Чукотский автономный округ: по ту сторону анадырского залива. Что посмотреть на чукотке Охота и рыбалка - Чукотский автономный округ

Центр Чукотского автономного округа. Город-порт, расположенный на берегу Анадырского залива Берингова моря. Население 11 073 (2006), 13 045 (2010), 14 326 (2015), 15 604 (2018)

Анадырь от слова «Онандырь» - чукотская река, «Анадырск» - острог времён Семёна Дежнёва и Курбата Иванова (середины XVII века). Местное чукотское население называет город Въэн «зев, вход» или Кагырлын «вход, устье», что отражает его расположение при узкой горловине, открывающей вход в верхнюю часть Анадырского лимана.

Город Анадырь был основан как самый северо-восточный форпост Российской империи – Ново-Мариинск в августе 1889 года.
Основание его продиктовано геополитическими интересами российского государства, обусловленными обострением во второй половине XIX века противоречий между Россией, США и Англией в северной части Тихого океана. Причинами обострения явилось усиление американской экспансии вначале в территориальных водах, а затем, после продажи царским правительством в 1867 году Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам Америки, и на северо-восточном побережье Российской империи. Ограничить проникновение американцев на Чукотку с помощью крейсирования военных судов у ее берегов не удалось. И тогда царское правительство Указом от 9 июля 1888 года, в целях закрепления государственности на отдаленной северо–восточной окраине Российской империи, учредило новую самостоятельную административную единицу – Анадырский уезд, выделив для этого часть территории из состава Гижигинского уезда. Среди первоочередных задач, которые ставил перед собой первый начальник вновь создаваемой Анадырской округи Леонид Гриневецкий, было основание ее центра.

Первое время пост, а потом поселок был известен под двумя названиями: Ново-Мариинск и Анадырь, и влачил свое жалкое существование. Несмотря на это, здесь, на окраине России, все чаще стали пересекаться маршруты ученых различного профиля. Известно, что страсть к исследованиям питали первый начальник Анадырской округи Л.Ф. Гриневецкий, а так же назначенный через три года после его смерти Н.Л. Гондатти. Наряду с богатым научным наследием, посвященным Чукотке, правдивое описание Ново-Мариинска оставил крупнейший ученый-этнограф, ссыльный народоволец В.Г. Тан-Богораз, в советское время ставший профессором, членом Комитета по делам народов Севера.
Выгодное географическое положение Ново-Мариинска постепенно привлекало к нему внимание российских и иностранных коммерсантов, золотоискателей, рыбопромышленников. После открытия в 1906 году американским проспектором Надо, французом канадского происхождения, в нескольких десятках километров от уездного центра, в бассейне реки Волчьей, небольшой россыпи золота, для ее разработки был образован акционерный прииск Дискавери. Т. Бирич, сын крупного камчатского коммерсанта П. Бирича, открыл в Ново-Мариинске отделение фирмы "Чуркин и К" из Владивостока. На берегах лимана были организованы две крупные рыбалки – Эриксона и Грушецкого. Последний был владельцем тихоокеанских промыслов, в распоряжении которых находились собственные пароходы. Стали селиться здесь и коренные жители.
В 1914 году в Ново-Мариинске была построена одна из самых мощных в России радиостанций, на которой были установлены длинноволновые искровые передатчики, позволявшие обеспечивать надежную связь с Петропавловском, Охотском, Номом.

До революции 1917 года на левом берегу речки Казачки были склады, тюрьма, несколько домов. Строительство же в Ново-Мариинске велось на правом берегу. Здесь было 30-40 домов, новый дом уездного начальника, склады, баня, фельдшерский пункт, яранги, часовня. Выше, на берегу лимана, находились почта и радиостанция.

Не обошли стороной Ново-Мариинск революционные события 1917 года. В 1919-ом здесь был создан Первый Ревком Чукотки. В 1920 году, после контрреволюционного переворота и расстрела ревкомовцев, был избран Анадырский уездный исполком, реорганизованный в 1921 году в нарревком. В этом же году в Анадыре была создан союз рабочих и служащих – первая на Чукотке профсоюзная организация.

Бурный рост Анадыря начался после образования Чукотского национального округа согласно Постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "Об организации национальных объединений в районах расселения народностей Севера" от 10 декабря 1930 года.
Центром Чукотского национального округа Анадырь стал в 1932 году.
В 1934 году Постановлением ВЦИКа поселок Анадырь переименован в город, но официальный статус города он получил спустя много лет после Великой Отечественной войны – в 1965 году. В 1935 году была организована Анадырская мерзлотная станция АН СССР.

На 1 января 1941 года в Анадыре проживало 3100 человек. Многие анадырцы приняли участие в строительстве военного аэродрома для перегона военных самолетов из Ванкувера на фронты Великой Отечественной войны, собирали средства для строительства боевой техники, отправляли посылки с теплыми вещами фронтовикам.
В 1943 году в Анадыре состоялся первый выпуск молодых учителей Чукотки. Среди них было 3 чукчи, 4 эскимоса, 1 чуванец. 3 января 1947 года в поселке Анадырь открылась окружная библиотека. Поселковая библиотека здесь существовала с 1924 года, хотя документально этот факт нигде не зафиксирован.
В 1949 году начал работу Анадырский райпромбыткомбинат. 1 мая 1953 года вышел в свет первый номер газеты «Советкэн Чукотка». В 1954 году на основании постановления Совета Министров РСФСР создано строительное управление – СМУ-1, позднее переименованное в ССК -4. В 1955 году в Анадыре на берегу бухты Мелкой организован портпункт. Он располагал двумя катерами, тремя кунгасами, автомашиной. В 1958 году в Анадыре начали работу окружной Дом народного творчества и музыкальная школа. В 1961 году на базе школы колхозных кадров в Анадыре открыт сельскохозяйственный техникум.
В 1961 году – образован Анадырский морской порт. В 1963 году в Анадыре сдан в эксплуатацию Дом культуры, в строительстве которого активное участие принимала общественность, молодежь. 1963 год - завершено строительство плотины на речке Казачке, что позволило провести в Анадырь водопровод. Длина плотины 1300 метров, высота- 16 метров. В 1964 году создано ВГЧПУ.

В 1964 году вступила в строй первая Анадырская АТС.
12 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР центр Чукотского национального округа – поселок Анадырь – преобразован в город районного подчинения.
В этом году в Анадыре родилось 97 детей. Всего в Анадыре проживало более 5 тысяч человек.
31 октября 1967 года Анадырский телецентр провел первую телепередачу. В 1967 году в Анадыре построен первый четырехэтажный жилой дом (Ленина, 36). В 1967 году открыт памятник В.И. Ленину. 7 августа 1968 года создан профессиональный чукотско-эскимоский национальный ансамбль "Эргырон".
С 1973 года начался выпуск продукции пивоваренного завода.
В 1978 году началось строительство нового мясомолочного комбината.
В 1980 году Анадырь становится административным центром Чукотского автономного округа (на основании Закона "Об автономных округах РСФСР" Чукотский национальный округ преобразован в автономный).
В 1994 году в столице округа начал работу Чукотский окружной колледж искусств.

После спада в социально-экономическом развитии, характеризующегося снижением уровня жизни и массовым исходом трудоспособного населения из северных регионов, начавшегося с развалом Советского Союза и продолжившегося вплоть до окончания XX века, с 2001-го года в Анадыре начался период "второго" рождения, интенсивного обновления и развития.
11 августа 2004 года в Анадыре открыт самый большой в мире памятник Николаю Чудотворцу.

Когда летишь над Европой, видишь россыпь огней, города, ленты дорог. Перелет над просторами Сибири создает удивительную иллюзию: планета кажется необитаемой.

Анадырь

Первое, что замечаешь в аэропорту, - это маленькая грязноватая кучка снега, не растаяла до сих пор. И это летом!

Аэропорт расположен всего в 10 км от города, но путь от трапа до отеля необычный. Добраться до Анадыря по суше нельзя: самолеты садятся и взлетают на другом берегу огромного Анадырского лимана. Когда эта водная гладь скована льдом, путями-зимники бегают маршрутки, крутя колесами над многометровой толщей воды. Ещё можно заплатить дополнительно за место в вертолете, который забирает зажиточных полярников с аэродрома. Что касается нашего рейса, то всех его пассажиров по прибытию перевезли небольшие речные катера.

На одном из них мы познакомились со Степаном Селезнем из Черниговской области. Оказалось, ехал на заработки, уже который год калымит на Чукотке вместе с бригадой строителей, в которой почти все из Украины. Рабочие руки на Севере нужны, платят здесь хорошо, поэтому работают даже турки и канадцы. А вот украинские рабочие трудоустроены не совсем легально - по крайней мере некоторые.

В самом Анадыре удивляет подчеркнутая пестрота раскраски домов: современные пятиэтажки здесь стоят на сваях, как на иголках - это специальные фундаменты для вечной мерзлоты, и составлены местные здания из разноцветных блоков - синих и бордовых, коричневых и зеленых, желтых и голубых... Тона приглушенные, неяркие, и это понятно: общий фон свинцового неба уже не так давит на глаза. Порой на всю стену красуется какая ни будь огромная фотография - портрет эвенкийской красавицы, летящие птицы или парусники в море.

Погода на Чукотке

С климатом Чукотке вообще не повезло: на соседней Аляске намного теплее и солнечнее. Дело в том, что северные ветры дуют именно на здешние берега, что делает зиму еще суровее. Лето - время жаркое, но всегда очень короткое.

На побережье часто бывает сильный, просто невероятный ветер, поэтому все здесь закреплено, завязано узлами. Самая распространенная деталь наряда, как мужского, так и женского - капюшон. Непременно позаботьтесь об этой прихоти местной моды и для себя. Ветер может подняться внезапно, рекордные его порывы достигают 80 м /c. Застегиваться нужно намертво, по горло, до верхней пуговицы.

Ветер может кончиться так же внезапно. Останется только легкий шум в ушах. А если отправитесь в глубь континента, в один из предложенных туров - на вездеходах летом, на оленях зимой - то будете приятно удивлены: там, за стеной сопок, ветер как ветер, вполне привычный для европейца.

Губернатор чукотского автономного округа

Врач из Москвы, с которым мы летели в Анадырь, рассказал похожую на шутку диковинку о чукотских реалиях. По его словам, местные не слишком образованные жители считают олигарха Романа Абрамовича... живым богом! Это якобы даже зафиксировано в одном из проведенных на Чукотке социологических опросов.

Во времена путинского правления Абрамовича дважды назначали губернатором этого края. Впоследствии президент Медведев досрочно прекратил его полномочия с формулировкой «по собственному желанию», однако уже через несколько дней бизнесмен избирается депутатом местного законодательного органа, где побеждает с поистине рекордным числом голосов (96,99%) и затем его единогласно избирают на должность председателя думы Чукотского автономного округа.

Фокус в том, что вещи и явления, принесенные сюда лично Романом Абрамовичем, чем-то действительно напоминают дары высших сил. Именно с его приходом местный люд узнал, что такое мобильная связь, пластиковые карточки на зарплату, чартерные рейсы и многое тому подобное.

Олигарх Абрамович и поныне остается спикером законодательного собрания Чукотки... Хотя сам живет в Лондоне.

Полярная Звезда

Люд в Анадыре еще хорошо устроился: город расположен километрах в 200 к югу от Северного полярного круга. Этот круг - только широта на глобусе. Определенной черты на местности вроде Великой китайской стены там нет, хотя на трассах стоят указатели, монументы и арки - преимущественно для туристов.

До границы Арктики впервые добрались еще древние греки, и они совсем не были удивлены тем, что летнее солнце в Норвежском море не собирается скрываться за горизонт. Поскольку лет за 100 до их знаменательной поездки один из учеников Платона доказал существование этого явления на пальцах.

На широте круга полярный день длится сутки всего один раз, 21-22 июня, то есть солнце не заходит один раз в год. А в северных районах Чукотки дневной свет царит около месяца, в июне-июле. А зимой дневное светило вообще не восходит.

«Как вы живете среди полярной ночи?» - неоднократно удивлялись мы. «Так же, как и в полярный день, - пожимали плечами местные жители. - Проснулся - значит, утро. Рабочий день заканчивается - вечер».

Полюбоваться полярным сиянием так и не удалось, поскольку в короткие летние ночи оно бывает крайне редко и является более характерным для осени и весны. Зато горничная в гостинице, девушка-эвенка Тинил (она позволила называть ее Татьяной), рассказала о другом родственном явлении, которое случается с людьми в этих северных краях. На нем говорят «зов Полярной звезды», или просто «мерячка». Бывает, что целая бригада строителей вдруг проснется ночью, выйдет из вагончиков на улицу и тоже идет в тундру, не открывая глаз. Или чукчи всем стойбище снимутся с места и отправляются навстречу призрачному огню.

Этому странному заболеванию, которое изучал еще Бехтерев, подвержены люди с неустойчивой психикой и ослабленным здоровьем. Оно проявляется в том, что во время вспышек в небе человек временно отключается, перестает воспринимать окружающее, но слышит странные голоса, звуки, волшебное пение, видит ангелов. Вот и идет им навстречу - всегда на север, в сторону сияния.

Проблемы Чукотки

Впрочем, крайний Север манит многих не только призрачным светом. Завербовавшись сюда на год, затем вернувшись домой, люди порой места себе не находят, их тянет снова и снова в эти края. Дело не только в красоте пейзажей: к примеру, возводя жилые дома, здесь можно получить немалые деньги.

На Чукотке много пьют, - приезжие и туземцы, и не только «чтобы согреться». У аборигенов Севера особый организм: в нем нет фермента, расщепляющего алкоголь. Поэтому их очень легко споить, чем колонизаторы и пользовались на протяжении многих веков. Отравления «паленой» водкой - одна из главных причин смертности на Чукотке. В отдаленных от Анадыря населенных пунктах даже введена «пьяная пятница», нечто вроде мягкого сухого закона. Это означает, что спиртные напитки продают только в три последних дня недели. Еще один феномен - связано это с проблемой алкоголизма или нет, неизвестно - но показатели роста числа венерических заболеваний за последние годы на Чукотке ужасают. Они в несколько раз большие, чем общероссийские.

Вечная мерзлота

Именно туда мы и отправились из центра автономного округа в заранее оплаченный тур. Он включал внутренний перелет Анадырь-Эгвэкинот и обратно. Программы путешествий назывались очень по-советски: «В гостях у оленеводов» с ночлегом в стойбище, «В гостях у морских зверобоев» с проживанием в селе чукчей Уэлькаль. Стоимость туров - $ 3-7 тыс. с человека в зависимости от условий дополнительного комфорта.

Путешественнику на Чукотке нужно большое терпение и особая выносливость, там следует быть всегда готовым к экстремальным погодным явлениям. Из всех знакомых мне мест, включая сибирскую тайгу, полуостров держит пальму (или карликовую березу?) первенства по количеству мошкары. Кроме комаров здесь кишит: мелкой мошкой, черными мухами, оводами и еще бог знает какими летучими упырями. Умный турист - тот, кто правильно оделся, а это всяческое антимоскитное снаряжение: ветровки, энцэфалитки, шляпы-накомарники т.п. и всё это есть в местной торговой сети. Но все же стоит заранее запастись как одеждой, так и химическими средствами. Это надежнее, а во многих случаях - дешевле.

Как поехать на Чукотку

Чукотский автономный округ относится к пограничной зоне России, на его территории действует соответствующий режим. То есть иностранцы должны оформить туда пропуск, а это сложнее, чем получить визу в некоторые страны. Разрешение на въезд выдаются органами Федеральной пограничной службы ФСБ России на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, например - турфирм. Важно точно знать свой будущий маршрут, поскольку передвижение по территории Чукотки происходит с обязательной регистрацией во всех (!) Пунктах пребывания.

Что посмотреть на Чукотке

Анадырь - город-порт на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа. Расположенный на берегу залива Берингова моря в зоне вечной мерзлоты.

Полярное сияние - оптическое явление в верхних слоях атмосферы, свечение отдельных участков ночного неба, которое быстро меняется. Продолжительность - от нескольких минут до целых суток.

Золотой хребет - заснеженный горный массив на территории Чукотского автономного округа, простирается вдоль побережья Анадырского залива. Наивысшая вершина - пик Иоанна (1012 м). В этих горах в 1905 году нашли промышленные запасы золота, отсюда и название.

Арктическая тундра - безлесная природная зона, простирается к северу от зоны тайги.

Этикет Чукчи

Не удивляйтесь, если на входе куда ни будь (магазин, подъезд дома...) вы не сразу сможете разминуться с встречным. Мы привыкли сначала выпускать тех, кто выходит из помещения, а потом уже входить самим. Здесь наоборот - сначала дают человеку возможность попасть в тепло. Эта Чукотская черта - от длинных морозных зим.

Полярная кухня

Традиционно на стоянках в местных поселениях угощают олениной. Заметим: здесь ее можно отведать не только в «чистом» виде, а также купить колбасы или же покушать суп из оленины.

Интересно, что стоимость 1 кг этого мяса в столицах мира достигает € 60-70. Чукчи-оленеводы «сдают» его по 27 рублей за кило (примерно 10 грн). На рынке в Анадыре оно лежит за 120-130 рублей.

На Чукотке любят есть молодые побеги полярной ивы, дикий лук и щавель. И, конечно же, ягоды: морошку, голубику, бруснику, шиповник.

Из числа приправ нам понравился корень пьупукит - по вкусу он напоминает кориандр. Вообще растительных приправ в чукотской кухне, пожалуй, не меньше чем в индийской. Пелкумрет, лемкут, иечавтин, ипьен - вот некоторые названия местных корешков и трав.

И ещё одно уникальное туристическое предложение для активных путешественников желающих увидеть Чукотку. Путешествие на мыс Всех ветров, мыс Наварин.

Это путешествие вариативное: его можно совершить на лодке или пройти пешком. Как всё это будет выглядеть читаем ниже.

Регион : Чукотка, Анадырский район

Даты заездов:

27 августа (прилёт в г.Анадырь) - 12 сентября (вылет из г.Анадыря)
12 сентября (прилёт в г.Анадырь) -27 сентября (вылет из г.Анадыря)

Количество участников : до 10 человек (минимальное количество участников группы 5 человек)

Уровень сложности : при путешествии на лодке - минимальный опыт участия в походах, при путешествии пешком - обязательный опыт участия в многодневных походах.



Тип передвижения : моторная лодка, пешком, на автомобиле

Характер местности : горные и кустарниковые тундры, морское побережье

Километраж : при путешествии на лодке: 160 км. на моторной лодке + 50 км. пешком.
при путешествии пешком - 250 км.

Населённые пункты Чукотки в которых мы побываем: г.Анадырь, п.Угольные Копи, п.Беринговский и заброшенные поселения: Беринговский-1, Зареченск, метеостанция бухта Гавриила.



Описание путешествия : Путешествие на Чукотку, начинается в г.Анадырь - столице Чукотского АО. Анадырь поражает гостей красками - сказочный город, разноцветный, маленький, уютный. В Анадыре есть всё для самого прихотливого путешественника: комфортные гостиницы, многочисленные рестораны, кинотеатр, музей, самый большой в мире деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте, самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу и многое другое. Но конечно не за этими благами цивилизации вы будите лететь на самолёте почти 8 часов.

Мы с вами отправляемся на север Корякского нагорья, в п.Беринговский. Корякское нагорье - одно из самых живописных мест для путешествий в России. Осень в этих краях - настоящий фейерверк красок. Для людей искушённых походной романтикой пешеходный маршрут доставит истинное удовольствие. Горные реки и тундры живописны и фантастически пейзажны, особенно когда оказываешься на горных озёрах. 100 километровый маршрут до бухты Гавриила, где находится заброшенная полярная метеостанция, мы преодолеем за 5 дней.

Те же кому не по душе многокилометровые переходы, отправятся в бухту Гавриила на моторной лодке. Живописнейшие берега, отвесные скалы с многочисленными птичьими базарами, Берег разбитых кораблей, в районе мыса Военных топографов, никого не оставят равнодушными. Это уникальное и восхитительное зрелище. Добравшись до метеостанции, группа проведёт несколько дней в домике в ожидании пешеходных участников, наслаждаясь восхитительными видами и наблюдая за миграцией китов.

Далее наш совместный путь лежит на мыс Наварин, самое штормовое место России. Мы посетим великолепный по месту своего расположения маяк, построенный 30 лет назад, увидим и порыбачим в речках лосося идущего на нерест.

Но всё это великолепие всего лишь прелюдия перед, по-настоящему завроживающему зрелищу. Глубоко вдающийся в море полуостров заканчивается горой Гейдена. Пологая с материковой части пятисотметровая гора обрывается к морю вертикальными скалами. Лежа на уступе скалы можно часами наблюдать за полётами птиц и смотреть на оглушающий морской прибой. "Между небом и землёй" - вот самая точная характеристика, которую испытывает человек в этих местах. Ради нескольких часов на мысе Наварин, стоит ехать и идти сотни километров. Человек полностью далёкий от орнитологии и наблюдениями за птицами, в этом месте сможет осознать всю красоту их свободного парения, потому что птицы здесь всюду: сверху, сбоку, снизу, кажется стоит протянуть руку и ты их достанешь.

Не менее зрелищен океан покрытый густыми облаками, в котором как островки торчат верхушки далёких мысов. Это путешествие смело можно назвать путешествием в страну прекрасного.


Уникальные возможности:
- увидеть самый большой деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте (в г.Анадыре)
- сфотографироваться около самого большого в мире монумента Николаю Чудотворцу (г.Анадырь)
- побывать в самом штормовом районе России, мысе Навари (Мыс Всех ветров)
- поймать хариуса и гольца на спиннинг
- побывать на самой южной полярной метеостанции "Бухта Гавриила" (заброшенная)
- увидеть один из самых крупных птичьих базаров Чукотки (до 1 млн. птиц) в районе мыса Наварин
- совершить путешествие на морских моторных лодках вдоль побережья Чукотки, увидеть Берег разбитых кораблей (для тех кто пойдёт маршрут на моторных лодках)
- наблюдать медведей, черношапочных сурков, китов
- сфотографироваться возле единственного на Чукотке локомобиля



Стоимость участия : 120 тысяч рублей для участников пешеходного маршрута и 160 тысяч рублей для путешествующих на лодке. В стоимость тура входит приобретение билетов по маршруту Анадырь-Беринговский-Анадырь, экспедиционное питание, проживание в г.Анадырь, п. Беринговский, тур.оборудование: палатка, средства экстренной связи, костровое и иное снаряжение, аренда морского и автомобильного транспорта.
В стоимость не входит оплата билетов до г.Анадыря, питание в г.Анадыре и п.Беринговском.

Условия участия : Заявку на участие нужно направить на электронную почту: [email protected]
После подачи заявки необходимо внести предоплату в размере 50% от участия в путешествии. Предоплата должна быть внесена до 1 апреля 2016 года. Это обязательное условие, т.к. в этот период необходимо выкупать билеты на местные авиарейсы. Остальную стоимость вы оплачиваете по прибытию в г.Анадырь.




Вопрос : что делать если я определился с желанием отправиться в путешествие после 1 апреля 2016 года?
Ответ: возможность попасть в путешествие у вас есть, но стоимость его участия возрастает на 20%.

Вопрос : если я внёс предоплату, но в дальнейшем вынужден отказаться от участия в путешествии?
Ответ : сумма предоплаты вам будет возвращена, за вычетом 10% стоимости тура, что является организационным сбором.

Вопрос: может ли путешествие быть отменено?
Ответ: может, если количество участников будет меньше 5 человек. Об отмене тура вы будите проинформированы не менее, чем за 30 дней до его начала. Предоплата в этом случае возвращается полностью.

Вопрос: Как попасть в Анадырь?
Ответ: в Анадырь можно попасть прямым авиарейсом из Москвы - авиакомпания "ЮТэйр", а также авиарейсами из Хабаровска, Якутска и Магадана - авиакомпания "Якутия". Последние три направления субсидируемые и билет из Хабаровска, Якутска и Магадана до Анадыря стоит 8000 рублей. Таким образом, иногда дешевле лететь стыковочными рейсами из Москвы через Хабаровск(Якутск или Магадан) в Анадырь.
Кроме этих вопросов у вас появится еще масса других, в том числе по экипировке, погоде, питании и т.п. вещах. На все эти вопросы вы получите обстоятельные индивидуальные ответы по электронной почте.

Posted ВС, 09/11/2014 - 08:51 by Кэп

лежбище моржей на Чукотке

ТУРИЗМ НА ЧУКОТКЕ
Есть на свете места, словно специально созданные для испытания человека «на прочность». Чукотка — одно из них. Край вечной мерзлоты, ветров и вьюг, скалистым клином разрезающий два океана, Чукотка раскрывает свою уникальную красоту лишь тем, кто смело готов идти навстречу трудностям. Экстремальность климата сформировала совершенно особую жизненную философию коренных народов, чей уклад бытия изначально подчинялся высшей цели — выживанию.
Оттого на Чукотке всегда очень важным считалось воспитание силы духа и крепости тела, физической выносливости и ловкости. И сегодня развитию спорта в округе отводится значительная роль. Причем, популярны как олимпийские, так и национальные виды спорта. Гонки на собачьих и оленьих упряжках, соревнования на байдарах — захватывающее и красочное зрелище, полюбоваться которым многие приезжают издалека. Впрочем, отважного путешественника ждет на Чукотке немало ярких впечатлений и неповторимых ощущений.
Эта древняя земля, кажется, дышит самой вечностью. Весь облик Чукотки пронизан ясностью, прямотой и обнаженностью. И в третьем тысячелетии здесь можно видеть тот же пейзаж, что когда-то предстал глазам русских первопроходцев: убедительно простые очертания побережий и гор, словно вырезанные резцом прямые долины, россыпи озер и чистейшие реки, вливающиеся в студеные моря.
Не оставит туриста равнодушными и гостеприимство исконных хозяев этой земли — чукчей, эскимосов, эвенов, чуванцев, их танцы и песни, их самобытное искусство, бережно хранимое веками… Чукотка — удивительная земля, сумевшая сохранить жизнь и способность к расцвету в суровых полярных условиях. За короткое северное лето, в условиях вечной мерзлоты здесь каждый год происходит чудо — настоящее буйство возрождения природы, покоряющее человека своей уникальной красотой. Гомон птичьих базаров, пронзительная синева сливающихся с небом лиманов, яркие краски тундры, напоминающей пестрый ковер…
Впрочем, и укутанная снегами Чукотка не менее привлекательна для туристов, готовых испытать свою храбрость и стойкость. Ведь белое безмолвие только на первый взгляд кажется однообразным — жизнь среди снегов не замирает ни на минуту! А знаете ли вы, как тепло даже в самую лютую стужу в яранге? А доводилось ли вам ездить на собачьих и оленьих упряжках? А представляете ли вы, как охотятся на моржа и как вкусна выловленная своими руками корюшка? Если вам хочется отдохнуть от цивилизации в первозданном мире природы, если вас манит неизведанное и влечет жажда приключений, то путешествие на Чукотку станет для вас настоящим удовольствием!

(Чукотка), археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей гренландских китов.
Комплекс открыт в 1976 г. группой исследователей из Института этнографии АН СССР под руководством М. А. Членова.
Считается одним из чудес России!



Однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от Бухты Провидения, в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. По мнению ученых, Китовая Аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.

Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко-белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.

____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.chukotka.org
http://www.visitchukotka.com
http://www.chukotken.ru/
С. Болашенко. Узкоколейные железные дороги Чукотского автономного округа (23 июня 2007).
Голубчиков Ю.Н. География Чукотского автономного округа. — Москва: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2003. — 320 с. — ISBN 5-287-00080-4.
Беликович А.В., Галанин А.В. Чукотка: природно-экономический очерк. — Москва: Арт-Литэкс, 1995. — С. 98—99.
Комитет по спорту и туризму Чукотского АО
На Чукотке в 2010 году зафиксирован рост числа туристов // Портал Чукотского автономного округа
http://www.photosight.ru/
авторы фото: А.Куцкий, В.Силантьев, С.Шульга, С.Анисимов,
Туризм на Чукотке — уже не миф, а реальность // ratanews.ru
Чукотский автономный округ — статья из Большой советской энциклопедии
Официальный сайт Чукотского автономного округа
Законодательство Чукотского автономного округа
С. А. Арутюнов, И. И. Крупник, М. А. Членов. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. 1982.
Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь северо-востока СССР. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989, стр 161.
А. А. Коробков. Красная Книга России (1981).

  • 55523 просмотра

Если вы давно хотели уехать подальше от цивилизации и забыть о существовании интернета, то вы пришли по адресу. В данном посте автор подробно расскажет вам о путешествиях по Чукотке, даст пару советов и подскажет несколько интересных маршрутов.

Время
На Чукотке нет времени. В смысле его не то чтобы нет вообще. Оно есть, но измеряется оно здесь не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобится "классического механического времени". Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека " с материка" аксиома. К примеру, для того, чтобы добраться до районного центра может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько времени нужно, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. В этом году в Провидения я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт вылетел в Анадырь только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться уметь ждать.
Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке - это его растяжимость. Уже через два дня (если вы не находитесь в населенных пунктах) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.
Реплика из жизни чукотских туристов: "Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад".

Погода.
Главным действующим "лицом" на Чукотке является погода. Это она решает поедете вы, или будете проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню. Особенно капризная она на восточной Чукотке (Провиденский, Чукотский, Иультинский районы) и в бывшем Беринговском районе. Непогода на востоке Чукотки по большей частью связана с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда. В Беринговском, к облачности добавляется ветер. Именно там (мыс Наварин) находится самое ветреное место не только Чукотки, но и всей России. В континентальной Чукотке (Билибино, Марково) лётная погода есть почти всегда, но там очень холодно зимой (за -50) и очень (по местным меркам) тепло летом (за +20). В Певеке с погодой, дела обстоят значительно лучше, чем в Анадыре, но "южак" (ветер дующий со скоростью 30-40 м/с) может заставить сидеть вас дома пару-тройку дней. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти показатели соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но ветер всё тот же 5-10 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая.
- А сколько до него?
- 230 км.
- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара (+27 на солнце), ты наверное что то не договариваешь.

Мне было трудно объяснить (так и не сумел), что 200 км. на Чукотке это уже другой мир. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км.) дуть пурга. Зимой я ехал на "Урале" по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км.). В точке "А" погода отличная, в точке "Э" погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь в виду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то количество дней своего маршрута нужно делить на 2. Одна часть активное путешествие, вторая часть "на дорогу".
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно "суровее". Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая - зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы могут быть ненастными.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.

Пограничная зона
Если вы думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово "введён" не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Здесь, и частично здесь, я уже высказывался по поводу особого режима въезда на территорию Чукотки. Расскажу с практической точки, как въезжать.
Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы "ПЗ" (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Что самое интересное, при въезде его проверяют, при выезде нет. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО. Сегодня компаний-туроператоров на Чукотке 3, в их числе та, в которой я работаю (разумеется, самая лучшая).

Транспорт
Добраться до Чукотки можно только на самолёте. Можно, конечно в летний период на сухогрузе из Владивостока, но это не регулярные перевозки, а уже отдельное приключение.
Прилететь на Чукотку "извне" можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Четыре раза в неделю из Москвы. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 12 до 50 тысяч в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 25 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местных авиалиний "ЧукотАвиа". Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными "авиаворотами" Чукотки.
2) В Певек. Один раз в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена 25-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь и Билибино (один раз в две недели).
3) В Билибино. 3 раза в неделю из Магадана. Летают на небольших самолётах АН-24 и если не ошибаюсь АН-12. Цена билета в районе 25-30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь и Певек (один раз в 2 недели).
О "ЧукотАвиа", следует рассказать отдельно. Это единственный регулярный авиаперевозчик на Чукотке. Цены на авиабилеты субсидируются из регионального бюджета, но несмотря на это стоимость билета просто фантастическая. Пятьсот километров отделяющие Провидения от Анадыря обойдутся в 18.000 рублей в один конец! За эти деньги вам в нагрузку предложат еще нести свои вещи из аэропорта в самолёт. Но здесь подвох даже не стоимости билета, а в его наличии. В летний, а за частую и зимний сезон, вы их просто не достанете. Их уже разобрали! Регулярность сообщений, тоже не способствует развитию туризма (людей в отпуск бы вывезти, не до туризма). Частота полётов по большинству направлений 1 раз в неделю. По некоторым направлениям (Певек, Билибино) - 1 раз в две недели.
Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход "Капитан Сотников". Расписание его рейсов появляется за месяц. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании здесь не может быть и речи. Добавляем к этому тарифы на перевозку, они хоть и дешевле на 30% самолёта, зато ни о каком комфорте не может быть и речи. Сидячие кресла, один гальюн (туалет) и буфет с постоянными очередями за "Дошираком" и пивом. И ладно, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский - 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения - 24 часа, или еще хуже в с.Лаврентия (36 часов) - готовьтесь! Да, и про качку и морскую болезнь тоже не следует забывать.
Говоря о не регулярных перевозках, договариваться о проезде на которые нужно по-понятным причинам в частном порядке, можно назвать сухогрузы-угольщики, которые в летний период обслуживают посёлки Чукотки (Провидения, Эгвекинот, Лаврентия). Фрахт моторной лодки и катера уместен в континентальной Чукотке (река Анадырь, Мал.Анюй, Омолон, Канчалан, Амгуэма) и на восточном побережье (Провиденский и Чукотский районы). Этот вид транспорта относится к маломерному и, как правило, больше 3-4 пассажиров не перевозит. Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: "Чукотавиа" (200.000 руб. час) и "Билибиноавиа" (170.000 час). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке). Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный и везде проходимый вид транспорта - это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.

Деньги.
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: " Мы предлагали ему двойной тариф (10 тысяч)! А ему было лень утром вставать и ехать!"
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидеться, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Чукотка, очень дорогой регион. Может быть самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах - это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. 9 из 10 приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 400, яблоки по 200, яйцо (120 в Анадыре, 220-250 в Билибино).
Реплика из жизни чукотских туристов: "И как вы здесь живёте?".
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги. Может отключиться связь. Да и в принципе он может не работать. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Стоимость тура может составлять от 100.000 до 400.000 рублей на человека, без учёта стоимости билетов до Анадыря.
Турист "не организованный" потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так "дорого" для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.

Услуги
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как "манну небесную", а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах в Москве.
Кафе и рестораны.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в "первое" кафе, или во "второе". Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 500-600 руб. Если вы задерживаетесь в городе или посёлке на несколько дней, то можно сделать себе индивидуальный заказ блюд на следующий день. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точек общепита нет вообще.
Гостиницы.
Здесь ситуация лучше, чем с питанием. Гостиницы есть в каждом районном центре. Самый лучший гостиничный комплекс в п.Эгвекинот - коттеджные домики. Есть гостиницы квартирного типа, есть обычные. Цена: 3000-4000 рублей с человека в сутки. В летний период во время профработ в гостиницах может не быть горячей воды. В сёлах гостиниц нет. Размещение на съёмных квартирах отпускников или совместно с хозяевами.
Связь и Интернет.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Самый популярный оператор "Мегафон", есть во всех райцентрах. В национальных сёлах порой единственным мобильным оператором является "Билайн". Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Интернет есть также практически во всех населённых пунктах, с одним "но". Он есть в школах. В некоторых райцентрах есть интернет-салоны или клубы. Но лучше всего выходить в Интернет, через мобильный USB-модем. Скорость Интернета, крайне низкая. Связь может прерываться. Поэтому вести Живой Журнал на Чукотке весьма хлопотное, нервное и даже неблагородное занятие (кроме Анадыря).
Учреждения культуры
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список "культурных" заведений и заканчивается.
Прочее.
К прочим услугам можно отнести бани, которые есть везде (200- 250 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатры есть в Певеке, Эгвекиноте и Провидения. В последних двух поселках это мини-залы (проекционные кинотеатры). Репертуар, конечно же, 2-3 месячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). Посещаются слабо, потому как "новинки" давно пересмотрены на дисках или что еще более цинично, их уже прокрутили по местному телевидению. В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.

Анадырь.
Всё что описывалось выше отношения к Анадырю почти не имеет. Анадырь - это чукотская Москва, здесь есть всё, и это всё самое-самое. Анадырь не похож на остальную Чукотку. В Анадыре есть выбор. В городе 5 гостиниц из которых одна - 3*. Множество ресторанов и кафе. Большинство из них по вечерам работают в режиме ночных клубов и "кабаков". В Анадыре самые "демократичные цены" на все товары и продукты на Чукотке. И как следствие здесь самый большой ассортимент. Работают банкоматы и можно расплачиваться пластиковыми картами в некоторых магазинах. Здесь есть несколько памятников (в том числе самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу) и шедевр деревянного зодчества Свято-Троицкий Кафедральный собор. В современном, по всем стандартам, кинотеатре "Полярный" демонстрируют исключительно новинки, в том числе идут премьерные российские показы (цена билета 200-350 руб.). Закрытый ледовый каток, гордо именуемый "Ледовый дворец" (250 руб.). Самое быстрое по сроку исполнения заказа такси (100 руб. с человека). Желающим приобрести сувениры можно рекомендовать Художественную галерею и магазин "Сувениры", где представлен самый широкий на Чукотке ассортимент сувенирной продукции. Есть прокаты снегоходов и велосипедов. И наконец, здесь самый "быстрый" Интернет (по сравнению с остальной Чукоткой). Единственный минус Анадыря, для путешественника, его расположение. Он расположен на противоположной от аэропорта стороне лимана. Летом перебраться из Аэропорта до города можно на машине и пароме (минимальная цена 500 руб.) зимой по зимнику на автомобиле (1000 руб.). Хуже всего в межсезонье (с октября по конец декабря и с середины мая по конец июня), когда перебраться можно либо вертолётом, либо на воздушной подушке (3500 руб.).

Сувениры.
Каждый приезжающий на Чукотку, как любой путешествующий человек, хочет увезти отсюда на память, какой-нибудь сувенир. Желательно тематический, каким-либо образом связанный с Чукоткой. Сразу хочу огорчить - главные чукотские сувениры - изделия из кости, стоят очень дорого. Дорого в любом понимании этого слова и благосостояния. Маленькая поделка из кости - 5-7 тысяч. Бивень моржа с рисунком или гравировкой от 25-30 тысяч до.... То есть, если их рассматривать как произведения искусства (а большинство из них смело можно отнести к таковым) это очень не дорого, но как сувенир... Хитом последнего времени, своеобразным брендом чукотской сувенирной продукции можно считать пенис моржа. Он, внимание (!) - костяной (60-100 см.). Минимальная цена такого сувенира (8-10 тысяч). Вывозить можно только художественно обработанные изделия из кости (предъявив товарный чек из магазина). Хотя при желании можно вывезти в единичных экземплярах и сырец. Магнитики, кружки, футболки и прочую традиционную сувенирку в большом ассортименте можно приобрести только в Анадыре. В районах с этим туго.
К оригинальным сувенирам, которые продаются на Чукотке, я могу отнести лишь два - "Эскимосский мяч" - в который традиционно играли эскимосы и прибрежные чукчи, ручной работы, изготовленный традиционным образом: кожа оленя сшитая оленьими жилами.

Куда поехать?
После того как уже принято решение, что Чукотка - это именно тот регион, куда "я просто обязан попасть", встаёт главный вопрос куда ехать? Чукотка - это Франция и Великобритания вместе взятые. Территорию, легко визуализировать по карте, но трудно представить реальные размеры. Поэтому нужно, в первую очередь сформулировать цель поездки: что я хочу увидеть? Увидеть всю Чукотку за две недели невозможно. Ни за какие деньги. Да это и не стоит делать, даже ради спортивного интереса.
Самое интересное на Чукотке, то ради чего можно и нужно ехать через всю страну, сидеть в аэропортах, трястись в вездеходах, а потом мёрзнуть от холода, дрожать под дождём и платить за всё это кучу денег - это не дикие звери (которых можно увидеть в зоопарке) или традиционная культура коренных народов (жизнь которых можно посмотреть дома на видео на "NG" или "BBC") - это ощущение другого мира. Чистый "экспириенс". Здесь всё по-другому (чем в Центральной полосе России). Сначала, когда вы путешествуете по Чукотке исчезает ощущение "механического времени", потом человек слезает с "информационной иглы" и постепенно возникает внутренняя тишина, спокойствие и чёткое понимание сермяжной правды жизни. Всё это заправлено соусом суровых пейзажей, отсутствием людей, угрозой от встречи с медведем и низкого неба, до которого, поднявшись на сопку, можно дотянуться рукой.
В этом отношении ощущения, которые испытывает российский турист впервые приехавший на Чукотку, намного сильнее, чем у иностранцев. Для них Чукотка - это "Сайбириа", часть России, в которой и так "всё не как у людей".

Классический турист, всегда ориентирован на список достопримечательностей предлагаемый ему в туре. "В понедельник вы увидите то, построенное тогда-то, а во вторник поедем туда, где Макар телят не гонял и так далее". На Чукотке, за очень редким исключением нет классических достопримечательностей. И географические названия, почти в 100% случаев ничего не скажут. Описать можно действия: рыбалку, охоту, сплав, купание в горячих ключах. Это не та информация, которая нужна человеку путешествующему по Чукотке. Она пустая. Как например описать восход солнца в озерцах и болотах Анадырской низменности, когда тысячи птиц начинают брачные танцы и бесконечными стаями летят на север? А сопки? Как их описать? Даже если получиться описать, то всё равно никто ничего не поймёт. Путешествия по Чукотке в первую, и главную очередь основываются на чувственном восприятии. Здесь, важно понимание, что мы не в классическом туре, где всё чётко распланировано и зафиксировано, мы в путешествии. А в путешествии никогда не знаешь, чем оно закончится. Если вы не рыбак, охотник или собиратель этнографического материала, я бы посоветовал разжечь программой тура костёр и довериться своему проводнику, который покажет самое лучшее и интересное, потому что и для него (хоть он сто раз был в этих местах) это такое же путешествие, как и для вас.

Если у вас в запасе меньше недели, и вы просто хотите побывать на Чукотке, лучший вариант путешествия это Анадырь и его окрестности. Окрестности это радиус в 100 км. Здесь можно увидеть и медведя, которого очень хотят увидеть приезжие туристы, и которого очень не хотят видеть проводники, и лося, и росомаху, и снежных баранов. А также порыбачить, побывать в заброшенных поселениях, совершить велосипедные и пешие маршруты в горы, покататься на катере по рекам и "до моря". И, собственно, походить по самому Анадырю.

Оптимальные сроки путешествия по Чукотке это 2-3 недели. Три недели даже лучше. Больше вариантов для путешествий.
Самый интересный, с моей точки зрения для туризма это Провиденский район. Это знаменитые фиорды бухты Провидения, увидев которые с вершины сопки в хорошую погоду уже будет достаточно, чтобы понять что не зря приехал на край земли. Здесь и рыбалка (голец, краб, креветка, треска, навага, камбала), и купание в горячих ключах, и наблюдение за моржами, китами, нерпами. При желании и наблюдение за охотой морских зверобоев на кита. Знакомство с эскимосской культурой, бытом, верованиями. Заброшенные военные городки "Армии вторжения". Пешие и велотуры. Зимой лыжные туры и катание на горных лыжах. Птичьи базары и лежбища моржей и котиков. Всё это расположено очень компактно и в дневной доступности.

Бухта Провидения

Визитная карточка Иультинского района является пересечение Северного полярного круга и 180-го меридиана, где установлен памятник. Это то место, где GPSы "сходят с ума", а по мнению некоторых туристов там "чувствуется энергия земли". Здесь также хороша рыбалка (голец, крабы, хариус). Можно отлично сплавиться по р.Амгуэма до Северного Ледовитого океана. Посетить Иультин - самый большой закрытй посёлок на Чукотке, крупнейший в свое время в СССР оловянный ГОК. Побывать в оленеводческой бригаде, пожить в яранге. В Иультинском районе самые высокие горы на Чукотке (1854 м.). На побережье Ледовитого океана можно наблюдать лежбища моржей и миграции белых медведей.

В окрестностях п.Эгвекинот. В 10 км. от Полярного круга

Столицей Чаунского района, является самый северный город России - Певек. Недалеко от Певека, самый северный мыс Чукотки - Шелагский. В Чаунском районе можно побывать на метеостанции Туманная, на которой снимали фильм "Как я провел этим летом". В Чаунском районе проще всего попасть в гости к чукчам-оленеводам, пожить жизнью кочевника. Самое глубокое и загадочное озеро Чукотки, да и всего Северо-Востока России также находится в этом районе - озеро Эльгыгытгын, в котором водится два вида эндемического гольца. Увидеть самые северные в мире петроглифы тоже можно только здесь. Особая история - это бывшие поселения Чукотлага, самого жуткого места "Гулага". Здесь в годы войны добывали урановую руду для опытов по созданию атомной бомбы. Это район трудовой и литературной славы Олега Куваева. Роман "Территория", как раз о Чаунском районе и поисках "большого" чукотского золота.

Озеро Эльгыгытгын

Билибинский район. Для Чукотки особенный: там растут деревья. Резко континентальный климат. Самая северная в мире АЭС (на которую вас не пустят). Здесь можно отлично организовать сплав по Малому и Большому Анюю, Омолону - это всё притоки Колымы. Здесь водится самая большая и крупная в России популяция лосей. Здесь единственный на Чукотке действующий вулкан (последний раз извергался в 16 в.), лавовая река от которого протянулась на 40 км. В Билибинском районе самая богатая растительность на Чукотке.

С.Кепервеем, р.Малый Анюй

Чукотский район - самый восточный район нашей страны. Именно здесь расположен мыс Дежнёва и село Уэлен, в которое стремятся попасть все иностранцы и туристы экстремалы пересекающие Берингов пролив. Там же в Уэлене, расположена всемирно известная косторезная мастерская. В этом районе живут самые лучшие на Чукотке каюры и морзверобои. Лоринские горячие ключи на сегодняшний день самые большие и оборудованные на Чукотке. Здесь, как и в Провиденском районе можно продегустировать национальную чукотско-эскимосскую кухню. Побывать в оленеводческой бригаде и в единственной на Чукотке песцовой ферме. А также в Чукотском районе расположено заброшенное одно из древнейших поселений Чукотки - эскимосское селение Наукан (возле мыса Дежнёва).

Лоринские горячие ключи

Анадырский район - самый большой район Чукотки. Сегодня он включает в себя бывшие Марковский, Беринговский и собственно сам Анадырский районы. Село Марково - самое старое русское поселение Чукотки. Недалеко от села Семён Дежнёв, основал Анадырский острог. Самая большая река Чукотки - Анадырь, течет исключительно по Анадырскому району. Великолепное место для сплава. Самое живописное, на мой взгляд село - Ваеги, расположено недалеко от с.Марково. В районе водятся практически все животные Чукотки (за исключением овцебыков и белых медведей). Рыбалка и охота, оленеводческие бригады, заброшенные посёлки и метеостанции - всё это Анадырский район.

В долине реки Мукарылян

Если вы хотите по-настоящему почувствовать Чукотку постарайтесь минимизировать механическое передвижение. Максимум физического путешествия. Заброска автотранспортом или лодкой, а дальше путешествие пешком, сплав или велотур - летом, лыжи или собачьи упряжки - зимой. Только так можно по настоящему оценить расстояния и ощутить красоту природы. Путешествовать на транспорте, на мой взгляд - деньги на ветер. Глаз "замыливается" от пейзажей, нет единения с природой, словно едешь на поезде: уютно и комфортно, а ничего в остатке от путешествия не остается. Настоятельно рекомендую включать в маршруты своих путешествий горные пешие туры, с ночёвками в палатках и балках (рыбацких и охотничьих домиках).
Если прочитав всё это у вас не пропало желание приехать на Чукотку, мой совет: "Важно не где, важно с кем". Самое ценное что здесь есть это люди. И если вам повезёт, вы обязательно встретите настоящих людей, которые вам расскажут и покажут настоящую Чукотку. Которую вы обязательно полюбите, и будите стремиться приехать сюда еще раз.

Чукотско-эскимоский ансамбль "Атасикун" на фольклорном празднике "Эргав" в с. Лаврентия



Читайте также: