Биография Давида Самойлова. Творческое наследие поэта. «Сороковые Давид самойлов сороковые презентация

«Книга «Путешествия Гулливера»» - Моделирование обложки прочитанного произведения. Защита составленных моделей. Модель содержания изучаемых глав. Основная мысль произведения. Империя, в которой жил Гулливер. Изученные главы. Создать учебную модель. Произведения Джонатана Свифта. Модель учебной книги. Проверка результатов.

«Н.Сладков» - Николай Иванович Сладков: Свист диких крыльев. Чего мы хотим? И что мы творим? Краткие биографические сведения: Н. Сладков. Книги Н. Сладкова: Кто мы – властелины Земли? Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя. Н. Сладковым написано более 60 книг, в т. ч. – более 20 книг для детей. Не пора ли заглянуть в себя?

«Айвенго» - Судьба крестьянства. Герои. Король Англии. Белинский. Роман Вальтера Скотта «Айвенго». Фильмы. Современники Скотта. Фильмы, по роману «Айвенго». Война Ричарда I с Филиппом II. Романы Вальтера Скотта. Генрих II. Искусство. Молодой Айвенго. Характеристика Ричарда I. Сострадание. Читатель. Вымысел в романе.

«Сумароков» - В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Цитаты. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Сумароков. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье.

«Сервантес» - Дата рождения. Лекарство. Образ Санчо Панса. Замок. Синквейн. Кто больше запомнил афоризмов. Памятник писателю. Погонщик. Мысли и чувства. Дон Кихот. Рыцари. Психологический анализ. Человек. Доспехи. Афоризмы Мигеля Сервантеса. Актуальность романа. Похождения. Мигель Сервантес Сааведра. Рыцарь. Душа.

«Сутеев «Капризная кошка»» - Капризная кошка. Покажи пруд с рыбками. Как кошка замурлыкала. Шерсть встала дыбом – шерсть поднялась вверх. Развитие Речи. Посчитай и покажи окна в домике. Покажи клумбу с цветами. Объяснение непонятных слов. Покажи курочку. Как работать со слайдами. Посмотри на картинку и сделай, как кошка. Какие глазки у кошки.

Всего в теме 40 презентаций




Из биографии Родился Давид Самойлов 1 июня 1920 года в Москве. Его отец был врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, в годы Отечественной войны работал в тыловом госпитале. Образы родителей присутствуют в стихах Самойлова (Выезд, Двор моего детства и др.); воспоминания детства отразились в автобиографической прозе конца 1970-х – начала 1980-х годов (Дом, Квартира, Сны об отце, Из дневника восьмого класса и др.). Его московское детство было удивительно похоже на детство другого замечательного поэта – Бориса Пастернака. Мама Бориса Леонидовича - Розалия Кауфман, а отец Давида Самойлова – тоже Кауфман, Самуил Абрамович. Нет, они не были родственниками, просто однофамильцы, но как это близко, как символично, что в русской литературе имена этих поэтов почти всегда стоят рядышком!


В 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. Там, в МИФЛИ, в то время преподавали лучшие ученые страны – С.И.Радциг, Н.К.Гудзий, Ю.М.Соколов, Д.Д.Благой, Д.Н.Ушаков, Л.И.Тимофеев и другие. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому – появилась в журнале Октябрь, 3 за 1941 год (стихотворение Охота на мамонта за подписью Давид Кауфман). В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как ласково, дружески величали его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Самойлов посвятил им провидческое стихотворение «Пятеро», в котором написал: Жили пятеро поэтов В предвоенную весну, Неизвестных, незапетых, Сочинявших про войну... Ощущение войны в этом стихотворении – поразительно, как и в других стихах, ставших любимыми для миллионов россиян.


ВОЙНА В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. Впрочем, и в начале Великой Отечественной войны он не был взят в армию по возрасту, но здесь Самойлову повезло: его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. В первые месяцы войны поэт записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода. На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где некоторое время учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин.


Впоследствии в своих воспоминаниях Самойлов написал: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В 1943 году поэт был ранен; жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин С.А.Косов, о котором Самойлов в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич». После госпиталя Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений про удачливого солдата Фому Смыслова, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семен Шило». Первое послевоенное произведение Стихи о новом городе было опубликовано в 1948 в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио.


В 1958 издал свою первую поэтическую книгу Ближние страны, лирическими героями которой были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома... и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.). Художественным центром книги стали Стихи о царе Иване, в которых впервые в полной мере проявился присущий Самойлову историзм. В этом поэтическом цикле воплотился исторический опыт России и одновременно – жизненный опыт поэта, в котором своеобразно отразились традиции пушкинского историзма. Исторической теме посвящено и стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» (1965). О роли человека в истории Самойлов размышлял в драматических сценах Сухое пламя (1963), главным героем которых был сподвижник Петра Великого князь Меньшиков. Перекличка исторических эпох происходит и в поэме Последние каникулы (1972), в которой лирический герой путешествует по Польше и Германии разных времен вместе с польским скульптором 16 века Витом Сквошем.


Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом». Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова Сороковые, роковые (1961).


Если вычеркнуть войну, Что останется - не густо. Небогатое искусство Бередить свою вину. Что еще? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость - что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья - Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота ее начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упреков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка.




В 1967 году Давид Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. В Опалиху приезжал Генрих Бёлль; Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками – Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Юрием Любимовым, Зиновием Гердтом и Юлием Кимом. Несмотря на болезнь глаз, он занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 годе, издал в 1973 году стиховедческую «Книгу о русской рифме». В 1974 году у него вышла книга «Волна и камень», которую критики назвали «самой пушкинской» книгой Самойлова – не только по числу упоминаний о великом поэте, но, главное, по поэтическому мироощущению. Евгений Евтушенко в своеобразной стихотворной рецензии на эту книгу написал: «И читаю я «Волну и камень» / там, где мудрость выше поколенья. / Ощущаю и вину, и пламень, / позабытый пламень поклоненья».


Самойлов много и активно переводил стихи армянских, болгарских, испанских, латышских, литовских, немецких, польских, сербских, турецких, французских и эстонских поэтов, участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в Современнике, в Театре им. Ермоловой, писал песни для театра и кино. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии СССР. Самойлов любил писать и читать письма, вел регулярную переписку с друзьями. В письмах он предстает перед нами куда более легким и веселым человеком. В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов: "Ближние страны" (1958), "Второй перевал" (1963), "Дни" (1970), "Равноденствие" (1972), "Весть" (1978), "Избранное" (1980), "Залив" (1981) и многие другие; а также книги для детей: "Светофор" (1962), "Слоненок пошел учиться. Пьесы в стихах" (1982).


В 1976 году Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах, составивших сборники «Улица Тооминга», «Линии руки» (1981). Самойлов очень любил Пярну и Эстонию. До 1980 года, пока семья занимала только один этаж на улице Тооме, жить приходилось в несколько стесненной обстановке. Купив же второй этаж, Давид Самойлович был безгранично счастлив. И, вернувшись из очередной непродолжительной поездки в 1983 году в Москву, сказал: "Жить надо все-таки в Пярну". В Эстонии ему было легче, спокойнее, поэтому многие знакомые убеждены, что пребывание в Пярну подарило ему еще несколько лет жизни. Может быть, поэтому на одном из званых вечеров он сказал: "Целуйте меня: я экологически чист".


Давид Самойлович никогда не считался ярым диссидентом. Однако КГБ присматривал и за ним. Однажды фотограф Виктор Перелыгин (благодаря которому последующие поколения получили целую галерею фотоматериалов о жизни поэта) поехал проведать живших в Калининграде родственников. Обедая в ресторане города Черняховска, он увидел за другим столиком подозрительно знакомого человека. Через несколько недель он вспомнил его, увидев выходящим из здания пярнуского отделения КГБ. Самойлова эта новость нисколько не удивила. «Они проверяли, не передаете ли вы от меня какое-нибудь послание в черняховскую психушку». В этом заведении, как оказалось, содержались «ненормальные», подвергающие сомнению идеи и дела КПСС. Самойлов никогда не ставил даты к своим стихам. На вопрос, почему он так поступает, как-то ответил: «Не хочу отнимать хлеб у литературоведов». Но и в письмах дат нет. Только последнее, адресованное Лидии Лебединской, было датировано 14 февраля 1990 года. В письме Самойлов рассказывал о бесснежной зиме, касался проблем взаимоотношений Эстонии и России, выражал опасения, как бы обещания эстонских политиков предоставить равные права с эстонцами местным русскоязычным жителям, не остались бы обещаниями...


Еще одна деталь: с 1962 года Самойлов вел дневник, многие записи которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой «Памятные записки» (1995). Блистательный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый эпистолярный роман, «научные» изыскания по истории придуманной им страны Курзюпии и тому подобные произведения, собранные автором и его друзьями в сборник «В кругу себя» (частично опубликован в 1993 году). Как это было! Как совпало Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!


Умер фронтовик Давид Самойлов в Пярну 23 февраля 1990 года, в день советской армии. Похоронили его в Москве. Зиновий Гердт, на своем юбилейном вечере читал стихи Давида Самойлова, которые невозможно было слушать равнодушно:... О, как я поздно понял, Зачем я существую, Зачем гоняет сердце По жилам кровь живую, И что порой напрасно Давал страстям улечься, И что нельзя беречься, И что нельзя беречься...

советский поэт и переводчик

Давид Самойлов

Краткая биография

Родился в еврейской семье. Отец - известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986).

В 1938-1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но оказался не годен по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое он не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

Приказом 1 осбр Волховского фронта №: 13/н от: 30.03.1943 года пулемётчик 1-го отдельного стрелкового батальона 1-й отдельной стрелковой бригады красноармеец Кауфман был награждён медалью «За отвагу» за то, что он в бою 23 марта 1943 года в районе Карбусель с пулемётным расчётом во время атаки первым ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил трёх гитлеровских солдат.

После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 347/н от: 01.11.1944 года писарь 3-й отдельной моторазведроты разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман был награждён медалью «За боевые заслуги» за полученные тяжёлые ранения в бою в районе станции Мга, участии в боях на Волховском и 1-м Белорусском фронтах и образцовое выполнении своих непосредственных обязанностей писаря.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

C 1974 года жил в Пярну (Эстонская ССР), по адресу: улица Тооминга, дом № 4.

Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Творчество

Первое послевоенное произведение «Стихи о новом городе» было опубликовано в 1948 году в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.

Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) - о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе».

Одно из первых публичных выступлений Д. С. Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.

Является автором стихотворения «Песенка гусара» («Когда мы были на войне…»), на которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х годов. «Гусарская песенка» Самойлова-Столярова стала в начале XXI века популярной среди казаков Кубани. Стихотворение «Ты моей никогда не будешь» (авторское название - «Баллада») в конце 1980-х годов получило широкую известность, благодаря песне Дмитрия Маликова, исполненной по его мотивам.

Выпустил юмористический прозаический сборник «В кругу себя». Писал работы по стихосложению.

Семья

С 1946 года был женат на искусствоведе Ольге Лазаревне Фогельсон (1924-1977), дочери известного советского кардиолога Л. И. Фогельсона. Их сын - Александр Давыдов, писатель и переводчик.

Позднее был женат на Галине Ивановне Медведевой, у них родилось трое детей - Варвара, Пётр и Павел.

Награды

  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медаль «За отвагу»(1943)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1944)
  • Государственная премия СССР (1988 год)

Сочинения

Сборники стихов

  • Ближние страны. - 1958.
  • Слонёнок пошёл учиться. - М., 1961.
  • Светофор. - М., 1962.
  • Второй перевал. - М., 1963.
  • Слонёнок пошёл учиться. - М., 1967. - (Для детей)
  • Дни: Стихи. - М.: «Советский писатель», 1970. - 88 с., порт. - 10 000 экз.
  • Равноденствие: Стихотворения и поэмы / Вступ. статья Е. Осетров. - М.: «Художественная литература», 1972. - 288 с. - 25 000 экз.
  • Волна и камень: Книга стихов. - М.: «Советский писатель», 1974. - 104 с. - 20 000 экз.
  • Перебирая наши даты… - Б/м, 1975.
  • Весть: Стихи. - М.: «Советский писатель», 1978. - 112 с, - 50 000 экз.
  • Залив: Стихи. - М.: «Советский писатель», 1981. - 144 с. - 50 000 экз.
  • Линии руки. - М., 1981. - (ПБШ)
  • Улица Тооминга: Стихотворения и переводы. - Таллин: «Ээсти раамат», 1981. - 144 с. - 3000 экз.
  • Слонёнок пошёл учиться. - М., 1982.
  • Времена: Книга поэм. - М.: «Советская Россия», 1983. - 112 с., ил. - 25 000 экз.
  • Стихотворения. - М.: «Советский писатель», 1985. - 288 с., ил. - 50 000 экз.
  • Голоса за холмами. - Таллин, 1985.
  • Дай выстрадать стихотворенье. - М., 1987.
  • Горсть: Стихи. - М.: «Советский писатель», 1989. - 176 с. - 45 000 экз.
  • Беатриче: Книга стихов. - Таллин, «Ээсти раамат», 1989. - 44 с.
  • Слонёнок пошёл учиться, М., 1989.
  • Снегопад: Московские стихи. - М., 1990.
  • Слонёнок пошёл учиться. Пьесы. - М., 1990.

Издания

  • Избранное: Стихотворения и поэмы. [Вступит. статья С. Чупринина] - М.: Художественная литература, 1980.- 448 с.
  • Избранное. Избранные произведения в двух томах. - М.: Художественная литература, 1989. - 50 000 экз.
    • Том 1. Стихотворения. / Вступительная статья И. О. Шайтанова - 559 с.
    • Том 2. Поэмы. Стихи для детей. Портреты. - 335 с.
  • Мне выпало всё… - М.: Время, 2000. - 624 с.
  • Поденные записи: В 2-х томах. - М.: Время, 2002. - 416, 384 с.
  • Поэмы. - М.: Время, 2005. - 480 с.
  • Книга о русской рифме. - М.: Время, 2005. - 400 с.
  • Стихотворения / Сост., подг. текста В. И. Тумаркин, вступительная статья А. С. Немзер. - СПб.: Академический проект, 2006. - 800 с.
  • Счастье ремесла: Избранные стихотворения. / Сост. В. Тумаркин, 2009. // 2-е изд. - 2010. /// 3-е изд. стереотип. - М.: Время, 2013. - 784 с. -6
  • Памятные записки. - М.: Время, 2014. - 704 с.

Проза

  • Люди одного варианта // Аврора. - 1990. - № 1-2.

Переводы

  • Албанские поэмы. - М., 1950.
  • Песни свободной Албании. - М., 1953.
  • Гришашвили И . Сказки. / Перевод с грузинского Д. Самойлова. - М., 1955.
  • Сенгор Л . Чака./ Перевод с французского Д. Самойлова. - М., 1971.
  • Сказание о Манджуне из племени Бену Амир. / Перевод с арабского Д. Самойлова. Подстрочник Б. Шидфар. - М., 1976.
  • Марцинкявичюс Ю . Собор. / Перевод с литовского Д. Самойлова. - Вильнюс, 1977.
  • Тень солнца. Поэты Литвы в переводах Д. Самойлова. - Вильнюс, 1981.
  • Самойлов Д., Кросс Я. Бездонные мгновения. - Таллин, 1990.

Литература

  • Баевский В. С. Давид Самойлов: Поэт и его поколение: Монография. - М.: Сов. писатель, 1987. - 256 с.
  • Давыдов А. 49 дней с родными душами. - М.: Время, 2005. - 192 с.
  • Дравич Анджей. Лица моих друзей / Поцелуй на морозе - стр. 5, 58, 65 (иллюстрации после 65) Перевод с польского Максима Малькова. Спб.: 2013, электр. изд., испр. и дополн.
Категории:

Творческая судьба «блокадной ласточки». Система заданий творческого характера. Творческая биография Маргариты Алигер. Ученик. Литературно-музыкальная композиция. Уровень развития литературоведческих навыков. Стихотворения. Запись основных положений в тетрадь. Листок календаря. Развитие исследовательских и творческих способностей личности. Великая песня Великой войны. Анализ стихотворения. Формы организации учебных занятий.

«Военная поэзия» - Слово поэтам - фронтовикам. Великая Отечественная война. Обзор поэзии. Огромное горе войны. Страна огромная. Константин Симонов. Без ноги вернулся я. Вспомним всех поименно. Юлия Друнина. Наша литература. Фронтовые страницы русской поэзии. Груздев Владимир Николаевич. Поэты писали о самой войне. Муса Джалиль. Иосиф Уткин. Бьётся в тесной печурке огонь. Поэты Юхотского края о войне. Поэзия, опалённая войной.

«Симонов о войне» - Война до последнего своего дня была трагедией. Введение. «Дни и ночи». Военная проза К.Симонова. Писать о войне трудно. Тема любви. Особенности изображения Великой Отечественной войны в произведениях. Тема Красной Армии. Военная лирика К.Симонова. Рассказ «Пехотинцы». Как поэт К.Симонов состоялся прежде всего в годы войны. Тема становления личности и воинского подвига. Суть симоновской военной прозы.

«Лирика военных лет» - Богачёв Николай Осипович. Шапошников Виктор Сергеевич. Константин Симонов. Огромное горе войны. Поэзия, опалённая войной. Страна огромная. Алексей Сурков. Обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Юлия Друнина. Ради жизни на Земле. Без ноги вернулся я. Лирика. Муса Джалиль. Иосиф Уткин. Битюгов Василий Иванович.

«Поэзия военных лет» - Друг Константина Симонова. В землянке. Предчувствие весны. Алексей Александрович Сурков. Родился в Петрограде. Старшинов был призван в армию. Я говорю за всех, кто здесь погиб. Родился в многодетной семье. Война. Поэты. Пониже голову пригни. Города. Удивительные лица. Работает санитаркой в глазном госпитале. Причины популярности поэзии. Дух патриотизма. Родился. Строки, опалённые войной. Родилась в Москве.

«Стихи военных лет» - Варварство. Оборона Севостопаля. Константин Михайлович Симонов. Жатва. Муса Мустафович Джалиль. Юрий Георгиевич Разумовский. Сергей Сергеевич Орлов. Зинка. Александр Александрович Дейнека. Дороги Смоленщины. Сенокос. Покуда сердца стучатся. Ольга Фёдоровна Берггольц. Отрывок из поэмы. Сбитый ас. Алексей Александрович Сурков. Непринцев Юрий Михайлович. Фашист пролетел. Час мужества. Шар земной. Последняя граната.

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые – роковые»

(для учащихся 6 класса)

Цель:

1. Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи.

2. Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся.

3. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.

Ход мероприятия

2 слайд

Ведущий 1: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжелых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

3 – 4 слайды

Звучит песни на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

5 слайд

Ведущий 2: «В лесу прифронтовом» - это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.

В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем со словами благодарности за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.

6 слайд

Ведущий 3: Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны.

7 слайд

Ведущий 1: Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

8 слайд

Ведущий 2: «Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него», - так писал о нем С.Я.Маршак.

9 слайд

Ведущий 3: Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

11 слайд

Ведущий 1: Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.

12 – 13 слайды

Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.

14 слайд

Ведущий 2: Это одно из наиболее значительных произведений Д.Шостаковича написано в 1941г в осажденном Ленинграде.

Ведущий 3: Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий.

15 слайд

Ведущий 1: Прозвучала Седьмая симфония и 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шел в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и А.А.Ахматова.

На своей книге, которая Ахматова подарит композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

Ведущий 2: Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъем. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение А.Ахматовой «Мужество» в Ташкенте.

16 слайд

Чтец 1 «Мужество» (А.Ахматова)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Ведущий 3: Стихотворение было опубликовано в «Правде» 8 марта 1942г. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастерок.

17 слайд

Чтец 2 «Победа» (А.Ахматова)

1

Славно начато славное дело

В грозном грохоте, в снежной пыли,

Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

К нам оттуда родные березы

Тянут ветки и ждут и зовут,

И могучие деды-морозы

С нами сомкнутым строем идут.

18 слайд

Ведущий 1: Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение А.Ахматовой «Мужество» и К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.

19 слайд

Чтец 3 «Жди меня…» (К.Симонов)

.20 слайд

Ведущий 2: «Жди меня» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.

Ведущий 3: Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слово жди повторяется в стихотворении одиннадцать раз.

Ведущий 1: Мысль автора выражена лаконично и ёмко: «Только очень жди», «Всем смертям назло». Жизнь изменила намерениям Симонова не публиковать свое послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете», - вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942г.

И сегодня «Жди меня» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.

21 слайд

Ведущий 2: У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944) – яркое подтверждение этих слов. 22 слайд

Чтец 4 «Его зарыли в шар земной» (С.Орлов)

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Ведущий 3: Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.

23 слайд

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса

24 слайд

Ведущий 1: Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу.

27 слайд

Ведущий 2: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался к годам своей молодости, к теме войны.

28 слайд

Чтец 5 «Сороковые» (Д.Самойлов)

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная….

29 слайд Минута молчания



Читайте также: