Уильям вордсворт: биография, коротко о жизни и творчестве. Биография вордсворта уильяма Вордсворт биография

(1850-04-23 ) […] (80 лет)

Уильям Вордсворт (иначе: Уильям Уордсуорт , англ. William Wordsworth , 7 апреля , Кокермаут, графство Камберленд - 23 апреля , Райдал-Маунт, близ Грасмира, графство Камберленд) - английский поэт -романтик , основной автор сборника «Лирические баллады », условно относимый к т. н. «озёрной школе» .

Биография

Программа

Представители романтизма резко осуждали городскую культуру и уходили от неё или в Средние века - «готический роман », - или в природу. В тиши мелкопоместного быта и деревни, в упрощении искали они спасения от социальных бед, противопоставляя городской жизни простой «неиспорченный» быт провинции. «Простой» быт стал их идеалом, и Вордсворт занялся его апологией в области художественной литературы. Он поставил за правило «брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке». «Обыкновенная жизнь, - говорит он, - избрана мной потому, что только в ней все естественно и правдиво; в её условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы» (предисловие к «Лирическим балладам»). Рассудочный и напыщенный язык поэзии классицизма Вордсворт снизил до уровня разговорного языка; по мнению Вордсворта, язык поэзии не должен отличаться от языка прозы.

Творчество Уильяма Вордсворта

Уильям Вордсворт - поэт Природы и Человека. Он верил, что его поэтическое назначение - показать природу не как убежище человека от страданий и обязательств, но как источник «чистейшей страсти и веселья», непреходящего вдохновения и поддержки, дарующих, если только человек способен по-настоящему видеть и слышать, вечные и всеобщие ценности души и сердца -любовь, радость, стойкость и сострадание. Эта вера уходит корнями в детские и юношеские переживания Вордсворта, которые определили его развитие как поэта. Необычайно обострённые зрение и слух давали молодому человеку столь глубокое наслаждение красотой и загадочностью природы, что нередко он погружался в транс или в состояние восторга, благоговения и даже трепета.

Столь же глубокой была любовь Уильяма Вордсворта к людям - детям и наследникам природы. В детстве и юности его восхищали сельские типы, особенно пастухи и «разносчики», то есть бродячие торговцы. Их образы встречаются в его поэзии. Характер иного плана - необузданный, жестокий, бесчувственный бродяга, который, однако, тоже дитя природы, способное на раскаяние и нежность, - великолепно раскрыт в Питере Белле. Вордсворт никогда не судил ближнего, и его поэзия согрета чувством, которое Ч.Лэм называл «прекрасной терпимостью» к человеческим слабостям и недостаткам. Вордсворт любил смиренных и кротких сердцем. Сочувствие тяжёлой женской доле также ярко проявилось в его творчестве. В его поэзии часто возникают и образы детей, подчас выказывающих, в отличие от недалеких взрослых, прозорливость сердца и воображения, как в балладе «Нас семеро» (1798).

Вордсворт неизменно подчеркивал, сколь многим он обязан четырём своим великим предшественникам в английской поэзии - Дж. Чосеру , Э.Спенсеру , У.Шекспиру и Д.Мильтону . Его стиль обнаруживает приметы их неизменного влияния, в первую очередь Мильтона, чьи сонеты побудили Вордсворта обратиться к этой поэтической форме. Поздняя его поэзия в основном представлена именно сонетами, иногда объединёнными в циклы наподобие Реки Даддон и Церковных очерков. Сюжетные стихотворения Лирических баллад и по содержанию, и по стилю родственны народной английской балладе, хорошо знакомой Вордсворту.

В лучших поэтических творениях Вордсворта ясная мысль сочетается с выразительными точными описаниями, высвеченными силой чувства, а в обрисовке персонажей как внешний облик, так и душа человека переданы с безупречной достоверностью. Та же непреложная верность правде позволила ему в Книге I Прогулки (где Странник - это фактически автор), в Прелюдии и в Тинтернском аббатстве раскрыть пережитые им состояния восторга, ужаса и духовидения так, что это стало новым словом в поэзии.

В зрелые и поздние годы жизни творческий гений вдохновлял поэзию Вордсворта в меньшей степени, нежели в - , однако она часто являлась плодом глубокой мысли и чувства и порой достигала вершин художественного мастерства.

Образы природы

Города, даже провинциального, у Вордсворта нет. Только в сонете «К Лондону» он нарисовал Лондон , который, однако, напоминает у Вордсворта спокойную и спящую усадьбу . В сонете нет ни одной характерной черты города, несмотря на то, что он написал этот сонет, стоя на Вестминстерском мосту , в самом центре Лондона.

Зато он открыл, как говорят критики, природу англичанам, и его справедливо считают лучшим мастером пейзажа . Всё, что Вордсворт изображал, дано на фоне природы: нищий сидит на отдалённой скале, кошка играет увядшими листьями, глухой крестьянин лежит под сосной, и т. д. Время он измеряет цветущими вёснами, страдным летом, обильной плодами осенью, холодными долгими зимами. Тончайшие оттенки психики он переводит на язык природы. Такой недостаток человеческого организма, как глухоту , Вордсворт изображает следующим образом: для глухого «глубокая горная долина с звенящими ручьями - мертва, он не слышит её музыки; летним утром его не будит торжественный хор птиц, его не радует гулкое „ку-ку“ в шумящем бору; не для него поют и жужжат в цветах пчелы. Когда сильные ветры качают широкую грудь озера и оно поёт, играет и рокочет тысячами бурлящих волн, ветер пригибает к земле верхушки деревьев и шумит в тростнике - он не слышит музыки бури, - он видит лишь немую картину. Он не слышит скрежета плуга , переворачивающего тяжёлые комья земли, он не слышит звона косы и хруста травы, не слышит шелеста колосьев, когда его серп подрезает стебли, не слышит весёлого шума труда в страдную пору» («Excursion Book»).

Вордсворт, будучи противником городской культуры, не особенно тянулся и к науке. Он познавал мир непосредственным общением с природой. «Ребёнок, приложивши к уху раковину, слышит рокот океана». «Природу познает не ум, а сердце чуткое и воспринимающее. Природа - величайший учитель. Наука ищет далёкую истину, а поэт поёт песни сегодняшнего дня, ему вторит сегодняшнее человечество, перед лицом правды сегодняшнего дня».

В творчестве Вордсворта есть доля мистики и обожествления природы, есть немного морализирования и набожности, но все это теряется в его глубоко лиричной и простой поэзии. В произведениях Вордсворта нашли место и крестьянин, и вернувшийся со службы солдат, и коробейник , и крестьянские дети («A Noble Peasant»; «We are Seven»; «The idiot Boy», etc.).

Политические взгляды

В молодости Вордсворт интересовался идеалами Великой французской революции , но после прихода к власти Наполеона I , как и многие современники, разочаровался в революции. В дальнейшем Вордсворт был консерватором , и всякое изменение «прекрасных и устойчивых форм природы» вызывало с его стороны протест и возмущение. Он обращался к правительству с просьбами поддержать мелкопоместное дворянство и его оплот - деревню, так как, по его мнению, мощь Англии базировалась на мелкопоместном дворянстве. Вордсворт выступал противником парламентской реформы, восставал против постройки Кендал-виндермирской железной дороги .

Поэт-лауреат

После смерти Роберта Саути в 1843 году 73-летний Вордсворт был назначен

Годы жизни: с 07.04.1770 по 23.04.1850

Английский поэт-романтик.Выдающийся представитель «озёрной школы».

Уильям Вордсворт родился 7 апреля 1770 года в Кокермауте в графстве Камберленд. Уильям Вордсворт был вторым из пяти детей Д.Вордсворта, поверенного и агента Дж. Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейла).

В 1779 году юного Уильяма Вордсворта определили в классическую школу в Хоуксхеде (Северный Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Хоуксхеде будущий поэт уделял много времени любимому времяпрепровождению - пешим прогулкам.

Уже в 1787 году Уильям Вордсворт поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дистихом поэму «Вечерняя прогулка» (An Evening Walk, 1793), в которой много проникновенных картин природы.

В июле 1790 года Уильям Вордсворт и его университетский друг Ричард Джонс пешком пересекли Францию, переживавшую революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии.

По возвращении в Лондон в декабре 1792 года он опубликовал «Вечернюю прогулку» и «Описательные наброски» (Descriptive Sketches), рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным приятием революции.

Вспыхнувшая в феврале 1793 года англо-французская война потрясла Уильяма Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу.

Осенью 1794 года умер один из молодых друзей Уильяма Вордсворта, завещав ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту всецело отдаться поэзии. С 1795 до середины 1797 годы он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей; их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, её поддержка помогла ему выйти из депрессии и стать великим поэтом. Он начал с трагедии «Жители пограничья» (The Borderers). Неподдельного чувства исполнена поэма в белых стихах «Разрушенный коттедж» (The Ruined Cottage) - о судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью «Прогулки» (The Excursion).

В июле 1797 года Вордсворты переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) - поближе к Сэмуэлю Тейлору Колриджу, который жил в Нетер-Стоуи. За год тесного общения с Колриджем сложился сборник «Лирические баллады» (Lyrical Ballads), куда вошли «Сказание о Старом Мореходе» Колриджа, «Слабоумный мальчик», «Терн», «Строки», написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства и другие стихотворения Вордсворта. Анонимное издание Баллад вышло в сентябре 1798 года. Сэмуэл Тейлор Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую «философическую» поэму о «человеке, природе и обществе» под названием «Отшельник» (The Recluse). Уильям Вордсворт с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное введение О человеке, природе и жизни, автобиографическая поэма «Прелюдия» (The Prelude, 1798-1805) и «Прогулка» (1806-1814). В Альфоксдене он также закончил (но не опубликовал) «Питера Белла» (Peter Bell).

В сентябре 1798 года Вордсворты с Колриджем совершили поездку в Германию. В Госларе Вордсворт, приступая к «Отшельнику», изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в «Прелюдию» в качестве «Книги I». Помимо этого он написал много стихотворений, в том числе цикл «Люси и Руфь».

В декабре 1799 он и Доротея сняли коттедж в Грасмире (графство Уэстморленд).

В январе 1801 года Уильям Вордсворт выпустил второе издание «Лирических баллад», добавив созданные в Грасмире повествовательные поэмы «Братья» и «Майкл» и обширное предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержании и стиле истинной поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Уильяма Вордсворта.

Зима и весна 1802 года отмечены творческой активностью поэта: были написаны «Кукушка», триптих «Бабочка», «Обещания бессмертия»: Ода, Решимость и Независимость.

В мае 1802 года старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсвортам 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Хатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где повидались с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810годы она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.

В 1808 Вордсворты перебрались в более просторный дом в том же Грасмире. Там Вордсворт написал бо́льшую часть «Прогулки» и несколько прозаических произведений, в том числе свой знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтре, продиктованный сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен размолвкой с Колриджем (1810-1812 годы) и смертью в 1812 году дочери Катерины и сына Чарлза.

В мае 1813 Вордсворты уехали из Грасмира и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Эмблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейла должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленде и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842 года, когда ему назначили королевскую пенсию - 300 фунтов в год.

После завершения наполеоновских войн (1815 год) Уильям Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. «Прелюдию», «поэму о своей жизни», он закончил еще в 1805, но в 1832-1839 годах тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя куски, проникнутые подчеркнуто христианскими настроениями.

В 1807 году он выпустил Стихотворения в двух томах (Poems in Two Volumes), включившие многие великие образцы его лирики. «Прогулка» вышла в 1814 году, за ней в 1815 году последовало первое собрание стихотворений в двух томах (а третий добавился в 1820 году). В 1816 году была опубликована «Благодарственная ода»(Thanksgiving Ode) - на победное окончание войны. В 1819 увидели свет «Питер Белл и Возничий» (The Waggoner), написанный ещё в 1806 году, а в 1820 году - цикл сонетов «Река Даддон» (The River Duddon). В 1822 году вышли «Церковные очерки» (Ecclesiastical Sketches), в форме сонетов излагающие историю Англиканской церкви со времени её образования. «Снова в Ярроу» (Yarrow Revisited, 1835 год) в основном писалось по впечатлениям от поездок в Шотландию в 1831 и 1833 годах. Последней книгой, изданной Уилямом Вордсвортом, стали Стихи, написанные преимущественно в юности и старости (Poems, Chiefly of Early and Late Years, 1842), куда вошли «Жители пограничья» и ранняя поэма «Вина и скорбь» (Guilt and Sorrow).

Последние двадцать лет жизни поэта были омрачены продолжительной болезнью любимой сестры Доротеи. В 1847 году он потерял единственную дочь Дору, которую очень любил. Опорой ему были жена и преданные друзья. Умер Вордсворт в Райдел-Маунт 23 апреля 1850 года.

Библиография

1793 -- (An Evening Walk) и Описательные наброски (Descriptive Sketches)
1795 -- Жители пограничья (The Borderers), Разрушенный коттедж (The Ruined Cottage) и Прогулки (The Excursion)
Отшельник (The Recluse)
Питер Белл (Peter Bell) книга была закончена, но не опубликована
1802 -- Кукушка
1802 – Бабочка
1802 -- Обещания бессмертия
1805 -- Прелюдия (The Prelude) (изменялась до 1939 года)
1807 -- Стихотворения в двух томах (Poems in Two Volumes)
1816 -- Благодарственная ода (Thanksgiving Ode)
1819 -- Питер Белл и Возничий (The Waggoner)
1820 -- цикл сонетов Река Даддон (The River Duddon)
1822 -- Церковные очерки (Ecclesiastical Sketches)
1835 -- Снова в Ярроу (Yarrow Revisited)
1842 -- Стихи, написанные преимущественно в юности и старости (Poems, Chiefly of Early and Late Years)

Уильям Вордсворт, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, был крупнейшим представителем направления романтизма в английской литературе. Его творчество во многом определило переход от классицизма к романтизму. Его пейзажная и является лучшим образцом мирового поэтического наследия.

Общая характеристика

Вордсворт Уильям был ярким представителем своего времени, его произведения следует рассматривать в контексте эпохи. В 18 веке господствующим направлением в английской литературе являлся классицизм. Однако уже к концу столетия наметилась тенденция к переходу к сентиментальной и романтической лирике. Во многом это определялось господствующими направлениями той эпохи, а именно тем, что большое значение в общественно-политической мысли и в литературе вообще играли произведения Руссо. Выдвинутый им культ природы и изображение человеческих переживаний, эмоций, психологии личности оказали огромное влияние на образованные круги того времени. Кроме того, английская литература уже имела опыт создания сонетов, изображений природы и тонкой лирики. Произведения У. Шекспира, Д. Чосера, Д. Мильтона оказали большое влияние на творчество поэта.

Детство, юношество и путешествие

Вордсворт Уильям родился в 1770 году в графстве Камберленд. Он был сыном агента по управлению недвижимостью. Мальчик был отдан в школу в Северном Ланкашире, где получил хорошее образование: он изучил античную и английскую литературу, математику. Однако еще бо́льшее значение имело то обстоятельство, что ребенок рос на природе, которая оказала на формирование личности огромное влияние. Именно тогда он полюбил пейзажи, которые впоследствии стали главным образом в его лирических произведениях. Потом Вордсворт Уильям поступил в Кембриджский университет, в котором царила обстановка соперничества, которая не пришлась ему по душе.

Однако именно в студенческие годы произошло весьма знаменательное событие: на каникулах молодой человек вместе со своим другом отправился в путешествие пешком во Францию, где как раз происходили революционные потрясения. Они произвели большое впечатление на будущего поэта. Вместе со своим спутником он дошел до озерного края в Италии. Это путешествие имело большое значение для его творчества: под впечатлением от него Вордсворт Уильям написал свое первое значительное произведение («Прогулка»). В нем уже обозначились основные творческие принципы поэтического творчества автора: сочетание описания природы и философских рассуждений. Можно говорить о том, что эта поэма стала одним из самых значительных его произведений. Он много над ним работал и в последующие, зрелые годы, переделывая, переправляя и вставляя в него новые части.

Переходный период

Вордсворт Уильям после окончания университета посвятил себя поэтическому творчеству. Однако 1790-е годы были для него тяжелым временем, поскольку это был период разочарований во французской революции. Кроме того, он весьма болезненно воспринял тот факт, что его страна начала войну против Франции. Все эти переживания привели к депрессии, поэтому его лирика данного периода окрашена в мрачные тона. Но, к счастью, это продолжалось недолго, потому очень скоро Уильям Вордсворт, стихи которого до сих пор отличались меланхолией и унынием, познакомился с Колриджем, который тоже был поэтом. Это знакомство буквально за год переросло в крепкую дружбу, которая имела весьма плодотворное значение для их сотрудничества, и в первую очередь для творческого подъема автора.

«Великое десятилетие»

Именно так принято называть период с 1797 г. по 1808 г. в биографии поэта. Вордсворт Уильям, произведения которого теперь получили совершенно иное звучание, вступил в полосу творческого подъема. Друзья задумали предпринять путешествие в Германию и перед отправкой решили выпустить сборник стихотворных произведений, которые должны были демонстрировать их взгляды на современную литературу. Колридж должен был писать баллады в экзотическом стиле, а его друг - сентиментальную и романтическую лирику. Однако первый включил в сборник всего около пяти сочинений, остальная же часть принадлежала его соавтору. Причину следует искать в том, что Колридж взялся писать баллады в традиционном английском духе, т. е. на сложные сюжеты и серьезным слогом. В то время как стихи на английском языке его друга отличались легкостью и простотой. Его герои заговорили понятной и доступной каждому речью, что и было принципиальным новаторством для того времени.

Творческие принципы

Данный сборник интересен еще и тем, что при его втором издании в предисловии Вордсворт сделал вступление, в котором обозначил правила, которыми руководствовался при написании своих поэм. Он заявил, что его лирические баллады основаны на сюжетах и действительности, которую он воспринимал и описывал такой, какой она ему представлялась. А жизнь, природа и быт виделись поэту как естественное проявление мироздания. Вордсворт заявлял, что нужно воспринимать и изображать окружающую действительность простым, ясным и разговорным языком. Он считал, что не нужно ничего усложнять при создании литературного произведения, поскольку законы природы естественны, их нужно воспринимать непосредственно, без лишних мудрствований. В этой установке угадываются влияния идей Руссо, который также воспевал жизнь человека на лоне природы и подчеркивал искусственность городской жизни.

Основные образы

Стихи на английском языке Вордсворта отличаются незамысловатой композицией, однако их характерной особенностью является сочетание изображения природы, душевных переживаний с глубокими философскими рассуждениями. Это было новым для английской литературы того времени. Кроме того, автор сделал героем своих произведений простого человека: на страницах его стихотворений встречаются бродяги, странники, нищие, бродячие торговцы. Этот тип персонажа был новостью для английской литературы, и не все сразу оценили находку поэта. Некоторое время литературоведы даже его критиковали за подобные новаторства.

Еще один характерный образ в его поэзии - это человек, пострадавший от социальной несправедливости. Вордсворт очень резко осуждал войну и написал драму «Жители пограничья», в которой изобразил все ужасы жертв и насилия. И, наконец, большое место в его творческом наследии занимает образ его самого. Поэт написал свою автобиографию в поэтической форме, которая называется «Прелюдия». Она отличается точным изображением человеческой психологии и душевных переживаний персонажа, который внимательно проанализировал путь своего творческого становления как поэта. Образ автора важен для понимания всего творчества поэта вообще.

Другие произведения

К лучшим образцам лирики автора относятся стихотворения о природе и душевных переживаниях человека. Он особенно трепетно относился к изображению природы. Уильям Вордсворт, «Нарциссы» которого являются одним из лучших образцов его лирической поэзии, великолепно и прекрасно чувствовал красоту окружающего мира. В указанном стихотворении он воспел красоту цветов, гор в очень звучной певучей форме. Это сочинение отличается необыкновенной певучестью и проникновенностью.

Еще одно из известных его произведений называется «На Вестминстерском мосту». Уильям Вордсворт воссоздал панораму Лондона, однако обратил внимание не столько на городской ландшафт, сколько на природные явления. Вообще, город как таковой почти не присутствует в произведениях поэта. Он всецело принадлежит деревне, селу и природе.

Поздний период

Последние два десятилетия жизни поэта ознаменовались постепенным угасанием его поэтического вдохновения. В литературоведении принято различать «раннего» и «позднего» Вордсворта. И если первый этап его творчества ознаменовался ясным и гармоничным мироощущением, то поздний период отличается тяжелым умонастроением. Это во многом связано с личными потерями автора: он очень тяжело переживал смерть любимой сестры, с которой жил всю жизнь, а также кончину двух своих детей. Кроме того, он лишился брата, который утонул во время одного из рейсов, а также своего друга Колриджа. Тем не менее, в это время он создал целый цикл прекрасных сонетов и элегических произведений, которые проникнуты печалью, скорбью и тоской. Эти его поздние работы имеют бо́льшую философскую нагрузку, чем ранние произведения, в которых преобладало радостное любование красотами природы. Поэт скончался в 1850 году в том же графстве, где и родился.

Значение творчества

Поэзия Вордсворта стала знаковым этапом в формировании английского романтизма. В современном литературоведении его вместе с Колриджем относят к старшему поколению романтиков. Показателен тот факт, что поэзия автора не сразу получила признание. Только в 1830-х годах его заслуги в литературе были вознаграждены. Публика стала благосклонно относиться к его сочинениям, а королева пожаловала ему титул поэта-лауреата. Он был известен и в России. Так, Пушкин в своем знаменитом «Сонете» упомянул имя как видного автора.

Уильям Вордсворт — английский поэт-романтик, представитель «озерной школы». Уильям Вордсворт родился 7 апреля 1770 года в Кокермауте в графстве Камберленд. Он был вторым из пяти детей Д. Вордсворта, поверенного и агента Дж. Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейла). В 1779 году юного Уильяма определили в классическую школу в Хоуксхеде (Сев. Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Хоуксхеде будущий поэт уделял много времени любимому времяпрепровождению — пешим прогулкам. Уже в 1787 году Уильям поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дистихом поэму «Вечерняя прогулка» (An Evening Walk, 1793), в которой много проникновенных картин природы.


В июле 1790 года Вордсворт и его университетский друг Ричард Джонс пешком пересекли Францию, переживавшую революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии. Отец Вордсворта умер, причем его наниматель граф Лонсдейл остался ему должен несколько тысяч фунтов, но отказался признать этот долг. Семья надеялась, что Уильям примет духовный сан, но он не был к этому расположен и в ноябре 1791 года снова отправился во Францию, в Орлеан, чтобы улучшить свои знания во французском языке. В Орлеане он полюбил дочь военного врача Анетт Валлон, которая 15 декабря 1792 года родила ему дочь Каролину. Опекуны приказали ему немедленно вернуться домой. Уильям признал свое отцовство, но не женился на Анетт. По возвращении в Лондон в декабре 1792 года он опубликовал «Вечернюю прогулку» и «Описательные наброски» (Descriptive Sketches), рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным приятием революции. Вспыхнувшая в феврале 1793 года англо-французская война потрясла Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу. Осенью 1794 года умер один из молодых друзей Уильяма Вордсворта, завещав ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту всецело отдаться поэзии.


С 1795 года до середины 1797 года он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей; их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, ее поддержка помогла ему выйти из депрессии. Он начал с трагедии «Жители пограничья» (The Borderers). Неподдельного чувства исполнена поэма в белых стихах «Разрушенный коттедж» (The Ruined Cottage) — о судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью «Прогулки» (The Excursion). В июле 1797 года Вордсворты переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) — поближе к Сэмюелю Тейлору Колриджу, который жил в Нетер-Стоуи. За год тесного общения с Колриджем сложился сборник «Лирические баллады» (Lyrical Ballads), куда вошли «Сказание о Старом Мореходе» Колриджа, «Слабоумный мальчик», «Терн», «Строки», написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства и другие стихотворения Вордсворта. Анонимное издание вышло в сентябре 1798 года. Сэмюель Тейлор Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую «философическую» поэму о «человеке, природе и обществе» под названием «Отшельник» (The Recluse). Уильям с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное введение «О человеке, природе и жизни», автобиографическая поэма «Прелюдия» (The Prelude, 1798-1805) и «Прогулка» (1806-1814). В Альфоксдене он также закончил (но не опубликовал) «Питера Белла» (Peter Bell). В сентябре 1798 года Вордсворты с Колриджем совершили поездку в Германию. В Госларе Вордсворт, приступая к «Отшельнику», изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в «Прелюдию» в качестве Книги I. Помимо этого он написал много стихотворений, в том числе цикл «Люси и Руфь». В декабре 1799 года он и Доротея сняли коттедж в Грасмире (графство Уэстморленд). В январе 1800 года Уильям Вордсворт выпустил второе издание «Лирических баллад», добавив созданные в Грасмире повествовательные поэмы «Братья» и «Майкл» и обширное предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержании и стиле истинной поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Уильяма Вордсворта. Зима и весна 1802 года отмечены творческой активностью поэта: были написаны «Кукушка», триптих «Бабочка», «Обещания бессмертия»: «Ода», «Решимость» и «Независимость». В мае 1802 года старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсвортам 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Хатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где повидались с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810 годы она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.


В 1808 году Вордсворты перебрались в более просторный дом в том же Грасмире. Там Вордсворт написал бо́льшую часть «Прогулки» и несколько прозаических произведений, в том числе свой знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтре, продиктованный сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен размолвкой с Колриджем и смертью в 1812 году дочери Катерины и сына Чарльза. В мае 1813 Вордсворты уехали из Грасмира и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Эмблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейла должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленде и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842 года, когда ему назначили королевскую пенсию — 300 фунтов в год. После завершения наполеоновских войн (1815 год) Уильям Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. «Прелюдию», «поэму о своей жизни», он закончил еще в 1805 году, но в 1832-1839 годах тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя куски, проникнутые подчеркнуто христианскими настроениями. В 1807 году он выпустил «Стихотворения в двух томах» (Poems in Two Volumes), включившие многие великие образцы его лирики. «Прогулка» вышла в 1814 году, за ней в 1815 году последовало первое собрание стихотворений в двух томах (а третий добавился в 1820 году). В 1816 году была опубликована «Благодарственная ода» (Thanksgiving Ode) — на победное окончание войны. В 1819 году увидел свет «Питер Белл и Возничий» (The Waggoner), написанный ещё в 1806 году, а в 1820 году — цикл сонетов «Река Даддон» (The River Duddon). В 1822 году вышли «Церковные очерки» (Ecclesiastical Sketches), в форме сонетов излагающие историю Англиканской церкви со времени ее образования. «Снова в Ярроу» (Yarrow Revisited, 1835) в основном писалось по впечатлениям от поездок в Шотландию в 1831 и 1833 годах. Последней книгой, изданной Уильямом Вордсвортом, стали «Стихи, написанные преимущественно в юности и старости» (Poems, Chiefly of Early and Late Years, 1842), куда вошли «Жители пограничья» и ранняя поэма «Вина и скорбь» (Guilt and Sorrow). Последние двадцать лет жизни поэта были омрачены продолжительной болезнью любимой сестры Доротеи. В 1847 году он потерял единственную дочь Дору, которую очень любил. Опорой ему были жена и преданные друзья. Умер Вордсворт в Райдел-Маунт 23 апреля 1850 года.



Читайте также: