Технические изобретения первой мировой войны. Изобретения первой мировой. Застежка на молнии

Часть 5

Инженерные заграждения

В условиях позиционной войны инженерные заграждения играли первенствующую роль. Вся колоссальная машина войны споткнулась о колючую проволоку. Это был поистине звездный час «колючки». Позиционная война дала огромный опыт применения всех мыслимых и немыслимых невзрывных заграждений.

Армии за колючей проволокой

Действительно новых, революционных принципов нет. Например, колючая проволока. Эта незамысловатая вещь играла в траншейной войне колоссальную роль. Немцы стали первыми без конца наматывать ее вдоль своего фронта. Противник боролся против немецкой проволоки при помощи ножниц и артиллерии. Целую нацию оцепили невысокой путаной изгородью из проволочных шипов, - и эта многомиллионная, стоящая на высоте технической культуры, нация не могла ничего выдвинуть против обычной проволоки, кроме простых ножниц, которые приходилось пускать в ход, ползая на животе. Не менее грубым, хотя и более действенным является способ разрушения металлических нитей при помощи артиллерии, которая градом снарядов взрывает всю почву, выворачивает деревянные столбики и тем уничтожает колючую изгородь, расходуя на это необъятное количество металла и приводя огражденное проволокой пространство в такое состояние, которое чрезвычайно затрудняет движение вперед.


Типы колючей проволоки и заграждений из нее


Перед проволокой и ножницами, как важнейшими факторами нынешней войны, озадаченно останавливались огромные армии. «Это война, которая ничего не изобретает, - жалуется известный писатель-художник Пьер Амп, - а попросту подбирает все средства нападения и защиты, существовавшие с того времени, как люди начали воевать. Это простая сумма орудий смерти. Означает ли это, что наша цивилизация духовно исчерпала себя, что она способна далее только повторять себя, ибо, несмотря на свою науку, она возвращается к борьбе при помощи ножа первобытных эпох! И это чудовищное разрушение, которое она учиняет себе самой, не есть ли доказательство того, что она на ущербе и что с нею вместе кончается мировая эпоха?».



Одинарная колючая проволока


Разрушать железную нить на деревянных столбиках при помощи чудовищного чугунного потока, где на метр проволоки приходится десятки и сотни пудов металла, этот способ особенно ярко обнаружил свою несостоятельность в грандиозных боях Шампани. Когда были разрушены и захвачены укрепления первой линии, и, для того чтобы прорвать немецкий фронт, нужно было только непрерывно продолжать наступление, французская артиллерия вдруг замолчала перед немецкими траншеями второй линии, очистить которые уже готовились немецкие войска. Оказывается, пушечные стволы до такой степени разогрелись от непрерывной стрельбы по колючей изгороди, что дальнейшее продолжение стрельбы - там, где прежде всего требовалась непрерывность атаки, - оказалось невозможным. Это и была одна из причин, которые свели победоносное наступление в Шампани на нет.

В Первую мировую применялись 20 и даже 30-рядные проволочные заграждения! При этом немецкие окопы на Восточном фронте были опутаны такой прочной проволокой, которую часто не брали наши ножницы! Для разрушения вражеских заграждений русские умельцы предложили мортирку, которая стреляла по проволочным заграждениям якорьком с тросом. Зацепившись за проволоку, можно было из укрытия, не подставляя себя под выстрелы, растаскивать проволочные заграждения.

История создания

Изобретение колючей проволоки, безусловно, изменило мир, хотя, вероятно, и не в лучшую сторону. Во второй половине XIX века в США началось активное освоение юго-западных Великих равнин. У поселенцев возникла необходимость огораживать выгоны, чтобы защитить пастбища от «чужого» скота. Проволочная изгородь была самым дешевым решением, но мчащиеся стада рогатого скота практически «не замечали» ее на своем пути.

Фермер Джозеф Глидден из штата Иллинойс в 1873 году стал экспериментировать с короткими проволочными колючками, обернутыми вокруг длинной проволоки (для ускорения этого процесса он применил старую кофемолку). Чтобы закрепить колючки на своих местах, Глидден использовал вторую проволочную нить, обернутую вокруг первой. Конструкция оказалась настолько удачной, что торговец скобяными изделиями Эллвуд предложил изобретателю деловое партнерство.

Лесопромышленник Хейш запатентовал свою конструкцию и основал компанию по ее производству. В 1874 году Глидден получил патент. Тогда же компаньоны основали «Компанию колючей проволоки» (Barb Fence Company). До окончания 1874 года они продали 5 т колючей проволоки, а за весь следующий год - 300 т.



Двойная колючая проволока


Бум спроса породил большое количество патентов - около 600, и патентные битвы продолжались много лет. Победителем и «отцом колючей проволоки» был признан Джозеф Глидден. Он был не первым и не последним изобретателем, просто его конструкция оказалась самой удачной.

В 1876 году фермер-изобретатель продал свою долю массачусетской компании Washburn and Moen, получив в качестве компенсации $60 000 и лицензионные отчисления по 50 центов с каждых 100 кг проданной в будущем проволоки. Эти деньги сделали его к моменту смерти в 1906 году одним из самых богатых людей в США.

Колючая проволока и проволочные заграждения

Она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением различных механических волочильных станков, т. е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Заграждения из колючей проволоки упоминаются как элемент периметра германских фортов уже в конце XIX века. Ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860–1875 годов. В войнах конца XIX - начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в Русско-японскую войну 1904–1905 годов.

«Звездным часом» колючей проволоки явилась Первая мировая война, когда после короткого периода маневренной войны фронты зарылись в землю и началась долгая изнурительная позиционная война. Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов доходил до 120–150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Пехота беспомощно топталась перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой мировой часто снабжались тремя-шестью специальными шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник - бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Танк своим появлением на свет обязан в том числе и колючей проволоке. Его основное назначение видели в прокладывании коридора для пехоты в проволочных заборах. Компоновка (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко поднята вверх) первого в мире английского танка Мк-1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Пулеметы предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовались ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока представляет собой стальную не оцинкованную или оцинкованную проволоку овального или квадратного сечения, вписывающуюся в диаметр около 3–4 мм, на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга. Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30–40 см. Виды колючей проволоки: однопрядная овального сечения; однопрядная круглого сечения; двухпрядная круглого сечения.



Установка проволочного заграждения


Существует множество вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника.

Но во всех случаях при их использовании и применении следует учитывать, что само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение может лишь задержать противника, сорвать заданный темп наступления, спутать его боевые порядки, заставить противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставить расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создать благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затруднить действия разведчиков противника.

Следовательно, заграждение должно быть:

1) по возможности замаскировано, хотя бы в той степени, чтобы создавать у противника впечатление, что заграждение менее серьезно, чем это есть на самом деле;

2) полностью простреливаться огнем стрелкового оружия, пулеметов, противопехотных гранатометов; прикрываться огнем минометов и пушек;

3) размещено на местности так, чтобы его дальний край находился в пределах действительного огня стрелкового оружия, а ближний край на дальности, превышающей дальность броска ручной гранаты (с тем, чтобы солдаты противника, находящиеся в зоне заграждений, не имели бы возможности забрасывать траншеи гранатами, а собственные гранаты не повреждали бы заграждение).

Применялись следующие заграждения из колючей проволоки:

Проволочный забор. Собственно противопехотным заграждением такой забор с тремя нитями проволоки назвать трудно. Он может задержать противника секунд на 20–30. Такой забор применяется там, где у солдат нет желания его преодолевать, т. е. против собственных войск (ограждение минных полей, запретных и опасных зон, охраняемых часовыми объектов и т. п.). Он нужен особенно ночью и в условиях плохой видимости.



Проволочный забор «в три проволоки»


Усиленный проволочный забор. Отличается от простого забора тем, что имеет не три, а четыре горизонтальных ряда проволоки. Кроме того, каждый кол имеет растяжки. Такой забор задерживает солдат на 1–5 мин.



Усиленный проволочный забор


3-рядная проволочная сеть на высоких кольях. Состоит из трех рядов простого проволочного забора. Расстояние между рядами 1,5 метра, т. е. общая глубина заграждения 3 метра. Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой так же, как и между кольями в ряду. Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Преодоление без использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т. п.) невозможно. Задержка у заграждения, даже при наличии инструментов и приспособлений, составляет от 8 до 20 минут.



Трехрядная проволочная сеть на высоких кольях


Проволочная спираль. Также известна под названием «Спираль Бруно». Общая высота заграждения получается 1–1,2 м и в глубину 3,2–3,6 м. Этот вид заграждения часто более предпочтителен, нежели проволочный забор.



Проволочная «спираль Бруно»


Во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ сокращается более чем в два с половиной раза;

во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется;

в-третьих, можно сокращать число кольев и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев;

в-четвертых, заграждение достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте;

в-пятых, после снегопада заграждение можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).

Недостатком заграждения является то, что при перекусывании одной пряди спираль легко раздвинуть и обеспечить проход солдат с любым вооружением (т. е. для проделывания прохода в трехрядном заграждении достаточно перекусить проволоку всего в трех местах).

Иногда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух. В этом случае высота заграждения увеличивается до 2 метров.


Двухъярусная «Спираль Бруно»


Проволочная сеть на низких кольях. На армейском жаргоне этот вид заграждения именуется «спотыкач». Представляет собой 4–6 рядов кольев высотой 25–30 см с прикрепленной к верхушкам кольев колючей проволокой. Проволока между кольями протягивается в две-три нити и не натягивается, а висит свободно, причем одна или две нити протягиваются так, что образуют петли. Общая глубина заграждения составляет от 4,5 м и более. Основное предназначение «спотыкача» состоит в замедлении движения пехоты противника с одновременным лишением солдат противника возможности наблюдения за полем боя и ведения прицельного огня.



Проволочная сеть на низких кольях


Переносной проволочный еж. Ведет свое происхождение от рогаток, известных еще с XIII–XIV веков. Разница лишь в том, что между концами кольев натянута колючая проволока. Они соединяются между собой колючей проволокой, образуя единое заграждение. Основное предназначение - быстрое закрытие проходов между другими заграждениями, проходов в заграждениях; восстановление заграждений, поврежденных вследствие воздействий противника (обстрелы, траление), закрытие прорех. Ежи, соединенные между собой, представляют собой серьезное противопехотное заграждение, не уступающее проволочной спирали или трехрядной сети на высоких кольях.


Переносной проволочный еж «спотыкач»


Переносная проволочная рогатка. Это вариант известной с XIII–XIV веков рогатки, но на рога кольев натянута колючая проволока, аналогично забору из колючей проволоки. Общая длина рогатки 3 м, высота около 1,2 м. Предназначена для быстрого закрытия проходов в заграждениях, промежутков между заграждениями, проходов между естественными препятствиями. Особенно удобно применение рогаток при устройстве противопехотных заграждений в населенных пунктах (перекрытие улиц, подступов к опорным пунктам и т. п.).



Переносная проволочная рогатка


Решетки-барьеры Нищенского . Русским войскам 5-й армии приказом от 10 мая 1915 года были рекомендованы к применению поднимающиеся решетки и объявлена благодарность их автору штабс-капитану Нищенскому. Решетки - рамы, сколоченные из жердей и обтянутые сеткой из колючей проволоки, устанавливались перед огневыми позициями и обычно находились в горизонтальном положении. Когда противник, переходя в атаку, приближался к ним, они поднимались из траншей канатами.

«Цель решетки, - говорится в приказе, - 1) задержать противника неожиданно для него в последний, самый решительный момент атаки, то есть тогда, когда неприятель приблизится к линии огня на расстояние штыкового удара и когда он меньше всего ожидает встретить какое-либо препятствие, 2) устранить существующую ныне зависимость обороняющегося от своих же искусственных препятствий (рогаток, ежей), которые стесняют свободу действий в случае перехода обороняющегося в атаку».



Решетка-барьер Нищенского


Решетка Ощевского. Применялась для закрытия подступов к капонирам и рвам в крепостях (например, в крепости Осовец). Эта решетка была капитальным сооружением, жестко крепилась на месте. Сама же решетка была весьма полезным изобретением, поскольку разведанное, благодаря своей заметности проволочное заграждение уже не в достаточной мере выполняло свое назначение, так как перед вражеской атакой значительно повреждалось целенаправленным огнем артиллерии противника. Более того, зная расположение проволочных заграждений, противник мог заблаговременно предусмотреть пути обхода и порядок преодоления заграждений, огневое прикрытие пехоты во время их преодоления. Саперы противника под покровом темноты могли проделать проходы в проволоке, и тогда она вовсе не выполняла своей роли. Огневое прикрытие, конечно же, было, но далеко не всегда оно давало желаемый эффект, а минирование заграждений пребывало в зачаточном состоянии. Да и при наступлении преодоление проволочных заграждений у подготовленного противника, да еще и под прикрытием огневого вала, занимало считаные минуты!

Поднимаемая решетка была малозаметна, а значит, применение ее приводило к резкому снижению темпа атаки, перед препятствием противник вынужден был остановиться и, скучившись, представлял отличную цель для огня обороняющихся.

Противопехотные шипы и капканы

Эти устройства были не столько средством смертоубийства, сколько разновидностью инженерного заграждения, известного еще в Древнем Риме. В течение Первой мировой войны конструкция противопехотного шипа не претерпела практически никаких изменений, усовершенствования касались лишь технологии изготовления. Как и прежде, он представлял собой шип с четырьмя остриями, направленными в разные стороны с таким расчетом, чтобы один из них в любом случае торчал вверх, а остальные служили опорами.

«Вскоре я потерял направление, попал в воронку от снаряда и услышал голоса англичан, работавших у себя в траншее. Нарушив их покой парой гранат, я быстро скрылся в своей траншее, наткнушись при этом рукой на торчащий шип одного из наших славных капканов. Они состояли из четырех железных лезвий, на одно из которых я и напоролся. Мы ставили их на крысиные тропы» (Юнгер Э. «В стальных грозах»).



Траншейные шипы


Шипами усеивали «ничейную» землю и усиливали проволочные заграждения. Делалось это с целью противодействия неприятельским ночным рейдам; наступив на такой шип, вражеский солдат тут же, по понятным причинам, обнаруживал не только себя, но и весь отряд. Кроме того, ими могли засыпать окопы и ходы сообщения при отступлении.



Капкан на человека


Известно, что австрийцами, по крайней мере, на итальянском фронте, для усиления проволочных заграждений применялись большие пружинные капканы. Их дуги были усажены стальными шипами, которые при срабатывании капкана пробивали ногу посредине лодыжки.

Тихо ждущая смерть

Минное оружие

В наступившем XX веке, казалось бы, было все необходимое для бурного роста минного оружия. Есть мощные взрывчатые вещества, достаточно развитая промышленность, опробованные средства взрывания, даже основы минной тактики разработаны. Однако новый век с точки зрения развития минного оружия начался довольно вяло. К этому времени артиллерия уже достигла выдающегося развития. Ближние подступы к позициям заливались огнем пулеметов. На этом фоне мины смотрелись просто примитивно и неубедительно. Можно было предположить, что как оружие мины отходят в прошлое. К минам старались прибегать тогда, когда все иные средства вооруженной борьбы были исчерпаны и не дали желаемого результата. Можно сказать, что мины - последняя соломинка, за которую цепляется утопающий. Часто мины - оружие более слабой стороны (не обязательно слабой вообще, в масштабах войны, скорее более слабой стороны здесь, на этом участке, в данное время). В любом случае характер минного оружия имеет четко оборонительный принцип своего применения.

О минных действиях в ходе Первой мировой войны известно мало. Историки обходят эту тему молчанием - частично вследствие того, что мины, органично вписавшись в общую систему заграждений, протянувшихся перед линиями траншей от Балтики до Черного моря, как-то растворились в ней. А частично от того, что многие свидетели и участники Первой мировой сами мало что понимали в минах и, дабы не выглядеть глупо в своих книгах, просто ничего о минах не писали. Саперы же Первой мировой - народ молчаливый, свою боевую работу подвигом не считали, мемуаров писать не любили.

Если мы и находим упоминания о минной войне, то чаще всего это описания подземно-минной войны (а многие тогда только так и представляли себе мины), когда под ключевые узлы обороны противника прокапывались подземные ходы, порой в десяток и более километров, закладывалось несколько тонн взрывчатки и в нужный момент узел обороны взлетал на воздух. Или же можно прочесть рассказы об импровизируемых солдатами минах-ловушках, которые те оставляли в своих траншеях и блиндажах при отступлении, т. е. своего рода черный солдатский юмор или в отместку за проигранный бой.

О минах в их сегодняшнем понимании (в то время их повсеместно называли фугасами) в книгах, посвященных Первой мировой, речь обычно заходит тогда, когда на поле боя появляются первые танки. Мгновенно появившиеся противотанковые мины (первоначально импровизированные) стали одним из первых средств противотанковой борьбы. Вот только тогда это оружие стало заметным.

Некоторые военные историки полагают, что мины вообще появились как средство противотанковой борьбы, и лишь затем появились противопехотные мины - частично как перенос этого средства поражения на пехоту, частично как средство защиты противотанковых мин от деминеров. Эта ошибка больше характерна для западных историков, которые никогда не считали нужным внимательно изучать военную историю России. А ведь уже в Русско-японской войне 1904–1905 годов в обороне Порт-Артура русские довольно активно использовали противопехотные мины и создали несколько весьма удачных образцов. Тому свидетельством шрапнельный фугас штабс-капитана Карасева, образец которого нынче имеется в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Первая мировая война долго не способствовала развитию минного оружия как тактического средства. На поле боя господствовали артиллерия и пулемет, которые надежно уничтожали наступающую пехоту, медленно продирающуюся сквозь изрытую воронками и перегороженную проволочными заграждениями местность. Атакующий батальон пехоты уничтожался за 5–7 минут. Кавалерии на таких полях сражений места не было и вовсе - всадник вместе с лошадью представлял собой слишком крупную мишень. Особой нужды в противопехотных минах не возникало, и от минирования проволочных заграждений перед своим передним краем довольно быстро отказались.

В отношении минной борьбы русская армия к войне оказалась готова технически, но не готова по запасам взрывчатых веществ и средств взрывания. Централизованных запасов было сделано лишь на 4–6 месяцев войны, которые были израсходованы в первые же два-три месяца. Так как германская армия не располагала ни средствами обнаружения мин, ни специалистами по разминированию, то даже одиночные фугасы сильно сдерживали продвижение войск кайзера, а в некоторых случаях и останавливали. Немцы предпочитали дожидаться, пока их саперные подразделения не проложат новые дороги в обход существующих.

В русской армии фугасами предписывалось закрывать пространства, не поражаемые пушечным и пулеметным огнем, мертвые пространства. Уже в начале 1915 года в армию стали поступать фугасы фабричного изготовления. Они шли под названиями «Большой шрапнельный фугас» и «Малый шрапнельный фугас».

Шрапнельный фугас. Эти фугасы подрывались с пульта управления электроимпульсом. Фугасы зарывались в землю в нейтральной полосе перед проволочными заграждениями на расстоянии около 200 метров от траншей. В качестве пульта управления использовалась подрывная машинка ПМ-13, созданная в 1913 году. Электроимпульс передавался по саперному проводу образца 1900 года.

В ходе войны в инициативном порядке офицерами и солдатами саперных частей изобретались, изготавливались и широко применялись весьма оригинальные мины. Их можно было бы отнести к группе противозаградительных (точнее, к средствам проделывания проходов в заграждениях).

Когда в 1915 году война приобрела позиционный характер, противоборствующие армии стали прикрывать свои позиции сплошными заграждениями из колючей проволоки. Преодолеть столь плотные заграждения без их предварительного разрушения было невозможно. Расход снарядов на проделывание одного прохода шириной 5–10 метров достигал 150–250 снарядов. Вручную проделывать проходы под плотным пулеметным огнем было невозможно. Саперами было разработано немало образцов удлиненных зарядов ВВ для разрушения проволочных заборов. Некоторые из них выдвигались вручную, другие были самодвижущиеся. Известны мина-заряд унтер-офицера Семенова, прибор-тележка рядового Савельева, подвижная мина Сидельникова, ползучие мины Канушкина и Дорошина, мина-крокодил полковника Толкушина.

Тактики применения мин не существовало. Пожалуй, только минирование при отходе войск на исходные позиции после захвата позиций противника, если он контратаковал превосходящими силами, можно было отнести к тактическому приему боя. Минировали траншеи, блиндажи, другие сооружения минами нажимного действия и минами-ловушками с тем, чтобы затруднить противнику использование его же траншей и оборонительных сооружений. Или же для прикрытия отхода, что чаще стало происходить в заключительный этап войны. Известен факт, когда после успешного сражения у Самбре (5–7 июня 1918 года) союзники не смогли преследовать поспешно отходящих немцев, и немецкие командиры смогли превратить бегство в планомерный отход.

Однако специально разработанных противопехотных мин еще не было. В качестве мин использовали обычные артиллерийские снаряды, в которых артиллерийский взрыватель заменялся на специальный взрыватель нажимного действия, часто на основе обычного снарядного взрывателя. Эти снаряды обычно зарывали на дне траншеи, или в полу оборонительного сооружения, или на дороге.

Немцы, кроме того, использовали взрыватели замедленного действия, которые взрывали снаряд в течение 48 часов, после того как он приведен в действие. Такие мины («адские машины», как тогда было принято говорить) было невозможно обнаружить. В ряде случаев это приводило к отказу французских и английских солдат возвращаться в свои окопы.

Противотанковые мины

Знаменательным годом в развитии минного оружия явился 1916 год, когда 15 сентября 32 английских танка впервые атаковали позиции немцев на реке Сомма. Успех был потрясающим - немецкий фронт был прорван по ширине в 5 км и в глубину до 40 км. Новому оружию было нечего противопоставить. Пулеметы были бессильны против брони, полевые пушки эффективно бороться с танками не могли, специальных противотанковых пушек еще не было.

Единственным средством в тот момент, способным остановить танки, оказались мины. Сначала немцы поступали просто - врывали в землю вертикально артиллерийские снаряды, взрыватели которых оставались выше поверхности земли. Это были первые противотанковые противогусеничные мины. Затем немцы импровизировали много типов мин, включая деревянную ящичную мину. Мины взрывались от нажатия гусеницы танка или с пульта управления.

Однако противотанковые мины, импровизированные из снарядов или изготавливающиеся во фронтовых условиях солдатами, были очень ненадежны и опасны в применении. В Германии была срочно разработана и внедрена в промышленное производство стандартная противотанковая мина с 3,6 кг пироксилина. Взрыватель срабатывал под давлением гусеницы танка. Использовался и способ установки мин перед проволочным забором в двух метрах от него в сторону противника. К каждому третьему столбу забора привязывалась проволока, идущая к ящику со взрывчаткой, закопанному в двух метрах от забора. Когда двигающийся танк сваливал столб забора, заряд взрывчатки взрывался под днищем танка, уничтожая машину и экипаж. Эту простейшую мину следует считать первой противотанковой, противоднищевой миной.


Противотанковая мина из артиллерийского снаряда


Хотя первый успех танковой атаки сентября 1916 года оказался весьма скромным в итоге и настоящий успех к танкам пришел лишь во время сражения при Камбрэ в ноябре 1917 года, немцы оказались весьма предусмотрительными и начали фабричный выпуск противотанковых мин в декабре 1916 года. До конца войны они выпустили их почти 3 млн штук. Немцы после войны подсчитали, что потери союзнических танков от мин были очень существенны: англичане потеряли на минах до 15–28 % своих танков.

Известный немецкий генерал-теоретик и практик применения танковых войск Второй мировой Г. Гудериан в своей книге «Внимание, танки!» (1937 год) указывал, что только с конца июля 1918 года по конец войны (ноябрь 1918 года) французы на минах потеряли 3 танка типа «Шнайдер», 13 танков типа «Рено» и по невыясненным причинам (предположительно на минах) еще 1 танк «Шнайдер» и 70 танков «Рено».


Английская и немецкая противотанковые мины образца 1918 года


Немцы же первыми пришли к выводу о том, что мины могут дать успех при выполнении двух обязательных условий:

1. Мины следует устанавливать длинными рядами и в два-три ряда; отдельно установленные мины или небольшие группы мин неэффективны.

2. Минное поле должно прикрываться огнем пулеметов и артиллерией; что исключает эвакуацию экипажа поврежденного танка и не позволят организовать буксировку танка в тыл; артиллерия добивает поврежденный танк.

Немцы выработали и первый стандарт противотанкового минного поля.

Успехи немецкого минного оружия заставили союзников озаботиться средствами преодоления минных полей. В 1918 году англичане на базе танка «Mark V» создают танк-тральщик. Он толкал впереди себя несколько тяжелых катков. Этот трал был разработан механизированной полевой ротой королевских инженеров (Mechanical Field Company, Royal Engineer) из Крайстчерча в Дорсете.

Союзники, полагая, что появление немецких танков не заставит себя долго ждать, также предприняли меры по разработке противотанковых мин. Англичане выпустили три образца мин - первый в виде отрезка трубы, второй из артснаряда, третий - ящичная мина. В начале 1918 года Экспериментальное отделение королевских инженеров (Experimental Section of the Royal Engineers) разработало мину для использования против немецких танков, которые начинали появляться на поле боя.

Следует заметить, что усилие срабатывания как немецких, так и английских мин периода Великой войны не превышало 45–50 кг и они могли срабатывать при наступании на них человека. Эти единичные случаи породили позднее среди военных историков ошибочный тезис о том, что противопехотные мины изначально появились как средство защиты противотанковых мин.

22 марта 1918 года немецкие танки, наступавшие на Гозенкур, наткнулись на английское минное поле, потеряли пару машин, после чего экипажи отказались двигаться дальше. Пожалуй, самый грандиозный успех противотанковые мины имели в марте 1918 года, когда наступающие 35 танков «Mark Vs» американского 301-го тяжелого батальона (301st Heavy Battalion) наткнулись на это же самое минное поле, о котором все забыли. Американцы в этой атаке потеряли на минах 10 танков. Английские мины здесь представляли собой минометные мины, усиленные каждая 23 кг аммотола (аммонита), что приводило к проламыванию тонкого днища машин и гибели экипажа.

Союзники также своевременно предупредили Россию о возможности применения немцами танков на Восточном фронте. Под давлением союзников в России срочно были разработаны несколько образцов противотанковых мин и налажено их фабричное производство. Русские мины оказались более совершенными, нежели английские Все они были самовзрывного типа. Мина конструкции Ревенского была противогусеничная с взрывателем нажимного действия. Мины Драгомирова и Саляева имели взрыватель наклонного типа и взрывались как под гусеницами, так и под корпусом танка, уничтожая и экипаж, и машину. Однако на русском фронте немецкие танки так и не появились.

Мины-ловушки: смертельное остроумие. Однако мины нашли довольно широкое применение в иной ипостаси, а именно как солдатское средство мести за погибших товарищей, способ выплеснуть накапливающееся раздражение, усталость от войны, отражение личной ненависти к солдату противной стороны, даже своего рода развлечение, циничный солдатский юмор. На войне такие мины малоэффективны. Скорее, это оружие для террора противника. Вот что писал в те дни один из немецких офицеров:

«Люди в траншеях тратят целые дни, превращая каждый блиндаж в смертельную ловушку, и наиболее невинные вещи становятся адскими машинками. Некоторые блиндажи взлетают на воздух при открывании дверей. Чертежный стол с несколькими лежащими на нем книгами - ловушка, и от каждой книги тянется электропровод к заряду, способному уничтожить взвод. Граммофон, оставленный на столе и играющий пластинку, тоже ловушка, и он взорвется, когда мелодия закончится. Разбросанные груды банок тушеной говядины превратились в дьявольские снаряды гибели. Перед траншеями кладут сотни мин натяжного действия… Действительно, я никогда не думал, что британский томми обладает такой дьявольской изобретательностью».

М. Кролл пишет, что такое использование мин и не только их, нацеленное лишь на причинение потерь противнику вне их тактического применения и чисто военной необходимости вообще характерно для Первой мировой войны, которую он называет грандиозной бойней.

В блиндаже, только что отбитом у врага, на столе стоит обычный телефон. Входит солдат, телефон начинает звонить, побуждая снять трубку. С одной стороны, сделать это - стереотипная бессознательная реакция (условный рефлекс) цивилизованного человека, с другой - кто откажет себе в удовольствии сообщить звонящему (звонит-то явно вражеский офицер, полагающий, что в блиндаже еще свои солдаты) что-либо вроде: «А мы уже здесь, привет». Жертва не догадывается, что на самом деле это звонок из потустороннего мира, куда ее сейчас и приглашают. На столе стоит не телефон, а мина-сюрприз, провода от которой подведены к двери, и открывший дверь сам заставил телефон звонить. Снятие трубки приведет к взрыву.

Приоткрытый ящик стола. В нем видны бумаги. Естественная реакция - открыть ящик и посмотреть, что за бумаги. Мина-ловушка только этого и ждет. Взрыв.

На плите стоит кастрюля с приоткрытой крышкой. В ней явно что-то вкусное. Но стоит приподнять крышку - и желание покушать навеки останется последним желанием солдата. Притаившаяся в кастрюле мина стережет свою жертву.

Зима, в нетопленом доме открыта дверца печки, откуда видны дрова. Остается лишь сунуть туда зажженную спичку - и скоро станет тепло. Настолько тепло, что уже никогда бойцу не будет холодно. В печке притаилась мина, которая готова взорваться, как только до ее датчика цели доберется огонь.

У двери валяется опрокинутый стул, мешая пройти. Но стоит его приподнять или отодвинуть, как прогремит взрыв.

Следует заметить, что ранение или уничтожение солдата противника, как это ни покажется странным, не является основной задачей противопехотных мин и мин-ловушек. Они служат лишь средством для того, чтобы заставить солдат бояться мин, развить в них минный страх. Именно этот страх как раз и решает основную задачу мин - остановить противника, заставить его отказаться от определенных действий, например от использования помещений, оставленных машин, снаряжения, оборудования, бытовых предметов.

Сто лет назад, когда началась Первая мировая война, большинство европейцев предсказывало быстрое ее окончание. Однако, спустя несколько месяцев, стало ясно, что их оптимизм не имеет под собой оснований. По мере распространения боевых действий, технические изобретения приобретали все большую актуальность.

В конце концов, Первая мировая война стала известна в определенных кругах как «война изобретателей». Надо отметить, что многие изобретения, связанные с Первой мировой войной: подводные лодки, торпеды, бомбардировочная авиация, были задуманы намного раньше. Однако, именно война дала толчок к их реализации. В нашей статье мы расскажем о четырех таких технологиях, которые и сегодня играют не последнюю роль в нашем мире.

Ультразвуковой гидролокатор (сонар)

В довоенные годы подводные лодки использовались, в основном, для береговой обороны. Германия изменила ситуацию и стала использовать свои подводные лодки в наступательных целях. Это изменение в военной стратегии вынудило союзников, во-первых,использовать подводные лодки для наступления, и во-вторых, разработать контрмеры для защиты доставки грузов через Атлантику.

Работа Реджинальда Фессендена оказалась решающей. После того как в 1912 году в результате столкновения с айсбергом затонул Титаник, канадский ученый стал проводить подводные акустические эксперименты в поисках способа защиты кораблей от подводных препятствий. Это привело его к изобретению электромеханического осциллятора, устройства, передающего звук сквозь воду при заданной частоте, а затем принимающего отраженный звук от любого вида объектов.

Сначала он разработал технологию в качестве средства общения с дружественными подводными лодками, а затем как сигнальное устройство, которое может стать частью навигации и предупреждать корабли о мелководье, рифах и прочих опасностях. В октябре 1914 года британский флот приобрел комплекты подводных осцилляторов в качестве сигнальных устройств, а в ноябре 1915 года оборудовал ими все свои подводные лодки.

Французский физик Поль Ланжевен разработал электронную версию устройства Фассендена, что позволило улучшить обнаружение движущихся объектов. Она включала в себя кварцевый передатчик и приемник, который значительно улучшил диапазон и четкость сигнала. В феврале 1918 года он достиг дальности передачи 8км и четкого эха от подводной лодки.

Осцилляторы Фассендена продолжали использоваться и в конце Второй мировой войны для обнаружения таких стационарных объектов, как мины. И Фассенден, и Ланжевен заложили основы устройства, которое сейчас называется .

Супергетеродинный приемник: лучшая настройка радио

Технология существовала еще до войны, но два военных изобретателя смогли значительно ее улучшить. В 1917 и 1918 годах, соответственно, французский офицер Люсьен Леви и американский офицер Эдвин Армстронг, независимо друг от друга, придумали устройство, известное как супергетеродинный приемник — способ настройки радиостанции для получения отдаленных сигналов. Приемник накладывал одну радиоволну на другую, значительно усиливал и фильтровал полученные промежуточные частоты, которые затем демодулировал для генерации звукового сигнала, который, в свою очередь, выводил на громкоговоритель или наушники.

Изначально Леви искал способ засекретить радиопередачи. Он работал на Эйфелевой башне, которую французские военные использовали для радиоэкспериментов, когда началась война. У Леви возникла идея, что сверхзвуковые волны могут быть наложены на радио частоты несущей волны, которая сама могла быть смодулирована акустической волной. Он доработал свою идею, создав сверхзвуковую волну в приемнике,а затем принял сигнал от местного осциллятора.

Армстронг был капитаном войск связи армии США и был отправлен во Францию в 1917 году для работы у союзников в области радиосвязи. К тому времени он был уже известным в мире радиосвязи со своим изобретением регенеративной цепи обратной связи, устройства, которое значительно усиливало сигнал и за которое он получил свою первую медаль в Институте радиоинженеров.

В Париже в начале 1918 года он стал свидетелем бомбардировки немецкой армией. Он решил, что точность зенитных орудий можно улучшить, если бы существовал способ обнаружения коротких электрических волн, излучаемых системами зажигания авиационных двигателей. Это и привело его к изобретению супергетеродинного приемника.

После войны взаимные претензии Армстронга и Леви на гетеродинный приемник не помешали его широкому использованию и помогли трансформировать радио в чрезвычайно популярный потребительский продукт.

Связь воздух-земля: радиотелефония взмывает в небо

Еще в 1910 году учены показали беспроводную передачу данных между воздушными судами и землей. Пилоты выстукивали азбуку Морзе на передатчике, расположенном между коленями. Однако, возник ряд проблем. Шум двигателя, как правило, заглушал любые полученные сообщения, да и пилоты были слишком заняты, чтобы передавать сообщения.

Стала очевидной необходимость создания голосового радио в беспроводной связи. Но передача голосовых сигналов требует более высоких частот, чем Азбука Морзе, и радиостанции и их источники питания были слишком большими и тяжелыми, чтобы вписаться в авиацию того времени.

Инженерам по обе стороны конфликта удалось внести улучшения. В 1916 году французы успешно испытали голосовую связь воздух-земля во время битвы при Вердене. На борту немецких самолетов передатчики стали привычным средством в 1916 году, а к концу года появились и приемники.

Аналоговые калькуляторы управления огнем

При увеличении ряда крупнокалиберных орудий, целиться из них стало намного сложнее. Во время морских сражений у берегов Чили и в Северном море артиллерийский обстрел велся с расстояния от 13000 до 15000 метров. Для того, чтобы поразить корабль с такого расстояния, необходимы точные расчеты курса судна и его скорость, а также скорость и направление ветра, что, в свою очередь, было использовано для определения высоты и направления орудий, а также влияния ветра на полет снаряда и коррекции движения корабля, ведущего стрельбу.

В 1912 году Британский Королевский Флот впервые использовал систему, в которой все орудия на корабле были направлены из одного положения (обычно, это самая высокая часть корабля). Офицеры, отвечающие за управление огнем, использовали Т-образный оптический дальномер, содержащий призмы, чтобы установить расстояние, азимут и изменение азимута к цели посредством триангуляции. Офицер затем передавал эту информацию по телефону матросам в Центр Управления в глубине корабля. Они, в свою очередь, с помощью рукояток и рычагов вводили информацию в крупные механические калькуляторы (некоторые размером с три-четыре рефрежератора), которые использовали эти постоянно меняющиеся данные для стрельбы из орудий. Орудия затем стреляли орудийными залпами с разными траекториями, тем самым увеличивая шансы попадания в цель.

В ходе войны, военно-морские силы союзников и Антанты добились значительных улучшений в разработке этих калькуляторов для управления огнем. Не прекращаются научные дебаты о том, у какого флота были самые передовые системы. Драйерские Таблицы Британского флота лучше всего задокументировали эти устройства, в то время как немецкий крейсер SMS Derfflinger был широко известен за точность стрельбы на море. Derfflinger был затоплен в Скапа-Флоу в 1919 году, и то, что известно о его системах управления огнем, было сказано его артиллерийскими офицерами в интервью союзникам.

Количество наземной артиллерии также увеличилось во время Первой мировой войны. К концу войны, например, немцы обстреливали Париж массивными орудиями, установленными на железнодорожные вагоны. Орудие, известное как Парижская пушка или Труба короля Вильгельма, имело диапазон стрельбы до 130 км. И хотя оно не имело большой точности, оно могло поразить что-то размером в целый город, и эффект был, прежде всего, психологическим.

Аналоговые механические калькуляторы, используемые для попадания в цель артиллерийскими орудиями, непосредственно привели к появлению ЭВМ. На самом деле, одна из самых известных ранних ЭВМ, ENIAC выполняла по сути те же задачи во Второй мировой войне, что и аналоговые калькуляторы для управления огнем во времена Первой мировой войны.

Андрей Чамов,

Когда мы слышим о научных достижениях, которые были сделаны во время Первой мировой войны, произошедшей 100 лет назад, мы, как правило, ожидаем услышать страшные истории о новом вооружении, таком как танки, ядовитый газ и огнеметы. Но Великая война породила новые достижения и в других областях науки. Они могли быть менее очевидны, но при этом оказали огромное влияние на нашу повседневную жизнь. Эти семь безусловных научных прорывов стали отправными точками для целых индустрий современности и были инициированы именно военной необходимостью.

  • Синтетический каучук

    Первая мировая война была первым крупным вооруженным кофликтом, в котором большую роль сыграли автомобили и автомобильные перезовки. Компания Форд поставила около 390 000 тысяч грузовиков для армии США в 1917 году. Но грузовики не могут передвигаться без шин, и в 1914 году началась экономическая блокада Германии, которая прекратила поставку натурального каучука из Юго-Восточной Азии.

    Немецкая химическая промышленность оказалась на высоте. Фармацевтическое подразделение компании Bayer экспериментировало с альтернативами натуральному каучуку с 1910 года. Начало войны побудило компанию начать крупномасштабное производство синтетической резины, формула которой была открыта с применением извести и угля.

    Первые резиновые покрышки были не так хороши, как их аналоги их натурального сырья. Шины были жесткими, что при несовершенстве подвесок тех времен отражалось в виде очень сильной тряски во время езды. Но несмотря на это, синтетическая промышленность помогла немецкой армии сохранить автомобили на ходу до конца войны.

  • Банки крови

    Первые переливания крови совершались еще до войны, но они производились непосредственно от донора к реципиенту, поскольку не существовало специального способа хранения крови. Врачи знали о совместимости по группам крови и множество солдат на войне погибло из-за отсутствия подходящего резус-фактора. Профессор Пентор Роуз из Рокфеллеровского института в Нью-Йорке занимался поиском способов сохранения свежей крови, добавляя в нее цитрат калия для предотвращения свертывания и декстрозу в качестве источника энергии.

    Капитан Освальд Роберстсон впервые использовал кровь из банка в медицинском корпусе США в Бельгии в 1917 году. Колбы с кровью могли храниться до 28 дней в специальном холодильнике. Уже первый опыт стал чрезвычайно успешным и спас множество жизней.

    Ультразвук

    Подводные лодки несли реальную угрозу во время Первой мировой войны. Около 5000 торговых судов союзников было потоплено немецкими субмаринами за несколько лет военных действий. Глубинные бомбы были призваны бороться с ними, но большой проблемой было правильно нацелить и расставить эти снаряды.

    Некоторого успеха удалось достичь с использованием гидрофонов или направленных подводных микрофонов, но у этого способа были очень большие ограничения. В качестве альтернативы, отдел по борьбе с подводными лодками британского военно-морского флота разработал аппарат для подводной эхолокации с использованием ультразвука. Задержка между звуковым импульсом и обратным эхо указывала на расстояние до объекта. Такой способ используется по сей день.

    Рация

    На момент начала Первой мировой войны, рация представляла собой громоздкий прибор, занимавший два больших деревянных сундука. Весь набор передвигался по фронту с помощью трех мулов, запряженных до отказа. В том числе, для работы рации требовался ручной генератор тока. Военная необходимость заставила радиоэлектроников бросить все силы на усовершенствование громоздкой конструкции. Они стали меньше и легче, а также начали отфильтровывать статические помехи для лучшей слышимости. Такие компании как AT&T сделали большие успехи в выпуске вакуумных трубок, которые выпускались миллионными тиражами уже к 1918 году. Все это определило быстрое развитие гражданского радио в послевоенные годы.

    Производство аммиака

    Еще до войны немцы поняли, что для того, чтобы прекратить британское господство над морями, им нужны новые взрывчатые вещества. До этого вся взрывчатка делалась на основе селитры, для производства которой нужен был кальцит, добываемый в пустыне Атакама.

    Немецкие химики обнаружили, что взрывчатку можно делать и без селитры, используя аммиак. Ученому Францу Хаберу удалось синтезировать его практически из воздуха — процесс включал в себя водород и атмосферный азот. Процесс Хабера требовал высоких температур и давления, но уже к 1913 году завод BASF выпускал 30 тонн аммиака в сутки.

    Пластическая хирургия

    Первая мировая война стала временем проведения первых реконструктивных операций, которые проводились под руководством новозеландского хирурга Гарольда Гиллиса. Его пациентами становились солдаты с повреждениями лицевых покровов. Гиллис убедил медицинский корпус Британской армии в том, чтобы ему выделили целую больницу в графстве Кент. Там он провел более 5000 операций, успешно опробовав новые методики восстановления кожных покровов.

    Первым пациентом Гиллиса, успешно перенесшим операцию, считается моряк Уолтер Йео, который потерял веки в битве при Ютландии. Гиллис использовал пересадку кожи и успешно восстановил веки Йео.

    Пассажирские авиаперевозки

    Развитие крупных многомоторных самолетов, которое произошло во время Первой мировой войны, привело к тому, что начались первые коммерческие перевозки людей по воздуху. Первыми пассажирскими самолетами стали Handley Page O, которые строились для отражения атак немецких цеппелинов. Они могли поднимать в воздух внушительные грузы до 10 тонн. После войны эти бомбардировщики были переоборудованы в пассажирские самолеты.

    Первый регулярный рейс соединял Лондон и Париж и проходил на скорости 100 километров в час на высоте трех километров.

Для России Первая мировая война фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала первые военные победы, но уже в середине августа русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.

Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий.В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения….


В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.

The historic drawing on a postcard from 1917 shows a propaganda portrayal of a «Gas Alarm» in the German bunker on a World War One battlefield. Chemical weapons were used during WWI. The First World War was carried out in Europe, the Middle East, Africa, East Asia and on the world’s oceans from 1914-1918. Photo: Sammlung Sauer — NO WIRE SERVICE

Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт. Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество». Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.

Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь - озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.

Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.

Первые танки

Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями ».

Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.

Первая военная авиация.

Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» - российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.

Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.

В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.

Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания в ручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было не безопасно для самого пилота.

В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.

Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.

Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,

а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие работу авиамоторов.

Военный субмарины. Русская «Пантера»

В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки. За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.

В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров. Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ» , затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Семь подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.

Железнодорожный транспорт.

в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год - около 6000 вёрст железнодорожного полотна.

В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию - от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.

В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) - принадлежали частным обществам.

В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей. Перед началом Первой мироой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили около 7877 км железных дорог, в то время, как за счёт государственный счёт построено 2885 км.

Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.

В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.

В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.

Пулемёты, пушки, артиллерия.

В Первую Мировую войну пулемёты британского оружейника Хайрема Стивенса Максима называли «адским косильщиком». Первый пулемёт Максим создал в 1883 году, это было очень надежное, простое и живучее оружие, работающее по весьма простой системе.

Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.

В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».

Животные в войне.

На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но все животные саперы-подводники были отравлены, по мнению современников, немецкими агентами разведки.

Главной тягловой силой на дорогах Первой мировой войны оставались лошади. Накануне Первой мировой войны русская гвардейская кавалерия была усилена и выступила достаточно подготовленной. Каждая война приносит непредвиденные сюрпризы, о которых трудно было догадаться в мирное время.

В начале войны обнаружилось, что времена лихих конных атак отошли в область предания. Кавалерист с пикой или шашкой был бессилен против массированного огня пулемёта, пушки, артиллерии. Кавалерист с ружьём тоже был малопригодным бойцом, так как он был хорошим объектом для стрельбы, при этом сам оставался плохо стреляющим всадником. Бой в пешем строю одержал верх, на кавалерийскими атаками.

Голубей успешно тренировали и для аэрофотосъемки. Первый патент на миниатюрную фотокамеру для голубя с хорошим качеством снимков, получил в 1908 году изобретатель Юлиус Нойброннер (немец), но в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей не была широко использована.

На борту подводной лодки и в солдатских окопах Первой Мировой можно было часто встретить кошек, которые были для солдат детекторами контроля чистоты воздуха и предупреждали об очередной газовой атаке.

В Первой мировой войне использовали дрессированных санитарных-собак в качестве медицинских помощников, разведчиков, посыльных, прокладчиков телеграфных проводов, для обеспечения связи.

Собаки переносили в медсанбат фуражку раненого война и приводила санитаров, для оказания первой медпомощи, собаки доставляли приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу.

Военные курьёзы.

Энигма (от др.-греч. αἴνιγμα - загадка; англ. Enigma) — дисковая шифровальная машина времен Второй Мировой Войны, в основе механизма диски с 26 перепайками. Первые упоминания об энигме относятся к 1918 году, а наибольшее распространение энигма получила в нацистской Германии «энигма вермахта» (Wehrmacht Enigma). В 20-х годах XX века было создано целое семейство электромеханических машин, которые использовались для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Криптоаналитик Антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью энигмы. Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием «Бомба».

Помимо удачных военных разработок в армиях участников войны появлялись и курьезные изобретения. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны практически не использовались в армии.

Немцы изобрели тяжелые латы трансформеры в которых трудно было передвигаться, к тому же латы легко простреливали пули пулемёта.

Окопные доспехи против пуль и осколков, бронежилеты, бронемашины, передвижные баррикады, гусеничные тягачи и т. д. Встречались даже забавные изобретения — бомбо-метательная машина, рогатка и т. д.Статьи

Помимо субмарин, газов, новых видов оружия, Первая мировая война подарила миру множество изобретений, без которых нельзя представить современный мир.

Застежка на молнии

Впервые ее представил в 1913 году американец шведского происхождения Гидеон Суиндбек. Он сразу же зарегистрировал патент, так как чувствовал, что совершит революцию в одежде. Штатским новое изобретение не понравилось, а вот военным пришлось по душе. Сначала молнию вставляли в сумки для документов и мелких ценностей моряков Великобритании и Канады. Ближе к концу войны появилась первая одежда с новой застежкой, а уже в 30-х ее вшивали в мужские брюки.

Чай в пакетиках

Перед самым началом войны предприниматель Том Салливан из Нью-Йорка случайно опустил чай в шелковом мешочке в горячую воду и увидел, что он заварился. После этого он наладил продажу нового продукта. Массовое производство организовала компания Teekanne из Дрездена, которая поставляла чай на фронт. В целях экономии шелк заменили марлей, а военные называли это "чайной бомбой".

Наручные часы

Первыми обладателями наручных часов стали летчики Первой мировой. Гражданские относились с иронией к такому способу, потому что считали это несолидным. Карманные часы вышли из обихода только спустя несколько десятилетий. Привычка сверять часы также появилась после войны. Перед атакой офицеры проверяли время, чтобы действовать с точностью до секунды.

Вата и женские гигиенические средства

До Первой мировой в качестве перевязочного материала медики использовали высушенный болотный мох, который мог дезинфицировать раны. Хлопковая вата появилась в 1914 году. Ее запатентовала компания Kimberly-Clark, которая поставляла лекарства странам Антанты. Вскоре медсестры начали использовать ее для своих нужд, а позже практика распространилась по всему миру. Узнав об этом, бренд начал производить женские гигиенические принадлежности, но уже после войны.



Читайте также: