Формирование восприятия формы предметов детьми младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Форма как математическое понятие Понятие формы обучения

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл, становится особенно понятным детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если недостаточно точно рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформулированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструировании, труда в природе и т. д.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому более полезно предложить детям для постройки не один-два красивых дома, а ряд простых, но в определенной
системе усложняющихся домов. Это будет способствовать формированию у них обобщенных представлений о домах, обобщенных умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый дом. То же самое относится и к изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки.
Создать изображение ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет и т. д. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласовано с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно, быть согласовано с последующим процессом изобразительной, конструктивной
или другой деятельности. В противном случае значительно снижается
эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.
Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.
Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. Основное действие в каждой из них – выполнение чего-либо: конструкции (постройки), рисунка, песни, произнесение слов или связного текста. В одних случаях – при пении, игре на музыкальном инструменте, чтении наизусть текста – действиям ребенка предшествует восприятие аналогичного действия, восприятие образца. Когда они затем действуют сами, то слушают (воспринимают) свое исполнение, а также нередко и исполнение других детей.
Подобным образом конструирование, рисование, лепка могут осуществляться на основе восприятия процесса создания постройки, рисунка: дети усваивают и повторяют действия взрослого и получают подобный результат.
Во время проводимых занятий дети убеждались на опыте, что предварительное обследование предмета способствовало правильному воспроизведению его в рисунке, облегчало конструирование и т. д. Обследование предмета начинало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого-либо предмета или его изображения в рисунке на более частные задачи и устанавливать их последовательность.
Обследование предметов должно проводить по-разному, в зависимости от цели его. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.
При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается лишь с одной стороны.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг от друга (выше, ниже, слева, справа).
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Если сравнить способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные представления о предметах. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление, как о целом предмете, так и о его частях.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования. Обучению обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева и многие другие) разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиции теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной такими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д. С учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы,
позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств самих предметов.
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность
представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
Когда, как и в какой последовательности начинают дети различать свойства предметов? Зависит ли практическая ориентировка в качествах предметов от их словесного обозначения, прежде всего от слов-названий величины, формы, цвета; от характера деятельности ребенка с этими предметами?
При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для родителей

Тема: «Прогулка в лес».

Программное содержание.

  1. Закреплять у детей знания о формах предметов;
  2. Учить детей находить среди окружающих их предметов круг, квадрат и треугольник;
  3. Учить детей находить предметы нужной формы и раскрашивать их по цвету.
  4. Учить работать коллективно.

Материал и оборудование.

  1. Куклы-бибабо: заяц, мышь, ежик;
  2. Массажная дорожка, обручи;
  3. Диски с записью: русская народная прибаутка «Хитрый кот», музыка Е.Тиличеевой «Зайчики», музыка В.Волковой «Прогулка»;
  4. Набор «Учись считать»;
  5. Ведра трех цветов с изображением геометрических фигур: треугольник, круг и квадрат;
  6. Рабочие тетради С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина «Знакомимся с простыми фигурами»;
  7. Цветные карандаши.

Предварительная работа.

  1. Игры дидактические: «Подбери фигуру», «Собери пирамиду», «Заклей дырки», «Где круг, а где квадрат»;
  2. Рисование геометрических фигур.

Ход занятия

Воспитатель надевает на руку куклу-бибабо зайца и прячет ее за спину.

Воспитатель. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, (зазвучала музыка «Прогулка» и дети под музыку делают движения), а воспитатель показывает зайчика, которого она прятала.

Зайчик. – Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель. – Здравствуй, зайчик. Почему ты не веселый?

Зайчик. – Я шел по лесу споткнулся и уронил ведра, из которых все рассыпалось, и перепуталось, что теперь я не могу все собрать.

Воспитатель. – Зайчик, ты не переживай, мои ребята тебе помогут.

Воспитатель поставила на три стула ведра разного цвета, где изображены фигуры: треугольник, круг и квадрат. Она дала детям задание: «Найди домик каждой фигуре». (Дети под музыку собирают все фигуры в ведра).

Воспитатель. – Давайте, мы проверим, правильно мы все разложили. Я беру красное ведро, на котором изображен треугольник, Катя, какую фигуру мы положили в него?

Катя. – Треугольник.

Воспитатель. – Правильно.

Когда все ведра были проверены, дети под музыку «Зайчики» отправляются дальше. (Дети вместе с воспитателем преодолевают препятствие: перепрыгивают через обручи, проходят по массажной дорожке).

Зайчик. – Мы с вами оказались у домика ежика, у него сегодня день рождения, он очень любит картины, давайте ему сделаем подарок.

Воспитатель рассаживает детей за столы, на которых были разложены листы с изображением воздушных шаров и цветные карандаши.

Воспитатель. – Ежик очень любит круглые шары, давайте мы с вами посмотрим, кто на картинке держит круглый шар, цыпленок или лягушонок?

Алена. – Цыпленок.

Воспитатель. – Правильно. Давайте, возьмем в руки карандаш и раскрасим те шарики, которые держит цыпленок .

(Воспитатель проходит между столами и помогает тем детям, у кого не получается). В конце, все картинки были вывешены на мольберт.

Мы с вами хорошо постарались, я думаю, что ежику понравится.

(Воспитатель берет ежика).

Ежик. – Здравствуйте. Какие красивые картинки.

Воспитатель. – Ежик, это дети тебя поздравляют с днем рождения.

Ежик. – Спасибо вам. Ребята, а вы сможете помочь одной моей мышке.

Воспитатель. – Что случилось, ежик?

Ежик. – Моя милая мышка постирала платочки и повесила их сушиться, но хитрый кот ей все платочки испортил.

Воспитатель. – Мы с ребятами ей поможем, пойдем к мышке домой.

Воспитатель и дети подошли к столу, где уже находились приготовленные разноцветные треугольные платочки, в которых были вырезаны дырки.

(Воспитатель надела на руку куклу-бибабо мышку). – Здравствуй, мышка.

Мышка. – Здравствуйте. (Ответила, она грустно ).

Воспитатель. – Мышка мы знаем, что у тебя произошло, не расстраивайся, ребята тебе помогут, они найдут круглые горошины и заклеят дырки в твоих платочках. Ребята, мы поищем с вами круглые горошины и закроем все дырки. (Дети собрали круги, которые были разбросаны по столу и под столом, и помогли закрыть дырки). А теперь мы должны быть осторожными, где-то рядом находится кот. Покружись, покружись и в мышат превратись. Мышка маленькая, ходит тихо.

Воспитатель на стул кладет игрушку кота, включает музыку «Хитрый кот»,

(дети ходят на носочках)

Хитрый кот в углу сидит,

Притаился, будто спит

Мыши, мыши вот беда,

Разбегайтесь, кто куда.

(когда воспитатель берет игрушку-кота, то дети убегают к своим родителям.)

Воспитатель. – Ребята, вы сегодня все молодцы. Посмотрите, что нам оставили звери. (Воспитатель пытается открыть ящик, но у нее не получается). Смотрите, здесь письмо и в нем написано:

Ты стишок расскажи и сюрприз получи. Кто из вас хочет рассказать стишок?

Катя. – Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Весь до ниточки промок,

Со скамейки слезть не смог.

Воспитатель открывает ящик, из которого достает развивающие игры и раздает детям.

Приложение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: « Формирование восприятия формы предметов детей младшего дошкольного возраста». Выполнила воспитатель II квалифицированной категории Родкина Вера Николаевна

Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат и треугольник; - учить детей находить и различать предметы круглой, треугольной и квадратной формы; - закрепить знания детей о формах предметов в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Цель.

Круг – помощник наш и друг. Ты легко узнаешь круг. И везде его найдешь: Круг на солнышко похож, На тарелку, на котлету, И на ягоду черешни, И на колесо, конечно… Круглые очки у Даши, Пуговки на кофте Маши, Мяч, арбуз, часы, значок И у хрюшки пятачок!

Посмотрите-ка, ребята! Вот квадрат. А у квадрата Все четыре стороны Одинаковой длины.

Говорил большой квадрат: «Я квадратам старший брат!» Мал второй, но гордый тоже: «Я хоть меньше, да моложе!»

По линейке на листочке Три соединяем точки – Треугольник получаем. Мы легко его узнаем: Треугольниками – ушки У котенка на макушке; Треугольный «нос» ракеты, Парус яхты, крыша дома, «Треуголка» из газеты И флажок в руках у Ромы.


Физиологические и психологические механизмы

О форме и геометрических фигурах

Значение развития у дошкольников представлений

О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Лекция № 10

И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ______


Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры явля­ются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Дошкольники знакомятся:

С плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;

Обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником;

Объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.).

Необходимо обучать детей:

Правильным приемам обследования формы;

Развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;

Учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;

Группировать предметы и фигуры по признаку формы;

Определять форму окружающих предметов;

Видоизменять фигуры;

Создавать модели предметов из геометрических фигур.

Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.

Развиваются умственные операции:

анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квад­рат»);

абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб - это четы­рехугольники»);

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»);

Расширяется и обогащается словарь.

Развивается сенсорика и мелкая моторика.

Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности.

Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, физики, черчения и др.

Развивается логическое мышление, познавательный инте­рес, расширяется кругозор.

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязатель­но-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.



Механизмы восприятия формы:

Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними.

Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).

Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).

Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими ру­ками.

К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).

В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практиче­ским действиям.

Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что не­обходимо использовать в обучении и познакомить детей с этало­нами (геометрическими фигурами).

Этапы восприятия формы:

I. (3-4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

II. (4-5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, на­зывание геометрических фигур и некоторых их свойств).

III. (5-6 лет). Умение определять форму предметов и их час­тей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометриче­ских фигур.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

В плане сенсорного восприятия и использования как этало­нов в познании форм окружающих предметов;

В смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала).

Этапы восприятия геометрических фигур:

I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр - стаканом, столбиком, треугольник - крышей и т. п.).

II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр - как стакан, шар похож на мячик и т. п.).

III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур:

I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.

II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Введение ...…………………………………………………………………………2-3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников предстовления о форме ……………………………………………………………..

1.1 Форма как математическое понятие…………………………………………4

1.2. Психологические особенности восприятия дошкольниками формы…….4-7

1.3. Педагогические аспекты формирования предстовлений о форме………..7-9

Глава 2 . Задачи –головоломки, дидактические игры как средство формирований о форме предметов ……………………………………………………………………………….

2.1. Значение дидактических игр и упражнений в формировании у дошкольников предстовлений о форме…………………………………………………………..10-14

2.2. Классифйикационная характеристика дидактически х игр геометрического содержания…………………………………………………………………………14-15

2.3. Специфика проведения геометрических игр с детьми дошкольного возраста …................................................................................................................15-18

2.4. Задачи- головоломки в формирование геометрического видения дошкольников……………………………………………………………………..18-19

Глава3. Эксперементальное подтверждение эффективности использования дидактических игр и упражнений для закрепления знаний о геометрических фигурах и развития геометрического видения у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….20-24

Заключение………………………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………………………...26-27

Приложение………………………………………………………………………..28-35

Введение

Актуальность курсового исследования в этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.

Целью исследования является изучить влияние задач-головоломок,дидактических игр на развитие представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования представлений у детей о форме.



2. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.

3. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников

4. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов

5. Разработать систему развивающих дидактических игр по формирование элементарных математических представлений у дошкольников

6. Выявить возможности задач-головоломок, дидактических игр в развитии представлений о форме предметов.

7. Выявить эффективность влияния системы развивающих дидактических игр на формирование элементарных представленийо форме.

Проблемой исследования стал вопрос каково влияние задач-головоломок на развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме предметов.

Объект исследования :процесс развития представлений о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования :развивающие дидактические игры а также задачи-головоломки как средство формирования элементарных представлений у детей о форме. Через задачи – головоломки,дидактические игры на занятиях математикой,а так же в режимныхмоментах как со всеми детьми,так и в индивидуальной работе с ними

Гипотеза исследования -предпологаю проверить какое на самом деле влеяние несет предмет иследования на обьект.Какой уровень развития представлений о форме предметов у средних дошкольников

зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно

от применения задач-головоломок и дидактических игр.Если при проведении занятий по математике для детей группы использовать систему развивающих дидактических игр,головоломок то это приведёт к повышению уровня элементарных математических представлений о форме.

Опытно-эксперементальная база

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Новизна исследования.

Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о форме

Формирование начальных знаний детей о форме предметов должно осуществляться так, что бы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике.Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей. Одними из таких формами является обучение детей с помощью дидактических игр и задач-головоломок. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата,выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра и игры головоломки помогут ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

Форма как математическое понятие

Понятие о форме предмета появляется через те реальные предметы, которые окружают нас в действительности. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Это естественно, так как форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

Понятие о форме предмета появляется через те реальные предметы, которые окружают нас в действительности. Это совершенно естественно, так как форма представляет собой главное осязательное и зрительной свойство предмета. Именно форма поможет малышу отличить один предмет от другого.

Как можно обозначить форму предмета

Поэтому люди придумали специальную систему, с помощью которой можно было бы обозначить ту или иную форму предмета. К ней относится система геометрических фигур, в которой тоже есть отдельные группы фигур. Но главные формы, которые помогают различать предметы, это - плоские и пространственные фигуры. Также форма может быть округлой или с выраженными углами.

  • И когда мы учимся определять, что же есть предмет, а что - нет, мы сразу же обращаем свое внимание на то, какие же эти предметы - какого они цвета или формы.

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться по формам предметов, нужно выполнить такое небольшое, но полезное задание. На данной картинке изображено 16 предметов разных форм.

А из последующих эталонных форм он должен выбрать, какие фигуры сверху отображают какую форму предмета снизу:

Правильные ответы в данном случае будут:

  • Первая картинка - чашка, грибок, шляпа и месяц
  • Вторая картинка - коляска, стул, кресло и сапоги
  • Третья картинка - пирамида, морковь, листок и ёлка
  • Четвертая картинка - матрёшка и лампа, груша и снеговик

На примере предметов плоских фигур можно помочь ребенку понять самые распространенные формы для обозначения предметов. Плоской является та фигура, которая имеет прямолинейную поверхность и две протяженности - длина, высота или ширина.

И другими факторами влияет на внешний вид предмета.

В геометрии две фигуры считаются имеющими одинаковую форму, если они могут быть преобразованы друг в друга с помощью перемещений (параллельного переноса и поворота) и пропорционального увеличения (уменьшения). Такие фигуры называются подобными.

В реальном мире наблюдается бесконечное разнообразие форм. Поэтому в обыденном употреблении используется лишь приблизительное соответствие конкретного предмета какой-либо простейшей геометрической фигуре (например, «тело кубической формы»). Также в речи применяется приблизительное подобие формы конкретного предмета форме широко известного объекта (например, «нитевидная форма», «бочкообразная форма»).

Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Форма предмета" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Форма. Форма (лат. forma форма, внешний вид) взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом … Википедия

    Фигура (лат. figura √ внешний вид, образ), ═ 1) внешнее очертание, вид, форма предмета. ═ 2) Очертание человеческого тела, телосложение. ═ 3) Положение, позиция, принимаемая кем либо при исполнении чего нибудь в движении (в танце, фехтовании,… …

    Фигура (лат. figura внешний вид, образ) многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Фигура внешнее очертание, вид, форма предмета. Фигура очертание человеческого тела, телосложение. Фигура скульптурное, живописное или графическое… … Википедия

    - (лат. forma форма, внешний вид): В Викисловаре есть статья «форма» … Википедия

    - (лат. forma). 1) общий вид, очертание предмета. 2) установленная одежда для какой либо должности, или ведомства. 3) льяло, прибор, в который отливают фигуры для придания им известного наружного очертания. 4) рама, в которую заключают набор шрифта … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… … Философская энциклопедия

    форма - ы, ж. forme f. , нем. Form <лат. forma. 1. Очертания, контуры, внешние границы предмета, определяющие его наружный вид, внешний облик. БАС 1. Груды утесов, .. разные формы камней, особливо при месячном свете; спуски, всходы. Гриб. Путев. зап.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОРМА, формы, жен. (лат. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой. || только мн. Очертания… … Толковый словарь Ушакова

    Форма (лат. forma √ форма, вид, образ), 1) очертания, внешний вид, контуры предмета. 2) Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма). 3) Приспособление для придания чему либо определённых очертаний (например, литейная Ф.). 4) … Большая советская энциклопедия

    - (лат. forma) ..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета2)] Внешнее выражение какого либо содержания (см. Содержание и форма)3) Установленный образец чего либо (напр., написать отчет по форме)4) Приспособление для придания чему либо… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • IQ-игры Математика Форма и счет 3-5 лет , . IQ-игры «Математика. Форма и счёт» - это набор интересных игр для активной подготовки к школе. Они направлены на развитие сенсорики, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. В процессе…
  • Пазлы-лото "Форма и размер" (6 двусторонних пазлов) , . Необычные пазлы-лото познакомят малышей с разными геометрическими формами, научат классифицировать предметы по форме, научат упорядочивать предметы по размеру. Три развивающие игры:Игра 1.…


Читайте также: