Электромагнитная индукция (разработка урока). Обобщающий урок по физике на тему: "Электромагнитная индукция" Конспект урока обобщение по теме электромагнитная индукция

Цель урока : проверить знания учащихся по вопросам изученной темы, совершенствовать навыки решения задач различных видов.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Ответы учащихся по подготовленным дома таблицам

1. Применение электромагнитной индукции

2. Теория вихревого поля .

Изменяющееся магнитное поле вызывает появление особого электрического полявихревого , которое и вызывает смещение покоящихся электрических зарядов.

Объяснение Максвелла явления электромагнитной индукции.

~ Ē смещение зарядов ξ i

Вихревое электрическое поле...
названо так ΔЕ/Δt≠0

потому, что в нем, в отличие от ΔE/Δt = 0

электростатического, линии напряженности

замкнуты.

Вихревое электрическое поле возбуждается не электрическими зарядами, а переменным магнитным полем. 1. Направление силовых линий совпадает с направлением индукционного тока. 2. F̄= qĒ 3 Работа поля на замкнутом пути не равна нулю. 4. Работа по перемещению единичного положительного заряда численно равна ЭДС индукции в этом проводнике.

Решение вычислительных задач

№1. В катушке ток изменяется в течение 0,25с на 5 А. При этом возбуждается ЭДС самоиндукции равная 100 В. Какова индуктивность катушки?

Решение. ξi= — LΔI/Δt; L = — ξi Δt/ΔI; L= — 100·0,25/5 = — 5 Гн

Решение. WМ=L I2/2; WМ= 20·36/2= 360.

№3. Определить ЭДС индукции в рамке, содержащей 20 витков, и находящейся в магнитном поле. Известно, что магнитный поток изменяется за 0.16 с от 0,1 до 0,26 Вб.

Решение. ξi = nΔФ/Δt; ΔФ= Ф2- Ф1; ξi = 20·0,16/0,16 = 20 B.

№4. Проводник длиной 50 см перемещается в однородном магнитном поле с индукцией 0,4 Тл под углом 60ʹ к силовым линиям. С какой скоростью должен двигаться проводник, чтобы в нем возникла ЭДС, равная 1 В?

Решение. ξi = VBLsinα; V= ξi/ BLsinα V= 10 м/с

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §11, № 936, 935.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Урок

ТЕМА

«Электромагнитная индукция»

Выполнил: Пересыпкина В. В.,

учитель физики, МБОУ СОШ №36,

слушатель курсов № 5-В

Проверил: Перова Т. Ю., заведующий кафедрой теории и методики общего образования

Новокузнецк, 2015

Тема: Электромагнитная индукция

Класс: 11

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Демонстрационный амперметр, полосовой магнит, катушка-соленоид, соединительные провода.

Цель учителя: Способствовать формированию знаний учащихся по теме «Электромагнитная индукция» для целостного восприятия теории Максвелла об электромагнетизме и умений определять значение электромагнитной индукции в жизни цивилизованного общества.

Цель учащихся: Научиться объяснять явление «Электромагнитная индукция» и применять новые знания для описания (понимания) принципа работы любой электростанции мира (атомной, тепловой или гидроэлектростанции).

Планируемые результаты:

Личностные: Осмысление важности открытия Майклом Фарадеем явления электромагнитной индукции;

Метапредметные :

- регулятивные УУД: Проблема - «Электричество порождает магнетизм, а магнетизм может порождать электричество?». Опыт Майкла Фарадея и тема урока «Электромагнитная индукция». Сопоставить опыт с проблемой урока;

- познавательные УУД: Проанализировать опыт Майкла Фарадея и на основе знаний по электричеству и магнетизму объяснить появление электрического тока в замкнутом проводе при опускании в него магнита. Выстраивать логическую цепь рассуждений (выдвигать гипотезу) для объяснения возникновения электрического (индукционного) тока в соленоиде и зависимости величины тока от скорости поступательного движения магнита. Сравнивать, находить аналогии и передавать информацию в сжатом виде.

- коммуникативные УУД : Организовать учебное взаимодействие в группе. Проанализировать слайд «Принцип действия электростанции». Использовать ИКТ для открытия новых знаний.

Предметные: Знание по явлению «Электромагнитная индукция» и понимание принципа действия электростанции любого типа.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

по УУД

Организационный момент

Приветствие учителя.

Приветствие класса

Проверка домашнего задания

Устные ответы на вопросы учителя.

Фронтальный опрос теоретической части домашнего задания.

Устные вопросы:

Условия возникновения электрического и магнитного поля;

Свойства электрических и магнитных полей;

Условия возникновения электрического тока.

Познавательные: выбирать основания для сравнения, находить аналогии, уметь передавать информацию в сжатом виде.

Изучение нового материала

1. Записать в тетрадь проблему (тему) урока и просмотреть опыт.

2. Повторно проделать опыт и попытаться дать ответы на проблемные вопросы.

3. Экспериментально получить ток наибольшей и наименьшей величины.

4. Сформулировать гипотезу для объяснения явления «Электромагнитная индукция» и выслушать гипотезы других групп.

5.Просмотр слайда «Принцип действия электростанции».

Отметить основные части электростанции.

1.Постановка проблемы:

« Электричество порождает магнетизм, а магнетизм порождает электричество? »

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ⇄

МАГНЕТИЗМ

2. Демонстрация опыта Майкла Фарадея «Электромагнитная индукция».

3. ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы:

Почему стрелка амперметра отклоняется?;

Почему отклоняется стрелки то в одну, то в другую сторону?;

Почему отклонение происходит то на большую, то на меньшую величину?

3. Прослушать гипотезы, сформулированные разными группами учащихся

4. Сформулировать закон электромагнитной индукции и ещё раз на опыте проверить справедливость этого закона.

5. Показать слайд «Принцип действия электростанции»

1.Наблюдение опыта Фарадея «Электромагнитная индукция».

2.В малых группах проделать повторно опыт Фарадея.

3. Устно ответить на проблемные вопросы, поставленные учителем.

4. Сформулировать гипотезу для объяснения явления «Электромагнитная индукция».

5.Записать в тетрадь:

Закон электромагнитной индукции;

Основные составные части «сердца» электростанции;

Отметить общность в работе электростанций любого типа.

Регулятивные:

постановка проблемы, просмотр опыта и сопоставление опыта с проблемой урока.

Коммуникативные:

учебное взаимодействие в группах (объяснение своей точки зрения и прослушивание других позиций).

Познавательные:

открытие новых знаний

Личностные:

Осмысление важности открытия Майклом Фарадеем явления «Электромагнитная индукция»

Закрепление нового материала

Записать условие возникновения индукционного тока.

Сформулировать определение «Электромагнитная индукция».

Ответить на вопрос:

Когда возникает индукционный ток?

Познавательные:

открытие новых знаний

Контроль

Верная запись закона электромагнитной индукции с пояснением всех физических величин и единиц измерения.

На доске математическая форма записи закона электромагнитной индукции:

Написать название и единицы измерения всех физических величин в законе «Электромагнитная индукция».

Познавательные:

открытие новых знаний

Рефлексия

Проанализировать открытие Майкла Фарадея и осмыслить его важность в жизни человека.

1.Изучив явление «Электромагнитная индукция», оценим важность этого явления для жизни человека.

2. Выставление оценок и критические замечания по работе в группах.

Выскажите свою точку зрения на значимость открытия электромагнитной индукции в нашей жизни.

Личностные:

своя позиция на осмысление важности явления «Электромагнитная индукция» для науки и для жизни цивилизованного общества.

Домашнее задание

Записать домашнее задание.

Сопоставить информацию из учебника и интернета по явлению «Электромагнитная индукция».

Домашнее задание:

1.Учебник 11 класса Мякишев Г.Я., глава 2

«Электромагнитная индукция».

2. Интернет «Википедия», ru.wikipedia.org

Познавательные:

выбирать основания для сравнения, находить аналогии

Коммуникативные:

использование ИКТ для открытия новых знаний.

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум»
Разработка открытого урока
по физике
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Разработал: преподаватель физики
Ашимова Г.А.
2016
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.Воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.
Элементы образовательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии,
технология проблемного обучения,
технология уровневой дифференциации,
игровые технологии.
ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.
Технологическая карта урока
Этап урока Задачи этапа Формы организа-ции учебной деятель-ностиДеятельность преподавателя Деятельность обучающихсяI. Организационный момент
Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы. Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)
II. Повторение и обобщение знаний 1 этап – «Разминка».
Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)
Самоконтроль знаний
Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.
Индиви-дуальнаяДемонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.
После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги. Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки
Критерии выставления баллов
За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов
2 этап – «Объясни опыт». (Приложение №3)
Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы Индиви-дуальнаяДемонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», «Работа силы Ампера», «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»
Разъясняет цель работы, задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.
Вопросы:
Что такое сила Ампера?
.Как определить направление силы Ампера?
Как определить работу силы Ампера?
Что называется электромагнитной индукцией?
Условия возникновения индукционного тока.
Определение самоиндукции.
Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи.
Почему одна из ламп зажигается позднее другой?
Где на практике используют данные явления?
Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.За правильный ответ – 1 балл.
3этап – Физический диктант (Приложение №4)

Повторить основные понятия, величины по данной теме Индиви-дуальная, парная Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.
Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта. Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.
Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.
Критерии оценок:
За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»
4 этап - «Найди ошибку!»
Работа в группах
. Повторить основные формулы по изученной теме Группо-вая Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.
На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.
Регламент времени-5 минут Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.
5этап – Решение задач -(Приложение №5).
На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)
Группы получают дифференцированные задания.
Группы имеют право выбора задания Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач. Группо-ваяФормулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги. Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.
Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.
III. Итог урока.
Подвести итог урока, оценить работу
Индиви-дуальнаяОсуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.
Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.
Выставление оценок за урок.
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов
IV.Домашнее задание:
(Приложение №6) Объявляет домашнее задание:
Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6) Записывают домашнее задание в тетради
Рефлексия (Приложение №7) Провести рефлексию, оценить свое настроение Индиви-дуальнаяПредлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний» Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»
Приложение №1
Лист оценивания
Ф.И. студента Этапы урока; способ оценки
Индивидуальная работа Работа в группах Разминка (тестирование)
(самоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 2. Объясни опыт
(оцениваетпреподаватель)
(максимум- 5 баллов) 3. Физический
диктант
(взаимоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 4. «Найди ошибку»
(оценивает преподаватель)
(максимум- 5 балла) 5. Решение задач
(оценивает преподаватель(максимум- 5 баллов) Общий
балл Оценка за урок
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов.
Приложение 2
Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
1. Что является источником магнитного поля?
А) неподвижная заряженная частица; В) любое заряженное тело; С) любое движущееся тело; D) движущаяся заряженная частица. 2. Что является основной характеристикой магнитного поля?А) магнитный поток; B) сила Ампера;
C) сила Лоренца;D) вектор магнитной индукции.
3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.А) ; B) ; C) ; D) .
4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).

Рис.1
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.А); B) ; C) ; D) .
6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?

Рис.2
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции; B) действует параллельно вектору магнитной индукции; C) не действует. 8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?
рис.3
А) В точке А; B) В точке Б; C)В точке В.
9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?
А) Сила взаимодействия равна нулю.
В)Проводники притягиваются.
С) Проводники отталкиваются.
10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?

Рис.4
А) притягиваются; B) отталкиваются; C) не взаимодействуют. 11.Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?
А) Электростатическая индукция. B) Явление намагничивания.
С) СамоиндукцияD)Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.
12.Кто открыл явление электромагнитной индукции?
А)X. Эрстед. B)Ш. Кулон. C) А. Вольта.
D) А. Ампер. E) М. Фарадей.F)Д. Максвелл.
13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинусугла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?
А) Индуктивность. B) Магнитный поток. C) Магнитная индукция.
D) Самоиндукция. E) Энергия магнитного поля.
14.Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?A)B)C)D)E)
15.При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.
A)1 - северным, 2 - северным. B) 1 - южным, 2 - южным.
C) 1 - южным, 2 - северным. D) 1 - северным, 2 - южным.
16.Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?
А)Индукции магнитного поля. B)Электроемкости.
C)Самоиндукции. D) Магнитного потока. E) Индуктивности.
17.Как называется единица измерения индуктивности?
А) Тесла. B) Вебер.C)Гаусс. D) Фарад. E) Генри.
18.Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью Lконтура и силой тока I в контуре?
А). B).C)LI2,D)LI
19. Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …
А) Правило правой руки.B) Правило левой руки.
C) Правило буравчика.D) Правило Ленца.
20.Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?

Рис. 5
А) В первой.
B) Во второй.
C) В первой и второй одновременно.
D) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.
E) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.
Приложение № 3
Задание «Объясни опыт»
Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.
Описание опытов
Опыт
Работа сил Ампера. Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.
Опыт Самоиндукция.
Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.

Опыт.
Сила Ампера. При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.
F=IBlsin
Опыт_Фарадея. При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.

Приложение 4
Рекомендации по выполнению физического диктанта.
Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»
Физический диктант состоит из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.
(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)
I ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
2 АМПЕР №__
3 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
4 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
5 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
6 САМОИНДУКЦИЯ №__
7 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
8 СОЛЕНОИД №__
9 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
10 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
II ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
3 СОЛЕНОИД №__
4 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
5 САМОИНДУКЦИЯ №__
6 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
7 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
8 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
9 АМПЕР №__
10 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

учебные – закрепить и обобщить знания, умения, навыки, формировать представление о процессе научного познания;

познавательные – дальнейшее формирование умений объяснять физические явления, используя явление электромагнитной индукции и правило Ленца;

развивающие – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомление с примером обобщения и систематизации изученного; формирование умения обобщать материал (по вопросам: электромагнитная индукция, правило Ленца, магнитный поток, закон электромагнитной индукции, вихревое электрическое поле, самоиндукция, энергия магнитного поля тока, электромагнитное поле); развитие кругозора школьников;

воспитательные – формировать материалистическое мировоззрение учащихся и нравственные качества личности; показ использования явления электромагнитной индукции в науке и технике.

Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент
  2. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).

  3. Подготовка к повторению и обобщению пройденного материала

(Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; приём обучения – беседа).

  • Мотивация.

В 1821 г. великий английский учёный записал в своём дневнике: “Превратить магнетизм в электричество” (Рисунок 1 ). Через 10 лет эта задача была им решена.

Тема нашего урока – явление электромагнитной индукции.

  • Формулировка цели урока.

Электромагнитная индукция – это физическое явление. Существует единый подход к изучению физических явлений (см. Обобщённый план изучения явления. ). Цель урока – закрепить и обобщить знания, умения, навыки по теме электромагнитная индукция.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся
  2. (Задача: повторить и углубить знания, необходимые для повторения пройденного материала; приём обучения – эвристическая беседа; форма организации познавательной деятельности (ФОПД) – фронтальная; метод обучения - репродуктивный).

    Повторение основных понятий по теме (явление электромагнитной индукции, правило Ленца и т. д.).

  3. Повторение пройденного материала

(Задача: повторить основные понятия и законы; ФОПД – самостоятельная работа в группе; методы обучения – исследовательский, индуктивный). Повторить основные требования по технике безопасности.

  • Формирование групп по 2 – 3 человека, каждая из которых получает задание.

Карточка № 1. Открытие электромагнитной индукции.

  1. Когда и кем было открыто явление электромагнитной индукции?
  2. В чём заключается явление электромагнитной индукции?

Карточка № 2. Эксперимент.

  1. Опыт Фарадея (гальванометр, катушка, магнит).
  2. а) установка опыта;
    б) демонстрация опыта.

  3. При каком условии в замкнутом проводящем контуре возникает ток?
  1. Правило Ленца (формулировка).
  2. Как определяется направление индукционного тока? (Применение правила Ленца).

Карточка № 4. Магнитный поток.

  1. Какая физическая величина характеризует магнитное поле в каждой точке пространства?
  2. Какая физическая величина характеризует распределение магнитное поля по поверхности, ограниченной замкнутым контуром?
    а) формула;
    б) единицы измерения.

Карточка № 5. Задача (применение правила Ленца).

Определить направление индукционного тока в замкнутом контуре.

Карточка № 6. Закон электромагнитной индукции.

  1. Как формулируется закон электромагнитной индукции?
  2. а) математическая запись;
    б) формулировка закона.

  3. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак “минус”?

Карточка № 7. Задача (закон электромагнитной индукции).

Круговой проволочный виток площадью 2·10 -3 м 2 находится в однородном магнитном поле, индукция которого равномерно изменяется на 0,1 Тл за 0,4 с. Плоскость витка перпендикулярна линиям индукции. Чему равна ЭДС, возникающая в витке?

Карточка № 8. Вихревое электрическое поле.

Сравните электростатическое и вихревое электрические поля и ответьте на следующие вопросы: что является источником каждого из этих полей? Как обнаруживаются поля? Чему равна работа перемещения заряда по замкнутой траектории в этих полях? Чем отличаются силовые линии этих полей?

Карточка № 9. Возникновение ЭДС индукции.

  1. Какова природа сторонней силы, вызывающей появление индукционного тока в неподвижном проводнике?
  2. Какова природа сторонней силы вызывающей появление индукционного тока в движущемся проводнике (формула, величины входящие в формулу)?

Карточка № 10. Самоиндукция.

  1. Что называют самоиндукцией? Объясните опыт.
  2. Что называют индуктивностью проводника?
    а) от чего зависит;
    б) единицы измерения;
    в) чему равна ЭДС самоиндукции (формула).

Карточка № 11. Энергия магнитного поля тока.

  1. Почему для создания тока источник должен затратить энергию?
  2. Чему равна энергия электрического тока (формула, величины входящие в формулу, единицы измерения)?

Карточка № 12. Электромагнитное поле.

  1. В результате каких процессов возникает переменное магнитное поле? / переменное электрическое?
  2. Перечислите свойства электромагнитного поля.

Выполнить опыт;
- решить задачу;
- ответить на вопросы;
- подготовить сообщение для устного или письменного ответа (одного представителя группы). Время работы 5 – 6 мин. (учащиеся выполняют задания, учитель оказывает консультативную помощь).

  • Отчёты групп
  • (задачи: доказать связь электрических и магнитных полей, развивать речевую культуру отвечающих, умение обобщать материал и выделять главное, воспитывать нравственные качества личности, связанные с взаимоотношениями в классном коллективе; метод обучения - индуктивный; приём обучения – эвристическая беседа).

Прослушать сообщения представителей групп и сделать выводы, которые оформляются учителем на доске (Рисунок 2 ).

  1. Обобщение пройденного материала

(Задача: закрепить и обобщить знания, умения; метод обучения – репродуктивный; приём обучения – беседа).

Обобщить выводы, сделанные группами и оформленные учителем на доске, а также повторить явление электромагнитной индукции по обобщённому плану изучения явления.

Обобщённый план изучения явления.

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия его протекания.
  3. Экспериментальное воспроизведение явления.
  4. Механизм протекания явления.
  5. Количественные характеристики явления.
  6. Его объяснение на основе теории.
  7. Практическое применение явления.
  8. Влияние явления на человека и природу.
  1. Подведение итогов урока
  2. (Задача: формировать систему знаний о процессе научного познания; методы обучения – индуктивный, репродуктивный).

    Для повторения явления электромагнитной индукции мы использовали метод научного познания. Его основы заложил в средние века Г. Галилей. Схема метода такова:

    Накопление фактов;

    Построение теории;

    Опытное доказательство гипотезы;

    Практическое применение теории.

    Метод научного познания позволяет объективно отражать действительность не только в физике, но и в других областях науки.

  3. Информация о домашнем задании
  4. (Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).

    На дом: краткие итоги главы 1, составить конспект по теме, используя обобщённый план изучения явления.

  5. Выявление результата урока

(Задача: получить информацию о степени усвоения материала учащимися; ФОПД – индивидуальная; приём обучения - упражнения).

Учащимся можно предложить задания с выбором ответа или физический диктант.

ДЕМОНСТРАЦИИ: опыт Фарадея (магнит, катушка, гальванометр), явление самоиндукции (источник тока, реостат на 50 Ом, катушка на 3600 витков, две низковольтовых лампы, ключ), портрет Фарадея, ребус (

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 11 классе

«Обобщение знаний по теме электромагнитная индукция»

Цель урока : Обобщить и систематизировать знания по теме «Электромагнитная индукция»

Задачи:

1. Углубление приобретенных ранее знаний на основе понимания существенных, наиболее значимых характеристик и связей, отражённых через структуру знания.

2. Формирование видов деятельности по распознаванию и воспроизведению ситуаций, соответствующих знаниям темы «Электромагнитная индукция»;

3. Формирование и развитие УУД через организацию работы в группах;

4. Развитие творческих способностей учащихся, умения анализировать, моделировать, обобщать;

5. Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи;

6. Расширение кругозора учащихся;

7. Оценка результатов работы.

Оборудование: демонстрационный гальванометр, полосовой магнит, катушка, модель трансформатора, фонарик инерционный, мобильный телефон, зарядное устройство, мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Пояснения к проведению урока :

Учащимся задано домашнее задание – повторить учебный материал по теме: «Электромагнитная индукция», подготовить три презентации: «Биография М. Фарадея», «Применение явления ЭМИ». При подготовке к уроку можно использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники, электронный учебник, ресурсы сети Интернет.

План урока:

    Организационный момент.

    Подготовка к основному этапу занятия – вхождение в урок (мотивация, актуализация знаний).

    Проверка домашнего задания.

    Обобщение изученного, усвоение новых знаний и способов деятельности:

а) фронтальный опрос;

б) групповая работа.

    Применение и закрепление знаний и способов деятельности:

а) решение качественных задач;

б) решение экспериментальных задач;

в) выступление с презентациями.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вхождение в урок.

Учитель - Ребята, на территории нашей школы под землей проложен электропровод, по которому течет электрический ток. Провод требует замены. Как с помощью приборов определить местоположение провода. Назовите прибор или приборы. Объясните его применение, вспомните физические явления, на основе которых можно объяснить их использование. (Компас или магнитная стрелка. Стрелка будет отклоняться, т.к. вокруг проводника с током есть магнитное поле, оно и действует с некоторой силой на магнитную стрелку ).

На демонстрационном столе: инерционный фонарик, модель трансформатора, мобильный телефон с зарядным устройством. Учитель ставит вопрос перед детьми: «Что объединяет все эти приборы?»

Предполагаемый ответ учащихся: «В основе работы этих устройств лежит явление ЭМИ».

Учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока.

Учитель записывает на доске тему урока: «Обобщение знаний по теме электромагнитная индукция».

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Проверка д/з будет происходить на разных этапах урока, пожалуйста, будьте внимательны и активны на уроке!

4. Обобщение изученного, усвоение новых знаний и способов деятельности.

Вводная беседа с элементами фронтального опроса на основе презентации №1

Учитель: Закон электромагнитной индукции – один из важнейших фундаментальных законов физики, которым, объясняются многочисленные явления в неживой и живой природе и который, поэтому лежит в основе многих разделов современной электро - и радиотехники и их практических приложений.

Явление электромагнитной индукции, применяется во многих областях науки и техники (энергетики, медицине, металлургической промышленности, электроники, электротехнике и т.д.). Открытие этого явления сыграло решающую роль в техническом прогрессе современного общества. Это явление является физической основой современной электротехники, обеспечивающей промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, быт и культуру людей электрической энергией.

Учитель: Ребята, явление ЭМИ изучалось в основной школе в 9 классе и в полной школе в 11 классе. Давайте попробуем выделить, какие знания были вами получены в 9 классе и что нового вы узнали в 11 классе по данной теме.

Учащиеся: В 9 классе явление ЭМИ изучалось на качественном уровне, были изучены и проведены опыты Фарадея, выполнена лабораторная работа «Изучение явления ЭМИ», решались качественные задачи по теме. В 11 классе – повторение изученного, введены новые физические величины, сформулирован закон Фарадея (закон ЭМИ), изучено правило Ленца (для определения направления индукционного тока), явление самоиндукции опыты Генри, решались расчетные и качественные задачи.

Учитель : А сейчас с помощью небольшой презентации под названием «Немое кино» повторим самое главное в данной теме. Ребята, ваша задача – озвучить кадры.

Презентация № 1.

Учитель : Английский физик Майкл Фарадей записал в своем рабочем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Фарадей был уверен в единой природе электрических и магнитных явлений , поэтому не случайно первый и самый важный шаг в открытии электромагнитных взаимодействий был сделан им. Для более глубокого и полного усвоения материала повторим знания по теме «Электрические и магнитные поля» Проведем сравнительную характеристику свойств электрического и магнитного поля.

Учитель: А сейчас для проведения групповой работы класс делится на три группы. Каждой группе свое задание. Максимальное время выполнения – 15 минут. После выполнения каждая группа выберет выступающего и представит свое задание. Время на отчет по выполненному заданию не более 3 минут. В конце выполнения от каждой группы на стол учителю подается лист с оценками учащихся. Будьте, пожалуйста, объективны.

Задание для 1 группы : Структурировать основное содержание темы ЭМИ. В таблице задан компонент структуры элементов знаний, необходимо заполнить его содержание.

2. Если Ф>0, то В↓ I В;

3. Если Ф<0, то ВВ;

4.I i – по правилу буравчика.

Применение ЭМИ: генераторы переменного тока, трансформаторы, запись и воспроизведение информации с пом магн ленты, детекторы металла, в электротехнике, медицине и т.д.

-





L –индуктивность (Гн), Ф - магнитный поток (Вб)

Задание для третьей группы : Составить вопросы по теме «Явление ЭМИ». Вопросы должны быть разного уровня сложности: репродуктивные – не менее 5 (на воспроизведение информации темы, изученной на основе учебника Г.Я. Мякишева физика 11 класс), расширяющие – не менее 3 (материал, выходящий за рамки изучения физики в пределах двух часов, с привлечение учебной литературы, например учебник В.А. Касьянова физика 11 класс, Г.Н Степанова физика 10 класс 2 часть и др), развивающие (с использованием дополнительной литературы, справочников, энциклопедий, интернета).

Например:

- репродуктивные :

1. В чем состоит явление ЭМИ?

2. Сформулируйте закон ЭМИ.

3. Как определить направление индукционного тока?

4. Самоиндукция, индуктивность – что является физическим понятием, что физической величиной? Дайте определение.

5. Как определить энергию магнитного поля?

- расширяющие:

1. Что такое токи Фуко? Где и почему они возникают?

2. Принцип действия электродинамического микрофона.

3. На чем основан принцип работы электропечей для плавки металлов?

4. Что такое время релаксации L-R цепи?

- развивающие:

1. Первыми электрическими приборами, в которых использовалось явление ЭМИ, были индукционные катушки. Каково было первое успешное применение индукционной катушки на практике? Ответ : Первое успешное применение индукционной катушки на практике было осуществлено в начале 40-х годов 19 века российским академиком Б.С.Якоби (1801-1874) для для воспламенения пороховых зарядов подводных электрических мин. Сооруженные под его руководством минные заграждения в Финском заливе преградили путь к Кронштадту двум англо-французским эскадрам. Огромная англо-французская эскадра, состоящая из 80-ти кораблей с общим числом орудий 3600, безуспешно пыталась прорваться к Кронштадту. После того, как флагманский корабль»Мерлин» столкнулся с подводной электрической миной, эскадра была вынуждена покинуть Балтийское море. В Европе тогда не имели понятия об электрических подводных минах.

2.Кем и когда индукционная катушка была впервые применена в качестве трансформатора? Ответ : Впервые индукционную катушку в качестве трансформатора применил талантливый русский электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847-18940). В 1876 году он изобрел знаменитую «электрическую свечу» - первый источник электрического света, получивший широкое распространение и известный под названием «русского света». Благодаря своей простоте «электрическая свеча» в течение нескольких месяцев распространилась по всей Европе и даже достигла покоев персидского шаха и короля Камбоджи. Для одновременного включения в сеть нескольких «свечей» Яблочков изобрел систем «дробления электрической энергии» посредством индукционных катушек. Патенты на «свечу» и схему их включения он получил в 1876 году во Франции, куда вынужден был уехать из России, чтобы не попасть в «долговую яму».

Выступление учащихся по результатам работы в группах (по 3 минуты на выступление). В конце работы сдают учителю лист с оценками за работу.

5. Применение знаний и способов деятельности .

а) решение качественных задач

Учитель : Ребята, теперь попробуем применить свои знания к решению задач. На экране вы видите задания на определение направления силы индукционного тока. Задание для всего класса. Время выполнения 2 минуты.

Определите направление движения проводника в магнитном поле

Определите направление ЭДС индукции

б) выполнение экспериментального задания

Оборудование: гальванометр, катушка, провода.

Задание: с помощью оборудования показать один из опытов М.Фарадея и определить направление индукционного тока в катушке.

в) выступление учащихся с презентациями:

Биография М.Фарадея;

Применение явления ЭМИ.

6. Итог урока

Учитель: Предлагает учащимся подвести итог урока.

7. Домашнее задание.

Подготовить развивающие вопросы по изученной теме (для учащихся с высоким уровнем мотивации)

8. Рефлексия .

Учащимся предлагается оценить работу в группе по определенному алгоритму;

Ответить на вопросы анкеты, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку;

Выразить свое отношение к уроку в виде определенного символа.

Урок разработан учителем физики МБОУ СОШ № 192

Кировского района г Новосибирска – Конуриной С.И.

2012 г

Компонент структуры элементов знаний

Физические величины

Физические явления

Свойства тел, объектов, явлений

Структурные формы материи

Законы и правила

Методы познания

Приборы, механизмы, установки

Уважаемые ребята!

По итогам проведенного урока прошу вас заполнить анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Закончите предложенные предложения

Возможные варианты ответа

Аргументация выбранного ответа

На уроке я работал

Активно /пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже /

не изменилось

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким / трудным

Интересно / не интересно

Фамилия, имя учащегося _____________________________

Задача №1.

На детский обруч наматывают 100 витков изолированной проволоки диаметром 0,2 мм. Концы этой проволоки соединить с помощью двух проводов длиной не менее 2 м к клеммам школьного демонстрационного гальванометра. Взять правой рукой ту часть обруча, от которой отходят эти провода. Держа обруч перед собой на вытянутой руке так, чтобы рука находилась в одной плоскости с ним, поворачивать руку и кисть руки в одном направлении, а затем быстро в обратном направлении на 180 градусов. Стрелка гальванометра отклонится от нулевого положения. Объясните это явление.

Задача №2.

Мимо полюса полосового магнита с постоянной скоростью движется медное кольцо, плоскость которого перпендикулярна оси магнита. Будет ли в этом кольце индуцироваться электрический ток?



Читайте также: