Стабильный период и кризис в развитии. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Критические и кризисные периоды развития


Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития.

Восемь возрастных кризисов . Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

Для критических периодов характерны следующие особенности:

· Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

· Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

· Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

· Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Социальная психология

Методы социальной психологии.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования , в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явленияВарианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Возрастные кризисы - условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Иногда такие называют негативным результатом столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Психическое развитие человека осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З.Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л.Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец).

Возрастные кризисы могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящем под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить спонтанно, как в случае кризиса середины жизни. Они могут быть вызваны интегративными психотехнологиями, участием в духовной практике. Психологический переход к более высокому уровню благополучия, ясности и зрелости редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно отличается переходными периодами смятения и мучительных вопросов или в экстремальных случаях - периодами дезорганизации и полного отчаяния. Если эти кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17--18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13--14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. Зрелость также разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет -- когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет -- период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным -- человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий. Первая из них -- стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» -- самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева -- гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?» -- изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе -- наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия -- это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца -- это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течении 10--20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека, существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Критические периоды развития ребенка

Развитие ребенка имеет неравномерный характер. На одних этапах изменения в детской психике накапливаются медленно и поступательно (стабильные периоды), на других – они проходят бурно и быстро (критические периоды).

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. Незначительные и малозаметные для окружения изменения во время долгих стабильных периодов обуславливают, в конце концов, появление возрастных новообразований вследствие качественных прыжков в развитии во время кризисов.

Во время кр изиса ребенок за очень короткое время очень изменяется по своим основным чертам. Это революционное, бурное, стремительное течение действий как по темпам, так и по содержанию изменений, которые происходят.

Возрастной кризис – период в жизни человека, когда на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год) проявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный характер.

Особенностью переживания кризисных периодов у людей является то, что чаще всего они становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты, переживают болезненные, тяжелые переживания.

У разных детей эти периоды могут проходить по-разному: более остро или менее заметно для окружающих. Это связано с индивидуальными особенностями детей, с типом темперамента и уровнем развития их эмоциональной сферы, с условиями воспитания. Все границы переживания возрастных кризисов относительно условные. Это также связано с индивидуальными особенностями детей и процессами акселерации, которые особенно ярко наблюдаются в последние годы.

Для критических периодов характерны определенные особенности:

    Их границы крайне невыразительны, размыты. Кризис наступает незаметно, очень тяжело определить момент его начала и завершения. Резкое обострение наблюдается лишь в середине этого этапа.

    Апогей кризиса для окружения определяется в изменении поведения ребенка, его трудново спитуемости. Ребенок как бы выходит из-под контроля взрослых, становится вредным, быстро падает успеваемость в школе и снижается трудоспособность, увеличивается число конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь связана с болезненными переживаниями.

    Развитие во время кризиса имеет преимущественно отрицательный характер. В отличие от стабильных периодов развития, здесь происходит скорее разрушительная, чем творческая работа. Ребенок не только приобретает, но что-то теряет из приобретенного раннее (напомним, что возникновение нового в развитии обязательно определяет и отмирание старого). Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития, появление новообразований, которые имеют переходный характер и не собираются дальше в том же виде.

Критические периоды в развитии детей:

    Кризис новорожденного (родовой кризис).

    Кризис первого года жизни.

    Кризис третьего года жизни.

    Кризис шестого (седьмого) года жизни.

    Кризис одиннадцати-тринадцати лет жизни.

Рассмотрим характерные проявления критических периодов развития ребенка более детально, относительно к возрастным особенностям:

    Кризис новорожденного

Появляется в период острого жизненного противоречия в результате резкой смены условий пребывания ребенка – завершения перинатального (дородового) периода и его рождения, что сопровождается разрывом многих органических и физиологических связей, сменой среды, окружения.

Физически отделившись от матери, ребенок должен адаптироваться к полностью другим условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, принимать еду из вне, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.д.). Все это сказывается на его общем состоянии, повышенной чувствительности к разным неблагоприятным условиям. Основ ным физическим признаком кризиса является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Психологические проблемы связаны с особенностями адаптации ребенка к новой среде и другому способу жизни, а также с особенностями установки матери, которая до этого воспринимала ребенка как часть собственного «Я» и перестраивается на восприятие его как отдельного человеческого существа.

    Кризис первого года жизни.

Этот кризис является характерным для первого года жизни ребенка и связан с освоением окружения и речи. Если сначала жизнедеятельность младенца регулировала биологическая система, она поступательно вступает в конфликт с вербальными ситуациями, которые создаются взрослыми. Как следствие, в возрасте около года ребенок остается без надежных ориентиров в окружающей среде: биологические составляющие уже существенно деформированы, а языковые еще не настолько сформированы, чтобы ребенок с их помощью мог свободно владеть своим поведением.

В возрасте от 15 месяцев до 2-х лет дети проявляют свой характер. В поведении доминирует возражение, которое проявляется в желании делать наоборот.

Внимание родители!

Нельзя наказывать ребенка за поведение, которое естественно проявляется в его потребности познания и развития. Помните, что в этом возрасте для вырабатывания правильных социальных ориентиров и полноценного развития эмоциональной сферы ребенка очень важным является участие в воспитании обоих родителей – отца и матери.

Кризис первого года не считают острым. Установление новых отношений с ребенком, оказание ему определенной самостоятельности в дозволенных границах , терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.

Советы родителям

    Создать для ребенка условия, которые будут безопасными в его познании окружения: закройте розетки; не оставляйте доступным для него огонь, спички; Горячие блюда и напитки ставьте так, чтобы он не мог до них дотянуться и перевернуть на себя; не оставляйте его в одиночестве.

    Приучайте ребенка пользоваться разными бытовыми вещами – это позволит выработать у него навыки самообслуживания и избежать проблем с использованием их по назначению.

    Запрещая ребенку что-то, обязательно объясняйте ПОЧЕМУ.

    Необходимо, чтобы дети понимали требовательность родителей к их поведению и последовательность этих требований.

    Кризис трех лет.

Одним из последствий интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем возрасте является формирование образа собственного «Я» - центрального новообразования, которое возникает в конце этого этапа. Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельной личности, то есть у него появляются начальные формы самосознания. Все приводит к стремлению ребенка хотя бы в границах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых, что в первую очередь проявляется в его словах «Я сам!» и стремлениях делать все самостоятельно. Именно для окружающих он кажется упертым, вредным и своевольным. Этот период считают критическим в первую очередь потому, что взрослые сталкиваются с трудностями взаимоотношений с ребенком.

В основе этого кризиса – объективное противоречие между новой тенденцией развития ребенка к самостоятельному удовлетворению собственных потребностей и требованиям взрослого сохранить предыдущий стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Известна четкая когнитивная (интеллектуальная) симптоматика приближения кризиса:

    острый интерес ребенка к своему изображению в зеркале;

    обеспокоенность тем, что он выглядит в глазах других;

    заинтересованность девочек своими нарядами;

    озабоченность мальчиков собственной компетентностью, например, в конструировании;

    острая реакция на неудачи;

    настаивание на своем выборе.

Признаки прохождения кризиса трех лет:

    Детский негативизм. Проявляется в неосновательном, бестолковом, глупом противостоянии ребенка любому вмешательству взрослых, сопротивлению внешнему влиянию, демонстративному отказу исполнять требования взрослых. Ребенок вообще не хочет подчиняться взрослым. Негативизм не следует отождествлять с непослушанием. В основе негативизма – сознательное нежелание слушать советы и придерживаться определенных правил.

    Детская упертость. Одно из проявлений непослушания. Возникает в ситуациях, когда требования взрослых противоречат желаниям ребенка и намерениям, а также из-за отсутствия нормальных условий для деятельности и удовлетворения природных потребностей. Ребенок настаивает на своем требовании, на собственном решении потому, что начинает осознавать себя как личность и хочет, чтобы на эту личность обращали внимание. По сути это один из способов самоутверждения. Упертость не надо путать с настойчивостью, поскольку в ее основе находится конфликт с окружающими.

    Капризность. Близко к негативизму и упертости, но имеет больше генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. Но протест против того, что предлагают другие (например, против конкретного платьишка или рубашки, способа проведения досуга, предложенного меню и т.д.). Нередко реализуется в истерических формах: дети падают на пол, упрямится, заходятся плачем и криком, откидывает предложенные ему вещи и т.д.

    Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет быть самостоятельным. Это немного напоминает кризис первого года, но тогда не было стремления к физической самостоятельности, а теперь говорится про глубокий уровень – самостоятельность намерений, замыслов. Своеволие – своя воля. То есть настойчивость на своем выборе, даже если он хуже того, что предлагают другие.

    Обесценивание взрослых. Может проявляться в безапел ляционных заявлениях та открытом игнорировании. Родители переживают настоящий шок, услышав от ребенка «дурачок» или что-то подобное. Но в основе подобных реакций не нелюбовь и неуважение к родителям, а недостаточность опыта по выявлению разных эмоциональных реакций, умение по-другому защищать себя и свою позицию.

    Протест-бунт. Проявляется в открытых конфликтах с родителями в ситуациях, когда ожидания детей не совпадают с ожиданиями родителей, и их заставляют действовать именно по родительским представлениям. Но не каждый ребенок способен по своим индивидуальным особенностям к открытому протесту. Кое-кто использует формы скрытого протеста, который может проявляться в разном вреде и нежелании осознавать к этому свою причастность.

Советы родителям

    Не предъявляйте чрезмерных требований (всегда ориентируйтесь на возрастные возможности и состояние здоровья ребенка) и не злоупотребляйте запретами!

    В достаточной мере реализуйте разумные желания ребенка – ему необходимо:

а) познать окружающий мир;

б) развивать навыки самообслуживания;

в) определять собственные силы и способности.

    Скорректируйте инициативу и самостоятельность ребенка в продуктивное русло – найдите ему интересное и полезное занятие.

    Не становитесь на путь прямой борьбы с детской упертостью, чтобы не обострять на этом внимание самого ребенка (это будет формировать враждебность во взаимоотношениях).

    Создавайте ребенку такие ситуации, в которых бы он сам смог убедиться, что его старания напрасные.

    В беседах с ребенком ведите разговор спокойно.

    Не спешите реагировать на прихоть ребенка. Он должен привыкнуть к определенному порядку вещей и уважать ваш авторитет.

    Позвольте ребенку самому делать выбор: не навязывайте ему свое одно предложение (платье, еду, игрушку, игру и т.д.), а предложите на выбор несколько (например: «Чтобы ты хотела сегодня кушать на завтрак: кашу или картофельное пюре?» или «В каком из этих платьев ты бы хотела сегодня пойти в детский садик?»). Тогда это будет именно ее выбор и не будет причины для конфликта.

    Приучайте ребенка к управлению собой на основе восприятия и сознания актов своего поведения и его последствий.

    Содействуйте потребности ребенка в анализе результатов его деятельности, поступков, взаимоотношений с другими людьми. Предлагайте ему обговаривать все то, что и как он делает, избегая простой критики т однозначно негативных оценок.

    Учите ребенка правилам поведения и, а именно, правилам уважительного отношения с родителями.

    Показывайте собственный пример уважительного и культурного поведения.

    Не доводите взаимоотношения с ребенком к такому конфликту, когда каждой из сторон тяжело сдерживать свои негативные эмоции.

    Помните, что Вы мудрее и более опытнее в жизни, чем дети, что Вы любите своего ребенка. Это должно быть в основе Вашей модели родительского поведения.

    Стимулируйте наилучшие намерения ребенка, поддерживайте его высокую самооценку.

Желание ребенка этого возраста к самостоятельности находит продуктивное решение в форме игры, поэтому кризис трех лет легче проходит путем привлечения ребенка к игровой деятельности.

Образование образа ребенка, его «Я» - концепции происходит в общении: при доброжелательном отношении удовлетворяются потребности в признании и положительной оценке, ребенок вырастает спокойным и уверенным; негативный опыт общения провоцирует агрессию и замкнутость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

    Кризис шести-семи лет.

Этот кризис является переходным периодом, который отделяет школьное детство от младшего школьного возраста. Характеризуется потерей непосредственности и наивности, большой скованностью поведения, способностью ставить себя на место другого, умением ощущать и учитывать эмоциональные состояния окружающих. Рядом с негативизмом заметно вырастает самостоятельность ребенка, обогащается содержание его жизни : расширяются интересы, круг друзей и знакомых, сферы деятельности.

Основные признаки:

    нарушение психического равновесия, нестойкость воли, настроения;

    потеря непосредственности в поведении (заметными становятся внутренние переживания в оценке желаний и поступков, правомерности или целесообразности собственных действий);

    манерность поведения (стараясь оправдать ожидания взрослых, ребенок открыто демонстрирует даже те положительные качества, которые ему не характерны);

    симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это скрывать).

Однако далеко не все дети этого возраста способны сдерживать свои чувства, умеют управлять ими. Потеряв одни формы поведения, они еще не овладели другими. Это приносит трудности в воспитании, «замыкание» детей в себе и неуправляемости их поведением.

Если кризис трех лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, то теперь ребенок начинает осознавать свое место в свете социальных отношений, это коренным образом меняет его самос ознание. Кризис 7 лет – это период зарождения социального «Я» ребенка.

Ребенку необходимо вступать в отношения с обществом как с совокупностью людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Это выражается, в первую очередь, в стремлении ребенка идти в школу, стать учеником. Все, что касается обучения, выходит на первый план, а то, что связано с игрой, становится менее важным, хотя и не менее интересным.

Советы родителям

    Содействуйте расширению форм общения с ребенком, развитию его потребностей в диалоговом общении на правах партнеров.

    Стремитесь к установлению доверительных отношений, но не будьте в этом навязчивыми – находите необходимые слова и удачное для этого время и настроение ребенка.

    Содействуйте адекватному проявлению эмоций: объясняйте, если ребенок не знает, как себя вести в ситуациях горя и радости; будьте сами щедрыми в проявлении эмоций в подобных ситуациях.

    Помогайте ребенку подготовиться к школе: обучайте его письму, грамоте, счету; тренируйте пальчики (специальными упражнениями , приучайте к длительным и правильным манипуляциям карандашом и ручкой); соблюдению правил поведения в разных ситуациях.

    Содействуйте развитию самостоятельности ребенка: позволяйте ему самому доводить дело до конца, даже если у него это еще не очень хорошо получается.

    Вселяйте веру в ребенка, в его способности и возможности.

    Кризис одиннадцати-тринадцати лет.

Ломание старых психологических структур, характерно для этого возраста, приводит к настоящему взрыву непокорности, наглости, дерзости и трудновоспитуемости. Характерным для этого периода является снижение трудоспособности и учебной успеваемости.

Основную причину таких бурных проявлений одни психологи считают в том, что взрослые не изменяют своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым, более взрослым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие рассматривают этот кризис как прямое отображение процесса полового созревания, мало связанное с особенностями воспитания, а третьи считают, такой кризис не является проблемой и у большинства подростков его просто не бывает.

Главное содержание и специфическое отличие в развитии кризиса этого возрастного периода – переход от детства к взрослости, что проявляется в социальном и половом созревании ребенка и сопровождается стремлением к полной самостоятельности, избегания контроля со стороны взрослых, повышенным интересом к своей внешности и представителям противоположного пола, обостренным чувством справедливости.

Симптомы кризиса подросткового возраста:

    Снижение продуктивности учебной деятельности (а также возможности ею заниматься), даже в тех сферах, когда подросток одаренный. Регресс проявляется при выполнении творческих заданий, хотя способность выполнять механические задания сохраняется. Обусловлено это переходом от конкретного до логического мышления.

    Негативизм. Подросток будто отделяется от своего окружения, становится склонным к ссорам, нарушениям дисциплины, переживая одновременно внутреннее беспокойство, неудовлетворение, стремление к одиночеству и самоизоляции.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет отрицательный характер. Возможно три его варианта:

    Негативизм ярко выраженный во всех сферах жизни. Длится такое от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбужденным или же наоборот равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдается у 20% подростков.

    Приблизительно 60% подростков проявля ют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию не негативное влияние среды (семейные конфликты, угнетающая атмосфера в школе).

    У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется.

Все это дает возможность сделать допущение, что негативизм обусловлен недочетами педагогического подхода.

Интересно, что родители и учителя связывают трудности воспитания не с кризисом и не с докризисным периодом, когда собственно и начинается процесс разрушения старых психологических структур, а с периодом после кризиса (14-15 лет). Объясняется это прежде всего неэффективностью действия в новых условиях старых воспитательных подходов и неумением находить другие, которые бы большей мерой соответствовали этому послекризисному периоду, настоящим интересам и потребностям детей.

Советы родителям

    Расширять круг социальных ролей подростка (сына/дочери, внука/внучки, родственника, школьника, ученика, друга, ровесника, члена детской организации, гражданина и т.д.), раскрывать их морально-этическое содержание.

    Создавать больше ролевых нагрузок.

    Давать больше самостоятельности и ответственности.

    В своих высказываниях, действиях не терять авторитет справедливых и рассудительных родителей.

    Стараться меньше критиковать детей и их поступки.

    Переключать заостренное внимание подростков на сво ю внешность на внимание к внутреннему состоянию.

    Содействовать формированию у ребенка адекватной самооценки.

    Создавать условия для самообразования и самовоспитания ребенка, определенности к наклонностям и профессиональным вкусам.

    Содействовать духовному развитию личности, закреплению морально-этических норм и правил поведения.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемыекритические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития

    К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития .

    Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .

    Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

    Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

1) Определенная неотчетливость границ начала и конца, резко выраженная кульминация кризиса (связана с мобильностью возрастных границ), т.е. кризис возникает и кончается незаметно, но середина представляет собой резкое обострение.

2) Ребенок меняется в целом за короткий срок.

3) Трудновоспитуемость ребенка, конфликтность внешняя и внутренняя.

4) Негативный характер развития - на первом плане - отмирание уже сформи­ровавшегося на предыдущей ступени (например, падение успеваемости). За негативными чертами стоит позитивное развитие личности. Возникают но­вообразования. Например в 3 года «неуправляемость» приводит к формиро­ванию самостоятельности.

5) Внутренняя растерянность, переоценка других и себя.

Современные исследователи определяют кризис как приобретение опы­та преодоления.

6. Мобильность возрастных границ.

7. Уровни психического развития не могут быть измерены постоян­ными методами, они должны быть соотнесены тем требованиям, которые предъявляет общество к психическому развитию.

8. Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на пси­хическое развитие личности вне ее собственной активности.

9. Индивидуализация возрастного развития:

индивидуальны сроки наступления возраста,

Сензитивность отдельных воздействий для конкретного индивида различна,

Различен темп, ритм приближения к зрелости,

Существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта дея­тельности и личности.

10. Неравномерность отдельных сторон психического развития.

11. Гетерохронность - несовпадение физической зрелости с социальной или гражданской или умственной работоспособностью.

Например, акселерация - процесс ускорения развития детей.

Причины акселерации:

Радио- волновые колебания (особенно в годы создания первых радио), первые взрывы атомных бомб (особенно в 1945 г.), изменение рациона питания, изменение радиационного фона Земли, развитие средств транспорта и связи, урбанизация населения.

Акселерация вызвала следующие проблемы:

Рост преступности среди несовершеннолетних,

Изменение государственных стандартов мебели,

Ранняя рождаемость,

Проблемы обучения и ообразования,

Проблемы образования семей среди несовершеннолетних.

Группы детей по уровню психического развития:

Одаренные, талантливые - около 5%,

С нормальным психическим развитием,

С задержкой психического развития,

Умственно отсталые дети, дети с сенсорными дефектами, дети с от­клонениями в психическом развитии -15-20%

Причины задержек психического развития:

Перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, не связанные с глубоким поражением головного мозга,

Нарушение деятельности анализатора, расстройство речи,

Неблагоприятные социально-психологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР:

1) ограниченный объем восприятия и внимания,

2) страдают все виды мышления,

3) основной прием запоминания - зубрежка,

4) крайняя неустойчивость внимания, слабая концентрация,

5) бедность речи,

6) бедность мышления, особенно словесно-логического,

7) незрелость воли, эмоций, низкий навык самоконтроля,

8) недоразвитие моторики,

9) повышенная истощаемость нервной системы приводит к низкой работоспо­собности.

Психология нормально развивающегося ребенка: веселость, жизнерадостность, нечастые и непродолжительные слезы, спокойный, достаточный сон и аппетит, ежедневные заметные умственные успехи,

рано сказывается самостоятельность ребенка в играх, времяпровождении, плотно сомкнутые губы, прямолинейные брови и пр.

Характеристика одаренных детей:

ребенок чувствует разницу с другими детьми,

прекрасная память,

способность к длительному сосредоточению,

сам себе выбирает занятие, а не принимает предложения взрослых,

высокий уровень интеллекта,

красноречие, умение ясно выражать свои мысли,

личная независимость.

12. Психическое развитие определяется социальной ситуацией раз­вития.

Социальная ситуация развития - своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной (специфичны для каждого возраста) - или отношение ребенка к социуму.

Или - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений, которое определяется социальным окружением.

Или - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних усло­вий, типичное для каждого возрастного этапа.

Ломка социальной ситуации является критическим периодом в развитии ребенка.

13. На типичное развитие оказывает влияние ведущая деятель­ность, которая определяет появление новых психических образований, при­сущих данному возрасту (Леонтьев А.Н.)

Ведущий вид деятельности ребенка - определяет наибольшие успехи в раз-витии его познавательных процессов - такой вид деятельности, который оказывает преимущественное влияние на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерен именно для данного возраста..

Ведущий тип общения - в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности

и общения.

Система взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм обще­ния - механизм смены ведущих деятельностей (Эльконин Д.Б.):

1. Эмоционально-непосредственное общение - общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. Предметно-манипулятивная деятельность - деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначе­нием и без активного взаимодействия со взрослыми.

3. Сюжетно-ролевая игра - сочетание игровой деятельности с общением, ими­тирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее фор­мы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет.

4 Учебно-познавательная деятельность - сочетание учебной деятельности и межличностного общения, доминирующее в младшем школьном возрасте в пределах от 6-7 до 10-11 лет.

5. Профессионально-личностное общение - сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом воз­расте, от 10-11 до 14-15 лет.

6. Морально-личностное общение - общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от 14-15 до 16-17 лет.

При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, не исчезают - к уже сформиро­вавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновре­менно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятель­ности и общения.

14. Возникающие психические новообразования постоянно усложня­ются.

Новообразование - психическое образование, появляющееся в определенные возрастные периоды.

Новые качественно своеобразные психологические образования, характер­ные для определенного возраста.

Реальные новообразования могут не совпадать с паспортным возрастом

Социализация - процесс превращения биологического существа в человеческую личность - процесс формирования личности в определенных социаль­ных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведе­ния, которые приняты в обществе или группе.

Этапы социализации:

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации - от рождения до подросткового периода - ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди дру­гих, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подрост­ковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» ха­рактеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3. Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество». Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же не принимаются, то возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо­действий с окружающими,

Изменение себя в целях «стать"как все»,

Появление конформизма, внешнего соглашательства, адаптации.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает со­циальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ:

Осознание своей тождественности - младенческий возраст,

Осознание своего «Я» как активного деятельного начала - 3 года.

Осознание своих психических свойств и качеств - младший школьник, под­росток,

Осознание социально-нравственных качеств и норм поведения - ранняя юность

УРОВНИ (ЗОНЫ) РАЗВИТИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ:

уровень (зона) актуальногоразвития - характеризует наличные особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день - т.е. это то, что ребенок может делать сам, без помощи взрослого,

уровень (зона)ближайшегоразвития - ребенок оказывается не в состоянии решить что-либо при помощи взрослых

3.4. Периодизация психического развития.

Существуют различные точки зрения на возрастную периодизацию раз­вития человека. Любая периодизация условна, и замечает социальные, физиче­ские и психические (качественные) изменения,

Например, существовали следующие периодизации:

1. периодизация на основе процессов психического развития и других процес­сов, связанных с психическим развитием,

2. в основу периодизации бралась только одна сторона детского развития, 3. в основу периодизации была положена существенная особенность детского психического развития - носит внутренний характер, отражающий психиче­ское состояние развития.

4. отечественные психологи (Выготский Л.С., Блонский, Эльконин Д.Б., Давы­дов) определили следующие положения по возрастной периодизации:

О стадии возрастного развития изменяются для всех исторических

эпох одинаково,

О каждый возрастной период нужно изучать с учетом предшествую­щего периода,

О психическое развитие - динамический процесс, главное условие ко­торого - сотрудничество с другими людьми,

О основа возрастной периодизации - критерии новообразования, ве­дущей деятельности, социальной ситуации развития.

Итак, детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на сле­дующие семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет,

4. Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.

6. Подростковый возраст (или средний школьный): от 10-11 до 13-14 лет.

7. Ранний юношеский возраст (или старший школьный): от 13-14 до 16-17-лет.

Каждый из этих периодов имеет особенности и границы. Каждый психо­логический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучена и воспитания,

Весь процесс детского развития в целомможно разделить три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет),

младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с 1 по 4-5 классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с 5 по 11 класс школы).

Итак, любая периодизация имеет 2 выраженных резких перехода.

Первый - переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет»,

Второй - переход от младшего школьного возраста к подростковому, извест­ный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созрева­ния». .

Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет пре­одолен кризис.

Существуют общепринятые определения понятий: развитие, созре­вание, становление, психическое развитие, возраст, виды возрастов и пр.

В отечественной психологии определены основные закономерности психи­ческого развития человека.

В современных исследованиях большое внимание уделяются детям с не­нормальным темпом психического развития (одаренным детям, детям с за­держкой психического развития и др.). Определяются условия, причины отставания или акселерации развития, а также возможные пути коррекции от­ставания развития.

В отечественной психологии общепринята периодизация возрастного раз­вития человека, основанная на следующих положениях: ведущая деятель­ность, социальная ситуация развития и новообразования.

Переход с одного возраста на другой может быть критическим и литиче-ским. В отечественной психологии дается определение кризиса (критиче­ского периода) и определяются некоторые пути сглаживания особенностей кризиса.

Контрольные вопросы

1. Что является источниками и движущими силами развития челове­ка?

2. Что является факторами развития человека?

3. Что такое психическая депривация? Как можно избежать этого явления?

4. Назовите виды депривации.

5. Какие существуют основные Закономерности развития человека?

6. Каковы основные положения общепринятой периодизации воз­растного развития человека?

7. Почему основная периодизация останавливается на юношеском возрасте?

8. В чем отличие периодизаций Л.С.Выготского, Д.Б.Элысонина, Блонского и А.В.Петровского?

9. Дайте характеристику возрастов на основе общепринятого деления возрастного развития.

Главное в человеке - это начало. Не детство, а именно начало. Это мысли отца, настроение матери, это большие или маленькие со-бытия, которые происходят в тот момент, когда жизнь зарождается.



Читайте также: