Военная прокуратура немцев во время войны. Помним и чтим ваш подвиг: в честь военных прокуроров и следователей Великой Отечественной войны возведут монумент. День специалиста юридической службы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Милиция

2. Органы прокуратуры

3. Суды и военные трибуналы

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена деятельности правоохранительных органов СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В работе предусмотрены три части, посвящённые соответственно: милиции; органам прокуратуры; судебным органам. В двух последних случаях внимание будет уделено также военным правоохранительным органам - военной прокуратуре и военным трибуналам. Перед изложением темы дадим характеристику государственного права СССР в рассматриваемый период, что важно для изложения темы. В военное время установленные нормами советского государственного права (прежде всего, Конституцией СССР 1936 г.) основы общественного и государственного строя, положения личности в государстве, принципы организации и деятельности системы государственных органов оставались незыблемыми. Вместе с тем в условиях войны были внесены изменения в структуру государственных органов. Например, решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР от 30 июня 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО), который сосредоточил всю полноту власти в государстве. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Для написания работы использованы специальные публикации, посвящённые деятельности военной прокуратуры (автор - В. Паничев), Военной коллегии Верховного Суда СССР (авторы - Н. Петухов и М. Серов), военных трибуналов (автор - А. Муранов). Кроме того, использованы общие источники по отечественной истории государства и права (автор одного - И. А. Исаев; другого - О. И. Чистяков).

1. МИЛИЦИЯ

В условиях войны милиция, руководствуясь директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., которая потребовала от всех партийных и советских органов полного подчинения своей деятельности интересам фронта и задачам укрепления тыла, перестроила свою работу. Обязанности милиции значительно расширились, что обусловливалось введением ряда чрезвычайных мер общественного порядка - более строгой регламентацией поведения в общественных местах, режима работы предприятий и учреждений, введением военно-квартирной обязанности, мобилизацией автотранспорта для нужд войны, укреплением паспортного режима, привлечением к оборонным работам, установлением более строгих санкций за наиболее опасные правонарушения (за разглашение государственной тайны, хищение социалистической собственности, спекуляцию и т. д.). Милиция вела борьбу с дезертирством, паникёрами, распространителями упадочнических слухов и т. д.; оказывала помощь транспортным органам НКВД в охране железнодорожных магистралей, организовывала эвакуацию населения, промышленных предприятий, хозяйственных грузов. Органы милиции обеспечивали проведение в жизнь приказов военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Милиция контролировала соблюдение правил светомаскировки, подачу сигналов воздушной тревоги, организовывала укрытие людей в убежищах, охрану порядка, объектов и ценностей при бомбёжках, оказывала помощь в тушении пожаров, разборке завалов и других аварийно-восстановительных работах. 24 июня 1941 г. Совнарком СССР принял постановление о формировании истребительных батальонов, руководство которыми возлагалось на органы внутренних дел.

Директивой НКВД от 7 июля 1941 г. предписывалось личному составу милиции быть в любое время готовыми к выполнению боевых задач (совместно с частями Советской Армии или самостоятельно) по ликвидации диверсионных групп противника, десантов и т. п. Работники милиции с начала войны сражались с врагом в прифронтовых районах: вместе с пограничниками воевали работники милиции Украины, Белоруссии, Молдавии, Советской Прибалтики. Отряды милиции участвовали в обороне Львова, Киева, Одессы, Севастополя и других городов. В октябре 1941 г. в Москве был создан мотострелковый истребительный полк УНКВД Москвы и Московской области, действовавший в ближнем тылу врага. Полк участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Сводные полки и отряды милиции были образованы в начале войны в Витебске, Могилёве и некоторых городах Украины. Многие сотрудники милиции за участие в боевых действиях были удостоены орденов и медалей, звания Героя Советского Союза (в том числе И. Кирик, В. Шурпенко и Я. Кундер - посмертно). За образцовое выполнение заданий, за доблесть и мужество, проявленные в годы войны, милиция Москвы и Ленинграда награждена орденом Красного Знамени.

Большую работу проводила милиция по охране общественного порядка. Например, в Москве с 6 июля 1941 г. наряды милиции патрулировали в городе наряду с военными патрулями. Строжайший контроль был установлен милицией за соблюдением паспортного режима, за передвижением населения. Паспортные отделы провели огромную справочную работу: ими было взято на учёт более 6 млн. эвакуированных граждан, что позволило затем установить связь между людьми, потерявшими своих родных и близких. Органы милиции принимали активное участие в работе по оказанию помощи детям, потерявшим родных, в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Несмотря на трудности военного времени, в 1943 г. в СССР имелось более 700 (а к концу войны свыше 1000) детских комнат милиции, занимавшихся устройством детей, борьбой с правонарушениями несовершеннолетних.

9 февраля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для личного состава милиции были введены специальные звания и погоны. Во время войны функционировала высшая школа НКВД СССР, работали специальные средние школы милиции.

2. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

Война потребовала перестройки всей деятельности прокуратуры. Директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей предлагалось перестроить всю работу на военный лад, всё подчинить интересам фронта, делу борьбы с врагом. Среди мер, содержавшихся в директиве для укрепления тыла, советским и хозяйственным организациям предлагалось беспощадную борьбу с дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникёрами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своей трусостью и паникёрством мешает делу обороны.

В этих условиях особую актуальность приобрела деятельность прокуратуры по борьбе с нарушителями государственной, трудовой и воинской дисциплины, с самовольным оставлением работы на предприятиях промышленности и транспорта, с нарушением прав защитников Родины и их семей, с детской беспризорностью и безнадзорностью; за сохранность государственного, общественного и военного имущества. Прокуратура осуществляла также надзор за выполнением предприятиями планов поставки боеприпасов и вооружения и других постановлений ГКО. Прокуроры тех районов СССР, куда были эвакуированы предприятия из европейской части СССР, кроме того, осуществляли надзор за решением о восстановлении эвакуированных заводов и фабрик, а военные прокуроры, помимо надзора за исполнением законодательства военного времени в Советской Армии и ВМФ, - надзор за соблюдением всеми видами транспорта планов перевозок и графика движения, за сохранностью перевозимых грузов. На прокуратуру были возложены функции контроля за точным исполнением постановлений ГКО (для этого в 1942 г. в Прокуратуре СССР была создана специальная оперативная группа). Особые задачи выполнялись органами прокуратуры в районах, освобождённых Советской Армией от гитлеровских войск. Там работники прокуратуры помогали партийным и советским органам восстанавливать советский правопорядок, вели борьбу по выявлению коллаборационистов (лиц, сотрудничавших с оккупантами, в том числе военных преступников) с целью предания этих лиц суду.

В годы войны сохранилась в основном структура Прокуратуры СССР, установленная в 1936 г. В некоторых местностях, объявленных на военном положении, органы прокуратуры были военизированы. В 1942 г. на военное положение были переведены органы транспортной прокуратуры, действовавшие в местностях, объявленных на военном положении, а в 1943 г. все транспортные прокуратуры были переведены на военное положение. Особый порядок дисциплинарной ответственности прокурорско-следственных работников, а также меры их поощрения регулировались приказом Прокурора СССР от 17 октября 1942 г. В 1943 г. для прокурорско-следственных работников были введены классные чины и форменная одежда.

Особое внимание следует уделить деятельности военной прокуратуры. В период войны сохранились основные принципиальные направления деятельности военной прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности и борьбы с преступностью. Однако условия военного времени выдвинули новые задачи перед военной прокуратурой, существенно возрос объём её работы. На военной прокуратуре лежала обязанность обеспечить строжайший надзор за точным соблюдением и безоговорочным исполнением законов военного времени, содействовать военным властям в использовании средств для нужд обороны. Прокуроры в пределах своих полномочий должны были обеспечивать общественный порядок и государственную безопасность, а в дальнейшем и принимать неотложные меры к возрождению правопорядка в освобождённых от оккупации гитлеровскими войсками районах, восстановлению законности. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» расширилась подсудность военных трибуналов, а соответственно и подследственность военных прокуратур. В местностях, объявленных на военном положении, военные прокуратуры расследовали дела о государственных преступлениях, о разбое, умышленных убийствах, насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи, об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности, о хищении, незаконной купле-продаже и хранении оружия, все дела о преступлениях, совершённые военнослужащими, и некоторые другие. Расследование преступлений возлагалось на военных следователей.

Условия военного времени потребовали некоторого изменения организации структуры военной прокуратуры, приближения их к воинским формированиям. В качестве низового звена была создана система дивизионных (вместо корпусных) прокуратур; организовывались также военные прокуратуры районов авиационного базирования (РАБ), сапёрных и резервных соединений, запасных и учебных дивизий, бригад, военно-морских укреплённых районов (УР). Территориальные прокуратуры в прифронтовой полосе были военизированы, а транспортные - преобразованы в военные прокуратуры. В остальном структура органов военной прокуратуры оставалась прежней: военная прокуратура армии, фронта, Главная военная прокуратура, Прокурор СССР. В центре органы военной прокуратуры возглавлялись Главной военной прокуратурой Красной Армии и Главной прокуратурой Военно-Морского Флота. В связи с перестройкой транспортного хозяйства на работу в условиях военного времени и введением военного положения на железнодорожном, морском и речном транспорте в системе Прокуратуры СССР были образованы на правах самостоятельных управлений: Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта (январь 1942 г.), которая руководила Военной прокуратурой железнодорожных войск и подвижных восстановительных формирований Главного управления восстановительных работ НКПС; в мае 1943 г. - Главная военная прокуратура морского и речного флота, в ведении которой находились военные прокуратуры бассейнов.

Основные направления деятельности военной прокуратуры как на фронте, так и в тылу, включали:

Надзор за исполнением законов, уставов, постановлений ГКО, Совнаркома СССР и других военно-правовых актов всеми органами управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, военнослужащими и другими гражданами (общий надзор);

Организация и активное проведение борьбы с преступностью, розыск и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

Руководство предварительным следствием и дознанием;

Надзор за расследованием дел органами контрразведки;

Поддержанием обвинения в суде, надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах, законностью и обоснованностью выносимых ими приговоров (судебный надзор);

Надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы, дисциплинарных и штрафных частях;

Принятие мер к предупреждению преступлений и других правонарушений, проведение правовой пропаганды.

В настоящее время можно утверждать, что органы военной прокуратуры в годы войны полностью подтвердили своё предназначение как органа обеспечения правопорядка среди военнослужащих. Оправдали себя структура, используемые формы и методы деятельности. Владение военными прокурорами и следователями основами ведения боевых действий, знание и понимание боевой обстановки и нахождение непосредственно в боевых порядках частей и соединений стало определяющим в повышении действенности прокурорского надзора, залогом успешного решения задач по пресечению правонарушений. Являясь военнослужащими, они были вместе с войсками на поле боя, знали изнутри жизнь и быт бойцов и командиров, специфику воинской службы, что способствовало укреплению воинской дисциплины среди военнослужащих.

В качестве примера повсеместного владения обстановкой в действующей армии можно привести направление Главным военным прокурором Красной Армии в высшие органы государственного управления о преступности в частях Красной Армии, войсках НКВД, милиции, на транспорте, среди гражданского населения в местностях, объявленных на военном положении за период с 22 июня по 1 сентября 1941 г. Этот доклад был представлен 3 октября на 120 страницах машинописного текста и содержал всесторонний анализ состояния преступности в действующей армии и в местностях, находящихся в районе военных действий. Следует заметить, что это один из самых тяжёлых и напряжённых периодов войны и, как признано, период наибольшей паники и неразберихи.

Конечно, говоря о конкретной деятельности военных прокуроров и военных следователей, следует иметь в виду правовой режим, следует иметь в виду правовой режим, существовавший тогда в стране, и требования высших органов государственной власти, предъявлявшиеся к ним.

Боевая обстановка прежде всего обусловила расширение полномочий органов военной прокуратуры, повлекла существенные изменения в них самих, использование новых форм и методов деятельности. Все усилия военных прокуроров снизу доверху были нацелены на обеспечение законности в войсках, оказание максимальной помощи командованию в укреплении воинской дисциплины среди военнослужащих, пресечение любых правонарушений, от кого бы они ни исходили.

Организационно органы военной прокуратуры возглавляли, как уже указывалось, Главная военная прокуратура Красной (затем - Советской) Армии и Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, существовавшие раздельно. Далее, в действующей армии функционировали военные прокуратуры фронтов, флотов, армий, флотилий, корпусов и дивизий. Кроме того, были созданы военная прокуратура железнодорожных войск и военная прокуратура войск НКВД, которые были подчинены Главной военной прокуратуре и имели свою структуру применительно к организации обслуживаемых ими войск. Военные прокуратуры фронтов (флотов), армий (флотилий) и корпусов функционировали каждая на своём уровне, осуществляя контроль и надзор в нижестоящих военных прокуратурах, давали задания по различным вопросам прокурорской деятельности, а при необходимости оказывали им методическую помощь. Наиболее действенной формой руководства подчинёнными в то время признавалось направление работников вышестоящих органов в нижестоящие. В ходе таких выездов устранялись выявленные недостатки, причём инспектирующий, как правило, находился на месте до тех пор, пока не исправлял положение дел. Кроме того, прокуратуры этих звеньев осуществляли надзорные функции в войсках непосредственно фронтового, армейского или корпусного подчинения.

Низовым и основным звеном органов военной прокуратуры в действующей армии были военные прокуратуры дивизий, отдельных бригад и гарнизонов тыловых частей прифронтовой полосы. На них легла основная тяжесть работы по обеспечению законности в войсках. На начало войны штат этих военных прокуратур составлял четыре офицера (военный прокурор и три военных следователя). В 1942 г. ввиду недостатка кадров её штат был сокращён до двух человек (военный прокурор и следователь). Технических работников и транспорта не было. В ходе боевых операций военный прокурор, как правило, находился в управлении дивизии, а следователь - в полку, который решал наиболее ответственную задачу. Они в период боя посещали медицинские учреждения, находящиеся в расположении дивизии.

Ведение боевых действий наложило отпечаток на те основные направления прокурорского надзора, который характеризовался многосторонностью, динамичностью и осуществлялся в тесном взаимодействии с военным командованием и политорганами с учётом обстановки на фронте. В основах организации деятельности военных прокуроров и следователей было положено временное наставление по работе военных прокуроров. Деятельность органов прокуратуры осуществлялась при значительном расширении полномочий командования, включая внесудебное направление военнослужащих за совершение преступлений в штрафные роты вместо отбывания уголовного наказания, право утверждения приговоров военных трибуналов соответствующим командованием, производство органами дознания предварительного расследования в полном объёме. Главное внимание военные прокуроры и следователи уделяли борьбе с агентурой противника, с правонарушениями, посягающими на боевую мощь Вооружённых Сил СССР, пресечению трусости и паникёрства, дезертирства, членовредительства, получившими распространение в армии и во флоте. Одновременно были значительно расширены пределы прокурорского надзора за исполнением законов, в связи с чем на военные прокуратуры были возложены многие несвойственные им функции. Они стали осуществлять надзор не только за исполнением законов, но фактически контролировали выполнение всеми должностными лицами и красноармейцами постановлений Государственного Комитета Обороны, приказов Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР и народного комиссара обороны, а также военного командования на местах, включая решения военных советов фронтов. В поле зрения военных прокуроров находились и такие вопросы, как исполнение боевых приказов, осуществление боевых операций, своевременное снабжение войск вооружением, боеприпасами, продовольствием и обмундированием, сбережение военной техники и другого военного имущества, строительство оборонительных рубежей, материально-бытовое обеспечение войск, эвакуация мирного населения из прифронтовой зоны, учёт безвозвратных потерь, правильное расходование продовольственных лимитов, состояние подъездных дорог в полосе действия обслуживаемых войск и многое другое. Например, когда в стране образовалась острая нехватка ящиков для снарядов, так называемой укупорки, вследствие того, что в войсках они после стрельбы не возвращались на военные заводы, на военных прокуроров была возложена задача осуществлять контроль за их сбором на боевых позициях.

Характерный пример деятельности военного прокурора - работа по обеспечению боеприпасами войск Сталинградского фронта. В период оборонительных боёв в Сталинграде военной прокуратурой фронта были выявлены факты несвоевременной доставки боеприпасов. В ходе проверки установили, что это обусловлено, наряду с объективными причинами, ненадлежащей работой железнодорожного транспорта, в результате чего грузы скапливались на станциях и уничтожались авиацией противника. Военный прокурор фронта внёс в адрес военного совета представление с анализом выявленных недостатков и их причин, предложил меры по их устранению. Конкретные виновники были привлечены к уголовной ответственности. В результате состояние дел с доставкой боеприпасов в Сталинград значительно улучшилось. Подобным образом решались и многие другие вопросы.

И ещё один пример. С началом войны Главная военная прокуратура выступила с предложением об освобождении от отбывания наказания в дисциплинарных батальонах осуждённых за различные преступления военнослужащих, с обязательным направлением их в действующую армию, и по решению Совнаркома СССР свыше 13 тыс. советских граждан стали полноправными защитниками страны.

Наряду с уголовным преследованием лиц, совершивших преступления, военные прокуроры не оставляли без внимания и другие отрасли прокурорского надзора - общий надзор, надзор за исполнением законов в военных трибуналах. Занимались органы военной прокуратуры и разъяснением действующего законодательства. При этом примечательно, что вся повседневная работа осуществлялась на основании планов с учётом характера боевых действий - обороны, наступления на территории СССР, за границей и т. д.

Вся деятельность военных прокуроров и следователей в центре и на местах осуществлялась с учётом состояния преступности среди военнослужащих, на структуру и динамику которой определяющее влияние оказывали результаты боевых действий. На первоначальном этапе войны наиболее часто встречалось дезертирство, членовредительство, случаи дезертирства и паникёрства, а также распространение пораженческих взглядов, рассматриваемых в то время как преступление и отнесённых к контрреволюционным преступлениям. О состоянии преступности можно судить по таким данным: за период с 5 по 10 июля 1941 г. только в Красной Армии за эти преступления привлечён к уголовной ответственности 2681 человек, из них 605 приговорены к расстрелу. С наступлением перелома в войне структура и динамика преступности изменилась: меньше стало фактов трусости, паникёрства, дезертирства, оставления боевых позиций без приказа. В то же время был отмечен рост мародёрства и преступлений, совершённых в отношении местного населения, а среди офицеров - и должностных преступлений.

Значительная работа по укреплению законности и правопорядка в действующей армии проделана военными прокурорами с использованием форм и методов общего надзора. В их поле зрения находились, с одной стороны, вопросы обеспечения каждого военнослужащего всем необходимым для боя и жизнедеятельности, а с другой - полнота выполнения всеми должностными лицами и красноармейцами поставленных боевых задач. Все эти вопросы увязывались с деятельностью командования и предупреждением правонарушений. Нередко по результатам работы военных прокуроров принимались меры по укреплению правопорядка в целом в Вооружённых Силах страны.

Именно по инициативе военных прокуроров в 1942 г. были введены красноармейские книжки, что в значительной степени предупреждало дезертирство и сократило случаи незаконного привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за уклонения от военной службы, а также позволяло улучшить учёт личного состава в частях.

Уже в первые дни войны военные прокуроры принимали меры для повышения боеспособности войск. Так, военной прокуратурой при проверке 21-го механизированного корпуса, который готовился к отправке на фронт, были выявлены факты неподготовленности частей к ведению боевых действий. При этом боевым частям не была выделена положенная по штату техника, на 6-7 бойцов имелась только одна винтовка и 30 патронов к ней, на все виды артиллерийского вооружения был только 141 снаряд, отсутствовали топографические карты, а поступившее пополнение не обмундировано. Все эти факты легли в основу информации, которая 28 июня 1941 г., т.е. на шестой день войны, была направлена Сталину.

Существенный объём работы военных прокуроров составлял надзор за исполнением приказа Верховного Главнокомандующего от 16 августа 1941 г., который предоставлял командованию право расстреливать на поле боя трусов, паникёров и других нарушителей правопорядка, а также приказов от 28 июля 1942 г. и от 21 августа 1943 г., на основании которых командиры были вправе направлять военнослужащих в штрафные роты без судебного решения. Военные прокуроры в условиях действия этих приказов принимали меры к точному их исполнению и недопущению фактов неправомерных расстрелов и применению репрессий к невиновным.

Предметом пристального внимания всех работников военной прокуратуры в центре и на местах были вопросы, соответствующие в современной терминологии социальной защите военнослужащих. Сюда входило обеспечение военнослужащих всем необходимым, включая их питание и обмундирование, а раненых - медицинской помощью. Так, в феврале 1942 г. Главный военный прокурор внёс заместителю Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенанту интендантской службы А. Хрулёву представление о принятии мер по устранению недостатков в содержании раненых в госпиталях. В нём указывалось на ненадлежащее их питание, отсутствие необходимого вещевого имущества и невыполнение обязанностей по контролю за исполнением требований по содержанию военнослужащих в лечебных учреждениях со стороны Главного санитарного управления Красной Армии. В представлении были предусмотрены максимально возможные в то время меры. В дни Сталинградской битвы у защитников города были выявлены вши, и это также послужило поводом для прокурорского реагирования в адрес заместителя начальника Главного санитарного управления Красной Армии.

В годы войны боевая обстановка требовала быстрого реагирования на любой факт правонарушения среди военнослужащих. В этих условиях были резко сокращены сроки производства по уголовным делам, которые составляли от одного до трёх дней, включая и их судебное рассмотрение, а подчас и приведение приговора в исполнение. При этом в ходе расследования не снижались требования по соблюдению норм уголовно-процессуального законодательства, в том числе касающихся пределов доказывания. Военные следователи при производстве следствия помимо допросов и истребования документов назначали экспертизы, проводили эксперименты, осматривали место происшествия с участием понятых, принимали меры к возмещению причинённого государству материального ущерба и выполняли другие процессуальные действия.

Военные прокуроры, осуществляя надзорные функции, принимали непосредственное участие в расследовании по уголовным делам, находящимся в производстве не только военных следователей, но и следователей органов контрразведки и военных дознавателей. Органы контрразведки в период войны в соответствии с директивами своего руководства расследовали так называемые контрреволюционные преступления, а также ряд уголовных (дезертирство, членовредительство и некоторые другие). Одновременно в силу требований приказа Народного комиссара обороны СССР 1942 г. № 357 были значительно расширены полномочия органов дознания, в подследственность которых были переданы такие преступления, как побег с поля боя, дезертирство, промотание военного имущества, преступные нарушения уставных правил караульной службы. Нередко они расследовали в полном объёме должностные и хозяйственные преступления. Военные прокуроры в целях обеспечения действенного надзора за расследованием дел этими органами непосредственно участвовали в допросах, решали вопросы о даче санкции на арест обвиняемых, выполняли другие процессуальные действия, что было дополнительной гарантией обеспечения законности в ходе следствия.

Судебное рассмотрение уголовных дел также не оставалось без внимания военных прокуроров. От них в то время требовалось осуществлять постоянный надзор за рассмотрением дел в военных трибуналах. С этой целью военным прокурорам предписывалось принимать участие в подготовительных и судебных заседаниях по всем делам. Участие прокурора в подготовительном заседании по делу давало ему возможность проверить следственное производство с точки зрения полноты доказательств и качества следствия. В ходе судебного разбирательства в соответствии с указаниями руководства и установившейся практикой прокурор должен был выявлять недостатки в работе трибунала и принимать меры к их устранению, а также обеспечивать надлежащую в то время карательную практику. Для обеспечения гласности судебные процессы, как правило, организовывались в полку или батальоне, находящемся на передовой, в присутствии личного состава и с привлечением представителей других частей.

Военные прокуроры осуществляли надзор и за законностью при исполнении приговоров и других судебных решений, чтобы своевременно исполнялись приговоры в части применения лишения свободы либо направления осуждённого, взамен этого наказания, в штрафную роту, в части расстрела и принятия мер по возмещению государству причинённого преступлением ущерба, лишения льгот членов семьи осуждённых.

Деятельность военных прокуратур строилась в зависимости от того, какие войска они обслуживали (стрелковые, танковые, авиационные, кавалерийские, сапёрные и т.п.), а также в соответствии с тем, какой вид боевых действий вели эти войска (оборона, наступление, рейд по тылам противника и т. д.).

3. СУДЫ И ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ

Условия войны потребовали определённой перестройки судебных органов, изменения их деятельности. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, сокращалась подсудность общим судам, так как дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а по решению военных властей - и о некоторых других общеуголовных преступлений преступлениях передавались на рассмотрение военных трибуналов. В условиях чрезвычайной обстановки некоторые общие суды преобразовывались в военные трибуналы (например, с объявлением Москвы на осадном положении по постановлению Военного Совета Западного фронта Московский городской суд с 25 октября 1941 г. стал действовать как военный трибунал, а народные суды районов города - как его постоянные сессии). Осуществление надзорных функций за судебной деятельностью этих трибуналов было возложено на военный трибунал Московского военного округа. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, которое значительно расширило подсудность военных трибуналов (т.е. круг дел, подлежащих их рассмотрению). Согласно этому Положению, линейные суды железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в военные трибуналы.

Гражданские дела рассматривались в народных судах, действовавших на прежних основаниях. Наряду с рассмотрением гражданских и уголовных дел суды проводили большую работу по воспитанию населения в духе строжайшего соблюдения законов военного времени; принимали меры к устранению условий, способствовавших правонарушениям.

Главной задачей военных трибуналов в период войны становится борьба с изменниками Родины, шпионами, дезертирами, паникёрами и другими преступными элементами, мешавшими укреплению фронта и тыла, достижению победы над врагом.

В период войны действовали военные трибуналы при военных округах, фронтах и морских флотах, а также при армиях и флотилиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Кроме того, в военные трибуналы были реорганизованы линейные суды железных дорог и водных путей сообщения. При осуществлении правосудия военные трибуналы руководствовались действовавшим общим законодательством и законами военного времени. Судебное разбирательство в военных трибуналах велось при строгом соблюдении общих принципов правосудия в СССР. Рассмотрение дел в военных трибуналах осуществлялось коллегиально (в составе трёх членов военного трибунала или с участием народных заседателей, избиравшихся соответствующими Советами депутатов трудящихся) с обеспечением обвиняемому права на защиту и соблюдением всех других процессуальных гарантий. Некоторые изъятия из общих правил судопроизводства, продиктованные исключительными обстоятельствами военного времени, были установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» и Положением о военных трибуналах в местностях, объявленном на военном положении, и в районах военных действий, принятым в тот же день. Эти акты расширили подсудность военных трибуналов указанных местностей. Им передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, перечисленных в указе. Кроме того, военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о других преступлениях, если они признают это необходимым по обстоятельствам военного положения. Устанавливались особый порядок формирования и утверждения штатов военных трибуналов, порядок перемещения членов военных трибуналов, пополнения их состава. Штаты военных трибуналов утверждались совместными приказами Наркомата юстиции СССР и соответственно Наркомата обороны СССР или Наркомата ВМФ СССР. В отличие от общего порядка, военным трибуналам в указанных местностях было предоставлено право рассматривать дела по истечении 24 часов (а не 3 суток) после вручения обвинительного заключения обвиняемому в составе трёх постоянных членов военного трибунала (без участия народных заседателей). Кассационное обжалование вынесенных приговоров не допускалось: они могли быть изменены или отменены лишь в порядке надзора. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение. Такой порядок рассмотрения дел в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий вводился совместным приказом наркома юстиции СССР и наркома обороны СССР с разрешения Совнаркома СССР.

Военному командованию (от военных советов фронтов до командующих армиями) было предоставлено право приостанавливать приговоры с высшей мерой наказания (смертная казнь через расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору Советской Армии или Главному прокурору ВМФ. Такой приговор приводился в исполнение лишь в случае, если в течение 72 часов с момента вручения телеграммы названные лица телеграфным распоряжением его не приостанавливали. Правом приостанавливать исполнение приговоров были наделены также военные советы и командующие фронтами, военными округами и армиями. Для усиления надзора за законностью в деятельности военных трибуналов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1941 г. военным прокурорам и председателям военных трибуналов фронтов и флотов было предоставлено право опротестования вступивших в законную силу приговоров военных трибуналов, действующих в пределах фронта (флота), Указом от 28 июля 1942 г. допускалось участие в судебных заседаниях военных трибуналов народных заседателях.

Все дела в местностях, не объявленных на военном положении, расследовались и рассматривались в порядке, определённом Уголовно-процессуальным кодексом соответствующей союзной республики, без каких-либо изменений, кроме дел о преступлениях, ответственность за которые предусматривалась по законам военного времени. Также по общим правилам рассматривались и дела, неподсудные военным трибуналам в местностях, объявленных на военном положении.

Во время войны к военнослужащим, осуждённым военными трибуналами к лишению свободы без поражения прав, широко применялась отсрочка исполнения приговора. Отсрочка осуществлялась до окончания военных действий, с обязательным направлением осуждённого в действующую армию. В каждом конкретном случае применения отсрочки военный трибунал учитывал характер и мотив совершённого преступления, личность виновного, его морально-политические и профессиональные качества, годность к военной службе в составе действующей армии и др. К лицам, осуждённым за особо тяжкие, в том числе государственные преступления, отсрочка не применялась. В первый период войны осуждённые, в отношении которых было принято решение об отсрочке приговора, направлялись в обычные воинские формирования, а с октября 1942 г. - в штрафные части. Лица, осуждённые с применением отсрочки исполнения приговора, но проявившие себя стойкими защитниками Родины, освобождались от наказания и признавались не имеющими судимости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» судимость была снята со всех военнослужащих, осуждённых с применением отсрочки исполнения приговора.

Военные трибуналы выносили приговоры по делам о должностных преступлениях (превышение власти, злоупотребление своим положением и др.), получившим распространение среди командного состава. Чаще всего должностные преступления выражались в разного рода злоупотреблениях с продуктами, вещевым и иным имуществом, фактах рукоприкладства к подчинённым; доходило и до самосудов. В годы войны получили распространение факты разбазаривания и расхищения материальных ценностей. Приведём пример приговора, вынесенного уже после войны. Начальник финансового отделения управления контрразведки «Смерш» Наркомата Военно-Морского Флота подполковник интендантской службы Седельников был приговорён к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества за то, что «используя своё служебное положение, он в период с мая 1944 г. по апрель 1945 г. систематически брал деньги из кассы на попойки в московских ресторанах». Всего подполковник прокутил 284 тысячи рублей.

Наиболее известные дела, рассматривавшиеся военными трибуналами, связаны с аферистами, выдававшими себя за сотрудников НКВД. 12 августа 1944 г. военный трибунал вынес приговор четверым дезертировавшим офицерам - Квачу, Лапшову, Юркееву и Рождественскому. Все четверо совершали «рейды» по населённым пунктам Одесской области, занимаясь «реквизициями». Более профессионально в то же лето 1944 г. действовала группа дезертиров в Саратовской области. Некий Гудков, сколотив банду из 12 дезертиров, решил, что лучший способ избежать ареста - самим заниматься поиском военнослужащих, уклоняющихся от военной службы. Выдавая себя за «оперативную группу войск НКВД», Гудков и его сообщники вошли в доверие к офицерам военкомата Турковского района Саратовской области и получили соответствующие документы - удостоверения, аттестаты, справки на получение продталонов, командировочные предписания и др. Военком Фадеев и начальник первой части военкомата Зазнобин не догадались проверить наличие документов «оперативной группу войск НКВД». Как «прокололась» «оперативная группа войск НКВД» во главе с Гудковым, неизвестно, но все её участники были осуждены на длительные сроки заключения в лагерях. Фадеев, Зазнобин и другие офицеры военкомата, облапошенные Гудковым, также были осуждены, но условно, с заменой направлением в действующую армию.

К числу страниц деятельности военных трибуналов следует отнести суд над военными преступниками, проводившиеся в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., в соответствии с которым предусматривались наказания вплоть до смертной казни через повешение. Первый такой процесс состоялся в Харькове. По утверждению американской радиокомпании «Columbia», это был «первый настоящий суд над военными преступниками во всей истории». Судебное заседание военного трибунала 4-го Украинского фронта происходило с 15 по 18 декабря 1943 г. Председательствовал генерал-майор юстиции А. Мясников. Обвиняемыми были: заместитель командира роты СС при харьковской зондеркоманде СД унтерштурмфюрер Риц, офицер военной контрразведки вермахта капитан Лангхельд, чиновник германской тайной полевой полиции Харькова Рецлав и их пособник Буланов. Все они принимали активное участие в расстрелах и зверствах над военнопленными и мирными жителями города Харькова и Харьковской области в период оккупации; все четверо были признаны виновными в совершении преступлений, названных в части первой Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., и приговорены к смертной казни через повешение. Наряду с Харьковским процессом прологом Нюрнбергского трибунала стал суд над военными преступниками в Смоленске. На этом процессе встретились две ранее не встречавшиеся особенности. Впервые были юридически наказаны обвинения против врачей-нацистов, которые проводили бесчеловечные опыты над живыми людьми. Один из подсудимых - Модиш - после таких опытов над военнопленными умертвлял их путём инъекции строфантина и мышьяка. Вторая особенность заключалась в том, что на скамье подсудимых оказалась зондеркоманда «Москва» (это гитлеровское формирование было специально создано для истребления мирных жителей столицы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были выявлены следующие особенности функционирования органов суда и прокуратуры в годы войны.

1. Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и обо всех других преступлениях, совершённых военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, с самого начала войны трибуналам были переданы и многие дела, находившиеся в компетенции общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, при корпусах и иных соединениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховным Судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии.

2. В начальный период войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий военные трибуналы рассматривали дела в составе трёх постоянных судей. Однако уже с июня 1942 г. к рассмотрению дел стали привлекать армейскую общественность - заседателей, назначенных командованием и политорганами. Военные трибуналы поддерживали тесные контакты с командованием, военными советами и политорганами фронтов, армий, соединений и частей, что позволило улучшить их предупредительную, профилактическую работу среди военнослужащих. Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основании статей УПК, а также с учётом тех новых норм, которые были продиктованы условиями военного времени и необходимостью в связи с этим осуществления оперативного и эффективного судебного разбирательства.

3. Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, входящих в подсудность и военных трибуналов (разбое, грабеже, краже, убийстве), но совершённых в местностях, не объявленных на военном положении, а также все другие военные дела, не отнесённые к подсудности военных трибуналов. Центральное место в их работе занимало рассмотрение дел, связанных с нарушением в военное время трудовой и государственной дисциплины. Не прекращалось в годы войны рассмотрение народными судами и гражданских дел. В Москве даже тогда, когда было объявлено осадное положение и городской суд был преобразован в военный трибунал, в каждом районе города для рассмотрения гражданских дел был сохранён народный суд. Но в целом число гражданских дел в судах в этот период резко сократилось.

4. В военное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскими органами возлагается на военную прокуратуру. Военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором осуществляла высший надзор за точным исполнением законов в вооружённых силах. Главная военная прокуратура объединяла и направляла деятельность прокурорских органов бригад, дивизий, корпусов, армий, фронтов, отдельных видов вооружённых сил и военных округов. Главный военный прокурор был непосредственно подчинён Прокурору СССР.

прокуратура военный трибунал законность

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев И. А. «История государства и права России» М.: «Юристъ», 1996 - 544 с.

2.«История отечественного государства и права» (в 2 томах; том 2) под редакцией О. И. Чистякова. М.: «Юристъ», 2003 - 544 с.

3.Муранов А. «Военные трибуналы в годы войны» «Законность», 1995, № 1, с.37 - 45.

4. Паничев В. «Военная прокуратура в годы войны» «Законность», 1995, № 3, с.26 - 34.

5. Петухов Н., Серов М. «Военная коллегия Верховного суда СССР во время войны» «Законность», 1995, № 2, с.24 - 27.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Образование прокуратуры как государственного органа. Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Совершенствование работы в послевоенное время. Правовое регулирование организации и деятельности органов военной прокуратуры.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2011

    Органы правосудия и юстиции в годы Великой Отечественной войны: трибуналы, суды, Народный комиссариат юстиции и Прокуратура СССР; новые правовые требования. Уголовное законодательство; процессуальный порядок рассмотрения дел военными трибуналами.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Принципы правосудия. Кодификатор. Безопасность и охрана правопорядка. Органы внутренних дел. Частная детективная и охранная деятельность. Правосудие. Судоустройство. Судебная система. Федеральные суды РФ. Суды субъектов РФ.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2006

    Правоохранительные органы и их деятельность. Характеристика некоторых правоохранительных органов. Адвокатура и ее задачи. Нотариат в Российской Федерации. Органы оперативно-розыскной деятельности. Милиция как органа дознания. Суды субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2008

    Роль органов суда и прокуратуры в период Великой Отечественной войны. Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны. Состав уголовного законодательства. Источник процессуальных норм в деятельности военных трибуналов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Понятие, принципы, функции и структура правопорядка. Понятия правопорядка и законности чётко не определены. Законность. Соотношение законности и правопорядка. Понятие, признаки и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью и правопорядком.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2008

    Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка в современном обществе, их социально-нравственная природа и аспекты рассмотрения. Основные функции законности и правопорядка, состояние и предложения по их укреплению в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2009

    Признаки, требования и принципы законности. Определение гарантий законности и их виды (общие и специальные). Соотношение и социальное значение законности и правопорядка. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Приспособление государственного аппарата к нуждам военного времени. Чрезвычайные органы государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Особенности функционирования правоохранительной системы и системы охраны тылы в военное время.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственно-политической системы СССР в 1945–1953 гг. Основные тенденции развития советского права во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Пособие одиноким матерям.

(Неко В. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>

В. Н. НЕКО

——————————— <*> Neko V. N. Military procurators of the Great Patriotic War.

Неко Валерий Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье раскрывается роль военных прокуроров в обеспечении законности в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: прокуроры, Великая Отечественная война.

The article reveals the role of military procurators in ensuring legitimacy during the period of the Great Patriotic War.

Key words: procurators, Great Patriotic War.

Сложна и ответственна работа военного прокурора. Главное, что определяет его работу, — это строгий надзор за законностью. В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу появились военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта. Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Основными задачами военной прокуратуры были решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, трусами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла, а в местностях, объявленных на военном положении, кроме того, с преступлениями против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Как и в мирное время, стоящие перед органами прокуратуры задачи выполнялись военными прокурорами путем общего надзора за соблюдением и исполнением законов военного времени, постановлений ГКО и СНК СССР, приказов высшего военного командования, надзора за законностью расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности, за законностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов, за соблюдением законности при отбывании наказания осужденными. Исключительно важной была забота органов военной прокуратуры в годы войны о семьях защитников Родины и инвалидах войны. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора. Военные прокуроры вместе с командирами, политработниками и военными судьями активно участвовали в разъяснении военнослужащим приговоров, заботились о том, чтобы приговоры, имевшие актуальное значение, объявлялись в приказах командиров или иным путем доводились до широкого круга военнослужащих. Вся эта работа играла важную роль в создании среди личного состава частей и соединений атмосферы нетерпимости и всеобщего осуждения какого бы то ни было отступления от военной присяги, дисциплины, организованности и правопорядка. Важное место в годы войны в работе военных прокуратур занимала правовая пропаганда. Под руководством политических органов военные прокуроры разъясняли военнослужащим действующие законы. Такие темы, как «Защита Отечества — священный долг каждого советского воина», «Приказ начальника — закон для подчиненного», «Дисциплинированность и бдительность — сильное оружие в борьбе с врагом», «Беречь боевую технику и военное имущество» и другие, находились в центре разъяснительной работы военных прокуроров. Вот что пишет возглавлявший во время войны политический отдел 47-й армии генерал-полковник М. Х. Калашник: «Многие работники прокуратур и трибуналов, люди, как правило, высокообразованные, эрудированные, регулярно выступали перед бойцами и командирами с лекциями и докладами о требованиях Военной присяги и ответственности за их нарушение, о бдительности, о правах и обязанностях воинов Красной армии. Армейский прокурор полковник юстиции А. И. Гоман, председатель военного трибунала полковник юстиции С. К. Нестеров и другие руководящие офицеры из прокуратуры и трибунала по заданию Военного совета и политотдела выступали с такими докладами на семинарах парторгов, комсоргов, агитаторов в 318-й горнострелковой, в 77-й стрелковой дивизиях, в 255-й бригаде морской пехоты и других соединениях, проводили специальные собрания, в ходе которых отвечали на вопросы бойцов и командиров, рассказывали о наиболее характерных судебных процессах над нарушителями присяги. Так же поступали и дивизионные, бригадные прокуроры, председатели военных трибуналов». Всю работу по надзору за законностью в частях и соединениях действующей армии военные прокуроры проводили в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами, постоянно информируя их о выявленных нарушениях, вносили предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению тех или иных правонарушений. Как и все советские патриоты, военные юристы показывали пример стойкости и мужества. Если требовала обстановка, они с оружием в руках сражались с врагом. Так, военный следователь дивизии Л. Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л. Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции А. М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П. Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А. Г. Кошелев. В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур. Немного о подготовке военных юристов в период Великой Отечественной войны… В июне 1941 г. состоялся очередной выпуск слушателей военно-юридической академии (ВЮА) РККА, а в августе был произведен досрочный выпуск слушателей 4-го курса в количестве 125 человек. Кроме того, в действующую армию были направлены 280 слушателей курсов усовершенствования военно-юридического состава, часть командного и преподавательского состава академии, адъюнкты и часть слушателей. Личный состав академии принял участие в обороне Москвы. Штаб 2-го боевого участка 1-го сектора Московской зоны обороны был сформирован и укомплектован в августе 1941 г. из командного состава академии. В это же время академией был сформирован для обороны Москвы курсантский батальон, который с 16 по 18 октября 1941 г. принял участие в оборонительных боях в районе реки Красная Пахра. В 1941 — 1942 гг. академия комплектовалась переменным составом из лиц рядового, младшего и среднего командного состава кадра и запаса, имевших общее среднее образование и возраст не старше 40 лет, годных по состоянию здоровья к строевой службе. В академию в качестве слушателей принимались также женщины в возрасте до 30 лет, имевшие юридическое образование и не обремененные большой семьей. В 1941 — 1942 гг. академия подготовила и направила в действующую армию около 3000 военных юристов, из них более 700 выпускников основных факультетов. Уже в августе 1943 г. на основании решения ГКО академия была переведена на подготовку слушателей с 4-летним сроком обучения (300 человек). Срок обучения на курсах усовершенствования военно-юридического состава академии был увеличен до 6 месяцев (200 человек), была восстановлена адъюнктура с 3-летним сроком обучения. В декабре 1943 г. в составе академии вновь восстановлен военно-морской факультет с численностью переменного состава 80 человек, а в 1945 г. — заочный факультет, насчитывавший 800 человек. За заслуги в подготовке военно-юридических кадров в ноябре 1944 г. большая группа офицеров и генералов из числа командного и профессорско-преподавательского состава была награждена орденами и медалями. В феврале 1945 г. Президиумом Верховного Совета Союза ССР академии вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Юристы времен Великой Отечественной войны

Военный юрист… Что свойственно людям этой профессии? Какими качествами они должны обладать? В чем смысл и значение их деятельности? Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью военного юриста, интересуют многих людей и особенно учащуюся молодежь, которая задумывается над выбором профессии. Интерес молодых людей к работе юриста вполне закономерен и понятен. Ведь речь идет о деле, которому будет посвящена вся жизнь. Работа прокурора и следователя такова, что невозможно заранее сказать, с какой областью жизни придется столкнуться при выполнении возложенных функций. Вот почему военные юристы должны иметь определенный минимум знаний в области медицины и психиатрии, логики и психологии, технических и других наук, с тем чтобы правильно разобраться в любых сложных ситуациях, которые могут возникнуть, уметь с наибольшим эффектом воспользоваться помощью специалистов, правильно сформулировать вопросы экспертам, оценить их заключение и в конечном счете успешно расследовать дело. Особенно сложна и трудна работа следователя в военных условиях. Для того чтобы допросить свидетеля, приходилось не идти, а ползти на передний край под обстрелом артиллерии, минометов или пулеметов. Отложить до завтра допрос невозможно. Завтра свидетель — а его показания чрезвычайно важны для дела — может быть убит или тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. На фронте приходилось допрашивать свидетелей непосредственно в траншее, блиндаже при мерцающем светильнике из гильзы. Протоколы допросов нередко приходилось писать карандашом, сидя на первом попавшемся предмете или прямо на земле. Разумеется, о большой культуре оформления дел говорить не приходилось. Да и с бумагой было туговато. Поэтому иногда для обложек дел приходилось использовать газеты.

Военная прокуратура Читинского гарнизона в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1938 г. была создана военная прокуратура Читинского гарнизона для обслуживания войсковых частей и учреждений, непосредственно подчиненных штабу ЗабВО. Деятельность военной прокуратуры Читинского гарнизона сыграла важную роль в истории военной прокуратуры ЗабВО, а начало ее деятельности сыграло значительную роль в период так называемых сталинских репрессий. Дело в том, что на военные прокуратуры было возложено исполнение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О порочных методах расследования дел в органах НКВД», предполагающего пересмотр дел спецподсудности. Уже тогда при изучении этой категории дел работниками военной прокуратуры Читинского гарнизона были выявлены многочисленные факты грубейших нарушений законности и фальсификаций. Значительное количество спецдел прекратили, а невиновных освободили из-под стражи. Были посмертно реабилитированы многие из осужденных к высшей мере наказания (в их числе — первый военный прокурор ЗабВО Г. Г. Суслов, арестованный органами НКВД в 1937 г.). В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий (оно было утверждено тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР). Свою деятельность военная прокуратура Читинского гарнизона осуществляла в строгом соответствии с указанными нормативными актами. При этом в годы Великой Отечественной войны сфера деятельности военной прокуратуры гарнизона значительно расширилась. Каждая убывавшая из Забайкалья на фронт дивизия или бригада имела в своем составе представителей прокуратуры гарнизона, которые были введены в органы военного управления по штату военного времени. Завершением боевых действий на Западе война для оперативных прокурорских работников Читинского гарнизона не окончилась, они находились на передовой во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. «Тот ратный труд, выполняемый прокурорскими работниками Читинского гарнизона вдали от пункта постоянной дислокации, бесценен», — считал ветеран органов прокуратуры С. В. Варванович, прослуживший в военной прокуратуре Читинского гарнизона с 1943 по 1954 г. (умер в 2007 г.), — «в годы войны решающую роль приобретали вопросы дисциплины в войсках, и командованию для создания наиболее оптимальных условий контроля приданных подразделений зачастую приходилось прибегать к помощи прокурорских работников, чье слово не обсуждалось и никогда не оспаривалось. Вместе с тем прокурорскому составу приходилось на фронте не слаще, чем остальным, к «штабным» работникам он никак не относился, так как шел в бой со всеми «за дело общее».

——————————————————————

В 2017 году отмечалась юбилейная дата - . В ходе празднования представителями органов государственной власти и общественных организаций отмечался вклад военных прокуроров в победу в Великой Отечественной войне, которые, как и десятки миллионов наших сограждан, в полной мере испытали все тяготы и лишения, выпавшие на долю фронтовиков. На полях сражений погибло и пропало без вести более 1 300 военных прокуроров и следователей.После победного мая 45-го прошли десятилетия, с каждым годом все больше уходит от нас участников той войны.Совет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры выступил с инициативой, горячо поддержанной действующими прокурорскими работниками органов военной прокуратуры военных следственных органов, создать на добровольные пожертвования монумент, символизирующий героический образ военных прокуроров и следователей.Открытие скульптурной композиции «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны», которая разместится на территории Главной военной прокуратуры, будет приурочено ко Дню памяти и скорби 22 июня 2018 года.В настоящее время проводится сбор добровольных пожертвований работников органов военной прокуратуры на расчетный счет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры.В период Великой Отечественной войны военные прокуроры не только героически исполняли свои служебные обязанности, но и являлись примером мужества и стойкости.Практически на протяжении всей войны Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов. В первые дни войны им в кратчайшие сроки реализованы масштабные мероприятия по приближению военных прокурорских органов к войскам, ведущим боевые действия, осуществлен переход от корпусных (в качестве низового звена) к дивизионным военным прокуратурам. Помимо этого, 26 июня 1941 г. на базе тридцати прокуратур железных дорог были созданы военные прокуратуры и переданы в подчинение Главному военному прокурору Красной Армии. Работать приходилось в условиях высочайшего напряжения, без отдыха. Занимая столь ответственный пост, В.И. Носов побывал почти на всех фронтах, а на более важных направлениях - по несколько раз. Своим примером учил прокуроров фронтов, армий и дивизий, каким образом строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий.С введением в Москве осадного положения Председатель Государственного Комитета Обороны поручил его наведение и поддержание порядка в городе дивизионному военному юристу Николаю Порфирьевичу Афанасьеву, который возглавил оперативную группу Главной военной прокуратуры, оставленную в городе. В течение 10 суток все городские прокуратуры были преобразованы Н.П. Афанасьевым в военные прокуратуры районов Москвы, городские суды - в военные трибуналы. Руководство и частично личный состав указанных структур назначались Н.П. Афанасьевым из числа кадровых военных юристов. Этим органам подчинялась система районных комендатур, усиленная армейскими подразделениями.Созданная Н.П. Афанасьевым структура позволила оперативно ликвидировать проявления анархии, навести в городе порядок, обеспечить неотвратимое и оперативное наказание преступников, выявить провокаторов, диверсантов, мародеров. Эти меры дали возможность надежно стабилизировать ближайший оперативный тыл в Московской битве.С 1942 года по 26 марта 1945 г. Николай Порфирьевич занимал пост Главного военного прокурора железнодорожного транспорта. В то время под его руководством была проведена большая, во многом не прокурорская, а административная работа по обеспечению продвижения воинских поездов, транспорта на фронт, а также народнохозяйственных грузов военной промышленности.С марта 1945 г. по июль 1950 г. Н.П. Афанасьев являлся Главным военным прокурором.Невозможно оставить без внимания трагическую судьбу настоящего героя, патриота нашей Родины и мужественного человека - Алексея Ивановича Муругова, исполнявшего обязанности прокурора Москвы с июля 1938 г. по 26 июня 1940 года. Это было очень тяжелое и непростое время политических репрессий. Его предшественники в должности руководителя столичной прокуратуры - А.В. Филиппов (в должности 4,5 года) и К.Н. Маслов (в должности восемь месяцев) были репрессированы по надуманным обстоятельствам. Их расстреляли за то, что они якобы «организовали террористические группировки с целью покушения на руководителей государства», «смазывали» доказательства в уголовных делах, не арестовывали невиновных людей по указанию следователей НКВД.Вероятно, за излишнюю прокурорскую принципиальность Алексея Ивановича в июле 1940 г. освободили от исполнения обязанностей прокурора города, зачислили в резерв прокуратуры РСФСР и отдела юстиции Мосгорисполкома.Муругов ушел на фронт 2 июля 1941 г. добровольцем. При призыве Алексею Ивановичу присвоили звание военюриста 3 ранга, и 8 июля он получил назначение военным прокурором 242-й стрелковой дивизии Московского военного округа, сформированной 28 июня 1941 г. под Москвой.2 октября 1941 г. началось генеральное наступление противника на Москву по плану «Тайфун», после чего 242-я стрелковая дивизия оказалась в окружении севернее Вязьмы. При прорыве дивизии из окружения А.И. Муругов стал числиться пропавшим без вести. В мае 1942 г. семье пришло об этом официальное извещение. Однако жизненный путь А.И. Муругова на этом не закончился. По сведениям дочери прокурора, от вернувшихся с фронта друзей Алексея Ивановича ей стало известно, что в период нахождения 242-й дивизии в окружении во время налета фашистской авиации взрывом отцу оторвало часть ноги. Тяжело раненным он попал в плен и стал узником нацистского лагеря смерти Маутхаузен. В 1938-1945 годахв этом концлагере в заключении находилось около 335 тысяч военнопленных из разных стран. Казнено и замучено фашистами свыше 122 тысяч узников, в том числе более 32 тысяч советских граждан. Среди них - генерал-лейтенант Д.М. Карбышев.А.И. Муругов при пленении скрыл настоящую фамилию и представился как Громов. В концлагере Алексей Иванович в числе других заключенных стал подпольщиком. В условиях жесточайшего лагерного режима, ежедневных казней и массовых избиений эти смелые люди как могли саботировали работу, выявляли и уничтожали предателей, помогали слабым и больным, готовили нападение на охрану и массовый побег.В результате предательства одного из завербованных комендатурой узников Муругов был обвинен в сопротивлении и отправлен в зондерблок № 20. Находившиеся в этом блоке военнопленные получали ¼ и так скудного общелагерного рациона. Барак даже в зимнее время не отапливался. В оконных проемах не было стекол - только решетки. Нар в блоке тоже не было. Зимой эсэсовцы заливали из шланга пол в помещении водой, которая постепенно превращалась в ледяную корку. Узников заставляли ложиться спать на пол, и многие погибали от переохлаждения. Однако «смертники» имели и «привилегию» - их не выгоняли на работы. Вместо этого они целыми днями занимались «физическими упражнениями» - бегали или ползали вокруг блока.Муругова фашисты подвергли изощренным пыткам, чтобы он назвал других участников подполья и сообщил о планах организации. Но этот мужественный человек проявил героизм, стойкость и никого не предал - благодаря этому подпольная организация сохранилась и продолжила подготовку побега.Вместе с десятью другими советскими военнопленными Муругова сожгли в крематории 21 июня 1943 года.Часть узников при побеге в ночь с 1 на 2 февраля 1945 г. вырвались за пределы лагеря. Но в течение следующих трех недель эсэсовцы и добровольцы из местных жителей искали и расстреливали обнаруженных беглецов. Уцелеть удалось только девяти из них. В числе выживших Михаил Рябчинский и Николай Цемкало, которые впоследствии и рассказали людям правду об этих событиях.В период Битвы за Москву погибли и пропали без вести 72 работника военных прокуратур, из которых лишь 11 вышли из окружения либо позже обнаружились в госпиталях, где находились с тяжелыми ранениями. Только пять окруженцев продолжили службу в военных прокуратурах. Четыре военных прокурора и следователя, не имея возможности прорваться через линию фронта, в дальнейшем воевали в партизанских отрядах. До сих пор нет никаких сведений о 43, а судьба 10 документировна трофейными гитлеровскими документами о пребывании в лагерях военнопленных.Великое уважение к павшим за Родину воинам побуждает нас воскрешать память о людях, которые в тяжелейших условиях отстояли Москву.Монумент «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны» символизирует доблестное исполнение офицерами военной юстиции воинского и профессионального долга на полях сражений Великой Отечественной войны.Модель композиции выполнена народным художником Российской Федерации скульптором В.А. Суровцевым и представляет собой стоящую на гранитном постаменте бронзовую фигуру офицера во фронтовой шинели
с погонами капитана юстиции, сжимающего в правой руке автомат ППШ, а левой открывающего полевую сумку с процессуальными документами.Посвященный этой теме мемориал (композиция включает в себя прилегающую территорию военного городка № 17) создается в России впервые и несомненно станет достойным местом для приведения военных прокуроров и следователей к присяге, оказания почестей павшим и ныне живущим коллегам, приблизившим нашу Победу.

Военно-юридическая школа в России

Первая военно-юридическая школа в России была открыта в первой четверти XVIII века . Датой ее появления считается 11 (22) апреля 1719 года .

Это учреждение являлось логическим продолжением формирования в стране регулярной армии и флота. Тогда же зародились военная юстиция и военно-юридические специальности. Все это привело к острой необходимости появления в военных специалистов таких узких специальностей как войсковые фискалы, аудиторы и прокуроры. При этом люди данной профессии должны были не только хорошо знать общее законодательство, но и правильно толковать и применять на практике специальные уставы, регламенты и артикулы. Для надлежащего исполнения этих обязанностей требовалось специальное военно-юридическое образование.

Создана эта школа была по инициативе императора Петра Великого , который являлся реформатором во многих областях российской жизни. В 1719 году своим особым указом он повелел набрать человек 20 грамотных юнкеров в Военную коллегию . Там они должны были заниматься изучением аудиторских дел. Через некоторое время он издал распоряжение, по которому несколько юношей были посланы за границу, чтобы изучать там юридические науки.

Высшим воинским званием военных юристов в России считается звание генерал-полковника юстиции

День специалиста юридической службы

Так, основной формой подготовки военных юристов в США является их обучение на курсах усовершенствования специалистов военно-юридической службы. При этом, первичное военно-юридическое образование дается в видовых военно-юридических учебных заведениях.

В высшем военном руководстве также имеется должность юриста - юридического советника Председателя Объединённого комитета начальников штабов , высшего военнослужащего США .

Профессия военного юриста

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны - правовое обеспечение её военной безопасности. Специалисты службы решают задачи по укреплению обороноспособности государства, устранению опасностей и угроз жизненно важным интересам общества и государства.

Судьи военных судов занимаются рассмотрением уголовных и гражданских дел, жалоб граждан на действия чиновников. До 1992 года военные суды носили название военных трибуналов.

В армиях зарубежных стран работа военных юристов также заключается в правовом обеспечении деятельности соответствующих органов военного управления, расследовании, обвинении и защите лиц, обвиняемых в преступлениях, совершенных в армии, включая убийства, государственную измену и терроризм, а также нормотворческой деятельности.

Опыт правового регулирования в армиях зарубежных стран служебно-боевой деятельности находится на очень высоком уровне. Например, в дивизии армии США имеется 25 штатных юрисконсультов, в том числе 2-3 специалиста по оперативному планированию. Среднее число военнослужащих, приходящихся на одного юриста , составляет 800 человек. Наличие такого большого штата юристов , особенно по сравнению с нашими службами (например, в отдельной дивизии оперативного назначения, бывшей дивизии им. Ф. Э. Дзержинского всего лишь 7 юристов), вызвано созданием в армии США стройной системы подготовки будущих командиров к предстоящему руководству воинскими частями, соединениями с правовой точки зрения.

Специфика работы военных юристов, в отличие от гражданских, заключается в том, что им приходится работать и в условиях боевых действий.

Примечания

Литература

  • Военное право: Учебник (нормативные акты представлены по состоянию на 1 января 2005 г.) Мигачев Ю. И. Тихомиров С. В. Юрлитинформ 2005.

Ссылки

  • Военные юристы организуют наступление на коррупцию в погонах.

Категории:

  • Военные профессии
  • Юридические должности и профессии
  • Праздники 29 марта
  • Праздники России
  • Профессиональные праздники
  • Появились в 2006 году
  • Военное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военный юрист" в других словарях:

    Максимов, Николай Александрович военный юрист (1826 1887). Напечатал: О мировых судьях и их съездах (Санкт Петербург, 1865), Французский военно уголовный кодекс о преступлениях и наказаниях (Санкт Петербург, 1866, передача на русском языке Code… … Биографический словарь

    АУДИТОР, в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) должность в военно судебных учреждениях. Этот термин латинского происхождения, собственно слушатель, выслушивающий. В Германии аудиторами называли молодых юристов, которые присутствовали при… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Максимов, Николай Александрович. Николай Александрович Максимов (1826 1887) генерал майор, военный юрист. В 1867 г. во время царствования Александра II с введением военно судебной реформы назначен… … Википедия

    ЮРИСТ, юриста, муж. 1. Человек, занимающийся (научно или практически) юридическими вопросами. Ученый юрист. Юрист практик. Он юрист по образованию. || Студент юридического факультета (разг.). 2. Входит в состав обозначения военных званий для… … Толковый словарь Ушакова

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отред … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания 1974 Расположение Москва Военный институт Министерства обороны СССР (с 1980 г. Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР) (1974… … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания 1974 Год закрытия 1994 … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

Книги

  • История лейб-гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. Том 1 , Павел Осипович Бобровский. Павел Осипович Бобровский (1832 1905) русский генерал, военный юрист и историк, этнограф, сенатор. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

В нашей стране очень много музеев. Интересных и не очень. Однако, среди них есть музей действительно уникальный. Сегодня вы вместе со мной сможете его посетить. Это – музей Главной военной прокуратуры. Он расположен непосредственно в самом здании ГВП, которое находится на станции метро «Фрунзенская» по адресу: переулок Хользунова, дом 14. Этот музей является «закрытым».

Оказаться здесь – большая, серьёзная удача для любого исследователя. Просто так, что называется «с улицы», в этот музей попасть невозможно: в него не продают билеты, здесь не бывает случайных людей и не бродит скучающая праздная публика. Об этом музее вообще мало кто знает, разве только узкий круг посвящённых специалистов. Многие экспонаты этого музея не могут экспонироваться публично: у Главной военной прокуратуры, чью деятельность всегда сопровождал и сейчас сопровождает режим секретности, есть свои тайны. Пока что не настало время открыть многие из них.

Об этом музее никогда не писала пресса, его никогда не показывало телевидение и здесь не был телеканал «Звезда».

Руководство Главной военной прокуратуры, рассмотрев мою просьбу, пошло навстречу и, в виде исключения, любезно предоставило возможность фотографирования экспозиции музея ГВП и некоторых экспонатов с последующим размещением фотографий здесь, на этом портале.

После оформления соответствующего допуска, преодолев в сопровождении офицера ГВП несколько постов внутренней охраны, пристально изучающей мои документы и пропуск, я здесь. Сразу хочу вам сказать, что сама атмосфера помещений музея вызывает уважение. Практически полное погружение, что называется «в эпоху сороковых»: высокие потолки, строгие стеклянные витрины с экспонатами, массивные двери с латунными ручками, продуманная подсветка, удобное для осмотра расположение экспонатов. Экспозиция музея разделена на эпохи: Царское время, Советский Союз, современность.

После осмотра и фотографирования тех музейных экспонатов, которые могут быть открыто продемонстрированы на ресурсе, мне было разрешено отснять также и «галерею Главных военных прокуроров» - единственное в своём роде собрание рукописных портретов всех Главных военных прокуроров Царской России, Союза ССР и Российской Федерации. Такого вы не увидите нигде.

Честно скажу, сегодня я испытывал странные чувства. Было время, когда я (тогда офицер юстиции - следователь военной прокуратуры) ездил сюда, в ГВП, «по работе» и не ждал в Приёмной, а проходил через КПП, предъявляя дежурному по караулу своё удостоверение, но время идёт. Теперь через КПП ходят другие офицеры юстиции, да и удостоверения у них - значительно красивее моей тогдашней скромной «красной корочки», а форма дежурного по караулу больше напоминает экипировку спецназа.

Я покажу вам то, что увидел в музее с единственной целью. Эта генеральная цель обозначена на главной странице ресурса: популяризация органов военной юстиции и борьба с попытками современных троцкистов (которые гордо именуют себя «военными историками», но состоят при этом в услужении американской администрации) клеветать на военную юстицию РККА.

Это они - на американские гранты - издали массу книг, поливающих грязью образ военных следователей, военных прокуроров, военных судей РККА.

Это они - доказывают, что наша военная юстиция являлась тогда и является сейчас «карманной и скорострельной», что она повинна в так называемых «сталинских репрессиях».

Это они – клевещут на светлое имя Берии и поливают грязью Великого Сталина.

Это они – вопят о «тирании Путина», об «отсутствии демократии в России» и всячески поносят моего Президента, на которого смотрит мир, как на единственного лидера, который плевать хотел на «хочухи» заокеанского «обкома».

Это они – пытаются извратить историю 2-ой Мировой, «замазать» нашу Победу и заставить весь мир навсегда забыть истинного победителя нацизма – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а мою Родину – могучий Советский Союз - выставить агрессором.

На каком-то этапе жизни я вдруг увидел, что они сильны. И что имя им – легион.

И тогда я объявил им войну. Свою, личную.

Читайте мои тематические статьи на этом ресурсе.

Каждая моя статья – это очередная пуля из ТТ в их жирные затылки.

Каждая моя статья – это очередной серебряный гвоздь в крышку их поганого гроба.

Каждая моя статья – это очередной берёзовый крест на их могиле, с дырявой натовской каской сверху.

Я призываю всех неравнодушных последовать моему примеру. Особенно – моих бывших коллег - сотрудников военной прокуратуры: бывших и нынешних. Будьте моими союзниками в этой войне. Если у вас в личных архивах имеются предметы или документы, могущие быть представленными в музее – передавайте их в музей. Как это делаю я.

Тем самым вы продлите жизнь бесценным реликвиям и окажете большую помощь Главной военной прокуратуре - организации, которая на сегодняшний день является единственной не коррумпированной правоохранительной системой в России.

Поддержите ГВП. Сегодня - она очень нуждается в вас.



Читайте также: