Конспект на тему периодическая система менделеева. "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. Группы и периоды.". А.В. Гурова, О.Е. РыбниковаПериодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».

Цель:

    повторить и обобщить знания по пройденной теме;

    продолжить прививать любовь к химии;

    развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

    использовать компьютерные технологии для адаптации глухих учащихся к современному миру;

    развивать речь учащихся, способствовать усвоению химического словаря;

    воспитывать самостоятельность, взаимовыручку, самоконтроль, умение взаимодействовать друг с другом.

Тип урока – урок повторения и обобщения знаний

Оборудование урока – таблица Менделеева, карточки, компьютеры, листы учета,

жетоны, картинки для рефлексии.

Словарь – протоны, нейтроны, электроны, заряд ядра, группа, период, металл, неметалл, атомная масса, порядковый номер, энергоуровень

Ход урока.

А. Организационный момент Рапорт дежурного. Приветствие. Знакомство темой урока и целями урока.

Сегодня на уроке совершим путешествие в котором повторим и приведем в систему знания по теме урока. Но для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо расшифровать название страны, в которую мы поедем.

    Назови страну, в которую будем совершать путешествие.
Работа в группах по 3 человека.

строение

атома

строение

ядра


Правильно, страна называется Химический элементарий. Итак, мы посетим несколько станций, на которых надо будет выполнить задания.

Станции:

1. Повторяй-ка (Менделеевская викторина)

    Узнавай-ка (Практическая)

    Отдыхай-ка

    Зажги елку

Б. Повторение и обобщение темы. 2. Станции:
    Повторяй-ка (Менделеевская викторина)
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон

    Какой ученый открыл периодическую систему химических элементов?

    В каком году была создана Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева?

    Как называются горизонтальные ряды в таблице?

    Сколько периодов в таблице?

    Что показывает № периода?

    Сколько групп в ПСХЭ?

    Что показывает № группы?

    Что показывает порядковый номер химического элемента?

    Какие бывают элементы?

    Какой неметалл самый сильный?

    Какой металл самый сильный?

В листы контроля поставьте такую цифру, сколько жетонов вы получили.

    Практическая

Дать характеристику химическому элементу по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы, главная или побочная подгруппа, № периода, порядковый №, атомная масса.

    Количество электронов, протонов, нейтронов

    Строение атома

    Металл или неметалл?

Поменяйтесь карточкой с соседом. Проверьте работы друг у друга. Поставьте оценку в лист контроля. Если нет ошибок – поставьте 5, если 1,2 ошибки – поставьте 4, если3,4 ошибки – поставьте 3, если 5 и больше ошибок – поставьте 2

    Отдыхай-ка.

Учитель показывает элемент.. Если это металл, то ученики должны хлопать в ладоши, а если неметалл – топают ногами.

    Зажги огонёк. (работа на компьютерах)

В лист контроля поставьте такую цифру, сколько жетонов получили

В. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята, мы закончили свое путешествие и нам пора отправляться домой нас ждет поезд, но билетов в один вагон не было.

Посчитайте, сколько баллов каждый из вас набрал за урок. Если вы набрали

10 баллов и больше – поставьте себе 5, у вас билет в красный вагон,

8,9 баллов – поставьте 4, у вас зеленый вагон,

6.7 баллов – это 3 и синий вагон.

Вагончики лежат у вас на столах. Подпишите их и прикрепите на доску. Посмотрите, на каком красивом поезде мы отправляемся домой. Надеюсь, что в следующий раз вы все поедете только в красных вагонах. До встречи.

Дать характеристику химическому элементу № 4 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 5 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 6 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 7 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 8 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 9 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 10 по плану:

    Знак и название элемента

    Домашний адрес: № группы

главная или побочная подгруппа

№ периода

малый или большой

атомная масса.

    Количество электронов

протонов

нейтронов

    Строение атома

    Количество электронов на последнем уровне

    Металл или неметалл?

Дать характеристику химическому элементу № 11

    Знак, название элемента
Na - натрий
    Домашний адрес:
№ группы I подгруппа главная № периода 3 малый атомная масса 23
    Количество
электронов 11 протонов 11 нейтронов 12
    Строение атома
Na+11)))2ē8ē1ē 2ē 8ē 1ē
    Количество ē на последнем уровне Металл или
неметалл? металл

Станции:

1.Повторяй-ка

(Менделеевская викторина)

      Узнавай-ка

(Практическая)

      Отдыхай-ка

      Зажги огонёк

строение

атома

строение

ядра

1. Какой ученый открыл периоди-ческую систему химических элементов?

    В каком году

была создана периодическая система Д.И.Менделеева?

    Как

называются горизонтальные ряды в таблице?

    Сколько перио-

дов в таблице?

    Что показывает № периода?

Как называются вертикальные ряды в ПСХЭ?

  1. Сколько групп в ПСХЭ?

    На какие подгруппы делится каждая группа?

    Что показывает № группы?

10. Что показывает порядковый номер элемента?

    Какие бывают элементы?

    Как меняются свойства элементов слева направо?

    Как изменяются свойства элементов снизу вверх?

    Какой неметалл

самый сильный?

    Какой металл

самый сильный?

протоны группа нейтроны металл электроны ЯДРА

ЗАРЯД неметалл

период номер

АТОМНАЯ МАССА

энергоуровень

порядковый

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Лист контроля.

Задание

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для учащихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа-интернат I и II вида

Повторение и обобщение знаний

8 класс

Тема: Периодический закон и периодическая система химических

Элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды.

Цель: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.

Задачи: 1) образовательные:

А) повторить понятие «химический элемент», формы его существования и количественные характеристики, «амфотерность»;

Б) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

В) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;

Г) изучить периодический закон и закономерности периодической системы – периоды и группы;

2) развивающие:

А) развивать познавательный интерес учащихся;

Б) развивать умение составлять формулы важнейших соединений и характеризовать положение химического элемента по периодической системе;

в) развивать умение работать в группах при изучении новой темы;

3) воспитательные:

а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;

б) сформировать понятие о периодическом законе как об основном естественном законе;

в) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.

Это первый урок при изучении раздела «Строение атома. Химическая связь».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: поэлементный.

Оборудование: 1. Стенд «Сегодня на уроке»:

Портрет Д.И.Менделеева.

Словарь терминов: период, группа, периодичность, периодический закон.

Высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе:

«Посев научный взойдет для жатвы народной».

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

«Познавая бесконечное, наука сама бесконечна».

Что знать: 1) периодический закон;

2) структуру периодической системы.

Что уметь: 1) составлять формулы соединений;

2) характеризовать положение элемента в периодической системе.

2. На доске эпиграф к уроку:

… И каждый знак ее взлееяв,

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им.

А. Чивилихин.

3. Опорные конспекты (приложение 1).

4. Задания для работы по группам (приложение 2).

5. Карточки с символами элементов.

6. Оборудование для демонстрационного опыта:

выносной ящик, алюминиевая проволока и гранулы, растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, 3 пробирки, штатив для пробирок.

  1. Варианты периодических таблиц (выставка).

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте! Сегодня мы будем работать, используя опорные конспекты. Пожалуйста, запишите в них свою фамилию, имя и сегодняшнее число. Дежурные назовите отсутствующих.

На прошлых уроках мы закончили изучение темы «Основные классы неорганических соединений», написали контрольную работу и проанализировали допущенные в ней ошибки. Эта тема является базой для работы на уроках и 8-м, и в 9-м классах.

Сегодня мы начинаем изучение следующего большого раздела «Строение атома. Химическая связь». Периодический закон, сформулированный Д.И.Менделеевым, является фундаментом современной химии.

На уроке мы раскроем смысл периодического закона и осмыслим его закономерности. Давайте поставим перед собой конкретные задачи: «Что мы должны знать и что уметь к концу урока».

Обратите внимание на высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе и эпиграф к сегодняшнему уроку.

2. Актуализация опорных зун.

Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.

Фронтальная беседа и опорный конспект (задание №1).

Что такое химический элемент? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)

В каких формах он может существовать? (в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)

На какие группы делят простые и сложные вещества?(металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

Приведите примеры существования химического элемента водорода (одиночные атомы в космосе, водород и вода).

Какие вы знаете количественные характеристики атомов? (валентность и относительная атомная масса)

Что такое валентность? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)

Что показывает атомная масса? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)

3. Изучение новой темы.

1) Опорные знания. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

Эвристическая беседа.

Определите принадлежность к металлам или неметаллам химического элемента на основе указанных свойств.

  1. Высшая валентность по кислороду 2. Простое вещество имеет характерный металлический блеск, проводит тепло и электрический ток, твердое, серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.
  2. Высшая валентность по кислороду 4. Простое вещество имеет металлический блеск, жирное на ощупь, проводит тепло и электрический ток, твердое, темно-серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.
  3. Высшая валентность по кислороду 1. Простое вещество проводит тепло и электрический ток, твердое, но легко режется ножом, имеет серебристо-белый цвет. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.
  4. Высшая валентность по кислороду 6. Простое вещество плохо смачивается водой, желтого цвета, хрупкое, плохо проводит тепло и электричество. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

Опорный конспект (задание № 2)

Амфотерность – это способность химических соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства, т.е. взаимодействовать и с основаниями и с кислотами.

Амфотерные соединения образуют следующие химические элементы: бериллий, алюминий, цинк.

Опыт: простое вещество – алюминий – типичный металл. Давайте подтвердим амфотерные свойства гидроксида алюминия.

AlCl 3 +3NaOH=Al(OH) 3 +3NaCl

Al(OH) 3 + NaOH=NaAl(OH) 4

Al(OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O

2) Естественные семейства элементов.

Групповая работа с приложением 2 (3-5 мин).

Обсуждение: 1-я группа.

  1. Что общего в физических и химических свойствах щелочных металлов?

У них невысокая плотность и температура плавления, одинаковая валентность, они активно взаимодействуют с водой и кислородом.

  1. Какие закономерности изменения физических и химических свойств вы заметили в связи с изменением Ar этих металлов?

Ar увеличивается, плотность увеличивается, температура плавления уменьшается.

  1. Какие общие химические свойства характерны для типичных металлов?

Легко окисляются, образуя основные оксиды.

  1. Почему металлы этой группы называют щелочными?

Эти металлы получили название «щелочных», потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять». Это и определило название этой группы металлов. При растворении этих металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щелочами.

2 группа.

  1. Что общего в физических и химических свойствах галогенов?

Все они окрашены, взаимодействуют с водородом, металлами образуют соли. Валентность по водороду 1, по кислороду 7 (кроме фтора).

  1. Какие закономерности изменения физических и химических свойств вы заметили в связи с изменением Ar галогенов?

Агрегатное состояние переходит от жидкого к твердому, плотность и температура кипения увеличиваются.

  1. Какие общие химические свойства характерны для типичных неметаллов, каковыми являются галогены?

Они взаимодействуют с водородом с образованием летучих водородных соединений, с металлами – солей.

  1. Почему неметаллы этой группы называют галогенами?

Само название галогены в переводе с греческого означает «солероды» - рождающие соли.

Опорный конспект (задание № 2).

3) Предпосылки открытия периодического закона.

Эти семейства сходных элементов были известны ученым и до Менделеева, но не было установлено плавного перехода. Не все химические элементы можно было объединить в родственные группы.

В 1865 году Ньюлендс расположил химические элементы в порядке увеличения их атомных масс. Ученые заметили периодичность и выявили группы сходных элементов. Недостаток: слишком много исключений, следовательно не может являться законом природы.

4) Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

Опорный конспект (задание № 2)

В середине 19-го века было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Были известны способы определения атомной массы, но измеряли ее еще грубо. Для химиков это была трудная задача. Неверно были определены Ar многих элементов, но об этом тогда никто не подозревал.

Следовательно в 1868 году любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был получить такой ряд:

H Li B C N Be O F Na Mg Al Si P S Cl

1 7 11 12 14 14 16 19 23 24 27 28 31 32 35,5

Одних только фактов, которые были известны известны химикам до Менделеева, как бы их ни комбинировать не было достаточно, чтобы открыть один из величайших законов природы – периодический. Нужно было не только знать накопленный в течение многих веков химический опыт, надо было обладать гениальностью и особенно тонкой интуицией, чтобы охватить все знания и глубоко прочувствовать скрытую в них закономерность.

Но продолжая построение своей таблицы, Менделеев расположил свои карточки не совсем так.

На первой карточке были написаны название и атомный вес водорода. Вторую карточку с литием он поместил под ней. На третье место, рядом с литием он положил карточку, на которой было написано Be,

хотя в то время большинство химиков считали Be

14. И вот, что получилось у Менделеева: H

Li Be B C N O F

7 9 11 12 14 16 19

Na Mg Al Si P S Cl

23 24 27 28 31 32 35

Итак, в вертикальных рядах оказались сходные по свойствам элементы – семейства щелочных металлов и галогенов.

При таком расположении совершенно четко проявилась периодичность свойств элементов. В двух первых коротких периодах менделеевской таблицы правильно чередуются элементы по их атомному весу.

Коротко функции:

Систематическая;

Описательная;

предсказательная.

5) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Объяснительный рассказ.

В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Наиболее распространена короткая форма, состоящая из 7 периодов, 8 групп и 10 рядов.

Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В ней компактно представлен огромный объем химических знаний, их современная классификация и систематизация.

Какова архитектура ПС?

Опорный конспект (задание № 3,4).

Система потому и называется периодической, что она представляет совокупность периодов. Каждый период содержит строго определенное число элементов, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

2 и 3 по восемь, 4 и 5 по восемнадцать – периоды близнецы.

4. Закрепление.

Опорный конспект (задание № 5).

Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

  1. Подведение итогов.
  1. Эмоциональные оценки;
  2. Беседа: «Достигли ли мы результатов, поставленных задач?»
  3. Домашнее задание (заранее на доске) п. 12 и доп. материал (читать), опорный конспект №2 (учить), №6,7 (письменно).
  4. Все, что мы с вами сегодня узнали и чему научились, обязательно нам пригодится на всех последующих уроках.

Приложение 1.

Приложение 2.


Тема. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Цель:

    Формировать у учащихся представления о том, что объективно существующая взаимосвязь между химическими элементами и образуемыми веществами подчинена периодическому закону и отражена в периодической системе; рассмотреть структуру периодической системы, сформировать понятие про периоды и группы;

    Развивать умения анализировать информацию и делать выводы, навыки использования Периодической системы для поиска информации о химических элементах и их свойствах;

    Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Что такое классификация?

2. Кто из ученых-химиков предпринимал попытки классификации химических элементов? Какие характеристики они брали за основу?

3. Какие группы химических элементов вам знакомы? Дайте их краткую характеристику. (Щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы)

ІІІ. Изучение нового материала

1. История открытия Периодического закона

На прошлом уроке мы узнали, что середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов оказались несостоятельными. Предшественники Д.И.Менделеева (И. В. Деберейнер, Дж. А. Ньюлендс, Л. Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Они использовали один из двух подходов к построению системы:

1. Объединение элементов в группы по сходству состава и свойств образованных ими веществ.

2. Расположение химических элементов в порядке увеличения их атомной массы.

Но ни один, ни другой подход не привели к созданию системы, объединяющей все элементы.

Проблема систематизации химических элементов заинтересовала и молодого 35-летнего профессора Педагогического университета Д.И. Менделеева. В 1869 году он работал над созданием учебника для студентов «Основы химии». Ученый хорошо понимал, что для того чтобы студенты лучше разобрались в разнообразии свойств химических элементов, эти свойства нужно систематизировать.

К 1869 году было известно 63 химических элемента, для многих из которых были неверно определены относительные атомные массы.

Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомных масс и заметил, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил периоды друг под другом, так, чтобы сходные элементы располагались друг под другом – на одной вертикали, так была построена периодическая система элементов.

В результате кропотливой работы в течение 15 лет по исправлению атомных масс и валентности элементов, а также по выяснению места еще не открытых химических элементов Д.И. Менделеев открыл закон, который назвал Периодическим законом.

Свойства химических элементов, простых веществ, а также состав и свойства соединений находятся в периодической зависимости от значений атомных масс.

1 марта 1869г. (18 февраля по старому стилю)- дата открытия Периодического закона.

К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало. Противников – много, особенно в Германии и Англии.
Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором. Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
В 1879 г. Л. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем
экабор .
В 1886 г. К. Винклер в Германии открыл германий, который оказался
экасилицием .

Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия - не только эти предсказания!

В четырёх местах периодической системы Д. И. Менделеев расположил элементы не в порядке возрастания атомных масс:

Ar – K, Co – Ni, Te – I, Th – Pa

Ещё в конце 19 века Д.И. Менделеев писал, что, по-видимому, атом состоит из других более мелких частиц. После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Теория строения атома подтвердила правоту Менделеева, перестановки данных элементов не в соответствии с ростом атомных масс полностью оправданы.

Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. Это краткий конспект всей химии элементов и их соединений.

2. Структура Периодической системы

Существует длинный и короткий вариант таблицы

Каждый элемент находится в определённой клетке периодической системы.

    Какую информацию она несёт? (символ элемента, порядковый номер, название элемента, название простого вещества, относительная атомная масса)

Составными частями таблицы являются периоды и группы.

Учитель показывает период в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).

Период - это горизонтальный ряд химических элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом.

Учитель показывает группу в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).

Периоды бывают большие и малые.

    Какие периоды большие? Малые?

    Как изменяются металлические свойства в периоде слева направо? Усиливаются или ослабевают? Почему вы так считаете?

Металлические свойства в периоде слева направо ослабевают, следовательно, неметаллические усиливаются. Причину этого мы узнаем, изучив строение атома на последующих уроках.

    У какого элемента ярче выражены металлические свойства: А g - Cd ? Mg-Al ?

    У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства: О- N ? S-Cl ?

Группа - это вертикальный столбик элементов, который содержит подобные по свойствам элементы. (записать в тетрадь)

Группа делится на главную (а) и побочную (в).

В главную подгруппу входят элементы как малых, так и больших периодов. В побочную- только больших. Побочные подгруппы содержат только металлические элементы (переходные металлы)

Назовите элементы второй группы, главной подгруппы.

    Назовите элементы пятой группы, побочной подруппы.

    Назовите элементы восьмой группы, главной подруппы. Как они называются?

IV. Обобщение и систематизация знаний

V .Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся

V І . Домашнее задание

Тема: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы. Самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации- формирование знаний о периодическом законе Д. И. Менделеева, на основе строения атома.

Образовательные

– раскрытие сущности периодического закона Д.И. Менделеева – как объективного закона природы, разъяснять структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строение атома и периодическим законом.

Развивающие:

Развивать умение предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ, работать с учебником, раздаточным материалом, умение работать в парах, группах, развитие речи, развитие навыков саморегулирования и метапознания, развитие критического мышления;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед собой и одноклассниками за результаты своей деятельности; формирование социально активной самостоятельной личности, стремящейся к самопознанию, самореализации, самовоспитанию.

Оборудование:

    Учебник «Химия – 8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Жексембина.

    Дидактический материал «Химия в таблицах» М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова.

    Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    Компьютер и проектор.

    Презентация к уроку.

    Раздаточный материал- информационные листы (приложение 1), листы-самооценки, (приложение 2), карточки с заданиями для групп, ватман, цветные стикеры, фломастеры.

Обучающиеся должны знать:

    Понятия «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «периоды-большие и малые», «группа, подгруппа- главная и побочная» «периодичность»;

    Периодический закон Д.И. Менделеева;

Обучающиеся должны уметь:

    Предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева;

    определять изменение свойств по периоду и по группе.

Обучающиеся приобретают навыки

Организации самостоятельной, коллективной деятельности;

Использования ИКТ;

Осуществления поиска и обработки информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие учителя. Распределение детей по группам. Выбор спикера.

2.Психологический настрой. (слайд №1)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Сообщение преподавателем темы урока. (слайд №2)

II. Стадия вызова. (10 мин.)

1.Постановка собственных целей обучения. Для организации деятельности обучающихся по целеполаганию, учитель ставит проблему. (слайд №3)

ПРОБЛЕМА:

Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже около 150 лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И сейчас Периодический закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых элементов.

2. Приём КМ «корзина идей». Ученики, опираясь на ранее полученные знания, (состав и строение атома, классификацию химических элементов) систематизировали информацию для изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Обучающие формулируют цели урока. (слайд №4)

3. Актуализация знаний «Толстые и тонкие вопросы». (слайд №5)

«Тонкие вопросы»

Что такое химический элемент?

На какие группы делятся элементы?

От каких частиц зависит заряд ядра?

От каких частиц зависит масса атома?

Какое строение имеет атом?

Найдите химический элемент, у которого округленная атомная масса равна 23, и ядро атома содержит 11 протонов.

«Толстые вопросы»

Объясните почему в ядре сосредоточена основная масса атома?

Чем можно объяснить различия между металлами и неметаллами?

Что будет, если атом магния потеряет два электрона?

В чём различие между натрием и кислородом?

III.Этап осмысления. (25 мин)

1.Получение новой информации. Использование ИКТ (презентация учителя). (слайд №7-12)

Работа в группах. (15 мин).

Обучаемые получают карточки с заданиями. Для оценивания работ, учитель, совместно с детьми разрабатывают критерии: 1) соответствие работ (презентаций групп) целям урока; 2) полнота раскрытия темы; 3) умение отвечать на вопросы; 4) аккуратность и эстетичность; 5) чёткое распределение ролей при защите; 6) культура речи – владение химическими терминами и понятиями. (слайд №6)

1 группа. Краткая история открытия периодического закона. Сведения об открытии новых химических элементах.

2.группа. Периоды-малые и большие.

3.группа. Группы, подгруппы – главные и побочные.

2.Осмысление содержания. (10 мин) Группы презентуют продукт всему классу. Отвечают на вопросы. Называют понятия, дают определения, определяют периодичность в изменении свойств по периоду и по группе. Ответы учеников проверяются по слайдам. После выступления групп, учитель просит уценить группы друг друга при помощи стикеров.(слайд №13)

3.Тест для первичного закрепления. (4 мин.) (слайд 13-16)

IV.Рефлексия. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся высказаться о том, что нового они узнали сегодня на уроке, и отметить свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния». (слайд №17)

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы. Объявление результатов формативного оценивания. Учащиеся заносят свои оценки в листы самооценивания.

V. Информация о домашнем задании. (1мин.) Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию. Учебник химии 8 класса § 37-38 упражнения 8,9 стр.169.

Приложение1.

К середине XIX в. было известно более 60 химический элементов. Естественно, что предпринимались попытки их классифицировать. Еще в 1829г. Доберейнер предложил ввести триады, т.е. сгруппировать элементы по 3 с близкими свойствами, например Cl, Br, I. Однако, Доберейнер смог найти всего 4 триады. В 1849г. Гесс предложил свою классификацию, недостатком которой было то, что он классифицировал только неметаллы.

В 1862г. Шанкуртуа предложил расположить элементы по спирали, нанесенной на цилиндр. При этом элементы со сходными свойствами располагались друг под другом, но эта попытка осталась не замеченной.

В 1864г. Лотер Мейер предложил систему элементов, которая практически соответствовала периодической системе. Заслуга Менделеева в том, что в отличии от всех своих предшественников в основу своей классификации он положил открытый им периодический закон, а периодическая система является просто удобной графической интерпретацией. В отличие от своих предшественников Менделеев не только расположил элементы в определенном порядке, но и предсказал свойства тех элементов, который к моменту открытия периодического закона были еще неизвестны. Он оставил в своей таблице пустые клетки для неоткрытых еще в то время новых химических элементов. Так 1 марта 1869г. была составлена, вначале фрагментарно, а потом и полностью, первая таблица – система элементов.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. За период 1869-1886 гг. были открыты три предсказанных элемента: галлий (П. Э. Лекок де Буабодран, Франция, 1875 г.), скандий (Л. Ф. Нильсон, Швеция, 1879 г.) и германий (К. Винклер, Германия, 1886 г.). Открытие первого из этих элементов, подтвердившее правильность прогноза великого русского ученого, вызвало у его коллег только интерес и удивление. Открытие же германия стало подлинным триумфом Периодического закона. К. Винклер писал в статье «Сообщение о германии»: «Не подлежит больше никакому сомнению, что новый элемент есть не что иное, как предсказанный Менделеевым за пятнадцать лет до этого экасилиций. Ибо едва ли может быть дано более убедительное доказательство справедливости учения о периодичности элементов, чем воплощение бывшего до сих пор гипотетическим экасилиция, и оно представляет собой поистине нечто большее, чем простое подтверждение смело выдвинутой теории, - оно означает выдающееся расширение химического поля зрения, могучий шаг в области познания».

Периоды – горизонтальные строки химических элементов.

Группы – вертикальные столбцы химических элементов.

Подгруппы – А - главные (s- и р-элементы) и В - побочные (d- и f-элементы).

Номер периода – номер внешнего энергетического уровня в электронной формуле атома элемента.

Номер группы (для большинства элементов) – общее число валентных электронов (электронов внешнего энергетического уровня, а также предпоследнего d-подуровня, если он застроен не полностью).

Число элементов в периоде – максимальная емкость соответствующего энергетического уровня:

1 период – 2 элемента (1s2)

2 период – 8 элементов (2s22p6)

3 период – 8 элементов (3s23p6)

4 период – 18 элементов (4s23d104p6)

5 период – 18 элементов (5s24d105p6)

6 период – 32 элемента (6s24f145d106p6)

7 период – не завершен

Приложение 2.

Лист самооценки_______________________________

Интеллектуальная разминка

Личный вклад в работу группы.

Ответы на вопросы

Оценка работы группы

Критерии оценивания личного вклада в работу группы.

1. Активно работал в группе.

2. Выполнял свои обязанности.

3. Соблюдал культуру общения.

Рефлексивный отчёт по уроку

«Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Урок проводился в 8 классе. Учащихся в классе -14. Все одного возраста. Дети очень активные и любознательные. На изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» отводится 14 часов. Это третий урок. Знания, полученные на данном уроке необходимы для понимания обучаемыми взаимосвязи между строением атома и положением элемента в ПСХЭ. К уроку поставлена общедидактическая цель - создать условия для получения новой учебной информации. Урок строился на самостоятельной работе учеников через использование технологии критического мышления.

Для актуализации опорных знаний использовалась интерактивная доска, таким образом, дети были вовлечены в активную работу. Параллельно шла диалоговая речь, так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока:

Познакомиться с историей открытия периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

Изучить группы химических элементов

и подгруппы-главная, и побочная;

Изучить периоды –большие и малые.

На этапе вызова, чтобы определить задание группе, я создала проблемную ситуацию. Для организации работы с текстом, для систематизации информации помог прием "Корзина идей». Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из собственного опыта и ранее полученных знаний. Так ученики перешли к осмыслению новой информации: изучить периодический закон Д.И. Менделеева, структуру периодической системы, значение периодического закона для открытия новых химических элементов.

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа. Уверена, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики при презентации своих работ свободно оперировали понятийным аппаратом. На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи.

На уроке учитывался уровень обучаемости: более сильные ученики воспользовались дополнительной литературой кабинета и использовали данные для презентации своих работ. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением химии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы.

Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Таким образом, содержание урока эффективно работало на выполнение поставленных целей. Групповая работа помогла включиться каждому в активную познавательную деятельность, и от того, что ученик узнает работая в группе, зависит то, как он будет обосновывать доказательства при защите проекта, давать четкие и полные ответы. Моя функция учителя состояла в управлении познавательной деятельностью групп учащихся.

На уроке применялся комплекс методов:

Репродуктивный – чтение текста учебника, выделение главного, консультация учителя;

Объяснительно-иллюстративный – поиск необходимой информации, обмен информацией с другими по изученному вопросу;

Частично – поисковый – выявление причинно – следственных связей, между положением химического элемента в ПС и его свойствами.

Исследовательский – презентация своих работ.

На уроке были промежуточные и конечные результаты. Промежуточные были видны после заполнения листов оценивания. Конечный результат – на этапе рефлексии. Ученики выставляли себе оценку в оценочный лист, согласно критериям. Взаимооценивание групп также осуществлялось по критериям, разработанными учениками. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучения, система контроля эффективно работали на достижение поставленных целей, о чем свидетельствует и проведенная рефлексия. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия помогла ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.

3.Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе

НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Тема: Структура периодической таблицы элементов
Задачи:
- дать понятие о структуре периодической системы, группах, периодах;
- продолжить развитие навыков и умений сопоставлять, работать самостоятельно;
- воспитывать чувство национальной гордости.
Мотивация и целеполагание:
«У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза».
Д.И. Менделеев
Изучение нового материала:
Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20. По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?
Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.
Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.
По вертикали химические элементы тоже «живут» друг под другом. Эти вертикальные ряды называются группами. В этих вертикальных группах химические элементы имеют сходные свойства. Этих групп всего 8.
Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной и побочной. Главную подгруппу еще называют группой А, в нее входят элементы малых и больших периодов. Побочную подгруппу называют еще группой В, в нее входят элементы только больших периодов.
Давайте рассмотрим главную подгруппу I группы, в нее входят Li, Na, K, Rb, Cs, Fr. Это подгруппа лития, ведь литий в ней первый. Побочная подгруппа этой группы образована Cu, Ag, Au, поэтому ее называют подгруппой меди.
Кроме короткопериодной таблицы Д.И. Менделеева, которая у вас в учебнике, есть еще и длиннопериодный вариант (см. рис. 25)
Всего в таблице 114 химических элементов и подобно тому, как 33 буквы алфавита образует множество слов, так и 114 химических элемента образует множество веществ.

Обобщение и систематизация знаний:
Что называется периодом? Сколько химических элементов включают 1, 2 и 3 периоды? Сколько элементов в больших периодах?
Что называется группой периодической системы? Что говорят буквы А и В после номера группы?
Чем отличаются большие периоды от малых?
Закрепление и контроль знаний:
Назовите элементы IVA и VIB групп.
Прямыми линиями выделите ряды, где находятся: а) элементы одного и того же периода; б) элементы одной и той же группы.
Be Al ClN O Ne
Mg P Ar P Be NaCa Li H As He S
Найдите в каждом ряду один из элементов, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов.
а) H, He, Ne, Arб) H, Li, Be, B
в) Fe, Co, Ni, Arг) F, Cl, Mn, Br
Ответы: а) H; б) H; в) Ar; г) Mn.
Выберите группы сходных элементов:
а) Na, Ca, O
б) Ne, Ar, He
в) F, Cl, Br
г) P, В, Li
Ответы: б; в.
Рефлексия и подведение итогов:
Игра «Ярче всех!».
Учащимся раздаются листочки с набором «звезд» разной величины по количеству изученных понятий и предлагается вписать то, что больше всего запомнилось, в «звезду» соответствующе величины; то, что меньше – соответственно, меньшей величины.
Затем данные листочков обрабатываются несколькими учащимися и выявляется «самая ярка звезда» этого урока, самое усвоенное понятие.
Домашнее задание:
I уровень: §5, упр. 5;
II уровень: §5, упр. 5; + доклад «Открытие периодической таблицы элементов».


Приложенные файлы



Читайте также: