Распишите поэтапно научное исследование на примере изучения. Методы исследования — Гипермаркет знаний. Что такое наука

Вам известны?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

Мы обычно говорим «научное знание», «научный факт», «научная картина мира». А в чем отличие научного знания от ненаучного? Какой факт можно считать научным?

Наука - один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология помогает понять мир живой природы.

Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину - естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.

Каждая наука имеет свои методы исследования.

Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого ученого важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай па веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.

Научный метод - это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
В биологии применяются различные методы, к наиболее важным из них можно отнести наблюдение, эксперимент и сравнение.

Первоисточником всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент.
Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и перепроверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

Например, в средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом «снежном человеке», приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии якобы его следов и даже самого «снежного человека». Было организовано несколько экспедиций для поиска «снежного человека”. Но до сих пор никто не смог представить ни живого «снежного человека», ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования. Поэтому, несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев«, существование «снежного человека» не может быть признано научным фактом.

Обычно научное исследование начинается с наблюдения над объектом или явлением. После обобщения полученных результате данных выдвигаются гипотезы (предположения), которые могут объяснить наблюдения.
На следующем этапе исследования разрабатываются и проводятся эксперименты для проверки выдвинутых гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются. от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна.

Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое-либо положение законом, ученые как бы подчеркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность. Однако часто термины «закон» и «теория» употребляются как равнозначные.

Рассмотрим этапы научного исследования на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян.
Наблюдения за семенами показали, что они далеко не всегда прорастают. Очевидно, для их прорастания необходимы определенные условия.

Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: Какие условия необходимы для прорастания семян?
Следующий этап выдвижение гипотез. Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы свет, темнота, вода, определенная температура, воздух, почва.

Теперь, для того чтобы проверить, какие условия действительно необходимы для прорастания семян, разработаем и проведем эксперимент.

Возьмем шесть проб по 100 семян одного вида, например кукурузы, и поместим в условия, различающиеся только по одному признаку.

Сосуд с первой пробой поместим в светлое, теплое место. В сосуд нальем воды так, чтобы она до половины покрывала семена. В этом случае воздух будет свободно проникать к семенам.

Вторую пробу семян поместим в такие же условия, что и первую, но сосуд заполним кипяченой водой доверху, лишив таким образом семена воздуха.

Сосуд с третьей пробой поместим в такие же условия, что и первый, но в темпом месте.

В четвертом сосуде оставим семена сухими.

Пятую пробу будем держать при температуре +1 СС.

Шестой сосуд заполним влажной почвой и поставим в теплое место.

Проанализировав результаты эксперимента, мы придем к выводу, что свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. Семена кукурузы прорастают при наличии воды, воздуха и определенной температуры. Однако если мы внимательно рассмотрим наши пробы, то увидим, что и при благоприятных условиях пе вое семена проросли. Изучив эти семена, мы выясним, что их зародыш мертв. Следовательно, прорасти могут только семена с живым зародышем.

Если вы будете сравнивать условия, необходимые для прорастания семян растений разных видов, то убедитесь, что они сильно различаются. Например, для прорастания зерновок кукурузы воды потребуется в два раза меньше их собственной массы, а для прорастания клевера воды должно быть в полтора раза больше массы семян. В то же время семена клевера прорастают уже при температуре +1 °С, кукурузы - при температуре выше +8 йС, а для семян дыни температура прорастания будет составлять +15 "С. Вы установите, кроме того, что большинство семян прорастает как на свету, так и в темноте, но есть растения (например, табак, череда), для прорастания семян которых свет необходим. Напротив, семена рыжика мелкоплодного прорастают только в темноте.

Итак, даже самое простое научное исследование требует четко продуманного и тщательно проведенного эксперимента, на основании которого можно сделать научно достоверные выводы. При проведении наблюдений и экспериментов применяют самые современные приборы, аппаратуру, инструменты - электронные микроскопы, радиолокаторы, хроматографы и др.

Жизнь удивительно многообразна.

Чтобы разобраться в том многообразии, необходимо выявить и упорядочить кодство и различия у живых организмов. Для решения.этих задач применяется сравнительный метод. Он позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей.

Биологи используют и другие методы исследования. Например, описательный метод широко применялся еще учеными древности, но не потерял своего значения и сегодня.

Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами.
В науке любые новые открытия способствуют устранению прежних неправильных представлений и указывают на взаимосвязи между явлениями. В биологии новые отрытая создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности.

Многие считают, что следует заниматься только теми биологическими исследованиями, которые помогут решить нкретныс практические проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, развитие прикладных наук имеет очень важное значение, но нельзя забывать о важности исследований в “чистой” науке. Знания, полученные в фундаментальных ледованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.

Научное исследование. Научный факт. Наблюдение. Гипотеза. Эксперимент. Закон. Теория.


1. Какова основная цель науки?
2. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
3. Что такое научный эксперимент?
4. Какой факт может считаться научным?
5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?


Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 9 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

1. Что такое наука?

Наука - один из способов изучения и познания окружающего мира.

2. Какие биологические науки вам известны?

Традиционно биологические науки группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - микроорганизмы и вирусы.

биохимия изучает химические основы жизни,

молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами,

клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,

гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,

физиология - физические и химические функции органов и тканей,

этология - поведение живых существ,

экология - взаимозависимость различных организмов и их среды,

генетика - передачу наследственной информации,

биология развития - развитие организма в онтогенезе,

палеобиология и эволюционная биология - зарождение и историческое развитие живой природы.

3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

В биологии применяются различные методы. Первоисточниками всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. Сравнительный метод позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей. Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, но не потерял своего значения и сегодня. Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами.

Вопросы

1. Какова основная цель науки?

Цель науки - познание окружающего мира.

2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?

Научный метод - это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний в ходе научного исследования. Независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.

3. Что такое научный эксперимент?

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

Гипотеза – это предположения, которые могут объяснить наблюдения.

Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна.

Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое-либо положение законом, учёные как бы подчёркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность. Однако часто термины «закон» и «теория» употребляются как равнозначные.

6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?

В науке любые новые открытия способствуют устранению прежних неправильных представлений и указывают на новые взаимосвязи между явлениями. В биологии новые открытия создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности.

Многие считают, что следует заниматься только теми биологическими исследованиями, которые помогут решить конкретные практические проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, развитие прикладных наук имеет очень важное значение, но нельзя забывать о важности исследований в «чистой» науке. Знания, полученные в фундаментальных исследованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, по которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.

Задания

Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.

Рассмотрим этапы научного исследования на примере изучения дыхания органов растения.

Наблюдения за растениями показали, что они дышат (в ходе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, а растение как и все живые организмы в итоге получают энергию, необходимую для жизнедеятельности). Остается выяснить, отвечают ли за дыхание определенные органы или каждый орган дышит.

Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: какие органы растения дышат?

Следующий этап - выдвижение гипотез. Мы можем предположить, что у растения дышат только отдельные органы (семена, корни, стебли, листья) или дышит каждый орган.

Теперь, для того чтобы проверить, какие условия действительно необходимы для прорастания семян, разработаем и проведём эксперимент.

Возьмём три ёмкости из бесцветного прозрачного стекла, например бутылки. В одну из них поместим 30- 40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую бутылку положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2-3 дня подержать в воде.

В третью бутылку поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем бутылки пробками и поставим в тёмное тёплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках.

Опустим в каждую из бутылок зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке.

Анализ и сравнение результатов эксперимента: Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа. В этом легко убедиться с помощью известковой воды, которая мутнеет, взаимодействуя с углекислым газом.

Если вместо бутылок взять термос, хорошо сохраняющий тепло, то, опустив в него термометр, легко заметить повышение температуры. Это часть энергии при дыхании выделилась в виде тепла.

Проанализировав результаты эксперимента, мы придём к выводу, что каждый из изученных органов растения дышит.

Доказательство научности факта. Этапы научного эксперимента на примере изучения условий прорастания семян исследовательский проект Выполнили учащиеся 9 б класса Руководитель: учитель биологии Арсеньева Елена Николаевна 2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 19 г. Кострома




Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Признаки науки: объект и предмет исследования, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества учёных, исследовательские и учебные институты. Признаки науки: объект и предмет исследования, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества учёных, исследовательские и учебные институты. Какой факт можно считать научным? Какой факт можно считать научным? А в чём отличие научного знания от ненаучного? А в чём отличие научного знания от ненаучного? Снежный человек НЛО Лохнесское чудовище Строение Земли. фотосинтез Строение атома


Научный факт Им можно считать только результат, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, проверенный новыми наблюдениями и экспериментами. Им можно считать только результат, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, проверенный новыми наблюдениями и экспериментами. Именно из-за отсутствия выше сказанного, информация в средствах массовой информации о снежном человеке и НЛО не может быть признана научным фактом. Именно из-за отсутствия выше сказанного, информация в средствах массовой информации о снежном человеке и НЛО не может быть признана научным фактом.


«Ничего не принимай на веру» - важнейший принцип для каждого учёного. «Ничего не принимай на веру» - важнейший принцип для каждого учёного. Наука - это инструмент для познания окружающего мира, ключик, позволяющий открыть волшебную шкатулку природы. Каждая наука имеет свои методы исследования, но отказ от слепого доверия авторитету – главный принцип исследователя. Биология – один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология – один из способов изучения и познания окружающего мира.


Научный метод (от греч. «methodos» -путь, способ познания)– это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний. К наиболее важным методам, которые используются в биологии можно отнести точное, внимательное, непредвзятое К наиболее важным методам, которые используются в биологии можно отнести точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. наблюдение и эксперимент. - наблюдение даёт возможность предположить причину явления, выдвинуть гипотезу. - наблюдение даёт возможность предположить причину явления, выдвинуть гипотезу.




Этапы научного исследования. 1. Наблюдение над тем, что происходит в природе. 1. Наблюдение над тем, что происходит в природе. 2. Постановка проблемного вопроса при осмыслении наблюдаемого, целей и задач исследования. 2. Постановка проблемного вопроса при осмыслении наблюдаемого, целей и задач исследования. 3. Выдвижение предположений, гипотез (от греч. «hypothesis» - проблематичное, недолговечное знание, предположение). 3. Выдвижение предположений, гипотез (от греч. «hypothesis» - проблематичное, недолговечное знание, предположение). 4. Разработка и проведение экспериментов, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы. Регистрация качественных и количественных результатов. 4. Разработка и проведение экспериментов, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы. Регистрация качественных и количественных результатов. 5. Обработка полученных результатов. 5. Обработка полученных результатов. 6. Анализ полученных результатов. 6. Анализ полученных результатов. 7. Формулировка выводов. 7. Формулировка выводов. 8. Определение круга нерешённых вопросов. 8. Определение круга нерешённых вопросов. 9. Оформление итогов исследования. 9. Оформление итогов исследования.




Теория. Закон. Проверенная гипотеза, которая способна служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Проверенная гипотеза, которая способна служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Теория строения атома Теория строения атома Закон подчёркивает неоспоримость научного факта, универсальность и большую достоверность. Закон подчёркивает неоспоримость научного факта, универсальность и большую достоверность. Закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым. Закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым.


Изучение этапов научного исследования на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян. 1. Проблема исследования: 1. Проблема исследования: Какие условия необходимы для прорастания семян? Наблюдения за семенами показали, что далеко не все из них прорастают. Очевидно, для того, чтобы они проросли, необходимы определённые условия. Наблюдения за семенами показали, что далеко не все из них прорастают. Очевидно, для того, чтобы они проросли, необходимы определённые условия.


2. Выдвижение гипотез Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы - свет - свет -темнота -темнота -вода -вода -определённая температура -определённая температура -воздух -воздух -почва -почва


3. Разработка эксперимента 1. Проба должна состоять из 100 семян одного вида, чтобы исключить случайность. 1. Проба должна состоять из 100 семян одного вида, чтобы исключить случайность. 2. Необходимо заложить 6 проб семян в условиях, различающихся только по одному признаку. 2. Необходимо заложить 6 проб семян в условиях, различающихся только по одному признаку.


4. Проведение эксперимента 4. Проведение эксперимента Условия: Условия: -доступ воздуха -доступ воздуха -достаточное количество влаги -достаточное количество влаги - тепло - тепло - свет - свет Результаты: через сутки семена набухли. Через 2 суток большинство семян проросли. Результаты: через сутки семена набухли. Через 2 суток большинство семян проросли. 1 проба семян помещена в сосуд и до половины смочена водой. Поставлена в светлое, тёплое место. Начало опыта Через 2 суток


2 проба семян помещена в сосуд и залита полностью кипячёной водой. Поставлена в светлое, тёплое место. Условия: Условия: -доступ воздуха исключён -доступ воздуха исключён - семена залиты полностью кипячёной водой - семена залиты полностью кипячёной водой - тепло - тепло - свет - свет семена не проросли, а только набухли. Результаты: семена не проросли, а только набухли.


3 проба семян помещена в сосуд с достаточным количеством воды. Поставлена в тёмное, тёплое место. 3 проба семян помещена в сосуд с достаточным количеством воды. Поставлена в тёмное, тёплое место. Условия: Условия: -доступ воздуха -доступ воздуха -достаточное количество влаги -достаточное количество влаги -тепло -тепло - помещены в тёмное место - помещены в тёмное место Результаты: через сутки семена набухли. Через 2 суток большинство семян проросли.


4 проба семян помещена в сосуд и оставлена сухой. Условия: Условия: -доступ воздуха -доступ воздуха - оставить семена сухими - оставить семена сухими - тепло - тепло - свет - свет Результаты: ни через сутки, ни через неделю семена не проросли и даже не набухли.


5 проба семян выдерживается при температуре 1 градус (в холодильнике) Условия: Условия: -доступ воздуха -доступ воздуха -достаточное количество влаги -достаточное количество влаги - температура 1 градус С - температура 1 градус С - свет - свет Результаты: через сутки семена набухли, но и через неделю не проросли.


6 проба семян помещена в сосуд, заполненный влажной почвой. Поставлена в тёплое место. Условия: Условия: -доступ воздуха -доступ воздуха -достаточное количество влаги -достаточное количество влаги - тепло - тепло - свет - свет - почва - почва Результаты: через сутки семена набухли, через 2 дня укоренились, а через неделю дали всходы. Через 2 дня Через неделю


5. Обработка результатов. Подсчёт процента всхожести семян. 1. Из 300 семян, находившихся в условиях, необходимых для прорастания, проросли только Из 300 семян, находившихся в условиях, необходимых для прорастания, проросли только 230. Всхожесть семян = 230: 300 = или 76,7% Всхожесть семян = 230: 300 = или 76,7% Почему не взошли остальные семена?


6. Анализ результатов. 1. Свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. 1. Свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. 2. Важнейшими условиями прорастания семян являются наличие полноценного живого зародыша, воды, тепла, воздуха. 2. Важнейшими условиями прорастания семян являются наличие полноценного живого зародыша, воды, тепла, воздуха. Всходы появились только при наличии почвы. Всходы появились только при наличии почвы.


7. Выводы, полученные в результате эксперимента. Обязательными условиями для прорастания семян являются: Обязательными условиями для прорастания семян являются: 1. Воздух 1. Воздух 2. Влага 2. Влага 3. Определённая температура (тепло) 3. Определённая температура (тепло) 4. Живой зародыш 4. Живой зародыш Не являются обязательными условиями для прорастания семян: Не являются обязательными условиями для прорастания семян: 1. Свет 1. Свет 2. Почва 2. Почва


Обработка результатов. В ходе экспериментов мы сделали фотоснимки В ходе экспериментов мы сделали фотоснимки Обсудили результаты опытов Обсудили результаты опытов Нашли необходимую информацию в Internet Нашли необходимую информацию в Internet Оформили работы в виде документов MS Word и презентации Power Point. Оформили работы в виде документов MS Word и презентации Power Point.документов MS Word документов MS Word




Информационные ресурсы. - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. Статьи. - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. Статьи Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее. - Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее путеводитель в мире науки для школьников - путеводитель в мире науки для школьников банк передового преподавательского опыта - биология банк передового преподавательского опыта - биология bio.1september.ru bio.1september.rubio.1september.ru


Контактная информация. Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Кострома, ул. Фрунзе,5 Тел.(4942)


Кулёмин Семён

Проектная работа

«Исследование условий прорастания семян и развитие зародыша».

на примере растения: Отдел Покрытосеменные

Класс двудольные

Семейство Бобовые

Вид Боб обыкновенный

Выполнил: ученик 6 «Д» класса Кулёмин Семён.

Руководитель:учитель биологии Прокофьева Наталья Фёдоровна.

Обоснование темы.

Урок биологии это предмет на котором дети сталкиваются с многообразием живых организмов. Но в этом возрасте их больше интересуют объекты в движении, а на уроках ботаники за развитием растений трудно проследить. На своих уроках я пытаюсь, чтобы все учащиеся выполняли лабораторные работы, Работы которые можно выполнить на одном уроке, контролируются учителем, а лабораторные работы которые требуют времени, не всегда получаются у учащихся: либо взят не тот материал, либо не соблюдены условия, либо просто нет желания. И для того чтобы показать, что всё возможно, что это интересно и увлекательно и способствует формированию жизненного опыта, мы решили всё зафиксировать на фотографиях и оформить в виде презентации.

Цель: изучить условия прорастания семян и развитие зародыша семени и доказать, что это интересно и увлекательно.

1.Научить правильно и последовательно работать над проектом.

2.Прививать навыки использования знаний в практической жизни.

3.Выявить одарённых и талантливых учащихся.

Этапы работы:

Подготовка

1.Пределение темы и цели проекта.

2.Определение источников необходимой информации.

Планирование

1. Определение способов сбора и анализа информации.

2. Определение способа представления результатов (формы проекта)

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Выводы

1.Анализ информации. Формулирование выводов

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

1.Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"МБОУ Шлиссельбургская средняя образовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов" Проектно-исследовательская работа «Условия прорастания семян и развитие зародыша» На примере растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Бобовые Вид Боб обыкновенный /Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург/ Выполнил: ученик 6 класса КУЛЁМИН СЕМЁН Руководитель: учитель биологии МБОУ «ШСОШ №1» ПРОКОФЬЕВА НАТАЛЬЯ ФЁДОРОВНА 2013 – 2014 учебный год

Цель: Изучить условия прорастания семян и развитие зародыша семени и доказать, что это интересно и увлекательно. Задачи: 1.Изучить литературу о влиянии условий на прорастание семян. 2.Проследить ход развития семян. 3.Сфотографировать и оформить слайды по данной теме. 4.Иметь практический опыт по проращиванию семян, который я смогу применять в жизни.

Программа исследования: 1.Выбор темы и причины побудившие к исследованию. 2.Исследовательская работа (в течении двух недель). 3.Выводы по работе и оформление в виде презентации. Ход работы: На уроках биологии нам рассказывали про развитие зародыша семени. А про условия влияющие на рост зародыша мы ещё не проходили и я решил выяснить, что для этого необходимо.

Этап 1: В учебнике я прочитал, что для прорастания семян нужны: Условия прорастания семян: Вода: Набухание, прорастание, всхожесть семян Воздух: Прорастание, дыхание семян Тепло: Прорастание семян

Строение семян двудольных растений: Зародышевый корешок Зародышевый стебелёк Зародышевая почечка Семядоля Семенная кожура

Я взял семена и положил в 4 ёмкости: 1- Семена без воды, но с доступом воздуха и тепла. 2- Семена с водой и доступом воздуха, но при низкой температуре (в холодильнике). 3- Семена без доступа воздуха (слой растительного масла),вода и тепло 4- Семенам были доступны вода, воздух, тепло Каждый день я наблюдал за происходящем.

Первый день эксперимента 1 2 3 4 Подсолнечное масло (чтобы не попадал воздух)

Второй день эксперимента 1 2 3 4

Третий день эксперимента 1 2 3 4

Четвёртый день эксперимента 1 2 3 4

Пятый день эксперимента 1 2 3 4

Шестой день эксперимента 1 2 3 4

Результаты эксперимента: 1. – Семена остались без изменения 2 – Семена набухли, но зародыш не развился. 3 – Семена набухли, но не проросли 4 – У семян пророс корешок и стебелёк.

Теперь я знаю этапы прорастания семян: Поглощение воды Набухание семян Увеличение размера Появление корешка Появление стебелька

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

II этап - Прорастание семян в благоприятных условиях:

Первый день эксперимента Начало эксперимента.

Третий день эксперимента Начал появляться корень.

Четвёртый день эксперимента Корневые волоски

У боковых клеток зоны всасывания появляются выросты – корневые волоски.

Пятый день эксперимента На пятый день были поставлены метки на определенном расстоянии

Шестой день эксперимента Расстояние между метками увеличивается, корень растёт в длину.

На шестой день эксперимента можно разглядеть все зоны корня: Корневой чехлик служит защитой верхушки корня. Ткань – покровная. В зоне деления клетки постоянно делятся, соответственно увеличивается кол-во клеток. Ткань – образовательная. В зоне растяжения клетки растут, вытягиваются. Корень растёт в длину. Ткань – образовательная. У наружных клеток зоны всасывания имеются выросты – корневые волоски. Служат для всасывания питательных веществ. Ткань – проводящая. Зона проведения состоит из сосудов, вытянутых вдоль корня с толстыми оболочками. Служат для передач растворённых веществ в стебель и листья. Ткань – покровная, механическая.

Восьмой день эксперимента

Девятый день эксперимента От главного корня отрастают боковые корни

Результаты эксперимента: Я на своём опыте проверил какие требуются условия для прорастания семян и как происходит развитие зародыша. Теперь я умею выращивать бобы у себя дома. Для выращивания бобов требуется немногое: несколько семян бобов, марля, вода, тепло, земля и конечно желание. Выводы: Для развития зародыша необходимы: тепло, вода, воздух. Первым у зародыша развивается корешок, затем стебелёк и почечка. У меня продолжается эксперимент, теперь я посадил бобы в землю. Выращивание бобов вовлекает в дело и в наблюдение за прорастанием семян. Это очень интересно и увлекательно! Я собираюсь начать другие эксперименты!

Список использованной литературы: Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор «Биология» 1996



Читайте также: