Юбилей со дня рождения самуила яковлевича маршака. Фотоотчет «День рождения Самуила Яковлевича Маршака в группе Жизнь, посвященная детям

Юлия Анашкина

3 ноября 1887 г. Родился известный нам всем детский писатель Самуил Яковлевич Маршак .

Жизнь, посвященная детям

Все свое творчество поэт посвятил детям. Его стараниями в Краснодаре был открыт детский театр, в революционном Петрограде он начинает выпускать журнал для детей «Воробей» . Каждое его произведение можно назвать шедевром – практически все детские стихи до сих пор знают и любят как дети, так и взрослые.

Много лет Самуил Яковлевич был руководителем Детгиза в Ленинграде. Не все знают, что поэт из собственных средств помогал интернату в Литве для еврейских детей, ставших сиротами в результате Холокоста. Помимо детской поэзии, поэт серьезно занимался переводами. Благодаря его трудам мы можем ознакомиться с классическими произведениями зарубежной литературы – поэмами Шекспира, Бернса, сказками и стихами Киплинга и других.

За свой бесценный вклад в советскую литературу Маршак неоднократно был награжден Сталинской и Ленинской премиями, орденами Ленина, Отечественной войны и Трудового Красного Знамени.

Событие "130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака - 03 ноября 2017 года" будет проведено в период с 03.11.2017 по 03.11.2017

В его 130ти летний день рождения нашу группу посетили гости других групп под руководством логопеда, и рассказали нам стихи. На примере выразительного чтения Василина, гостям в ответ тоже прочла стихи Маршака . В ходе этого развлечения ребятки проявляли интерес к происходящему, слушали чтецов, научились выбирать, путем голосования, наиболее понравившееся произведение.





Публикации по теме:

Воспитатели: Шарипова Е. А. Сулейменова А. А. Ни один человек не вырос без сказок К. И. Чуковского! 31 марта в нашем саду дети подготовительных.

Четвертого августа - День рождения светофора. В нашей группе весь день был посвящен этой дате. Утром детей встречал гид, который приглашал.

Особенное детство Год экологии Акция: «Берегите природу!» «День рождение у природы» 5 июня «Всемирный день охраны окружающей среды». Главной.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша любимая столица отметила 870-летие! Хочу представить фотоотчет как мы в нашей группе «Светлячок» провели.

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Посмотрите как незатейливо, но по- своему интересно проходят у нас в группе празднование дней рождений.

26 июня день рождения зубной щетки. И мы с воспитанниками нашего детского сада решили отпраздновать это событие. Сначала мы просмотрели презентацию.

В детском саду в группе давно сложилась традиция отмечать дни рождения у детей. Цель данной традиции: 1. Развивать способность к сопереживанию.

Среди праздничных мероприятий - открытие памятника Самуилу Яковлевичу в Москве, запуск литературного поезда «Поэзия в метро» в московском метро и выпуск лимитированной серии проездных билетов по произведениям Маршака. Народные детские чтения его произведений в крупнейших городах России совместно с проектом «Живая классика».

Самуил Маршак - поэт, классик детской литературы. Он писал философские стихи, лирические эпиграммы, антифашистскую сатиру. Переводил Бернса, Шекспира, Блейка, Киплинга, Александра Милна, Джанни Родари, сказки разных народов. Перу Маршака принадлежат знаменитые детские сказки «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи» и многочисленные дидактические произведения - «Пожар», «Почта», «Война с Днепром». Корней Чуковский называл стихи Маршака триумфом детской поэзии. Он возглавлял журнал «Новый Робинзон», где собирались будущие знаменитости, руководил ленинградской редакцией «Детгиза», где создавалось огромное полотно «большой литературы для маленьких», как определял дело всей своей жизни Маршак. И ребятня XXI века знает о почтальоне с толстой сумкой на ремне и о даме, потерявшей собачонку. Стихи Маршака постоянно живут в человеке, будь ему хоть четыре, хоть восемьдесят четыре года. Они из детства - и этим сказано все. В 1961 году вышел сборник статей «Воспитание словом» - итог большого творческого опыта писателя. А в 1963 году была опубликована последняя книга Маршака - «Избранная лирика».

Литературный досуг «С.Я. Маршак - лучший друг детей»

для детей старшей группы

Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.
Задачи:
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Создать у детей радостное праздничное настроение.
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака. Подготовка необходимых атрибутов.
Сценарий досуга.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья.

1 Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга )

2 Ведущий:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Автор стихов: Ю. Энтин)

1 Ведущий:
- В 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения известного и любимого детского поэта- Самуила Яковлевича Маршака. Сегодня у нас в гостях книги этого замечательного писателя, поэта и драматурга. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки )

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь )

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед )

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги )

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 Ведущий:
- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.
Давайте послушаем некоторые из них.

Дети по очереди выходят и читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке».


Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Зебры

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Белые медведи

У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!

Совята

Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Страусенок

Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Пингвинята

Мы - два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица - наша мать?
Где ее нам отыскать?

Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы - пингвины.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Эскимосская собака

На прутике записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко!

Я тигренок, а не киска !

Гиена

Захрапели носороги,
Дремлет страус длинноногий.
Толстокожий бегемот
Лег спокойно на живот.

Спит верблюд, согнув колени.
Но не спится мне - гиене!
Настает моя пора:
Буду выть я до утра.

Днем молчала я угрюмо
Я боюсь дневного шума
Но зато мой хриплый смех
По ночам пугает всех!

Даже львы меня боятся...
Как над ними не смеяться?

Обезьяна

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Кенгуру

Длиннохвостый кенгуру
Погулять зовет сестру,
А сестра сидит в мешке
У мамаши на брюшке.


Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!

1 Ведущий:
- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором):
- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:
Дети (хором):
- ...Покатился в огород, докатился до ворот.
Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.

2 Ведущий:
- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»


2. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»


3. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»

1 Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».

Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

2 Ведущий:
- Мы приглашаем всех ребят спеть песенку «Теремок».

Стоит в поле теремок-теремок

Он ни низок, ни высок, ни высок.

Все зверушки в Теремок собрались,

И веселые деньки начались

Нам не страшен ни медведь, ни лиса.

Дружа может здесь творить чудеса!

В Теремочке будем весело жить,

Сказки слушать, чай с малиною пить.

1 Ведущий:
- Ребята, чем отличаются русская народная сказка «Теремок» и сказка, которую написал Маршак? (Ответы детей.)

А вот еще одна известная сказка

На дворе - высокий дом.
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер -
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.

У нее, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах сережки.
На сапожках -
Лак, лак.
А сережки -
Бряк-бряк.

Платье новое на ней,
Стоит тысячу рублей.
Да полтысячи тесьма,
Золотая бахрома.

Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку -
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!

Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Золотая бахрома.

Да не так ее тесьма,
Как угодья и дома.
Про богатый кошкин дом
Мы и сказку поведем.
Посиди да погоди -
Сказка будет впереди!

Рассказчик
Слушайте, дети:
Жила-была кошка на свете,
Заморская,
Ангорская.
Жила она не так, как другие кошки:
Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Теплым одеялом
И в подушке пуховой
Утопала головой.

Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом - широкий двор,
С четырех сторон забор.

Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тетке
Два племянника-сиротки.
Постучались под окном,
Чтобы их впустили в дом.

Котята
Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!

Кот Василий
Кто там стучится у ворот?
Я - кошкин дворник, старый кот!

Котята
Мы - кошкины племянники!

Кот Василий
Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!

Котята
Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели...
Скажи своей хозяйке!

Кот Василий
Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок!

Кошка
С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?

Кот Василий
Котята были у ворот -
Поесть они просили.

Кошка
Какой позор! Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.

2 Ведущий:
- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки.

1 Ведущий:
- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин .
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
- Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!

2 Ведущий:
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.
Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!

Ведущие:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.


Звучит музыка. Под музыку дети выходят из зала .


3 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. «Вот какой рассеянный», «Почта», «Багаж»… Останови на улице любого взрослого, и он процитирует эти стихи по памяти.


В юбилейный год мэр Москвы одобрил установку памятника поэту на Лялиной площади, на маршруте Москва-Воронеж появился именной маршаковский поезд с детской библиотекой, еще один поезд Маршака будет курсировать в столичном метро, по всей стране проходят стихотворные конкурсы и чтения, и, конечно же, выпускаются книги. Издательство «Малыш» приурочило к юбилейной дате четырехтомник «Мой Маршак».

В него вошли все наиболее востребованные читателями детские произведения Самуила Маршака: стихи, сказки, повести в стихах, пьесы, баллады и переводы английской поэзии. В книгах использованы иллюстрации классиков иллюстрации В.Лебедева, Ю.Коровина, А.Каневского, М.Митурича, М.Скобелева, А.Елисеева и многих других.

«Эти книги я держу в руках с удовольствием. Мне нравятся обложки, деликатно и хорошо подобранные иллюстрации, качество печати. Они получились красивые и, безусловно, доставили бы деду большую радость», – так отозвался о юбилейном издании внук поэта Александр Маршак.

У каждого из нас свой Маршак. Юбилей любимого детского поэта – самое время об этом вспомнить. В сети Инстаграм стартовал флешмоб #моймаршак, который продлится до конца года и принесет победителям подарочные книги от издательства «Малыш». Условия участия просты – проиллюстрировать конкурсный тег в свободной форме: фотографией, воспоминанием, рассказом о том, какую роль сыграли произведения Маршака в вашей жизни.


Детская поэзия – лишь малая часть таланта Маршака. Его перу принадлежат блестящие переводы Уильяма Шекспира, Роберта Бернса, Редьярда Киплинга, Александра Милна и других писателей. Он основал первый в России детский театр, участвовал в создании детских журналов и возглавлял первое детское издательство «Детгиз». Писал превосходную «взрослую» лирику и сатиру. Дружил с ярчайшими деятелями литературы и искусства и в жизни многих из них принял живое участие: привел в детскую литературу поэтов-ОБЭРИУтов Д.Хармса, Н.Олейникова, А.Введенского, Н.Заболоцкого. Редактировал и утверждал к печати первые произведения В Бианки, Б.Житкова, Е.Шварца. Защищал коллег от нападок власти, поддерживал материально и спасал от тюрьмы. За почти полвека творческой деятельности Самуил Яковлевич Маршак четырежды становился лауреатом Сталинской премии и один раз лауреатом Ленинской.

Каждое слово в стихах Маршака – как крохотный винтик или колесико внутри часов – стоит на своем месте и помогает работе всего механизма. Оттого эти пружинистые и четкие стихи так весело произносить вслух и так легко запоминать детям XXI века.

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887 году, его раннее творчество отметил известный критик , который пригласил молодого литератора (на тот момент Маршаку было семнадцать) в Петербург и познакомил с Горьким.

В первые годы — даже десятилетие — своей литературной деятельности Маршак писал на вполне взрослые темы. Например, выпустил цикл стихов под названием «Палестина», цикл сионистских стихов (они появились после его продолжительной поездки на Ближний Восток в начале 1910-х годов и проживания в Иерусалиме). Кроме того, два года прожил в Англии и учился в Лондонском университете — именно там он обратил внимание на английский фольклор и начал переводить британские баллады и ирландские лимерики. После революции перебрался на юг России, в Екатеринодар (сейчас Краснодар), где

под псевдонимом писал антибольшевистские фельетоны --

этот факт его биографии, кстати, тщательно скрывался в советское время, хотя именно в то время он впервые начал писать для детей и даже организовал детский театр.

А вот после возвращения в Петроград в начале 1920-х Маршак и становится на тот путь, который его прославил.

Уже в 1923-м выходят его первые книги, предназначенные для детей — там и переводы («Дом, который построил Джек»), и оригинальные стихи — например, «Сказка о глупом мышонке».

Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком

Стихи Маршака отличали напрашивающиеся рифмы и запоминающиеся рефрены — и это делало его творчество очень понятным детям. В «Мышонке», например, постоянно повторялось двустишие:

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок

И даже печальный конец (единственным понравившимся голосом для мышонка стало мурчание страшной кошки) не пугало детей. Хотя Маршака — как и, например, — много позже, уже в наше время, обвиняли в излишней жестокости его детского творчества. Что, разумеется, истине не соответствовало.

Маршак знал, для кого он писал, и умел подстраиваться под восприятие своего читателя. В 20-е он издавал детский журнал «Воробей», в котором печатал произведения , Виталия Бианки и — признанных мастеров детской литературы. Он вел «Литературный кружок» при ленинградском Дворце пионеров, а в 1934 году, на Первом съезде советских писателей, делал доклад о литературе для детей.

Три мудреца в одном тазу

Его переводы английских детских дразнилок становились частью отечественной литературы, получая новый смысл, зачастую далекий от оригинала. Потешка о жителях деревеньки Готэм («Three Wise Men of Gotham») превратилась в простую и понятную считалку, правда, совершенно наднациональную:

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.

А переведенная им история про «Шалтая-Болтая» подарила русскому языку выражение «Вся королевская рать».

И даже типично английский парень по имени Робин стал очень близким советским детям персонажем по имени Робин-Бобин, который кое-как подкрепился — натощак:

Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен,
Да еще и недоволен!

«Я знаком c читателем двухтысячного года!»

Даже в тех стихах, которые поднимали взрослые темы, он умел находить нужные слова, чтобы они были понятны самым юным читателям:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Или его поэма (а точнее, «памфлет») «Мистер Твистер» — про богача, решившего приехать в советский Ленинград:

Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.

С возрастом дети могли забыть перипетии сюжетов, но цитаты вроде «ищут пожарные, ищет милиция» или «владелец заводов, газет, пароходов» оставались в нашей коллективной памяти на всю жизнь — и любой человек, выросший на стихах Маршака, понимал отсылку.

И не напрасно продолжение четверостишия «Читатель мой особенного рода» звучало так:

Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Он действительно был знаком — его читатели из нового века были детьми, внуками и даже правнуками тех, кто читал произведения Маршака, когда сам еще был ребенком, и любовь к которым они пронесли через всю свою жизнь.



Читайте также: