Что такое образование MBA. Что такое MBA, зачем и кому необходима эта степень Mba международный

«Почему MBA в PwC? Я получил за короткий период времени то, что хотел: четко, конкретно, эффективно. У меня было желание получить объем навыков за короткий промежуток времени. Поэтому мне подходил именно интенсивный формат PwC: рассказывали структурированно от начала до конца. Мне очень понравились высококвалифицированные преподаватели, которые имеют отношение к работе в крупных глобальных компаниях. Реальный опыт, реальные советы. Очень много полезных методик по стратегии, финансам, управлению проектами, личной эффективности, которые можно взять и применять в деле.»

Вячеслав Нечаев Вице-президент Департамента, UFS

«Мои впечатления от программы МВА в Академии PwC полностью совпали с моими ожиданиями: то, что я хотел получить, я это приобрел: новые знания, новые навыки, полезные знакомства. Курс МВА собран очень грамотно, именно из тех направлений, которые хотелось бы развивать. Сама программа построена таким образом, что позволяет полученные знания применять сразу на практике. Мы уже в компании затеяли определенные проекты в областях, тех, которые мы хотели бы изменить в соответствии с новыми полученными знаниями. Поэтому считаю этот курс практически применимым. И с этой точки зрения он наиболее полезен для реального бизнеса.»

Андрей Кузьмин Начальник финансового отдела, ГУП Москоллектор

«Программа МБА PwC прежде всего оправдывает главную финансовую инвестицию современной жизни – инвестицию в себя, в свое образование. Программа Академии помогла изменить отношение к своим целям, приобрести неоценимый навык работы с людьми. MBA позволяет найти себя в жизни, понять свои сильные и слабые стороны, направления для своего личностного развития.»

Алексей Милов Финансовый директор, Гилбарко Видер-Рут

«Я выбрал МВА в Академии PwC благодаря тому, что я очень много слышал о ней. PwC очень четко отслеживает все современные тенденции, которые есть в мире образования, и четко видит те требования, которые предъявляют к уровню образования руководители, которые планируют повысить свою квалификацию. Программа подобрана очень оптимально, содержание модулей МВА практически перекрывает все те задачи, с которыми сталкивается руководитель в своей работе. Обучающий процесс был построен не только в виде лекций и ответов на вопросы, но и деловых игр. И это тоже очень помогло и если на первых занятиях мы были группой учеников, то затем мы превратились в команду. Я хочу отметить, что Академия PwC показала высочайший уровень образовательной программы, причем не просто самой программы, но и организации обучающего процесса – это тоже было очень важно.»

Алексей Шмаков Руководитель отдела продаж и маркетинга, ЗАО «ВИКА МЕРА»

«Диплом MBA со знаком качества одной из четырех лучших в мире консалтинговых компаний. Это действительно важная веха для меня. Второй красный диплом за жизнь:-) К обучению я подошел с внушительным багажом реализованных ИТ-проектов, в которых выступал в качестве руководителя. Чтобы переосмыслить этот опыт и двигаться дальше, мне было очень важно получить новое видение, расширить границы, выйти на глобальный уровень понимания деятельности бизнеса. Курс позволил осуществить задуманное в полной мере. Модули не являются разрозненными «фактами на тему», а как мозаика выстраивают общую картину функционирования организации. Благодаря этому курсу MBA я действительно вышел на новый уровень управленческой компетенции. Очень рад, что образование MBA решил получать именно в компании большой консалтинго-аудиторской четверки, аккумулирующей громадный опыт постановки учета в самых крупных фирмах мира. Считаю, что именно таким должно быть современное управленческое образование.»

Национальные требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА
(НАСДОБР, 2015. извлечение)

1. Программа уровня МВА - это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.

2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:

  • систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
  • развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
  • развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
  • развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
  • развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
  • сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
  • сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
  • способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.

3. Не менее 60% преподавателей , участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.

4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.

К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА , если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.

7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

  • концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
  • концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
  • теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
  • процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
  • макро-и микроэкономика.
  • влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
  • навыки управления изменениями.
  • политика бизнеса и стратегии.
  • лидерство и предпринимательство.
  • устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес - решений.
  • современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

8. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения.

9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости , из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме

10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня , использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.

Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

В программах, разработанных на модульной основе , структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения» . Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.

Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)


Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.

Раздел 1. Экономика - правовая среда бизнеса

  • Закономерности экономического поведения субъектов
  • Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
  • Предпринимательское право
  • Трудовое право
  • Корпоративное управление
  • Институциональные отношения

Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие

  • Системное мышление менеджера
  • Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
  • Персональное управленческое искусство
  • Командообразование (тренинг)
  • Бизнес - коммуникации (тренинг)
  • Программа развития карьеры
  • Самоменеджмент
  • Английский язык

Раздел 3. Управление финансами

  • Финансово-кредитная система
  • Финансовые рынки и финансовые институты
  • Налогообложение
  • Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий учет
  • Финансовый анализ
  • Управление финансами фирмы
  • Базовые концепции финансового менеджмента
  • Инвестиционный менеджмент
  • Оценка стоимости предприятия
  • Риск-менеджмент (курс по выбору)
  • Финансовые технологии
  • Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
  • Принятие краткосрочных финансовых решений
  • Налоговый менеджмент (курс по выбору)
  • Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)

Раздел 4. Менеджмент

  • Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
  • Общий и операционный менеджмент
  • Внедрение системы сбалансированных показателей
  • Логистический менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент качества
  • Бизнес-планирование
  • Управление проектами

Раздел 5. Человек в организации

  • Организационное поведение
  • Управление конфликтами
  • Стратегия выживания (тренинг)
  • Управление человеческими ресурсами
  • Управление изменениями (тренинг)
  • Кросс - культурный менеджмент (курс по выбору)
  • Управленческие технологии
  • Лидерство в менеджменте (тренинг)
  • Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)

Раздел 6. Управление информацией

  • Информационные системы и технологии
  • Управление информацией и знаниями
  • Телекоммуникационные квалификации

Раздел 7. Маркетинг

  • Общий маркетинг
  • Управление маркетингом
  • Принятие ценовых решений.
  • Технологии маркетинговых коммуникаций
  • Маркетинговые технологии
  • Управление продажами (тренинг)
  • Брэндинг (курс по выбору)

Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент

  • Международная среда бизнеса
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Технологии международного бизнеса

Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа

  • Консультирование.
  • Управленческий консалтинг.
  • Стажировки (по выбору).
  • Компьютерная деловая игра (курс по выбору).

Аттестационный проект.


Курс «МВА, Стратегический менеджмент» дал мне направление своего дальнейшего развития, более комплексное понимание бизнеса, уверенность в себе и необходимые знания по экономике и менеджменту, которые у меня практически отсутствовали. Приходилось много читать, чтобы подтягивать свой уровень по всем предметам. Самообразование и дополнительная возможность проконсультироваться у преподавателей в перерывах между занятиями или по электронной почте углубляли и закрепляли знания на своих конкретных примерах.

Я благодарна всем преподавателям, особенно тем, кто терпеливо отвечал на все мои вопросы и давал мне обратную связь, критиковал и советовал, на что обратить внимание, - Сагиновой О.В., Колесникову В.Н., Сокольниковой И.В. Хочется отдельно выделить Андрея Сергеевича Ильдеменова за комплексное видение всего бизнеса, его консультации были бесценны, а спектр вопросов, по которым он может консультировать, удивляет своей широтой. У М.О. Ильина и Д.А. Штыхно - прекрасно построенные курсы, включающие необходимую теорию и проработку практики, а в достаточной степени строгость и мягкий контроль позволяют знаниям лучше усваиваться. Еще курсы, которые были очень ценны именно для меня - «Реинжиниринг бизнес-процессов» Репина В.В., «Управление проектами» Сооляттэ А.Ю. и «Творческие методы решения задач в бизнесе» Калошина Н.Г.

Спасибо гостевому лектору Дмитрию Агишеву из Дойче Банка, который, несмотря на свою занятость, ответил лично на многие вопросы по КСО по телефону и эл. почте, а также устроил по нашей просьбе для части группы экскурсию в Дойче Банк, где рассказал нам на примерах о КСО, показал коллекцию современного искусства и примеры бережливого производства и организации рабочих мест и времени.

Еще курс МВА познакомил меня с замечательными людьми - моими коллегами. Нам было чему поучиться друг у друга, и помимо профессиональных связей мы нашли друзей.


Для меня это обучение было процессом систематизации имеющихся знаний и практического опыта в финансово-экономической сфере, получением новых теоретических знаний в сфере управления персоналом, маркетинге, общем менеджменте.


Преподаватели МБА дали мне огромное количество полезной информации, которая помогает мне ежедневно в моих делах. За 2 года обучения мне посчастливилось обучаться у таких гуру как Штыхно Д.А., Ильин М.О., Сокольникова И.В., Бойченко Е.А., Парфенов П.А., Ильдеменов А.С., Китова О.В. Выражаю им огромную благодарность! Их курсы были на самом деле полезными, интересными и живыми.
Но сколько интересной, творческой, драгоценной информации я получил от своих одногруппников в процессе обучения - я не могу измерить! Благодарен судьбе, что попал в одну группу с такими интересными и умными людьми.


Что мне дало обучение на МВА?

Во-первых, знания, которых мне так не хватало. За что я очень благодарна нашим преподавателям!

Во-вторых, возможность взглянуть на многие бизнес вопросы с другой стороны, а на некоторые - обратить внимание впервые благодаря тому, что рядом находились люди из различных сфер бизнеса.


Эти 2 года были для меня очень интересными и познавательными. Что касается учебной части, то благодаря обучению на МВА я систематизировала свои имеющиеся знания и навыки в области финансов, получила большое количество знаний об управлении персоналом и организации в целом.

Когда я начинала обучение на МВА я занимала должность специалиста, а сейчас моя кандидатура рассматривается на должность начальника отдела. Думаю, результат обучения на лицо)). Уверена, что приобретенные знания пригодятся мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности.

Хочется поблагодарить наших преподавателей за их работу и готовность ответить на все интересующие
нас вопросы. Отдельно хочется отметить Сокольникову И.В., Машинистову Г.Е., Станковскую И.К., Ильина М.О., Бойченко Е.А., Бергер С.А., Диго С.Н.

Ну и конечно же, я безумно рада, что эти 2 года я разделила с нашей прекрасной группой. Это замечательно, когда в одном месте собирается столько разных интересных, талантливых и сильных личностей. Было очень приятно решать учебные кейсы, обмениваться мнениями и выслушивать множество идей по разным вопросам. А вдвойне радостнее, что наше общение не заканчивалось в стенах университета, а продолжалось и в неформальной обстановке. Спасибо вам, коллеги, за отличное времяпровождение. Надеюсь, в дальнейшем мы будем периодически встречаться. Я буду часто с удовольствием вспоминать вас и наше обучение.


Эти два года пролетели как один день, но они были необыкновенно насыщенными и продуктивными! За это время мой навык управления обрел стратегический фокус. Я понял, что при самом профессиональном подходе к организации производственных процессов их эффективность останется низкой, если в компании на всех уровнях работают подчиненные, а не единомышленники. Я также понял, что найти таких работников - непросто. И я получил настоящее удовольствие, работая в командах с людьми, обладающими разными взаимодополняющими навыками. Надеюсь, со мной им было работать и общаться так же интересно, и это общение и сотрудничество будет успешно продолжено.

Я благодарен преподавателям Школы за их умение зарядить нас своей энергией и энтузиазмом, за их способность превратить разрозненные навыки в единую систему постановки и достижения цели. Спасибо С.В. Ильдеменову, О.В. Сагиновой, П.А. Парфенову, М.О. Ильину, Е.А. Бойченко. Это было сильно! Кроме того, благодаря замечательному преподавателю английского языка М.В. Зарудной, я смог преодолеть свою «черную полосу» в сдаче тестов, и наконец-то успешно сдал международный экзамен на знание делового английского ВЕС.

Я понял, что страх и безынициативность, боязнь изменений и риска как в бизнесе, так и в личностном плане - равносильны деградации, и человек развивается, только ставя перед собой новые амбициозные цели. В моих планах - работа в бизнесе, видение и ценности которого я разделяю. Будет ли это мой собственный бизнес или я останусь наемным менеджером, я не собираюсь быть просто «последователем». Поиск такого бизнеса - задача не из легких, но теперь я точно знаю, чего хочу, и считаю, что достоин этого.

Наконец - мне просто понравилось учиться. Ежедневные нестандартные ситуации и задания заставляют работать мозги на полную катушку - это отличная альтернатива и дополнение рабочей рутине. И особенно здорово наблюдать, как учебные наработки успешно реализуются в работе.
Как говорил Уинстон Черчилль: "успех - это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма."


Получение степени МВА планировала как один из ключевых этапов развития карьеры. В процессе обучения я значительно расширила свой кругозор, по-другому взглянула на свои задачи. Обучение помогло мне лучше разбираться в вопросах бизнеса, принимать более качественные решения, эффективнее выстраивать отношения с сотрудниками. Считаю, что наличие бизнес-образования помогает мне быть более квалифицированным специалистом, быть востребованной, следовательно, способствует развитию карьеры. Могу с уверенностью сказать, что обладаю необходимыми знаниями и опытом, подкрепленными дипломом МВА.

Отдельно хотелось бы отметить высочайший уровень квалификации преподавателей, многие из которых являются практиками, которые учили нас думать и работать в команде. Особо хочется отметить преподавателей: Сокольникову И.В., Морозову Т.В., Станковскую И.К., Ильина М.О., Бойченко Е.А., Бергер С.А., Диго С.Н., Парфенова П.А., Ильдеменовых А.С. и С.В., а также экстравагантного приглашенного лектора Илью Балахнина.
Желаю успеха руководителям программы, так держать!


Главным результатом двухгодичного обучения я считаю приобретение новых управленческих навыков и освоение раннее неизвестных подходов к решению различных проблем, возникающих в моей профессиональной деятельности. Обучение позволило структурировать теоретический и практический материал, что дало возможность более полно раскрыться как профессионалу, как творческой личности, увидеть картинку «в целом», систематизировать свои знания и осмыслить накопленный опыт. На программе работает профессорско-преподавательский состав - не только с высоким уровнем теоретической подготовки, но и со значительным багажом практических знаний. Синтез практических навыков и теоретической базы наших преподавателей позволил получить не только теоретические знания по интересующим направлениям бизнеса, но и квалифицированные консультации по актуальным проблемам, которые возникали в ходе обучения. Несомненным плюсом программы явилось обучение английскому языку без дополнительной оплаты.

MBA (Master of Business Administration, МБА) представляет собой программу дополнительного к высшему профессионального управленческого образования в сфере менеджмента, признанного во всем мире. Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, руководителей высшего звена. Продолжительность обучения в среднем составляет 2 года. За этот период студенты овладевают необходимыми фундаментальными знаниями в области бизнеса, управления и делового администрирования. Одно из условий поступления на программу – наличие высшего образования. Получение диплома MBA дает его обладателю значительные карьерные преимущества, оказывает существенное влияние на профессиональные перспективы и рост заработной платы.

О чем нужно помнить при выборе

При выборе программы необходимо учитывать наличие у школы международной аккредитации, которая подтверждает высокое качество проведения курсов MBA. Также следует обратить внимание на рейтинг программ в российских и зарубежных бизнес-сообществах, а также на наличие у бизнес-школы налаженных международных контактов.

Преимущества получения образования в РАНХиГС:

  • РАНХиГС является родоначальником обучения бизнесу в стране. Впервые программы МВА в Академии были открыты еще в 1999 г.
  • Сегодня Президентская академия стала одним из признанных лидеров, подготавливающих менеджеров высшего уровня для российских организаций и предприятий.
  • Большая часть программ образования MBA и ЕМВА в РАНХиГС имеют аккредитации престижных ассоциаций мира.
  • Президентская академия обладает широкими международными связями с ведущими зарубежными университетами, включая Гарвардский, Кингстонский и Стэнфордский, Университет Дьюка и другие учебные заведения Великобритании, Франции и Германии.
  • Программа MBA в РАНХиГС дает возможность слушателям курсов получить сразу два диплома об образовании: один от Академии и другой от одного из престижных европейских или американских университетов.

Сначала пара слов про термины. MBA (master of business administration или мастер делового администрирования) - это степень магистра в экономике и менеджменте. Соответственно образование MBA - это обучение, которое позволяет получить такую степень.

Про образование MBA говорят много разных вещей. МБА может в разы повысить зарплату, дает возможность получить должность топ-менеджера, свободно выбирать работу на рынке труда… Так ли это? Давайте разберемся.

Откуда MBA родом

Изначально программы MBA появились в США примерно в начале 20-го века. Задача такого обучения была готовить управленцев высшего звена для нужд бизнеса. МБА очень быстро стала стандартом обучения топ-менеджеров и брендом на американском рынке труда. Отчасти это произошло из-за высокого качества образования, отчасти из-за высоких требований к учащимся и жесткой системы отбора. В США трудно поступить на МБА и далеко не каждого возьмут учиться несмотря на высокую стоимость обучения.

MBA - это практическое обучение

Изюминка бизнес образования MBA - это практическая подготовка, работа с реальными кейсами и решение задач, с которыми сталкивались реальные компании. Соответственно преподаватели тоже практики, консультанты или действующие руководители и директора компаний.

Именно по этой причине так не обучают в вузах при получении первого высшего образования. Там практически нет преподавателей, которые занимаются или занимались бизнесом.

Помимо разбора кейсов процесс обучения включает бизнес игры, тренинги, семинары, разработку собственных проектов и их защиту, а также постоянную командную работу. Конечно, состав занятий различается в зависимости от формата обучения (очного, заочного, дистанционного).

MBA, второе высшее, магистратура - что выбрать?

Часто люди задаются вопросом: «что выбрать, MBA, второе высшее образование или магистратуру? ». Практический подход - это сильное отличие МБА от второго высшего и магистратуры. Слушатели MBA должны иметь опыт работы и навыки управления бизнесом. Магистратура и второе высшее, напротив, ориентированы на теоретическую подготовку студентов.

Второй аргумент в пользу MBA - хороший преподавательский состав . Вообще хочется сказать, что бизнес обучение лучше выбирать не по престижу школы или университета, а по уровню преподавателей. Чем они сильнее, тем сильнее учебная программа. Престиж диплома - дело второе.

Какое бывает обучение MBA

Есть много различных программ MBA и вот основные виды:

  • EMBA (Executive MBA), ориентированное только на топ-менеджеров.
  • Full-time MBA - дневное, очное обучение. Особой популярностью не пользуется, т.к. при таком обучении невозможно совмещать работу и учебу.
  • Part-time MBA - очно-заочное обучение, которое позволяет легко совмещать работу и учебу. Занятия могут проходить вечером, в выходные (например, 2 раза в будни по вечерам и один целый выходной или два полных выходных дня) или иметь модульную систему (например, 4 полных дня в месяц).
  • Дистанционное обучение MBA - формат, предполагающий удаленное обучение. Подобный формат сейчас набирает популярность, хотя и имеет свои плюсы и минусы.
  • Mini-MBA - это не сокращенное MBA, а просто курс подготовки менеджеров, рассчитанный, как правило, на 6 месяцев. Сейчас такое обучение очень популярно, т.к. занимает немного времени, стоит существенно дешевле и имеет хороший преподавательский состав.

Специализации программ MBA

Учебные программы могут быть общего и отраслевого плана. В обоих вариантах идет подготовка руководителей общего плана, но во втором случае дается чуть больше материала по некому профилю.

  • MBA Start (General Management), которая является неким базовым образованием для менеджера любого уровня.
  • MBA Professional. Узко специализированные (маркетинг, управление персоналом, продажи…) или отраслевые программы (логистика, HoReCa, ритейл, производство, строительство и многое другое).

Зачем нужно MBA

Есть несколько преимуществ, которые дает образование MBA:

  • Практические навыки и знания. MBA - это кейсы из реального бизнеса, общение с директорами корпораций, современная подача материала, домашние практические задания. Все это делает МБА хорошим вложением в себя и свою карьеру.
  • Обмен опытом с коллегами по учебе. Возможно, это даже важнейший момент подобного бизнес-образования.
  • Связи и знакомства . В процессе обучения можно встретиться с интересными и активными людьми (как учениками, так и преподавателями).
  • Расширение кругозора . MBA включает в себя все аспекты управления бизнесом: руководство, маркетинг, продажи, HR, управление проектами и многое другое. Процесс обучения ориентирован не на узкую заточку менеджеров, а на подготовку специалистов, умеющих думать и принимать решения в различных ситуациях.
  • MBA может упростить поиск работы . Например, сейчас на hh.ru находится 98 вакансий в Москве, в которых написано, что МБА - это существенный плюс для кандидата.

Стоимость программ MBA в России колеблется примерно от 30 тысяч рублей (за дистанционное обучение mini-MBA) до 1,5 миллионов рублей и выше (за полноценную 2-годичную программу МБА). Однако подобные вложения в себя вполне себя окупают, т.к. поднимают менеджеров на новую планку развития.

Увеличится ли доход после прохождения MBA?

Образование MBA не столько увеличивает доход, сколько повышает квалификацию управленца и помогает ему продвинуться по карьерной лестнице. Такое повышение неизбежно повысит заработок. Специалисты называют цифры роста заработка в районе 30-70%.

Опыт важнее диплома

Несмотря на все плюсы MBA, опыт работы всегда важнее. МБА - это не панацея от всех бед и все вопросы оно не решит. Любой работодатель сначала всегда оценивает опыт, достижения и уровень компаний, в которых работал кандидата, а уже после смотрит на образование и дипломы.

Говоря образно, MBA - это удобная и современная удочка, с помощью которой можно поймать много рыбы. Однако ловить эту рыбу придется самостоятельно.



Читайте также: