Хама такие-то, а от Сима родились такие-то сыновья. И все они стали родоначальниками народов на Земле. Одним из внуков Сима был Эвер, прародитель евреев. Из имени «Эвер» выводится и само слово «еврей», на иврите иври.
Шлёцер взял за основу это повествование и назвал по имени Сима народы, родственные евреям, семитами, а те языки, которые родственны ивриту, семитскими. С тех пор появилось понятие «семитские языки», «семитские народы». (На иврите Сим звучит как ШЕМ, поэтому на иврите "семитский язык" - сафа шемит שָׂפָה שֵמִית. На латыни же это имя пишется SEM, отсюда "семиты, семитский").
Какие же языки считаются семитскими, и какие народы относятся к семитам? Большинство из них известны с глубокой древности, многие известны только в древности: это те языки, на которых говорили 3000 – 4000 лет назад, и от них сегодня уже не осталось ничего кроме письменных памятников.

АККАДСКИЙ ЯЗЫК

Одним из наиболее известных языков древности был аккадский язык, на котором говорили в Месопотамии - в Двуречье, на территории нынешнего Ирака. Писали на этом языке своеобразной системой – клинописью, преимущественно на глине. До нас дошло огромное количество глиняных кирпичиков с выдавленными знаками. Когда ещё в прошлом веке учёные расшифровали эту письменность, которая, кстати, была очень сложной, они с удивлением обнаружили семитский язык, родственный хорошо известным ивриту и арабскому. Это один из древнейших семитских языков – аккадский, или ассиро-вавилонский. Этот язык существовал во втором и первом тысячелетиях до нашей эры и исчез примерно в четвёртом веке до н.э.
К северу от районов аккадского языка, то есть в районе северного Ирака и дальше к западу, на территории нынешней Сирии, кочевали многочисленные арамейские племена, говорившие на арамейском языке. Этот язык заслуживает отдельного разговора. В нашей еврейской истории сложились очень своеобразные взаимоотношения между евреями, ивритом и арамейским языком.

На северо-западе Сирии, близ нынешней границы с Турцией, был в глубокой древности, примерно 3500 лет тому назад, небольшой город-государство под названием Угарит. Город этот был разрушен ещё в древности; тысячелетиями никто о существовании его не знал, пока в начале XX века археологи не раскопали холм Рас-Шамра и не обнаружили под ним остатки древнего города и большое количество глиняных табличек с текстами, записанными своеобразной письменностью. Дешифровка их показала, что язык этот близко родственен ивриту. До сих пор открывают новые и новые тексты самого разного содержания: среди них имеются тексты экономические, административные, мифологические и настоящие литературные, в которых учёные находят массу параллелей с Библией, ибо на этом языке говорили примерно в тот период, когда создавалась Библия. Язык был близко родственным ивриту; естественно, были общие темы и общие слова, и даже общие обороты. Это угаритский язык.

ОТ ФИНИКИИ ДО МОАВА

К югу от Угарита, на территории нынешнего Ливана жили финикийцы или финикияне. Этот народ – самый близкий по языку к евреям. Финикийский язык был очень близок к ивриту, примерно так, как русский к украинскому. Чтобы прочитать древнюю финикийскую надпись, достаточно хорошо знать иврит. Новых слов, новых грамматических явлений мы там почти не встречаем. Человек, знавший иврит, мог свободно общаться с финикийцами и понимать их.
К востоку от Страны Израиля, в стране Моав (сегодняшней центральной и северной Иордании) жили племена, тоже близко родственные евреям, – моавитяне. Моав и моавитяне упоминаются неоднократно в Библии. Руфь (Рут на иврите) – прабабка царя Давида – была родом из Моава. Известно несколько древних надписей на моавитянском языке. Этот язык примерно так же близок к ивриту, как финикийский.
Ну, естественно, иврит в Стране Израиля, о котором мы будем еще много говорить. Затем мы с вами отправляемся на юг. На юге Страны Израиля, в Негеве, мы встречаемся с народом, который назывался «набатейцы» или «набатеи». Тот, кто путешествовал по Негеву, знает, есть там набатейский город Авдат. Знаменитая Петра в южной Иордании тоже была городом набатейцев. Набатейцы были скорее всего арабским племенем, но писали они по-арамейски своим своеобразным шрифтом, и до нас дошло большое количество набатейских надписей.

АРАБСКИЙ ЯЗЫК

Теперь мы с вами подошли к самому крупному по числу говорящих из всех семитских языков - арабскому. Арабский язык, родина которого – Аравийский полуостров, распространился вместе с исламом во все стороны: на северо-восток в Ирак, на север в Иорданию, Сирию и Ливан, на запад в Египет, Судан и дальше в северную Африку; сегодня на нём говорит более 130 миллионов человек. Известен он нам с первых веков нашей эры, преимущественно из отдельных кратких надписей, а также из нескольких поэм, созданных ещё до возникновения ислама.
Ислам возник в 622 г. н.э. - это год, когда основатель ислама Магомет, или Мухаммад по-арабски, вынужден был бежать из Мекки в Медину. С 622 года начинается новая мировая религия – ислам.
Хотя уже за два-три века до того были известны тексты на арабском языке, даже целые поэмы, по-настоящему арабский язык формируется с исламом. Поучения, которые по преданию говорились аллахом Магомету, составляют Коран. Сам Магомет был неграмотен. Его ученики записали эти поучения. Так появился Коран – первое крупное произведение на литературном арабском языке.
Очень интересно развивалась в дальнейшем история арабского языка. С одной стороны, поскольку это был язык религии и культуры, он сохранялся в почти неизменном виде, и до сих пор литературный арабский язык – это язык Корана, обогащённый современными понятиями, терминами, развившийся, но грамматически это тот же самый язык.
Однако ни один язык не может существовать без изменения много веков, тем более 1000 – 1300 лет. Естественно, что в арабском языке возникли диалекты. Собственно говоря, диалекты были уже в древнеарабском языке. В современном арабском имеется огромное количество диалектов, которые разделяются на две группы.
Восточные арабские диалекты – от Египта и Судана к востоку (Саудовская Аравия, Йемен и дальше Палестина, Сирия, Ливан, Ирак, Иордания) – это одна группа диалектов. Арабы чётко различают, кто говорит – египтянин, иракец или сириец, но между этими диалектами есть свободное взаимопонимание: иракцу легко договориться с сирийцем и с египтянином. Язык по сути один.
Но те диалекты, на которых арабы говорят к западу от Египта, - Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания – резко отличаются от восточных диалектов. Это так называемые магрибские диалекты. «Магриб» – по-арабски «запад», то же слово, что на иврите маарав מַעֲרָב. И эти диалекты настолько отличаются от диалектов восточных, что между арабами восточными и западными взаимопонимание исключается. Сирийский или иракский араб, когда слышит марокканский диалект, не понимает его точно также, как не понимаем его мы с вами.

ОСТРОВ МАЛЬТА

Один из арабских диалектов превратился в самостоятельный язык: это язык острова Мальта, или мальтийский язык. Мальта расположена между Сицилией и Тунисом, там имеются два или три острова, которые заселены семитским по происхождению народом. Но мальтийцы на протяжении многих веков во всех отношениях, особенно в религиозном и в культурном, были связаны с Италией. Они католики, молились по-латыни и никак не желали признавать своего родства с арабским, преимущественно мусульманским миром, хотя язык их по сути дела – арабский диалект, близко родственный диалекту соседнего Туниса. Пишут мальтийцы латинским шрифтом и гордятся тем, что у них есть свой отдельный язык. Более того, были попытки возводить родословную мальтийского языка к финикийскому, поскольку семитский характер его очевиден любому, знающему хоть немножко, что такое семитский язык.
Дело в том, что финикийцы, которых я уже упоминал, были прекрасными мореходами и постоянно кочевали по Средиземному морю. Финикийские поселения были и на территории северной Африки. Самое известное - это, конечно, Карфаген. Само слово Карфаген - это искажение двух финикийских слов Карт Хадашт, которые легко переводятся на иврит как «Кирья Хадаша» – Новый Город. Естественно, люди, переселившиеся на новое место, первым делом строят новый город, отсюда Новгород в России, Неаполь в Италии и многие другие города со сходным названием. Мальтийцы пытались возвести своё происхождение к финикийцам или карфагенянам, но исследование их языка показало, что это не финикийский, а арабский диалект.

САБА И ЦАРИЦА САВСКАЯ

Но давайте продолжим наше путешествие по географии семитских языков и пойдём ещё южнее. В южной Аравии, в самой южной её части, на территории, принадлежащей частично Йемену, частично Оману, проживают и сегодня маленькие так называемые южно-аравийские племена: мехри, джибали, шехри, и на острове Сокотра - народ сокотри. Их языки очень своеобразны и отнюдь не похожи на арабский. Скажем так: они не больше похожи на арабский, чем на иврит. Это потомки древних семитских языков этого региона.
В древнем Йемене было как минимум четыре разных семитских языка, название одного из которых хорошо известно - это язык сабейский.
В Библии упоминается царица Савская. Царица Савская была правительницей государства Шва (на иврите), или Сава (по-русски), Саба (на латыни). Это царство находилось на территории нынешнего Йемена, и жил там особый семитский народ – сабейцы. Сабейский язык сохранился в большом количестве надписей.

Примерно за 1000 лет до нашей эры началось переселение семитских племён из Аравийского полуострова через Красное море на Африканское побережье, на территорию нынешней Эфиопии. С течением веков там возник свой древнеэфиопский язык, так называемый геэз, который вначале пользовался южноаравийской письменностью, тем же письмом, на котором писали сабейцы. В дальнейшем, в пятом веке нашей эры, когда древние эфиопы приняли христианство, они реформировали это письмо.
Древнее семитское письмо, как и нынешнее ивритское, не отмечало гласных, записывались только согласные. И сегодня на иврите и арабском пишутся преимущественно согласные, а гласные – только частично. В древних же текстах писались одни согласные. И вот, в Эфиопии произошла реформа письма. Какой-то мудрый человек придумал свою систему огласовки. В отличие от ивритской системы «некудот», которые пишутся отдельно от буквы и не обязательны, эфиопские значки для гласных сливаются с буквой, то есть происходит некоторое изменение формы самой буквы. Писать слово приходится полностью: и согласные, и гласные. Нет возможности писать так, как мы: вместо сэфер – сфр ספר. Это была очень оригинальная реформа, превратившая древнее письмо без гласных в письмо, отлично отражавшее произношение. Эфиопское письмо с V века нашей эры сохранилось практически без изменений до сегодняшнего дня, и им до сих пор пользуются для нескольких языков Эфиопии.
В древности был древнеэфиопский язык геэз, который сохранился до сих пор в качестве языка культа. Эфиопы (как христиане, так и эфиопские евреи) молились и читали Библию на этом языке. Но как живой язык, конечно, геэз не сохранился. Он развился в целый ряд современных эфиопских семитских языков.
Правда, не все народы, живущие в Эфиопии, говорят на семитских языках. Есть там три группы языков: преимущественно вдоль западной границы Эфиопии с Суданом есть чисто негритянские племена, говорящие на разных нило-сахарских языках; есть в Эфиопии так называемые кушитские и омотские языки, находящиеся в очень отдалённом родстве с семитскими. И имеются семитские языки Эфиопии, из которых наиболее известен сегодня амхарский язык – государственный язык Эфиопии, язык большинства населения. Это, кстати, язык и большинства эфиопских евреев. На нём в Израиле ведутся передачи радио РЭКА, издаётся журнал.
Амхарцы занимают преимущественно центральную часть Эфиопии. К северу от них живёт народ тиграй, его язык тигринья, который является основным языком в северной Эфиопии и в Эритрее, тоже семитский. Часть евреев Эфиопии говорит на языке тигринья.
Ещё севернее, узкой полосой в Эритрее, живёт народ тигре (прошу не путать: есть народ тиграй, говорящий на языке тигринья, а есть народ тигре, который говорит на языке тигре). Тигре – это тоже семитский язык. Кроме того, на юге Эфиопии есть ещё несколько мелких семитских языков, на которых говорят, как правило, несколько десятков тысяч человек. К ним относится целая группа языков и диалектов гураге, а также язык харари, которым пользуются только в одном городе Харар.
Такова картина семитских языков.


СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ - группа языков Ближнего Востока, имевшая в различные периоды более или менее обширное географическое распространение. Некоторые из этих языков играли роль крупных культурных языков мирового значения. К С. яз. относятся: вавилоно-ассирийский яз. (см.), бывший в течение ряда веков, начиная с IV тысячелетия до н.э., важнейшим языком Древнего Востока; древнееврейский яз. (см.); финикийский яз. (см.); арамейские яз. и диалекты (см.), распространившиеся по всему Восточному Средиземноморью, начиная с X-IXвв. до н.э. и занявшие впоследствии также территорию вавилоно-ассирийского и древнееврейского яз.; сирийский яз. (см.), арабский яз. (см.), выдвинувшийся в качестве мирового культурного яз., начиная с VIIв. н.э., семитские яз. Абиссинии (амхара, геэз и др.), древний южноаравийский яз. и др.
С. яз. образуют довольно тесную группу, взаимные связи и черты сходства между отдельными представителями к-рой выступают довольно ясно. Близость арабского и древнееврейского яз. была отмечена еще еврейскими грамматиками Xв. (Ибн-Курайш); близость арамейского с древне-еврейским выступает еще с большей очевидностью. Единство всей этой группы языков признавалось зап.-европейскими ориенталистами уже в XVIIв., когда этой группе было присвоено название С. яз. Особенно много было сделано для сравнительного изучения С. яз. в XIXв., после того как были расшифрованы клинописные памятники Ассирии и Вавилонии и южноаравийские и финикийские надписи.
Помимо большего количества общих корней С. яз. обладают рядом общих грамматических и фонетических особенностей. Основное значение корня слов связывается в С.яз. с согласными звуками, причем гласные играют служебную роль, не входя в состав корня. Так, в арабском яз. от корня «ktb» при помощи различных гласных получаются следующие слова: «kataba» - «он писал», «kutiba» - «он был написан», «katib-un» - «пишущий», «kitab-un» - «книга», «kutub-un» - книги, «katab-un» - «писание», «a-ktubu» - «я пишу», «ma-ktub-un» - «письмо» - «ma-ktab-un» - «место, где пишут» (= школа) и т.д. Большинство корней состоит из трех и лишь небольшое количество - из двух или четырех согласных. Словообразование и словоизменение происходит сверх только что указанного «внутреннего изменения гласных» при помощи как суффиксов, так и префиксов. Грамматических родов - два. Склонение слабо развито, причем оно имеется лишь в арабском классическом яз., где существуют три падежа, в остальных же языках - лишь следы. В глаголе слабо развиты времена: в большинстве С. яз. имеются лишь два времени - законченное и незаконченное. Большое развитие имеют разные глагольные формы для выражения усиления действия, переходности, взаимности, возвратности, повторяемости, принудительности, пассивности и т.д. Довольно развита суффиксация для обозначений прямого объекта при глаголах и косвенного объекта при предлогах. В синтаксисе преобладают формы сочинения предложений.
С. яз. имеют весьма тесные связи с кушитскими, берберо-ливийскими языками и с древнеегипетским яз. Все эти языки объединяются большинством новейших исследователей в одну группу семито-хамитскую. Академик Н.Я.Марр доказал глубокие связи, существующие между С. яз. и яфетическими. С. яз. являются более новой трансформацией раннеисторического или «яфетического» состояния речи народов Средиземноморья. Отсюда схождения С. яз. с яфетическими, доходящие иногда до деталей. Библиография:
RenanE., Histoire generale du systeme comparee des langues semitiques, P., 1855; WrightW., Lectures on the comparative grammar of the semitic languages, Cambridge, 1890; ZimmernH., Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, Berlin, 1898; Noldecke Th., Die semitischen Sprachen, Eine Skizze, Lpz., Bd. I, Berlin, 1908, Bd. II, Berlin, 1912; Его же, Kurzgefasste vergleich. Grammatik d. semitischen Sprachen, Berlin, 1908; Konig Ed., Herbaisch und semitisch. Prolegomena und Grundlinien einer Geschichte d. semit. Sprachen, Berlin, 1901; DhormeB.P., Langues et ecritures semitiques, P., 1930; CohenM., Langues chamitosemitiques, в книге «Les langues du monde», Под редакцией A.Meillet et M.Cohen., P., 1924; МаррН.Я., Предварительное сообщение о родстве грузинского яз. с семитскими, в его работе «Основные таблицы к грамматике древнегрузинского яз.», СПБ, 1908 (перепечатано в его «Избранных работах», т.I, Л., 1933); Его же, Яфетический подход к палеонтологии семитических языков, «Яфетический сборник», т.I, П., 1922; Его же, К вопросу о происхождении арабских числительных, «Записки коллегии востоковедов», т.V, Л., 1931; ГрандеБ., Из языковых схождений иберов Кавказа и Палестины, «Доклады Академии наук», 1931.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Название «семитские» языки, «семитский» язык, является условным, т.е. не связано ни с грамматическим строем этих языков, ни с местом их происхождения и распространения. Название этой семьи заимствовано из генеалогической классификации народов, приводимой в Библии (Быт 10). Большинство народов, говоривших на языках, родственных древнееврейскому, были причислены к потомкам одного из сыновей Ноя – Сима . От этого имени собственного и было произведено наименование «семитский, семитские». В научный обиход оно было введено в 18 в. немецким историком и филологом Августом Шлёцером (1735–1809).

По данным конца 1990-х годов, число говорящих на семитских языках превосходит 200 млн. человек (в основном за счет носителей современного арабского языка).

В семью семитских языков входят как живые языки, так и мертвые, вышедшие из употребления в силу различных исторических условий. Живые семитские языки распространены на территории Передней Азии, на Аравийском полуострове, в Северо-Восточной и Северной Африке. «Островки» арабского языка имеются в Иране, Афганистане, Узбекистане, «островки» живых арамейских языков – на территориях Северного Ирака, Северо-Западного Ирана, Восточной Турции, в Закавказье.

К числу мертвых семитских языков, известных современной науке, относятся следующие.

Аккадский язык (он же ассиро-вавилонский), известный с середины III тысячелетия до н.э., вышедший из употребления на рубеже нашей эры, был распространен на территории Месопотамии (ныне – территория Ирака) ().

Эблаитский язык, или язык Эблы – язык клинописного архива, обнаруженного археологами в 1970-е годы в Северо-Западной Сирии. Клинописные таблички относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э.

Аморейский язык, известный лишь по собственным именам, записанным в шумерских и аккадских клинописных текстах, был распространен в конце III – первой половине II тысячелетия до н.э. на территории Северо-Западной Сирии и Западной Месопотамии.

Древнеханаанейский язык, известный по отдельным именам и фразам из аккадских и древнеегипетских текстов, был распространен в III– II тысячелетиях до н.э. на территориях древней Палестины (ныне – Израиль и Иордания) и древней Финикии (современный Ливан).

Угаритский язык, представленный большим архивом клинописных глиняных табличек, был открыт археологами в 1930 в Северо-Западной Сирии. Письменные памятники относятся к середине II тысячелетия до н.э., язык был в употреблении в древнем городе-государстве Угарит.

Финикийский язык известен по надписям со второй половины II тысячелетия до н.э.; самые поздние надписи относятся ко 2 в. н.э. Был распространен в Финикии (территория современного Ливана), в результате колонизации распространился по всему бассейну Средиземного моря, по берегам Кипра, Южной Италии, Южной Испании и Северной Африки.

Древнееврейский язык известен по памятникам 12–3 вв. до н.э. (библейский древнееврейский). Предположительно оставался разговорным до первых веков нашей эры. До 18 в. использовался в постбиблейской форме как письменный язык. Был распространен на территории древней Палестины. Как культовый язык используется до настоящего времени.

Арамейский язык, известный с 9 в. до н.э. как «древнеарамейский», позже представленный языками и диалектами среднеарамейского периода, просуществовал примерно до 14 в. н.э. Был распространен на территориях Сирии, Палестины, Месопотамии вплоть до Западного Ирана ().

Древние южноаравийские языки, иначе называемые «эпиграфическими южноаравийскими» (сабейский , минейский , катабанский и хадрамаутский ), известны по письменным памятникам с начала I тысячелетия до н.э. до середины 6 в. н.э. Были распространены на территории современного Йемена и на прилежащих территориях Южной Аравии, включая Оман.

Древнеэфиопский язык, или геэз известен по древнейшим царским надписям Аксума с середины 4 в. н.э.; как разговорный просуществовал примерно до 10 в. н.э. В этот период был распространен на территории древнего государства Аксум и в прилежащих северо-восточных районах современной Эфиопии и Эритреи. До настоящего времени используется как культовый язык эфиопской христианской церкви.

Древнеарабский язык существовал, по-видимому, как совокупность древних племенных диалектов кочевых и оседлых жителей и известен по небольшому количеству эпиграфических текстов, относимых к первым векам до н.э. и первым векам н.э. В доисламский период был распространен на территориях Центральной и Северной Аравии, а в связи с миграцией племен в начале н.э. распространился на территории Палестины, Сирии и Месопотамии.

Живые семитские языки

представлены как некоторыми потомками известных нам древних семитских языков, так и языками, не имеющими своей письменной истории.

Современный арабский язык, представленный единой литературной формой и рядом устно-разговорных форм (диалектов), распространен на территории Передней Азии, Северо-Восточной и Северной Африки во всех арабских государствах, а также в некоторых соседних с ними странах Африки. По числу говорящих (по различным источникам, от 190 до 250 млн. человек) относится к крупнейшим языкам мира.

Мальтийский язык (восходящий к одному из арабских диалектов) распространен на острове Мальта. По данным 1990, число говорящих на этом языке на Мальте составляет 365 тыс., общее число говорящих на мальтийском – около 500 тыс. человек.

Амхарский язык – официальный письменный и устный язык Эфиопии. Число говорящих, по данным 1980–1990-х годов, составляет более 15 млн. человек. Первые известные письменные свидетельства амхарского языка относятся к 14 в. Как литературный язык развивается с конца 19 в. ().

Иврит (или современный еврейский) – литературный и разговорный язык, один из двух официальных языков государства Израиль. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 5 млн. человек.

Новоарамейские языки представлены в настоящее время несколькими группами диалектов: западными (в трех селениях Сирии к северо-востоку от Дамаска), восточными, распространенными в юго-восточной Турции, Северном Ираке, северо-западном Иране; а также мандейским языком, распространенным на южной границе между Ираком и Ираном и ассирийским языком, распространенным островками в Северном Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции, Армении, Грузии, а также – среди ассирийской диаспоры. Общее число говорящих на ассирийском языке, по данным 1990, составляет около 330 тыс. человек.

Современные южноаравийские языки: мехри , харсуси , батхари , хобйот , джиббали (шахри) распространены на юге Аравийского полуострова, на территориях Йемена и Омана; язык сокотри – на острове Сокотра. В целом количество говорящих на этих языках, по данным 1977, составляет около 200 тыс. человек.

Современные эфиосемитские языки (помимо амхарского) представлены северной и южной группами языков.

К северной группе относится язык тиграй (или тигринья), считающийся потомком древнего геэза. Распространен в Эритрее и северных районах Эфиопии. Число говорящих составляет, по данным 1995, около 4-х млн. человек. Язык тигре распространен в Эритрее и в приграничных районах Судана. По данным 1990-х годов, количество говорящих составляет около 1 млн. человек.

К южной группе (помимо амхарского) относятся аргобба , харари и восточный гураге , северный и западный гураге , гафат и ряд других близкородственных языков. Распространены в Эфиопии и соседних странах. Число говорящих для каждой из групп колеблется от 500 тыс. до нескольких тысяч.

По гипотезе, высказанной А.Ю.Милитаревым в начале 1980-х годов, предполагаемая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата.

Семитский праязык (язык-основа) в эту отдаленную эпоху едва ли был единым; скорее всего, он представлял группу близкородственных племенных диалектов.

В истории изучения семитских языков предлагалось много различных принципов классификации семитских языков и, соответственно, – самих классификаций. При этом в названиях основных групп семитских языков фиксируется их территориально-географическое распространение.

Традиционная классификация семитских языков опирается на совокупность наиболее показательных признаков фонологических и грамматических систем.

В отечественной семитологии традиционная классификация семитских языков модифицирована в соответствии со степенью архаичности фонологической и морфологической систем или, напротив, «продвинутости» произошедших в них изменений. Так, по И.М.Дьяконову, генеалогическая классификация семитских языков представляется следующей схемой:

северно-периферийная (северо-восточная) группа – аккадский язык со своими диалектами;

северо-центральная (северо-западная) группа – эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийский, древнееврейский с современной формой – ивритом, арамейские (древние и современные);

южно-центральная группа – арабский классический, современный арабский, арабские диалекты, мальтийский язык;

южно-периферийная группа – южноаравийские эпиграфические, современные южноаравийские;

эфиосемитская группа, подразделяемая на северную (геэз, тиграй, тигре) и южную (амхарский, группа гураге и ряд других языков и диалектов) подгруппы.

Последней по времени и наиболее признанной в 1990-е годы стала классификация американского ученого Роберта Хетцрона, дополненная позже рядом западных семитологов. Подход Хетцрона основан на учете морфологических и фонологических инноваций, общих для той или иной группы языков. Получающаяся при этом классификация выглядит следующим образом:

восточные семитские языки – аккадский, эблаитский;

западные семитские языки:

центральные – арабский;

северо-западные – угаритский, ханаанейские (древнееврейский, финикийский и др.), арамейские (и др.);

южные семитские языки:

восточные – сокотри; мехри, харсуси, джиббали (т.е. современные южноаравийские);

западные – древние южноаравийские (т.е. южноаравийские эпиграфические);

эфиосемитские:

северноэфиопские – геэз, тигре, тиграй;

южноэфиопские – амхарский (и остальные).

При сравнении двух классификаций можно заметить, что во второй из них эблаитский язык группируется с аккадским, арабский язык группируется не с южными, а с западными семитскими, по отношению к которым он занимает особую – центральную – позицию. Внутри западной группы арабский противостоит северо-западным, а вместе со всей большой «западной» группой арабский противостоит «восточным» и «южным» семитским языкам.

В последние годы в отечественной семитологии применяется метод глоттохронологии для классификации семитских языков по хронологии их разделения, начиная от языка-основы вплоть до выделения известных нам языков. Ниже приводится хронология разделения семитских языков, разработанная А.Ю.Милитаревым.

Из приведенной глоттохронологической таблицы следует, что самое раннее разделение семитского праязыка происходит на северную и южную ветви. В настоящее время южная ветвь представлена своими потомками: языками сокотри, мехри, джиббали (шахри), т.е. современными южноаравийскими. Больше разделений через какие-то предполагаемые языковые общности в течение пяти тысячелетий претерпевает северная ветвь, к которой восходят в конечном итоге все остальные (мертвые и живые) семитские языки. Так, в IV тысячелетии до н.э. северная ветвь разделяется на две основные подветви: северо-западную и северо-восточную. Северо-восточная подветвь в середине III тысячелетия до н.э. представлена единственной группой аккадского (с диалектами). Зато северо-западная подветвь подразделяется на центральную и периферийную группы, которые в свою очередь «отпочковывают» большинство известных нам семитских языков. При этом эфиосемитские языки восходят непосредственно к северо-западной подветви, как и центральная группа. Арабский язык восходит непосредственно к центральной группе так же, как и вся группа угаритского, ханаанейских, еврейского, арамейских языков (ср. генеалогическую классификацию Р.Хетцрона).

Поскольку в основу глоттохронологической классификации положен лексический признак (т.е. степень сохранения общей базовой лексики в каждом из сравниваемых языков), эта классификация может не совпадать с классификациями, опирающимися на фонологические и морфологические признаки языков.

Частично такие расхождения связаны с тем, что каждый из языков развивается по-своему (именно потому и происходит разделение праязыка). Особенности и различия могут быть заложены в недрах первичных близкородственных диалектов праязыка (как говорилось выше, едва ли какой-либо праязык был полностью единым). С другой стороны, разделение языков было связано с разделением-расселением и миграцией их носителей. Этот процесс проходил не только во времени, но и в конкретном географическом пространстве, которое было заполнено соседними народами и племенами, говорившими на других, в ряде случаев – вообще несемитских языках. Межъязыковые контакты могли оказать влияние на строй и лексику каждого из отделившихся семитских языков.

До настоящего времени определенных следов несемитских языков на территории Аравийского полуострова не обнаружено, хотя и предполагается, что юг и юго-восток полуострова в древности заселяли несемитоязычные народы. Но и в таких относительно «благоприятных» условиях разделяющиеся семитские языки вместе с их носителями оказывались во взаимных «вторичных» контактах со своими дальними, ранее отделившимися родственниками, обитающими и мигрирующими в едином пространстве.

Происходило наложение близкородственных влияний, что еще более осложняло картину развития и изменения семитских языков.

Так, если гипотетическая прародина семитоязычного населения находилась в V тысячелетии до н.э. в районе Междуречья Тигра и Евфрата, то первая отделившаяся группа языков, потомки которой находятся на крайнем юге Аравийского полуострова и острове Сокотра, должна была проделать долгий путь в историческом и географическом пространстве Аравийского полуострова или его побережья.

Не менее долгий путь должны были проделать через время и пространство и предки эфиосемитских и эпиграфических южноаравийских языков. И только предки арабоязычных племен заняли не столь отдаленную территорию – по-видимому, это были еще свободные тогда территории Центральной Аравии, пригодные лишь для кочевого образа жизни. Носители «праарабского» языка (или диалектов) оказались средним звеном между «аравийскими» языками, распространившимися на юг, и северо-западными родственниками. Именно по этой причине в системе арабского языка можно обнаружить черты, сближающие его как с южными (фонологическая система, способы образования так называемого «ломаного» множественного числа), так и с северо-западными, особенно арамейскими: окончания суффиксального множественного числа имен, система личных окончаний перфекта (одна из видо-временных глагольных форм).

Самая общая типологическая характеристика семитских языков учитывает способ соединения морфем в слове. На этом основании семитские языки определяются как флективно-агглютинативные. Это определение было выдвинуто еще в 19 в. Ф.Ф.Фортунатовым . С рядом более детальных уточнений это определение сохраняется за семитскими языками до настоящего времени.

Напротив, по способу соединения слов между собой в словосочетании и предложении разные семитские языки характеризуются по-разному. Например, даже в пределах арабского языка обнаруживается типологическое расхождение его литературной формы и арабских диалектов. Строй классического и современного литературного арабского определяется как синтетический, а строй современных арабских диалектов определяется как синтетико-аналитический, т.е. со сдвигом в сторону развития аналитических конструкций в синтаксисе.

По мере разделения семитских языков и их самостоятельного развития изменяются и их частные типологические характеристики.

Прасемитский язык представлял черты флективно-агглютинативного строя наиболее полно: словообразовательные и словоизменительные формы располагали развитой системой внешних морфем (префиксов, суффиксов, инфиксов, окончаний) и внутренних морфем, традиционно называемых внутренней флексией (чередование гласных в основе слова, удвоение корневых согласных). Отношения между словами в предложении и словосочетании выражались формами слов: падежными окончаниями, формами согласования, окончаниями личных глагольных форм. В число служебных слов входили только предлоги. Поэтому исходным типом прасемитского языка предполагается синтетический тип.

Фонологическая система прасемитского языка представляла тип регулярных оппозиций согласных по признакам «глухой: звонкий: эмфатический (т.е. глоттализованный или веляризованный)»; кроме того, существовала оппозиция согласных по признаку «латеральный: нелатеральный».

По мере разделения семитских языков и их развития собственными путями в каждом из них происходят изменения исходного типологического строя. Одни языки сохраняют тип, близкий к исходному, другие характеризуются редукцией фонологической системы, утратой древних флексий и одновременно – развитием новых грамматических форм и способов, новыми синтаксическими конструкциями. Таким образом, одни из известных нам семитских языков сохраняют более архаичный строй и типологию, другие характеризуются типологическими инновациями и сильными изменениями синтаксического строя.

По признаку архаичности/инновационности все семитские языки могут быть отнесены к одной из трех основных ступеней развития – такая их классификация была предложена в 1970-е годы И.М.Дьяконовым.

КЛАССИФИКАЦИИ СЕМИТСКИХ ЯЗЫКОВ ПО СТЕПЕНИ АРХАИЧНОСТИ

Ступень развития

Группа

Эфиосемит. Южная Центральн. Сев.-зап. Сев.-вост.
Древняя эпиграфические: сабейский, ми -нейский и др.
I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.
древнеарабский, классический арабский эблаитский III тыс. до н.э., ханааней ский, угаритский
II тыс. до н.э.
аккадский
III тыс. до н.э.
Средняя древнеэфиоп ский-геэз (до рубежа I–II тыс. н.э. химьяритский язык (до 9 в. н.э.) древние арабские диалекты (эпи граф. аравий ский) древнееврейский, древнеарамейский 10 в. до н.э. поздневавилонский до нач. н.э.
Поздняя сев. эфиоп.: тигре, тигринья (живые), юж. эфиоп.: амхар ский, гураге и др. (живые) современные южно-аравий ские: мехри, шахри, сокотри и др. (живые) арабские диа лекты; мальтий ский язык (живые) новоарамейские языки; соврем. иврит (живые)

Следует подчеркнуть, что данная схема классифицирует семитские языки по степени развития их фонологического и морфологического строя, но отнюдь не свидетельствует о большей или меньшей степени их генетического родства. Так, если в графе «поздняя ступень» находятся современные южноаравийские языки, то это не значит, что они генетически ближе к современным арабским диалектам или к новоарамейским языкам.

Данная классификация учитывает лишь степень отличия строя языка от гипотетически исходной модели общесемитского состояния (поперечные графы) и приблизительное географическое расположение древних и современных языков. Языки, находящиеся в более близком родстве, могут оказаться на разных ступенях развития, как это происходит с литературным арабским и арабскими диалектами.

Как характеристики, общие для большинства семитских языков, можно отметить: устойчивый консонантный состав корня, преобладание трехсогласного состава корня, наличие так называемых «корневых вариантов» (или «фонетических вариантов») консонантной части корня. Последнее явление представлено метатезой (перестановкой) корневых согласных или же чередованием одной (или более) корневой согласной с близкой ей по способу и/или месту артикуляции без изменения основного значения корня (или – с прозрачными модификациями этого значения).

К общесемитским структурно-типологическим особенностям можно также отнести единый (в основном) тип словообразовательных и словоизменительных систем и, наряду с внешней аффиксацией, – широкое функционирование способа внутренней флексии (по другой трактовке – использования прерывистых морфем, или трансфиксов).

Для большинства семитских языков характерны лексико-грамматические и грамматические категории мужского и женского рода, единственного и множественного числа (в некоторых языках сохраняется и категория двойственного числа); падежная система в исторической перспективе представляется отмирающей категорией. Общими для системы глагола являются категории лица, числа и рода. Видо-временные категории находятся в процессе формирования различных систем в разных семитских языках. Общесемитской особенностью является лексико-грамматическая категория расширенных основ глагола, так называемых «пород»: интенсив, каузатив, направительная, возвратная и др.

Для большинства семитских языков характерны две возможные структуры слога – CV и CVC (C – согласный, V – гласный), а также запрет на стечение согласных в начале слога и запрет на стечение гласных. Вместе с тем во многих живых семитских языках (новоарамейских, некоторых арабских диалектах, иврите) отмечается разрушение исконных семитских ограничений на структуру слога. Во многом этому процессу способствует развитие слабого ударения в сильное.

В области фонетико-фонологических систем при всех изменениях, происходящих в семитских языках на протяжении известного нам периода, можно отметить как общую черту сохранение тройной оппозиции некоторых согласных: звонкий – глухой – «эмфатический».

Следует также отметить, что некоторые исторические изменения, наблюдаемые в ряде семитских языков, происходят по «общему сценарию»: вербализация причастий и редукция падежной системы в области морфологии; редукция интердентальных, падение взрывного ларингального – в области фонетико-фонологической системы.

В целом можно сказать, что в каждом из живых семитских языков, хотя и «по-своему», происходит сдвиг в сторону аналитизма.

История изучения семитских языков начинается с возникновения первых национальных грамматических школ в среде носителей этих языков (см . НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ).

Арабская языковедческая школа и традиция формируется в первые века ислама с целью сохранения священного языка Корана, нормативной обработки и стандартизации письменно-литературного языка. Ее первые представители и авторитеты – ад-Дуали (7 в.), ал-Халил, Сибавейхи, ал-Кисаи (8 в.) заложили основы традиционного грамматического и фонетического анализа. Развитием системы занимались арабские филологи 10–13 вв. Система понятий и грамматического анализа, выработанная арабской традицией, оказала и продолжает оказывать большое влияние как на современное арабское языковедение, так и на западную арабистику.

Еврейская языковедческая школа также возникает в связи с текстологической работой и сохранением текста Ветхого Завета. С 10–12 вв. начинается систематическое изучение древнееврейского языка в сочинениях Йегуды бен Давида Хайюджа, Мервана ибн Джанаха. В начале 12 в. Исаак ибн Барун в своем сочинении Книга сравнения еврейского языка с арабским сопоставляет два родственных языка в грамматическом и лексическом плане. Дальнейшая популяризаторская работа представителей еврейской языковедческой школы также послужила основой развития семитологических исследований на Западе.

Изучение сирийского языка (одного из арамейских языков) также начинается в среде сирийских филологов, изучавших тексты Священного Писания. Известны труды сирийских грамматистов 7 в. (Яков Эдесский), 11 в. (Илья Тирханский), 12 в. (Яков бар Эбрей).

На Западе внимание к языкам священных текстов – древнееврейскому, сирийскому, арабскому – возникает и усиливается в период Возрождения. В дальнейшем научные успехи в расшифровке древних семитских надписей способствуют расширению семитологических исследований. Западная семитология с 17 и вплоть до начала 20 в. развивается как комплексная историко-филологическая наука, которая закладывала материальные основы будущего семитского языкознания: дешифровка и издание письменных памятников, изучение еврейских и арабских рукописей средневекового периода. Это направление характерно и для российской семитологии 19 – начала 20 вв.

Вместе с тем успехи сравнительно-исторического языкознания в области индоевропейских языков и других языковых семей привлекают к этому направлению и семитологов. Развитию семитской компаративистики способствуют также новые археологические открытия и дешифровки: расшифровка древней южноаравийской эпиграфики (М.Лидзбарский, Т.Нёльдеке, Ф.Преториус, Д.Мюллер, И.Мордтманн, Г.Рейкманс, Н.Родоканакис), публикация письменных памятников древнеэфиопского языка (геэза) и их анализ (17–20 вв.), создание первых эфиопских словарей и грамматик (Август Дильман, 1823–1894), дешифровка аккадской клинописи в середине 19 в. (Генри Роулинсон, Юлиус Опперт, Вильям Тальбот, Эдвард Хинкс).

В течение 18–19 вв. расширяется круг знаний об арамейских языках. Выходят грамматики и словари по основным семитским языкам: арабская грамматика Сильвестра де Саси (начало 19 в.), арабские словари Г.Фрейтага, А.Биберштейна-Казимирского, Э.Лэйна, Р.Дози (в течение 19 в.), работы по аккадскому (Ю.Опперт, 19 в.), древнеэфиопскому, эпиграфическим южноаравийским языкам. К началу 20 в. появляются первые работы по живым семитским языкам: арабским и арамейским диалектам, эфиосемитским языкам. Все эти предпосылки способствовали появлению первого сводного фундаментального труда Карла Брокельмана по сравнительной грамматике семитских языков (C.Brockelmann. Grundriss der vergleichenden Grammatik der semitischen Sprachen. Bd. I–II, Berlin, 1908–1913). Ученый привлекает весь доступный для своего времени семитский материал. Исходной позицией этого труда послужила гипотеза о том, что именно арабский язык является древнейшим представителем семитских языков, и поэтому реконструкция древнейшего состояния ориентировалась на арабскую языковую систему. В дальнейшем развитие семитского языкознания и вовлечение новых материалов семитских языков опровергает эту гипотезу. Прообразом языка древнейшего типа начинают считать аккадский язык.

20 в. ознаменовался открытием и дешифровкой памятников угаритского и эблаитского языков, каждый из которых вносит свои коррективы в представление о генетических связях семитских языков. Выходят грамматики, словари, сравнительно-исторические и типологические исследования по отдельным семитским языкам и диалектам.

Из обобщающих работ 20 в. по семитским языкам на Западе следует упомянуть Введение в сравнительную грамматику семитских языков итальянского семитолога Сабатино Москати (1969), работу Джованни Гарбини Семитские языки (1972), Словарь семитских корней французского семитолога Давида Коэна (1970 – по настоящее время), итоговую коллективную работу по семитским языкам, изданную Р.Хетцроном (1997, см. список литературы).

В отечественной семитологии собственно языковедческое направление выделяется в 1920-х годах. Н.В.Юшманов обобщает весь известный к его времени материал семитских языков, использует результаты наблюдений наиболее авторитетных представителей национальной арабской грамматики и западных семитологов и выдвигает свою гипотезу о формировании семитского корня. Ученый анализирует явления совместимости/несовместимости корневых согласных, явление корневых вариантов, выделяет систему классных показателей для именных корней. В результате он выдвигает гипотезы о развитии семитского трехсогласного корня из двухсогласного, о развитии семитской фонологической системы из ограниченной группы «диффузных» архифонем.

Фундаментальные проблемы структуры и состава семитского корня, особенности семитского консонантизма остаются в центре внимания отечественных семитологов в течение всего 20 в. С.С.Майзель (1900–1952) на основе анализа корневых вариантов, обнаруженных в различных семитских языках, выдвигает гипотезу о том, что это явление стало одним из путей расширения корневого фонда семитских языков. А.М.Газов-Гинзберг предлагает оригинальную гипотезу о звукоизобразительном характере семитского консонантизма и вокализма. Основатель школы московских семитологов Б.М.Гранде (1891–1974) разрабатывает понятие слогофонемы как минимальной единицы семитского слова. Нетрадиционный подход к структуре семитского слова разработал московский семитолог В.П.Старинин (1903–1973), выдвинувший понятие прерывистой морфемы.

С середины 20 в. активно развивается семитологическая школа в Тбилиси. Ее представители – Г.В.Церетели, Т.В.Гамкрелидзе, А.С.Лекиашвили, В.Г.Ахвледиани, К.Г.Церетели, Л.В.Цоцхадзе, Н.Х.Жвания, М.Н.Мепаришвили, М.Е.Недоспасова, Г.Чиковани и многие др. – разрабатывают проблемы как отдельных семитских языков, так и общетеоретические вопросы.

Круг семитологических исследований расширяется также в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге). Проходит цикл научных конференций, материалы которых выходят в серии сборников «Семитские языки», выпускается серия очерков по отдельным семитским языкам. В начале 1990-х годов выходит том из серии «Языки Азии и Африки», посвященный семитским языкам.

Обновление семитской компаративистики начинается в последней четверти 20 в. трудами И.М.Дьяконова (1915–1999) и группой его учеников и младших коллег (А.Ю.Милитарев, В.Я.Порхомовский, О.В.Столбова) в области не только семитских, но и других языков афразийской макросемьи. Реконструкция афразийской фонологической системы, структуры афразийского корня, реконструкция конкретных афразийских корней – все это позволяет семитологам увидеть факты семитских языков на более широком афразийском фоне.

Сравнительно-историческое направление в отечественной семитологии продолжается в трудах А.Ю.Милитарева, разрабатывающего фундаментальные вопросы генезиса семитских языков: проблему прародины семитоязычного населения, проблему этимологии и реконструкции базового семитского корнеслова, хронологию разделения семитских языков. В настоящее время А.Ю.Милитарев и Л.Е.Коган подготовили первый в мировой семитологии Семитский этимологический словарь (ч. 1). Первая часть словаря содержит более четырехсот реконструированных прасемитских корней, связанных с анатомией человека и животных. Ожидается продолжение этого словаря по другим темам.

В результате исследовательской работы семитологов к концу 20 в. начали исчезать многие «белые» пятна в истории семитских языков: были уточнены их генетические связи, открылась возможность глубокой реконструкции не только консонантной части корня, но и корневого вокализма, были реконструированы исчезнувшие члены фонологической системы, первичная структура корня, тенденции языковых изменений. Общая типология и социолингвистика продолжают обогащаться адекватными данными семитских языков и их истории.

Литература:

Семитские языки. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1963
Старинин В.П. Структура семитского слова. М., 1963
Газов-Гинзберг А.М. Был ли язык изобразителен в своих истоках ? М., 1965
Семитские языки. Материалы первой конф. по семитским языкам. Окт. 1964. Под ред. Г.Ш.Шарбатова, ч. 1–2. М., 1965
Газов-Гинзберг А.М. Символизм прасемитской флексии. М., 1974
Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1976
Милитарев А.Ю. Развитие взглядов на семитский корень. – В кн.: Восточное языкознание. М., 1976
Семитские языки. Сб. статей, вып. 3. Под ред. Г.Ш.Шарбатова. М., 1976
Майзель С.С. Пути развития корневого фонда семитских языков . Отв. ред., составитель, автор вступительной статьи и дополнений А.Ю.Милитарев. М., 1983
Семитские языки. – В кн.: Языки Азии и Африки, т. IV, кн. 1. Афразийские языки. М., 1991
Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1972; 2-е изд. М., 1998
Юшманов Н.В. Избранные труды. Работы по общей фонетике, семитологии и арабской классической морфологии. М., 1998



Б. Гранде

Семитские языки - группа языков Ближнего Востока, имевшая в различные периоды более или менее обширное географическое распространение. Некоторые из этих языков играли роль крупных культурных языков мирового значения. К С. яз. относятся: вавилоно-ассирийский яз. , бывший в течение ряда веков, начиная с IV тысячелетия до н. э., важнейшим языком Древнего Востока; древнееврейский яз. ; финикийский яз. ; арамейские яз. и диалекты, распространившиеся по всему Восточному Средиземноморью, начиная с X-IX вв. до н. э. и занявшие впоследствии также территорию вавилоно-ассирийского и древнееврейского яз.; сирийский яз. , арабский яз. , выдвинувшийся в качестве мирового культурного яз., начиная с VII в. н. э., семитские яз. Абиссинии (амхара, геэз и др.), древний южноаравийский яз. и др.

С. яз. образуют довольно тесную группу, взаимные связи и черты сходства между отдельными представителями которой выступают довольно ясно. Близость арабского и древнееврейского яз. была отмечена еще еврейскими грамматиками X в. (Ибн-Курайш); близость арамейского с древне-еврейским выступает еще с большей очевидностью. Единство всей этой группы языков признавалось зап.-европейскими ориенталистами уже в XVII в., когда этой группе было присвоено название С. яз. Особенно много было сделано для сравнительного изучения С. яз. в XIX в., после того как были расшифрованы клинописные памятники Ассирии и Вавилонии и южноаравийские и финикийские надписи.

Помимо большего количества общих корней С. яз. обладают рядом общих грамматических и фонетических особенностей. Основное значение корня слов связывается в С. яз. с согласными звуками, причем гласные играют служебную роль, не входя в состав корня. Так, в арабском яз. от корня «ktb» при помощи различных гласных получаются следующие слова: «kataba» - «он писал», «kutiba» - «он был написан», «katib-un» - «пишущий», «kitab-un» - «книга», «kutub-un» - книги, «katab-un» - «писание», «a-ktubu» - «я пишу», «ma-ktub-un» - «письмо» - «ma-ktab-un» - «место, где пишут» (= школа) и т. д. Большинство корней состоит из трех и лишь небольшое количество - из двух или четырех согласных. Словообразование и словоизменение происходит сверх только что указанного «внутреннего изменения гласных» при помощи как суффиксов, так и префиксов. Грамматических родов - два. Склонение слабо развито, причем оно имеется лишь в арабском классическом яз., где существуют три падежа, в остальных же языках - лишь следы. В глаголе слабо развиты времена: в большинстве С. яз. имеются лишь два времени - законченное и незаконченное. Большое развитие имеют разные глагольные формы для выражения усиления действия, переходности, взаимности, возвратности, повторяемости, принудительности, пассивности и т. д. Довольно развита суффиксация для обозначений прямого объекта при глаголах и косвенного объекта при предлогах. В синтаксисе преобладают формы сочинения предложений.

С. яз. имеют весьма тесные связи с кушитскими, берберо-ливийскими языками и с древнеегипетским яз. Все эти языки объединяются большинством новейших исследователей в одну группу семито-хамитскую. Академик Н. Я. Марр доказал глубокие связи, существующие между С. яз. и яфетическими. С. яз. являются более новой трансформацией раннеисторического или «яфетического» состояния речи народов Средиземноморья. Отсюда схождения С. яз. с яфетическими, доходящие иногда до деталей.

Список литературы

Renan E., Histoire générale du système comparée des langues sémitiques, P., 1855

Wright W., Lectures on the comparative grammar of the semitic languages, Cambridge, 1890

Zimmern H., Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, Berlin, 1898

Nöldecke Th., Die semitischen Sprachen, Eine Skizze, Lpz., Bd. I, Berlin, 1908, Bd. II, Berlin, 1912

Его же, Kurzgefasste vergleich. Grammatik d. semitischen Sprachen, Berlin, 1908

König Ed., Herbäisch und semitisch. Prolegomena und Grundlinien einer Geschichte d. semit. Sprachen, Berlin, 1901

Dhorme B. P., Langues et écritures sémitiques, P., 1930

Cohen M., Langues chamitosémitiques, в книге «Les langues du monde», под ред. A. Meillet et M. Cohen., P., 1924

Марр Н. Я., Предварительное сообщение о родстве грузинского яз. с семитскими, в его работе «Основные таблицы к грамматике древнегрузинского яз.», СПБ, 1908 (перепечатано в его «Избранных работах», т. I, Л., 1933)

Его же, Яфетический подход к палеонтологии семитических языков, «Яфетический сборник», т. I, П., 1922

Его же, К вопросу о происхождении арабских числительных, «Записки коллегии востоковедов», т. V, Л., 1931

Гранде Б., Из языковых схождений иберов Кавказа и Палестины, «Доклады Академии наук», 1931.



Читайте также: