Сущность и определение понятий "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическая подготовленность", и их взаимосвязь. Сущность и определение понятий «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовленность» и их взаимосвя

И развития человека в соответствии с требованиями жизни. Многие современные люди не слишком развиты в этом отношении. Конечно, можно возразить, что условия современной жизни не требуют наличия особой силы. Сейчас для того чтобы жить и зарабатывать, достаточно иметь умственные способности. Но все-таки настоящая радость жизни возможна, только если человек обладает здоровым телом.

Физическое совершенство - это тот идеал, к которому должен стремиться каждый для формирования гармонично развитой личности. И при этом физическое совершенствование обязательно должно взаимодействовать с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитие тела для физического совершенства

Красота тела? движений, хорошая осанка и гармоничность в пропорциях. К показателям физического совершенства относятся все эти качества. Спорт и упражнения воспитывают желание быть цельным и слаженным в движении. Тренируя и развивая свое тело, мы подсознательно стремимся к эстетической красоте. Если бы не было этих мотивов, занятия спортом теряли бы всякий смысл. К тому же физическое совершенство - это именно то, что благотворно воздействует на умственные способности.

Важность физического развития

Мы все время должны заботиться о своем физическом развитии, если хотим поддержать организм в Это единственно верный путь избежать раннего старения, только таким способом можно укрепить и развить все части нашего тела.

Если мускулы бездействуют в течении продолжительного времени, то они теряют свою эластичность и увядают. Такое явление является обратным процессу развития и выражается в и их дряблости. Чаще всего такие проблемы возникают у людей, которые ведут сидячий и малоподвижный образ жизни. Такие люди устают от любого движения, а ослабленная нервная система становится причиной стресса и прочих заболеваний.

Стресс же, в свою очередь, негативно сказывается на работе внутренних органов, что ярко выражается на теле женщин в виде целлюлита. Наше тело, допустим, через целлюлит, подает нам сигналы, что мы ведем неправильный образ жизни.

Показатели физически развитого человека

Понятие "физическое совершенство" достаточно широкое, и прежде всего оно связано с уровнем и характером здоровья человека, с его работоспособностью и продолжительностью его жизни. Крепкое здоровье дает человеку возможность быстро и безболезненно адаптироваться к различным изменениям в жизни, быту и работе. Физическое совершенство - это именно то, что помогает добиться увеличения работоспособности.

Если на протяжении жизни человек часто болеет и рано умирает, то вряд ли это указывает на физическое совершенство. Стоит также отметить, что среди часто болеющих можно встретить и людей в отличной физической форме. Значит, и совершенство - это не одинаковые понятия. Совершенствование природы человека в широком смысле этого понятия во многом зависит и от социальных факторов.

Физическое совершенство

высшая степень гармонического физического развития (См. Физическое развитие) и всесторонней физической подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и др. сфер жизнедеятельности. Достижение Ф. с. в масштабах всего общества возможно в условиях социализма, при котором заботу о всестороннем физическом развитии, охране и улучшении здоровья всего населения берёт на себя государство, создающее наиболее благоприятную природную и социальную среду для нравственного и физического совершенствования человека. В социалистическом обществе Физическое воспитание является органической частью общегосударственной системы коммунистического воспитания, направленного на формирование «... нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, 1976, с. 120–121).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Физическое совершенство" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - (от греч. physis природа) обусловленный исторически конкретным об вом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых целей; одна из важнейших характеристик гармонического… … Эстетика: Словарь

    физическое совершенство - fizinis tobulumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aukščiausias asmens kūno kultūros lygis, idealas. atitikmenys: angl. physical excellence; physical perfection vok. physische Perfection, f; physische Vollkommenheit, f rus.… … Sporto terminų žodynas

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни и трудовой деятельности … Психомоторика: cловарь-справочник

    Физическое совершенство - В широком смысле слова есть целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    совершенство - , а, ср. * “Физическое совершенство.” Название значка ГТО /V степени. ◘ Значок IV степени [ГТО] “Физическое совершенство”. Юность, 1972, № 4, 100 … Толковый словарь языка Совдепии

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - целенаправленное развитие физических способностей, двигательных навыков и умений человека, способствующее его физическому совершенству как неотъемлемому качеству всесторонне развитой личности (см. Всестороннее развитие личности). Физическое… … Научный коммунизм: Словарь

    Понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готов к труду и обороне. Запрос «ГТО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Готов к труду и обороне» (ГТО) программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,… … Википедия

    Запрос «ГТО» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. ГТО «Готов к труду и обороне» программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой … Википедия

Книги

  • Путь к силе и здоровью , Георг Гаккеншмидт. Содержание: Воспоминания о Гаккеншмидте Введение Глава I. Упражнения для молодыхи старых Глава II. Мы должны быть сильными Глава III. Мнения знаменитых атлетов о тренировке Глава IV.…
  • Миф о красоте. Стереотипы против женщин , Вульф Наоми. «Миф о красоте» - культовое произведение американской писательницы и журналистки Наоми Вульф. В нем автор рассказывает о том, откуда берутся стереотипные представления о женской красоте и…

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Физическое совершенство - Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Особенности этапа результирующей отработки действий: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Цель дальнейшая отработка двигательного действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка.

Решаемые задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (необходимые усилия, рациональный ритм и темп, точность, эффективность, экономичность и т.д.)

3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от сложившихся внешних условий выполнения действия.

Ориентировочная основа действия на этом этапе как бы свёртывается – часть опорных точек на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что не исключает возможность вновь их брать под сознательный контроль, когда этого требуют обстоятельства).

Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе применяются методы вариативного интервального упражнения с разнообразными приёмами изменения параметров и условий действия.

Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей способов выполнения двигательных действий – повторно-переменного и интервального упражнения с жёсткими и иными интервалами отдыха .

Шире используются игровой и соревновательные методы.

Многократное воспроизведение разученного действия, служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), определяющих его эффективность.

Это обеспечивается следующими методическими приёмами:

Использование в процессе выполнения упражнений дополнительных сопротивлений и отягощений в чередовании с выполнением упражнений без сопротивлений и отягощений.

Стимулирование скорости и темпа выполнения движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих внешних условий (свето и звуколидеры, тренажёры, силы инерции, реакции опоры и т. д.).

Выполнение упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями.

Идеомоторное упражнение используется как способ самонастройки на совершенное исполнение двигательного действия в сжатом, сокращённом виде с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях его выполнения, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок.

Предупреждение и исправление ошибок:

Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит его автоматизацию. Это исключается при использовании методических приёмов, способствующих переключению внимания на его результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации.

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка; либо наоборот нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

Нарушение меры между отработкой двигательного навыка и воспитанием физических качеств.

Для этого необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность.

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием:

Такой контроль включает определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит его надёжность и эффективность.

Общая результативность действия – оценивается в тестах и соревнованиях, результаты которых сопоставляются с табличными нормативами. Здесь определяется лишь внешняя результативность действия, но не выявляются отдельные составляющие, от которых зависит его практическая эффективность.

Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия. Например, по результату выпрыгивания вверх толчком двух ног с места, оценивается двигательный потенциал в прыжках в высоту. Об эффективности техники действия можно судить в беге по соотношению длительности полётных и опорных фаз или по соотношению длины и частоты шагов.

Степень автоматизации движений – оценивается по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на те или иные объекты и задачи. Например, выполнение упражнений, связанных с ограничением зрительного и экстерорецептивного контроля или в процессе выполнения упражнения, анализ внешних условий на решение дополнительных задач двигательной деятельности.

О степени надежности приобретённого навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по его целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных тестов позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования двигательного навыка на завершающем этапе отработки действия.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку и специальную.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

СПОРТ – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

Ø Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Ø Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

Ø Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

Ø Многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Ø Приобретение базовых знаний научно-практического характера.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Ø Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость);

Ø Формирование этических и эстетических качеств личности;

Ø Развитие интеллекта;

Ø Развитие психомоторной функции.

Методы воспитания

Ø МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, сложившиеся традиции:

a) УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ (разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.)

b) УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ (показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.)

Методы воспитания

Ø МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ (метод практического приучения) заключается в такой организации повседневной жизни и многократно повторяемой человеком деятельности, которая позволяет совершенствовать навыки поведения в различных ситуациях, повышая сознательность. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Ø НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Методы воспитания

Ø МЕТОД ПООЩРЕНИЯ представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающих человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Ø МЕТОД НАКАЗАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) – система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Основные понятия

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Основные понятия

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория);

Ø ВРЕМЕННЫЕ (длительность движений и темп);

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (это скорость и ускорение);

Ø ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Физические качества

Ø СИЛА

Ø БЫСТРОТА

Ø ВЫНОСЛИВОСТЬ

Ø ГИБКОСТЬ

Ø ЛОВКОСТЬ

Ø СИЛА - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Ø СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Ø АБСОЛЮТНАЯ СИЛА - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Ø ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:

Ø Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.

Ø Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Ø Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.

Теория и методика физической подготовки

ТЕОРИЯ - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему или ее элементы, функции.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.

Средства

СРЕДСТВО

1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособление.)

Средства развития силовых качеств

В качестве основных средств используются физические упражнения , направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям.

Понятие нагрузки

Нагрузка- это дополнительная по сравнению с покоем СТЕПЕНЬ функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятия «внешней» и «внутренней» стороны нагрузки

Внешняя сторона

Форма выполнения упражнения.

Вес на снаряде

Продолжительность выполнения упражнения

Преодолевание расстояния

Скорость движения

Внутренняя сторона

Потребление кислорода

Легочная вентиляция

Конкретная работа мышц

Энергетическая стоимость

Характеристики нагрузки

Объем нагрузки

Километраж

Общий вес отягощений

Общее число движений

Общая пульсовая стоимость (телеметрия)

Энергетическая стоимость (телеметрия)

Характеристики нагрузки

Интенсивность нагрузки

Скорость движения

Разовый вес отягощения

Мощность работы

Пульсовая интенсивность (отношение ЧСС к продолжительности выполнения упражнения)

Энергетическая стоимость

Зоны интенсивности

Максимальная

Субмаксимальная

Умеренная

Зоны интенсивности

Зоны интенсивности % использование жира

Соотношение интенсивности и объема

Соотношение обратно-пропорциональное - чем выше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.

Понятие плотности занятия

Плотность занятия – отношение времени выполнения упражнения к общему времени занятия.

Основные понятия

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце

Степень утомления по внешним признакам

Изменение цветовых оттенков кожи

Потоотделение

Качество выполнения упражнения

Сосредоточенность внимания

Настроение

Общее самочувствие

Интервалы отдыха

Отдых между подходами

Ординарный

Напряженный

Мини-макс интервал

Отдых между занятиями

Ординарный

Суперкомпенсаторный

Основные понятия

Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

(от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. любой деятельности.

Методика проведения занятия

Форма занятия

Структура занятия

Определение частных целей и задач

Определение средств и методов исходя из принципов

Определение технического и методического обеспечения занятия

Принципы и методы силовой тренировки.

Принцип или начало (лат. principium , греч. αρχή) - в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

1) начало - основа основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Ме́тод (от греч. μέθοδος - «способ») - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

«Не вреди»

Учитываются показания и противопоказания, ограничения в адаптации к физической нагрузке.

Принцип доступности.

Учитывается доступность средств в координационном, функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам.

Принцип биологической целесообразности.

Учет специфичности реакций организма на тренирующее воздействие.

Программно-целевой принцип

Планирование процесса осуществляется из содержания целей и задач.

Реализация программно-целевого принципа

Принцип интеграции.

Учет всех накопленных знаний, статистики и практического опыта спорта и ЛФК.

Принцип взаимодействия психических и физических сил человека.

Единство духа и тела.

Управление телом через психологические приемы.

Принцип индивидуализации.

Реализуется в индивидуальном подходе с учетом психологических и физиологических сторон.

Реализуется непосредственно при персональном тренинге.

Принцип половых различий.

Учитывает физиологическую и психологическую особенность полов.

Принцип возрастных изменений в организме.

При разработке фитнес-программ учитываются возрастные особенности человека.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Важнейшим критерием в отборе применяемых средств является эстетика.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.

Создание концептуальной платформы здорового образа жизни.

Понимание человеком высших аспектов бытия (смысла жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.)

Принцип биоритмической структуры.

Ритм-основа всех биологических связей.

Учет биоритмов (суточных, месячных, годовых…)

Основные методические направления

1. Упражнения с отягощениями НЕ достигающими околопредельных величин.

2. Упражнения в которых отягощения приближаются к максимальным.

Методы экстенсивного воздействия

Плохо

Невозможно в полной мере воссоздать тот специфический способ функционирования мышечной и других систем организма, при котором максимально проявляются эти способности.

Хорошо

Объем мышечной работы существенно активизирует обменно-трофические процессы (мышечный объем, укрепление ОДА, нет травм.)

Методы интенсивного воздействия

Плохо

Не подходят детям.

Риск травм.

Не позволяют стимулировать морфо-функциональные перестройки в мышцах. Затруднен самоконтроль.

Хорошо

Гарантируют высокую степень развития собственно-силовых способностей. Быстрое их прогрессивное изменение.

Основные методы развития физических качеств.

Равномерный. Характеризуется равномерной нагрузкой на всем протяжении выполнения упражнения.

Переменный метод

Характеризуется меняющейся нагрузкой или сменой двигательных действий (упражнений).

Интервальный метод.

Характеризуется интервалами выполнения упражнения и отдыха.

Переменно-интервальный

Характеризуется изменяющимися нагрузкой и интервалами времени выполнения упражнения-отдыха.

Повторный метод

Характеризуется повторением упражнения с соблюдением всех его стандартов.

Повторно-интервальный

Характеризуется повторением упражнения с четким регламентом времени отдыха.

Соревновательный метод

Характеризуется созданием условий соревнования, в результате которого достигается максимальный эффект от выполнения упражнения.

СИЛОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Силовое упражнение представляет из себя повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1-5 с) и значительным внешним сопротивлением (более 30% от максимального произвольного усилия). Заметим, что понятие упражнение часто используется как синоним целостного двигательного действия, например, подъем штанги из исходной позы и возвращение к ней.

Классификация силовых упражнений

1. УПРАЖНЕНИЯ С ВНЕШНИМ ОТЯГОЩЕНИЕМ

Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением

Обеспечивается посредством специальных снарядов

Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением

Отягощение не лимитировано и в определенных случаях варьирует независимо от воли выполняющего упражнение.

Упражнения с отягощением собственным телом.

Упражнения в самосопротивлении.

Динамические

Статические

Статико-динамические

Преодолевающего характера

Уступающего характера

Локальные и региональные

Тотальные -общего воздействия

2. ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Ø На мышцы рук

Ø Ног

Ø Брюшного пресса,

Ø Спины и т.д.

3. ПО ПРИЗНАКУ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Ø скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

Ø упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

Ø упражнения, требующие высокой координации движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

Ø упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

4. ПО ПРИЗНАКУ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЯ:

Ø Циклические;

Ø Ациклические;

Ø Смешанные.

5. ПО ПРИЗНАКУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН МОЩНОСТИ:

Ø Максимальной;

Ø Субмаксимальной;

Ø Большой;

Ø Умеренной.

6. ПО ПРИЗНАКУ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

Ø Соревновательные;

Ø Специально подготовительные;

Ø Обще подготовительные.

Частные принципы силовой тренировки.

В единстве с воспитанием основных двиг. способностей в процессе физ.воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств. Значительную роль играет системное воздействие на формир-ие и состояние осанки, гибкости тела и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Различают основную форму проявления осанки , выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку , т.е, вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщика, осанка бегуна и т.д.). При фиксации нормальной осанки в основной стойке голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка paзвёрнута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений - с минимальными, по сравнению с другими вертикальными стойками, усилиями. При благоприятных усл-ях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами ЦНС.

Тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу,

Опорные, рессорные и пластические свойства скелета, а также взаимодействие его звеньев.

Методика воспитания осанки :1.Формир-ие и закрепление навыка «основной стойки», для этого надо сформулировать представление об осанке и прочувствовать её.(Методы-словестный,наглядный, прочувствования) 2.Освоение и закрепление навыков рациональной осанки в двигательных действиях.

Внешние признаки осанки. При этом имеют в виду главным образом внешние выраженные признаки основной позы прямостояния (постановки головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и т. п.)

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макс. амплитуда (размах) движений. Высокий уровень подвижности в суставах облегчает приобретение и совершенствование новых двиг.навыков, предохраняет от травм опорно-двиг.аппарат, способствует снижению напряжения мышц при выполнении движ-ий, облегчает реализацию скоростных, силовых и координацион.способностей.

Различают, активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил - тяжести, усилий партнера и т.д.).

Для в-ия гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (УПР. на растягивание). Они делятся на активные УПР., активно-пассивные и пассивные. В пассивных УПР . макс.амплитуда достиг-ся за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движ-ях увеличение амплитуды достиг-ся за счет собственного веса тела (шпагат, растягивание в висах на перекладине),.К активным УПР . относ-ся махи, медлен.движ-ия с макс.амплитудой, статические напряжения с сохранением позы.

Методика воспитания гибкости основана на использовании упражнения на растягивания. Средства: как правило простые упражнения, наклоны, маховые движения, с самозахватом, с внешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинематической сети.

Методические условия применения :

1)обязательность разминки перед выполнением упражнений

2)ставить конкретные цели

3)упр. на растягивание выполняется сериями в послед-ти для верхн. конечностей, для тул., для нижн. конечностей

4)между сериями на растягивание выполнять упражнение на расслабление

5)при выполнении упражнений, их амплитуду постепенно увеличивать

6)основной метод развития гибкости- повторный

7)использовать психическую настройку, активное самовнушение и творческую активность

8)в тренир. процессе, направленном на развитие активной динамической гибкости целесообразно первыми выполнять упражнения для совершенствования пассивной гибкости, затем активно динамической.

Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания травматизма, УПР. на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания (после разминки или в конце основной части трен.занятия на суше или между отдельными подходами в силовых упр.).Растяжение м-ц и сухожилий после сил.УПР. снижает тоническое напряжение м-ц и способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.



Читайте также: