Портфель и здоровье школьника. Тяжелый портфель школьника вредит его здоровью Как разгрузить спину школьника очень тяжелый ранец

Что лежит в портфеле каждого школьника? Тетрадки, дневник, учебники, пенал – все, что бы хорошо и прилежно учится. Общий вес портфеля в сочетании с принадлежностями на уроки за день, может негативно сказываться на здоровье ребенка.

Уже доказано, что около 80% детей носят в школу очень тяжелые портфели. Соглашусь с тем, что очень часто родители покупают своим детям портфели, которые в чистом весе уже могут достигать до 1-1,5 кг. Они не выбираются по качеству и легкости, с наличием ортопедической спинки, а в основном по дизайну. Также иногда выбор детей останавливается на портфелях с одной шлейкой, что очень плохо сказывается на позвоночнике. Другая сторона таких покупок может состоять и в ценовой политике, что тоже на данный момент достаточно важно для среднестатистической семьи. Дорогой и фирменный школьный портфель может купить не каждый.

Хороший портфель

Портфель должен быть похожим на рюкзак и иметь две шлейки, что бы распределить общий вес на два плеча ребенка. Обязательное наличие плотной ортопедической спинки. Шлейки в области плеч тоже должны быть с уплотнениями. Такой портфель правильно распределит общий вес по всей области спины, а не только на плечи. Следите, что бы он был достаточно легким.

Тяжелый портфель

У каждого ребенка, который ходит в школу, вес портфеля превышает норму, согласно законодательства Украины. Не зависимо от того, в какой класс ходит ребенок, общий вес школьного портфеля достигает от 6 до 9,5 кг. Доказано, что самые тяжелые портфели в школу носят школьники среднего школьного возраста. Чуть лучше дела обстоят у начальных классов. Их портфели в школу просто носят родители.

Какой вес школьного портфеля должен быть

Вес портфеля не должен быть больше 10% от общего веса ребенка. Глядя на школьника, который в полусогнутом состоянии идет в школу, мы понимаем, что эта норма далека от истины.

Как облегчить тяжелую ношу

  • В первую очередь, вместе в ребенком пересмотрите наличие портфеля. Иногда дети носят много ненужных для уроков предметов. Иногда просто забывают что то выложить.
  • Возможен вариант договорится с соседом по парте, о взаимной помощи. Количество школьных учебников можно разделить на двоих.
  • Есть еще дорогостоящий вариант. Купить еще один комплект учебников, которым ваш ребенок будет пользоваться дома, а библиотечные экземпляры оставлять в школе. (соглашусь, подходит не каждому).
  • Сейчас есть возможность скачать все учебники в электронном виде. Если у вас есть планшет и вы не боитесь дать его ребенку на период уроков, можете скачать все учебники и в таком случае, портфель вашего ребенка однозначно потеряет пару килограмм.
  • Есть еще вариант, на родительском собрании написать общее заявление на имя директора о пересмотре расписания для детей класса. Сейчас можно сделать парные уроки в один день, в результате чего, ваш ребенок не будет носить 6 книг, а только 3. Как вариант можно попробовать, главное ваше желание и настойчивость.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы , к тому же ребёнок физически утомляется, идёт.


В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания.

Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек - будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.

Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук . У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира.

4. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля

Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 года министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.

На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.

О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

Школьные портфели, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение портфелей, которые могут спровоцировать искривление позвоночника.

Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.

В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники.

Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

Ни для кого не секрет, что детские портфели - ноша тяжелая. "Настоящие" ранцы, с хваленой ортопедической спинкой даже пустые уже весят не мало. Это только на фотографиях в интернете школьник выглядит трогательно и мило с портфелем за плечами. В настоящие учебные будни ранец раздувается до необъятных размеров: учебники (большинство размером А4), хрестоматии, рабочие тетради, краски (гуашь не менее 9 цветов), клеенка для стола, если рисование, форма для физкультуры, пенал трехэтажный (а то у соседа такой, чем я хуже), тетради, папка для тетрадей, папка для труда, папка для музыки и куча всего, что еще задают принести.

Еще до того, как мой ребенок пошел в школу, я обратила внимание на то, как детки идут в школу. Идет впереди папа: руки в карманах, а ребенок плетется сзади согнутый в три погибели от портфеля. Папа еще и "приободряет": "Давай быстрее, опаздываем".

Я еще тогда решила, что портфель дочке в начальных классах буду носить сама, и никакие аргументы других родителей, типа надо воспитывать самостоятельность, всю жизнь что ли носить, уже большой, это его(ее) обязанность, портфель же ортопедический - меня не переубедят. Здоровье ребенка важнее, портфель - действительно очень серьезная нагрузка на неокрепший позвоночник ребенка, даже если он 10 раз ортопедический и стоит...надцать тысяч. Ребенку еще сидеть за партой несколько часов, а потом и дома за уроками. Я вижу, что у многих к концу года осанка неправильная, спина сутулая. Но почему-то родители не видят угрозу в школьном портфеле. Более того, даже некоторые врачи утверждают, что "правильное ношение совершенно безопасно". Может, для кого-то и безопасно, но дети разные. У кого-то слабая мышечная система, у кого-то нехватка витаминов Д и кальция (привет жителям северных регионов), у кого-то слишком быстрый рост провоцирует сутулость, зачем добавлять неблагоприятный фактор? Да, когда-нибудь дите будет носить самостоятельно весь "груз знаний", но к этому времени он подрастет и окрепнет.

В Европе большинство школьников носят портфели при помощи специальной тележки.

Нам такую подарили. Мы ее использовали два раза, когда надо было сдавать все книги. Дороги у нас не европейские, а самые обычные, русские с колдобинами. В школе пандусы у входа поставили только в этом году, а на третий этаж пришлось тащить и портфель и тележку, так как ни лифт, ни пандусы не задумывались никогда. Когда шли домой, за нами побежало полкласса, смотрели на тележку, как на слона. Удобная вещь, мне очень понравилась тележка, но нет условий в нашей школе и дороги плохие, поэтому мы ею не пользуемся.

Не все родители такие беспечные. Этой весной обратила внимание как подъехала машина к школе, из нее вышел мужчина, обошел автомобиль, открыл дверь и подал руку дочке-ученице, помог ей выйти, взял ее портфель, подойдя ко входу, открыл дверь, пропустил дочку вперед, подождал когда она переоденет обувь, помог ей надеть портфель, поцеловал в лоб и пожелал удачного дня. Я сама захотела иметь такого папу. Одна мама в школе тоже все время носила портфель сына, разговаривая с другими родителями, я невзначай похвалила ее, мол, заботиться о здоровье своего ребенка. Мне ответили, что у ее ребенка проблемы с позвоночником, и это детский ортопед запретил носить ему тяжести, в том числе и портфель.

Когда я выбирала для своей дочки портфель, одним из главных условий был его вес. Поэтому, я обращала внимание даже на "собачки" замков, у некоторых моделей они металлические и увесистые, зачем, спрашивается лишний груз. Когда дочка стала старше, я стала разглядывать рюкзаки старшеклассников, и они мне больше понравились, чем эти "бурдюки" первоклассников. Они намного легче и проще, да еще и дешевле. В том же Спортмастере можно купить их на распродаже с большой скидкой.

В этом году дочка пошла в 4 класс, я сегодня сама несла ее портфель до школы. Ей все равно придется тащить его на третий этаж. Я закидываю его обычно на плечо, так удобней, хоть и взрослая, но для меня тоже он тяжелый. Спросила дочку, что говорят в классе девочки, не дразнят ли? Дочка ответила, наоборот, чуть ли не завидуют: "Тебе хорошо, мама помогает". Надо беречь детское здоровье даже от ортопедического портфеля.

Учебный год уже начался и первые хлопоты, скорее всего, уже позади. Можно сесть и спокойно подумать. Например, о том, чтобы облегчить портфель, с которым ребенок ходит в школу каждый день. Студенты также найдут некоторые из этих советов полезными.

1. Прежде всего, стоит посмотреть на сам портфель (или ранец или даже рюкзак - каждый называет его по-своему). Он не должен быть слишком тяжелым, так как тяжелый ранец негативно влияет на спину ребенка и может вызвать как просто боль, так и различные проблемы, имеющие потенциал стать хроническими.

3. Сам рюкзак также не должен быть слишком большим и должен быть подобран по росту , его покупка "на вырост" - плохая идея. В частности, его нижняя часть не должна быть более, чем на 12 сантиметров ниже талии.

4. Лямки должны быть подогнаны так, чтобы ранец плотно прилегал к спине , а его нижняя часть опиралась на нижнюю же часть спины. Лучшие лямки - широкие и с мягкими подкладками. Варианты с поясными ремнями редки, но очень хороши для здоровья спины школьника.

5. На вес ранца влияет и его собственный вес (сюрприз!), поэтому отдавайте предпочтение сравнительно простым моделям и ограничивайте желание ребенка обвешать его побрякушками. 15 граммов там, 50 граммов здесь - набирается солидный вес.

6. Из веса также стоит исходить и приобретая школьные принадлежности . Массивный пенал, полный ненужных ручек - так ли он необходим ребенку каждый день? Кроме того, тетради со спиралью, особенно пластиковой, часто легче, чем массивные тетрадки со скрепками или на клею.

7. Обязательно стоит проследить за тем, чтобы ребенок не брал в школу лишние учебные предметы . В очень многих случаях портфель ребенка легко можно облегчить на треть, просто убрав ненужные учебники, тетради и альбомы. Многие дети берут их "на всякий случай" - это плохо как с точки зрения лишнего веса портфеля, так и исходя из общего умения ребенка организоваться.

8. Собирая портфель, учите ребенка, что самые тяжелые учебники и вещи должны находиться максимально близко к спине . Чем ближе к внешней части - тем легче они должны быть.

9. Если в школе есть возможность оставить некоторые особо тяжелые учебники (и учителя не против) есть смысл купить копию учебника домой за свои деньги и не носить его в школу вовсе. Здоровье спины вашего ребенка стоит гораздо больше пары десятков евро!

10. Наконец, вес ранца, подчас существенно, можно уменьшить, если приучить ребенка к тому, что ему не следует брать посторонние предметы в школу . Игрушки, фотоаппарат, часто даже портативные игровые приставки (что только не носят дети в школу) - все это можно и нужно оставить дома. Даже телефон. Хотя нет, телефон не трогаем.

Сын в этом году идёт в первый класс. Ранец у него уже есть. Сколько он стоил, я не знаю: нам его подарили. Он чёрного цвета с картинкой гоночного авто. Ребёнку очень нравится.

Но выбирать главный атрибут школьной жизни нужно тщательно.

В Центре гигиены и эпидемиологии в Белгородской области специалист отделения по гигиене детей и подростков Андрей Товстый рассказал, какой ранец можно считать правильным. И наш, увы, в эту категорию не попал.

«Это плохой рюкзак, – заключил врач, покрутив его в руках. – Есть технический регламент для детских изделий, санитарные правила. А тут никакой ссылки на их соблюдение – нет маркировки EAC (от англ. Eurasian Conformity – знак соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза ЕврАзЭс – прим. авт.) ».

Из плюсов Андрей Игоревич отметил только сравнительно лёгкий вес и наличие светоотражающих элементов на корпусе ранца. А все остальные характеристики поставил под сомнение:

«Спинка хоть и твёрдая, но очень слабая. Скорее всего, просто картон. А должна быть жёстче, из полимера, чтобы при нагрузке не менялся изгиб позвоночника ребёнка в поясничном отделе».

Фото Вадима Заблоцкого

Ткань верха с виду водоотталкивающая, но её качество тоже вызвало у специалиста вопросы. Как и внутреннее устройство ранца:

«Этот показатель у нас не нормируется, но всё же рекомендуется, чтобы внутри было два отделения».

По словам Андрея Игоревича, правильный рюкзак должен быть лёгким и прочным, с формоустойчивой спинкой, из ткани, имеющей водоотталкивающие свойства. Совокупность этих качеств, по его опыту, потянет не меньше чем на 4 тыс. рублей.

Выбираем, примеряем

«Некоторые родители покупают для младшеклассников мягкие ранцы, но это неправильно. Спина у ребёнка в этом возрасте ещё не привыкла к нагрузкам, легко может развиться сколиоз», – предостерегла старший продавец канцелярского магазина «ОПТимист» Яна Ежова .

По её словам, для первоклассника лучше выбрать эргономичный ранец, который равномерно распределяет вес. Для худеньких детей удобнее рюкзак-майка, у которого по форме верх уже низа. И хорошо, если в рюкзаке будет два отдела: для книг и тетрадей.

Фото Вадима Заблоцкого

Есть ранцы, у которых лямки регулируются не только снизу, но и сверху: такие можно идеально подогнать под любое телосложение. У некоторых рюкзаков есть специальные петельки на задней стенке, позволяющие затянуть лямки по росту ребёнка. Этот параметр особенно важен для быстро растущих или, наоборот, слишком мелких школьников.

По наблюдениям продавца, белгородские родители чаще интересуются анатомической спинкой и выбирают такой фасон ранца, чтобы ребёнку было удобно его открывать. Смотрят, чтобы были надёжные замочки, кармашки для мелких принадлежностей и бутылки с водой. Ещё обращают внимание на цвет ранца: чтобы не был марким и легко чистился. Чаще берут экономически выгодные комплекты три в одном: рюкзак – пенал – сумка для сменки.

«Выбирать ранец желательно вместе с ребёнком. Прийти в магазин, примерить: чтобы хорошо сидел, чтобы с ним было удобно. К тому же ребёнок сам сможет выбрать рюкзак с понравившейся картинкой. С таким ранцем в школу он пойдёт с большей охотой», – посоветовала Яна Александровна.

Нездоровая экономия

Правильный ранец для младшеклассника – это принципиальный момент, убеждена педиатр и спортивный врач областного центра медицинской профилактики Ольга Ильядис .

«В начальной школе примерно треть детей с нарушением осанки. Чтобы предупредить искривление позвоночника, надо не только следить, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе и прямо сидел за учебным столом, но и обеспечить его жёстким матрасом для сна и правильным ранцем с ортопедической спинкой. Упругая прокладка в задней стенке ранца предотвращает его деформацию и защищает пояснично-крестцовый отдел позвоночника», – пояснила Ольга Валерьевна.

Инфографика Любови Турбиной

Также нужно следить за посадкой рюкзака на спине ребёнка: верхний край ранца должен быть на уровне плеч, нижний – на уровне таза. Дно тоже должно быть жёстким, чтобы не провисало под весом книг, лямки – широкими, 4–6 см, и с мягкими амортизирующими прокладками, которые не натрут плечи. А ещё важно, чтобы на ранце были светоотражающие элементы.

«Вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 10–12 % от веса ребёнка», – подчеркнула Ольга Валерьевна.

Тяжёлая ноша

По СанПиНу вес пустого ранца – не более 700 г, а ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей – не более 2 кг.

«Нормы по весу далеки от реальности», – отметила учитель начальных классов школы № 47 Ирина Кречнева .

Некоторые учебники могут весить больше нормативных 300 г. В итоге даже ежедневный комплект: два-три учебника, пара рабочих тетрадей, тонкие тетради и прописи, пенал и сменка – тянут на 2,5–3 кг. Плюс один-два раза в неделю школьнику надо добавить к этому набору форму для физкультуры, материалы для технологии, музыки и рисования. А ведь дети умудряются затолкать в рюкзак ещё пару-тройку игрушек.

«Учебники бесплатно выдаются в школе. Закупать по два комплекта на каждого ученика не будут. И даже если родители решаться приобрести второй комплект за свой счёт, где их хранить в классе, эти 25–30 комплектов учебников?» – отметила Ирина Львовна.

Фото Вадима Заблоцкого

Носить половину учебников, договорившись с соседом по парте, по словам учителя, тоже не вариант:

«Это неудобно: один ребёнок быстрее работает, ему уже надо перевернуть страницу, другому нет. Естественно, для каких‑то заданий требуется работа в парах и группах – дети учатся общаться, делиться. Но учебники, я считаю, у каждого должны быть свои».

Кардинально решить проблему, пока школа не перешла с бумажных на электронные учебники, нельзя. Ранец можно лишь незначительно разгрузить, отказавшись от тяжёлых пеналов и уговорив ребёнка не тащить в школу все любимые игрушки сразу.

«Первоклассникам часто родители ранцы доносят. И бабушки после школы встречают, жалеют. Но я считаю, что свой ранец ребёнок должен нести сам. Тем более если он ортопедический, это даже полезно: ребёнок хоть спину распрямит после нескольких часов занятий за партой», – заключила учитель.

Тамара Акиньшина

О том, каким должно быть рабочее место школьника, Нелли Калиевой.



Читайте также: