Курская дуга. Северный фас. «Сталинград Курской дуги Фас курской дуги

Что такое война? Определений много, но тем, кто не видел, сложно это понять. Особенно молодежи. Вспомните фильм «Мы из будущего!» Взрослые парни цинично рассуждают о Великой Отечественной войне и жаждут кровавый гонорар за находки военных времен. В итоге «черные копатели» столкнулись с мистикой и невероятным образом оказались в прошлом, где с лихвой хлебнули военного ада. На самом деле так не бывает, но почувствовать военную реальность может каждый из нас. К примеру, выкопайте яму глубиной в полтора-два метра и попробуйте ночью в дождь или в мороз просто там постоять. Добавим фантазии: свист от снарядов, кругом осыпается земля, прямо на вас движутся танки. Бежать некуда, спрятаться тоже. Да и за кем прятаться, если все вокруг такие же, как вы…

Об этом и не только мы узнали, отправившись дорогами фронтовых корреспондентов по местам сражений Курской битвы. И первая наша остановка – поселок Поныри. Точнее, мемориал «Героям Северного фаса Курской дуги» в его центре, возведенный в 2013-м году. Главный редактор местной газеты «Знамя Победы» В. А. Данилова встретила нас по окончании митинга, посвященного Дню памяти и скорби. По ее словам и рассказам очевидцев, в этом месте летом 43-го года была вырыта огромная траншея, в которой, по разным данным, были захоронены от 800 до 2000 советских солдат и офицеров. В новое время добавились памятные знаки погибшим в боях на Северном фасе Курской дуги ингушам, осетинам, армянам, которые установили их земляки. Большой дугой обрамляет площадь мемориал с портретами тридцати трех Героев Советского Союза, получивших это звание в боях на Северном фасе Курской дуги.

Площадь меняла свой облик несколько раз. Последний раз реконструкцию памятника на братской могиле советских воинов и самой площади проводили в 1993 году к 50-летнему юбилею Победы в Курской битве. О необходимости строительства в Понырях мемориального комплекса, который достойно бы увековечил память воинов, героически сражавшихся на Северном фасе Курской дуги, говорили и писали ветераны – участники боев, краеведы, общественники, жители района. Ведь именно здесь, на этой земле, как писал поэт и военкор Е. Долматовский, «был сбит удар с Орла на Курск ударом с Курска на Орел».

В 2013 году, к 70-летию Победы в битве на Курской дуге в Понырях возвели этот самый мемориал, а через два года, к 70-летнему юбилею Великой Победы, построена его вторая очередь – монумент «Тепловские высоты». Это, как отмечал губернатор Курской области А. Н. Михайлов, стало восстановлением исторической справедливости: «Я с огромным уважением отношусь к Южному фасу Курской дуги, но Северный был незаслуженно забыт. Эту несправедливость мы устранили, и ветераны меня в этом поддержали».

Железнодорожная станция «Поныри» в ста метрах от площади – еще один символ Победы – украшена барельефами и мемориальными досками. Один из ее залов – это музей с портретами полководцев и репродукциями картин, относящих нас в далекий 1943-й год.

По словам Виктории Александровны, в прошлом сотрудницы Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы, территория вокзала была ареной жесточайшего сражения. Кровопролитные бои разворачивались за школу и водонапорную башню. Последняя вообще была стерта с лица земли. Как это было, рассказали потом фронтовики. Немецкие снайперы «работали» по защитникам поселка с водонапорной башни. Наши – отвечали. Противник решил применить и психологическую атаку. Из громкоговорителя понеслось обращение к советским солдатам на русском языке: мол, не разрушайте вокзал и башню, вам все это придется долго восстанавливать. По легенде, рассказывает Виктория Александровна, наши ответили на это сначала русским матерным, а потом огневым языком – развернули все орудия и снесли башню до фундамента вместе с немцами…

Бои в этих местах развернулись 6-7 июля. Вдоль железной дороги пошли немецкие танки. По словам сотрудника музея Олега Будникова, до 250 машин! Наши, как могли, сдерживали атаку. Во второй половине дня 7 июля завязались уличные бои. Железнодорожную школу защищала рота лейтенанта Рябова. Когда роту оттеснили в здание, Рябов, не имевший на тот момент связи с командованием, решил занять круговую оборону. Он еще не знал, что в школе ему и его бойцам придется защищаться два дня. Без поставки боеприпасов и эвакуации раненых и погибших... Когда закончились патроны и немцы полезли на первый этаж, командир и оставшиеся в живых бойцы спустились в подвал, а Рябов выпустил сигнальную ракету, чтобы вызвать огонь на себя. По зданию ударила наша артиллерия. После этого адского обстрела из школьного подвала вышли шестеро бойцов, включая командира. Противник был уничтожен. За этот подвиг Рябов был награжден орденом. Однако гримаса судьбы: выйдя живым из такого тяжелого боя, лейтенант погиб спустя несколько месяцев при освобождении Брянской области, где и похоронен…

Смотровая площадка на Тепловских высотах – наша следующая остановка – построена на федеральные средства на высоте 274 метра над уровнем моря. Говорят, что в хорошую ночную погоду с нее видны огни Курска и именно здесь становится понятно, почему немцы так стремились ее покорить, наступая с симферопольской трассы...

Обращаем внимание на необычную для наших мест кедровую аллею. Оказывается, еще три года назад сюда, в Поныровский район, в поисках места гибели своего дяди приезжал сотрудник Томского лесничества Сергей Николаевич Куц. Его дядя Михаил покоится на мемориале у села Ольховатка. А в их семье была традиция: когда кто-то надолго уезжал, сажал деревце. Отправляясь на фронт из Алма-Аты, дядя посадил вишенку. Два года войны она цвела, а в 1943-м – засохла. Так в семье поняли, что с дядей что-то случилось, а спустя какое-то время была получена похоронка… В память о своем дяде Сергей Николаевич и участники школьных лесничеств г. Томска посадили 800 саженцев сибирского кедра. Деревца прижились, а в этом году томичи посадили еще 500 кедров. Теперь это живая память о том, что на Тепловских высотах сражалась140-я Сибирская стрелковая дивизия. В большинстве своем ее бойцы были жителями Дальнего Востока и Сибири.

Мемориал федерального значения на одной из Тепловских высот называется «Памятник воинам-артиллеристам». Он возведен в ноябре 1943 года. На большом постаменте установлено подлинное орудие из батареи Г. И. Игишева «ЗИС-2242».

– Долгое время считалось, что вся батарея погибла, – продолжает свой рассказ Виктория Александровна. – Но потом сотрудники музея выяснили, что жив наводчик этого орудия Андрей Владимирович Пузиков. Он жил в Туле, приезжал сюда в последний раз в конце 90-х годов. Свою пушку, когда увидел, узнал и сказал тогда: «Лахфет тот же, а вот колясо заменили…» Простой деревенский мужичок, он так рассказал о своем последнем здесь бое: прицел был разбит, у орудия он остался один, все погибли. Андрей Владимирович знал, откуда шли немецкие танки, целился через ствол и стрелял. В какой-то момент боя боец потерял сознание, а позже его, тяжело раненого, нашли и отправили в госпиталь…

Выжженная земля

Утром 5 июля 1943 года в полосе наступления противника располагались сразу три советские общевойсковые армии. На левом фланге – 48-я армия под командованием генерала-лейтенанта Романенко и 13-я армия генерал-лейтенанта Пухова, на правом – 70-я армия под командованием генерал-лейтенанта Галанина. Всего на начало боев в составе этих армий было порядка 270 тысяч солдат и офицеров. Им противостояла 9-я полевая армия Вальтера Моделя общей численностью свыше 330 тысяч солдат и офицеров.
В полосе 13-й армии 5 июля были взяты «контрольные» пленные, которые показали, что на рассвете 5 июля немцы планируют нанести мощный удар в направлении Курска. Чтобы сорвать это замысел, в полосе 13-й армии была проведена контрартподготовка. Всего в ней участвовали порядка 1000 стволов орудий и минометов. Она продлилась около получаса, было израсходовано примерно от четверти до половины имевшегося боекомплекта. Для сравнения – это 300 (!) вагонов, доверху нагруженных снарядами и минами.
После советской артподготовки немцы предприняли свою. По переднему краю советской обороны сработали 3,5 тысячи орудий. Затем последовал главный удар противника в направлении Ольховатки. За один день боя немцы ввели в сражение более 10 пехотных и танковых дивизий, а также большое количество частей усиления. В первый день сражения немцы вклинились в советскую оборону на 6 км. Тогда командующие 13-й и 70-й армиями ввели в бой резервы, укрепив фронт с обеих сторон и не дав ему дальше «рассыпаться». Здесь и завязались кровопролитные бои.
Обе стороны бросали резервы, рассчитывая быстро переломить ситуацию. Этот расчет не оправдался ни с одной из сторон, что привело к огромным потерям. Первый день сражения оценивается как самый кровавый на Северном фасе Курской дуги.

Один из объектов туристического маршрута «Огненный рубеж», открытый в 1989 году – местечко под названием Курган. Здесь находится памятный знак военному корреспонденту Константину Симонову. Он установлен на месте бывшего командного пункта командира 75-й гвардейской стрелковой дивизии Горишного. Отсюда Симонов писал свои бессмертные репортажи о боях на Северном фасе Курской дуги, вошедшие в книгу «Разные дни войны». Памятный знак появился здесь 18 лет назад по инициативе и при участии добровольцев из Железногорска – членов детского телевидения «Зеркальце» и их руководителя Маргариты Гавриловны Василенко.

Почему Курская дуга?

Поныровский район, как и вся Курская область, был оккупирован немцами в октябре-ноябре 1941 года. После победоносной Сталинградской битвы советские войска, до этого оборонявшиеся, перешли в наступление. Оно продолжалось почти пять месяцев и остановилось после крупномасштабного контрудара противника в районе Харькова.
– Естественно, тылы отстали, войска с обеих сторон понесли большие потери, – рассказывает нам в Поныровском музее Курской битвы Олег Будников. – Люди устали, согласитесь, весьма непросто пешком прошагать тысячу километров зимой, да еще без пунктов обогрева и регулярного горячего питания…
И вот впервые с начала войны, с марта по июль 1943-го, на этой линии фронта под Курском образовалась длительная передышка. Ни одна из сторон не была готова к новому большому сражению. Эта пауза вошла в историю как 100 дней тишины. Фронт стоял по линии (если посмотреть на карту – в виде дуги) практически без изменений до начала летней кампании 43-го года. Здесь три выступа: «Орловский» с центром в г. Орел, «Курский» с центром в г. Курск и «Харьковский» с центром в г. Харьков.
– Летом 1943 года немецкому командованию нужно было реабилитироваться за поражение под Сталинградом, – поясняет наш экскурсовод. – Для этого предполагалось нанести советским войскам крупное поражение в ходе быстрой наступательной операции в районе Курска. Немцы рассчитывали ударом с севера со стороны Орла и ударом с юга со стороны Белгорода отрезать курский выступ и разгромить советские войска, располагавшиеся западнее города. Если бы этот план был осуществлен, то врагу удалось бы разгромить войска Центрального фронта под командованием генерала армии Рокоссовского и Воронежского фронта – генерала армии Ватутина. Всего на момент начала боев в составе двух этих фронтов насчитывалось порядка миллиона трехсот тысяч солдат и офицеров. Без преувеличения разгром этих фронтов можно было считать настоящей военной катастрофой. И немцы планировали все это сделать в рекордно короткие сроки, буквально за одну неделю замкнуть кольцо окружения.
Такой план операции советским командованием был предвиден заранее. Маршал Жуков уже 8 апреля указал на то, что в районе Центрального и Воронежского фронтов немцы, скорее всего, предпримут крупную наступательную операцию. Было предложено укреплять на этих участках оборону и параллельно готовиться к наступательной операции в районе Харькова и Орла, чтобы фактически срезать «орловский» и «харьковский» выступы.
В итоге именно такое развитие событий и произошло в июле 1943-го года, когда немецкие войска попытались прорвать советскую оборону и сомкнуть кольцо в районе Курска. Как мы знаем, ничего у гитлеровцев не получилось и началось советское контрнаступление.

Это был второй Сталинград… Так о Курской битве говорили ветераны Великой Отечественной войны и историки.

Что такое семьдесят лет? Для космоса - всего лишь миг, а для человека - целая жизнь, да что там - эпоха. Сегодня в этих местах мирно растет рожь, цветут ромашки и васильки, бушует лесная клубника, или, по-простому, ягодник, заливаются жаворонки - красота! Совсем не верится, что каких-то семь десятков лет назад здесь все было изрыто окопами, искорежено взрывающимися снарядами и бомбами, покрыто телами умерших и разбитой брошенной техникой. Поныровская земля - Северный фас Курской дуги - какой нелегкой ценой она досталась бойцам Красной армии! Ведь за каждый ее клочок, небольшое селение, станцию, возвышенность гибли целые дивизии. Чтобы ясно понять это, надо в Понырях побывать. Что мы и сделали на минувшей неделе в рамках пресс-тура "С лейкой и блокнотом", организованного комитетом информации и печати Курской области.

Дождался своего часа

Поселок Поныри встретил нас суетой, что неудивительно, ведь до празднования 70-летней годовщины Курской битвы, которое состоится 19 июля, остались считанные дни. Мастера еще приводили в порядок памятные знаки - Героям-саперам, артиллеристам на Тепловских высотах и другие. Благоустраивались поселковые улочки. Но основная работа шла на центральной площади Понырей, где возводится мемориал, посвященный памяти героев Северного фаса Курской дуги. Памятник будет установлен в виде колоннады с арочными перекрытиями. На каждой из колонн - гранитные таблицы с номерами воинских подразделений и фронтов - участников Курской битвы и именами погибших героев.

Как оказалось, данный памятный знак является одной из частей целого комплекса, что будет основан на Поныровской земле. Его вторую часть установят в год празднования 70-летия Победы недалеко от села Ольховатка - это будет смотровая площадка на высоте 274,5.

Кстати, средства на мемориальный комплекс, а это 77 миллионов рублей, были выделены из федерального и областного бюджетов.

Вместе с чувством гордости и радости за Поныровскую землю возник вопрос - почему так долго на слуху был Южный фас Курской дуги - Прохоровка и из-за чего Северный фас, где проходили не менее, а, как это доказала история, даже более ожесточенные бои, так долго оставался в тени?!

Версий несколько. Одна из них связана с Константином Рокоссовским, командующим Центральным фронтом и руководившим действиями войск этого фронта в великом оборонительном, а затем контрнаступательном сражении на Курской дуге. Уже не является тайной, что полководец до начала Великой Отечественной войны был арестован и посажен в знаменитые "Кресты", из которых был освобожден весной 1940 года. Насколько дальновиден и умен был Константин Константинович, мы поняли, посетив филиал Курского краеведческого музея в Понырях, посвященный Курской битве.

Из донесений разведки было ясно, что летом 1943 года немцы планируют большое наступление в районе Курска. Командующие некоторых фронтов предлагали развивать успехи Сталинграда и провести широкомасштабное наступление, но Константин Рокоссовский был другого мнения. Он считал, что для наступления нужно двойное, тройное превосходство сил, чего у советских войск на этом направлении не было. Чтобы остановить врага, полководец предложил перейти к обороне, буквально укрыв в земле личный состав и боевую технику.

Подготовка к великому сражению, самые страшные бои которого прошли на Поныровской земле с 5 по 17 июля 1943 года, была очень серьезной с обеих сторон.

В Красной армии каждый боец не только знал уязвимые точки немецких танков, его также учили не бояться этих машин. Что же касается артиллеристов, то каждый расчет был взаимозаменяемым, это очень пригодилось во время боев.

Немцы долго не показывали направление главного удара, - рассказала Ольга Кушнер, старший научный сотрудник Поныровского музея, - наконец стало ясно, что это село Ольховатка. Населенный пункт выбрали по трем причинам. Во-первых, через Ольховатку пролегал кратчайший путь к Курску через город Фатеж. Во-вторых, к западу от данного села тянется гряда высот (они известны как Тепловские), а это огромное преимущество для всех родов войск. В-третьих, между селами Подсоборовкой, Ольховаткой и Теплым находилось огромное поле, которое было очень удобным для ведения танкового сражения. Когда Константин Рокоссовский понял это, то сделал все возможное, чтобы не дать планам немцев осуществиться. Полководец 6 июля приказал левому крылу 13-й армии нанести контрудар и заставил врага перенаправить свои силы на поселок Поныри. Потери были колоссальные, но Ольховатка и знаменитые Тепловские высоты оставались неприступными.

Существует также легенда о том, что после Курской битвы начальник "Крестов" прислал Рокоссовскому телеграмму с поздравлениями, и полководец вроде бы даже ответил ему, что, мол, рад стараться. Несмотря на все заслуги, Константин Константинович после войны все же оставался "в опале".

Подтвержденным фактом является также история о том, как после боя в поселке Горелое, где советские войска подбили 21 "Фердинанд", с разрешения Константина Рокоссовского была сфотографирована панорама поля битвы и опубликована в газетах с подписью о том, что это место было снято под Прохоровкой. Хотя позже станет известно, что на Южном фасе Курской дуги "Фердинандов" не было совсем.

В разряд неподтвержденных фактов попала и версия о том, что в девяностые наш знаменитый земляк Вячеслав Клыков предложил областным властям построить звонницу на Поныровской земле, на что не получил никакого ответа. Зато скульптора поддержали в Прохоровке - на Южном фасе Курской дуги, и она теперь красуется там.

Увы, было это или нет, теперь уже не имеет значения. Главное одно - Северный фас все же дождался своего счастливого часа, чего бы не произошло без участия губернатора Александра Михайлова.

Здесь русский человек стоял…

Слушая рассказ экскурсовода, мы все больше проникались мыслью о том, что попали в поистине уникальное место, а иначе и быть не могло! Здесь не то что дивизиям и бригадам - практически каждому бойцу можно было присваивать высокое звание Героя.

В Курской битве принимало участие довольно внушительное количество танков. Среди боевых подразделений, вступивших в борьбу с ними, была 1-я Гвардейская инженерно-саперная бригада особого назначения под командованием Михаила Иоффе. Это был подвижный отряд заграждения, состоящий из бойцов, закаленных в Сталинградской битве. Как они действовали? Когда отделялась колонна танков, они подползали как можно ближе к ним и подкладывали под гусеницу заряд. Кажется, что все просто, но надо было преодолеть страх перед такой махиной, как танк, кроме того, вес каждой мины был равен 25 килограммам, а боец-сапер брал на спину по две. Задача была одна - во что бы то ни стало остановить практически "неубиваемую" машину. На Курской дуге не один боец бросился с такими минами под гусеницы танка и ценой жизни выполнил приказ. После Курской битвы за свои подвиги эта бригада была удостоена Ордена Отечественной войны.

Не менее впечатлила история батареи капитана Георгия Игишева, входившей в состав 3-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады. Она занимала оборону в районе села Самодуровка Поныровского района и буквально за три дня уничтожила 19 вражеских танков!

8 июля, когда расчет погиб, в живых остался только наводчик орудия Андрей Пузиков. У пушки был сбит прицел, потеряно одно из колес. Но бойца это не испугало - он подставил вместо колеса ящик из-под снарядов и один продолжал заряжать, прицеливаться "на глаз" и стрелять по вражеским танкам.

Считалось, что игишевцы погибли все, их имена даже были высечены на знаменитом памятнике артиллеристам, построенном сразу после Курской битвы - в ноябре 1943 года. Но каково было удивление поныровцев, когда в 1995 году в составе липецкой делегации в поселок приехал сам Андрей Пузиков.

Долго молча стоял ветеран у памятника, глядя на орудие № 2242, водруженное на постамент, а потом произнес: "Лафет тот же, а колесо заменили".

И как не сказать о первом гвардейском батальоне, входившем в состав 9-го полка 4-й воздушно-десантной дивизии под командованием гвардии капитана Александра Жукова, который в полном составе погиб 10 июля 1943 года в Понырях. Случилось так, что немцы окружили его плотным кольцом. Выход у десантников при этом оставался один - биться до последнего патрона, что они и сделали. Дивизия уничтожила немецкую артиллерийскую батарею, захватив ее орудия, и направила их против вражеских машин, подбив при этом семь танков, почти столько же бронетранспортеров, убив при этом около 700 немецких солдат и офицеров.

А еще десантники оставили надпись, сделанную собственной кровью: "Мы умираем, но не сдаемся. Прощайте". Ни один человек из этого батальона не сдался в плен.

При мысли обо всем этом понимаешь, насколько верны слова из поэмы Евгения Долматовского "Поныри", кстати, высеченные на памятнике Героям-саперам:

"Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек,

Здесь русский человек стоял…"

А вот на память не хватило…

О памятных знаках хотелось бы сказать отдельно. На территории Поныровского района находится 28 братских захоронений. Те, что располагаются недалеко от поселка, в хорошем состоянии, чего не скажешь о дальних братских могилах. Всему виной один из законов, согласно которому памятники и захоронения были переданы на баланс муниципальных образований. Увы, некоторые села настолько бедны, что в них даже нет денег на банку с краской, вот и получается, что за могилами почти никто не ухаживает.

С не менее печальным зрелищем мы столкнулись у памятника Героям-саперам. Дело в том, что возле него не действует Вечный огонь. Причина банальна - нет газовых баллонов, "питающих" его.

Однако в одном из докладов начальствующих субъектов Поныровского района говорилось о том, что он был газифицирован на 100 процентов. Но заветного топлива не хватило на память…

И до губернатора дошел

При этом в Понырях больше положительных примеров. Нас искренне поразила история девятилетнего Давитхана Белалова. Семья мальчика еще до его рождения переехала на Поныровскую землю и до глубины души полюбила это место.

Парнишку заинтересовала судьба поныровцев, получивших звание Героев Советского Союза. Среди них - уроженец 2-х Понырей Василий Горбачев.

Давитхана поразило то, что об этом Герое в родном селе никто не знает! Девятилетний парнишка с помощью социальных сетей нашел родственников Героя - сына, который живет в Якутии, и племянницу. Он узнал, что Василий Семенович очень болел и в последние годы жизни, находясь в безумии, что было результатом фронтовой контузии, ушел из дома и пропал без вести.

Давитхана настолько тронула эта история, что он написал письмо губернатору Александру Михайлову с просьбой установить в родном селе памятную доску Герою и, возможно, назвать улицу и школу в его честь.

У нас в Понырях есть улица Веселая, - писал парнишка, - а о каком веселье может идти речь на земле, которая не помнит и не знает о своих героях-земляках!

И мальчик уже добился того, что в его родном селе появилась памятная доска в честь Василия Горбачева, Героя Советского Союза.

Капли крови на Тепловских высотах

Последним пунктом пресс-тура стала высота 268,9 - одна из гряды находящихся недалеко от сел Теплое, Самодуровка и Ольховатка, на которой жители соседнего Фатежского района установили поклонный крест. С высокого холма открывается потрясающий вид, а сам он весь зарос луговой клубникой. Один из ветеранов, посетивший это место, увидев бушующий ягодник, заплакал и сказал: "Это капли солдатской крови, пролитые за каждый клочок Поныровской земли".

Надежда Глазкова

(англ. FAS, free alongside sheep - свободно вдоль судна) фас

одно из базисных условий, определяющих порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Согласно этому условию продавец обязан доставить товар к борту судна, а получатель несет расходы по погрузке товара на судно.

Словарь финансовых терминов

ФАС

коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Термин образован из начальных букв английских слов "Free Along Ship" (свободен вдоль судна). Купля-продажа товара на условиях ФАС означает обязанность продавца за счет своих сил и средств доставить товар к борту судна. Покупатель обязан своевременно зафрахтовать судно, он несет все расходы по погрузке товаров на борт. Риск случайной гибели или порчи переходит с продавца на покупателя в момент фактической поставки товара вдоль борта судна. При поставке товара на условиях ФАС в цену реализации включаются непосредственно цена товара, а также транспортные и другие расходы.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фас

фаса, м. (фр. face - лицо).

    Лицевая сторона чего-н. (книжн.). Фас нашего корпуса... выходил на Неву. Лесков.

    Прямолинейный участок крепостной ограды или полевого укрепления с определенным направлением огня (воен.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фас

А, м. (спец.) Вид спереди, с липа, анфас. Сфотографироваться в ф.ив профиль. Повернуться фасом.

прил. фасный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фас

ФАС (от франц. face - лицо) в фортификации - прямолинейный участок траншеи, хода сообщения, невзрывных противотанковых и противопехотных заграждений.

фас

ФАС (англ. fas, сокр. от free alongside ship - свободно вдоль борта судна) вид внешнеторгового договора купли-продажи, связанного с доставкой товара водным путем, когда в цену товара включается стоимость доставки его к борту судна.

Большой юридический словарь

фас

международный торговый термин, одно из Франко-условий поставки в коммерческих операциях (осталось неизменным в издании "Инкотермс" 1990 г.). Буквально означает "свободно вдоль борта судна". Согласно этому условию продавец считается исполнившим свои обязанности, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах. С этого момента все расходы и риски гибели или повреждения товара должен нести покупатель. Как и при условии франко-завод, покупатель осуществляет очистку товара от экспортных пошлин и таможенных формальностей - в отличие от условия ФОБ, где эта операция возлагается на продавца. Условие ФАС применимо только для транспортировки морским или речным транспортом.

Фас (лицо)

Фас - сторона чего-либо, обращённая к зрителю (см. анфас). В военном деле: фас - сторона укрепления, обращённая к противнику.

Фасами называют также прямолинейные участки проволочных препятствий, окопов и противотанковых рвов.

Фас (значения)

  • Фас - лицевая сторона.
  • Фас - команда при дрессировке собак.

ФАС

ФАС (футбольный клуб)

«ФАС» - сальвадорский футбольный клуб из города Санта-Ана. Выступает в Премьере Сальвадора, сильнейшем дивизионе Сальвадора. Клуб основан 16 февраля 1947 года, домашние матчи проводит на арене « Эстадио Оскар Куитено », вмещающей 15 000 зрителей. «ФАС » самый титулованный клуб Сальвадора, и один из наиболее титулованных клубов в КОНКАКАФ.

Примеры употребления слова фас в литературе.

Располагая такими крупными силами перед южным фасом Барвенковского плацдарма, немецко-фашистское командование предназначило их для нанесения двух ударов - на Барвенково и в направлении Долгенькая, где разместился вспомогательный пункт управления 9-й армии.

Самое главное -- Баязет был взят, русский флаг развевался над фасами древней крепости.

Указывается высота и ширина носа, длина спинки носа, глубина переносицы, выступание носа, контур спинки в профиль, ширина и форма спинки в фас , положение основания носа в профиль, положение и форма кончика носа и форма крыльев носа.

Попробуем развернуть загадочное явление - доместикацию, но не в фас , а в профиль.

Подойдя к исправницкому дому, выходившему фасом на улицу, Туркевич весело подмигивал своим спутникам, кидал кверху картуз и объявлял громогласно, что здесь живет не начальник, а родной его, Туркевича, отец и благодетель.

Изпуши цигарата до края, до самите устни, опари се, хвърли фаса и направи две крачки към убития.

С высоты фаса было видно, как редифы, обученные британскими инструкторами, рыли траншеи: земля взлетала с их лопат высоко над бруствером, и штуцерный огонь грозил стать особенно плотным и опасным.

Прежде всего оно представляет собой оборотную сторону большого полотна, изображенного слева, скорее, даже не оборотную, а лицевую сторону, так как оно показывает в фас то, что скрыто положением этого полотна.

Это и был южный фас Курского выступа, где оборону возглавляло полевое управление Воронежского фронта.

Между тем в течение 12 и 13 ноября командующий фронтом в соответствии с указаниями Ставки поставил войскам задачи по обороне южного фаса плацдарма на фронте Житомир, Фастов, Триполье.

Она занимала часть западного фаса Курского выступа - до стыка с войсками Центрального фронта.

К этому времени мы перенесли свой штаб на северную окраину Обояни, в глубину южного фаса дуги.

В тот же день вечером он уехал в Петергоф, чтобы на другой день так же точно поздравить выстроенных в три фаса гардемаринов с производством в мичманы.

Это подтверждается уже тем, что на южном фасе Курской дуги противник в первый день нанес удар силами пяти корпусов, а на северном - трех.

Вдруг девушка повернула голову к окну, и Сергей одновременно увидел ее профиль и фас уже из глубины темного бегущего омута вагонного стекла, и лицо ее теперь смотрело на Сергея оттуда внимательно и печально.

Немногочисленная немецкая тяжёлая самоходная установка Panzerjäger Tiger (P), более известная как Ferdinand , оставила заметный след в исторической памяти и в советском танкостроении. Само по себе слово «Фердинанд» стало нарицательным: эти самоходные установки красноармейцы «замечали» на самых разных участках советско-германского фронта, причём аж до конца войны. На практике же была построена всего 91 такая машина, а по-настоящему массово Ferdinand использовались только летом 1943 года в ходе операции «Цитадель» на Курской дуге . В этом сражении немцы потеряли более трети всех машин данного типа.

Несмотря на то, что САУ Ferdinand (позже известные как Elefant ) применялись довольно ограниченно, они показали себя очень эффективным противотанковым средством. Командование Красной армии к детищу Porsche K . G . и Alkett отнеслось очень серьёзно. Появление Ferdinand на фронте прямо отразилось на разработке советских танков, танковых орудий и противотанковой артиллерии.

Ударная сила на северном фасе

О том, что немецкая промышленность создала столь внушительную боевую машину, в Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА) вплоть до её появления на фронте даже не догадывались. Не знали о ней и союзники по антигитлеровской коалиции. Объясняется это просто: дело в том, что построены были Panzerjäger Tiger (P) весной 1943 года, а в бой пошли в начале июля. За то короткое время, что шла подготовка к операции «Цитадель», информация о «Фердинанде» сквозь линию фронта не успела просочиться. При этом даже о «Пантере», для которой сражение на Курской дуге тоже стало боевым дебютом, союзниками была получена хоть какая-то информация, пусть и неточная.

Изучение немецкой новинки началось уже 15 июля, то есть ещё в ходе Курской битвы. На Центральный фронт прибыла группа офицеров НИБТ Полигона в составе инженер-полковника Калидова, старшего техника-лейтенанта Кжака и техника-лейтенанта Серова. К тому времени бои в районе станции Поныри и совхоза 1-го мая отгремели. Помимо непосредственного осмотра немецких машин, специалистами были допрошены немецкие военнопленные. Также информацией поделились советские солдаты и офицеры, принимавшие участие в боях против немецких боевых машин. Наконец, в руки советских военных попали немецкие инструкции по «Фердинанду».

Опрос пленных позволил получить большой объём информации, в том числе и по организации противотанковых дивизионов, на вооружении которых находились самоходные установки Ferdinand. Дополнительно специалисты НИБТ Полигона получили информацию и по другим частям, которые участвовали в боях совместно с 653-м и 654-м дивизионами, имевшими на вооружении тяжёлые истребители танков.

Ferdinand c бортовым номером 501, который в сентябре 1943 года был доставлен на НИБТ Полигон

Полученная информация позволила восстановить картину боевого применения дивизионов с «Фердинандами» и их соседей, которые использовали самоходные установки StuH 42 и Sturmpanzer IV. «Фердинанды», обладавшие толстой бронёй, выступали в роли тарана, двигаясь во главе боевых порядков ударной группы. Согласно собранной информации, машины шли, выстроившись линией. Благодаря мощному вооружению, способному поражать советские танки на дальних дистанциях, экипажи «Фердинандов» могли открывать огонь на дальности до 3 километров. При необходимости отходили немецкие машины пятясь назад, оставляя под огнём противника толстую лобовую броню. Так они могли, отступая, продолжать вести огонь по советским танкам. Стрельба велась с коротких остановок.


Хорошо видна снарядная отметина на левом борту. Эта же отметина имеется и на борту машины в парке «Патриот»

Против хорошо защищённых немецких самоходных установок советские танковые орудия оказались почти бесполезными. Из осмотренных специалистами ГБТУ КА 21 машины всего одна, с бортовым 602, имела пробоину в левом борту. Попадание пришлось на район бензобака, возник пожар, и самоходная установка сгорела. Тактика немецких самоходчиков вполне могла сработать, если бы не одно «но»: наступать им пришлось на эшелонированную линию обороны, в которой находились далеко не одни танки. Самым страшным врагом «Фердинанда» стали советские сапёры. 10 машин подорвались на заложенных минах и фугасах, в том числе и САУ с бортовым номером 501. Эта самоходная установка с серийным номером 150072 оказалась машиной оберлейтенанта Ганса-Иоахима Вильде, командира 1-й батареи (5./654) 654-го дивизиона тяжелых истребителей танков.

5 «Фердинандов» получили попадания снарядов в ходовую часть и оказались выведены из строя. Ещё 2 машины получили попадания и в ходовую часть, и в орудия. Машина с бортовым номером 701 стала жертвой советской артиллерии. Снаряд, угодивший по навесной траектории в крышу рубки, пробил люк и взорвался внутри боевого отделения. Ещё в одну машину угодила авиабомба, которая полностью разрушила рубку. Наконец, машина с бортовым номером II-01 из состава штаба 654-го дивизиона уничтожена советской пехотой. Меткое попадание бутылки с зажигательной смесью вызвало пожар, экипаж сгорел внутри.


Буква N указывает на то, что это была машина из состава 654-го дивизиона тяжёлых истребителей танков, командиром которого был майор Карл-Ганс Ноак

Фактически потери дивизионов, которые были вооружены «Фердинандами», оказались ещё выше. Всего за время проведения операции «Цитадель» было безвозвратно потеряно 39 самоходных установок данного типа. Итоги сражения под Понырями наглядно показали, что Красная армия научилась воевать со значительно превосходящими силами противника, ведь на стороне немецких танковых сил в этом бою было неоспоримое преимущество. Полноценный ответ новому поколению немецких танков и самоходных установок советская танковая промышленность смогла дать только весной 1944 года, когда в войска пошли Т-34-85 и ИС-2. Тем не менее, Курскую битву немцы проиграли. Как показали бои под Понырями, далеко не всегда преимущество в танках оказывалось наиболее важным фактором. «Фердинанды» прорвать северный фас Курской дуги не смогли.

В Кубинку для опытов

Первая группа специалистов НИБТ Полигона убыла из района боевых действий 4 августа. 24 августа сюда прибыла вторая группа в составе инженер-майора Хинского, старшего техника-лейтенанта Ильина и лейтенанта Бурлакова. Задачей группы, действовавшей на Центральном фронте до 8 сентября, стал отбор наиболее целых трофейных немецких машин и их доставка на НИБТ Полигон. Отобраны были две машины. Помимо уже упомянутой САУ с бортовым номером 501, это была и самоходная установка с серийным номером 15090. Она также подорвалась на мине. Одна машина использовалась для непосредственного изучения и огневых испытаний, вторую обстреливали из отечественных и зарубежных орудий.


С правой стороны повреждения оказались минимальными

Изучение трофейных машин началось ещё до того, как они оказались на НИБТ Полигоне. Первые испытания обстрелом подбитого «Фердинанда» были проведены еще 20-21 июля 1943 года. Выяснилось, что борт немецкой машины пробивается подкалиберным снарядом 45-мм противотанковой пушки на дистанции 200 метров. Пробила подкалиберным снарядом немецкую броню на дистанции в 400 метров и 76-мм пушка ЗИС-3. Для 85-мм пушки 52-К и 122-мм корпусной пушки А-19 бортовая броня немецкой САУ тоже не являлась серьёзной проблемой. Стоит отметить, что броня «Фердинандов», особенно у машин с серийными номерами до 150060, была хуже чем у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E . По этой причине в дальнейшем испытания обстрелом машины с серийным номером 150090 несколько отличались по результатам.


«Фердинанд» с бортовым номером 501 оказался жертвой советских сапёров

Изучались и трофейные документы. Уже к 21 июля в распоряжении Красной армии имелись точные данные о ТТХ немецкой самоходной установки. Больше того, было точно известно сколько «Фердинандов» построили. Данные были почерпнуты из сводной инструкции по вооружению немецкой армии, захваченной среди прочих документов:

«По своей броне и вооружению исключительно сильное орудие по борьбе с танками и для поддержки наступления в условиях сильного сопротивления противника. Большой вес, небольшая скорость на поле боя, низкая проходимость ограничивают возможности боевого использования и требуют особо тщательной разведки перед введением в бой.

Выпущено 90 штук, сведенных в тяжёлый противотанковый полк в составе двух дивизионов по 45 орудий».

Отобранные группой специалистов НИБТ Полигона самоходные установки прибыли в Кубинку в сентябре 1943 года. Сразу же после прибытия началось изучение образца с бортовым номером 501. О ходовых испытаниях на тот момент речи не шло, не хватало времени. Вместо них испытатели составили краткое описание немецкой самоходной установки, которую они называли «Фердинанд (Tiger P)». Благодаря уже имеющимся материалам удалось достаточно точно указать характеристики машины.


У этой САУ был сброшен эвакуационный люк. На музейной машине его приварили к крыше, чтобы не потерялся

Оценка немецкой новинки оказалась, мягко говоря, неоднозначной. Очевидными плюсами машины являлись броневая защита, а также мощное вооружение. Вместе с тем, даже вооружение танка вызвало вопросы. Изучение 88-мм орудия Pak 43 показало, что скорость наведения с помощью его поворотного механизма невелика. Ведение прицельного огня было возможно только с места либо с коротких остановок. Обзорность машины советские специалисты признали плохой. Эти выводы косвенно подтвердили немецкие конструкторы. В ходе модернизации Ferdinand, которая началась осенью 1943 года (примерно в это же время машина сменила обозначение на Elefant), машины получили командирскую башенку. Правда, это ненамного улучшило ситуацию.

Ещё одним существенным недостатком немецкой САУ был небольшой боекомплект, состоявший всего из 38 патронов. Экипажи самостоятельно исправляли ситуацию: в самоходных установках находили деревянные укладки, кустарно сооружённые в полевых условиях.


Разукомплектованная установка в ходе обстрела. НИБТ Полигон, декабрь 1943 года

Составление описания, впрочем, было не самой важной задачей для специалистов НИБТ Полигона. Куда важнее было определить, куда и чем немецкую новинку можно поразить. После сражения под Понырями угрозу, исходящую от «Фердинанда», восприняли очень серьёзно. Машина произвела на советскую пехоту и танкистов неизгладимое впечатление. Стальная махина, которую практически невозможно пробить в лобовую проекцию, мерещилась на разных участках фронта. По этой причине требовалось точно знать, какие системы и на какой дистанции способны поражать тяжёлый немецкий истребитель танков.


Для подкалиберного снаряда 45-мм противотанковой пушки борта немецкой самоходной установки оказались вполне пробиваемыми

Программа испытания обстрелом корпуса «Фердинанда» была подписана 29 сентября 1943 года. Но к самим испытаниям удалось приступить только 1 декабря. За это время была расширена номенклатура вооружения, которым планировалось обстреливать трофей. Помимо отечественных, немецких артиллерийских систем и пушек союзников использовалась и противотанковая граната НИИ-6, позже принятая на вооружение как РПГ-6. Как показали испытания, кумулятивная граната уверенно пробила борт самоходной установки, после чего струя пробила щит из дюймовых досок, установленный внутри корпуса.

Следующей в списке оказалась 45-мм пушка, установленная в танке Т-70. Её бронебойный снаряд не пробил немецкую машину на дистанции 100 метров, что оказалось вполне ожидаемо. Зато подкалиберный снаряд на той же дистанции справился и с бортом корпуса, и с бортом рубки. На дистанции 200 метров подкалиберным снарядом удалось пробить борт, рубка оказалась прочнее.


Итоги обстрела машины из 6-фунтовой танковой пушки

Пробить борт немецкой самоходной установки оказалось по силам и 57-мм танковой пушке, установленной в танке Churchill. С дистанции 500 метров броня толщиной 80 (85) мм пробивалась уверенно. Огонь вёлся из 43-калиберной версии орудия, Valentine XI/X и Churchill III/IV поставок 1943 года имели более длинноствольные орудия.


Для танковых орудий калибра 75 и 76 мм борт немецкой машины оказался сложной преградой

Хуже дела обстояли с обстрелом немецкой самоходной установки из 75-мм пушки M3, установленной в американском среднем танке M4A2. Бронебойный снаряд M61 не смог пробить борт рубки даже с дистанции 100 метров. Правда, два попадания по сварному шву, соединяющему лобовой и левый бортовой лист рубки, привели к его растрескиванию. Впрочем, тот же снаряд пробивал борт корпуса «Фердинанда» уже на дистанции 500 метров. Ещё хуже вёл себя бронебойный снаряд советской 76-мм танковой пушки Ф-34, что, впрочем, не было новостью.


Д-5С борт «Фердинанда» пробила на дистанции почти в километр

Не удивили и результаты стрельбы по борту немецкой самоходной установки из пушки Д-5С, установленной в СУ-85 . На дистанции в 900 метров ею были уверенно пробиты и борт корпуса, и борт рубки. При попадании снаряда с внутренней стороны листа происходил откол брони, осколки не оставляли расчёту боевого отделения шансов на выживание. Впрочем, к моменту появления на фронте СУ-85, а затем и других советских боевых машин, оснащенных 85-мм пушками, шансы встретиться с «Фердинандом» на поле боя заметно снизились.


Данное пробитие из Д-25Т не было засчитано. Но случись оно в реальной обстановке, расчёту «Фердинанда» было бы уже всё равно

Все перечисленные выше системы не использовались для обстрела самоходной установки с лобовой части, что и понятно: броню в 200 мм с их помощью вряд ли бы удалось пробить. Первым орудием, которое использовали для стрельбы по лобовому листу корпуса, стала 122-мм пушка Д-25, установленная в опытном образце танка ИС-2. Первый снаряд, выпущенный с расстояния 1400 метров по лобовому листу корпуса, пробил экран и срикошетировал. Второй снаряд, выпущенный на той же дистанции в рубку, оставил вмятину глубиной 100 мм и размером 210×200 мм. Третий снаряд застрял в броне, но всё же частично вошел в неё. Пробитие не зачли, но на практике такое поражение вывело бы расчёт орудия из строя. На более коротких дистанциях стрельбу в этот раз не проводили, но, как показали дальнейшие события, попадания на дистанции 1200 метров и меньше заканчивались пробитием. Испытатели же предельной дистанцией для пробития посчитали дистанцию 1000 метров.


Пушка «Пантеры» пробила самоходную установку в лоб корпуса со 100 метров

Далее последовал обстрел из 75-мм пушки KwK 42 L/71, установленной на немецком танке Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. На дистанции 100 метров лоб корпуса удалось пробить. А вот рубку с 200 метров пробить не удалось.


На эти результаты повлияли повреждения от предыдущих попаданий. Но встреча с МЛ-20 не сулила «Фердинанду» ничего хорошего

Самым же страшным испытанием стал обстрел из 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, установленной в опытном образце ИСУ-152. Второе попадание в лобовую часть корпуса привело к тому, что и экран, и лист были сломаны пополам. Не в последнюю очередь такой результат был получен из-за незаваренной амбразуры курсового пулемёта, который вновь установили на Elefant.


Наглядная демонстрация того, почему на трофейную выставку в Москву отправили другую машину

На этом испытания обстрелом было решено прекратить. МЛ-20 превратила «Фердинанд» в груду обломков. Предполагалось отправить расстрелянную машину на трофейную выставку в Москву, но позже решение изменили. Для демонстрации была взята другая машина, которую также обстреливали (вполне вероятно, это был «Фердинанд», который обстреляли летом 1943 года). В паре к ней на выставку отправилась и целая самоходная установка. Машина с бортовым номером 501 осталась на НИБТ Полигоне.

Катализатор для гонки вооружений

К появлению новой немецкой самоходной установки на Курской дуге в Главном бронетанковом управлении Красной Армии (ГБТУ КА) отнеслись очень серьёзно. Отчасти старт новых разработок спровоцировал и боевой дебют «Пантер». Конечно, с той активностью, которая началась после появления «Тигра», происходившее не сравнить. Тем не менее, уже в начале сентября 1943 года в адрес Сталина ушло письмо за подписью начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко. В связи с появлением новых образцов немецкой бронетехники он предлагал начать разработку перспективных танков и самоходных орудий.

Прямым следствием появления «Фердинанда» стало начало разработки тяжёлого танка Объект 701, будущего ИС-4. Кроме того, ускорились работы по 122-мм пушке Д-25Т, начатые ещё в мае 1943 года. Больше того, ей на замену предполагалось выпустить ещё более мощное орудие с начальной скоростью снаряда до 1000 м/с. Начались работы по созданию более мощных орудий калибра 85 и 152 мм. Наконец, снова на повестке дня появился вопрос о разработке 100-мм орудия с баллистикой морской пушки. Так началась история Д-10С, основного вооружения самоходной установки СУ-100.


Схема системы охлаждения, подготовленная НИБТ Полигоном

Всё это – лишь часть активностей, которые были запущены либо перезапущены в связи с появлением «Фердинанда». Благодаря немецкой тяжёлой САУ была «воскрешена» и советская программа по созданию электрической трансмиссии. Ею в СССР занимались ещё с начала 30-х годов, такую трансмиссию предполагалось использовать и на КВ-3 . Серийная немецкая тяжёлая машина с электротрансмиссией заставила советских специалистов вновь вернуться к этим работам. Впрочем, наши инженеры не копировали немецкие разработки. Программа, к которой имел отношение известный писатель-фантаст Казанцев (а по совместительству военинженер 3-го ранга и главный инженер завода №627), развивалась самостоятельно.


Спецификация броневых листов шасси «Фердинанда», подготовленная НИИ-48 в 1944 году

Большой интерес в СССР вызвала конструкция немецкой машины. Корпус и рубку изучали в НИИ-48 - ведущем предприятии, занимавшимся вопросами брони. По итогам изучения было подготовлено несколько отчётов. Инженеры НИИ-48 создавали броню и корпус оптимальной формы - с хорошей защитой и относительно небольшим весом. Результатом этих работ стала более рациональная форма корпусов и башен, которую стали внедрять со второй половины 1944 года сначала на тяжёлых, а позже и на средних танках.

Повлияло на эти разработки и изучение орудия, установленного на «Фердинанде». На 1944 год создание броневой защиты, способной противостоять этой пушке, стало приоритетной задачей для советских конструкторов. И справились они с ней гораздо лучше, чем немецкие коллеги. Уже к концу 1944 года появились первые опытные танки, защита которых позволяла уверенно противостоять немецкому орудию. Танки ИС-3 и Т-54 «выросли» как раз из таких наработок.

Изучались и другие элементы «Фердинанда», например - подвеска. В советской промышленности эта разработка применения не нашла, но определенный интерес вызвала. Отчёт об изучении подвески Порше был составлен по просьбе англичан.


Схема подвески «Фердинанда» из альбома торсионных подвесок, подготовленных НИБТ Полигоном в 1945 году

Наиболее важным результатом изучения немецкой машины стало появление средств для эффективной борьбы с ней. На вооружение Красной армии были приняты тяжёлый танк ИС-2 и самоходная установка ИСУ-122. Известно как минимум о двух случаях столкновения ИС-2 с «Элефантом» летом 1944 года. В обоих случаях экипаж ИС-2 под командованием лейтенанта Б.Н. Слюняева вышел победителем. Наиболее примечательным оказался бой 22 июля 1944 года: колонна 71-го гвардейского тяжёлого танкового полка шла по направлению к Магерову, когда по тяжёлым танкам из засады был открыт огонь. Танк Слюняева под прикрытием второй машины выдвинулся к перекрестку дорог. Понаблюдав 10-15 минут за засадой, ИС-2 приблизился к ней на дистанцию 1000 метров и открыл ответный огонь. В результате был уничтожен «Элефант», 2 противотанковые пушки и бронетранспортёр.

Спустя три недели этот же полк первым сразился с новейшими немецкими тяжёлыми танками Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B. Тут-то и выяснилось, что меры, предпринятые советскими конструкторами, оказались очень кстати. «Королевский Тигр» обладал более стойкой лобовой бронёй, чем «Фердинанд», что не помешало советским танкистам выиграть дуэль с новейшими немецкими танками всухую. Готовясь воевать с «Фердинандами», советская танковая промышленность подготовилась и к появлению немецкого тяжёлого танка нового поколения. В результате столь мощного качественного перевеса в танках, который вермахт получил накануне Курской битвы, летом 1944 года не случилось. А для других серьёзных попыток изменить сложившийся баланс сил у немецкой танковой промышленности не осталось времени.

Есть между Курском и Орлом
Вокзал и станция одна.
В далеком времени былом
Здесь проживала тишина.

И грянул, наконец, июль
И пятого в рассветный час
Снарядов гром и взвизги пуль

И танки ринулись на нас.

Но все ж никто не побежал,
Не дрогнули порядки рот.
И каждый мертвый здесь лежал

Лицом к врагу, лицом вперед.

Стояли пушки на холмах
Почти у самых Понырей.
Остались на своих местах

Лежать расчеты батарей.

Евгений Долматовский.

Во времена велких войн часто случается, что какое-нибудь не примечательное раньше место становится узловым для судеб мира и хода истории. Такой станет маленькая железнодорожная станция Поныри в сражениях Курской битвы. Сегодня эту станцию забыли, а в 1943-м году о ней знал весь мир.

После успешных боев под Москвой и Сталинградом советские войска совершили прорыв на Курском направлении. Образовался гигантский выступ протяженностью 550 км, который впоследствии получил название Курская Дуга.

Немецкой группировке армии «Центр» противостоял центральный фронт под командованием Рокоссовского. На пути армии «Юг» стоял воронежский фронт под командованием Ватутина. Немцы, удерживая оккупированные территории, готовили решающую операцию «Цитадель». Суть ее заключалась в одновременном ударе с севера и юга, получении возможности соединиться в Курске, образовав гигантский котел, стремлениии разбить наши войска и двинуться на Москву. Нашей целью было во что бы то ни стало не допустить прорыва и правильно рассчитать вероятность главного удара немецких армий.

Весна 1943 года. На Курском направлении возникла стратегическая пауза — 100 дней тишины. Сводки Совинформбюро неизменно содержали фразу: «На фронте ничего существенного не произошло». Тщательно работала разведка, готовились наши войска, готовились немцы. Успех будущей операции в эти дни решался обеспечением фронта боеприпасами, техникой и новым пополнением. Основная нагрузка в этом трудном деле легла на плечи железнодорожников. 100 дней тишины для них были 100 днями ожесточенной битвы. 2 июня 1943 года на Курский железнодорожный узел был совершен самый мощный налет фашистской авиации. Он продолжался без перерыва ровно 22 часа. 453 самолета сбросили на станцию Курск 2600 бомб, практически истребив ее. Возможно, на фронте было легче, нежели здесь, в тылу. А люди работали, восстанавливали паровозы, неделями не выходили из депо, чтобы обеспечить воинские грузоперевозки.

5 июля 1943 года на северном фасе началось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны — Курская битва. Рокоссовский точно рассчитал направление главного удара. Он понял, что немцы начнут наступление в районе станции Поныри через тепловские высоты. Это был кратчайший путь на Курск. Командующий центральным фронтом шел на большой риск, сняв артиллерию с других участков фронта. 92 ствола на километр обороны — такой плотности артиллерии не было ни в одной оборонительной операции за всю историю Великой Отечественной. И если под Прохоровкой было величайшее танковое сражение, где железо воевало с железом, то здесь, в Понырях, примерно такое же количество танков двигалось на Курск, и вот эти танки остановили ЛЮДИ. Противник был силен: 22 дивизии, до 1200 танков и штурмовых орудий, всего 460 тысяч солдат. Это была жестокая битва. «Обе стороны, кажется, догадываются о том значении, которое история в будущем определит ей», - пишет Пауль Каррел в книге «Выжженная земля». В курской битве принимали участие только чистокровные немцы, другим они не доверяли ничего. 17-летних у них не было. 20-22 года — это были опытные и подготовленные кадровики. Ожесточенные бои продолжались под Понырями 6 и 7 июля. В ночь на 11 июля обескровленный враг предпринял последнюю попытку потеснить наши войска и смог продвинуться за 5 дней боев на 12 километров. Но и на этот раз наступление фашистов захлебнулось. Один из немецких генералов позднее сказал, что ключ нашей победы навсегда зарыт под Понырями. 12 июля, когда шла ожесточенная битва под Прохоровкой на южном фасе, где враг продвинулся на 35 километров, на северном фасе линия фронта вернется на свои позиции, и уже 15 июля армия Рокоссовского перейдет в наступление на Орел.

Весь мир знает о танковом сражении под Прохоровкой - самом крупном за всю историю войны. Но мало кто задавался вопросом, как советский войскам удалось оперативно перебросить под Курск такую массу танков. С марта по август только эшелонов с боевой техникой на Курскую Дугу было доставлено 1410. Это в семь раз больше, чем под Москву в 1941-м. Танки прямо с платформ пошли в бой.

Курское сражение закончилось полным разгромом врага, выходом к Днепру и взятием Харькова. Первый поезд туда пришел уже на 5-й день после освобождения города. Главной задачей теперь, обеспечив наступление, не отстать от наступающих частей. Ведь уходя, немцы оставляли за собой выжженную пустыню. За паровозом за одну из шпал зацеплялся тяжелый крюк, он идет и рвет все шпалы пополам. Все, путь разъединился, по пути ехать нельзя. Идет путеразрушитель, рвет шпалы. Стык, звено подрывают. Рельсы в то время лежали 12,5-метровые. На каждом стыке и в середине стыка через 6 метров подкладывалась динамитная шашка, подрывалась и рельсы выходили все из строя. Так что и шпал нет, и рельсов нет. Это все создавало общий фон, когда работать было практически невозможно. Но все делалось.

Делалась победа. Командующий центральным фронтом генерал армии Рокоссовский писал: «Исключительный героизм проявили железнодорожники Курского узла, восстанавливая разрушения под разрывами вражеских бомб. Помни, железнодорожник! Русский солдат пройдет везде, если через каждые 20 минут мы обеспечим доставку фронту 30 вагонов с войсками, боеприпасами, вооружением и продовольствием. Сто тысяч бойцов Красной Армии пройдут там, где не пройдет олень». Наши железнодорожники не оставили оккупантам ни одного паровоза, ни одного вагона, ни одного стрелочного перевода. Взрывалось и уничтожалось все, что не могло быть эвакуировано. На этом участке поезда было очень страшно водить из-за постоянных авиационных бомбежек. Железнодорожники — очень скромные, простые труженики-солдаты Великой Отечественной войны. Без них не было бы победы не только под Сталинградом, не только на Курской дуге, вообще не было бы этой победы.

У каждого старого солдата есть сокровенная мечта еще раз побывать в тех местах, куда забрасывала его война. Что хотят они увидеть, о чем еще вспомнить, что пережить? Они знают, что ни в какой кинохронике мира нет кадров, которые хранит их память. Никто и никогда не сможет измерить их боль. Никто, кроме них, не почувствует запаха пороха, пота, сухой пыли и теплой крови. И поэтому они возвращаются.

Иди вперед, воюй, гори,
После войны когда-нибудь

Вернись в родные Поныри,
Где начинал победный путь.

Гремели в долах и лесах
Бои с зари и до зари.
Орел и Курск, как на весах,
А посредине — Поныри.

Евгений Долматовский.

По мотивам фильмов «Поезда, выигравшие войну» (автор сценария и режиссер Валерий Шатин) и «Курская дуга. Железный рубеж» (автор и режиссер Дарья Романова).



Читайте также: