Жуткие тайны ссср. Некоторые факты из истории развития государственной тайны в российской федерации. Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

М. В. Зеленов*

Военная и государственная тайна в РСФСР и СССР и их правовое обеспечение (1917-1991 гг.)

В статье рассматриваются особенности правового обеспечения ограниченного доступа к информации, содержащей военную и государственную тайны в течение существования Советского государства.

In the article examines the features of the legal security restricted access to information that contains military and state secrets for the Soviet state.

Ключевые слова история государства и права, цензура, тайна, ограниченный доступ к информации, информационное право.

Key words: history of state and law, censorship, secrecy, limited access to information, information law.

Тайна - особый правовой режим, регулирующий доступ к определенной информации - появляется на определенном этапе развития государства с целью обеспечения безопасности субъектов права (личности, корпорации (в том числе церкви или партии), государства, общества, межгосударственных институтов). По объекту охраны тайна классифицируется на коммерческую, служебную, военную, экономическую и др. Специальной литературы по изучению тайны, очень мало. В последние десятилетия с ослаблением цензуры и открытием архивов стало возможным создавать очерки и обзоры становления военной цензуры и государственной тайны в СССР1. Появились также интервью и воспоминания работников цензуры,

* Доктор исторических наук, профессор, завкафедрой теории и истории государства и права Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

1 Горяева Т. М. Советская политическая цензура (история, деятельность, структура) // Исключить всякие упоминания...: Очерки истории советской цензуры. Мн.; М., 1995; Елютина Е. В. Правовая регламентация сохранения тайны // Гос-во и право. 2002. № 8. С. 16-23; Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб., 2003. С. 132-148; Прудников А. В. Сведения, не подлежащие оглашению в печати Советского государства в 1920-е годы // Вестн. Красноярск. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2006. № 6. С. 58-60; Зданович А. А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: Деятельность органов ВЧК-ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921-1934). М., 2008; Куренков Г. А. Организация защиты информации в структурах РКП (б) - ВКП (б). 19181941 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010; История системы и органов защиты информации // Агентура: спецслужбы под контролем //

URL:http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/story/.

которые рассказывают о работе с «Перечнями сведений, составляющих государственную тайну»2.

Специфика наличия тайн в СССР заключалась в том, что в стране не было, например, коммерческой тайны, поскольку не было коммерции. Наличие государственной тайны в СССР не выделяет это государство из ряда других. Но само это понятие, также как и правовое обеспечение тайны, было создано не сразу. Список тайн разрабатывался государственными структурами и оформлялся особыми «Перечнями...», связанными с цензурным и военным законодательством. Сначала понятие государственной и военной тайны было единым и связывалось прежде всего со шпионажем. Законом от 20 апреля 1892 г. шпионаж был определен как форма государственной измены. И с тех пор до 1912 г. понятие шпионажа, охраны секретных сведений и государственной измены постоянно обогащалось3, хотя списка секретных (тайных) сведений не было.

В царской России первый такой «Перечень.» был разработан в 1912 г. в связи с введением закона «Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства» (ПСЗ, Собр. 3-е, № 37724)4 «Перечень сведений по военной и военно-морской частям, оглашение коих в печати воспрещается на основании статьи 1 отдела II закона 5 июля 1912 г.» с поправками был высочайше утвержден 29 ноября и распубликован 11 декабря 1912 г. (СУ № 247, ст.2231) и с тех пор почти непрерывно продлевался или заменялся новыми. Временное правительство «Перечень сведений, не подлежащих распространению путем почтово-телеграфных международных сношений» и «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру военною цензурою» издало вместе с новыми положениями о военной цензуре и военном почтово-телеграфном контроле от 26 июля 1917 г. (СУ № 199 от 19 авг. 1917 г., ст. 1229 и 1230). Эти документы опирались на соответствующие аналоги 1915 г. и содержали не только военные, но и социально-экономические факты и события, запрещенные к упоминанию в печати.

Сразу после Октября 1917 г. советская власть столкнулась с объективной необходимостью также сохранять военную тайну. 21 февраля

3 См.: Столяров Н. В. «История и становление организации защиты государственной тайны в России». Г осударственная измена и шпионаж // Безопасность для всех. Электронный ресурс // URL:http://www.sec4all.net/gostama-mss2.html (Доступ: 05 января 2012 г.).

1918 г. на заседании СНК рассматривался вопрос о мерах борьбы с опубликованием в печати сведений, не подлежащих оглашению5. Понятие «военная тайна» использовалось в нормативных документах, однако объем этого понятия не был определен законодателем. По сути «а) разглашение военных тайн, планов и сведений; б) передача военных тайн, планов и сведений» были определены в постановлении Кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов» 6 октября 1918 г. как шпио-наж6. Соблюдение военных тайн возлагалось на органы военной цензуры (РВСР, а затем ВЧК)7. Цензурные функции РВСР выполнял с ноября 1918 до августа 1921 г., так как в это время в его составе находился Отдел (с 1921 г. - Управление) военной цензуры. Как установил П. Батулин за время пребывания военной цензуры в военном ведомстве последовательно сменились сходные с «Перечнем.» периода Временного правительства «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру Военной цензурой» от 21 июня 1918 г. из 27 пунктов (РГВА. Ф. 25883. Оп. 1. Д. 87. Л. 62-63), «Перечень деяний и сведений, наносящих вред Российской Федеративной Советской Республике, а также не подлежащих распространению путем почтово-телеграфных международных и иных сношений» из 36 пунктов, «Перечень сведений, не подлежащих оглашению в повременной печати» от 23 декабря 1918 г. из 32 пунктов (РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 49. Л. 264-268 и об.), а также «Перечень сведений, составляющих военную тайну и неподлежащих распространению» из 23 пунктов от 21 июля 1919 г. (в приказе РВСР №1018/186 - РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 33. Л. 103-104). Эти перечни основывались на дореволюционных перечнях и являлись инструктивными документами для военной цензуры сообразно новым условиям Гражданской войны.

10 июня 1921 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло решение о передаче военной цензуры в ВЧК, и 9 августа 1921 г. приказом РВСР №1708/293 Управление военной цензуры Штаба РККА было передано в ВЧК, управление превратилось в подотдел военной цензуры Информационного отдела ВЧК. В ходе передачи военной цензуры в ВЧК был разработан «Перечень сведений, составляющих тайну и неподлежащих распространению» (утвержден СНК 13 октября 1921 г.), являвшийся, как и прежде, секретной ведомственной инструкцией. П.В. Батулин впервые подробно описывает

7 Положение о военной цензуре // Собр. узаконений РСФСР. 1918. № 97. Ст. 987.

его содержание. Перечень состоял из трех глав: глава 1 заключавшая сведения военного характера - из частей А (17 пунктов «В мирное время» -традиционные статьи прежних перечней военного, однако, времени) и Б (9 пунктов «В военное время» - также традиционных статей военного перечня: о порядке мобилизации, провозоспособности железных дорог и паровозном и вагонном парке, числе мест в лечебных заведениях и эпидемиях, линиях телеграфа и телефона, предполагаемых действиях армии и флота и действиях данного момента помимо сводок, потерях и разрушениях). Глава

2 (20 пунктов) заключала сведения о денежном обращении и производстве денег, денежной реформе, валютах, ценных бумагах, импортном и экспортном плане, экспортном фонде, ведении переговоров Наркомвнешторг-ом, продмаршрутах, обеспеченности топливом и подвижным составом отдельных железных дорог, состоянии милиции, преступности и беспорядках, режиме в местах заключения, роспуске кулацких и буржуазных советов, цифровые данные об инвалидах и раненых, сведения о внешней политике помимо официальных сообщений Наркоминдела. В краткой главе 3 указывался порядок публикации сведений, запрещенных главой 2: «с разрешения соответствующих наркоматов или их уполномоченных и представителей на местах».

После Гражданской войны понятие тайны было расширено. Статья 66 УК РСФСР (введенным Постановлением ВЦИК с 1 июня 1922 г.) предусматривала ответственность за «участие в шпионаже., выражающееся в передаче, сообщении или похищении, или собирании сведений, имеющих характер государственной тайны, в особенности военных...». Одновременно СНК РСФСР в июне 1922 г. создал орган централизованной цензуры - Главлит, возложив на него задачу «составлять списки произведений печати, запрещенных к продаже и распространению, в случае, если они... б) разглашают военные тайны Республики» (Ст. 3.). В октябре-ноябре 1922 г. при ЦК РКП (б) работали ряд комиссий, подготовивших проект нового «Перечня сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению», одобренный Оргбюро ЦК 14 декабря 1922 г.8 По структуре и содержанию он сходен с «Перечнем» 1921 г. В нем были детализированы формулировки части А, было увеличено до 15 число параграфов части Б «Перечня.». Экономическая глава была существенно переработана в связи с производимыми операциями и нэповскими реформами. В чис-

8 Куренков Г. А. 1922 год. Что было государственной и военной тайной в РСФСР // Отеч. архивы. 1993. № 6. С. 80-86.

ло неподлежащих распространению включены сведения об обысках, арестах и др. репрессивных мерах, сведения о внутренней жизни миссий за границей, условиях работы отдельных их сотрудников.

Создание СССР вызвало необходимость унификации и кодификации законодательства. В мае 1923 г. Секретариат ЦК вернулся к разработке Перечня, и он был утвержден на заседании Секретариата 15 июня 1923 г., после рассмотрения в СНК СССР он введен в действие с 1 июля 1923 г.: он был сходен по структуре с двумя предыдущими, в него были добавлены несколько военных статей (о военно-морском бюджете, о запасных частях и подготовке резерва), но были изъяты сведения преимущественно экономического характера, касающиеся Госплана. Утвержденные «Перечни.» не устраивали военное ведомство и органы госбезопасности: сначала ОГПУ предприняло попытку самостоятельно определить, что следует относить к военным секретам (Приказ ОГПУ № 19/7 сс от 8 января 1924 г.), но военное ведомство не согласилось и на заседании РВСР 18 марта 1924 г. рассмотрен вопрос о введении нового «Перечня сведений, не подлежащих оглашению».

Итак, к 1924 г. произошло расширение понятия «военная тайна» до понятия «государственная тайна» (сведения экономического и иного характера), передача защиты из военного ведомства в гражданские (из РВСР в ОГПУ, а потом и в Главлит), очевидно активное участие ЦК РКП (б) в процессе создания «Перечней.» в качестве координатора позиций различных государственных структур.

На основании принятых в августе 1924 г. «Основных начал Уголовного законодательства» (ст. 3.) и «Положения о воинских преступлениях» (ст. 16)9 СНК СССР 14.08.1925 принял и направил на рассмотрение ЦИК СССР постановление «О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению». ЦИК утвердил это постановление 01.09.1925 г.10 В нем впервые давалось определение государственной тайны: это «сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом СНК СССР и опубликовываемом во всеобщее сведение». Кроме того, декларировалось наличие не военных, но экономических сведений, «не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий». Раз-

9 См.: Собрание Законов СССР. 1924. № 24. Ст. 205, 207.

10 О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению // СЗ. 1924. № 24. Ст. 205.

работка перечня возлагалась Постановлением СНК СССР (Пр. 115. п. 20) 18.08.1925 на НКВоен, ВСНХ, НКВТ, ОГПУ, НКИД и Прокурору ВС СССР. Первый проект рассматривался на заседании Административнофинансовой комиссии СНК 07.01.1925, поручившей дальнейшую работу над проектом «Перечня. » комиссии Н.П. Горбунова. Основные замечания на проект выдвигались НКИД, отстаивавшем необходимость точности и ясности формулировок для борьбы с экономическим шпионажем и для того, чтобы должностные лица и их мнения не могли влиять на существо дела, чтобы субъективизм формулировок был устранен (например, «иного рода сведений»). «Перечень.» включал в себя 12 пунктов, разделенных на три группы. 1) сведения военного характера включали в себя дислокацию частей, состояние вооруженных сил, мобилизационные и оперативные планы; сведения о военных заказах и состоянии военной промышленности, изобретения технических средств обороны, секретные издания и документы имеющие отношение к обороне страны. 2) сведения экономического характера объединяли состояние валютных фондов, имеющие важное значение открытия, детальные сведения об импорте и экспорте. 3) иного рода сведения (внешнеполитические и внешнеторговые; о борьбе со шпионажем и контрреволюцией и о шифрах). «Перечень.» был принят на заседании СНК СССР (Пр.157. п.15) 27.04.192611 и опубликован после внесенных в него поправок со стороны СО ОГПУ 13 мая 192612. История развития и реализации политики государства в этой области уже освещалась исследователями13.

В июне 1926 г. в Главлите для обеспечения работы по «Перечню.» создан военно-экономический отдел, возглавляемый помощником начальника 3-го отдела Разведывательного управления штаба РККА по военнотехнической части А.А. Ланговым. В недрах этого отдела был разработан «Перечень вопросов, составляющих тайну и не подлежащих оглашению, в целях охранения политико-экономических интересов СССР». Предложенный вариант сильно отличался от опубликованного: он был разбит на шесть совершенно иных разделов - Торговая политика, Финансовая политика, Промышленность и государственное строительство, Внешняя поли-

11 ГАРФ. Ф. 5446 (СНК СССР), оп.7а. Д.456 (Об утверждении перечня сведений...).

12 Об утверждении перечня сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной // Известия. 1926, 13 мая; СЗ СССР. 1926. №32. Ст. 213.

13 См., например: Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 19291953. СПб., 2003, гл. 8 Охрана государственных и военных тайн. С. 132-148.

тика, Здравоохранение и ветеринария, Внутренняя политика - , каждый из которых содержал определенное количество статей, которые сопровождались указанием, в каком случае и при каких условиях можно публиковать те или иные сведения14. В 1930 г. были выпущены дополнительные акты: «Дислокация РККА для прессы на 1930-1931 гг.» и «Краткая инструкция по охране гос. тайн в печати». В 1931 г. был издан «Перечень литер. “А” сведений, составляющих военную тайну и не подлежащих оглашению в целях ограждения интересов обороны СССР (в мирное время)».

В сентябре 1933 г. был создан институт Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати, должность которого занимал начальник Главлита. Уполномоченный СНК - институт всесоюзной централизованной цензуры по охране военной и государственной тайн, объединявший (в отличие от Главлита) всех начальников Главлитов союзных республик в качестве руководителей Управлениями Уполномоченных СНК союзных республик. При Уполномоченном СНК было создано Управление СНК (с 1953 г. - СМ) СССР по охране военных и государственных тайн в печати (1933-1953 гг.), Управление по охране военных и государственных тайн в печати Министерства внутренних дел СССР (март - октябрь 1953 г.). В Управлении был отдел военной цензуры (с 1933 г.), отдел иностранной литературы (с 1936 г.), отдел цензорского контроля над информацией иностранных корреспондентов (с 1946 г.) и др.

Инициатором создания при СНК СССР Управления по охране военных тайн был заместитель НКВоенмор М.Н. Тухачевский. По его записке 15.09.1933 г. принято Постановление Политбюро «О военной цензуре» (ПБ145/15), согласно которому начальник Главлита РСФСР Б.М. Волин назначался Уполномоченным СНК СССР по охране военных тайн в печати, военная группа Главлита выделялась в качестве самостоятельного отдела военной цензуры (ОВЦ) при Уполномоченном, весь личный состав ОВЦ считался состоящим на действительной военной службе.

Постановлением «Об усилении охраны государственных тайн» от 23 сентября 1933 г. СНК СССР продублировал положение Политбюро о создании института Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн. Тем же постановлением создан ОВЦ. В союзных республиках при начальниках Главлитов создавались ОВЦ, подчиненные Уполномоченному СНК СССР. «Положение об Уполномоченном СНК ССР по охране государственных тайн и об отделах военной цензуры» было утверждено СНК

14 Ярмолич Ф. К. Цензура на Северо-Западе СССР. 1922-1964 гг.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. Прил. 1.

СССР 4 ноября 1933 г. На него возлагалось: «а) руководство предварительной цензурой печати Союза ССР; б) организация последующего контроля за сохранностью военной тайны во всей печати Союза ССР, в том числе и красноармейской, радиопередачах, выставках и т. п., с правом конфискации или запрещения всего, признанного содержащим разглашение военной тайны; в) руководство отделов военной цензуры на местах; г) регулярный (не реже раза в полгода) пересмотр с представителями наркоматов и центральных организаций Союза ССР перечня вопросов, составляющих военную тайну; д) подготовка перевода военной цензуры мирного времени на положение военного времени»15. Указания по дополнению Перечня должен давать НКВоенмор. Предварительную цензуру в отношении печати РККА осуществляли по Положению: по войсковым многотиражкам военные цензоры (начальники штабов войсковых частей), по военно-окружным и армейским газетам - военно-окружные (армейские) цензоры, назначаемые НКВМ, по Московской центральной красноармейской печати - старший военный цензор и пять цензоров. Военные цензоры иерархически подчинялись ОВЦ. Личный состав ОВЦ назначался приказами Главного управления РККА и Уполномоченного СНК СССР и считался состоящим на действительной военной службе. Не текстуально, но смыс-лово организация цензуры армейской печати целиком возложена на НК Обороны (Разведупр РККА). Таким образом, конституировалась Центральная военная цензура при НКО.

Штаты ОВЦ при Уполномоченном и при Главлитах союзных республик, автономных республик и Крайобллитах были установлены НК РКИ СССР 4 ноября 1933 г. (всего 94 штатные единицы). Однако в ряде краев и областей (Саратов, Калинин, все области Дальневосточного края) ОВЦ не созданы. В 1934 г. в штате ОВЦ при Уполномоченном СНК СССР был один заместитель16, начальники секторов РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, Средней Азии, технического, общего и военные цензоры (всего 29 человек). 21 января 1936 г. постановлением СНК СССР при Уполномоченном СНК был создан отдел контроля иностранной литературы с функциями контроля за поступающей в СССР иностранной литературой (на иностранных языках). Этим же постановлением при Главлите РСФСР и

15 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1в. Д. 472. Л. 78.

16 В сентябре 1933 - июне 1935 гг. бывший начальник 4-го отдела штаба СреднеАзиатского военного округа К.А. Батманов (одновременно состоял в распоряжении Разве-дупра РККА); В июне 1935 - феврале 1936 гг. военный цензор Центральной военной цензуры РККА П.И. Колосов; июль 1937-1938 гг. - И.И. Пузырев; 1940 - А.В. Горьков. В 1940 г. ОВЦ был возвращен в состав Главлита.

Главлитах союзных республик сектора иностранной литературы передавались в распоряжение Уполномоченного при СНК СССР.

Тогда же был издан очередной «Перечень сведений, составляющих государственную тайну». 14 марта 1936 г. наркомом обороны К. Ворошиловым и Уполномоченным СНК СССР по охране военных тайн в печати С. Ингуловым был утвержден новый «Перечень литер “А ” сведений, составляющих военную тайну и не подлежащих оглашению в целях ограждения интересов обороны СССР (в мирное время)» 1936 г.

«Перечень литер. “А” сведений, составляющих военную тайну и не подлежащих оглашению в целях ограждения интересов обороны СССР (в мирное время)» утвержден наркомом обороны К. Ворошиловым и Уполномоченным СНК СССР по охране военных тайн в печати С. Ингуловым 14 марта 1936 г. впервые после Перечня 1933 г.17. На обложке «Перечня. » был приведен приказ Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн от 31 марта 1936 г. о порядке работы с «Перечнем сведений, составляющих государственную тайну», противоречащих опубликованному закону: «Категорически воспрещается снятие копий с «Перечня.» в целом или его отдельной части». Во введении к «Перечню.» говорилось также: «Нижеперечисленные сведения и изображения составляют военную тайну и не подлежат оглашению в печати, плакатах, диаграммах, радиопередачах, кинофильмах, диапозитивах, на выставках и открытых собраниях». Далее шло еще одно отступление от закона 1926 г.: «Оглашению не подлежат также все данные, из которых косвенным образом (путем вычисления, сопоставления или логических умозаключений) могут быть сделаны выводы, раскрывающие военную тайну». За потерю «Перечня.», а также за разглашение содержащихся в нем сведений, виновные карались по ст. 193/25 УК СССР. В «Перечне.» было 26 разделов, объединивших 228 статей: организация и дислокация РККА, мобилизационные и оперативные планы, противовоздушная оборона, боевые техника и подготовка РККА, дисциплина и политико-моральное состояние РККА, военные бюджет и строительство СССР, воздушные силы РККА, пути сообщения и транспорт, связь, военная, химическая и авиационная промышленность, гражданский воздушный флот, картография, геодезия и съемка, аэрофотосъемка, геология, гидрогеология, гидрография, гидрографическая служба приборов и ограждений, метеорология, гидротехнические сооружения, Главное управление Северного морского пути, общественные организации, содействующие обороне страны, военно-санитарное дело, пограничные и внутренние

17 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 17. Д. 316. Л. 6 - 79.

войска НКВД, разное. К разделам были добавлены семь приложений - перечень городов, в которых можно показывать наличие аэропортов и аэродромов, перечень войсковых частей и соединений РККА, номера и назва-названия которых разрешается опубликовывать в печати и т. п.

После издания Перечня (который действовал до утверждения нового Перечня СНК СССР от 02.01.1940 г.) Главлит каждый год издавал к нему дополнения: в 1936 г. - 372 циркулярных дополнений, в 1937 г. - 300, в 1938 г. было 29 дополнительных циркуляров и приказов перечневого характера18. В 1939 г. по всем Главкрайобллитам были разосланы: Перечень литер «А» сведений, составляющих военную тайну (на мирное время) и Перечень литер «Б» сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих оглашению в целях политических (внутренних и внешних) и экономических интересов СССР, в 1940 г. - Краткий перечень сведений, составляющих государственную тайну. В 1938-1941 гг. рассылались также дополнения к Перечню сведений, составляющих военную тайну (на военное время).

В день начала Великой Отечественной войны, 22.06.1941 г. были введены «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну» (утвержден СМ СССР 02.01.1940), а также разосланные на места накануне войны «Дополнения к перечню на военное время». В 1944 г. был издан «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на военное время».

После войны, в 1945-1946 гг. Главлит разрабатывал проекты «Перечня сведений, составляющих военную и государственную тайну на мирное время»19. 8 июня 1947 г. СМ СССР принял «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону»20. Он был разделен на четыре раздела, которые включали 14 пунктов: 1) «сведения военного характера» (данные по Вооруженным силам СССР, мобилизационные и оперативные планы, данные о военной промышленности, открытия в области обороны СССР, документы и издания, имеющие отношение к обороне СССР). По сравнению с «Перечнем.» 1926 г. он был дополнен новым пунктом о составе всех резервов в СССР;

2) «Сведения экономического характера» содержали состояние валютных фондов, планы экспорта и импорта. По сравнению с перечнем 1926 г. в него были добавлены два пункта - о геологических запасах и добыче цветных и редких металлов и земель и «о промышленности в целом и отдельных ее отраслях, сельском хозяйстве, торговле и путях сообщения»;

18 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 22. Д. 1801. Л. 19; Оп. 23а. Д. 644. Л. 11.

19 ГАРФ. Ф. 9425. Оп. 1. Д. 304, 305.

3) «Сведения об открытиях, изобретениях и усовершенствованиях невоенного характера» (выделены по сравнению с Перечнем 1926 г. в отдельный пункт); 4) «Сведения иного характера» включали в себя как и раньше данные о внешней политике и торговле, шифрах и секретной переписке. Был исключен пункт о мерах борьбы с контрреволюцией и шпионажем, но добавлен пункт 14, который обосновывал субъективность применения норм «Перечня.». Впервые «Перечень.» получил расширительное толкование: в него могли входить <Другие сведения, которые будут признаны СМ СССР не подлежащими разглашению». В связи с этим 9 июня 1947 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну»21.

По распоряжению заместителя Председателя СНК СССР Н.А. Вознесенского Комитетом по изобретениям и открытиям под руководством председателя А.И. Михайлова был разработан Проект перечня, обобщившего новые перечни сведений, составляющих государственную тайну, по 97 союзным министерствам и ведомствам, с учетом постановлений СМ СССР от 14.03.1947 и 08.04.1947 по изобретениям и открытиям. В отличие от Перечня 02.01.1940 г. заголовки некоторых разделов были уточнены и дополнены: раздел «Мобилизационная подготовка» дополнен сведениями о резервах (перенесенных из раздела промышленности), раздел «Изобретения» стал называться «Изобретения и открытия», раздел «Финансы» - «Финансы и экономика». Разделы «Оборонная промышленность» и «Промышленность и резервы» объединены в раздел «Промышленность». Появился новый раздел «Сельское хозяйство». Всего было разграничено 13 разделов (вместо 12 в 1940 г.). Каждый раздел и введенная в него норма сопровождались указанием на режим секретности. Однако этот проект перечня не был утвержден. 28 августа 1947 г. СМ СССР поручил комиссии под руководством генерального прокурора СССР (а с января 1948 г. министра юстиции СССР) К.П. Горшенина, в составе министра Госконтроля СССР Л.З. Мехлиса, министра юстиции СССР Н.М. Рычкова, управляющего ЦСУ и зампредседателя Госплана СССР В.Н. Старовского, 1-го заместителя НКВД И.А. Серова, начальника Генштаба РККА А.И. Антонова, начальника Главлита К.К. Омельченко, управляющего делами СМ СССР Я.Е. Чадаева рассмотреть проект более широкого Перечня в развитии постановления СМ от 08.06.1948 г.

Новый Проект (на основе проекта А. Михайлова) поступил в СМ в декабре 1947 г., потом дорабатывался и согласовывался. В предложенном «Перечне главнейших сведений, составляющих государственную тайну» (принят СМ СССР 01.03.1948 г.) в отличие от 1940 г. значительно расширен и дополнен раздел «Военные сведения». По предложениям МГБ и МВ СССР; были включены новые сведения о радиолокации, реактивной технике, атомной энергии, Арктике и т. п.; переработаны разделы по внешней торговле, экономике и открытиях по предложениям Госплана и министерств, введен новый раздел «Сельское хозяйство». Всего было восемь разделов, объединяющих 124 статьи: 1) мобилизационные вопросы и сведения о резервах; 2) сведения военного характера; 3) сведения экономического характера (промышленность, полезные ископаемые, сельское хозяйство, транспорт и связь); 4) финансы; 5) внешняя политика и внешняя торговля; 6) вопросы науки и техники (сведения по вопросам атомной энергии, об отечественной радиолокационной и реактивной технике, об открытиях и изобретениях, по картографии, геологии, метеорологии и гидрологии); 7) сведения об Арктике; 8) разные сведения (аварии, шифры, преступность, спецпоселения, смертность и рождаемость).

Впервые было определено, что «К государственной тайне относятся как сами сведения, ее составляющие, так и связанные с этими сведениями материалы (переписка, документы и пр.)». В 1948 г. (и до 1991 г.) сведения, составляющие государственную тайну, были наделены тремя степенями секретности: «С» (секретно), «СС» (совершенно секретно) и «ОВ» (особой важности). Постановлением СМ СССР от 1 марта 1948 г. министерства и центральные учреждения СССР обязывались составить свои ведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну. С этого момента появилось огромное количество ведомственных перечней.

Одновременно с «Перечнем.» была утверждена и Инструкция МГБ СССР по обеспечению сохранения государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР (предыдущая утверждена СНК СССР 02.01.1940). На основании этого Перечня Главлит выпускал «Перечни сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, по радио и телевидению» (1949, 1958 гг. и т. п.).

С 1949 по 1957 г. вышли издания, в которых продолжалось развитие и уточнения «Перечня.»: Обязательные правила цензуры для районной печати и радиовещания. М., 1949; Сводные указания № 1 (Циркуляр Главлита 4/с от 16.05.1951 г.); Сводные указания № 1 для районной печати (1951 г.). В июле 1957 г. был издан новый «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению», включаю-

щий 12 разделов (250 пунктов): мобилизационные вопросы и сведения о резервах; сведения военного характера; о промышленности и строительстве; о сельском хозяйстве; транспорте и связи; о финансах и торговле; внешней политике и внешней торговле; науке и технике; по картографии; по аэрогидрометеорологии; медико-санитарные вопросы; разные сведения.

С 1957 г. в Главлите действовала Перечневая комиссия, в задачу которой входило «рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой нормативных документов и их толкованием, которые должны обеспечить правильное и единообразное применение документов работниками органов системы Главного управления»22.

В 13 сентября 1958 г. появилось Постановление ЦК КПСС «О мерах по сохранению государственной тайны». Поэтому в 1959 г. Постановлением СМ СССР утвержден новый (после 1948 г.) «Перечень сведений, составляющих государственную тайну» и принята «Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР».

3 декабря 1980 г. принято Постановление Совета Министров СССР от № 1121-387 «Об утверждении Перечня главнейших сведений, составляющих государственную тайну и Положения о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях».

Министерства и Государственные комитеты СМ СССР и СМ РСФСР выпускали свои Перечни, которые согласовывали с Главлитом. Эти Перечни наделялись грифом ДСП и строились по определенному шаблону, в который вкладывалась своя конкретика. К сведениям, предусмотренным этими Перечнями, относились «материалы, содержащие несекретные данные..., открытая публикация которых признана нецелесообразной».

Объем понятия «открытая публикация» менялся. В 1981-1989 гг. «Под открытым опубликованием понимается публикации материалов в открытой печати, передачах по радио и телевидению, оглашение на международных, зарубежных и отрытых внутрисоюзных съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, демонстрация в кинофильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей, вывоз материалов за границу». В 1989 г. «Под открытым опубликованием понимается публикация материалов, в открытой печати (в том числе издания служебных материалов, не имеющих ограни-

22 См.: Положение о перечневой комиссии Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР // История советской политической цензуры: док-ты и комментарии. М., 1997. С. 376-379.

чительных грифов), передачах по телевидению и радио, оглашение на международных, зарубежных и открытых внутрисоюзных съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, публичная защита диссертаций, демонстрация в кинофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайдфильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, депонирование рукописей, тексты отчетных материалов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, подлежащих госрегистрации, вывоз материалов за границу или передача их иностранным гражданам».

Базовым принципом для определения сведений, которые могут быть опубликованы, был следующий: «При подготовке материалов к открытому опубликованию необходимо исходить из совокупности всех ограничений, относящихся к его содержанию. Не допускается, чтобы отдельные сведения, не запрещенные к открытому опубликованию, при их накоплении (сводные сведения) приводили к разглашению государственной, военной или служебной тайны».

Все «Перечни.» имели «Общую часть», в которой определялись запрещенные к публикации следующие сведения о власти в СССР: «Публикация и цитирование законов, указов, постановлений, распоряжений (и их проектов) Верховного Совета СССР и ВС союзных республик, Президиума ВС СССР. См СССР., ссылки на эти документы во всех случаях, когда указанные материалы ранее не были опубликованы в официальных изданиях, производятся с разрешения Секретаря Президиума ВС СССР. или Управляющего делами СМ СССР. соответственно». «Публикация и цитирование постановлений и других материалов (и их проектов) ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик, а также ссылки на эти документы, если они ранее не были опубликованы в официальных изданиях или в печатных органах ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик, производятся с разрешения Общего отдела ЦК КПСС или общих отделов ЦК компартий союзных республик соответственно».

Далее шло некоторое разнообразие в существующих разделах, которые включали в себя: II. Вопросы гражданской обороны (планы ГО, сведения о состоянии сил и средств ГО, сведения по эвакуации рабочих и служащих в военное время, расположение укрытий, защита водоснабжения, контроль за радиоактивным, химическим и бактериальным заражением и т. п.); III. Сведения экономического и производственного характера (средняя по отрасли фактическая продолжительность сроков строительства отдельных промышленных объектов с 1977 г., средняя себестоимость продукции, индексы цен на драгметаллы, данные о финансировании министерства и т. п.); IV. Вопросы труда и заработной платы (сведения о

распределении рабочих и служащих на группы по размерам зарплаты, по возрасту и полу); V. Сведения по вопросам науки и техники (сведения о техническом оснащении вузов, сведения о научных направлениях, связанных с обороной страны, о технологиях, о результатах разработок по ряду секретных направлений, описание конструкций новых машин, о параметрах аппаратуры, новые методы и средства лечения опухолей, технологии, методики исследования и т. п.); VI. Вопросы внешних сношений (сведения о контрактах иностранных фирм и советских внешнеторговых объединений, планы экспорта, сведения о коммерческих переговорах, о поставке за границу некачественных товаров, экспортные и импортные цены, и т. п.); VII. Разные сведения (о режимно-секретных органах, секретных КБ, секретных библиотеках, о ведомственной охране, о производственном травматизме).

Подготавливая материал для печати, работники министерств кроме «Перечней.» должны были руководствоваться также следующими документами: «Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию по Министерству...», «Перечнем сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению» (1976 г., 1987 г.) и дополнениями к нему, издаваемыми Главлитом СССР, «Положением о порядке подготовки материалов, предназначенных для опубликования в открытой печати и в изданиях с грифом “Для служебного пользования”, а также для рассмотрения на открытых съездах, конференциях и симпозиумах» (1977 г., 1988 г.).

Таким образом была создана система, в которой данные, не являясь секретными, не могли быть опубликованы; решение о возможности их публикации принимал руководитель того или иного ведомства.

Очередные «Перечни.» вышли в 1984 г. и в 1990 г. («Перечень сведений, запрещенных к опубликованию»). Еще в 1988 г. Главлит предлагал снять некоторые ограничения в «Перечне.» с разделов II (Финансы) и XII (Внешняя политика и внешняя торговля).

В 1990 г, после принятия Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» 24 августа 1990 г. Главлит был преобразован в Главное управление по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации (ГУОТ) при Совете Министров СССР. Им были утверждены «Методические рекомендации по охране сведений, подлежащих защите от разглашения в печати и других средствах массовой информации». Однако общественная борьба за отмену цензуры привела к тому, что 25 июля 1991 г. ГУОТ был преобразован в Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Мини-

стерстве информации и печати СССР23. После «августовских» дней 1991 г., которые потрясли не только Россию, но и весь мир, Указом Президента РФ от 11.09.1991 г. «О мерах по защите свободы печати в РСФСР» было предписано образовать Государственную инспекцию по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации РСФСР. На основании этого указа министр печати и информации РФ М. Полторанин приказом от 22.11.1991 г. упразднил ГУОТ. 25 октября его приказом был определен состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации24, которая закончила свою работу к 25 декабря 1991 г.25 Через два дня был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», в котором провозглашалась свобода доступа к информации, отмена цензуры.

Однако, несмотря на ликвидацию цензурных организаций в России, проблема охраны военных и государственных тайн осталась, исследованием которой занимались и занимаются многие ученые26. Рассмотрим правовое положение государственной и военной тайны в РФ начиная с 1991 г.

В ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона РФ «О средствах массовой информации» говорилось: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом

23 Приказ Министерства информации и печати СССР № 5 Об агентстве по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Министерстве информации и печати СССР // История советской политической цензуры: док-ты и комментарии. М., 1997. С. 400-401. См. также: Монахов В. Н. Последняя точка в истории Главлита // На подступах к спецхрану. СПб., 1995. С. 93-94.

24 Приказ № 3 Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Министерстве информации и печати СССР о работе ликвидационной комиссии // Ист. сов. полит. цензуры. С. 404-407.

25 Горяева Т. М. Советская политическая цензура. С. 60-61.

26 Бобылов Ю. Что полезно знать начинающему предпринимателю и технологическому менеджеру о «государственной тайне» // Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы. М., 1999. С. 91-115; Секретные тенденции. Новый закон «О государственной тайне» ставит специфические управленческие проблемы // Независимое воен. обозр. 1998. № 33; Государственная тайна и развитие общества // Своб. мысль-ХХ! 2000. № 1. С. 69-79; Погуляев В. В., Моргунова Е. А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации». М., 2004. В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ с учетом действующих изменений, изложены основные принципы действующего информационного законодательства, подробно исследованы правовые режимы коммерческой, служебной тайн, персональных данных и иных видов конфиденциальной информации. Дмитриев Ю. А., Улыбина, Т. С. Проблемы и перспективы развития законодательного регулирования государственной тайны в России // Гос-во и право. 2008. №. 2. С. 78-79.

тайну.»27. Именно эта статья потом несколько раз дополнялась новыми требованиями и перечнем ограничений к распространению информации.

Таким образом, новое государство заявило о необходимости сохранения и охраны государственных (военных и т. п.) тайн. 18 сентября 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление «О временном перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 733-55 (объявленным приказом МО РФ № 052-92), имеющее гриф «Секретно», которое не подлежало официальному опубликованию в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 302 от 26 марта 1992 г. 21 сентября 1993 г. вступил в силу Закон РФ «О государственной тайне», согласно которому Президент РФ утверждает подготовленный Правительством РФ Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне («государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»)28. Поскольку правительство не представило такой Перечень, то с 25 декабря 1993 г. по 30 ноября 1995 г. отсутствовало законодательное определение того, какие сведения относятся к государственной тайне. Поэтому Постановлением Государственной Думы № 1271-1 ГД от

27.10.1995 г. «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» было признано, что «правоохранительные органы страны лишены правовой основы для выполнения возложенных на них функций по обеспечению безопасности государства, общества и личности». Указом Президента РФ 30 ноября 1995 г. был утвержден опубликованный «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»29.

Если говорить о военной тайне после 1991 г., то ее регулирование можно проследить по «Временному перечню сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах Российской Федерации», введенному в действие с 1 января 1994 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 071 от 7 сентября 1993 г. Он утратил силу 1 сентября 1996 г. с момента введения в действие приказом министра обороны Российской Федерации № 055 от 10 августа 1996 г. «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах Российской Федерации».

27 О средствах массовой информации: закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Рос. газета. 1992. 08 февр.

28 Закон действует до сих пор в редакции 2009 г.

В Советском Союзе секреты хранить умели и любили. Так, собственно, проще управлять страной, граждане которой живут под девизом «меньше знаешь — лучше спишь». И гласность, и последующий развал Страны Советов так и не смогли пробиться сквозь полувековую броню недомолвок и откровенной лжи.

Что, к примеру, скрывалось за кулисами Карибского кризиса? Откуда в Советском Союзе взялись портативные ядерные бомбы? И самое интересное — куда, в конце-концов, подевались миллиарды из неприкосновенного запаса «партийного золота»?


Лунная программа

К 60-м годам прошлого века СССР лидировал в космической гонке. Первый спутник, первое животное, первый человек — так как же вышло, что на Луну поспели все же американцы? До самого 1981 года Советский Союз вообще отрицал существование пилотируемой лунной программы — пока спутник Космос-434 не вошел в атмосферу над Австралией. Тогда пришлось признать, что это был экспериментальный космический корабль к Луне, но никаких других деталей программы неизвестно до сих пор.


Портативная ядерная бомба

Слухи о том, что Советский Союз разработал портативное ядерное оружие оказались правдой. Незабвенной памяти генерал Лебедь проговорился западной прессе, что сам видел эти ядерные устройства. Так называемый «ядерный ранец» РЯ-6 весом в 25 килограммов и мощностью в одну килотонну стоял на вооружении ГРУ.


Биологическое оружие

По слухам, биологическое оружие появилось у Страны Советов еще во время Второй мировой войны. Западные эксперты и сейчас полагают, что в 1942 году советские ученые заражали немецких захватчиков туляремией, которую переносили предварительно зараженные крысы.


Карибский кризис

В 1962 году прошли несколько раундов тайных переговоров между Никитой Хрущевым, Раулем Кастро и Энресто Че Геварой. Результаты всем хорошо известны: Куба согласилась разместить на своей территории ядерное оружие — но что мог обещать руководитель СССР в обмен на такой риск?


Операция «Флейта»

Всем известно, что американцы проводили опыты по использованию психотропных препаратов над своими солдатами. Руководитель направления, ученые Кен Алибек, стал перебежчиком и возглавил разработку психотропных препаратов уже под разработкой КГБ. Операция «Флейта» проходила в несколько этапов: убийства, похищения, перевербовка шли с применением новейших психотропных средств.


Бункер последнего удара

Секретный подземный бункер «Грот» уже не один раз «светился» в прессе. Каждый раз существование этого динозавра времен СССР объяснялось иначе — то уран здесь вырабатывают, то убежище для правительства строят. Американцы долгое время полагали (и, может быть, они были правы), что здесь расположен секретный штаб ракетно-стратегических сил «ответного удара».


Золото партии

Наверно, самым лакомым секретом постсоветского периода является вопрос, куда на самом деле девалось пресловутое «золото партии». Огромные, поистине невероятные суммы денег в золоте оставались у партии коммунистов уже после развала СССР. А потом просто растворились в воздухе.

Сегодня трудно переоценить роль и значение информации в жизни современного общества. Информация – это важнейший ресурс жизнедеятельности социума, ресурс принятия решений, ресурс управления. Это касается и личной жизни человека, и коммерческой деятельности фирм, и любых других аспектов жизнедеятельности общества и государства. Государственная тайна – ресурс безопасности государства в противоборстве и отстаивании своих интересов на международной арене.

В наши дни государственная тайна есть неотъемлемая часть национальных интересов. Это особая составляющая национальной безопасности государства.

Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

История образования защиты государственной тайны уходит вглубь веков. Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Начало в деле правовой защиты государственной тайны и уголовно-карательных мерах за преступления, связанные с разглашением, передачей или утерей важных государственных сведений, различного рода действий, наносящих вред государству, принадлежит Германии. Ее примеру последовали Австро-Венгрия, Франция, Италия и Россия.

В 1871 году в Германии было издано Уложение, предусматривающее наказание в виде каторжных работ за разглашение иностранному правительству планов укреплений и других сведений, сохранность которых было необходимо соблюдать в тайне от враждебных государств. Арестом или денежным штрафом наказывался тот, кто без особого разрешения снимал планы или рисунки укреплений или отдельных крепостных сооружений. В Российской Империи свод законов, изданный в 1832 и 1842 гг., запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны под страхом смертной казни или каторги. Изданное Уложение «О наказаниях» предусматривало следующие наказания. Открытие российским подданным какой-либо государственной тайны иностранным подданным, даже не враждебным к России государствам, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений (гаваней, портов, арсеналов) или опубликование этих планов без разрешения правительства влекло за собой наказание в виде заключения в тюрьму или поселения в отдаленнейших местах Сибири. Это один небольшой пример из нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения в области защиты государственной тайны.

До социалистической революции серьезных изменений в деле организации защиты государственной тайны не происходило. В стране было слишком много политических, внутригосударственных проблем. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века послужили началом становления государственной тайны в молодой Советской республике. В 1920 году НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года было предоставлено исключительное право определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России было введено понятие территории или района особого режима.

В конце 20-х годов прошлого века была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций. В центральных аппаратах ВСНХ и НКИД, НКТ, НКПС созданы секретные отделы, в остальных наркоматах – секретные части, а в главках, управлениях и отделах – секретные части и секретные отделения соответственно. Службы защиты информации назывались по-разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы.

До 1921 года особо не предпринимались попытки упорядочить обработку и хранение документов, содержащих государственную тайну. Только в изданном Управлением Военно-учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособии «Военная тайна» рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые могли являться военной тайной. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н.Е. Какурин пытался таким образом решить проблему с защитой военной тайны в действующей Красной армии. 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. С 6 февраля 1922 года 8 спецотдела при ВЧК стал называться спецотделом при ГПУ – ОГПУ – ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого спецотдела занималось «наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны». Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов, регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны.

Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП(б) принял постановление «О порядке хранения и движения секретных документов». В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей.

В том же году Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. Постановлением Политбюро ЦК РКП(б) в январе 1923 года утверждено создание при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), ЖИД, РВС, РУ Штаба РККА.

Постановлением СНК 24 апреля 1926 года был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведения были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню указанным в нем сведениям был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению.

Через два месяца, спецотдел при ОГПУ издал секретный «Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащей оглашению переписки». По сути, это была новая редакция перечня от 24 апреля 1926 года. Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая в модифицированном состоянии продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20–30 годы прошлого века. В дальнейшем только редактировались руководящие документы и менялись названия органов защиты информации. Наиболее эффективно централизованная система защиты государственной тайны работала в 60–80 годы ХХ века. Настолько эффективны и оптимальны были принципы, заложенные еще в 20 годы прошлого столетия.

В Советском Союзе имела место административно-правовая система защиты государственной тайны. При этом существовало фактически две системы тайны – государственная и партийная. Демократические перемены в стране настоятельно потребовали перемены всей системы отнесения сведений к государственной тайне и ее законодательного регулирования. В условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестали соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года гласит: «Каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (ст. 13.2).

На сегодняшний день институт государственной тайны регламентируется федеральным законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. По сути, это главный нормативно-правовой документ, регулирующий правоотношения в области обеспечения защиты государственной тайны от несанкционированного распространения. К разряду государственной тайны могут относиться только те сведения, разглашение которых чрезвычайно опасно для государства, общества и личности. Они и составляют настоящую государственную тайну, а не просто гриф в правом верхнем углу документа.

Законодательство должно стать выверенным, однозначным, несложным. Сегодня система защиты государственной тайны должна быть построена так, чтобы она не стала достоянием ни внешних противников РФ, ни враждебных элементов внутри государства. В сфере уголовно-правового регулирования должна оказаться вся «цепочка» незаконных действий с государственной тайной (добывание, собирание, хранение, передача, разглашение, продажа, коммерческое или иное использование сведений, составляющих государственную тайну) в их наиболее общественно опасной форме. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна строго разграничивать ответственность за преступления в зависимости от трех условий:

1) насколько высока опасность разглашения государственной тайны для общества и личности;

2) законно или незаконно субъект получил доступ к государственной тайне;

3) умышленно или неумышленно он совершил преступление.

Таким образом, только с переходом к демократическим основам, государство открыто, на законодательном уровне четко определило какую информацию необходимо относить к государственной тайне, как ее защищать и какая мера ответственности может наступить для гражданина, нарушившего правовые нормы ее защиты.

А.П. Томшин, Н.И. Глухов

Литература

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, от 22.11.1991 г.
  2. Ефремов А. «Понятия и виды конфиденциальной информации» 2002.
  3. Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки от 22.06.1926 г.
  4. Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению от 13.10.1921 г.
  5. Постановление «О порядке хранения и движения секретных документов» 30.08.1922.
  6. Постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)» 1922.
  7. Постановление 24.04.1926 «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной».
  8. Приказ РВСР № 2011.
  9. Столяров Н.В. «История становления организации защиты государственной тайны в России», 2003.
  10. Соборное Уложение (1832–1842).
  11. Устинков А.В. «Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности», журнал «Право и безопасность». – 2004. – № 1.
  12. Федеральный Закон «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.1993.
  13. Федеральный Закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004.
  14. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 15-ФЗ от 10.01.2003.

Коммунистическая Россия была примером открытости и политической транспарентности. Это не часто встречающееся утверждение, по крайней мере, вне пределов Северной Кореи. (Хотя, если вы прочитали это, скорее всего, вы не там.) В любом случае, этот сарказм служит напоминанием того, что в Советском Союзе действительно любили хранить секреты – ниже представлены десять секретов, о которых вы, возможно, не знали.

10. Крупнейшая ядерная катастрофа в мире (на тот момент)
Когда люди слышат о крупнейших ядерных катастрофах, большинству на ум придут Чернобыль и Фукусима. Мало кто знает о третьей ядерной катастрофе – Кыштымской аварии 1957 года, произошедшей неподалёку от города Кыштым на юге России. Как и в случае с Чернобыльской аварией, главной причиной катастрофы послужило плохое проектирование, а именно постройка системы охлаждения, которую было невозможно починить. Когда из одного из баков начала вытекать охлаждающая жидкость, рабочие просто выключили его и не трогали его целый год. Кому нужны системы охлаждения в Сибири?

Оказывается охлаждение нужно ёмкостям, в которых хранятся радиоактивные отходы. Температура в ёмкости повысилась до 350 градусов Цельсия, что в итоге привело к взрыву, который подбросил 160 тонную бетонную крышку в воздух (которая изначально была в 8 метрах под землёй). Радиоактивные вещества распространились на 20000 квадратных километров.

Дома 11000 людей были разрушены после эвакуации близлежащих территорий, а радиоактивному воздействию подверглось около 270000 людей. Только в 1976 году советский эмигрант впервые упомянул о катастрофе в Западной прессе. ЦРУ знало о катастрофе с 60-х годов, но, опасаясь негативного отношения американцев к своей собственной ядерной промышленности, решило занизить серьёзность аварии. Только в 1989 году, через три года после Чернобыльской аварии, детали катастрофы в Кыштыме стали известны общественности.

9. Пилотируемая лунная программа

В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил, что он считает, что США должны к концу десятилетия отправить человека на Луну. К тому моменту Советский Союз лидировал в космической гонке – первый объект, запущенный на орбиту, первое животное на орбите и первый человек в космосе. Однако, 20 июля 1969 года Нил Армстронг стал первым человеком, посетившим Луну, победив тем самым Советский Союз в этой гонке. В гонке, в которой официально Советский Союз не принимал участие – до 1990 года СССР отрицало, что у них была своя пилотируемая лунная программа. Это было частью политики, по которой каждая космическая программа держалась в секрете, пока она не завершалась успехом.

Советскому Союзу пришлось частично признать существование программы в августе 1981 года, когда советский спутник Космос-434, запущенный в 1971 году, вошёл в атмосферу над Австралией. Правительство Австралии, обеспокоенное тем, что на борту могут присутствовать ядерные материалы, было заверено министром иностранных дел СССР, что спутник был экспериментальным лунным кораблём.

Другие детали программы, включая тестовые запуски, были скрыты. Испытание лунных скафандров во время стыковки космических кораблей в 1969 году было представлено, как часть строительства космической станции – СССР продолжало утверждать, что у них не было планов по высадке на Луне. В итоге провалившаяся советская программа по высадке на Луне была закрыта в 1976 году.

8. Клад творчества


В 1990-х годах западные журналисты и дипломаты были приглашены в тайный музей, спрятанный в удалённом городе Нукус, Узбекистан. В музее хранились сотни произведений искусства, датированных началом сталинского режима, когда художников заставляли соответствовать идеалам Коммунистической партии. «Разлагающееся буржуазное творчество» было сменено картинами фабрик и без участия Игоря Савицкого (коллекционера) большая часть творчества художников того времени была бы полностью потеряна.

Савицкий убеждал художников и их семьи доверить ему их работы. Он прятал их в Нукусе – городе, окружённом сотнями километров пустыни.

Это уникальный пункт в этом списке так, как рассказывает о том, что было спрятано не столько от окружающего мира, сколько от деспотического режима. Несмотря на то, что вопрос о важности самого творчества остаётся открытым, ценность истории о том, как творчество держалось в секрете десятилетиями, не вызывает никаких сомнений.

7. Смерть космонавта


Советский Союз не единожды «стирал» космонавтов из своей истории. Так, например, были скрыты данные о первом космонавте, погибшем во время космической гонки. Валентин Бондаренко погиб во время тренировки в марте 1961 года. О его существовании на Западе не знали до 1982 года, а публичное признание последовало лишь в 1986 году. Слабонервным стоит воздержаться от прочтения следующего абзаца.

Во время изоляционного упражнения в барокамере Бондаренко совершил фатальную ошибку. После того, как он снял с себя медицинский датчик и почистил кожу спиртом, он бросил вату на горячую плитку, которую он использовал, чтобы делать себе чай, после чего та вспыхнула. Когда он попробовал затушить огонь своим рукавом, атмосфера, состоящая на 100% из кислорода, способствовала тому, что его одежда вспыхнула. На открытие двери потребовалось несколько минут. К тому времени, космонавт получил ожоги третьей степени всего тела, кроме ступней – единственное место, где доктор смог найти кровеносные сосуды. Кожа, волосы и глаза Бондаренко были сожжены. Он прошептал «Слишком больно… сделайте что-нибудь, чтоб остановить боль». Через шестнадцать часов он скончался.

Отрицание этого происшествия только для того, чтобы избежать плохих новостей, было очень плохим решением.

6. Массовый голод - один из худших в истории
О голоде (голодоморе) 1932 года слышали многие, однако внутренние и внешние попытки скрыть этот факт достойны упоминания. В начале 1930-х годов политика Советского Союза привела (будь то преднамеренно или нет) к смерти нескольких миллионов людей.

Казалось бы, такое сложно скрыть от внешнего мира, однако к счастью для Сталина и его подчинённых, остальной мир колебался между предумышленным неведением и отрицанием фактов.

Нью-Йорк Таймс, как и остальная американская пресса, скрывали или преуменьшали голод в СССР. Сталин организовал несколько заранее подготовленных туров для зарубежных комиссий: магазины были наполнены едой, но любой, кто осмеливался подойти к магазину, арестовывался; улицы были помыты, а все крестьяне были заменены членами коммунистической партии. Герберт Уэллс (H G Wells) из Англии и Джордж Шоу (George Bernard Shaw) из Ирландии рассказали, что слухи о голоде были необоснованными. Более того, после того, как премьер-министр Франции посетил Украину, он описал её как «цветущий сад».

К тому времени, когда результаты переписи населения 1937 года были засекречены, голод уже был преодолён. Несмотря на то, что количество жертв голодомора сравнимо с Холокостом, оценка голода, как преступления против человечества, была дана только в последние десять лет.

5. Экраноплан


В 1966 году американский спутник-шпион запечатлел незаконченный русский гидроплан. Самолёт был больше, чем любое воздушное судно, которым обладало США. Он был настолько большой, что, по оценкам экспертов, такой размах крыла не позволил бы самолёту хорошо летать. Ещё более странно было то, что двигатели самолёта находились намного ближе к носу, чем к крыльям. Американцы были озадачены и оставались озадаченными до тех пор, пока СССР не развалился через 25 лет. Каспийский Морской Монстр, как его называли тогда, был экранопланом – транспортное средство похожее на смесь самолёта и корабля, которое летает всего в нескольких метрах от воды.

Даже упоминание названия аппарата было запрещено тем, кто участвовал в его разработке, несмотря на то, что на проект выделялись огромные суммы денег. В перспективе эти аппараты, конечно же, были очень полезными. Они могли перевозить сотни солдат или даже несколько танков на скорости в 500 км/ч, при этом оставаясь незамеченными для радаров. Они даже более топливоэкономичны чем лучшие современные грузовые воздушные судна. Советский Союз даже построил один такой аппарат, по длине превышающий Боинг 747 в 2,5 раза, оборудованный 8 реактивными двигателями и шестью ядерными боеголовками на крыше (что ещё можно установить на реактивный самолёт-корабль по доставке танков?)

4. Худшая катастрофа, связанная с ракетой, за всю историю


Наплевательское отношение к здоровью и безопасности не ограничивалось ядерными отходами. 23 октября 1960 года в Советском Союзе подготавливалась к запуску новая секретная ракета – Р-16. Рядом с пусковой установкой, в которой находилась ракета, использующая новый тип топлива, находилось множество специалистов. В ракете образовалась утечка азотной кислоты – единственным правильным решением в этом случае было начало эвакуации всех, кто находился поблизости.

Однако вместо этого командующий проектом Митрофан Неделин приказал залатать утечку. Когда произошёл взрыв, все находившиеся на стартовой площадке сразу же погибли. Огненный шар был достаточно горяч, чтобы расплавить покрытие площадки, из-за чего многие, кто попытался убежать застряли на месте и были сожжены заживо. В результате происшествия погибло более сотни людей. Это остаётся худшей ракетной катастрофой в истории.

Советская пропаганда моментально начала свою работу. Утверждалось, что Неделин погиб в авиакатастрофе. Сообщения о взрыве представлялись, как слухи, охватившие СССР. Первое подтверждение происшествия появилось только в 1989 году. На сегодняшний день был установлен памятник, посвящённый тем, кто погиб в той катастрофе (но не самому Неделину). Хотя он официально остаётся героем, те, кто имеет какую-либо связь с этой катастрофой, вспоминают его как человека, ответственного за гибель сотни людей доверенных ему.

3. Вспышка оспы (и программа по сдерживанию)
В 1948 году в Советском Союзе была создана засекреченная лаборатория, занимающаяся биологическим оружием на острове в Аральском море. Лаборатория занималась превращением сибирской язвы и бубонной чумы в оружие. Они также разработали оспенное оружие и в 1971 году даже провели испытание на открытом воздухе. По загадочному стечению событий оружие, разработанное для того, чтобы вызвать вспышку оспы, при активации на открытом воздухе, действительно вызвало вспышку оспы. Десять человек заболели, трое погибло. Сотни людей были помещены в карантин, а также за 2 недели 50 тысяч людей из близлежащих территорий получили прививки от оспы.

О происшествии стало широко известно только в 2002 году. Вспышка была эффективно предотвращена, однако, несмотря на масштабы инцидента, Москва не признавала произошедшего. Это плачевно, так как из этого случая можно было вынести ценные уроки о том, что может произойти, если биологическое оружие когда-либо попадёт в руки террористов.

2. Дюжины городов


На юге России существует город, которого не было ни на одной карте. Не существовало как автобусных рейсов, которые бы останавливались в нём, так и дорожных указателей, подтверждающих его существование. Почтовые адреса в нём числились, как Челябинск-65, хотя до Челябинска от него было почти 100 километров. Его нынешнее название – Озёрск и, несмотря на то, что в нём жили десятки тысяч людей, о существовании города было неизвестно даже в России до 1986 года. Секретность была вызвана наличием тут завода по переработке отработанного ядерного топлива. На этом комбинате произошёл взрыв в 1957 году, но из-за секретности, катастрофу назвали по городу, который находился в нескольких километрах от Озёрска. Этим городом был Кыштым.

Озёрск является одним из десятков секретных городов СССР. На данный момент известно о 42 подобных городах, но считается, что ещё около 15 городов всё ещё находятся под покровом тайны. Жители этих городов обеспечивались лучшей едой, школами и комфортными условиями, чем вся остальная страна. Те, кто ещё проживает в подобных городах, цепляются за свою изоляцию – немногие чужаки, которым позволено посетить города, обычно находятся под эскортом охранников.

Во всё более открытом и глобальном мире многие покидают закрытые города и, скорее всего, существует некоторый предел тому, сколько времени эти города ещё смогут оставаться закрытыми. Однако многие из этих городов продолжают выполнять их изначальную функцию – будь то выработка плутония или обеспечение морского флота.

1. Катынский расстрел
Как и в случае с голодом 1932 года, международное отрицание Катынского расстрела заслужило для этих убийств первое место в этом списке. В 1940-х годах сотрудники НКВД убили более 22000 пленных из Польши и похоронили их в массовых захоронениях. По официальной версии ответственными за это были фашистские войска. Правда была признана только в 1990 году. Пока что всё предсказуемо – однако это сокрытие преступления попало на первое место списка из-за того, что скрыть расстрел удалось силами не только Советского Союза, но и при помощи лидеров США и Великобритании.

Уинстон Черчилль в неофициальном разговоре подтвердил, что расстрел был, скорее всего, проведён большевиками, которые «могут быть очень жестокими». Однако он настаивал на том, чтобы правительство Польши в изгнании прекратило предъявлять обвинения, наложило цензуру на свою прессу, Черчилль также помог предотвратить независимое расследование инцидента Международным комитетом Красного Креста. Посол Великобритании в Польше описал это как «использование хорошей репутации Англии для сокрытия того, что убийцы скрыли при помощи хвои». Франклин Рузвельт также не хотел, чтобы вина за расстрелы легла на Сталина.

Доказательства того, что правительство США знало об истинных виновниках Катынского расстрела, были скрыты во время парламентских слушаний 1952 года. Более того, единственное правительство, которое говорило правду о тех событиях, было правительством нацистской Германии. Это ещё одно предложение, которое можно прочесть очень нечасто.

Легко критиковать лидеров стран, которые фактически оставили безнаказанными преступников, но Германия, а затем и Япония, были более важными проблемами, а значит, иногда было необходимо принимать очень сложные решения. Советский Союз с его военной и промышленной сверхдержавой был необходим. «Правительство в этих событиях обвиняет только общего врага», - писал Черчилль.



Читайте также: