Статистика школьных заболеваний и их профилактика. Болезни школьников - что может быть? К числу школьных болезней не относится

Это уже отдельная статья в списке всевозможных болезней. Врач-педиатр, гомеопат Мария Савинова расскажет, на какие школьные болезни жалуются родители подростков .

Когда долгое время ведешь детский прием, волей-неволей накапливаешь некоторую статистику. Так вот по моим наблюдениям на прием приходит много малышей от 0 до 5-6 лет и просто на проверку и с простудами-температурами-насморками. Младшие школьники - относительно спокойный возраст, их приходит на прием мало. А вот следующая многочисленная когорта - это подростки 12-16 лет. В основном о них сегодня и пойдет речь, ведь хоть и начинают формироваться с первых классов, но расцветают как раз к середине школьной жизни.

А жалобы у подростков на любой вкус и бывает трудно их увязать между собой и сложить в общую картину. Тут и длительные субфебрилитеты (повышение температуры до 37.0 - 37.9 градусов), и понижение температуры, и тошнота-рвота, боль в животе, обмороки, головокружение, сердцебиение, слабость, головные боли, высыпания на коже и многое другое. Да еще половое созревание вносит свою лепту…

Я бесконечно люблю подростков и жалею их, ведь в них огромное количество несоответствий - внешне это практически взрослые люди, внутри - сущие дети. Они и ведут себя так - то на каблуках ходят, то в куклы и машинки играют.

Итак, основные школьные болезни - это:

  1. Нарушение осанки,
  2. Снижение зрения,
  3. Гастриты, гастродуодениты,
  4. Неврозы и вегетативные расстройства.

Нарушения осанки (лордоз, кифоз, сколиоз) возникают в результате длительного сидения школьников в неправильной позе, ношения тяжелого рюкзака с учебниками, слабо развитого мышечного корсета туловища. соответствующая - подбирать мебель по росту, следить за положением ребенка во время занятий, ортопедический рюкзак с разумным количеством учебников, ортопедический матрас для сна, прогулки и занятия спортом.

Снижение зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) в первую очередь связано с большой зрительной нагрузкой, а усугубляется плохим освещением и, безусловно, наследственностью. Для профилактики нарушений зрения нужно обеспечить достаточное освещение рабочего места, расстояние от глаз до стола - 30-35 см, делать перерывы во время чтения и занятий для отдыха глаз, а самое главное ограничение использования компьютера и особенно планшета.

В отношении болезней пищеварительного тракта в полной мере применимы все рекомендации, которые касаются неврозов, поскольку стресс - очень важный фактор риска возникновения этих нарушений. Кроме того, конечно, пищевые привычки имеют большое значение (газировка, сухарики, чипсы, фастфуд вредны для здоровья). Контролировать долго наших детей мы не сможем, поэтому нужно рассказывать им о пользе и вреде определенных продуктов. А в первую очередь самим правильно питаться.

Теперь поговорим о школьных неврозах , которыми страдают около половины учеников. Школьные программы не соответствуют функциональным возможностям и возрастным особенностям детей. Причем школьники перегружены фактическим материалом настолько, что уже на рассуждение, составление своего мнения, поиск связей между событиями нет ни времени, ни желания. Да этого и не задают.

Многие дети добираются в школу на общественном транспорте или автомобиле, а после школы посещают многочисленные кружки и дополнительные занятия, так что домой попадают уже к вечеру. И везде гонка, сроки, контрольные, . Учителя, родители, тренеры ждут достойного результата. Я не против дополнительных занятий и специализированных школ, но все должно быть в меру и по силам ребенка. Детям обязательно нужно свободное время, чтобы отдохнуть, расслабиться, подумать о своем, помечтать. А мы, родители, должны всегда поддерживать наших чад, не преувеличивать значения оценок и быть на стороне ребенка, а не школы. Еще важно помнить, что у ребенка должны быть психологические дренажи, разрядка. Тут каждый выбирает по себе - кому нужно погулять, встретиться с друзьями, кому поплавать в бассейне или побить грушу, а кому и поплакать.

Итак, самое главное в профилактике школьных неврозов это умеренные нагрузки и психологический комфорт , но также важны режим дня, физическая активность и . Здоровый режим дня предполагает сон не менее 8-10 часов, причем ложиться нужно не позднее 22 часов, ежедневную зарядку, прогулки на свежем воздухе в лесу или парке. Физкультура в несоревновательном, безнормативном режиме, хороши коньки, велосипед и, особенно, плавание. Рациональное питание включает все необходимое - каши, овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, нежирное мясо и рыбу, сладости в разумных пределах. Полезны также массаж и закаливающие контрастные процедуры.

От всей души желаю нашим детям здоровья и «нормальной детской жизни».

Наболевшие вопросы родителей школьника - смотреть видео

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние семь лет к работе в этом направлении подключились и московские школы.

В рамках федеральной целевой программе “Дети России” был организован ежегодный Всероссийский съезд “Здоровое поколение – Здоровая Россия” и портал www.сайт с целью обобщить и систематизировать накопленный опыт “школ здоровья” страны. Создать и клонировать на все образовательное пространство Российской Федерации отлаженную универсальную систему здоровьесберегающего образования.


По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ - инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт…


Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].Произношение звука [и]…


за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. при письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на…


1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом…


Дезадаптационные состояния учащихся часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со…

Какие недуги поджидают наших чад за дверями храмов знаний, и как их предотвратить?Со школьной скамьи в кабинет врача

К сожалению, хронические заболевания отмечаются у 90% российских школьников. Отклонения в здоровье у ребят 7-17 лет по вине образовательных перегрузок, нарушений условий обучения, режима питания и стресса носят обобщающее определение «школьные болезни». Однако до лечения лучше не доводить.

Око за знания . Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Согласно подсчетам, «очки для дали» носит каждый пятый ученик младших классов и почти половина старшеклассников. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Увы, падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики медики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, каждый школьный класс обязан иметь большие окна. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева, а в темное время суток помещение должно освещаться люминесцентными лампами. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Кроме этого, родители должны объяснить детям пользу тренировки мышц глаз с помощью простых упражнений:

* Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

* Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

* Сфокусировать зрение на отдаленном предмете, после чего близко к глазам поднести палец и сфокусировать зрение на нем.

* Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц стоит делать регулярно в течение дня, а при жалобах ребенка на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Живота не щадя своего... Последняя всероссийская диспансеризации школьников показала, что у учеников средних школ распространены болезни желудочно-кишечного тракта, особенно гастрит, - воспаление слизистой желудка с характерными болями. Причины - нарушение режима питания, снижение иммунитета и стрессы. В условиях российских школ график приема пищи часто бывает неудобен. Например, младшему школьнику, который должен есть 4-5 раз в день, предлагается обед, когда он еще сыт после завтрака. При этом к концу учебного дня малыш успевает проголодаться снова, но терпит до прихода домой. Лучшая профилактика гастрита - добросовестное снабжение вашего чада «карманными обедами»: яблоки, творожки, йогурт, низкокалорийные сэндвичи, - и тогда желудку хватит сил дождаться полноценной трапезы на маминой кухне.

Удар в спину. Нарушение осанки - последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на детей в школьном коридоре: почти все сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи. Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одергивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц детской спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад врачи могут диагностировать кифоз («горб»), а при искривлении вбок - сколиоз. Ребенок быстрее устает и чувствует напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить его он должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, а администрация школ должна следить, чтобы мебель соответствовала росту детей.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:

* Ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп.

* Приседания.
* Наклоны вправо и влево.
* Повороты вправо и влево.
* Наклоны вперед.

Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Железные нервы. Не стоит думать, что «школа - не работа, волноваться нечего». Учеба - это стресс, и психологи отмечают, что половина российских школьников страдают различными формами неврозов. Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряженность и беспокойный сон. Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание. Легкий невроз важно заметить «в зародыше», - пока он не перерос в серьезные психические расстройства. Вам следует быть тактичными с ребенком, прислушиваться к его проблемам, не перегружать, не преувеличивать значимость школьных оценок. Создайте комфортную эмоциональную среду дома и следите за режимом дня. Не стоит позволять школьнику подолгу «расслабляться» перед телеэкраном или за компьютерными играми, особенно перед сном.

Лучше приложите усилия, чтобы увлечь ребенка каким-то видом спорта, танцами, подберите вместе с ним такое хобби, которое позволяло бы сбрасывать стресс, удовлетворять потребность в общении, соревновании и попутно укрепляло бы его здоровье. А также цените и берегите психологический покой вашего чада, и тогда он покинет стены школы с багажом знаний, а не болезней.

Вчера мы говорили об основных причинах болезней школьников и проявлениях перегрузок. Однако, это далеко не все заболевания, которые могут возникнуть у детей в школьные годы. За время обучения, а это достаточно длительный период времени, могут возникать проблемы и с другими органами и системами – проблемы зрения, пищеварения и различные нарушения осанки. Об этих проблемах мы и поговорим подробнее.

Пищеварительные проблемы.

Зачастую у детей в школьном возрасте возникают проблемы, связанные с пищеварением – часто болит живот, возникают расстройства стула, может быть тошнота, а периодически возникает и рвота с плохим самочувствием. Основным из школьных заболеваний является гастрит, который возникает у достаточно большого количества детей в школьном возрасте. Его характерными проявлениями являются тянущие или ноющие боли в области живота, либо в зоне эпигастрия – под ложечкой. Боли могут возникать перед едой или после нее, при долгих перерывах в питании.

Эти боли могут сопровождаться отрыжкой и неприятным, кисловатым или горьковатым привкусом во рту, запахом изо рта. Для гастрита характерно чувство, что съев буквально две ложки ребенок уже наелся, а если он ест больше, возникает чувство тяжести и переполнения в желудке. Аппетит у детей при такой патологии снижен. Могут быть тошнота и рвота в периоды обострения, в анализе кала признаки нарушений пищеварения в желудке. Но с чего вдруг у детей начинает болеть желудок именно в школе, что может быть причиной подобного состояния? Этот вопрос первым задают родители детей-школьников, как столкнувшихся с данной проблемой, так и заботящихся о профилактике подобных болезней. Давайте разберемся.

Причины болезней органов пищеварения.

Однйо из основных причин развития гастрита и других поражений желудка является особая причина, которая была обнаружена по меркам науки не так давно. Выяснено, что воспаление и раздражение слизистой желудка вызывают особые кислотоустойчивые микробы – их называют хеликобактерами. Микробы этого вида известны были человечеству много веков, но постепенно из безвредных и безопасных, под воздействием факторов внешней среды и особенностей человеческого организма, стали патогенными. Сегодня у многих детей и взрослых резко ослаблен иммунитет, живем мы не всегда в благополучных экологических и социальных условиях, поэтому микроб набрал силу и стал вредить организму. Немалую роль сыграли синтетические добавки к пище, изменение условий питания, в том числе и в детском возрасте и стрессы, конечно, школьные стрессы. Поэтому, этот микроб стал актуальным даже для школьников.

Заражаются хеликобактериозом дети еще в раннем возрасте в семье, где один или оба родителя страдают язвой желудка, гастритом или подобными заболеваниями. Обычно это происходит при поцелуях, пользовании общей посудой, облизывании ложек и сосок, через немытые руки. Пока организм ребенка крепкий, и пока микроб заселяется и устраивается в области слизистой оболочки проходит немало времени, прежде чем он начинает наносить ущерб желудку. В среднем это четыре-шесть лет жизни. Однако, воспалительные явления постепенно нарастают, затрагивается все больший объем слизистой желудка, и в какой то момент возникает обострение и проявляются симптомы – боли. Обычно это происходит в период с пятого по девятый классы. Это и дополнительные нагрузки, и меньший контроль со стороны родителей за питанием, и даже появление вредных привычек у детей. Все это играет свою роковую роль в заболеваемости.

Но кроме хеликобактериоза есть и другая причина развития гастрита именно у школьников. Она связывается с поражением поджелудочной железы, и ее неправильной работой. Эта железа в организме выполняет ряд важных функций, в том числе и регулирует процесс пищеварения, отвечает за кровообращение в области желудка и кишечника. Если железа постоянно раздражена в результате физических перегрузок, психических, эмоциональных стрессов или страдает от нерегулярного питания, происходит срыв. Начинает страдать кровообращение желудка с формированием точечных кровоизлияний, эрозии.

Проблемы зрения.

Проблемы со зрением в школьном возраста врачи иногда называют «болезнью отличников», так как из-за большого объема зрительной нагрузки в результате приготовления уроков и докладов, общения с компьютером или книгами, зрение быстро портится. Обычно развивается близорукость, причем, чем раньше она отмечается, тем сильнее будет ее степень и болезнь быстрее будет прогрессировать. Желательно, чтобы с очками ваш ребенок познакомился уже будучи взрослым и умудренным сединами, а не в школе, но не всегда это возможно. Если вы хотите помочь ребенку сохранить зрение как можно лучше, следите за гигиеной зрительных нагрузок и рабочим местом, освещенностью и правильностью мебели.

Советы по профилактике близорукости для школьников. Прежде всего, займитесь закаливанием ребенка, это помогает закаливать в том числе и зрительный анализатор – нужно прыгать, бегать, плавать – это дает отдых глазам. Книги и тетради держите от глаз на расстоянии не менее 40 см, расстояние ближе этой величины приводит к деформации глазного яблока и сильному зрительному напряжению. Запретите смотреть телевизор или сидеть перед монитором ребенку-школьнику в будни, после уроков. В школе он напрягал глаза как минимум 4-5 часов, а если к этому добавить еще и дома пару часов – это слишком высокая нагрузка для растущего органа. Допустимое время компьютера в день – не более 20 минут, а если необходима работа более длительное время, разбить ее на части по 15 минут каждая с перерывом не менее часа для отдыха глаз.

Уделите внимание правильному «глазному» питанию – это должны быть рыба, мясо и птица, морковь и капуста, творог и кефир, ягоды красного цвета, особенно кислые, зелень. Заставляйте вашего школяра отвлечься от работы – пусть погрызет морковку и сделает упражнения для глаз, посмотрит вдаль, а потом на палец руки. Это даст разгрузку зрению. Если у старших детей есть проблемы зрения, заранее позаботьтесь уже о зрении младших, не начинайте занятия чтением ранее 5 лет, и не стремитесь отдать их в школу с шести лет – пусть годик побегают.

Проблема осанки.

Еще одной проблемой сегодняшних школьников является гиподинамия и длительное просиживание за партой в неподвижном, статичном положении. Это приводит к нарушениям осанки и формированию сколиоза (искривления позвоночника). При этом проблема осанки не ограничивается внешней стороной дела, ровная и прямая спина не только красиво смотрится, но и помогает внутренним органам работать правильно. При правильной осанке мышцы напрягаются менее всего, ребенок меньше устает и позвоночник полноценно выполняет амортизационную функцию. При нарушении осанки нарушается дыхание и кровообращение, за счет сутулости легкие полностью не расправляются и не наполняются кислородом. При этом недостаток кислорода ведет к хронической усталости, снижению адаптации к умственным нагрузкам, а также это прямой путь к остеохондрозу и близорукости.

Кроме того, юноша или девушка с сутулыми плечами и спиной колесом смотрится, мягко скажем, не эстетично, таких детей заранее рассматривают как подавленных, неудачников и нерешительных. А это отношение – прямой путь к комплексам. Но ведь родители вполне способны помочь ребенку в формировании ровной спины и красивой осанки. Это не так сложно, как кажется. Проблемы осанки развиваются из-за отсутствия мышечного корсета, накачанных мышц спины и пресса. Особенно это важно, если у родителей есть проблемы с суставами и мышцами, плоскостопие и остеохондроз. Но что же требуется от родителей? На самом деле не так уж и много.

Постоянно наблюдайте за тем, как ребенок сидит при выполнении уроков или работе с компьютером, как он стоит или ходит. Чтобы уточнить, как нужно правильно соблюдать осанку, поставьте его к стене, чтобы он касался ее головой (затылком), лопатками, ягодицами, пятками и икрами. Пусть запомнит ощущения тела и отойдет от стены. Вот это и есть правильная осанка. При таком положении позвоночник занимает физиологически верное положение, плечи разворачиваются, лопатки сближаются друг с другом, втягивается живот и напрягается попа. Нужно, чтобы такое положение тело вошло у ребенка в привычку, и первое время вы будете за этим следить.

Обратите внимание на то, в какой позе ребенок пишет – не высока ли ему мебель, спина, ноги и руки должны иметь опору. Высоту стола определяют по опущенной руке, стол, должен быть на пару сантиметров выше уровня локтя. Стул по высоте не должен превышать высоту голени ребенка. Идите проверьте вашу детскую мебель. Спина при сидении должна полностью касаться спинки стула, сохраняя изгиб в пояснице. Именно сидячая поза более всего портит осанку детей.

А еще проверьте обувь детей, ведь плоскостопие также серьезно нарушает осанку и вызывает боли в спине. Посмотрите на ношенную обувь ребенка, отпечаток стопы должен иметь выемку с внутреннего края в форме полумесяца, если стопа отпечаталась полностью или стоптан внутренний край обуви – немедленно к ортопеду.

Болезни школьников: ищем корень проблемы.

Годы обучения - серьезное испытание для каждого ребенка

Сегодня, по мнению специалистов, практически каждый выпускник школы имеет 2-3 заболевания функционального характера или хроническое, и лишь 10 % детей оканчивают школу здоровыми. Высокая учебная нагрузка зачастую ведет к малоподвижному образу жизни, снижению зрения, нарушению осанки, стрессам.

Основной перечень приобретенных школьных болезней таков: снижение зрения, искривление позвоночника и гастриты. Помимо этих недугов в процессе обучения могут возникнуть и другие, не связанные с простудой и инфекцией, а именно приобретённые в процессе обучения. Это и малокровие, и ослабление мышечной ткани, депрессия, раздражительность и т.д. Но самыми распространёнными, согласна статистики, являются именно эти три болезни.

Спасаем «зеркала души»

Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада. Важным инструментом защиты является профилактика.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше - не более 20 минут! Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течении 15 минут. Если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера - длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора) профилактика. Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов - не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление болезней влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а так же витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном очень хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть на улицах и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игры на мобильном телефоне или планшете. Причём зачастую это делается во время езды в общественном транспорте, что усугубляет проблемы со зрением. Постарайтесь избегать этого и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру.

Следим за осанкой

Осанка - это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. Как же сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Прежде всего, «груз знаний» должен быть небольшим. Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Каждый, кто хотя бы раз пытался поднять портфель школьника с несколькими учебниками, подтвердит - это нешуточное испытание для детского позвоночника. А если носить такой вес в одной руке, да еще и в младшей школе, искривление позвоночника практически гарантировано. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес его не должен превышать 10% от массы тела ученика. У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку ребенка. Однако «твердая» не означает «жесткая»! Место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой.

Проверьте рабочее место сына или дочери! Как ни крути, а большую часть школьного времени ваш ребенок будет сидеть за партой. Потому ее следует внимательно осмотреть во время визита в школу. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: посадите ребенка на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка - локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола - между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления - более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.

Еще одна причина плохой осанки - освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже, «писать носом». Во время родительских собраний нелишним будет проверить, работают ли все лампы и светильники в классе.

В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть экологически чистым Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура - если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник. Нельзя забывать о том, что отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.

Кифоз, лордоз и сколиоз

Позвоночник имеет два наиболее распространенных вида патофизиологических искривлений: кифоз - искривление позвоночника выпуклостью назад (отмечается в грудном отделе) и лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперёд (отмечается в поясничном отделе). Кроме того, ещё существует боковое искривление под названием сколиоз. Это заболевание встречается в два раза чаще у девочек, чем у мальчиков. Хотя заболевание может встречаться в любом возрасте, в основном сколиоз отмечается у детей старше 10 лет.

Самое опасное для позвоночника - сидячий образ жизни и низкая профилактика. Когда человек долго сидит, его расслабленные мышцы не помогают позвоночнику и всю нагрузку он принимает на себя. Позвоночные диски очень прочны и способны восстанавливать свою структуру даже при тяжелых травмах, но долгое сидение для них губительно и ведет к сколиозу. Таким образом, в группе риска по сколиозу - офисные работники и учащиеся.

Различают три основных типа сколиоза. Функциональная форма сколиоза диагностируется тогда, когда позвоночный столб ровный, но при этом отмечается его патологическое искривление ввиду некоторых проблем в организме. Причиной может быть, например, укорочение одной ноги по сравнению с другой, либо спазм мышц спины. При нейромышечной форме отмечается нарушение формирования костей позвоночника. Либо кости полностью не формируются правильно, либо они не отделяются друг от друга. Это форма сколиоза отмечается у лиц с врождёнными дефектами, мышечной дистрофией, церебральным параличом или синдромом Марфана. Если искривление позвоночника отмечается при рождении ребёнка, оно называется врождённым. Эта форма сколиоза более выраженная и требует более упорного лечения. Дегенеративная форма сколиоза встречается в пожилом возрасте. Причиной его возникновения является артрит суставов позвоночника, ослабление связок и других мягких тканей, а также новообразования в виде доброкачественных опухолей.

Как выявить наличие сколиоза у ребёнка? Следует попросить его встать спиной к вам и расслабиться. При этом нужно обратить внимание на следующие признаки сколиоза: а) одно плечо ребёнка немного выше другого; б) выпирает угол одной лопатки; в) различное расстояние от прижатой к боку туловища руки до талии; г) при наклоне позвоночника вперёд отмечается его кривизна.

Если вовремя не начать лечение (профилактика), начнутся осложнения, такие как деформация грудной клетки, ограничение функции лёгких и, как следствие сердечная недостаточность. А ведь каждый родитель желает, чтобы у его чада была красивая осанка!

Лечением сколиоза занимаются врачи-ортопеды. Манипуляции с позвоночником (лечебная физкультура, мануальная терапия, массаж, профилактика) могут без вреда для здоровья проводить только высококвалифицированные специалисты. При некоторых формах сколиоза мануальная терапия противопоказана. Обычно лечение состоит из трех этапов: активное воздействие на искривление, исправление искривления, закрепление правильного положения позвоночника. Третий этап - самый трудный! Мышцы спины необходимо тренировать с помощью специальной лечебной гимнастики, которую назначает специалист в зависимости от степени болезни и характера сколиоза. Самое важное - выявление этиологии недуга, то есть причинного фактора, который привел к искривлению позвоночника.

Гастрит как он есть

Третьим по распространенности школьным заболеванием является гастрит. В современной медицине термин «гастрит» объединяет большую группу острых и хронических заболеваний желудка, общим признаком которых служит воспаление его слизистой оболочки.

Выделяют острый и хронический гастрит. Острый гастрит чаще всего развивается при воздействии на слизистую агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, ядов), некоторых лекарственных препаратов, недоброкачественных и зараженных болезнетворными микробами (стафилококк, кишечная палочка, клебсиеллы, иерсении и др.) продуктов питания. При правильном лечении острый гастрит обычно заканчивается полным выздоровлением.

Хронический гастрит, как и другие школьные болезни, характеризуется очень длительным течением. Многие люди без проведения адекватного лечения страдают им на протяжении практически всей жизни. На фоне постоянно существующего воспаления у значительной части пациентов постепенно гибнут железы желудка производящие желудочный сок. В этом случае говорят об атрофии слизистой оболочки, такой гастрит называют атрофическим.

Какова же причина гастрита у школьников? Кроме упомянутых выше причин, возникновением данного заболевания может послужить постоянное нарушение режима питания, а отказ от полноценного завтрака, еда, как говорят в народе «на сухомятку». В последнее время врачи всё больше стали говорить, что стрессовое состояние школьника тоже может привести к гастриту. Имеется в виду постоянное переживание, например, на уроке математики в силу трудности этой дисциплины, страх перед экзаменом и т.д.

Конечно, при возникновении любого из недугов следует обратиться за помощью к врачам. Но любое заболевание, как известно, легче предупредить, чем лечить - школьные болезни профилактика. Поэтому самый надёжный способ вырастить своё чадо физически здоровым это соблюдение режима дня, полноценное питание, спортивные занятия, общение с природой на вольном воздухе, доверительное отношение между родителями и детьми.



Читайте также: