Использование информационно коммуникативных технологий в образовании. Икт в образовании. Информационные технологии в образовании

«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии,

а то, как это использование способствует повышению его образования».

С. Эрманн

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную и информационную технику.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»

В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Цель применения ИКТ: повышение качества образования

Задачи использования ИКТ:

    повысить мотивацию обучения;

    повысить эффективность процесса обучения;

    способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

    совершенствовать методики проведения уроков;

    своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

    планировать и систематизировать свою работу;

    использовать, как средство самообразования;

    качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

При подготовке и проведении уроков на различных ступенях обу чения использую различные формы ИКТ :

Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.

Ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.

XXI век - век высоких компьютерных технологий

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс; учить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач; формировать первичные навыки работы на компьютере; учить учащихся представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ

Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса.

Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы , в зависимости от выполняемой функции.

    Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,

    видеофрагменты);

    2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

    3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания

    По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на

уроке, но и для подготовки).

Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые

различными издательствами).

Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для

создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.

Обычно подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.) должны быть взаимосвязаны.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
. обеспечивает наглядность;
. привлекает большое количество дидактического материала;
. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
. формирует навык исследовательской деятельности;
. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
. а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:

I. Концептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

Поисковые системы и средства поиска электронных ресурсов в интернете

Цель поисковых систем интернета - собирать данные об информационных ресурсах сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска необходимой информации. С помощью поисковых систем в сети можно искать и находить электронные ресурсы, программное обеспечение, информацию об организациях, различных событиях, о людях и многое другое. Для педагогов поисковые системы могут оказать помощь в поиске таких информационных ресурсов, которые смогли бы повысить эффективность процесса обучения и системы подготовки школьников.

В интернете существует большое количество каталогов и порталов, собирающих электронные образовательные ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе образования. Информационные образовательные ресурсы используются:

    для оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

    для оптимизации организации деятельности обучаемых, связанной с самостоятельным овладением знаниями;

    для внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс;

    для объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;

    для индивидуализации управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;

    для создания благоприятных, педагогически и психологически комфортных условий для обучения школьников;

    для организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

    С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность обучения. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ре-сурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.

    Работать с поисковыми системами несложно. В строке запроса поисковой системы необходимо набрать на нужном языке ключевые слова или фразу, соответствующие электронному ресурсу или ресурсам сети Интернет, которые требуется найти и нажать «Поиск». Результаты поиска появятся в рабочем окне обозревателя.

    Поисковые системы российского сегмента сети Интернет

    Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru

    Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru

    Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru

    Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru

    Интеллектуальная поисковая система Nigma http://www.nigma.ru

    Российские каталоги интернет-ресурсов общего назначения

    Каталог интернет-ресурсов «Яндекс.Каталог» http://yaca.yandex.ru

    Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru

    Каталог интернет-ресурсов «Апорт» http://www.aport.ru

    Каталоги ресурсов для образования

    Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog

    Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru

    Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru

    Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru

Коллекции электронных образовательных ресурсов и поиск ресурсов в них

Поиск информационных ресурсов, изначально разработанных для повышения эффективности образования, можно осуществлять при помощи коллекций цифровых образовательных ресурсов. Таких коллекций несколько.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются ресурсы разных типов: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, тексто-графические сетевые электронные образовательные ресурсы, ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru - содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru - это крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ре-сурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. Коллекция находится в стадии активного заполнения и тестирования, в настоя-щее время в ней содержится более 50 тысяч единиц хранения, включающих в себя электронные образовательные ресурсы по всем предметам средней школы, электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Интернет - ресурсы для учителей начальных классов :

Http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.

Http://ito.edu.ru/2001/ito/I/2/I-2-83.html Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании".

Http://www.ug.ru/02.26/po4.htm Вопросы применения компьютера в начальной школе: от психологических и педагогических аспектов до подборки различных упражнений для глаз при работе с машиной.

Http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс)

Http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.

Http://www.funbrain.com/kidscenter.html Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". На нем Вы найдете развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации.

Http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 Этот ресурс полезен не только детям, но и классным руководителям, учителям биологии, экологии, руководителям кружков.

Http://www.ug.ru/02.26/po4.htm По адресу сайта "Учительской газеты" можно найти письмо Министерства Образования, в котором указаны рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Авторскую программу курса информационной культуры для 1-4 классов.
http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519 В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы. На сайте конференции "Информационные технологии в образовании" расположено большое количество тезисов докладов, среди которых есть и доклады, посвященные изучению информатики в младших классах.

Http://www.openworld.ru/school/m.cgi Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". Архив этого журнала начинается с 1998 года. Для просмотра журнала на Вашем компьютере должна быть установлена программа Adobe Acrobat Reader. (Кстати, скачать эту бесплатную программу можно по адресу http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html) На этом же сайте Вы можете написать письмо в редакцию и принять участие в форуме.

Http://nsc.1september.ru/ Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам.

Http://suhin.narod.ru/zag1.htm Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей.

Http://suhin.narod.ru/log1.htm Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.

Http://www.advise.ru/articles/80 Советы родителям первоклассников.

Http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7- 10 лет в досуговой деятельности.

Http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.

Http://www.voron.boxmail.biz Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.

Http://www.ed.gov.ru Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

Http://www.rfh.ru Российский гуманитарный научный фонд

Http://www.int-edu.ru Сайт Института Новых Технологий.

Http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека.

Http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.

Http://www.pedlib.ru Педагогическая библиотека.

Http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии on-line.

Http://ditionary.fio.ru Педагогический энциклопедический словарь.

Http://www.km.ru Портал компании «Кирилл и Мефодий»

Http://vschool.km.ru Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Http://www.kinder.ru Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

Http://www.ug.ru Сайт «Учительской газеты».

Http://www.cofe.ru/read-ka Детский сказочный журнал «Почитай-ка».

Http://www.cofe.ru/read-kas Электронная версия журнала «Костер».

Http://skazochki.narod.ru Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.

Http://www.solnyshko.ee Детский портал «Солнышко».

Http://vkids.km.ru Сайт для детей и родителей «Virtual Kids».

Http://www.freepuzzles.com Сайт, содержащий математические головоломки.

Http://suhin.narod.ru Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

Http://library.thinkguest.org Сайт об оригами для детей и родителей.

Http://www.uroki.net/ бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование.

Http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Http://www.kidsunity.org Сайт об особых детях

Результаты практической работы по использованию ИКТ- технологий для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе

ИКТ-технологии могут быть использованы:

    Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)

    Как сопровождение объяснения учителя

(В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)

    Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

    Как интерактивная лаборатория

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.

    Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

    Для снятия напряжения, релаксации

Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

    Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.

    Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.

    Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)

    Для сопровождения интерактивных игр

    Для индивидуального и дистанционного обучения

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

    Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты,

    музыкальные произведения);

    2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)

    3. Источника учебного материала (электронный учебник, разработка задания

    для самостоятельной работы учащегося).

    Использование ИКТ в начальных классах на различных ур оках

    Математика.

    На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д. Использую презентации для заданий математической разминки из коллекции игр и упражнений для устного счета. Анимационная презентация при изучении нового. При закреплении таблицы умножения применяю тренажеры в игровой форме.

    Окружающий мир

    Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания - всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады - всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.

    Обучение грамоте

    Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

    Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

    Большую помощь в подготовке таких уроков мне оказывает Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык.

    Русский язык

    Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина - всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

    Литературное чтение

    Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

    Наряду с презентацией на уроках литературного чтения можно смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой. Например, при чтении рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», я предлагаю ребятам прослушать произведения Э.Грига. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.

    Изобразительное искусство, технология.

    Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

    Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

    В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

    Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

    Повышает качество знаний

    Продвигает ребенка в общем развитии

    Помогает преодолеть трудности

    Вносит радость в жизнь ребенка

    Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

    Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    Компьютеры и информационные технологии вообще - удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

    Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

    Результат использования ИКТ

    Итоги использования компьютерных технологий таковы:

    Повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

    Осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

    Расширение объема предъявляемой учебной информации;

    Обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

    Улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

    Повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

    Включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

    Повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

    Включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

    Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Средства информационно-коммуникационных технологий -- это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • 1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • 2) электронные энциклопедии и справочники;
  • 3) тренажеры и программы тестирования;
  • 4) образовательные ресурсы интернета;
  • 5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • 6) видео и аудиотехника;
  • 7) научно-исследовательские работы и проекты;
  • 8) интерактивная доска.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в система образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) и программные (электронные учебники,тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  • 1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);
  • 2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;
  • 3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
  • 4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
  • 5) для общения (Internet, электронная почта, Skype, Hangout и т.д);
  • 6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, zplayer, программы для просмотра изображений CorelDraw, PhotoShop), программы для создания схем, чертежей и графиков (Visio и др).

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем :

  • -сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • - возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • - возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  • - активизация внимания всего класса;
  • - обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • - осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • - сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся; экономии учебного времени;
  • - формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет - ресурсами может способствовать формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но и даже расизма и ксенофобии.

Учебные Интернет - ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

  • - Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
  • - Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
  • - Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
  • - Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
  • - Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов :

  • 1) hotlist;
  • 2) treasure hunt;
  • 3) subject sampler;
  • 4) multimedia scrapbook;
  • 5) webquest.

Эти термины на русский переводятся с помощью транслитерации. Структура и методическое содержание каждого из этих ИР состоит в следующем:

Хотлист (список по теме) - список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла - следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала, а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Вебквест (интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Наиболее полно возможности учебных Интернет-ресурсов проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.

Новейшие информационно-коммуникативные технологии занимают все большее и большее место в жизни современного человека. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дает возможность избежать субъективной оценки.

Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

Информационно-коммуникативные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.

Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиям реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом, происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео -, графическим материалом.

  • Выявление возможности эффективного применения ИКТ в педагогической деятельности.
  • Создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.

План проведения педсовета:

  1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов.
  2. Виды образовательных технологий.
  3. Средства ИКТ.
  4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.
  5. Выводы.
  6. Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Ответственные: творческая группа, готовящая педсовет.

Ожидаемый результат: Позитивная деятельность педагогического коллектива по возможности использования современных технологий в работе.

Типовые условия: методический кабинет

Подготовка к педагогическому совету

Ход педагогического совета

Этап Содержание Ответственные
1 Объявление темы, повестки педагогического совета. Директор
2 Выборы секретаря педагогического совета. Педколлектив
3 1. Актуальность и значимость использования ИКТ – технологий в работе педагогов..

2. Виды образовательных технологий.

3. Средства ИКТ.

4. Практическое применение ИКТ – технологий в работе.

5. Выводы.

6.Проект решения педсовета на основе изучения литературы, результатов собеседований, выступлений.

Заместитель директора.

Педагоги

4 Подведение итогов работы педсовета. Педколлектив

Педагогический совет
«Применение ИКТ – технологии в работе»

1. Введение

«…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

– это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

– комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Образовательная технология – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В.Гузеев).

Образовательная технология включает обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Из определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Практическое применение ИКТ на занятиях.

Основная цель – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности. Изучение разных материалов и средств изображающих природу.

Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности занятий, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на занятиях, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности и творчество.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений.

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Виды: презентации, слайд – фильмы и тестовые задания, компьютерные тесты;

– кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров.

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся;

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Но считаю, что заменить учебник не может. Это только дополнение к учебнику.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.

Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Проект решения.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Первый этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

  • Создание у учителей-предметников представления о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  • Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  • Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Второй этап «Внедрение ИКТ в образование»

  • Публикация учебно-методической информации в различных формах.
  • Разработка методики использования ИКТ в образовательном процессе.
  • Проведение педагогического семинара-конференции
  • Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
  • Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
  • Техническое оснащение учреждения.
  • Создание и обновление web-сайта.

Третийй этап «Итоговый».

  • Подведение итогов работы по теме «Внедрение ИКТ в образование».
  • Проведение итогового мониторинга работы педагогического коллектива по внедрению ИКТ в процесс обучения.
  • Систематизация материала по методике использования ИКТ на занятиях и в воспитательной работе.
  • Обобщение и распространение успешного опыта педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Афанасьева О.В.
Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л.
  • О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  • Апатова Н.В.
  • Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  • Брыксина О.Ф.
  • Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  • Гребенев И.В.
  • Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  • Галишникова Е.М.
  • Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  • Губайдуллин И.А.
  • “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
  • Захарова И.Г.
  • Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

    ВВЕДЕНИЕ

    Двадцать первый век - век высоких компьютерных технологий. Современный учащийся живет в мире электронной культуры. Меняется роль преподавателя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Преподаватель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап лекции или практического занятия можно оживить внедрением новых технических средств.

    Включение информационных технологий в учебный процесс позволяет преподавателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке лекции, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении и контроле.

    Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

    ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Информационная технология (ИТ) (также -- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -- это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

    Преимущества использования средств ИКТ в образовании

    Информационные и коммуникационные технологии открывают реальные перспективы для совершенствования системы образования, а именно: широкое внедрение средств ИКТ для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам? непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях формах образования - дневное, заочное и дистанционное - за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса? создание научно и методически обоснованной системы образования на основе новых информационных технологий.

    Преимуществами использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:

    информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности?

    компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач?

    ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности?

    использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений?

    ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом?

    Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

    Недостатки использования средств ИКТ

    Однако, при применении ИКТ в образовании возникают ряд недостатков

    учреждение образование должно иметь в наличии не обходимое оборудование, для проведения занятий с ИКТ, приобретение которого обходиться не дорого;

    преподаватели должны обладать соответствующими умениями, для возможности преподавать и создавать лекционный материал с использованием ИКТ;

    настройка техники может оказаться опасной;

    наличие программного обеспечения(ПО), в случаи платного ПО необходима лицензия на его использование.

    Также возникают этические проблемы:

    применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание нформационно­ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.

    доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.

    оценка эффективности ИКТ в образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой - способы её использования

    Классификация ИКТ

    Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения - это программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

    В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств.

    По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

    Компьютерные учебники (лекции);

    Программы-тренажеры (самоучители);

    Контролирующие (тестовые оболочки);

    Информационно-справочные (энциклопедии);

    Имитационные;

    Моделирующие;

    Демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

    Учебно-игровые;

    Досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

    Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» Институт иностранных языков

    «Средства ИКТ в учебном процессе»

    Выполнил:

    студент 4 курса группы Г Института иностранных языков отделения английского языка

    и методики его преподавания Арсланов Артур Илгизович

    Рязань 2012

    Введение.........................................................................................................................................

    Теоретическая основа....................................................................................................................

    Информационно – коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.7

    Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми

    образовательными потребностями. .........................................................................................

    Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия) .....................................................

    Практическое применение средств ИКТ в учебном процессе................................................

    Пример использования информационно-коммуникационных технологий на уроках

    математики в коррекционной школе.....................................................................................

    Заключение...................................................................................................................................

    Список использованной литературы.........................................................................................

    Книги: .......................................................................................................................................

    Веб-сайты: ................................................................................................................................

    Приложения.................................................................................................................................

    Приложение 1...........................................................................................................................

    Приложение 2...........................................................................................................................

    Введение

    Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.

    Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога,

    мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления,

    обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и

    гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

    - регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

    - познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

    - коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

    - воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

    Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

    Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы,

    дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

    Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

    "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).

    Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов -

    фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы,

    схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели,

    подготавливаемые лектором.

    Основные направления работы учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

    1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

    2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

    3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

    4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".

    5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса,

    направленных на содействие решению личностных, образовательных,

    коммуникативных проблем обучающихся.

    6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

    Место информационных технологий при обучении: во время урока,

    во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

    Модель использования ИКТ на уроке:

    - Демонстрация компьютерной презентации;

    - Тестирование с выбором ответов;

    - Написание диктанта, сочинения, изложения;

    - Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

    - Использование электронных учебников.

    Это способствует экономии времени и эффективности учебного

    процесса.

    Модель использование ИКТ вне урока:

    - Поиск информации в Интернете и других источниках;

    - Фиксация записи об окружающем мире;

    - Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

    Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания,

    позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной,

    промежуточный, рубежный и итоговый.

    Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями,

    работой над ошибками).

    В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование.

    Теоретическая основа

    Информационно – коммуникационные технологии в учебновоспитательном процессе

    В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

    Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении учащихся, но и в организации учебного процесса.

    Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.

    Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.

    В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися, компьютерной поддержки различных мероприятий, педагогических советов, родительских собраний. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели,

    отчеты кружков.

    Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

    «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

    Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

    При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

    Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

    «Технологии специальных возможностей включают три составляющие.

    Специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя. К параметрам специальных возможностей относятся, например, изменение размера и цвета шрифта и параметров указателя мыши в операционной системе Windows . Продукты

    Microsoft® Windows®, Microsoft® Office и Microsoft® Internet Explorer®

    поддерживают целый ряд специальных возможностей и параметров,

    облегчающих восприятие звуковой и визуальной информации и повышающих удобство работы с компьютером.

    Продукты с технологиями специальных возможностей

    (специальное оборудование и программное обеспечение), которые тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями. К таким продуктам можно отнести программу увеличения экрана для пользователя с плохим зрением или эргономичную клавиатуру для пользователя с болями в запястье.

    Совместимость продуктов с технологиями специальных

    возможностей с операционной системой и иным программным обеспечением. Это очень важный аспект нормальной работы продуктов с технологиями специальных возможностей». (Приложение 1)

    Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия)

    позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

    Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher,

    проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего

    учреждения:

    - текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

    - табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы

    и т.п.);

    - графическая (речевые профили, графики обследования,

    диагностический материал);

    - звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

    - видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

    Анимация;

    Картинки;

    Фотографии;

    - слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);



    Читайте также: