Великие пирамиды. Погребальные обычаи и обряды Сохранение тел умерших

Она обычно разделяется на три периода. В IV-II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период paннeгo Древнегo мира). В конце II-I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних гocyдарств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти гocудapcтвa вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира - античной Греции и Древнего Рима.

Предпосылки возникновения гocyдapcтвa

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались нeпосредственно eгo членами. При возникновении споров выход нaxoдили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с дрyгими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была огpаниченной. Их власть распространялась на узкий кpyг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого . Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение котopoгo обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая гpуппа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы coдepжать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения гocудapcтвa. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена , обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние гocудapcтвa развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли , но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала цeнностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства - Нижний и Верхний Египет. В 3118 г, до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним, Столицей Hовoгo государства стал город Meмфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем 1 династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем ), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др,). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2З16-2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, цapствовавшую полтора столетия.

На рубеже 111 - 11 тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (нaxoдилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних гoсударствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, гдe они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большогo значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Bepxнeгo Египта с Нижним было захвачено 120 тыс.человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в "гoворящее орудие", которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регyлярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину , Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им свuим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль игpало сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала онределенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, eгo воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и paбов. Наместниками фараона чаще вceгo назначались eгo pодственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имушеством фараона и eгo приближенных, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов - пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХУII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид - Хеопса - считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны - 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, - около 5 млн, 750 тыс, тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, Beдyщих к гробнице фараона, После eгo смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в хх веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении новогo фараона и должна была завершиться ко времени eгo смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупногo гoсударства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгpаничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимогo двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то ка остается на земле и вселяется в мумию покойнoгo или eгo статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании как мoг выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвы ми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погyбил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме тогo, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единогo бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена гpaмотность, Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, гдe рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

Французский ученый Ж Шампольон (1790.-....1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

3начительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства.Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.


Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocуаapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Пирамиды, как часть погребально-ритульных комплексов фараонов , значительно отличаются от мастаба - гробниц знати. Почему гробница фараона приняла форму правильной пирамиды до сих пор до конца не ясно, хотя по этому поводу высказывались различные догадки. Наиболее вероятным следует считать мнение, рассматривающее пирамиду как поставленные друг на друга мастаба. Именно это объясняет ступенчатое построение древнейших типов пирамид.

Гробница всегда состояла из ряда помещений, повторяющие жилые покои и хозяйственные части жилищ. Исследователи не раз обращали внимание на то, что могилы египтян - это своеобразные кальки их земных жилищ. В этом нет ничего удивительного, поскольку древние собирались продолжать жить уже после смерти. Значит, и все вокруг должно быть таким же, как и при земной жизни. Конечно, для того, чтобы возвести такую гробницу нужно было быть не бедным человеком. Точно также бальзамирование тела требовало немалых средств. Поэтому неимущие слои населения в Древнеим Египте довольствовались в лучшем случае простой ямой, причем, разумеется, труп хоронился без бальзамировался. Вот эту схожесть с земными домами нужно иметь ввиду, рассматривая планировку могил.

Гробницы III-IV династий, так называемые мастаба (арабское слово, которое значит «скамья») представляли собой прямоугольное здание со слегка наклонными стенами и плоской крышей. Сама погребальная камера, очень небольшая по размерам находилась под землей и в нее вел наклонный коридор или вертикальная шахта. К камере примыкали другие помещения мастабы - кладовые и своеобразная капелла для совершения обрядов. Эти помещения часто были друг от друга полностью отделены глухими стенами. Число кладовых и капелл, так же как их размеры, могло быть довольно различным - это зависило от состоятельности покойника и его семьи.


В пирамиде также имелся погребальный покой, куда вели длинные коридоры. До сих пор, правда, неясно предназначено ли было это помещение для реального захоронения. Или оно строилось для чрезвычайно важных с точки зрения древних египтян ритуальных обрядов, а само тело фараона хоронилось совсем в другом месте. Пока ни в одной пирамиде не было найдено ни одного тела фарана, как не найдено их тел и вне приписываемых им пирамидным комплексам. Ряд исследователей, в частности Захи Хавасс, склоняются к тому, что пирамиды никогда не предназначались для реальных похорон, а были частью ритуально-погребальных комплексов, необходимых для ритуалов воскрешения и вознесения фараона на небо.

Тем не менее, пирамиды можно рассматривать как продукт определенной эволюции традиций строительства реальных гробниц. Капелла, превратившаяся в заупокойный храм, устраивалась в специальном здании, сообщавшемся с пирамидой. Пирамиды имели значительную высоту; наибольшая из них, пирамида Хеопса , имела первоначально высоту 146,6 м, теперешняя же ее высота, вследствие обвала и разрушения верхушки - 137 м.

В Среднем царстве появляются два новых типа гробниц. Один представлял комбинацию мастаба и пирамиды. В большинстве случаев это было двухэтажное здание от 4 до 10 м в высоту, выстроенное из кирпича.

Другой тип - это гробницы, высеченные в скале, образцом которых может служить гробница Хнум-хотепа в Бени-Гассане. Фасадом ее служит портик, поддерживаемый двумя канелированными колонками, ее капелла представляет собой прямоугольную залу с четырьмя колонками того же типа. В глубине капеллы, прямо напротив входа - ниша, где находилась статуя покойника.

От Среднего царства дошли до нас также остатки нескольких кирпичных пирамид, значительно меньших и худших, чем те, которые известны от Древнего царства.

В Новом царстве наиболее частым типом является такая гробница, в которой, в целях предохранения от разграбления, погребальные покои располагались под землей, капелла же - на поверхности земли.

Таким образом, можно констатировать, что в Древнем Египте строительство погребальных сооружение прошло длительный путь эволюции. В этом пути было несколько ответвлений. Один из них - это сооружение пирамид, которые при всей, на первый взгляд несхожести с прежними гробницами египтян, восприняли многие традиции погребального зодчества, существовавшие ранее.

В определенном смысле, пирамиды - результат эволюции погребального зодчества в Древнем Египте.


Также интересно будет посмотреть.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине , Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию , подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества .

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований


Похожая информация.



Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20-25 лет. Но цифра в 100 000 рабочих вызывает у современных учёных сомнение. По их расчетам только 8000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу. Было израсходовано 1600 талантов (по современным расценкам 25-30 млн $). Многие люди хотели принять участие в строительстве пирамиды. Это объясняется тем, что рабочим предоставляли жильё, одежду и платили небольшое жалование. На строительстве работали крестьяне, которые в период разлива Нила были свободны от полевых работ. В каменоломнях на восточном берегу Нила вырубались и обтёсывались огромные глыбы, которые потом по брёвнам тащили к реке. Парусная лодка переправляла рабочих и блок на другой берег Нила. Затем по бревенчатой дороге волоком доставляли эту глыбу на строительную площадку. Тут наступала очередь самой опасной и тяжёлой работы. По наклонному въезду с помощью канатов, блоков и рычагов её укладывали на нужное место с такой точностью, что между блоками нельзя было просунуть лезвие ножа. Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовались связующие вещества. Каждый блок весил более 2 тонн. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «Камерой Царя». По современным оценкам пирамиду строили в течение примерно 20 лет 20-25 тысяч наемных рабочих, которых щедро кормили, а не рабы, как считалось ранее.
Есть версия, которая достаточно хорошо объясняет, как была построена пирамида и точность подгонки отдельных блоков. Это версия состоит в том что пирамида построена из бетонных блоков, созданных фактически путем постепенной поднятии опалубки и изготовлении блоков сразу на местах - отсюда и такая точность подгонки.
В работах некоторых исследователей как, например, сэра Уильяма Флиндерса Петри «Пирамиды и Храмы Гизы», и в работе Кристофера Данна «Загадка древних египетских машин», а также подтверждёнными фото- и видеосъемками во время экспедиции под руководством Александра Склярова, после внимательного исследования идеально сохранившихся блоков наружной отделки и внутреннего пространства пирамид были найдены следы, которые были интерпретированы ими как машинная обработка камня, что заставило этих исследователей поставить под вопрос авторство и время строительства пирамид.
Со времён античности в пирамиду Хеопса никто не заходил, хотя нисходящий туннель посещался ещё в римские времена, о чём свидетельствуют надписи в подземной камере; описание этой камеры было сделано Страбоном. Первым, кто проник в пирамиду после римлян, был халиф Абу Джафар аль-Мамун (сын Гаруна аль-Рашида) в 832 г., прорубив ход длиной более 17 м (именно через него в наше время туристы попадают внутрь пирамиды). Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил там только слой пыли толщиной в пол-локтя.
Солнечная лодка Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.
Вход в пирамиду находится на высоте 14 метров, на её северной грани. Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. Уже в Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу, мы встречаемся с мотивом поиска этим царём «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передаёт рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды. У Геродота же мы впервые встречаем распространённое мнение о том, что Хуфу заставил всех египтян работать на строительстве. В действительности же отряд строителей был хоть и велик, но вполне ограничен.
Внутри пирамиды Хеопса находятся две погребальные камеры, расположенные одна над другой.
Строительство первой, самой глубокой камеры («ямы») не было закончено. Она вырублена в скальном известняковом основании. Чтобы попасть в неё, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося (под углом 26,5 градуса) прохода, который затем переходит в горизонтальный коридор длиной около 9 м. Размеры камеры 14?8,1 м, она вытянута с востока на запад. Высота достигает 3,5 м. Посередине камеры имеется колодец глубиной около 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7?0,7 м в сечении), заканчивающийся тупиком.


От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5 градуса идёт на юг восходящий проход длиной около 40 м, оканчивающийся в нижней части Большой галереи. В своём начале, восходящий проход содержит 3 большие кубические гранитные каменные «пробки», снаружи, из нисходящего прохода, нижняя была замаскирована выпавшим случайно при работах Аль-Мамуна блоком известняка, да так что примерно 3 тысячи лет считалось что в Большой Пирамиде иных помещений, кроме нисходящего прохода и подземной камеры, нет. Аль-Мамуну не удалось пробить эти пробки, и он просто выдолбил в более мягком известняке обход справа от них. Этот проход используется до сих пор, а пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места. По поводу пробок существует две основные теории, одна из них основывается на том, что в некоторых местах выше восходящий проход чуть уже пробок, она считает что пробки были вообще установлены в начале строительства и т.о, восходящий проход был запечатан ими с самого начала. Вторая утверждает, что имеющееся ныне сужение стен вызвано землетрясением, а пробки хранились в имеющемся пазе Большой Галереи и были использованы для запечатывания прохода только после похорон фараона.
Важной загадкой этого участка восходящего прохода является то, что в том месте, где сейчас расположены пробки, в полноразмерной, хотя и укороченной модели ходов пирамиды - т. н. коридорах испытаний к северу от Большой Пирамиды - имеется стык сразу не двух, а трёх коридоров, третьим из которых является вертикальный колодец. Поскольку пробки до сих пор никто не смог сдвинуть с места, вопрос есть ли над ними вертикальный лаз, остаётся открытым.
В середине восходящего прохода конструкция стен имеет особенность - в трёх местах установлены так называемые «рамочные камни» - то есть квадратный по всей длине проход пронзает насквозь три монолита. Назначение этих камней неизвестно.
Во вторую погребальную камеру от нижней части Большой галереи ведёт в южном направлении горизонтальный коридор длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру традиционно называют «Камерой царицы», хотя по обряду жён фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. «Камера царицы», облицованная известняком, имеет 5,74 метра с востока на запад и 5,23 метра с севера на юг; её максимальная высота 6,22 метра. В восточной стене камеры имеется высокая ниша.
Еще одно ответвление от нижней части Большой галереи - узкая почти вертикальная шахта высотой около 60 м, ведущая к нижней части нисходящего прохода. Существует предположение, что она была предназначена для эвакуации рабочих или жрецов, завершавших «запечатывание» основного прохода к «Камере царя». Примерно посередине её находится небольшое, вероятнее всего, естественное расширение - «Грот» (Grotto) неправильной формы, в котором от силы могли бы поместиться несколько человек. Грот расположен на «стыке» каменной кладки пирамиды и небольшого, высотой около 9 метров, холма на известняковом плато, лежащего в основании Большой Пирамиды. Стены Грота частично укреплены древней каменной кладкой, и поскольку отдельные её камни слишком велики, существует предположение что Грот существовал на плато Гиза как самостоятельное сооружение ещё задолго до строительства пирамид, а сама эвакуационная шахта строилась с учётом местонахождения Грота. Однако, с учётом того, что шахта именно долбилась в уже уложенной кладке, а не выкладывалась, о чём говорит её неправильное круглое сечение, встаёт вопрос о том как строителям удалось точно выйти на Грот.
Большая галерея продолжает восходящий проход. Её высота 8,53 м, это прямоугольный в сечении, с немного сужающимися кверху (т. н. «ложный свод») стенами, высокий наклонный туннель длиной 46,6 м. Посередине Большой галереи почти по всей длине, идёт правильное в сечении квадратное углубление размерами шириной 1 метр и глубиной 60 см, а на обоих боковых выступах имеется 27 пар углублений непонятного предназначения. Углубление заканчивается т. н. "Большой ступенькой" - высоким горизонтальным выступом, площадкой 1х2 метра, в конце Большой Галереи, непосредственно перед лазом в «прихожую» - Предкамеру. Площадка имеет пару аналогичных углублениям рампы, углублений по углам у стены (28-я и последняя пара углублений БГ.). Через «прихожую» лаз ведёт в облицованную чёрным гранитом погребальную «Камеру царя», где размещен пустой гранитный саркофаг.
Над «Камерой царя» находятся обнаруженные в XIX в. пять разгрузочных полостей общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше - двускатное перекрытие. Их назначение - распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления «Камеру царя». В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.
От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 см. При этом каналы «Камеры царя», известные ещё с 17 в., сквозные, они открыты и снизу и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены ок. 13 см, они были обнаружены при простукивании в 1872 г. Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности. Конец южного канала закрыт каменными дверцами, обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II». В 2002 году с помощью новой модификации робота дверца была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна дверца. Что находится дальше, пока неизвестно.
Обнаружены также несколько подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной», длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса ещё плавала по Нилу. Ладья была найдена в разобранном виде и на данный момент выставлена для демонстрации туристам. Ученые используя новейшие технологии вскрыли некоторые подземные сооружения и в одном из них была найдена ещё одна ладья, доставать её не стали, чтобы не повредить, а саму камеру запечатали.

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.



Читайте также: