Расчет биологических ритмов и их характеристика. Программы расчета биоритмов. Расчет биоритмов человека по дате рождения онлайн Простые исследования о биоритмах человека

Для расчета собственных биоритмов следует определить количество прожитых дней на определенную дату, начиная со дня рождения. Потом общую численность прожитых дней надо поделить на продолжительность периодов физического, эмоционального и интеллектуального циклов (23, 28, 33). Этим самым мы «ловим» конец синусоиды и определяем, какой день каждого цикла отвечает нужной дате .

Человек со дня рождения находится в трёх биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном.

· Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.

· Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.

· Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Рис. 1. Синусоиды биоритмов

Любой из циклов состоит из двух полупериодов: положительного и отрицательного.

· В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает ленности.

· В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, всё критически анализирует.

· Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.

При расчёте достаточно округлять числа до десятых долей дроби. Отталкиваясь от точной даты рождения, посчитайте, сколько дней вы прожили: 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, исключая високосные; число високосных лет умножьте на 366 дней; оба произведения суммируйте.

Разделите количество прожитых дней на 23 (физический цикл) - вы получите число с остатком после целого. Например, если остаток равен 20, это значит, что идет 20-й день физического цикла, то есть вторая половина цикла, неблагоприятная. Так же рассчитайте эмоциональный и интеллектуальный циклы.



В году будет примерно шесть дней, когда совпадают начальные фазы двух циклов - это тяжелые дни. И примерно один раз в году все три цикла на нуле - это тоже очень плохой день.

Дни, когда графики биоритмов пересекают горизонтальную линию в центре графика («нулевые» дни), являются критическими. По статистике на эти дни приходится больше всего несчастных случаев, аварий, в эти дни наблюдаются эмоциональные спады, психические срывы.

Пример расчета биоритмов

Дата рождения студента (студентки) - 15 марта 1980. Составить месячный график биоритмов, начиная с первого сентября 2000 г.

Вычисляем количество прожитых дней за полные 20 лет, учитывая высокосные года (1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012):

365 * 20 + 5 = 7305 дней.

16 + 30 + 31 + 30 + 31 + 31 = 169 дней.

Общее количество дней составляет

1)7474/23 = 324,9565217;

(324,9565217 - 324)*23 = 21,999 ~ 22.

2) 7474/28 = 266,9285714,

(266,9285714 - 266)*28 = 25,999 ~ 26.

3) 7474/33 = 226,4848484,

(226,4848484 - 226)*33 = 15,999 ~ 16.

Полученные цифры 22, 26, 16 означают, что 1 сентября 2000 года идет 22-й день физического, 26-й день эмоционального и 16-й день интеллектуального циклов студента (студентки).

Анализируем, в какой части периода - положительной или отрицательной - находятся вычисленные дни (рис. 2).

Рис. 2. Графики периодов

Строим календарный график биоритмов на сентябрь 2000 года (рис. 3).

Рис.3. Календарный график биоритмов

Выводы

Анализируя полученный график, делаем вывод, что наиболее неблагоприятные с точки зрения безопасности жизнедеятельности студента будут 1, 2, 13, 17, 18, 25 сентября. В эти дни следует быть особенно внимательным и по возможности избегать ситуаций, связанных с напряжением внимания (управление автомобилем), изнурительным физическим и умственным трудом, путешествованием.

Вопросы для контроля

1. Что такое биоритмы?

2. Основные биологические свойства витамина Е и А.

3. Основные биологические свойства йода и селена.

4. Что такое хронобиотики?

5. Общие советы по режиму дня для «жаворонков».

6. Общие советы по режиму дня для «сов».

7. На сколько групп делит биологические ритмы хронобиолог Ф. Хальберг и что относится к каждой группе?

8. Перечислите данные о типах биологических процессов в организме в течение суток.

9. Перечислите виды хронобиотиков и охарактеризуйте их.

10. Основные биологические свойства витаминов В12, В6.

Индивидуальное задание

Список литературы

1. Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т. - М.: Мир, 1984. Т.1. С. 5-406; Т.2. С. 5-260.

2. Бреус Т.К., Чибисов С.М. , Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды.- М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2002. - 232 с.

3. Гласс Л., Мэки М. От часов к хаосу. Ритмы жизни. - М.: Мир, 1991. - 248 с.

4. Оранский И.Е., Царфис П.Г. Биоритмология и хронотерапия (хронобиология и хронобальнеофиэиотерапия). - М., 1989. - 159 с.

5. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1989. - 401 с.

6. Лебедев Н.Н. Биоритмы пищеварительной системы. М: Медицина, 1987. - 320 с.

7. Желібо Є.П. Безпека життєдіяльності. Навчальний посібник для студентів ВЗО України. - Київ: «Каравела», 2001. - 320 с.


Учебное издание

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

по теме «Биоритмы и их роль в
жизнедеятельности человека»

(для студентов всех специальностей)

Составители:
Николай Анатольевич КАСЬЯНОВ

Илья Николаевич АРНАУТ

Дмитрий Викторович МИХАЙЛОВ

Редактор И.А. Морозова

Технический редактор Т.Н. Дроговоз

Оригинал макет Д.В. Михайлов

Подписано в печать 26.06.06

Формат 60×84 1 / 16 Бумага типограф. Гарнитура Times.

Печать офсетная. Усл. печ. л.______. Уч.-изд. л. ______.

Тираж ____ экз. Изд. № 2871. Заказ № _______. Цена договорная.

Издательство Восточноукраинского национального
университета имени Владимира Даля

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Подходящий момент не выбирают, не предполагают и не определяют: он заложен в вас, в ваших генах и работает от момента пробуждения до погружения в сон, а также каждую секунду между ними»

Майкл Бреус

Человек - часть природы. Как и любому живому существу, ему необходимо для жизни питаться, дышать, двигаться. Природное окружение человека даёт ему необходимые вещества для жизни, для нормального самочувствия, ощущения здоровья.

Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Здоровье - условие активности, успешности, полноценной жизни человека. Здоровье и самочувствие человека, как правило, зависит от условий окружающей среды. Человек объективно включён в мир природы. Изменения климата, перемена погоды, природные аномалии порой вызывают у человека недомогание, плохое настроение, депрессию.

Одним из признаков живых организмов является ритмичность. Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение, благодаря им развиваются опережающие реакции приспособления, вырабатываются адаптивные суточные. сезонные, годовые ритмы. Все в организме (каждый орган, клетка, состав крови, температура тела, частота сердечных сокращений, давление крови и т.д.) имеет свой собственный ритм, измеряющийся в секундах, часах, днях, неделях. 1

Каким же образом можно улучшить своё самочувствие, а самое главное, как повысить работоспособность, используя знания о собственных биоритмах.

Как влияют природные ритмы на самочувствие человека? Как себя вести при снижении работоспособности? Почему иногда ощущается упадок сил, нет настроения, а иногда хочется радоваться жизни, всё удаётся и получается. Эти вопросы заинтересовали меня, поскольку хочется очень многое успеть, запомнить необходимую информацию.

Цель работы: Изучить особенности индивидуальных биоритмов и выяснить, как они связаны с в природными ритмами (лунными, суточными) .Задачи:

1. Изучить информацию по теме работы, кратко изложить сведения о природных и физиологических ритмах.

2. Выяснить, какие ритмические процессы происходят в организме человека.

3. Провести исследование индивидуальных биоритмов в соответствии с методикой в течение месяца, выяснить какие фазы лунного цикла оказывают влияние на состояние организма.

Основная гипотеза:

Природные ритмы оказывают влияние на индивидуальные биоритмы человека, а значит влияют на работоспособность, настроение, активность.

Данная работа состоит из теоретической части, в которой кратко излагаются сведения о природных ритмах и исследовательской , где приводятся методика и результаты исследования индивидуальных биоритмов автора.

Основная часть.

Глава 1. Ритмы планеты и ритмы жизни.

Свою работу я решила начать с характеристики природных ритмов.

Данная тема довольно подробно освещена во многих научно-популярных статьях, также достаточно много информации имеется на тематических сайтах Интернета. Всем хорошо известно о природных ритмах и о ритмичности процессов в живой природе. Человек - обитатель планеты Земля. Поселившись во всех природных зонах, он научился жить с комфортом в любых условиях. Тёплая одежда, уютный дом, водопровод, освещение - это далеко неполный перечень изобретений человека. Но всё же человек - часть природы, и природные явления влияют на состояние человека. Вся история человечества, быт, культура - отражение природных ритмов.

Какие же природные ритмы известны всем?

1. Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси определяет смену дня и ночи и смену времён года.

2. Дважды в сутки изменяется на Земле сила тяжести.

3.Под действием притяжения Луны земная поверхность ежедневно опускается и поднимается под нашими ногами до 50 см. Возникающие при этом приливы у берегов океана достигают высоты 18 м - высота шестиэтажного дома. Происходят приток и отток воздушных масс в атмосфере.

4. Солнце посылает огромные потоки энергии. Продолжительность цикла солнечной активности составляет 11,2 года. Период роста активности равен 4,2 года, спада активности - 7 годам.

У всего на Земле есть периоды подъёма(активизации) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определённом порядке, полностью согласуясь с ритмами Космоса. Эти периоды называются Биологическими ритмами (биоритмами). Их различают по времени и источнику возникновения.

Суточный биоритм . Связан со сменой дня и ночи. Живые организмы полностью ему подчинены: в течение суток обязательно происходит смена деятельности и отдыха.

Сезонный биоритм связан со сменой времён года и проявляется в сбрасывании листвы деревьями, перелёте птиц, зимней спячке. Колебания температуры, влажности, атмосферного давления, характера пищи - всё это влияет на образ жизни и процессы жизнедеятельности живых организмов.

Лунные биоритмы . Лунный цикл составляет приблизительно 29,5 суток. Лунные циклы влияют на активность и покой растений, поведение животных, настроение и поведение людей. От фаз луны зависит атмосферная ионизация и земной магнетизм.

Ритмы солнечной активности . Ритмы солнечной активности образуют 11-летний цикл. По датам стихийных бедствий, вспышек эпидемий, войн, революций и других потрясений живой и неживой природы А.Л. Чижевский установил, что все они происходили в годы повышенной солнечной активности. "Наше Солнце приходит в неистовство 9 раз в столетие. Каждый раз в течение 2-3 лет, все без исключения явления на Земле - синхронно, в мёртвом и живом царстве, приступами - приходят в конвульсивное содрогание.... Число мутаций резко увеличивается у растений. Микробы и вирусы также испытывают бешенство солнечных корпускул и радиации. Им не уступает и нервная система - тончайший прибор всех живых существ, начиная от беспозвоночных и кончая человеком..." 2

Выводы по итогам главы 1 .

В соответствии с этой информацией, можно сделать вывод о том, что всё живое население нашей планеты находится в зависимости от природных ритмов. Поведение, образ жизни, перемещения. процессы размножения практически у всех животных связаны с циклическими явлениями природы.

Глава 2. Биологические ритмы человека.

Человек является биологическим существом, то есть все физиологические процессы человека протекают, так же, как и у всех живых организмов. Ритмы Луны, Солнца и космических излучений в той или иной степени воздействуют на него.

С давних времён люди заметили связь своей жизни не только со сменой дня и ночи и сменой времён года, но и с циклами Солнца, Луны и других планет. Тысячи лет назад люди знали, что у многих природных процессов есть суточный ритм активности. Если человек настраивается на этот ритм, сливается с ним, то прекрасно себя чувствует. И наоборот, если он идёт против природного ритма, то в его организме происходит дисбаланс, который приводит к болезням .

В древних календарях разных народов предписывалось в определённые дни заниматься тем или иным видом деятельности, принимать ту или иную пищу. В них чётко отмечены дни, когда рекомендуется полный покой.

Не признаваемая научным сообществом и опровергнутая экспериментально, гипотеза «трех ритмов» предполагает наличие многодневных ритмов, не зависящих как от внешних факторов, так и от возрастных изменений самого организма. Пусковым механизмом этих ритмов является только момент рождения человека, при котором возникают ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.

23-дневный ритм — это физический ритм, он определяет здоровье, силу и выносливость человека;

28-дневный ритм — это эмоциональный ритм, он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.;

33-дневный ритм — это интеллектуальный ритм. Он определяет творческие способности личности. В неблагоприятные дни происходит творческий спад. Каждый из трех долговременных ритмических циклов начинается с рождения человека. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусоиду (график). Чем выше поднимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Многочисленные экспериментальные проверки 70-80х годов полностью опровергли эту «теорию» как несостоятельную, поэтому подробно её описывать не имеет смысла.

Различают биоритмы человека высокой частоты (до 0,5 часа), средней частоты (от 0,5 часа до 6 дней) и низкой частоты (недельные, лунные, годичные и более длительные). Среди ритмов имеются главенствующие — водители и подчиненные — ведомые.

Многие биоритмы человека (суточные, лунные, приливные и годовые) сформировались в ходе эволюции как целесообразное приспособление процессов жизнедеятельности организма к окружающей среде. В процессе эволюции выгодные для организма биоритмы человека закрепились генетически. Более того, в организме развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, как их еще называют — эндогенные часы. У человека внутренним (эндогенным) водителем биоритма человека (биологические часы) является гипоталамус — отдел промежуточного мозга, ответственный за сохранение постоянства внутренней среды организма, тесно связанный с другими отделами головного мозга и прежде всего с гипофизом. Сердечный цикл, вдох-выдох, ритмы мозга, перистальтика кишечника - все эти процессы совершаются в определённом ритме и связаны с внешними факторами. См. Приложение 2.

Выводы по итогам главы 2.

Изучая теоретический материал по этой теме, можно отметить

1. Человек как живой организм не может жить и развиваться вне среды обитания, все процессы жизнедеятельности связаны с природными ритмами

2.Практически все физиологические процессы в организме человека носят ритмический характер.

Глава 3. Исследование индивидуальных биоритмов.

Для изучения особенностей индивидуальных биоритмов, я использовала биоритмотест. 3 Каждый день регулярно по вечерам отвечала в течение месяца на вопросы биоритмотеста. Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром, днём, вечером. Ниже привожу перечень вопросов.

1. Продолжительность сна(достаточная,недостаточная)

2. Качество сна(хорошее,плохое)

3. Скорость включения в работу(Быстро,медленно)

4. Тонус(Бодрость, вялость).

5. Настроение(жизнерадостное,пониженное)

6. Тонус (возбуждённость,сонливость)

7. Работоспособность (высокая,низкая)

8. Потребность в сне(есть, нет)

9. Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)

Критерии оценивались по семибальной шкале (+3,+2,+1,0,-1,-2,-3) и в клеточку, обозначающую день месяца, вносилось соответствующее число красных кружков (1,2,3), либо чёрных кружков. если оценки со знаком минус. Ежедневно баллы суммировались, подводился итог. Затем по результатам строится график. Общий вид таблицы с данными, куда заносилась информация см. Приложение 1 .

Такой же биоритмотест составила для всей семьи. По итогам наблюдений в течение месяца я построила графики, кривая которых показывала общее состояние организма.

График 1.

График 2

График 3

График 4

Поскольку целью моей работы было выяснить, как связаны процессы жизнедеятельности человека с природными лунными ритмами, я сравнила показатели с лунным календарём за февраль. Календарь лунных фаз на февраль 2018 года показан в виде таблицы с указанием новолуния, растущей и убывающей Луны по дням. Стоит отметить, что полнолуния в феврале не было.

Таблица 1 Лунный календарь на февраль 2018г.

Дата

Лунный день

Фазы Луны

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Последняя четверть

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Убывающая Луна

Новолуние

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Первая четверть

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Растущая Луна

Сравнивая периоды повышения работоспособности в баллах, я отметила, что самый высокий показатель общего состояния моего организма наблюдался в такие фазы Луны как растущая луна, особенно после новолуния, а спады происходили в новолуние, и на убывающей Луне, а также перед полнолунием. Я сравнила фазы лунного цикла с периодами спада. Оказалось, что большинство периодов снижения работоспособности совпадает с определёнными фазами Луны. Например, 2 февраля - 23 лунный день, убывающая Луна, в период до новолуния и после новолуния, за 2-3 дня до полнолуния - все эти дни кривая показывает спад работоспособности и настроения.

Я ещё раз обратилась к описанию лунного цикла, чтобы понять причину этих явлений. Месячный, лунный цикл обусловлен силой притяжения Луны и Солнца в момент, когда они близки к совпадению: в новолуние отмечаются резкие суточные изменения силы тяжести, состояния атмосферы (температуры, давления, влажности) и электромагнитных полей. В полнолуние Луна пересекает магнитосферный шлейф Земли, меняется сила гравитации, возмущается магнитное поле Земли, а это сказывается на живых организмах. Вероятно, эти изменения влияют на состояние организма человека, вызывая изменение общего состояния, самочувствия.

Каждый из нас особенный. Большинство людей предпочитают для работы определённое время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, другие - днём, а некоторые ночью. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют. Всё это позволяет считать и ритм работоспособности не результатом привычки к определённому режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.

Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов: 1)«Жаворонки» - это люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна.

2) «Голуби» - это люди дневного типа

3) «Совы» - это люди, у которых наблюдается отставание фазы сна.

Мне стало интересно, кто в нашей семье является «жаворонком», «голубем» и «совой». Я провела тест на определение типа работоспособности. 4 Результаты такие: Моя мама - Никуленкова Татьяна Борисовна - является «голубем»

Мой папа - Никуленков Сергей Анатольевич - является «совой»

Я - Никуленкова Александра Сергеевна - являюсь «голубем»

В ходе сбора информации и анализа графиков, я узнала, что тип работоспособности влияет на результат биоритмотеста. У людей дневного типа (голуби) на графике больше спадов и повышений, чем у людей, у которых наблюдается отставание фазы сна (совы). У таких людей нет резких подъёмов и спадов.

Заключение. Выводы.

Организм не может жить и развиваться вне среды обитания, вне факторов, на него влияющих. Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и факторами неживой природы. Есть единая внутренняя среда организма и внешняя закономерно пульсирующая среда.

В течение месяца я отмечала состояние своего организма, оценивая его в баллах для того, чтобы выяснить характер изменений в самочувствии. Такие же исследования я проводила и для своих родителей. Изучая построенные графики, можно отметить, что на протяжении всего месяца у всех изменялось многое: были показатели низкой работоспособности, высокой, средней. Конечно, причин таких изменений может быть много. Не последнюю роль здесь играют природные ритмы. Я сравнила фазы лунного цикла с периодами спада. Оказалось, что большинство периодов снижения работоспособности совпадает с определёнными фазами Луны. Например, 2 февраля - 23 лунный день, убывающая Луна, в период до новолуния и после новолуния, за 2-3 дня до полнолуния - все эти дни кривая показывает спад работоспособности и настроения.

В ходе сбора информации я узнала, что тип работоспособности влияет на результат биоритмотеста. У людей дневного типа (голуби) на графике больше спадов и повышений, чем у людей, у которых наблюдается отставание фазы сна (совы). У таких людей нет резких подъёмов и спадов.

В приложении моей работы я привожу краткие рекомендации и советы по оздоровлению своего организма в соответствии с природными ритмами. Работая над этой темой, я ещё раз убедилась в том, как важно жить и работать в соответствии с законами природы и жизни. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха, сна, учитывать влияние Солнца и Луны на свой организм. Даже посещение врача, стрижка волос, поездка могут стать более удачными, если учитывать индивидуальные биоритмы.

Список литературы.

Агаджанян Н. А. Ритмы космоса стучат в нашем сердце / Н. А. Агаджанян. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1989.

Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002гМансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006

Прохорова Е.Б.Урок по теме "Ритм природы - основа жизни организмов"/Биология в школе/№3 2001г

Ужегов Г. Н. Биоритмы / Г. Н. Ужегов. - Смоленск: Русич, 1997.

Интернет-ресурсы

www.knigikratko.ru

StudFiles.net preview/1837336/page:4/

Приложение.

Приложение 1.

Таблица 1.Биоритмотест 1.

Таблица 2. Биоритмотест 2.

Таблица 3. Биоритмотест 3.

Приложение 2 . Ритмические процессы в организме человека.

Несогласованность с биологическим временем разрушительна для физического и психологического самочувствия и эмоционального равновесия. Этот феномен называется десинхронозом. В последние 15 лет ученые связывают с ним так называемые болезни цивилизации (аффективные расстройства, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, диабет и ожирение). Десинхроноз, который проявляется бессонницей и депривацией сна, приводит к депрессии, тревожности, переутомлению, несчастным случаям, сказывается на отношениях, карьере и здоровье. Если не выключать свет и все устройства в 18.00, вы так или иначе столкнетесь с десинхронозом — станете с трудом просыпаться, чувствовать усталость, наберете вес и не сможете работать в полную силу.

Когда мы вставали с рассветом, пребывали большую часть дня на свежем воздухе и засыпали в полной темноте, как вид мы процветали. Цивилизации, социум и потрясающие успехи в итоге обернулись тем, что тщательно настроенные внутренние часы начали работать против нас, причем очень эффективно.

Просыпайтесь в обычное время. Даже если вы плясали до зари, начните день по расписанию, пусть и придется спать всего один-два часа. Без сомнений, это нелегко, но если будете спать дольше и совершенно выбьетесь из расписания, то вы плохо будете себя чувствовать не один день. Нужно выбрать между одним трудным днем или неделей десинхроноза и утомления, раздражительности и сопровождающей их дырявой, как сыр, памяти.

Дневной сон оптимален приблизительно через семь часов после пробуждения плюс-минус несколько минут.

Ученые убеждены: чем раньше вы ложитесь спать, тем лучше это влияет на работу сердца и индекс массы тела.

Сон нужно считать не часами, а скорее, 90-минутными циклами. Пяти полных циклов (или семи с половиной часов) достаточно для физического и психологического восстановления. Пяти неполных циклов (ровно семи часов) достаточно для поддержания когнитивных функций, контроля аппетита, улучшения памяти и оздоровления.

А если я лежу в кровати без сна с выключенным светом, когда у меня бессонница? В это время тоже нельзя находиться в кровати. Если вы не можете заснуть в течение 20 минут, вылезайте из кровати и посидите на стуле 15 минут, считая вдохи или занимаясь прогрессивной мышечной релаксацией (сначала расслабьте пальцы ног, затем мышцы стоп и т.д., пока не дойдете до лба и кожи головы). Возвращайтесь в кровать и снова постарайтесь заснуть. Повторяйте несколько раз при необходимости, пока наконец не уснете.

Приложение 4 Суточные ритмы человека.

РАННЕЕ УТРО

4-5 часов (по реальному, географическому времени, как и для акупунктурных точек) — организм готовится к пробуждению.

К 5 часам утра начинает снижаться продукция мелатонина, растёт температура тела.

Незадолго до пробуждения, около 5:00 часов утра по географическому, реальному местному времени, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция «гормонов активности» — кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина и сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД), углубляется дыхание. Начинает повышаться температура тела, увеличивается частота фаз быстрого сна, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.

УТРО

К 7-8 часам у «сов» — пик выброса в кровь кортизола (основного гормона надпочечников). У «жаворонков» — раньше, в 4-5 ч, у остальных хронотипов — около 5-6 ч.

С 7 до 9 утра — подъём, физкультура, завтрак.

9 часов — высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память.

С утра — усвоение новой информации, на свежую голову.

Через два-три часа после пробуждения — поберечь сердце.

9-10 ч — время строить планы, «шевелить мозгами». «Утро вечера мудренее»

9-11 ч — повышается иммунитет.

Эффективны лекарства, усиливающие сопротивляемость организма болезням.

ДЕНЬ

До 11 часов — организм в отличной форме.

12 — уменьшить физические нагрузки.

Активность головного мозга снижается. Кровь приливает к органам пищеварения. Постепенно начинает снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, соответственно, но температура тела растёт и дальше.

13 ± 1 час — обеденный перерыв

13-15 — полуденный и послеобеденный отдых (обед, «тихий час», сиеста)

После 14 часов — минимальна болевая чувствительность, наиболее эффективно и продолжительно действие обезболивающих препаратов.

15 — работает долговременная память. Время — вспомнить и хорошо запомнить нужное.

После 16 — подъём работоспособности.

15-18 ч — самое время заняться спортом. Жажду, в это время, обильно и часто утолять чистой кипяченой водой, горячей или тёплой — в зимнее время (для профилактики простуд, желудочно-кишечных заболеваний и болезней почек). Летом можно и холодную минералку.

16-19 — высокий уровень интеллектуальной активности. Домашние дела

ВЕЧЕР

19 ± 1 час — ужин.

Углеводная пища (натуральная — мёд и т.п.) способствует выработке особого гормона — серотонина, который благоприятствует хорошему ночному сну. Мозг активен.

После 19 часов — хорошая реакция

После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память. После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец

1 Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002г

2 Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002г

3 Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006

4 Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006

1. Определение хронотипа (Анкета Остберга, Приложение 1).

2. Наблюдение с целью оценки условий обучения и проведения спортивных занятий.

3. Аналитическая деятельность.

Методика анкетирования

Нами был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени – тест Остберга в модификации профессора С.И. Степановой .

Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной.Объектом исследования являлись учащиеся 7А класса БОУ г. Омска «СОШ №89 ». Общее число обследуемых составило 22 человека в возрасте 13-14 лет. Классные помещения, спортивный зал, соответствуют гигиеническим нормам.

К факторам устойчивости можно отнести высокий уровень квалификации педагогов, комфортный психологический климат в классном коллективе. Главным в нашей работе являлось определение такой индивидуальной характеристики, как хронотип.

Фамилия Имя учащегося «ГОЛУБЬ » «СОВА » «ЖАВОРОНОК »
1. Андросов Владимир
2. Буреев Илья
3. Галитарова Анна
4. Иноземцев Глеб
5. Казанкина Карина
6. Копытов
7. Коченева Анжела
8. Кузнецов
9. Купалова Анастасия
10. Лукьянова Валерия
11. Немна Данил
12. Полоцкий Александр
13. Полёный Иван
14. Полищук Даша
15. Рясной Максим
16. Сипко Татьяна
17. Тарасенко Вадим
18. Цымбал
19. Чуприкова Анастасия
20. Черепанова Вероника
21. Эшкурбанова Мадина
22. Печеный Владимир

Распределение хронотипов было следующим: «Жаворонки » - 14,5 %, «Совы » - 31,5 %, «Голуби » - 54 %.

Диаграмма 1. Распределение хронотипов среди учащихся.


Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников .

ФИО 5 4 3 2 1 % кач. зн.
1 Андросов В. 34 67 31 4 74,26 9
3 Буреев И. 24 46 40 27 51,09 18
4 Галитарова А. 15 40 48 33 40,44 22
5 Иноземцев Г. 52 72 17 2 86,71 3
6 Казанкина К. 41 55 36 9 68,09 12
8 Копытов Р. 6 46 53 22 40,94 21
9 Кочнева А. 28 58 39 9 64,18 15
10 Кузнецов А. 25 48 41 9 59,35 17
11 Купалова А. 5 17 40 21 26,51 24
12 Лукьянова В. 33 70 19 6 80,47 7
13 Немна Д. 38 49 37 1 69,6 10
14 Печеный В. 15 48 50 19 47,73 19
15 Полёный И. 34 33 21 9 69,07 11
16 Полищук Д. 23 32 55 22 41,67 20
17 Полоцкий А. 39 63 19 1 83,61 5
18 Рясной М. 44 58 28 6 75 8
19 Сипко Т. 55 49 14 5 84,55 4
20 Тарасенко В. 7 23 47 29 28,30 23
21 Цымбал Е. 30 53 34 7 66,94 13
22 Черепанова В. 51 52 19 3 82,4 6
23 Чуприкова А. 45 40 35 8 66,41 14
24 Эшкурбанова М. 53 54 9 2 90.68 2


Фамилия Имя учащегося «ГОЛУБЬ » «СОВА » «ЖАВОРОНОК » успеваемость
1. Андросов Владимир + 74.26
2. Буреев Илья + 51.09
3. Галитарова Анна + 40.44
4. Иноземцев Глеб + 86.71
5. Казанкина Карина + 68.09
6. Копытов + 40.94
7. Коченева Анжела + 64.18
8. Кузнецов + 59.35
9. Купалова Анастасия + 26.51
10. Лукьянова Валерия + 80.47
11. Немна Данил + 69.6
12. Полоцкий Александр + 83.61
13. Полёный Иван + 69.07
14. Полищук Даша + 41.67
15. Рясной Максим + 75
16. Сипко Татьяна + 84.55
17. Тарасенко Вадим + 28.30
18. Цымбал + 66.94
19. Чуприкова Анастасия + 66.41
20. Черепанова Вероника + 82.4
21. Эшкурбанова Мадина + 90.68
22. Печеный Владимир + 47.73



Выводы: лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь », так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.

Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки ». «Жаворонки »- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.

Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие - в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют.

Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности.

Существует множество различных программ расчета биоритмов. Прямо здесь Вы можете скачать программу "Biorhythm", которая очень наглядна и проста в использовании.Программа позволяет расчитать биоритмы на период 30 дней с заданной даты и распечатать полученные результаты.

Графическим изображением основных биологических ритмов является синусоида.

Внешний вид программы представлен на рис. 3.

Рисунок 3 - Программа "Biorhythm": главное окно

Однодневные периоды, в которые происходит переключение фаз ("нулевые" точки на графике) и которые якобы отличаются снижением соответствующего уровня активности, получили название критических дней. Если одну и ту же "нулевую" точку пересекают одновременно две или три синусоиды, то такие "двойные " или "тройные " критические дни особенно опасны.


Рисунок 4 - Графическим изображением основных биологических ритмов

Очень важно понять, что 3 цикла биоритмов, безотносительно к их фазе, сами по себе не являются ни причиной, ни следствием каких-то событий. По существу, это - циклы нескончаемых физиологических изменений, и знание о них поможет вам планировать свою жизнь. Общее состояние человека определяется его "уровнем положительных циклов".

Первая половина каждого цикла начинается с "плюса". Это период развития, подъема. Уверенный и агрессивный, полный энергии и мощи, с повышенной умственной восприимчивостью, вы достигнете зенита своих сил на половине этой фазы. Ваши способности некоторое время будут оставаться в этой высокой точке, затем постепенно станут снижаться, пока цикл не достигнет своей второй фазы.

Вторая фаза - это период восстановления сил, похожий на восстановительный период после операции. Эта половина цикла длится до надира - точки противоположной зениту (также в середине), затем начинается неуклонный подъем к позитивной фазе. Такой синусоидой описывается вся жизнь человека.

Человек, как биологический объект, подвержен влиянию биологических ритмов в полной мере. Биоритмы воздействуют на все аспекты его жизнедеятельности: активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества. Для человека физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы очень значимы:

Физический биоритм (продолжительность 23 дня) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.

Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Интеллектуальный ритм (продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Рисунок 5 - Принципы формирования биоритмов

Существуют и другие биоритмы - интуитивный, психокинетический (период 54 дня) и астроментальный (период 84 дня), которые имеют определенный вес, но, тем не менее, не классифицируются по приоритету как особо важные.

Наиболее часто используемой формулой для расчета биоритмов является:

B=(sin(2*(t-f)/P))*100%; (5.1)

где: P - фаза биоритма (P соответствует длительности периода рассчитываемого биоритма (23, 28 и 33 дня соответственно)). Стоит отметить, что использование при расчетах этих округленных значений приводит к ошибке в несколько дней на каждый год.

Точные значения равны 23.688437 (физический), 28.426125 (эмоциональный), 33.163812 (интеллектуальный) дням;

B - значение биоритма (значение биоритма на заданную дату расчета в % (либо может выражаться как состояние относительно нуля, а так же как состояния нарастания или спада));

Число "Пи" (константа, принимаемая равной 3.1415926535897932385);

t - период расчета (количество дней от начальной до конечной даты расчета);

f - количество прожитых дней (количество дней от даты рождения до начальной даты расчета биоритмов).

В свою очередь каждый из основных биоритмов проходит через три различные фазы, определяющих высокий, низкий и критический уровни биоритма и общее состояние человека:

  • - Высокий уровень (положительная фаза): как правило, свидетельствует о пике таких возможностей организма как жизненная сила, выносливость, острота зрения, сексуальное влечение, эмоциональное возбуждение, острота переживаний, способности к запоминанию, интуиции и т.п. Степень проявления этих качеств зависит от ситуации и обстоятельств. Так, высокий эмоциональный цикл может сигнализировать о периоде творческой активности актера или художника, подобно высокому уровню в физическом цикле спортсмена. С другой стороны, высокое эмоциональное состояние в условиях, требующих спокойствия, может привести к стрессу и проблемам. Например, в такие дни профессионального водителя может потянуть на "лихачество" и неосторожное поведение на дороге.
  • - Низкий уровень (отрицательная фаза): общая характеристика низких значений биоритма не обязательно прямо противоположна их максимуму и не должна рассматриваться как нечто "плохое" или негативное. Такие дни предполагают более низкий уровень потенциальной энергии и их следует использовать для отдыха и восстановления жизненных сил, рекомендуется внимательнее быть к своему здоровью, снизить активность и не переживать.
  • - Критические дни (когда биоритм пересекает центральную, горизонтальную линию, значение равно нулю): длятся 24-48 часов, в общем, календарь критических дней основан на паре ключевых слов: отклонение и нестабильность. Здесь "отклонение" следует понимать как "уход от стандарта". Исследования биоритмов указывают, что в критические дни часты случаи упадка сил, снижения способности к восприятию, неадекватным поведением и т.п. Пример: обычно вежливый человек внезапно становится вспыльчивым и грубым с окружающими в критический день эмоционального биоритма. Еще пример: энергичный и харизматичный человек, этакий "живчик", вдруг становится вялым и жалуется на усталость в критической день его физического биоритма. Критические дни так же могут отражаться остро, в это время чаще всего бывают психологические "срывы", снижение "внимания", опасность "за рулем". По статистике, большинство несчастных случаев происходят именно в эти дни.

Таблица 2 - Таблица биоритмов

Цикл биоритма

Сфера влияния

Положительная фаза

Критические дни

Отрицательная фаза

Физический (23 суток)

ь двигательная активность

ь физическая сила

ь выносливость

ь устойчивость к болезням и возникновению неблагоприятных физических факторов

Со 2-го по 11-ый день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов.

1-ый и 12-й дни. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, обострение хронических заболеваний, головной боли.

С 13-го по 23-ий день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям

Эмоциональный (28 суток)

ь настроение

ь богатство и устойчивость эмоций

ь творческий настрой

ь интуиция

Со 2-го по 14-ый день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний.

1-ый и 15-ый дни. Эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, ссорам.

С 16-го по 23-й день. Повышенная напряженность, часто плохое настроение.

Интеллектуальный (33 суток)

ь мышление

ь сосредоточенность

ь остроумие

ь гибкость ума

Со 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов.

1-ый и 17-ый дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания

С 18-го по 33-й дни. Процесс мышления вялый, прерывистый

В тот день, когда ваш интеллектуальный цикл находится в критической точке. Конечно, можно (и нужно) хорошо высыпаться ночью, вести здоровый образ жизни, нормально питаться и учиться, но это может не принести никакой пользы, если ваш интеллектуальный биоритм не в нужной фазе. Таким образом, биологические ритмы, а точнее, их знание и понимание влияния, позволят планировать действия в соответствии изменением физического, эмоционального и интеллектуального состояний.

Теория биоритмов позволяет определить текущее состояние и прогнозировать самочувствие не только конкретного человека, но и сопоставлять биоритмы нескольких человек. Знание коэффициента совместимости биоритмов позволяет планировать совместную деятельность как в сфере семейных отношений, так и в коллективе.

Интерес широкой публики к биоритмам утих, возбуждаясь время от времени одной-двумя публикациями. Хотя очевидных причин для неожиданного взрыва популярности биоритмологии, на первый взгляд, не было, сегодня на земном шаре вряд ли найдется страна, где не действовало бы, по крайней мере, одно биоритмологическое общество или ассоциация. К примеру, в Великобритании за последние несколько лет увлечение этим предметом приобрело невиданные масштабы, а в Соединенных Штатах за несколько центов можно получить недельный прогноз в уличном автомате.

В Великобритании действуют несколько уважаемых и хорошо поставленных исследовательских программ. Проблема освещается в специализированных журналах, в периодических публикациях.

Таким образом, за столетие, прошедшее со времени открытия самого понятия биоритмов, мы прошли большой путь и сейчас имеем признанные и пользующиеся доверием теорию и практику, которые при должном применении могут и должны привести к значительным изменениям в нашей жизни. Проблема изучения биоритмов человека далека от окончательного решения. То, что сделано в этой области, вселяет большие надежды.

Название работы:
«Исследование биоритмов учащихся 8-9 классов МОУ «СОШ №1 р.п.Дергачи» .Руководитель Соколова Надежда Ивановна, учитель биологии.

Введение

Каждый цивилизованный человек знает, что надо чистить зубы, мыть руки, мыть овощи и фрукты, соблюдать гигиенические правила при приготовлении пищи и т.д., а так же четко он должен уяснить, каких правил нужно придерживаться, чтобы как можно меньше нарушать, или восстановить временную структуру своего организма. Часто общаясь с учениками и наблюдая за их деятельностью на занятиях, я обратила внимание на некоторые закономерности в изменении их эмоционального настроя, интеллектуальной деятельности и физической активности. Некоторые из них совершенно спокойно и бодро приступают к занятиям, а другие приходят в школу раздраженными и невыспавшимися, причем первые более успешно справляются с интеллектуальной нагрузкой на первых уроках, вторые более активны на втором и последующих уроках.

Оказывается, причина заключается в биоритмах. Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений. С древних времен учеными отмечался ритмический характер многих биологических явлений и процессов, но лишь к середине XX века было сформулировано представление о временной организации живых систем и началось интенсивное изучение биологических ритмов.

Биологические ритмы изучает биоритмология. Она тесно связана с экологией, физиологией, биохимией, биофизикой и другими биологическими науками. Часто как синоним биоритмологии употребляют термин «хронобиология».

Ритмический характер свойствен многим физиологическим процессам, протекающим в организме человека (суточные колебания артериального давления, температуры тела и др.). Установлен циклический характер физического состояния и психологических функций. Нарушение ритмов жизнедеятельности может снижать работоспособность, оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека.

Цель: выявить влияние биоритмов и хронотипа на работоспособность и интеллектуальную активность учащихся.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования.

2. Провести изучение биоритмов и хронотипов учащихся 8-9 классов.

Актуальность работы. Проведенное исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Изучение характера биологических ритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека.

Объект исследования: ученики 8-9 классов школы села Александровка.

Предметом изучения являются биологические ритмы и хронотип учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что я смог скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние. Удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний улучшить их учебную деятельность.

Методика и методы исследования.

    Изучение литературы по данной проблеме, составление кратких характеристик основных биоритмологических типов.

    Проведение анкетирования учащихся 8-9 классов, ведение дневников самонаблюдения, построение диаграмм.

3) Анализ результатов исследований.

Объем выборки составил 39 человек.

Краткий обзор литературы .
    Понятие биологического ритма.
Под биологическим ритмом понимают закономерное воспроизведение через определенные приблизительно равные промежутки времени какого-либо функционального состояния организма в целом, или его отдельных органов, систем, тканей, клеток. Например, периодические сокращения сердечной мышцы через каждые 0,6 – 0,7 секунды, периодически наступающее состояние сна через каждые 24 часа, периодическая активизация моторики желудочно-кишечного тракта через каждые 90 минут. При этом очень важно помнить, что биоритм – это не ответ организма на периодически действующие факторы внешней среды, а внутреннее свойство организма, сохраняющиеся и в постоянных, изолированных от внешней среды условиях жизнедеятельности.
    Классификация биоритмов. Классификация биоритмов основывается на длине их периода.

Ученые выделяют пять основных классов ритмов:

1. Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин (ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭЭГ, ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника и др.).

2. Ритмы средней частоты (от 30 мин до 28 ч, включая ультрадианные и циркадные продолжительностью до 20 ч и 20 - 23 ч соответственно).

3. Мезоритмы (инфрадианные и циркасептанные около 7 суток продолжительностью 28 ч и 6 дней соответственно).

4. Макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года.

5. Метаритмы с периодом 10 лет и более.

Суточные биоритмы

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Н иже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:

    печень - с 1 до 3 часов ночи;

    легкие - с 3 до 5 часов утра;

    толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;

    желудок - с 7 до 9 часов утра;

    селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;

    сердце - с 11 до 13 часов дня;

    тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;

    мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;

    почки - с 17 до 19 часов вечера;

    органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;

    органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;

    желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи.

«Совы» и «Жаворонки»

Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины?

Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению пиков биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. «Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении и письме, чем «жаворонки».

"Жаворонки" просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня. Половина людей – аритмики - "голуби" приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда.

Недельные ритмы

В недельных ритмах выражен социальный компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.

Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. В воскресенье (день Солнца) жизненные силы организма проявляются активней, чем в другие дни.

    В понедельник (день Луны) повышается реагентность, труднее собраться, сосредоточиться.

    Вторник (день Марса) , наоборот, отличается повышением возбудимости.

    В среду (день Меркурия) усиливается деятельность нервной системы, повышается восприимчивость, активность мышления.

    В четверг (день Юпитера) выше общительность, контактность.

    Пятница (день Венеры) день повышенной эмоциональной активности, более тонкой чувствительности.

    Суббота (день Сатурна) понижает коммуникабельность, дает психический спад, но и повышает сосредоточенность, это день нового накопления сил.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

    а) не планируйте большую нагрузку в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов.

    б) дни активных действий – вторник, среда, четверг;

    в) пятница – день спокойной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Месячные ритмы

Месячный ритм в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.

Годичные ритмы

В другую очень важную группу биологических ритмов, имеющих огромное значение для высших и низших организмов, входят сезонные и годичные ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные изменения растительного покрова Земли, миграция птиц, зимняя спячка ряда видов животных - это примеры ритмов с годичным периодом. Сезонные колебания жизненных функций характерны и для человека. Так, в регионах с сезонными контрастами климата интенсивность обмена веществ выше зимой, чем летом. Холод является стимулятором функции щитовидной железы. Артериальное давление, количество эритроцитов, гемоглобина обычно ниже в жаркое время года. Весной и летом у большинства людей работоспособность выше, чем зимой. Хорошо известно волнообразное течение многих заболеваний, при котором периоды обострения сменяются длительными ремиссиями, так, туберкулез чаще обостряется весной, а язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - весной и осенью.

Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов.

Для нормального функционирования организма необходим, чтобы каждая функция осуществлялась ритмично в соответствии с меняющимися на протяжение разных циклов состояния организма. Нужно, чтобы все биоритмы были определенным образом согласованны между собой (синхронизированы). Только в этом случае обеспечивается оптимальный уровень здоровья и наилучшие адаптационные возможности. Если по какой-то причине согласованность функций нарушается, - наступает рассогласование (десинхронизация) биоритмов , или десинхроноз . В лёгких случаях это состояние сопровождается некоторым недомоганием. Если же десинхроноз достаточно силен и продолжается длительное время, то адаптационные возможности организма ослабевают и возникают различные заболевания. Какое заболевание возникает в каждом конкретном случае, зависит от предрасположенности, наличие скрытой патологии и от целого ряда других причин. В данном случае справедлива народная пословица «где тонко там и рвется». Внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека.

Изменение ритма внешних датчиков времени:

- Длины фотопериода переходные сезоны года (весна, осень – «сезонный десинхроноз»), перемещение в трансширотном направлении (например, из средних широт на Крайний Север); - Социальных датчиков времени сменная работа,трансмеридианальные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни (для детей – начало занятий в школе, переход из одной смены в другую и т.д.). - Стрессовые ситуации. Нарушение ритма сна-бодрствования, активности-отдыха, режима питания.

Основная часть.

1. Исследование суточного хронотипа школьников. Всего испытуемых : 39 человек. Цель эксперимента : определение хронобиологического типа учащихся. С помощью тестов (приложение № 1 и №2) было проведено исследование учащихся 8-9 классов и установлены их хронотипы.
Результаты:

Рис. 1. Хронобиологический тип учащихся 8-9 класса (39 человек) 2. Влияние биоритмов на интеллектуальную активность школьников. Самооценка интеллектуальной активности и физического состояния. Учащимся 8-9 классов было предложено в течение трех недель вести дневник самонаблюдения за своей интеллектуальной активностью и физическим состоянием. Результаты заносить в карту (приложение № 3) Цель наблюдения : Выявление закономерности изменения состояния учащихся с различными хронобиологическими ритмами в утреннее и дневное время суток.
Рис. 2. Закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 8-9 классов с различными хронобиологическими ритмами в утреннее время суток.
Рис. 3. Закономерности изменения интеллектуальной активности и физического состояния учащихся 8-9 классов с различными хронобиологическими ритмами в дневное время суток. В ходе анализа полученных данных, было выявлено, что четко просматривается закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в соответствии с их хронобиологическим типом, что невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». Ведение дневников самонаблюдения позволило выявить признаки, которые возникают при нарушение режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий. Симптомы десинхроноза по результатам анализа дневников самонаблюдения
    Снижение способности к концентрации внимания. Повышенная утомляемость и раздражительность. Неустойчивость настроения: от апатии – к оживлению, и наоборот. Отсутствие бодрости, чувство разбитости после сна. Головная боль. Чувство незащищенности.
3. Изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся Всего : 39 человек Используемые материалы :
    Дневники самонаблюдения учащихся. Анализ успеваемости за данный период. Наблюдение учителей.
Цель анализа: Выявление закономерностей изменения интеллектуальной активности различных хронобиологических типов с недельным графиком учебной деятельности.


Рис.4. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «голуби» учащихся 8-9 классов с недельным графиком учебной деятельности.

Рис. 5. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «жаворонки» учащихся 8-9 классов с недельным графиком учебной деятельности.
Рис. 6. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «совы» учащихся 8-9 классов с недельным графиком учебной деятельности. При анализе данных полученных из дневников самонаблюдения и наблюдений педагогов за интеллектуальной активностью учащихся необходимо отметить, что закономерности околонедельных ритмов существуют и выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особенно выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели.

Результаты работы.

В исследовании приняли участие 39 учащихся. В результате были определены хронотипы учащихся, выявлено: жаворонков - 35%, голубей- 40%, сов - 25% .

Была установлена закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в течение дня в соответствии с их хронобиологически типом, что невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». На первом уроке у учащихся хронотипа «жаворонки» значительно лучше скорость реагирования на сенсорные сигналы а, следовательно, и степень усвоения учебного материала. Активность «сов» на первом уроке понижена. Начиная со второго урока «совы» просыпаются и их работоспособность не ниже, чем у других хронотипов. Работоспособность и степень усвоения учебного материала »голубей» зависит от уровня подготовки ребенка к процессу обучения.

Проведено изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся. Было установлено, что закономерности околонедельных биоритмов выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особо выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели, с последующим спадом активности. Были выявлены признаки десинхроноза, которые возникают при нарушение режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.

1) Ритмичность функционирования – фундаментальная биологическая закономерность, которой подчиняется всё живое на Земле, и человеческий организм в частности.

2) В целом биоритмологический тип оказывает определенное влияния на интеллектуальную и физическую активность школьников .

3) Учащимся 8-9 классов для продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима учебы, труда и отдыха.

4) Учитываю существование суточных и недельных биоритмов работоспособности учителям-предметникам все контрольные и проверочные работы необходимо проводить в середине недели в наиболее продуктивное время.

5) В целях предупреждения перегрузки учащихся облегчить расписание уроков в начале и конце недели.

6) Провести с учащимися 8-9 классов беседу по биоритмологии с анализом проведенного исследования, дать конкретные рекомендации (приложение

4)

Таким образом, для сохранения своего здоровья и продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима труда и отдыха, активности и покоя, предупреждающие рассогласование внутренних биологических ритмов, нарушение «внутреннего временного порядка» в организме.

Литература:

    Дильман В.М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину.- М.: Знание, 1996.-256 с.

    Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Биологические ритмы. – М.: Медицина, 1980.-161 с.

    Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон.–М.: Наука,1989.-112 с.

    Лэмберг Л.И. Ритмы тела. Здоровье человека и его биологические часы. – М.: Вече АСТ, 1998.-274 с.

    Оранский И.Е. Часы внутри нас. – Свердловск, 1998.-164 с.

    Путилов А.А. Руководство по хронобиологии и хрономедицине. – М.: Медицина, 1989.-234 с.

Приложение №1

Сова или жаворонок?

Тест для самопроверки

При определении оптимальных часов для различных видов деятельности часто оказывается, что эти часы не приходятся на рабочий день, ни на время, проводимое в семье. Приводимый тест позволит Вам узнать себя лучше. Промышленная психология предлагает подобные тесты для оценки пригодности служащих для работы по графику предприятий.

Эти восемь вопросов нацелены на определение режима активности, которому Вы отдадите предпочтение в той или иной ситуации. Обведите номер правильного ответа, который Вам больше всего подходит.

    Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли Вы проснуться позже обычного и насколько?

Не смогу, проснусь как обычно…………………………………..1

Проснусь позже на час…………………………………………….2

Проснусь позже на 2 часа………………………………………….3

Проснусь позже на 3 часа………………………………………….4

Проснусь позже на 4 часа………………………………………….5

    В течении недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, что бы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут, или даже меньше…………………………………………1

15 минут……………………………………………………………...2

Полчаса………………………………………………………..…...…3

Около часа……………………………………………………………4

Больше часа…………………………………………………………..5

    Если в течение долгого времени Вы будете ложиться в 11 часов вечера, а вставать в 7 часов утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерно-дневным пиком…………………………………………..5

С дневным пиком…………………………………………………….4

С утренним и дневным пиками……………………………………...3

С утренне-дневным пиком…………………………………………...2

С утренним пиком…………………………………………………….1

4. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда бы Вы хотели, что бы на Вашем острове светало?

В 9 часов утра, или позже…………………………………………….5

В 8 часов утра………………………………………………………….4

В 7 часов утра………………………………………………………….3

В 6 часов утра………………………………………………………….2

В 5 часов утра, или раньше……………………………………………1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра Вам надо проснуться в 7 утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра………………………………………………………..1

Между 6.30 и 6.50 утра…………………………………………………2

Между 6.50 и 7.00 утра…………………………………………………3

Между 7.00 и 7.10 утра…………………………………………………4

После 7.10 утра………………………………………………………….5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание. Оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания. Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 9 утра……………………………………………………………..1

С 9 утра до 12 дня……………………………………………………….2

С 10 утра до часу дня……………………………………………………3

С 11 утра до 2 часов дня………………………………………………...4

С 12 до 3 часов дня………………………………………………………5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только после сна…………………………………………………………5

После сна и после обеда…………………………………………………4

В послеобеденное время…………………………………………………3

После обеда и перед сном………………………………………………..2

Только перед сном………………………………………………………..1

8. Когда Вы вольны спать, сколько хотите, когда Вы просыпаетесь?

В 11 часов утра, или позже……………………………………………..5

В 10 часов утра…………………………………………………………..4

В 9 часов утра……………………………………………………………3

В 8 часов утра……………………………………………………………2

В 7 часов утра……………………………………………………………1

Сосчитайте сумму цифр, соответствующих Вашим ответам.

Больше 32 - типичный вечерний тип («сова»).

28-32 - умеренная «сова».

21-27 - дневной тип («голубь»).

16-20 – умеренно утренний тип («жаворонок»).

Меньше 16 – типичный «жаворонок».

Приложение № 2

Таблица для определения хронотипа

п/п


Приложение №3

Карта наблюдения

для учащегося

………………………………………………………

п/п


Приложение №4

Общие советы по режиму дня для «жаворонков»


Пробуждение Настоящие «жаворонки» обычно не испытывают проблем с утренним пробуждением, даже если нужно вставать в 6-7 часов. Однако у них есть другая проблема – борьба с сонливостью, которая наваливается на них в середине и под конец рабочего дня. С сонливостью можно справиться с помощью очень горячего, или лучше контрастного, душа. После этого нужно выпить горячий крепкий чай с 2-3 дольками лимона.Питание В отличие от «сов» энергичные «жаворонки» с утра не нуждаются в тонизирующих напитках. Если с раннего утра «жаворонки» выпивают кофе, они только перевозбуждаются, быстро устают и теряют работоспособность. Лучше выпить зеленого чая, который тонизирует, но не возбуждает.На завтрак «жаворонкам» подойдут творог или омлет, молочная каша, бутерброды с сыром или колбасой.Обед у «жаворонков» приходится на 13-14 часов. Он должен быть плотным и не менее калорийным, чем завтрак, поскольку в это время у пищеварительной системы «жаворонков» наступает второй пик активности. Лучше всего съесть суп, спагетти с сыром, картофель с рыбой или мясом. Обед можно завершить чашкой крепкого чая для того, чтобы сохранить высокую работоспособность в оставшееся рабочее время. На ужин рекомендуется углеводная пища с учетом скорого отхода ко сну. Это могут быть каши или мюсли с медом или сухофруктами, легкие тосты с джемом, бананы, зеленый чай с шоколадом.Работа и учеба. У большинства «жаворонков» есть только два пика интеллектуальной активности. Правда, в отличие от «сов», эти периоды являются более продолжительными. Первый пик активности начинается в 8-9 часов и заканчивается к 12-13 часам. Второй - более короткий - пик интеллектуальной активности приходится на послеобеденное время – с 16 до 18 часов. Для более точного планирования своего рабочего дня можно воспользоваться соответствующим тестом.Что касается физической активности «жаворонков», то она также носит двухфазный характер. Наиболее эффективно они могут выполнять физическую работу утром с 7 до 12 часов и вечером с 16 до 19 часов.Спорт «Жаворонкам» лучше всего тренироваться утром. Утренняя гимнастика и пробежка в 6-7 часов – это про «жаворонков». Утренние тренировки лучше проводить натощак, выпив лишь сладкого какао или съев несколько долек шоколада, а основной завтрак следует принимать уже после этого. Если «жаворонки» предпочитают атлетические упражнения, то их лучше проводить в 10-11 часов утра примерно через час после плотного завтрака. В этом случае можно достичь наиболее эффективного роста мышечной массы. Вечером «жаворонкам» не рекомендуется перегружаться. Во-первых, активность большинства систем организма к вечеру резко снижается, а, во-вторых, это может помешать сну. Из вечерних занятий можно порекомендовать спокойные виды физической активности – плавание, прогулки пешком, небыстрая езда на велосипеде.Сон «Жаворонки» обычно засыпают легко. Однако если по какой-либо причине они не лягут в кровать в то время, когда им «смертельно» хочется спать, они могут поломать себе всю ночь. Если все же есть проблемы засыпанием, можно существенно облегчить отход ко сну, воспользовавшись следующими простыми правилами:1. Старайтесь ложиться в одно и то же время;2. Примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;3. Перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;4. Перед сном хорошо проветрите комнату.

Читайте также: