Экзистенциально-гуманистическая психология и терапия в психосоциальной практике. Экзистенциально-гуманистический подход Экзистенциально гуманистический подход

Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями "третьей революции". Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке - фрейдизму и бихевиоризму.

Экзистенциально-гуманистическое направление и другие течения

Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) - Д. Бюдженталь - часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью. Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция. Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.

К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики. Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип. Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная все же в определенной степени близка к психоанализу.

Суть гуманизма

В данный момент нет единого мнения в отношении степени самостоятельности гуманизма и экзистенциализма, но большинство представителей этих течений предпочитают разделять их, хотя все признают их принципиальную общность, поскольку основная идея этих направлений - признание свободы личности в выборе и построении своего бытия. Экзистенциалисты и гуманисты солидарны в том, что осознание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, поднимая его над хаосом и пустотой эмпирического существования, раскрывает его самобытность и благодаря этому делает смыслом его самого. Кроме того, безусловное достоинство гуманистической концепции состоит в том, что не абстрактные теории внедряются в жизнь, а, наоборот, реальный практический опыт служит фундаментом для научных обобщений. Опыт рассматривается в гуманизме как приоритетная ценность и основной ориентир. И гуманистическая, и экзистенциальная психология оценивают практику как важнейшую составляющую. Но и здесь прослеживается отличие этого метода: для гуманистов важна практика реального опыта переживания и решения вполне конкретных личностных проблем, а не использование и внедрение методических и методологических шаблонов.

Человеческая природа в ГП и ЭП

Время, жизнь и смерть

Смерть - наиболее легко осознаваемая, поскольку самая очевидная неизбежная конечная данность. Осознание предстоящей смерти наполняет человека страхом. Желание жить и одновременное осознание временности существования - главный конфликт, который изучает экзистенциальная психология.

Детерминизм, свобода, ответственность

Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой - испытывает страх перед ее отсутствием. Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает. Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.

Общение, любовь и одиночество

В основе понимания одиночества лежит понятие экзистенциальной изоляции, то есть отстраненности от мира и общества. Человек приходит в мир один и так же его оставляет. Конфликт порожден осознанием собственного одиночества, с одной стороны, и потребностью человека в общении, защите, принадлежности к чему-то большему - с другой.

Бессмысленность и смысл бытия

Проблема отсутствия смысла жизни проистекает из первых трех узлов. С одной стороны, находясь в непрерывном познании, человек сам творит свой смысл, с другой - осознает свою изолированность, одиночество и предстоящую смерть.

Аутентичность и конформизм. Вина

Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности - аутентичность и конформизм. В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.

Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей. Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку. Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.

Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем. Основные из них - и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход. Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и

Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку. Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы. Признавая, что общество влияет на и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.

Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по деструктивному (многочисленные формы психологических защит)пути развития, так и по конструктивному пути - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.

Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.

Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования.

Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.



Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.

1 К - осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить. Задача: подвести клиента к такому углубленному осознанию смерти, которое привело бы к более высокой оценке жизни, открыло бы перспективы для личностного роста и дало бы возможность жить подлинной жизнью.

2 К - между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь. Задача: помочь клиенту осознать личную свободу и способствовать принятию им ответственности за свои чувства, мысли, решения, действия, жизнь.

3 К - между осознанием собственного глобального одиночества (изоляции) и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого. Задача: помочь клиенту выйти из состояния межличностного слияния и научиться взаимодействовать с другими, сохраняя и взращивая при этом собственную индивидуальность.

4 К - между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты.

По мнению экзистенциальных консультантов, человеку важно ощущать смысл жизни, будь он космический либо земной. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий, какое либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл или «смысл моей жизни» включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. Важно отметить, что ПП клиентам, испытывающим тревогу, связанную с недостатком жизненного смысла, нужно помочь



принять решение вовлеченности, а не погружаться в проблему бессмысленности», таким образом, задача консультанта в разрешении экзистенциального конфликта, связанного с ощущением бессмысленности, заключается в том, чтобы помочь клиенту активнее включаться в жизнь и способствовать преодолению / устранению препятствий на этом пути.

Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя

Ялом: В процессе работы исследуются жизненные заботы, которые переживаются в течение жизни и вызывают экзистенциальные беспокойства:

Смерть – основной источник тревоги связанный со смертью (сознательный/подсознательный). Клиента стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для

личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать бессмысленных поступков.

Свобода – конфликт между боязнью существования и быть. Человек, который может выбирать свои потребности. Клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь.

Мэй: хотеть -> выбирать -> действовать

Изоляция. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений.

Межличностная – как «одиночество»

Внутренностная – патология

Экзистенциальная - каждый приходит в этот мир в одиночестве и уходит также.

Бессмысленность– поглощение времени, так как не видят смысла в своем существовании. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла.

Логотерапия. Основоположником логотерапии является Виктор Франкл. Логотерапию иногда называют третьей венской школой психотерапии (две другие - это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера). При рассмотрении с другой точки зрения логотерапия представляется скорее как дополнение к психотерапии, чем как вид терапии, которым можно заменить психотерапию (Frankl, 1975a). Логос - это греческое слово, которое означает и «смысл», и «дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логотерапии - помочь клиентам в их поиске смысла. Стремление к смыслу - первичная мотивационная сила в людях. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с духовным бессознательным.

Сознание, источники которого находятся в духовном бессознательном, может интуитивно раскрыть уникальные смыслы индивидуума в определенных ситуациях.

Человеческая свобода - это «свобода для» принятия на себя ответственности за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой. Само-трансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя, явля-ется важной характеристикой человеческого существования. Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл.

Экзистенциальный вакуум имеет место тогда, когда люди страдают от ощущения внутренней пустоты и недостатка смысла в жизни. Экзистенциальный вакуум сам по себе не является невротическим, но может вести к развитию ноогенного невроза. Человечество становится все более невротическим, в состав широко распространенной невротической триады входят депрессия, наркомания и агрессия.

Причины формирования экзистенциального вакуума следующие: наличие у людей менее мощного, чем у животных, инстинктуального основания поведения, разрушение представлений о ценностях и традициях, тенденция к редукционизму (к рассмотрению людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ).

Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум, включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недо-статочно большого внимания самотрансценденции.

Цель логотерапии при наличии у клиентов экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов - помочь клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевты - воспитатели ответственности. Кроме того, логотерапия эффективна в случаях психогенных неврозов и соматогенных психозов

Парадоксальная интенция и дерефлексия - логотерапевтические методы, использующиеся для работы с психогенными неврозами.

Медицинское «пастырство», с помощью которого логотерапевты помогают клиентам находить смысл в страдании, рекомендуется при соматогенных психозах.

48 Когнитивное консультирование

Когнитивный подход. Опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Фокус внимания этого подхода сосредоточен на схемах мышления: Любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ

Наиболее известными представителями когнитивного направления в психологии явились Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек

Суть когнитивного направления состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

В основе когнитивного подхода лежат теории описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему - мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.

Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

1. Когнитивно-аналитическое.

2. Когнитивно-поведенческое

Гештальт — и экзистенциальная терапия являются родственными видами психотерапии. Гештальт-терапия изначально развивалась внутри экзистенциально-феноменологического направления и, как известно, экзистенциализм и гештальт-психология, составляющие истоки гештальт-терапии, производим от феноменологии.
В 50-е гг. Ф. Перлз и Л. Перла называли гештальт-терапию экзистенциальным анализом и считали ее одной из форм экзистенциальной терапии. Позже в 60-70 гг. гештальт-терапия приобрела вполне четкие границы: она сформулировала свой собственный концептуальный и методический аппарат и оформилась во вполне самостоятельную психотерапевтическую школу. На наш взгляд, на сегодняшний день теоретические границы гештальт — и экзистенциальной терапии достаточно ясны, но на практике эта ясность теряется, часто сессии гештальт-терапевта и экзистенциального терапевта выглядят очень схожими. Боб Резник, известный гештальт-терапевт из Лос-Анжелеса, делясь своими впечатлениями о практической работе Джима Бьюдженталя, говорят, что его реальной работе с клиентом выглядит почти так же, как и работа гештальт-терапевта, но Джим иначе теоретически объясняет свою терапию. И действительно, гештальт-терапия широко использует экзистенциальный подход в своей практике. Что же составляет суть экзистенциального подхода? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к работаем основателей экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии, которое получил свое развитие в США и связано с именами Ролло Мея, Джеймса Бьюдженталя и Ирвина Ялома
Экзистенциальный подход ставит в центр внимания факт существования человека, его бытие, жизнь человека в целом. Экзистенциальный подход побуждает человека искать ответ на вопросы: «Что значит быть живым? Что мы делаем с чудом нашего сознательного существования? Как мы можем наиболее полно и сознательно реализовать то, что потенциально заложено в нашей природе?»
Специфика экзистенциального подхода состоит в том, что, в отличие от других подходов, он опирается на определенные философские положения и служит основой для целого ряда других психотерапевтических подходов. Так на Западе можно встретить психотерапевтов, которые считают себя экзистенциалистами и в тоже время причисляют себя к другим психотерапевтическим школам, называя себя также психоаналитиками, юнгианцами, гештальтистами и гуманистическими психологами. По сути, экзистенциальный подход задает общий смысловой контекст для проведения психотерапии (Bugental & Sterling, 1995).
Суть экзистенциального подхода состоит в том, что он возвращает внимание к целостному человеческому существованию: «Человек превосходит сумму своих частей» (Мау,1958). Эта идея широко развивается и в гештальт-терапии. Экзистенциальный терапевт обращается к целостной личности, и рассматривает страдания этичности не как некоторое заболевание или нарушение, которое можно изучить путем объективного анализа и вылечить, а как переживание, имеющее смысл, который может быть понят в отношении к целостному способу существования человека в мире и может стать источником его внутреннего развития.
Принципиально важным для экзистенциального подхода является то, что человеческие существа являются единственными в природе организмами, обладающими способностью сознавать и в то же самое время осознавать свое сознавание. Эта способность к рефлексивному осознаванию лежит в основе процесса личностного изменения в психотерапии. Рефлексивное осознавание дает возможность уменьшить и трансформировать препятствия и блоки к аутентичной жизни, что является центральной задачей экзистенциально-гуманистической психотерапии.
Специфическим понятием экзистенциальной терапии является представление об экзистенциальных «данностях» (Ялом, 1999). Экзистенциалисты полагают, что жизнь сталкивает людей с определенными, постоянными и неизменными условиями существования, которые называются «данностями», каждая из них привносит в жизнь конкретного человека неизбежные обстоятельства или «конфронтации», с которыми необходимо справляться. Ялом выделяет 4 «данности»: смерть, свобода, бессмысленность. изоляция, Бюдженталь описывает 5 «данностей»: телесность, конечность, свобода и способность к действию, бессмысленность и поиск смысла, отделенность и связанность (Bugental & Kleiner, 1993).
И хотя ответы людей на эти «данности» широко варьируют, можно выделить определенные паттерны таких ответов, которые воплощаются в системе конструктов «Я-и-Мир» (Bugental, 1987). Эта система заключает в себе основные способы, какими люди справляются с тревогами, достигают целей и в тоже время ограничивают область своего существования. С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода клинические симптомы и стрессы, с которыми клиенты приходят в терапию, имеют глубинные корни в паттернах ответов на эти «данности» человеческого существования.
Специфика практики экзистенциального подхода состоит в том, что он в большей степени вооружает психотерапевтов особым способом видения клиента, чем предлагает определенный набор специфических техник и приемов работы. Следствием этого является широкое разнообразие и свобода в использовании техник, которые применяют экзистенциальные терапевты, главное для них не техники, а соблюдение принципов практической работы.
Несмотря на различие в конкретных путях осуществления психотерапевтической работы существует ряд базисных принципов, которые объединяют психотерапевтов, придерживающихся экзистенциально-гуманистического подхода.
Д. Бьюдженталь называет 4 основных принципа клинической практики экзистенциального терапевта (Bugental & Klainer, 1993):
1. Экзистенциальный подход предполагает, что за психологическими дистрессами, с которыми клиенты обращаются в терапию, скрываются более
глубокие и часто скрытые экзистенциальные проблемы. У экзистенциального терапевта со временем вырабатывается особый «экзистенциальный слух», позволяющий за фасадом жалоб и проблем пациента уловить звучание этих скрытых экзистенциальных проблем.
2. Экзистенциальный подход основывается на безусловном уважении к уникальности каждой личности. Это означает, что ценность личности клиента, ее автономность и неповторимость, терапевт ставит в терапии выше любых психотерапевтических теорий и интерпретаций.
3. Экзистенциальный подход ставит в центр внимания переживание клиентом своего бытия, осознавание или субъективность. Фокусом работы экзистенциального терапевта является субъективность клиента или внутренний поток его переживаний. Экзистенциальный терапевт развивает у своих клиентов способности к более глубокому внутреннему осознаванию и чувствованию своих сил и ресурсов, своих эмоций и интенций, а также к осознаванию препятствий этому процессу, паттернов защит и сопротивлений. Потеря человеком ощущения соединенности своего существования с ощущением своего внутреннего бытия рассматривается в экзистенциальной терапии в качестве источника дистресса, препятствия к полной яркой и аутентичной жизни.
4. Экзистенциальный подход подчеркивает значимость живого настоящего субъективной жизни для процесса психотерапии. Все другие временные рамки — прошлое и будущее — рассматриваются в их отношении к непосредственному настоящему. Не отрицая влияния прошлого опыта и представлений о будущем на эмоции и действия, возникающие в настоящем, экзистенциальный психотерапевт постоянно фокусирует свое внимание на том, что действительно «живо» и актуально в субъективности клиента. Именно поэтому экзистенциальный терапевт слушает не только то, что рассказывает клиент о своем прошлом и будущем, но и то, как он говорит об этом. Важно подчеркнуть, что экзистенциальные проблемы пациента и его жизненные заботы приобретают свой смысл только в контексте непосредственного переживания человеком своего бытия в мире.
В соответствии с вышеизложенными принципами экзистенциального мышления разрешение дистресса возможно только в настоящем. Невозможно пойти назад к ранней травме, рост и изменения могут происходить только на пути конфронтации с эмоциями и представлениями, возникающими в настоящем. (Последний принцип нашел самое широкое применение в гештальт-терапии).
Таковы клинические принципы экзистенциальной терапии. Обратимся теперь к актуальным процессам, которые происходят в психотерапевтической практике. Что же на самом деле делает экзистенциальный терапевт?
Приведенный выше третий принцип экзистенциального подхода подчеркивает, что значительная часть усилий терапевта направлена на то, чтобы помочь клиенту сфокусировать свое внимание на внутреннем ощущении клиента собственного бытия, на сфере внутреннего опыта, которая часто игнорируется в психотерапии. Ролло Мэй писал: «Центральная задача и ответственность психотерапевта состоит в том, чтобы понять пациента как бытие, как бытие в его особом мире. Все технические проблемы являются вторичными по отношению к такому пониманию, заложив этот фундамент, психотерапевт получает возможность помочь своему пациенту осознавать и непосредственно переживать опыт его собственного существования, что и является главным процессом психотерапии» (Мау,1958). Ощущать свое собственное бытие означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность внутреннего потока субъективных переживаний. Бьюдженгаль определяет субъективность следующим образом: «Это внутренняя обособленная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее подлинно. Элементами и структурами этой реальности являются наши восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, ожидания и опасения, фантазии и сновидения — и все остальное, что бесконечным потоком протекает внутри нас и днем и ночью, в бодрствующем состоянии и во сне, определяя как наши поступки во внешнем мире, так и то, что мы делаем по отношению к происходящему с нами там… Субъективность является источником «забот», которая побуждает нас обратиться за помощью к психотерапевту. Она является также корневой системой нашей интенциональности, без мобилизации которой психотерапия не может быть успешной» (Bugental, 1987).
Экзистенциально-гуманистическая терапия уделяет особое внимание ответам на вопросы, которые ставит жизнь:
«Что ты собой представляешь, и кто ты есть? Что представляет собой этот мир? Что приносит удовлетворение? Что причиняет боль и разочарование? Какие источники силы можно привлечь, чтобы помочь себе в жизни?» Важно подчеркнуть, что конфронтация с этими вопросами может давать ощущение жизненной силы и удовлетворения, или создавать чувство фрустрации и пустоты, но именно через исследование субъективности клиентов в наибольшей степени раскрываются и прорабатываются жизненные базисные паттерны, структурирующие их внутренний мир, отвечающие за ощущение ими своего существования в мире. В том случае, когда существующие жизненные паттерны клиентов не приносят им удовлетворения и удерживают слишком много боли, необходимо их повторно исследовать и изменить. Это трудный, часто пугающий и болезненный процесс, который предъявляет определенные требования, как клиенту, так и терапевту, который должен поддерживать мужество клиента и сохранять собственную устойчивость, проходя через стадии испытаний уходов и даже отвержений клиентом (Bugental &К1ешег, 1993).
Таким образом, исследование субъективности и открытие клиенту доступа к переживаниям собственного бытия составляют основную задачу экзистенциально-гуманистической терапии.
Для того, чтобы процесс экзистенциальной терапии продвигался эффективно, важно, чтобы психотерапевт и клиент были достаточно полно вовлечены в терапию, то есть необходимо, чтобы они «присутствовали». Концепция присутствия была разработана Д. Бьюдженталем и названа им краеугольным камнем психотерапевтического искусства (Bugental, 1987).
Присутствие — это качество нахождения в ситуации или в отношениях, когда клиент и терапевт настолько целостно и глубоко участвуют в психотерапевтическом процессе, насколько это возможно. Присутствие развивается через мобилизацию сензитивности, которая существует в двух видах как внутренняя сензитивность к субъективности, и как внешней — к ситуации и другим людям.
Эффективный экзистенциальный терапевт обладает чувствительностью к тому, насколько искренне и подлинно клиент присутствует в психотерапевтической ситуации, насколько он избегает этого присутствия, участвует в психотерапевтической ситуации скорее отстраненно как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Терапевт также обращает внимание на то, насколько проблема, с которой обратился клиент, актуально переживается им и описывается исходя из живой внутренней и ощущаемой субъективности, а не преподносится им в объективной и отстраненной манере. В последнем случае, сущность представляемой проблемы актуально не переживается клиентом, остается абстрактной и безличной, и клиент полностью не присутствует в терапии.
Эта неспособность полностью присутствовать является тем способом, каким клиент избегает привнесения своей субъективности в психотерапевтическую работу. Точно таким же способом клиент избегает и своей подлинной включенности в жизнь. Экзистенциальный психотерапевт направляет свои усилия на то, чтобы увеличить включенность клиента в терапию, а, следовательно, и в жизнь. С точки зрения экзистенциального подхода все способы избегания полного присутствия являются формами сопротивления клиента, которые должны быть проработаны психотерапевтом. Важно, что психотерапевт не только следит за присутствием клиента, но также поддерживает собственное присутствие, и даже стремится проявить более глубокое присутствие по сравнению с клиентом, чтобы углубить погружения последнего в собственную субъективность.
Подчеркивая важность исследования субъективности клиента, экзистенциально-гуманистическая психотерапия относится к проблеме клиента как к источнику, задающему мотивацию к работе и направление психотерапевтического процесса. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия подчеркивает, что локус терапевтических изменений находится только внутри клиента, и что потенциальные изменения, возникающие внутри клиента, происходят только благодаря исследованию клиентами их внутреннего субъективного переживания. Экзистенциальный терапевт полагает, что только таким путем становятся возможными значительные и длительные изменения в жизненных структурах. Для экзистенциально-гуманистической психотерапии не представляют большого интереса подходы психотерапевтических школ, которые пытаются внедрить клиенту специфическую теорию и интерпретацию Экзистенциальные терапевты полагают, что терапевт не может дать инсайт клиенту, инсайт только тогда может служить источником изменений, когда он вытекает из опыта клиента и соответствует его внутренним субъективным переживаниям. Экзистенциальный подход не отрицает значение наблюдений, анализа, интерпретаций и обратной связи терапевта, но подчеркивает, что все они имеют смысл, если они расширяют и углубляют собственное видение самого клиента и опираются на его опыт.
С точки зрения экзистенциально-гуманистической психотерапии цель психотерапевта состоит не столько в том, чтобы лечить, определять и изменять пациента, а в том, чтобы помочь ему проявить способность к внутреннему исследованию собственных субъективных переживаний, а также снять сопротивления, которые служат препятствием к этому внутреннему исследованию.
Процессу внутреннего исследования отводится особая роль в экзистенциальной терапии, он был назван процессом поиска. Поиск — это естественный субъективный спонтанный процесс, который начинает включаться тогда, когда человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией. Этот процесс является основой воображения, креативности и открытий. Д. Бъюдженталь рассматривает этот процесс как проявление жизненности и считает, что он может стать могучим источником, задающим направление жизни (Bugental&Sterling, 1995). По сути, экзистенциальная терапия целенаправленно использует природный процесс поиска для изменений в ходе психотерапии. Освоить процесс поиска — значить приобрести неоценимое искусство совладания практически со всеми жизненными ситуациями. В психотерапии поиск - это основной путь выполнения терапевтической работы клиентом, это путь раскрытия своего внутреннего мира, путь обретения более глубокого понимания своей индивидуальности, более явного осознавания своего потенциала. Поиск является основой для других психотерапевтических процессов. В ходе психотерапии процесс поиска осуществляется последовательно и поэтапно. Он требует достижения клиентом подлинной концентрации внутри себя, способности занять позицию слушателя, быть внимательным по отношению к тем глубинным процессам, которые открываются внутри сознания. Поиск — это процесс самоисследования и самоосознавания, когда клиент входит в соприкосновение со своей внутренним бытием и начинает осознавать многое, что имеет ценность для его жизни. Следовательно, поиску отводится центральное место в экзистенциально-гуманистической терапии, и развитие поиска составляет искусство экзистенциального терапевта.
Такова терапевтическая суть экзистенциального подхода. Каким же образом этот подход используется в гештальт-терапии?
Ф. Перлз называл гештальт-терапию единственной истинной экзистенциальной терапией (Perls, 1969). Более поздние исследователи гештальт-терапии пытались доказать, что гештальт-терапия является наиболее экзистенциальной формой терапии, которая опирается на феноменологическую онтологию осознавания, Дазайн (бытие здесь) и телесность (Dublin, 1976).
Прежде всего, гештальт-терапия придерживается экзистенциального взгляда на человека как на существо, которое способно бесконечно открывать свой мир и раскрывать свои новые возможности. В центре внимания гештальт-терапии — человек, который переживает свои радости, потери, страдания. Гештальт-терапия открывает клиенту путь, как жить подлинно, выбирать свое существование, осмысленно его организовывать свою жизнь и отвечать за себя. Как и экзистенциальная терапия, гештальт подход широко использует процессы осознавания, она стремится сделать непосредственные переживания более ясными и отчетливыми, она обращена к непосредственному переживанию настоящего (Робин, 1998).
Подобно экзистенциальной терапии, цель гештальт-терапии — помочь клиентам осознать не только, что они делают, но и как они это делают. В ходе терапии гештальт-терапевт сосредотачивается скорее на процессе (на том, что происходит), а не на содержании (не на том, о чем говорит клиент) (Энрайт,2000)
Гештальт-терапия, так же как и экзистенциальная, доверяет непосредственному осознаваник), она полагает истинным знанием то, что непосредственно дано в переживании, в опыте. В отличие от экзистенциального подхода, гештальт-терапия практикует не только непосредственное осознавание, но и систематическое, направленное осознавание (Перлз, 1995). Также как и в экзистенциальном подходе, инсайт в гештальт-терапии вытекает из опыта клиента, однако концепция инсайта в гештальт-терапии — это концепция поля. Инсайт — это понимание структуры изучаемой ситуации. Широкое использование теории поля составляет отличие гештальт-терапии от экзистенциальной терапии.
Важно, что в центре внимания гештальт-терапии находятся терапевтические отношения. Взаимоотношения между терапевтом и клиентом рассматриваются в экзистенциальном контексте как встреча двух человеческих существ, обладающих уникальным и неповторимым внутренним миром. Для гештальт-терапевта представляет интерес то, как терапевт и клиент переживают и осознают свои отношения. Гештальт-терапия большое внимание уделяет развитию терапевтических отношений, которые основаны на заботе, доверии, принятии. Терапевтические отношения выражаются через диалогические отношения Я-ТЫ. Диалог — это особая форма контакта, где участники развивают отношение к другому как к субъекту, как к самостоятельной и независимой личности, диалог развивает отношения, основанные на подлинности, ответственности и свободе Природу этих отношений подробно описал Мартин Бубер — экзистенциальный философ (Бубер, 1993).
Каким образом еще экзистенциальный подход используется в гештальт-терапии? Также как и в экзистенциальной терапии, гештальт-терапия обращает внимание на присутствие терапевта. Необходимо, чтобы терапевт разделял с клиентом свои чувства, наблюдения, личные переживания, помогая ему тем самым учиться доверять своим непосредственным переживаниям и использовать их для возрастания осознавания. Именно непосредственные переживания терапевта являются более сильным инструментом для увеличения осознавания клиента в гештальт-терапии, чем интерпретации и комментарии, основанные на теориях. Личное присутствие психотерапевта — достаточно сильный терапевтический фактор гештальт-терапии, который объединяет ее с экзистенциальной терапией. Однако, как говорил Д.Бьюдженталь, гештальт-терапевт занимает более активную, а иногда даже и директивную позицию, по сравнению с экзистенциальным терапевтом.
Все вышеизложенное показывает, что экзистенциальный подход пронизывает гештальт-терапию, и именно использование этого подхода, на наш взгляд, делает гештальт-терапию такой эффективной и притягательной. Несмотря на сходство экзистенциальной и гештальт-терапии, обе терапии, конечно, имеют четкую границу контакта, и эта граница проходит в области значимости внутреннего опыта клиента.
Это положение нам хотелось бы особенно подчеркнуть. Если экзистенциальная терапия концентрирует свое внимание на внутренних процессах и переживаниях или субъективности клиента, то гештальт-терапия в центр своего внимания ставит контакт, цикл построения и разрушения гештальта, а также способы поддержания и прерывания контакта. Работа с контактом — это специфика и преимущество гештальт-терапии, однако, на практике, сведение всего многообразия событий психотерапевтической работы только к особенностям контакта между терапевтом и клиентом, с нашей точки зрения, существенно ограничивает возможности терапии. Это ограничение может проявиться в том, что психотерапевт не обращается к глубинным внутренним переживаниям клиента, к его субъективности, не раскрывает проблемы клиента в более широком и глубоком смысловом контексте. Эти ограничения могут также лишать собственно терапевтические отношения их трепетной интимности, столь необходимой для подлинных и реальных изменений в жизни клиента.
На наш взгляд; эти ограничения могут быть в значительной степени сняты, благодаря овладению знаниями и специфическими практическими методами и техниками экзистенциальной терапии, столь родственной, как мы стремились показать, гештальт-терапии. Понимание сути экзистенциального подхода и знание принципов его практического применения, поможет гештальт-терапевтам развить в себе сензитивность к экзистенциальным аспектам психотерапевтического процесса и позволит более активно и осознанно использовать их в своей работе. Прежде всего применение принципов экзистенциального подхода создаст возможность для более эффективного использования в гештальт-терапии тех ресурсов для изменения, которые заключены в процессах исследования внутреннего потока субъективных переживаний клиента, в процессах поиска. Это сделает работу гештальт-терапевта более целостной, глубокой и подлинной. Ведь гештальт-терапия — это терапия, направленная на фундаментальные изменения жизни.
Литература
1.Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М., Класс, 1999.
2.Бубер М. Я и ты. М. 1993.
3.Перлз Ф. и др. Практикум по гештальт-терапии. С-Пб., 1995.
4.Робин Ж-М. Гештальт-терапия. М., 1998.
5.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
6.Bugental J. The art of the psychotherapy. N.Y. 1987.
7.Bugental J & Kleiner R. Existential psychotherapies. In Comprehensive handbook of psychotherapy integration, (Ed.) Striker G. & Gold J. N.Y. 1993.
8.Dublin J. Gestalt therapy, Existential-gestalt therapy and/ versus Perls-ism. In The growing edge of gestalt therapy. (Ed.) Smith E. N.Y. 1976.
9. May R., Angel E & Ellenberg H. Existence. N.Y. 1958.
10. Perls F Gestalt Therapy Verbatim. Cat. Real People press, 1969.

Экзистенциально-гуманистический подход

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Направления экзистенциализма:

Исследования Босса;

Исследования Бьюдженталя;

Исследования Бинсвангера;

Исследования В. Френкла;

Исследования Ялома;

Исследования Р. Лейнга;

Исследования А. Ленгле,

Исследования Р. Мэя, и т.д.

Гуманистический подход:

исследования К. Роджерса, и т.д.

Взгляды Р. Мэя на экзистенциализм

Экзистенциализм означает сосредоточение на настоящем. В психологии и психиатрии это означает отношение, подход к человеку. Один из аспектов экзистенциального подхода раскрыт Кьеркегором, который писал, что «истина существует для индивидуума только тогда, когда он сам производит ее в действии». Другой постулат, на который опирается экзистенциальная психология – постулат У. Джеймса – единство решения и совершения. Имеется в виду непосредственность опыта и единство мысли и действия.

Экзистенциалисты считают, что переживание человека более полно раскрывает природу и черты реальности, чем опыт человеческого познания. Р. Мэй пишет, что «путем непосредственной психотерапевтической интеракции мы обретаем то знание и то понимание человеческой сущности, которых мы не смогли бы получить никаким другим путем, потому, что только в этом болезненном процессе самоисследования, дающем надежду на преодоление блокад и облегчение страданий, личность может открыть глубинные уровни собственных тревог и надежд, которые были наглухо закрыты для других и даже для нее самой» [экзист. Псих., с. 9].

Слияние двух наук – философии и психологии указывает на другой аспект экзистенциального подхода: он оперирует психологическими категориями «переживание», «тревога», и т.д.В экзистенциализме эти аспекты жизни рассматриваются на более глубоком уровне, который Тиллих назвал «онтологической реальностью».

С точки зрения экзистенциального подхода, живая человеческая личность, когда ее способность принимать решения и и ее чувство ответственности за собственное существование в целях эксперимента временно не нейтрализованы, всегда выходит за пределы какого бы то ни было механизма, а ее опыт «побуждений» или «силы» всегда уникален. С точки зрения экзистенциального подхода не рассматривается «личность в категориях механизма».

Р. Мэй приводит различия в понимании страха между экзистенциализмом и классическим психоанализом. В трактовке Р. Мэя, З.Фрейд дает следующие определения страха:

1 – страх – это вновь появившееся на поверхности вытесненное либидо;

2 –страх – реакция на угрозу потерять любимый объект.

Кьеркегор определяет страх как борьбу живого существа против «небытия». Он считает страх стремлением к тому, чего боишься, это – как посторонняя сила, которая завладевает индивидуумом, и тот не может вырваться. Одно из последствий западной цивилизации, по Р. Мэю, что происходит вытеснение ощущения бытия, онтологического переживания. Как следствие – распад представлений человека о самом себе, переживания и понимания себя как ответственного индивида. В этой связи экзистенциализм предупреждает об опасности дегуманизации. Карл Ясперс, как психиатр и философ – экзистенциалист также считал, что мы приближаемся к утрате самосознания.

Экзистенциализм оперирует рядом понятий, среди которых «бытие», «небытие», которые, с одной стороны, кажутся обобщенными, с другой – много чего объясняют. К конфликтам современной личности Р. Мэй относит опасение оказаться несостоятельным.

В понимании Р. Мэя, бессознательное – это совокупность тех возможностей, познания и переживания, которые индивид не может или не хочет актуализировать. Самое важное в психотерапии – понять человека существующего. Понятие феноменология раскрывает попытку воспринимать феномены в их данности. Так, клиент рассматривается как переживающее человеческое существо, конкретная личность, проявляющаяся, становящаяся, «строящая мир», как говорят психологи – экзистенциалисты, здесь и сейчас. В пациенте они учат видеть не собственные теории или догматы, а переживать феномены во всей полноте их реальности, переживать их такими, какими они предстают перед нами. Главная трудность психотерапии, в понимании экзистенциалистов – позиция открытости и готовности, искусство слышать. Имеется в виду не наблюдать феномены, а переживать феномены. Опыт переживания связи с пациентом на многих уровнях одновременно является одним из аспектов того, что психиатры – экзистенциалисты, как Бинсвангер, называют присутствием. Р. Мэй считает, что невозможно воспринять слова другого человека, или привлечь его внимание к чему бы то ни было, если не знать его системы понятий, его сознательных установок, благодаря которым он воспринимает, с помощью которых он ориентируется в своем мире в данный момент.

С точки зрения экзистенциализма, вопросы техники или диагностики, и понимание, возникающее при непосредственном контакте с пациентом – это вещи разного порядка. Нельзя смешивать эти уровни, или позволять одному из них поглотить другой. По словам экзистенциалистов, техническая догма защищает психолога от собственного страха, а также от понимания пациента. С другой стороны, если за феноменологическим и экзистенциальным подходами не стоят строго научные клинические исследования, и теория, которая предваряет любую практику, то последствия также плачевны – эклектизм. Знание техник и тщательное изучение динамик должно быть неизменной составляющей в обучении психотерапевта. Ситуация психотерапевта аналогична ситуации художника: хорошая школа и высокая квалификация необходимы, по если во время рисования художник озабочен техникой или какими-то техническими вопросами -а эта озабоченность, как известно каждому художнику, возникает именно в тс моменты, когда его охватывает страх, - он может быть уверен, что творческое вдохновение его не посетит. Постановка диагноза - это оправданная и необходимая процедура, особенно в начале лечения; но эта процедура принципиально отличается от терапии как таковой и требует иной установки и иного отношения к пациенту. Следует добавить, что как только психотерапевт начинает работать с пациентом и определяет направление этой работы, он на время забывает о диагностике. Точно так же вопрос о техниках лишь время от времени возникает в процессе терапии, и одна из особенностей.экзистенциальной психотерапии состоит в том, что техники могут изменяться. Однако эти изменения не делаются наугад, а зависят от того, в чем в данную минуту нуждается пациент.

Главный лозунг экзистенциалистов гласил: невзирая па всю могущественность сил, жертвой которых стано­вится человек, он способен осознавать, что он жертва, а значит влиять па свое отношение к собственной судьбе. Нельзя не заметить, что суть этой позиции в том, чтобы встать па какую-то точку зрения, принять решение, пусть даже самое незначительное. Вот почему экзистенциалис­ты считают, что мерой человеческого существования яв­ляется свобода.

Тиллих прекрасно сформулировал это в сво­ем высказывании: "Человек становится истин­но человеком только в момент принятия решения".

Без сомнения, такая позиция обладает фундаменталь­ной значимостью для психологии и психотерапии. Другие формы психотерапии также не могут избе­жать этой дилеммы психоанализа - а именного, того, что в самом процессе психотерапии заложены тенденции, ко­торые вынуждают пациента отказаться от решительной, действенной позиции. Само слово "пациент"* предпола­гает такой отказ! Психотерапии изначально присуща не только эта тенденция, но и тенденция побуждать пациен­та возлагать ответственность за собственные проблемы на все что угодно, только не па самого себя.** Естествен­но, любой психотерапевт любого направления или шко­лы отдает себе отчет в том, что рано или поздно пациент должен прийти к какому-то решению, должен научиться принимать па себя ответственность за собственные по­ступки; но теория и техника большинства этих школ ба­зируются па кардинально противоположной посылке.

Экзистенциальный подход в психологии и психоте­рапии исходит из убеждения, что мы не можем оставить на милость случая волю и решение, не можем полагаться на то, что в конце концов пациент "само собой" примет

решение, или постепенно склонится к нему в. процессе утомительной, неблагодарной и взаимоизнуряющсй рабо­ты с психотерапевтом или же сделает это из желания получить одобрение психотерапевта (в данный момент его благосклонного родителя), если предпримет те или иные шаги. Экзистенциальный подход ставит волю и ре­шение во главу угла. В самоосознании, то есть в осознании личностью того, что широкий, сложный, изменчивый по­ток переживания является его переживанием, уже зало­жена способность к решению.

Разумеется, используемые термины "воля" и "решение" относится не только к жизненно важным и судь­боносным решениям - эти слова имеют бесконечно более широкий и многогранный смысл. И хотя познавание все­гда предполагает решение (например, выбор, который вы собираетесь совершить), Р.Мэй вовсе не отождествляем эти два понятия. Решение всегда содержит некий элемент, который не только не предопределен внешней ситуацией, но даже не дан в ней; решение предполагает скачок, слу­чайность, движение "я" в направлении, которое невозмож­но до конца предвидеть перед этим скачком. И оказав­шись в этой новой ситуации, зрелый человеческий индивид (то есть тот, кто не зависит от жестких ограничений, на­лагаемых невротической компульсивиой моделью пове­дения) готов принять новый взгляд, новое "решение". Эта "новая позиция", о которой говорится может быть столь же простой и не предвещающей никаких потрясений, как любая новая интересная идея или любое повое воспоми­нание, внезапно возникшее в случайной цепи свободных ассоциаций. Р. Мэй считает, что процесс формирования реше­ния присутствует в каждом акте осознавания.

Р. Мэй предлагает такую рабочую гипотезу: мое "бытие", которое по определению должно обладать единством, что­ бы остаться тождественным самому себе*, имеет три ас­ пекта, которые можно обозначить как "я", "личность" и "эго". "Я" - это субъективный центр, благодаря которому я осознаю себя совершающим тс или иные поступки; "лич­ ность" - это тот аспект, в котором меня воспринимают другие, это юнговская "персона", социальные роли Уиль­яма Джемса; а "эго" мы можем принять в первоначальной четкой формулировке Фрейда - то есть как особый вос­ принимающий орган, посредством которого "я" воспри­ нимает окружающий мир и соотносится с ним.

Наряду с уже рассмотренными проблемами воли и решения, а также проблемой эго, экзистенциальный под­ход в психологии позволяет по-новому взглянуть и на другие важнейшие для изучения вопросы: созидательные функции тревоги и вины; концепция и опыт бытия-в- мире - концепция, имеющая некоторое формальное сход­ство с аналогичной концепцией в гештальтнсихологии, но разработанная на другом уровне и имеющая чрезвы­чайно широкое ноле применения, - и значимость време­ ни, особенно будущего времени, как показал Маслоу.

Центральный вопрос в экзистенциальной традиции - это вопрос выбора, "или-или", и только глубокое осознание всех вышеперечис­ленных проблем и их разрешение позволило бы проти­востоять им. Р. Мэй считает, что экзистенциальный подход - это путь к индивидуальности (в том числе и субъектив­ной индивидуальности), который предполагает не сгла­живание острых углов или уход от конфликтов реально­сти, той реальности, в которой мы сейчас пребываем, реальности нашего западного мира, а открытое противо­стояние этим конфликтам, благодаря столкновению с которыми и обретается индивидуальность.



Читайте также: