Презентация экологические проблемы крыма. Загрязнение воздуха в крыму Загрязнение воздуха в крыму презентация


В неблагополучие экологии Крыма более всего вносят свой вклад автомобили и различные теплоисточники. Самые загрязненные в экологическом отношении города Крыма это Севастополь, Симферополь, Керчь.

В вышеупомянутых крупных городах располагаются: Симферопольская ТЭЦ, Севастопольская ТЭЦ, Керченская ТЭЦ, Сакская ТЭЦ. Все эти теплоисточники вносят свой вклад в загрязнение атмосферы полуострова диоксидом азота и сернистого ангидрида.

Также большая роль в ухудшении экологии Крымского полуострова принадлежит автомобильному транспорту, на долю которого приходится до 80% выбросов вредных веществ в атмосферу. В Крыму находится более шести тысяч километров автомобильных дорог. Из выхлопных труб автомашин в почву попадают тяжелые металлы. При этом высаженные вдоль дорог лесополосы вырубаются, а ведь они не только украшали дороги, но и играли защитные функции. Загрязенение автотранспортом увеличивается летом во много раз из-за приезда отдыхающих, при этом выбрасывающийся в воздух формальдегид долго сохраняется в приземном слое. Особенно неблагополучная ситуация наблюдается в Керчи, Армянске, Красноперекопске.

Экологически чистым транспортом в Крыму является троллейбусы. Они ездят в городах и между ними (Севастополь-Алушта- Ялта).

В Крыму располагаются также химические производства. Это Сакский химический завод, Крымский содовый завод, Перекопский бромный завод, Крымский Титан, химические производства в Симферополе, ООО "Аквавита"(Алушта), ОАО "Поливтор"(Красноперекопск). Объекты химической промышленности выбрасывают в воздух сернистый ангидрид, окислы азота, углеводороды и другие вредные вещества. К началу 90-х годов химическое промышленное производство достигло наибольшего объема, и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили максимальную величину −565 тыс.т. В последние годы в связи с падением объемов производства величина вредных выбросов в атмосферу снизилась до 122.5 тыс.т. и ниже.

Неудовлетворительная экологическая ситуация в Крыму также связана с отходами промышленного и бытового происхождения. В опыте обращения с отходами Украина на несколько десятилетий отстала от развитых стран. Подтверждением этого служит тот факт, что общие объемы ежегодного накопления отходов с населением около 45,8 млн. человек превышают соответствующие суммарные показатели стран Западной Европы с населением около 400 млн. человек в 3-3,5 раза. Ситуация 2011-2012 годов характеризуется дальнейшим развитием экологических угроз, связанных с отходами — их образованием, накоплением, хранением и захоронением. Удельные показатели образования отходов в среднем составляют 220-250 кг / год на душу населения, а в крупных городах достигают 330-380 кг / год соответственно и имеют тенденцию к росту.

В частном секторе, как правило, из-за отсутствия надлежащей системы сбора отходов, ежегодно образуется 12 тыс. мелких стихийных свалок, которые не поддаются достоверному учету, — всего на таких свалках и полигонах хранится 35 млрд. т отходов.

На протяжении десятков лет военные объекты и корабли загрязняли воды Черного моря. Специалисты утверждают, что корабли и береговые части Черноморского флота ежедневно сбрасывают в море более 9 тыс. м3 неочищенных стоков. Например, в Севастопольской бухте концентрация нефтепродуктов в 180 раз превышает ПДК.

Все эти проблемы необходимо решить.

К счастью, в Крымских лесах много оздоравливающих воздух деревьев: растет дуб, граб, сосна, бук, можжевельник. Непосредственная близость морского побережья также вносит положительный вклад в оздоровление прибрежных территорий.

Источники: http://www.ukstech.com и http://environments.land-ecology.com.ua

Относительно недавно жителей полуострова всколыхнула неожиданная новость. Оказывается, Республика Крым не только не является одним из самых чистых регионов России, но даже больше - в экологическом ТОП-85 организации "Зеленый патруль" занимает неутешительное 62-е место. Севастополь и вовсе оказался в "хвосте" - на 80-м месте.

И это стало известно как раз в разгар высокого сезона.

Причины, по которым Крым не назвали экологически безопасным, в организации не уточнили. Однако крымские эксперы считают, что дело здесь в огромном количестве свалок, ужасающем состоянии очистных сооружений, из-за чего загрязняется вода у берегов Крыма, массовой застройке побережья, загрязненности воздуха предприятиями и авто, которых на полуострове в последние годы стало в несколько раз больше, и ряд других причин.

Мы решили обратиться к составленной "Зеленым патрулем" экологической карте Крыма , чтобы разобраться, какие районы считаются наиболее грязными.

Свалки и воздух

Больше всего значков на карте - о незаконных свалках и работающих с нарушением полигонах ТБО. Таких в Крыму действительно много, как в центральной части, так и у берегов. Причем речь идет не о незначительном складировании отходов, а многолетних свалках в том числе стройматериалов, на уборку которых потребуется не одна неделя и немалое количество техники.

"Всего на Крымском полуострове действуют более ста незаконных свалок. Это и Симферополь, и Алушта, и даже Ялта, где прямо перед горой Дарсан, в центре города, образовалась гигантская мусорная куча", - рассказал координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии Владимир Гутенев.

Что касается загрязнения воздуха, здесь в "лидерах" Армянск и Красноперекопск.

В свою очередь экологи называют самыми загрязненными в экологическом отношении городами Крыма Севастополь, Симферополь и Керчь.

Вода

Отмечают общественники и загрязнение воды - как грунтовой, так и морской у берегов Крыма. В этом плане "лидируют" Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь.

Проблема очистки стоков стоит для причерноморских городов особенно остро. "Загрязнение обусловлено и плохими старыми канализационными сооружениями – в Ялте, Севастополе, Алуште, Саках, почти во всех этих городах, и плохой сливной канализацией. То есть, все, что есть на берегу, во время дождей сливается. Речь идет и о морской деятельности, транспортной", - говорят специалисты.

Так, например, в Саках сточные воды из канализации, совершенно не очищаясь, сливаются в море, в том числе и вблизи пляжей. "Ситуация с очистными сооружениями в Крыму заслуживает отдельного внимания. Фактически большинство таких сооружений никто не ремонтировал с советского времени, и, более того, часть таких объектов либо просто забрасывалась, либо разворовывалась на металлолом", - сообщал Гутенев.

"Я не могу назвать такого места в Севастополе, где абсолютно безопасно купаться. Самое чистое место по биоиндикации, то есть по водорослям – это был район Дачи командующего в Омеге", - говорит эколог из Севастополя Маргарита Литвиненко.

"Хуже всего… Это пресловутая наша Карантинная бухта, Мартынова бухта, это Балаклава опять-таки, потому что течение этих канализационных стоков, которые выбрасываются под Генуэзской башней, идет как раз на Золотой и Серебряный пляжи, которые так любят туристы и местные. И центр города, конечно, там тоже грязно", - добавляет эколог.

Там, где мало людей

Отметим, что федеральная программа развития полуострова до 2020 года предусматривает модернизацию системы водоснабжения и водоотведения. Запланировано более 11 миллиардов рублей в том числе на строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений, водозаборов. Но пока осваиваются бюджетные деньги, в море ежедневно попадают тонны кубометров неочищенных сточных вод.

Всем, кто заботится о своем здоровье, экологи советуют отдыхать в тех районах, где мало курортников, например, Раздольненском и Черноморском, не купаться во время и после шторма и ни в коем случае не глотать морскую воду.

А вот дайверы уверены: вода чище и прозрачнее там, где скальный берег, не ездят авто, не ходят люди и не текут реки. По словам дайверов, в Крыму таких мест - три: мысы Тарханкут, Опук и Чауда.

Экологическая карта Крыма 2017

В Крыму неповторимые ландшафты и уникальная природа, но из-за активной деятельности людей экологии полуострова наносится огромный вред, загрязняется воздух, вода, земля, уменьшается биоразнообразие, сокращаются ареалы флоры и фауны.

Проблемы деградации почвы

Достаточно большую часть Крымского полуострова занимают степи, но в ходе их хозяйственного освоения все больше территорий используется под сельскохозяйственные угодья и пастбища для скота. Все это приводит к следующим последствиям:

  • засоление почвы;
  • эрозия грунта;
  • снижение плодородия.

Изменению земельных ресурсов также способствовало создание системы водных каналов. Некоторые участки стали получать избыточную влагу, и поэтому происходит процесс заболачивания земли. Также негативно на состояние почвы влияет использование пестицидов и агрохимикатов, которые загрязняют грунт и подземные воды.

Проблемы морей

Крым омывается Азовским и Черным морями. Эти акватории также имеют ряд экологических проблем:

  • загрязнение воды нефтепродуктами;
  • эвтрофикация воды;
  • сокращение разнообразия видов;
  • сбрасывание бытовых и промышленных стоков и мусора;
  • в водоемах появляются чужеродные виды флоры и фауны.

Стоит отметить, что побережье сильно перегружено туристическими и инфраструктурными объектами, что постепенно приводит к разрушению берегов. Также люди не соблюдают правила использования морей, истощают экосистему.

Проблема мусора и отходов

Как и в разных точках мира, в Крыму существует огромная проблема твердых бытовых отходов и мусора, а также отходов промышленности и грязных стоков. Здесь мусорят все: и жители городов, и туристы. Практически никто не беспокоится о чистоте природы. А ведь мусор, попадающий в воду, несет гибель животным. Брошенный пластик, полиэтилен, стекло, памперсы и другие отходы, перерабатываются в природе сотнями лет. Таким образом, вскоре курорт превратится в большую свалку.

Проблема браконьерства

В Крыму проживает много видов диких животных, а некоторые из них редкие и занесены в Красную Книгу. К сожалению, браконьеры на них охотятся ради наживы. Так сокращаются популяции животных и птиц, при этом нелегальные охотники отлавливают и убивают животных в любое время года, даже когда они выводят потомство.

Выше изложены далеко не все Крыма. Чтобы сохранить природу полуострова, людям нужно сильно пересмотреть свои действия, провести изменения в экономике и проводить природоохранные действия.

Государственное учреждение

«Крымский государственный

медицинский уиниверситет

имени С.И.Георгиевского»,

кафедра общей гигиены и

экологии

Экологическое состояние загрязнения атмосферы

в Крыму и его последствия

Атмосферный воздух - самая важная часть жизнеобеспечивающей системы природной среды и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в Украине, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и все что эго окружает. Атмосферный воздух играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов земли и составляющих биосферы.

В последние годы получены данные о существенной роли для сохранения биосферы озонового слоя атмосферы, поглощающего губительное для живых организмов ультрафиолетовое излучение Солнца и формирующего на высотах около 40 км тепловой барьер, предохраняющий охлаждение земной поверхности.

К основным природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.

Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека и их можно разделить на группы:

1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т.углекислого газа в год. В результате этого за несколько десятилетий лет содержание СО 2 увеличилось на 18 %(с 0,027 до 0,032%).За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2015г. количество углекислого газа в атмосфере можетсоставить не менее 0,055%.

2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.

3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

4. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).

5. Выбросы предприятиями различных газов.

6. Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель - монооксид углерода.

7. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

8. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).

9. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м 3 . В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50 %. В Крыму в летнее (курортное) время года общее количество автотранспорта увеличивается вдвое, что повышает загрязнение атмосферы в курортно-рекреационной зоне Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных, что так же связано с увеличение численности отдыхающих в прибрежной зоне Черного и Азовского морей.

В настоящее время в приземной атмосфере находятся многие десятки тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. Ввиду продолжающегося роста промышленного и сельскохозяйственного производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха кроме крупнотоннажных оксидов серы, азота, углерода, пыли и сажи являются сложные органические, хлорорганические и нитросоединения, техногенные радионуклиды, вирусы и микробы. Наиболее опасны широко распространенные в воздушном бассейне Украины и Крыма в том числе диоксин, бенз(а)пирен, фенолы, формальдегид, сероуглерод. Твердые взвешенные частицы представлены главным образом сажей, кальцитом, кварцем, гидрослюдой, каолинитом, полевым шпатом, реже сульфатами, хлоридами. В снеговой пылиспециально разработанными методами обнаружены окислы, сульфаты и сульфиты, сульфиды тяжелых металлов, а также сплавы и металлы в самородном виде.

В Западной Европе приоритет отдается 28 особо опасным химическим элементам, соединениям и их группам. В группу органических веществ входят акрил, нитрил, бензол, формальдегид, стирол, толуол, винилхлорид, анеорганических - тяжелые металлы (As, Cd, Cr, Pb, Mn, Hg, Ni, V), газы (угарный газ, сероводород, оксиды азота и серы, радон, озон), асбест. Преимущественно токсическое действие оказывают свинец, кадмий. Интенсивный неприятный запах имеют сероуглерод, сероводород, стирол, тетрахлорэтан, толуол.Вышеуказанные 28 загрязнителей воздуха входят в международный реестр потенциально токсичных химических веществ.

Под загрязнением атмосферы следует понимать изменение ее состава при поступлении примесей естественного или антропогенного происхождения. Вещества-загрязнители бывают трех видов: газы, пыль и аэрозоли. К последним относятся диспергированные твердые частицы, выбрасываемые в атмосферу и находящиеся в ней длительное время во взвешенном состоянии.

Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 тыс. куб. км пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках техногенной пыли приведены в таблице 1 .

Таблица 1

Источники техногенной пыли

Основными техногенными источниками загрязнения в Крыму являются КП Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»-до 2 тыс.тонн год; ОАО «Крымский содовый завод»-7,5-8,2 тыс.тонн год; Камыш-Бурунская ТЭЦ-7,2-8,1тыс.тонн год;Симферопольская ТЭЦ-0,5-1,1тыс.тонн год; Крымский кирпичный завод-1,2-1,6 тыс.тонн год.

Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях Крыма -Нефтебазы городов Симферополь, г.Бахчисарай, г.Феодосия, «ТЕС»-Терминал г.Керчь.

Поданным 2010 года суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Крыма составил 109,1 тыс.тонн только от выброса автотранспорта, а от остальных промышленных предприятий 32.3 тыс.тонн.

Концентрация аэрозолей меняется в весьма широких пределах: от 10 мг/м 3 в чистой атмосфере до 2.10 мг/м 3 в индустриальных районах. Концентрация аэрозолей в индустриальных районах и крупных городах с интенсивным автомобильным движением в сотни раз выше, чем в сельской местности, в Крыму в период курортного сезона количество автотранспорта увеличивается а 2-2,5 раза. Среди аэрозолей антропогенного происхождения особую опасность для биосферы представляет свинец, концентрация которого изменяется от 0,000001 мг/м 3 для незаселенных районов до 0,0001 мг/м 3 для селитебных территорий. В городах концентрация свинца значительно выше - от 0,001 до 0,03 мг/м 3 .

Большую долю в загрязнении атмосферы составляют выбросы вредных веществ от автомобилей. Сейчас на Земле эксплуатируется около 520 млн. автомобилей, а к 2015г. ожидается увеличение их числа до 760 млн. В 2010г. Крыму эксплуатировалось 59.830 тыс. автомобилей при нормативе 30 тыс. автомобилей на действующие дороги.

В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах и курортах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 - 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводородов - 230 и твердых веществ - 2 -5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина.

Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 30 м), жители болеют раком в 3 - 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние от 50 м и больше. Выбросы от автотранспорта так же загрязняют также водоемы, почву и растения.

Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя - источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4-5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца-тетраэтилсвинцом. Около 70 %свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы автомобиля, 40 % остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Большое значение имеет повседневный контроль над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы.

Положением о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомобильного транспорта.

В принятом стандарте на токсичность предусмотрено дальнейшее ужесточение нормы, хотя они и сегодня в Украине и России жестче европейских: по окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на 12%, по окислам азота—на 21%.

Построены и продолжают строиться в Крыму автомагистрали в обход городов, которые приняли весь поток транзитного транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность движения, уменьшился шум, чище стал воздух.

Один из вариантов уменьшения загрязнения от автотранспорта- перевод автотранспорта на дизельные двигатели уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо сжигается в нем практически полностью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свинца, присадки, которая используется для повышения октанового числа бензина, сжигаемого в современных карбюраторных двигателях с высокой степенью сжигания.

Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20-30%. Более того, для производства 1 л дизельного топлива требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем для производства того же количества бензина. Получается, таким образом, как бы двойная экономия энергоресурсов. Именно этим объясняется быстрый рост числа автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Такжебольшое внимание придается разработке устройств снижения токсичности - нейтрализаторов, которыми можно оснастить современные автомобили.Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Нейтрализатор крепят к выхлопной трубе, и газы, прошедшие через него, выбрасываются в атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять функции глушителя шума. Эффект от использования нейтрализаторов достигается внушительный: при оптимальном режиме выброс в атмосферу оксида углерода уменьшается на 70—80%, а углеводородов—на 50—70%.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с помощью различных добавок к топливу. Ученые разработали присадку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60-90% и канцерогенных веществ- на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. В результате можно выпускать неэтилированные, малотоксичные бензины. Использование их снижает загрязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все чаще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля. Речь, как правило, идет об электроавтомобиле. Так в курортных городах Алушта и Ялта курсируют такие автомобили вдоль набережных, что является одним их способов передвижения пассажиров и с другой стороны -защитой атмосферного воздуха.

Контроль загрязнения атмосферы на территории Крыма осуществляется в крупных городах и населенных пунктах в 24 точках. Средства защиты атмосферы должны ограничивать наличие вредных веществ в воздухе среды обитания человека на уровне не выше ПДК. Во всех случаях должно соблюдаться условие:

С+C ф < ПДК (ф.1)

по каждому вредному веществу (C ф - фоновая концентрация).

Соблюдение этого требования достигается локализацией вредных веществ в месте их образования, отводом из помещения или от оборудования и рассеиванием в атмосфере. Если при этом концентрации вредных веществ в атмосфере превышают ПДК, то применяют очистку выбросов от вредных веществ в аппаратах очистки, установленных в выпускной системе.

Оценка и прогноз химического состояния приземной атмосферы, связанного с природными процессами ее загрязнения тоже сказываеся на ней,но главную роль в этом играет человек. Антропогенными процессами загрязнения воздушного бассейна в большинстве случаев может управлять сам человек, и таким образом, обеспечивать будущее себе и последующим поколениям.

Экологический контроль в Украине и Крыму и показал, что его неудачи связаны с неполным учетом негативных воздействий, неумением выбрать и оценить главные факторы и последствия, низкой эффективностью использования результатов натурных и теоретических экологических исследований при принятии решений, недостаточной разработанностью методов количественной оценки последствий загрязнения приземной атмосферы и других жизнеобеспечивающих природных сред.

Легко сформулировать формулу качества жизни в столь затяжной экологический кризис: гигиенически чистый воздух, чистая вода, качественная сельскохозяйственная продукция, рекреационная обеспеченность потребностей населения. Сложнее это качество жизни реализовать при наличии экономического кризиса, ограниченных финансовых ресурсов. В такой постановке вопроса необходимы исследования и практические мероприятия, составляющие основу защиты атмосферы от общественного производства.

Охрана окружающей среды - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если будут разработаны новые и усовершенствованы старые методы уменьшения и предотвращения вреда окружающей нас среде.

Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоёв и всех возрастных категорий общества.

Экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человеком. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы -энергетический, сырьевой, демографический- в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей нашей планеты нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение повлияет на людей и последующие поколения в мире.

Крымский государственный медицинский университет им. С.И.Георгиевского , Симферополь

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРЫМА

Несмотря на проводимые природоохранные мероприятия, в целом экологическая ситуация в АР Крым остается неблагоприятной. Основными факторами отрицательного влияния на качество окружающей среды в Крыму является антропогенное загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, курортных ресурсов, накопление токсичных и бытовых отходов, неудовлетворительное состояние канализационных очистных сооружений. Значительные санитарно-гигиенические проблемы в Крыму связаны с дефицитом питьевой воды и ее загрязнением ввиду плохого санитарно-технического состояния водопроводных сетей. Проблемы водоснабжения резко обостряются в период курортного сезона в связи с притоком рекреантов, особенно неорганизованных, при этом дефицит питьевой воды в курортных зонах достигает 70-80%. Отсутствие достаточного водоснабжения и водоотведения лимитирует развитие новых перспективных курортных зон с целью рекреационной разгрузки и улучшения экологического состояния традиционных курортов Крыма.

Анализ динамики выбросов вредных веществ в атмосферу Крыма показывает, что с 1998 года начинается рост выбросов в атмосферу, обусловленный в основном выбросами автотранспорта. В городах Ялте, Симферополе и Евпатории на долю автотранспорта приходится 70-80% выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, количество которых значительно увеличивается в курортный сезон ввиду притока иногороднего автотранспорта.

Крым относится к регионам с крайне сложными условиями водоснабжения, собственные водоисточники могут удовлетворить потребность только на 28%. При этом на 100 подземных водозаборах наблюдается повышенная минерализация, превышающая ГОСТ в 3-4 раза (Раздольненский, Черноморский, Сакский и другие районы), что является фактором риска заболеваний населения желчекаменной и мочекаменной болезнями. Во многих районах Крыма отмечается значительное загрязнение подземных вод азотистыми соединениями, в том числе нитратами, что связано с большим использованием удобрений в сельском хозяйстве, а также с органическим загрязнением почвы.

Актуальными для Крыма являются проблемы водоотведения. Наряду с отсутствием систем централизованной канализации во многих районах, создающим эпидемиологическую опасность для населения иприводящимк большому загрязнению водоемов и почв, значительные сложности обусловлены неэффективной работой существующих канализационных очистных сооружений.

Особую экологическую проблему для Крыма представляет накопление отходов. На территории Крыма накоплено 10,6 млн. тонн токсичных отходов, в том числе 866,9 тонн непригодных, запрещенных и неопознанных пестицидов. В Крыму имеется 28 официально зарегистрированных свалок (полигонов) твердых бытовых отходов, где накопилось 18,3 млн. тонн отходов. Большая часть свалок исчерпала свои санитарно-технические и территориальные возможности. Данная проблема не решается много лет ввиду отсутствия финансирования и дефицита свободных земель.

Кроме общих экологических проблем, характерных и для других регионов Украины, необходимо учитывать, что Крым представляет собой уникальное сочетание важнейших курортных ресурсов, при этом их качество во многом определяет лечебно-оздоровительный потенциал и значимость курортов в целом. В Крыму отмечается заметное антропогенноезагрязнение курортных ресурсов – в прибрежных морских водах, лечебных грязях и источниках минеральных вод обнаружены патогенные микробы, пестициды, тяжелые металлы, нефтепродукты, ПАВ, фенолы, радионуклиды, диоксины, полихлорированные бифенилы и дифенилы. Из-за микробного загрязнения прибрежных морских вод в Крыму постоянно закрыты санэпидслужбой 11 пляжей, периодически закрываются многие другие приморские пляжи.

Актуальной проблемой изучения и оценки степени загрязнения курортных ресурсов является отсутствие системы мониторинга такого загрязнения, поскольку постоянный контроль содержания поллютантов в минеральных водах, лечебных грязях и субстратах пляжей не проводится. Несмотря на многочисленность ведомств, контролирующих загрязнение прибрежных морских вод, целостную картину существующего положения получить очень трудно ввиду отсутствия единого плана и системы исследований, применения различных аналитических методик и аппаратуры.

Таким образом, в настоящее время приоритетными экологическими проблемами Крыма, являются следующие :

Значительное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и почвы,

Обеспечение эффективного водоснабжения и водоотведения во многих районах,

Накопление большого количества токсичных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов в населенных пунктах и рекреационных зонах,

Химическое и микробное загрязнение курортно-рекреационных ресурсов при отсутствии надежной системы мониторинга такого загрязнения,

Значительная рекреационная и экологическая перегрузка традиционных курортов на фоне существенных проблем в освоении новых перспективных курортных зон.



Читайте также: