Рационально эмотивная терапия эллиса семейная психотерапия. Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Рационально-эмотивная терапия - Направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Эллис подчеркивал, что у людей нет прямых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их.

Иллюстрация: ребёнок слышит, когда отец кричит на него, расстраивается при этом; однако сосед по дому, который слышит точно те же "объективные стимулы", на эту родительскую вспышку совершенно не реагирует (или реагирует иначе: злится, например).

Эллис основывается на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Эллис моделирует эмоциональное поведение в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС:

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. То есть, если мы знаем, что такой-то индивид попал в такую-то ситуацию (например ему отдавили ногу в общественном транспорте), но не знаем при этом модель мира человека (хотя бы в ключевых моментах), то последствия его действий сложно предугадать (человек с отдавленной ногой может устроить скандал, может заплакать, может начать читать нотации, может проигнорировать, может сразу полезть в драку...).

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на четыре вида:

1. "Долженствовательные" указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть ("Я должен выиграть игру", "Он должен быть любезным по отношению ко мне", "Все должны быть честными со мной"). В основе таких суждений лежит какое-то навязчивое целеполагание.

2. "Ужасания" суждения строятся на том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть ("Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода мужа", "Это ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец"). Подобные суждения строятся, опираясь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место "страх ужаса".

3. Суждения "надлежания" отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть ("Я не вытерплю, если окажется, что мой лучший друг - обманщик", "Все вокруг оказались враги, и я это не смогу перенести").

4. "Порицающие" суждения принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть). В основе таких суждений лежит инфантильная модель мира, в которой люди делятся на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощрять или наказывать хороших или плохих. Примеры: "Он ужасный человек, должен быть наказан за опоздание", "Если он скажет мне ещё одно плохое слово, я пойму, что он - негодяй, и тогда я ему отомщу".

Двенадцать основных иррациональных идей по Эллису

Конкретизируя, Эллис выявил наиболее типичные, "сердцевинные" иррациональные идеи, которые явно или неявно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - надо быть начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Типовая схема работы в РЭТ

1. Доказать клиенту состоятельность рационально-эмотивной терапии. Доступным языком изложить теоретические основы РЭТ. Рассмотреть примеры из жизни. Введите модель АВС и раскройте клиенту основную идею терапии. Дайте пример иррациональных и рациональных мыслей, обусловленных таким социальным событием, которое было бы понятным и близким клиенту. Обсудите, к каким рациональным или иррациональным последствиям поведенческого и эмоционального плана могут эти суждения привести.

2. Добиться согласия клиента рассмотреть его собственные иррациональные суждения, пользуясь аппаратом РЭТ.

3. Терапевт обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента. Предъявите перечень выявленных иррациональных утверждений и обсудите с клиентом, почему эти утверждения иррациональны и какими рациональными утверждениями их можно заменить. Хорошей идеей будет записать эти рациональные утверждения.

4. Клиента стимулируют к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений, поупражнялся с ними и заменил иррациональные суждения более подходящими оценками активизирующих событий. Предложите клиенту определить свою собственную ситуацию. Обсудите с ним, какие иррациональные мысли приходят ему в голову в такой ситуации и к каким последствиям эта ситуация чаще всего приводит. Запишите эти мыслимые последствия и предложите клиенту произвести на свет и записать более рациональные мысли.

5. Развитие новых рациональных и реалистических суждений о событиях, об актуальных и возможных. На этом завершающем этапе важно развить и укрепить "отремонтированную" модель мира клиента.

6. Поощрение клиента к выявлению иррациональных мыслей, чувств и действий, возникающих в определенных проблемных ситуациях. Ситуации должны быть конкретными, вызывающими определенные трудности. Предпочтительнее, например, высказывание: "Когда я вижу привлекательную девушку, я думаю... А что, если я не найду, что сказать... И вот я буду стоять, уставившись как дурак, с открытым ртом..." (к этому высказыванию могут быть применены иррациональные мысли №3 и №8 из списка иррациональных идей). Менее предпочтительны общие утверждения типа "Когда я среди людей, у меня нет уверенности в себе". Для того, чтобы помочь клиентам охватить все коллизии проблемных ситуаций, мы использовали простую методику воображения. Клиентов просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе недавно случившиеся проблемные ситуации, а затем рассказать о мыслях и чувствах, возникших у них в этих конкретных ситуациях.

7. После выявления нескольких ситуаций нужно упорядочить их по критерию трудности (опираться можно на степень стрессогенности ситуации). Если возможно, ситуации выстраиваются в иерархии.

8. Терапевт предъявляет каждую из проблемных ситуаций, начиная с самой легкой. Ситуации предъявляются в дискуссии, в воображении, в реальной жизни. Клиент получает инструкцию во время каждого предъявления описывать свои чувства и мысли. Цель упражнения - добиться того, чтобы определенное эмоциональное состояние стало сигналом к поиску у себя иррациональных мыслей. На этой стадии мысли будут появляться не столь тщательно упакованными и обозначенными. Работа терапевта состоит в том, чтобы глубже проникнуть в высказывания клиента и сопоставлять их. Когда терапевт решит, что он в состоянии сформулировать мысли клиента, то он может либо попросить клиента обобщить, какое иррациональное суждение является у него преобладающим, либо сам сделать обобщение.

9. По мере предъявления каждой иррациональной идеи она оспаривается терапевтом. Затем терапевт постепенно поощряет клиента к тому, чтобы он сам взял на себя роль оспаривающего. Этот процесс носит характер полемики. Клиента спрашивают, на все ли 100% его суждения истинны, неизбежны и основаны на неопровержимых фактах. Предъявляются контр-примеры, и клиента подводят к тому, чтобы он сам сформулировал более рациональные суждения об активизирующем событии и представил себе, к каким результатам могут привести эти рациональные суждения.

10. Клиенту предъявляют активизирующие события (в воображении, в ролевой игре или в реальной жизни) и предлагают ему в присутствии терапевта поупражняться с рациональными альтернативами. Терапевт обучает клиента тому, как контролировать свою эмоциональную реакцию (здесь наиболее удобен метод "термометра страха" с делениями от 0 до 100 баллов). На начальных стадиях терапевт действует также как суфлер и составитель репетируемых рациональных суждений. Контроль и упражнения продолжаются до тех пор, пока данное активизирующее событие не перестает вызывать интенсивной эмоции.

Домашние задания

На разных стадиях терапии можно давать клиенту домашние задания, о выполнении которых клиент рассказывает на последующих встречах. Вот примеры домашних заданий:

1. Попросите клиента определить (помимо обсуждаемых на сеансах) еще две свои реальные жизненные проблемы и выявить в них последовательность АВС. Пусть постарается отыскать более рациональные суждения и изучить последствия, к которым они могут привести.

2. Психотерапевт просит клиента в реальных жизненных ситуациях попробовать технику превращения иррациональных суждений в рациональные. Записи об этой практике и о достигнутых улучшениях заносятся в дневник.

Американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии, подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований. Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса - The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А. Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Научная и практическая деятельность

Альберт Эллис большую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 1950-60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs» ).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом, и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ являетсягуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис опрделял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences ), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ. activating events ), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs ), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований».

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation ) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result ). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  1. оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  2. толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  3. принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации.
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм.
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • 1971 - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации.
  • 1985 - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования» .
  • 1988 - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения» .
  • 1996 и 2005 - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies .

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.

Литература на русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 стр. - ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 стр. - ISBN 978-5-222-14121-2
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»). ISBN 5-04-010213-5
  • Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. - 176 стр. - ISBN 5-9524-1051-0
  • Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 224 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-226-0
  • Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 288 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-314-00048-2
  • Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. - С. 88-98.
  • Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // «Здравый смысл» 2008, № 1 (46)
  • МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии = The New Handbook on Cognitive Therapy Techniques. - Спб.: Речь, 2001. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9268-0036-6.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Продолжая речь о когнитивной психологии и психотерапии, также следует отметить разработки и другого ее представителя - Альберта Эллиса. Как и Бек, Эллис придавал большое значение именно когнитивной сфере человека, которая полностью игнорировалась популярным в то время поведенческим подходом в терапии.

В 1955 г. Альберт Эллис предложил новый вид терапии, который назвал рациональная терапия. Он хотел подчеркнуть то, что в основе наших психологических проблем лежат не столько конкретные события, сколько наши иррациональные установки, иррациональные убеждения, которые мешают нам принимать жизнь такой, какая она есть. В 1961 г., усовершенствовав и дополнив свою терапию, Эллис дал ей новое название - рационально-эмоциональная терапия, сокращенно РЭТ. Под таким названием она используется по сей день, хотя сам Эллис в 1993 г. еще раз переименовал ее в рационально-эмоциональную поведенческую терапию, или РЭПТ, подчеркивая тем самым важность внимания к реальному поведению клиента, что позволяет отнести ее как к поведенческой, так и к когнитивной психотерапии. Новое название так и не прижилось, и несмотря на то что сейчас применяется в работе последний вариант терапии, ее называют прежним именем - РЭТ.

Если поведенческая терапия стремится изменить поведение путем трансформации внешних условий, то РЭТ видит свою задачу в изменении эмоций, а затем и поведения, через преобразование мыслей. Суть концепции РЭТ можно отразить в схеме: А-В-С, где А - activation event - возбуждающее (активирующее) событие; В - belief system - система убеждений; С - emotional consequence - эмоциональные последствия. Кажется, что эмоция следует сразу за активирующем событием, однако Эллис считал, что между ними обязательно находятся мысли и убеждения человека. Тревога и другие негативные эмоции инициируются иррациональными когнициями. Эллис полагал, что такие иррациональные мысли и убеждения необходимо рассматривать и разоблачать рациональным мышлением. Это поможет преодолеть их и провоцируемые ими негативные чувства.

Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (или описывающие) - представляют собой относительно объективную информацию о реальности, оценочные - выражают отношение человека к воспринятому. Последние связаны разной степенью жесткости: оценочные когниции бывают близкими к реальности и весьма далекими от нее. Последние Эллис называл иррациональными суждениями, которые включают такие ошибки, как неправильные выводы, абсолютизация, преувеличение, упрощение и т.п.

Одной из задач терапии Эллиса является разделение негативных чувств, эмоций и убеждений, которые периодически присутствуют у любого человека, на рациональные и иррациональные. Иными словами, есть события, которые по своей сути должны вызывать грусть, печаль, некоторую неудовлетворенность, это нормальная реакция здорового человека. Но иногда переживания возникают на основе иррациональных убеждений, например, когда человек страдает из-за того, что, поставив себе неосуществимые цели, не может достичь их, или потому, что не может принять реальность такой, какая она есть, мучается тем, что ничего невозможно изменить. Чувства с такой основой не помогают решению проблем. Следует отметить, что понятие «иррациональное» Эллис употреблял не в смысле патологии. Он называл рациональным то, что помогает человеку достигать цели, которые ему реально нужны, а иррациональным - все то, что препятствует этому, и мешают именно определенные убеждения - «когниции».

К иррациональным убеждениям Эллис в первую очередь относил абсолютистские когниции. Это различные долженствования - категоричные и негибкие, когда человек воспринимает мир через понятия «должен», «необходимо». Для одних это «должен - не должен» распространяется на себя и ближайший круг общения, для других - и на дальний, для третьих - вообще доходит до экзистенциального уровня, что в мире все не так и должно быть иначе. Эллис считал, что важнейшим моментом обретения душевного здоровья является отказ от абсолютизации - «должен» необходимо заменить на «надо бы», «хорошо бы», «хотелось бы». То есть смягчить жесткость требований к себе, другим, окружающей действительности, которые загоняют человека в нестерпимость внутреннего дискомфорта и создают такой же нестерпимый дискомфорт другим. Вместо того чтобы быть приятным, человек во все стороны выпячивает свои жесткие углы и потом удивляется, что к нему никто не приближается. Все потому, что об эти углы можно обрезаться и удариться.

Иррациональные идеи ведут к негативным эмоциям (к депрессии, тревоге, гневу, чувству вины), которые серьезно препятствуют осуществлению целей. Они лежат в основе дисфункционального поведения, такого как уход от решения, привычка откладывать на потом, алкоголизм и т.п. При этом когниции создают программы самореализующихся пророчеств вследствие постоянного упражнения и подкрепления, т. е. возникает замкнутый круг - негативное суждение вызывает негативную эмоцию, а та подтверждает негативное суждение, типа «все плохо».

Большое внимание Эллис уделял первому (установочному) знакомству психотерапевта с пациентом.

Вот примерная инструкция психотерапевта РЭТ:

«Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы создали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не маг и волшебник, который мгновенно избавит вас от проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А.П., 2002).

Надо сказать, что Эллис не разделял мнение представителей роджерианской гуманистической терапии о решающей роли эмпатийной поддержки без активного вмешательства терапевта. Эллис был согласен, что клиента необходимо принимать таким, какой он есть, но считал, что это, однако, не должно исключать уместную активность психотерапевта, который может в случае необходимости критиковать пациента, разоблачать его ошибочные суждения. Эллис полагал, что некритическое доброжелательное принятие пациента закрепляет его проблемы, как это нередко бывает в семье. И особенно активно рекомендовал нападать на самотиранию долженствования, когда пациент загоняет себя в стресс и тревоги завышенными требованиями к себе и окружающим.

На основании большого практического опыта Эллис дифференцировал подходы к пациентам разного типа. Так, он рекомендует избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» пациентами; излишне интеллектуального стиля с «обессивно-компульсивными» пациентами; излишне директивного стиля с людьми, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с пациентами, которые слишком быстро уходят в пассивность.

Рассмотрим этапы эмоционально-рациональной терапии.

Сначала необходимо обнаружить и вербализовать (четко выразить словами) иррациональные убеждения. При этом особое внимание уделяется абсолютистским когнициям, которые проявляются в употреблении пациентом слов «надо», «должен», «необходимо». Эта так называемая тирания долженствования и становится главным объектом терапевтической работы. Терапевт должен показать клиенту, как давит на него подобная система взглядов.

После того как основные иррациональные убеждения уточнены, начинается работа по перестройке этих когниций на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

На когнитивном уровне главной задачей терапевта является заставить пациента отказаться от перфекционизма (завышенных требований совершенства), показав ему, что уже это позволит сделать его жизнь более простой и радостной.

Здесь применяются сократовский диалог и когнитивный диспут (поэтапное доведение убеждений клиента до обнаружения их неправильности и вредности).

Для воздействия на эмоциональном уроне разыгрывается драма предпочтений и долженствований дтя различения этих двух феноменов - «было бы лучше» и «должно» с помощью ролевых игр. Проводится переубеждение на уровне эмоций.

Для усиления эмоционального фона терапевт может, например, предложить членам терапевтической группы сказать одному из ее участников, что они о нем думают, или поощрять признание участников в своих недостатках, «постыдных» чувствах (зависти, враждебности и т. п.). Для этого пациентам придется проявить смелость и сделать усилие над собой, зато в результате они увидят, что группа не осуждает их, принимает такими, как они есть, и участники смогут испытавать чувство взаимного доверия и близости. Для усиления этого эффекта Эллис использовал техники, приносящие чувственное удовольствие: дружеское объятие, поглаживание, выражение добрых слов, на которые пациенты раньше не решались.

На поведенческом уровне работа направлена не только на устранение симптомов, но и на изменение когниций. Например, склонность к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

  • ? преодолеть робость и назначить свидание;
  • ? нарочно провалиться при выступлении перед публикой (терапевтической группой);
  • ? воображать себя стойко переносящим ситуацию неудачи;
  • ? представить себя в сложных обстоятельствах и принять их;
  • ? позволить себе приятную деятельность только после выполнения неприятной, но необходимой задачи;
  • ? приступать к выполнению дела сразу, не откладывая на потом, претерпевая при этом дискомфорт борьбы с привычкой;
  • ? взяться за неприятное задание ради отсроченных целей;
  • ? время от времени вести себя так, как уже рационально мыслящий человек (для того, чтобы пациент мог понять, что изменения возможны).

Альберт Эллис стремился вывести на один уровень эмоциональное и рациональное восприятие, т. е. показать человеку его истинные нужды, а не те, настоящие, владеющие пациентом, ложные или нереальные, завышенные или заниженные потребности. Работа психотерапевта должна заключаться в значительной мере в ревизии целей и желаний клиента, их оценке - действительно ли это то, что ему необходимо, или это только кажется ему, что, может быть, это надуманные, а не истинные нужды, и именно они уводят энергию от достижения того, что действительно по-настоящему нужно?

Эллис считал, что для психологического благополучия человеку необходимо иметь важные жизненные цели и активно стремиться к их достижению. Потому одной из задач терапевта в когнитивном консультировании является проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения. Ведь цели могут быть и самые «рациональные», но при этом человек реально ничего не делает, чтобы их достичь, он только думает об этом, но все дела откладывает на потом. Так, например, человек решил найти работу, но каждый день он находит причины отложить поиски, отвлекаясь на всякие другие не связанные с целью дела. Начинай, действуй, а по ходу добавится то, что усилит твои позиции! Потому как отложенные действия, если мы сознаем их необходимость, порождают неврозы, а те в свою очередь усугубляются от дальнейшего бездействия. Поэтому, если человек реально понимает, что надо действовать, он должен начинать действовать, не боясь неудачи. Есть очень хорошая пословица: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Надо понимать, что не каждый шаг сулит нам успех, но если вообще ничего не делать, то и успеха не будет. Это очень терапевтическая пословица, ее можно использовать в качестве возражения на сопротивление клиента. «Ну вот, я подействовал, подействовал - и ничего не получилось». И вы сразу вспоминаете: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Пусть ты не добился победы в этот раз, но, не предприняв попытку, шансов достичь ее не было бы вообще.

Очень важно, чтобы цели были адекватными, не завышены, иначе вы никогда не достигнете их, а только разочаруетесь и все время будете пребывать в фрустрации, нервном напряжении, и не занижены, так как они не дадут человеку осуществить личностный рост, раскрывать свой потенциал, что тоже сделает человека несчастным. Абрахам Маслоу сказал: «Предупреждаю, что если вы откажетесь от реализации своих способностей, вы будете глубоко несчастным человеком». Как все в природе, - любая травинка, любое животное, - так и человек запрограммирован на максимальную самореализацию, и когда не в силу каких-то обстоятельств, а самостоятельно человек уходит от развития в пассивность, лень или в какие-то ложные цели, то это со временем вызывает фрустрацию, неудовлетворенность, напряжение и эмоциональные, а иногда даже соматические нарушения.

Поскольку человек живет в социуме, то порой достижение его личных целей может не согласовываться с целями и желаниями других людей, что приводит к конфликтам как с окружающими, так и с самим собой. Ему нередко приходится решать дилемму: отказаться от своих желаний или действовать против желаний других. Этот момент также является предметом работы психолога-консультанта или терапевта, который должен посмотреть, где желания и стремления клиента входят в противоречие с желаниями и стремлениями других людей, и помочь ему найти разумный компромисс. Если человек все время будет «тянуть одеяло на себя», его взаимоотношения с окружающими людьми испортятся, станут непрочными и неискренними, а если, наоборот, постоянно будет уступать другим, тогда пострадают его собственные желания и его самореализация не будет происходить, от чего человек также будет чувствовать себя несчастным. Значит, необходимо проявлять дипломатичность и показывать, что «вот я готов уступить, но рассчитываю на определенные уступки с вашей стороны, давайте попробуем быть более взаимоуступчивыми!». Во многих случаях психолог обнаружит, что реальных противоречий как таковых и нет, просто присутствует различная оценка противоречивых событий, которая основывается на различных психологических установках. И может так оказаться, что для разрешения конфликта будет достаточным взглянуть на ситуацию иначе, и тогда станет ясно, что удовлетворение вашего желания на самом деле никому не помешает. Для этого и надо исследовать, какие убеждения лежат в основе действий - рациональные, позволяющие достигать цели или иррациональные, препятствующие этому.

Подход Эллиса также можно назвать гедонистическим. Мы знаем, что есть такое направление в философии - гедонизм. Его родоначальником был Аристипп, живший еще в Древней Греции. Согласно данному течению, цель человеческой жизни заключена в получении удовольствий. И, видимо, сама природа заложила в человеке определенные индикаторы того, к чему ему стремиться. Плохое, как правило, - неприятное, болезненное; а хорошее приносит удовольствие. И следует поменьше идти на поводу у общественных предрассудков и больше доверять голосу природы, ведь не могла она сделать хорошее и приятное греховным и плохим. Надо сказать, что Эллис в данный термин, гедонизм, вкладывал несколько иной смысл. Он говорил о так называемом отсроченном гедонизме. Что это такое? Эллис считал, что человек должен иметь определенные отсроченные удовольствия, ради которых он готов сейчас терпеть некоторый дискомфорт. Например, вы понимаете, что вам доставит удовольствие получение диплома и дальнейшее хорошее трудоустройство. Но для этого сейчас необходимо заниматься и иногда совершать определенную работу, сдавать зачеты и экзамены, которые сейчас вам прямо поперек горла. Знание о том, что ваши настоящие усилия в конечном счете окупятся, помогают вам заставить себя добросовестно учиться (утруждать себя некой деятельностью). Спортсмен тренируется, мучает себя, чтобы потом победить и получить награды и славу, ведь он понимает, что без приложения усилий он не добьется желаемого.

Многие невротические личности не умеют жить отсроченным гедонизмом. Они предпочитают гедонизм мгновенный и следуют принципу «если не могу получить что-то сразу, то и стараться не буду», т. е. не могут настроить себя на то, что усилие сейчас приведет к успеху в будущем. Это одна из самых важных задач в воспитании детей - приучить их с детства работать на отсроченное удовольствие: закончишь хорошо четверть - получишь велосипед и т.д. Дети должны научиться заставлять себя претерпевать трудности, и не просто так, а ради получения удовольствий в будущем. Фридрих Энгельс говорил: «Человек должен жить радостями завтрашнего дня». У человека должно быть как можно больше различных отсроченных радостей, связанных, например, с приятной встречей, достижением, успехом или каким-либо другим удовольствием в будущем, ожидание которых скрашивает нашу сегодняшнюю жизнь.

Эллис выделил несколько критериев психологического здоровья:

  • ? соблюдение собственных интересов;
  • ? социальный интерес;
  • ? самоуправление, готовность к разумной кооперации;
  • ? высокая толерантность к состояниям фрустрации;
  • ? гибкость, нерегидность по отношению к себе и другим;
  • ? принятие неопределенности;
  • ? преданность творческим занятиям;
  • ? научное мышление;
  • ? принятие себя;
  • ? рискованность;
  • ? отсроченный гедонизм.

Попробуем раскрыть эти понятия.

Эллис полагал, что одним из признаков психической нормы человека является его здоровый эгоизм. Что он подразумевал под этим понятием? Прежде всего то, что человек не должен забывать о своих интересах. Полное подчинение себя чужим желаниям Эллис считал явлением нездоровым, так же как и обратную ситуацию. То есть это должен быть разумный учет своих и чужих интересов, но при приоритете своих.

В этом отношении является нездоровой и формирующей нездоровье у других позиция так называемых жертвенников, в роли которых часто выступают родители, приносящие себя и свои интересы в жертву интересам детей. Им кажется, что, поступая так, они делают лучше для своих детей, но в реальности портят их, делают их неспособными самостоятельно достигать своих цели.

Иногда так происходит с матерями, и чаще матерями- одиночками, которые ради своего ребенка отказываются от любых удовольствий. И какой пример подают такие родительницы своим детям? Если мать действительно хочет лучшего своей, например, дочери, то вместо того чтобы обделять себя во всем, она должна показать ей, что, несмотря на трудность положения, женщина справляется, не унывает, следит за собой, она привлекательна для мужчин, и способна радоваться и думать о собственных интересах. Дочь должна видеть перед собой пример того, какой надо быть. Иначе она вырастет эгоисткой или такой же «ущербной», как мать, с детства считая, что любить другого - значит полностью отказаться от собственных желаний. То есть здоровый эгоизм является необходимым условием благополучия не только самого человека, но и его близких, ради которых он готов жертвовать собой.

Умение соблюдать собственные интересы дополняется другой важной характеристикой нормы - способностью учитывать и социальный интерес. То есть то, что человек живет полным эгоистом, думая только о своих потребностях, Эллис признавал ненормальным. Он считал, что здоровые взгляды выражаются в умении учитывать не только свой интерес, но проявлять внимательным к чужым нуждам, а также быть способным к кооперации и сотрудничеству.

Следующий критерий нормы - самоуправление. Это, с одной стороны, готовность самостоятельно решать свои проблемы, не перекладывая их на плечи других и неся ответственность за полученные результаты, а с другой - умение в случае необходимости принять помощь, вступить в кооперацию и сотрудничество. Здесь важно подчеркнуть тот факт, что человек, всегда рассчитывая в первую очередь на себя, не отказывается от разумной помощи и сам способен при случае быть полезным, это является проявлением здоровых убеждений.

Другая характеристика нормы звучит как высо 1 сая толерантность к фрустрации. Напомним, толерантность обозначает переносимость, умение терпеть, а фрустрация определяется как сильное эмоциональное неудовлетворение. Суть характеристики заключается в том, что человек со здоровыми когнициями способен переживать и преодолевать жизненные трудности, не скатываясь в глубокую депрессию. Жизнь невозможна без неудач, неприятностей и трудностей, и естественно испытывать расстройство, когда они случаются, но это не должно выбивать человека из колеи, заставлять забрасывать дела и опускать руки. И именно наличие толерантность к фрустрации помогает человеку противостоять происходящим неурядицам.

Психологическое здоровье определяется также и способностью проявлять гибкость , неригидность (ригидность, как известно, - это недостаточная гибкость) по отношению к себе и другим. Гибкость можно описать как умение человека при необходимости изменять свои мысли и действия в соответствии с новыми обстоятельствами, таким образом приспосабливаясь к постоянно изменяющей среде. Мир не стоит на месте, и чтобы быть успешным, человек должен меняться вместе с ним. Но здесь главным образом речь идет о гибкости когниций. Каждый человек обладает своими принципами, это достаточно устойчивые убеждения человека, которые создают систему взглядов на мир. Какие-то из них должны оставаться неизменными, но некоторые должны иногда меняться. Излишняя регидность убеждений может тормозить развитие человека и препятствовать его нормальному функционированию вообще. Важнейшим моментом рационально-эмоциональной терапии Эллиса является определение жестко фиксированных убеждений, которые из-за своей регидности доставляют пациенту массу неприятностей. Бывает так: человек, следуя своим принципам, не желая менять их, осложняет себе и другим жизнь, упирается в различные моменты, которые при рациональной терапии оказываются несущественными, и также обнаруживается, что можно взглянуть на эти вещи иначе. Мне, например, может не нравиться поведение какого-то человека, причем не потому, что оно объективно плохо, а потому что мне лично оно не по вкусу, но я беру и придаю этому объективность. Я начинаю считать, что это не моя субъективность, а важный принцип, который необходимо соблюдать. Это, естественно, начнет мне мешает нормально общаться с другими, да и с самим собой.

Теперь рассмотрим характеристику принятие неопределенности. Мы знаем, что точные определения бывают только в абстрактной науке математике. В жизни всегда допускается некоторый элемент неопределенности, допуска. Стопроцентного не бывает даже золота - оно там 99 с чем-то, самой высокой пробы. Поэтому в жизни ничего не бывает на сто процентов, но только не для невротиков - они не терпимы к неопределенности, все должно быть так, только так, и никак по-другому! Люди с такими убеждениями загоняют себя в рамки своих представлений. А поскольку других туда не загнать, то переживают, что их не понимают, не любят, все делают им назло. И потому ощущают себя очень несчастными. Поэтому принятие факта существование некоторой неопределенности во всем, признание того, что не все и не всегда бывает таким, как хотелось бы, важно для снижения внутреннего напряжения.

Следующий критерий нормы - преданность творческим занятиям - определяет присутствие творчества в жизни человека. Появляется в желании узнавать и пробовать что-то новое, интересоваться различными вещами, искусством или наукой, иметь увлечения, хобби и не в силу необходимости, а из внутренней потребности человека. То есть это стремление обогащать и насыщать свою жизнь, а не сводить ее к автоматизму обыденных дел.

Научное мышление. Что подразумевает научное мышление? Джордж Келли говорил, что каждый человек в своей жизни действует как ученый, но только на бытовом уровне. Что делает ученый? Выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, получает результаты, подтверждающие или опровергающие основные положения. Если гипотеза не подтвердилась, тогда ученый пересматривает ее и пробует сделать что-то иначе. По существу так происходит и в нашей жизни. Прежде чем что-то сделать, мы сначала предполагаем, что из этого выйдет, ожидаем получить некий результат. А далее свершаем действие, эксперимент и проверяем - получилось то, чего я ожидал, или не то? Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо подумать, что делать дальше, что следует поменять в исходных положениях. Что происходит с невротической личностью? Гипотеза не меняется, хотя она многократно не подтвердилась и не подтверждается далее, принося человеку большой дискомфорт и мучения. Но, несмотря на это, невротик не может изменить гипотезу, свое отношение к себе, или людям, или определенному делу и так далее, поскольку не может понять, что проблема заключена именно в ней самой, что ее необходимо скорректировать, раз результаты действий плачевны. Потому одной из задач терапевта является анализ гипотез клиента на предмет их рациональности.

Принятие себя. Это умение принимать себя таким, какой ты есть, со всеми плюсами и минусами. Мы далеко не всегда воспринимаем себя адекватно, т.е. какие-то свои способности мы завышаем, а какие-то - занижаем. Когда человек неадекватно оценивает себя, он может все время огорчаться, потому как другие-то оценивают его иначе, чем он сам себя, и человек все время может думать: «Меня не понимают». Или считает: «Я не так себя подаю», - и, боясь быть неуспешным, начинает делать нечто совсем не свойственное ему. Это ошибка. Потому что естественный человек всегда воспринимается лучше, чем деланный, ведь фальшь никто не любит. А нам все время кажется, что надо что-то изображать из себя, тогда я буду лучше выглядеть, тогда меня лучше воспримут. Это иллюзия и мучение. Есенин писал: «Счастье есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за нечастных всегда известны, но вам не понять, как много мук приносят изломанные лживые жесты». Когда человек начинает играть не свою роль, даже с виду красивую, он испытывает дискомфорт, потому как выбранная роль на самом деле не согласовывается с его внутренним миром. И потому человек может тревожиться, что другие заметят это несоответствие. То есть самое эффективное будет принять себя таким, каков ты есть, и тогда человеку не надо будет что-то строить из себя. Не бойтесь слова «недостаток». Или обозначайте его как резервы, то есть там, где вам кажется, у вас есть пробел в чем-то, думайте: «У меня есть резерв для улучшения».

Рискованность. Это умение в определенных ситуациях идти на разумный риск. У англичан есть пословица: «Nothing venture nothing have», что переводится как: «Ничем не рисковать - ничего не иметь». Она отлично характеризует данный критерий психологического здоровья. Выражая суть - рискуя, можно достичь успеха. Здесь важно понять, что в жизни невозможно оставаться пассивным, она требует движения, действий, а иногда и риска. Порой, чтобы свершать развитие, необходимо рисковать: менять работу или место жительства, заводить семью и т.д. В противном случае жизнь человека превратится в стоячее болото, застой. Необходимо не бояться нового - идей, знакомств, деятельности, обстоятельств и т.д. Риск необходим для движения вперед. Наша жизнь - это риск.

И последний критерий нормы - отсроченный гедонизм. Мы подробно рассмотрели его выше, описывая особенности подхода Эллиса. Суть данного явления заключена в умение жить отложенной радостью, осознанно претерпевать трудности во имя достижения успеха в будущем.

Итак, мы рассмотрели все критерии психологической нормы, теперь я хотел бы, чтобы вы поработали над следующими моментами.

Еще раз взгляните на перечисленные критерии психологического здоровья, проанализируйте, насколько каждый из них выражен у вас, а также оцените это по 10-балльной шкале (10 - максимально выражен, соответственно 1 - минимально выражен). При этом я предлагаю вам не следовать первому ощущению при выставлении оценок, а хорошенько продумать (вспомнить примеры из собственной жизни), а лучше спросить знающего вас человека, насколько действительно соответствует данный балл выражению того или иного критерия нормы.

Самопознание - интереснейший и увлекательнейший процесс, не имеющий пределов совершенствования. Поэтому постарайтесь оценить свои резервы для роста, используйте именно слово «резервы», а не «недостатки». Поскольку лучше акцентировать свое внимание на резервах, чем на недостатках, ведь чем больше ресурсов вы обнаружите, тем больше это будет вдохновлять вас. Более того, вы увидите, что многие параметры взаимосвязаны друг с другом. И если вы захотите развить один из них, то автоматически будут развиваться и другие. Когда вы или ваш клиент будете обосновывать свои оценки, постарайтесь понять, какими убеждениями вы (или он) руководствуетесь и являются ли эти убеждения рациональными, т.е. реально помогающими ему реализовать себя, или они все-таки иррациональные.

Резюмируя задачи и суть процедуры РЭТ, можно сказать: для того чтобы добиться изменения мировоззрения, пациентам рекомендуется:

  • 1. Понять, что их психологические проблемы возникли не столько из-за внешних условий и событий, сколько от их отношения к ним.
  • 2. Поверить, что они способны сами решить свои проблемы.
  • 3. Осознать, что их проблемы провоцируются главным образом иррациональными абсолютистскими убеждениями.
  • 4. Понять свои иррациональные когниции и убедиться, что на существующие у них проблемы можно взглянуть рационально.
  • 5. Разоблачать свои иррациональные взгляды с помощью логики и здравого смысла, а также экспериментально действуя вопреки им.
  • 6. Многократными повторами с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов довести новые, рациональные убеждения до их полного внутреннего принятия.
  • 7. Постоянно продолжать процесс позитивной перестройки убеждений, заменяя иррациональные когниции на рациональные.

Практикум

  • 1. Попробуйте найти у себя (или у вашего клиента) иррациональные убеждения и обоснуйте, почему вы их считаете таковыми.
  • 2. Разоблачите их логикой и здравым смыслом (можно использовать юмор).
  • 3. Сформулируйте по выявленным проблемам альтернативные рациональные когниции.
  • 4. Проанализируйте свои убеждения (или вашего клиента) с точки зрения критериев психологического здоровья Эллиса, насколько вы реализуете их, какие у вас есть резервы и как вы собираетесь их восполнять.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему Эллис именно так назвал свою рационально-эмоциональную терапию?
  • 2. Расшифруйте схему А-В-С.
  • 3. Чем различаются рациональные и иррациональные когниции?
  • 4. Что такое абсолютистские когниции и чем они вредны?
  • 5. Опишите основные этапы РЭТ.
  • 6. Перечислите критерии психологического здоровья по Эллису.
  • 7. Что такое отсроченный гедонизм?

Рационально-эмоциональная (рационально-эмотивная) терапия (РЭТ) была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Первоначальный ее вариант назывался рациональной терапией, но в 1961 году она была переименована в РЭТ, поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своего метода – рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин «поведенческая» был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придает работе с актуальным поведением клиента.

В соответствии с теорией рационально-эмоциональной терапии, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению. Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути (А. Эллис, У. Драйден, 2002).

РЭТ рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной стабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

Показания к проведению рационально-эмоциональной терапии. Рационально-эмоциональная терапия показана при лечении различных заболеваний, в этиологии которых психологические факторы являются определяющими. Это, прежде всего невротические расстройства. Она показана и при других заболеваниях, которые осложнены невротическими реакциями. А.А. Александров выделяет категории пациентов, которым может быть показана рационально-эмоциональная терапия: 1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами; 2) сексуальные нарушения; 3) неврозы; 4) расстройства характера; 5) прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники; 6) синдром пограничного расстройства личности; 7) психотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью; 8) индивиды с легкими формами умственной отсталости; 9) пациенты с психосоматическими проблемами.


Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает пациенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его тенденции бороться с заболеванием (А.П.Федоров, 2002).

Как отмечает Б. Д. Карвасарский, рационально-эмоциональная терапия показана, прежде всего, пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близким к партнерским. Этому помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта). Начало работы включает информирование пациента о философии рационально-эмоциональной терапии, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка.

В то время как поведенческая психотерапия ставит своей задачей достигать изменения поведения, воздействуя на внешнее окружение человека, рационально-эмоциональная терапия имеет целью изменять, прежде всего, эмоции, воздействуя на содержание мыслей. Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций. С точки зрения РЭТ когниции являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние. В норме мышление включает чувства и в некоторой степени стимулируется ими, а чувства включают когниции. Как индивид интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет в данной ситуации. Не внешние события и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения. Поэтому рационально-эмоциональная терапия, по определению А. Эллиса, это «когнитивно-аффективная бихевиоральная теория и практика психотерапии».

Суть концепции А. Эллиса выражается традиционной формулой А-В-С, где А – activating event – возбуждающее событие; В – belief system – система убеждений; С – emotional consequence – эмоциональное последствие. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным возбуждающим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но на самом деле это не так. На самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое, как сильная тревога, то его корни можно найти в том, что А. Эллис называет иррациональными убеждениями человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, проводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает (А.А. Александров, 1997).

А. Эллис различает два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял из окружающего мира. Оценочные когниции являются отношением к этой реальности. Дескриптивные когниции связаны с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. С точки зрения рационально-эмоциональной терапии не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

С точки зрения РЭТ патологические нарушения эмоций имеют в основе аберрации мыслительных процессов, когнитивные ошибки. Для обозначения всех различных категорий когнитивных ошибок Эллис предложил использовать термин «иррациональные суждения». К ним он относил такие формы ошибок, как преувеличение, упрощение, необоснованные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию.

Рациональные и иррациональные идеи . Рациональные идеи – это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (т.е. неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений, предрасположенности. Люди испытывают положительные чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные (грусть, озабоченность, сожаление, раздражение) - когда этого не получают. Эти негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемого) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются рациональными по двум причинам. Во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.

Иррациональные идеи, в свою очередь, отличаются от рациональных в двух отношениях. Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здорового поведения, в то время как нездоровые идеи – в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами (А.Эллис, У. Драйден, 2002).

Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не имея еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения. Люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, к другим людям и к миру в целом. Человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного.

Согласно теории РЭТ, все иррациональные идеи можно разделить на три категории: (1) абсолютистские требования, предъявляемые к собственной личности, (2) абсолютистские требования, предъявляемые к окружающим (другим) людям, (3) абсолютистские требования, предъявляемые к окружающему миру.

1. Требования к себе. Обычно выражаются в утверждениях такого типа: «Я должен делать все безупречно и меня должны одобрять все «значимые другие»« Верования, базирующиеся на этом требовании, часто ведут к тревоге, депрессии, чувству стыда и вины.

2. Требования к другим. Они часто выражаются в утверждениях такого типа: «Люди должны быть безупречными, иначе они ничтожества». Это убеждение приводит часто к чувству негодования и гнева, к насилию и пассивно-агрессивному поведению.

3. Требования, предъявляемые к окружающему миру и условиям жизни. Эти требования часто принимает форму верования такого рода: «Мир должен быть справедливым и комфортным». Эти требования часто приводят к чувству обиды, жалости к себе и вызывают проблемы с самодисциплиной (алкоголизм, наркомания, постоянные промедления).

Катастрофизация. К этим трем базисным иррациональным верованиям человек имеет тенденцию катастрофизировать события жизни:»Это ужасно – а не просто неприятно и дискомфортно – когда я сделал дело не так хорошо, как мне следовало бы сделать»; «Хуже того, что произошло - не может быть».

Низкая фрустрационная толерантность - еще одна форма иррационального верования, которую можно назвать – тревогой по поводу дискомфорта. «Я не смогу это вынести».

Глобальное ранжирование – склонность оценивать себя и других в терминах «все или ничего», оценивать человека по отдельным, иногда единичным, поступкам. «Если я не справлюсь с этим делом хорошо, то я всегда и при любых обстоятельствах буду проваливать порученные мне дела!».

С точки зрения А. Эллиса можно выделить 4 основные группы таких установок, чаще всего создающих проблемы у пациентов:

1. Установки долженствования отражают иррациональное убеждение в том, что есть универсальные долженствования, которые всегда должны реализовываться независимо оттого, что происходит в окружающем мире. Такие установки могут быть обращены к себе, к людям, к ситуациям. Например, утверждение, что «мир должен быть справедливым» или «люди должны быть честными», часто выявляются в подростковом возрасте.

2. Катастрофические установки часто отражают иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к катастрофизации, т.е. к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в крайней степени (типа: «ужасно», «невыносимо», «потрясающе» и т.д.). Например: «Ужасно, когда события развиваются непредсказуемым образом», «Невыносимо, что он так обращается со мной».

3. Установка обязательной реализации своих потребностей отражает иррациональное убеждение, что человек для того, чтобы существовать и быть счастливым, должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами. Наличие такого рода установок приводит к тому, что наши желания разрастаются до уровня необоснованных императивных требований, которые в результате вызывают противодействие, конфликты, а в результате – негативные эмоции. Например: «Я должен быть полностью компетентным в этой области, иначе я ничтожество».

4. Оценочная установка состоит в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т.д. можно глобально оценивать. При этой установке ограниченный аспект человека отождествляется с оценкой всего человека. Например: «Когда люди ведут себя плохо, они должны быть осуждены», «Он негодяй, поскольку он вел себя недостойно».

Поскольку РЭТ связывает патологические эмоциональные реакции с иррациональными суждениями (установками), то самый быстрый способ изменения состояния дистресса – это изменение ошибочных когниций. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное самопринятие, которое включает в себя отказ давать собственному «Я» однозначную оценку (это невыполнимая задача, поскольку человек – существо сложное и развивающееся, а, кроме того, вредная, так как это обычно мешает достижению человеком своих главных целей) и признание своей подверженности ошибкам. Самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.

Сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, самовоспроизводящиеся структуры. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени. Поэтому РЭТ концентрируется не на анализе прошлых причин, приведших к формированию той или иной иррациональной установки, а на анализе настоящего. РЭТ выясняет, как индивид сохраняет свои симптомы, придерживаясь определенных иррациональных когниций, за счет чего он не отказывается от них и не подвергает их коррекции.

Когнитивные установки могут быть обнаружены благодаря признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации «долженствования», которые сигнализируют о наличии абсолютистских убеждений у клиентов. Кроме того, нужно обращать внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на катастрофизацию. Таким образом выявить иррациональные убеждения можно, задав вопрос «Что вы думаете об этом событии?» или «Что вы думали, когда все это происходило?» Выявлению иррациональных установок помогает и анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.

Иррациональные когниции можно изменять. Но для того, чтобы их изменить, необходимо сначала их идентифицировать, а это требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования определенных методов, облегчающих этот процесс. Только реконструкция ошибочных когниций приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе РЭТ человек приобретает способность управлять своими иррациональными когнициями по своему усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной схеме установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго, поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. В случае возникновения трудностей индивид легко осознает рациональные установки, которые не соответствуют требованиям ситуации, и корректируют их.

Напротив, с точки зрения А. Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, носят, как говорил А. Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычные иррациональные установки не соответствуют реальности, как по силе, так и по качеству предписания. При отсутствии осознания иррациональных установок они приходят к длительным неразрешаемым ситуациям, эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. Иррациональные установки включают выраженный компонент оценочной когниции, запрограммированного отношения к событию.

Рационально-эмотивную терапию, отмечает А.А. Александров, не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, что подкрепляет их в настоящем. А. Эллис утверждает, что осознание связи эмоционального расстройства с событиями раннего детства (инсайт №1, по А. Эллису) не имеет терапевтического значения, поскольку пациенты редко освобождаются от своих симптомов и сохраняют тенденцию к образованию новых. Согласно теории РЭТ, инсайт №1 вводит в заблуждение: суть не в возбуждающих событиях (А) жизни людей, которые якобы вызывают эмоциональные последствия (С), а в том, что люди интерпретируют эти события нереалистично и поэтому у них складываются иррациональные убеждения (В) о них. Настоящая причина расстройств, стало быть, сами люди, а не то, что случается с ними, хотя и жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. В рационально-эмотивной терапии инсайт №1 должным образом подчеркивается, но пациенту помогают увидеть его эмоциональные проблемы с точки зрения его собственных убеждений, а не с точки зрения прошлых или настоящих возбуждающих событий. Терапевт добивается дополнительного осознания -–инсайтов № 2 и 3.

А. Эллис поясняет это следующим примером. Пациент испытывает тревогу во время терапевтического сеанса. Терапевт может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни пациента, которые, по-видимому, вызывают тревогу. Например, пациенту можно показать, что мать постоянно указывала на его недостатки, что он всегда боялся недовольства и ругани учителей за плохой ответ урока, боялся разговаривать с авторитетными фигурами, которые могут не одобрить его и, следовательно, из-за всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А-1, А-2, А-3…А-N, он сейчас испытывает тревогу во время беседы с терапевтом. После такого анализа пациент может убедить себя: «Да, теперь я понимаю, что испытываю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неудивительно, что я тревожен даже с собственным терапевтом!» После этого пациент может почувствовать себя увереннее и временно избавиться от тревоги.

Однако, отмечает А. Эллис, будет значительно лучше, если терапевт покажет пациенту, что тот испытывал тревогу в детстве и продолжает испытывать ее сейчас при столкновении с различными авторитетными фигурами не потому, что они авторитетны или имеют какую-то власть над ним, а в следствии убежденности том, что его должны одобрять. Неодобрение со стороны авторитетных фигур пациент склонен воспринимать как нечто ужасное, и почувствует себя уязвленным, если его будут критиковать.

При таком подходе тревожный пациент склонится к двум вещам: во-первых, он перейдет от «А» к рассмотрению «В» – своей иррациональной системы убеждений, во-вторых, он начнет активно разубеждать себя в своих иррациональных установках, вызывающих тревогу. И тогда в следующий раз он станет менее предан этим наносящим ущерб его личности («самопоражающим») убеждениям, когда он столкнется с какой-нибудь авторитетной фигурой.

Следовательно, инсайт №2 состоит в понимании того, что хотя эмоциональное расстройство возникло в прошлом, пациент испытывает его сейчас , потому что он имеет догматические, иррациональные, эмпирические необоснованные убеждения. Он обладает, как говоритА. Эллис, магическим мышлением. Эти его иррациональные убеждения сохраняются не потому, что он когда-то в прошлом был «обусловлен», то есть эти убеждения закрепились у него по механизму условной связи и теперь сохраняются автоматически. Нет! Он активно подкрепляет их в настоящем – «здесь-и-сейчас». И если пациент не примет полной ответственности за сохранение своих иррациональных убеждений, то он не избавится от них (А.А. Александров, 1997).

Инсайт №3 состоит в осознании того, что только посредством тяжелой работы и практики можно исправить эти иррациональные убеждения. Пациенты осознают, что для освобождения от иррациональных убеждений не достаточно инсайтов №1 и №2 – необходимо многократное переосмысление этих убеждений и многократно повторяющиеся действия, направленные на их погашение.

Итак, основной догмат рационально-эмотивной терапии состоит в том, что эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны, потому что пациенты не принимают мир таким, какой он есть. Они обладают магическим мышлением: они настаивают на том, что если в мире нечто существует, то оно должно быть другим, отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают следующую форму утверждений: если я хочу чего-то, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, - так должно быть, и если это не так, то это ужасно!

Так, женщина с выраженными эмоциональными расстройствами, которую отверг возлюбленный, не просто рассматривает это событие как нежелательное , а считает, что это ужасно , и она не может этого перенести, ее не должны отвергать. Что ее никогда не полюбит ни один желанный партнер. Считает себя недостойный человеком , раз возлюбленный отверг ее, и поэтому заслуживает осуждения . Такие скрытые гипотезы бессмысленны и лишены эмпирических оснований. Они могут быть опровергнуты любым исследователем. Рационально-эмотивный терапевт уподобляется ученому, который обнаруживает и опровергает абсурдные идеи (А.А. Александров, 1997).

Основную цель эмоционально-рациональной психотерапии, считает А.А. Александров, можно сформулировать как «отказ от требований». В какой-то степени, отмечает автор, невротическая личность является инфантильной. Нормальные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетворялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они до минимума ограничивали свои требования и стремились к максимуму терпимости. Рационально-эмотивная терапия стремится к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у пациентов.

Таким образом, в соответствии с представлениями основоположника рационально-эмотивной терапии А. Эллиса, расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере А. Эллис назвал иррациональными установками. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такое как сильная тревога, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезает. А. Эллис последовательно идентифицировал базовые иррациональные идеи, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

Идеи А. Эллиса последовательно развиваются в работах его ученика Г. Кассинова. С точки зрения когнитивного вмешательства, отмечает Г. Кассинов, основной проблемой, с которой терапевт помогает справиться своему клиенту, является склонность к сверхзапросам и сверхтребованиям. Пациент с нарушениями эмоциональной сферы всегда требует от окружающих: 1) чтобы все, что бы он ни делал, считали хорошим, и чтобы все, что бы он ни пожелал достигнуть, ему удавалось бы; 2) чтобы его любили те люди, от которых он желает получить любовь; 3) чтобы другие люди обращались с ним хорошо; 4) чтобы вся вселенная вращалась вокруг него и чтобы мир, в котором он живет, был удобен для жизни и никогда не причинял никаких огорчений и не был бы источником конфликтов. Таким образом, пациенты с эмоциональными расстройствами не принимают реальность такой, какая она есть, они настойчиво требуют, чтобы реальность изменилась в соответствии с их требованиями и представлениями о ней. С точки зрения А. Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи, которые имеют характер предписания, требования, приказа и поэтому не соответствуют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным неадекватным ситуации эмоциям, таким как депрессия или тревога.

При построении консультирования пациентов (клиентов) психологу следует придерживаться определенной этапности в проводимой работы. Весь процесс консультирования можно условно разделить на четыре этапа.

На первом этапе выявляется и уточняется эмоциональное состояние клиента. Фактически, это та проблема которую высказывает клиент в первые минуты беседы.

На втором этапе выясняется, какие мысли возникают у клиента относительно создавшейся ситуации.

Третий этап РЭТ - непосредственно дискуссия, оспаривание иррацио-нальных убеждений. На данном этапе весьма эффективным может стать применяемый сократический диалог.

На четвертом этапе формируется новая философия, определяется, какие мысли и эмоции будут наиболее уместны в данной ситуации. И затем даются задания, которые помогут клиенту изменить свои убеждения, эмоции и поведение, а также закрепят эти положительные изменения.

Критерием успешности проведенной работы является снижение психоэмоционального напряжения, регистрируемое психологическими шкалами Цунга, Бека, а также владение теоретическими основами РЭТ.

Психологическая работа с такими пациентами (клиентами) требует отказа от предъявления требований, диктатов и ультиматумов окружающим, заменив их запросами, пожеланиями и предпочтениями. Основной задачей является отучение пациентов от драматизации своих неудач, от проявлений паники и от предъявления обществу завышенных требований. Реалистично ориентированные методы лечения стараются приучить клиента к тому, чтобы он добивался одобрения путем достижения реальных успехов в реальном мире. Когда пациент принимает реальность, ему становится лучше. Вслед за коррекцией иррациональных установок клиентов осуществляется освоение адекватных моделей поведения при помощи закрепления усвоенных навыков системой поощрений, а также путем моделирования ситуаций, требующих владения соответствующими навыками поведения. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которая представляет собой систему гибких эмоционально-когнитивных связей и которая носит вероятностный характер. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.

Итак, рационально-эмотивная терапия стремится к радикальному редуцированию долженствования, перфекционизма, грандиозности и нетерпимости у пациентов.



Читайте также: