Детерминизм - это закономерная зависимость психических явлений. Детерминизм: что это, его виды и идеи в психологии Что такое детерминация в психологии определение

В психологии выделяют особый подход, именуемый принципом детерминизма.

Данная научная позиция позволила развиться целому комплексу учений.

Определения

Что гласит принцип детерминизма в психологии? Научный принцип основывается на ряде понятий, которыми оперируют ученые.

Детерминизм в психологии

Выделяют три ключевых методологических принципа психологии: детерминизм, системность и развитие.

Принципы системности и развития однозначны для понимания.

Под системностью понимается наличие связей между различными проявлениями психики, а под развитием — смена стадий, видов происходящих процессов.

Понятие детерминизма не так однозначно. Это признание прямой зависимости между явлениями и факторами, их порождающими.

То есть, при изучении любого психического явления необходимо анализировать условия его возникновения. Только в этом случае можно говорить о создании полноценной картины настоящего. Не все ученые согласны с подобным мнением.

Детерминистский подход

Это научный подход, согласно которому все происходящие процессы не случайны, а имеют какую-то конкретную причину.

Детерминизм рассматривает причинность, как определяющую все процессы совокупность обстоятельств. При этом признается тот факт, что одной только причинностью объяснять все явления невозможно.

Другие формы детерминизма, которые имеют ключевое значение:


Детерминация поведения

Что предполагает детерминация поведения? Поведение человека определяется не только его индивидуальными чертами характера и сложившейся ситуацией , в которой он функционирует, но и спецификой окружающей его социальной среды.

Ближайшее окружение (семья, друзья, знакомые) влияют на формирование и жизненных установок.

Именно в ребенка в семье и в обществе он усваивает нравственные и этические нормы, постигает принципы поведения. Его личные качества дополняются информацией, поступающей извне.

Помимо ближайшего окружения (микросреда), на человека оказывает влияние и общество в целом (макросреда). Политические, экономические, социокультурные и исторические процессы формируют , правила поведения, типичные процессы и явления.

Это приводит к тому, что в конкретном обществе вырабатываются определенные стереотипы поведения, привычные взгляды и мнения.

Чтобы стать полноправным гражданином и добиться социального благополучия необходимо соблюдать эти стереотипы и правила.

Культурный детерминизм исходит из того, что все человеческое поведение объясняется исключительно социально-культурными причинами . Именно уровень культуры человека определяет его эмоциональные реакции, манеру поведения и т.д.

Таким образом, внутренне «Я» под влиянием жизни в обществе дополняется и преобразуется в «Я-образ» . Под внутренним «Я» понимается вся совокупность индивидуальных черт личности — , представления о себе и о мире.

Но нередко человек в процессе своей общественной жизни сталкивается с явлениями, которые вступают в противоречие с его внутренней личностью.

В этом случае на первое место выходит «Я-образ» — это то , которое человек демонстрирует с целью эффективного взаимодействия с окружающими .

То есть он говорит и делает именно то, что от него ожидают члены его . Даже если это идет в разрез с его внутренней позицией.

Детерминизм и свобода поведения возможны только в том случае, если человек умеет подстраиваться под требования среды и принимать все существующие правила без внутреннего дискомфорта.

Детерминанты психического развития

Изучение проблемы психического развития индивида подразумевает анализ трех основных факторов:

Детерминист — кто это?

Детерминисты — это приверженцы соответствующего учения.

Сторонники данного научного подхода говорят об отсутствии у человека свободы выбора.

Все наши поступки определяются мотивами, которые лежат в основе причинности явлений .

Данные мотивы могут быть обусловлены внешними обстоятельствами или внутренними особенностями конкретного индивида.

Любой поступок человека зависит не от его конкретного выбора, а от того, какой мотив преимущественно оказывает на него влияние в текущий момент времени.

Как правило, детерминисты в практической жизни не руководствуются своей теорией в чистом виде. В современных общественных условиях не возможно полноценно функционировать, проявляя полную апатичность и безынициативность.

Но люди успешно применяют принципы подхода, когда возникает необходимость оправдать собственное поведение. В этом случае негативные поступки объясняются влиянием окружения, биологическими особенностями психики, негативным воздействием среды и т.д.

Теория — кратко

Основа психологического подхода лежит в философской теории, согласно которой существует универсальная взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями окружающей действительности.

Первые аспекты детерминизма были сформулированы еще древнегреческими материалистами-атомистами.

Затем принцип рассматривался представителями классической школы философии.

В 17 веке определяется наличие причинности всех явлений в обществе. С развитием науки приходит понимание того, что любое событие или явление является закономерностью каких-либо причин .

В настоящее время теория активно используется для объяснения развития, функционирования различных явлений.

В общественных науках подход позволяет анализировать закономерности общественного развития, степень воздействия социальных норм и принципов на поведение человека.

В специальных науках принцип применяется для обозначения постоянных связей в различных процессах, механизмах, уравнениях и т.д. То есть процессы или механизмы, которые поддаются строго однозначному описанию и прогнозированию, являются детерминированными.

Присутствие же аспекта вероятности, изменчивости, нестабильности свидетельствует о действии противоположного принципа — индетерминизма (отсутствие закономерностей и зависимостей в природе, в обществе).

Принцип

Проблема детерминизма занимает важное место в психологической науке, поскольку затрагивает напрямую вопросы воли, свободы выбора, ответственности за свою судьбу.

Самодетерминация — это способность человека выбирать и иметь собственное мнение. Именно это умение отличает людей от других живых существ.

Сложность и парадоксальность вопроса часто приводит к тому, что многие ученые уходят в сторону индетерминизма.

Среди российских и зарубежных ученых, тем не менее, есть представители строго детерминистического подхода, которые обосновывают актуальность данного учения.

Авторы

Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн разработал деятельностный подход в психологии, основанный на общефилософском принципе: внешние причины оказывают воздействие через внутренние условия.

Так, по мнению ученого, мозговая деятельность индивида развивается под влиянием внешних условий окружающей среды. В результате взаимоотношений человека с внешним миром происходит формирование нервной системы.

Л.С. Выготский утверждал, что существует определенность психических процессов, основанная на причинности. Ничто не может происходить случайным образом, без наличия какой-либо причины. Так, проявление воли человека основывается на принципах закономерности и необходимости.

По мнению К. Хёфера , любое событие возникает на основе предшествующих явлений и условий, законов природы.

Детерминизм проявляется не только в нашем понимании наук и объективных явлений, но и в формировании преставлений о жизни: свободе выбора, проявлении воли.

Примеры

Лучший пример детерминизма с научной точки зрения — это сочетание законов механики и всемирного тяготения , разработанных Ньютоном. Можно применять эти законы к планете Земля.

Если нашу планету запустить с заданного места с определенной скоростью, то можно предсказать место ее нахождения в каждый момент времени в будущем.

Другой пример действия психологического принципа можно часто наблюдать в повседневной жизни. Ребенок, который уделяет много времени занятиям и постоянно совершенствует свой уровень знаний, всегда учится на хорошие оценки.

Лентяй, не желающий заниматься саморазвитием, оказывается двоечником. На лицо явная причинность явлений: освоил знания — получил хорошую оценку, не освоил знания — получил плохую оценку.

Явное взаимодействие детерминирующих факторов можно наблюдать на примере воспитания детей в приемных семьях и в государственных учреждениях.

Нередко дети из одной семьи, которые изначально имеют одинаковые биологические аспекты развития (гены родителей, условия беременности и т.д.), попадают под влияние различных социальных факторов.

Один ребенок воспитывается в детском доме, а второго с раннего возраста берет на воспитание семья.

В результате условия социализации могут привести к формированию двух личностей с абсолютно различными социальными установками, жизненными ценностями и особенностями психики.

Таким образом, принцип детерминизма является важным философским и психологическим понятием. Причинные закономерности можно обнаружить во всех аспектах общественной жизни и науки.

Свобода воли и детерминизм:

Введение

Психологическая наука на данный момент находится в состоянии методологического кризиса. Существует ряд противоречий между представителями психологических школ, относящих себя к двум разным научным парадигмам. Первая парадигма - сциентистская (объяснительная) психология, рассматривающая психические явления в естественнонаучном ключе, но далекая от изучения субъективной реальности. Вторая парадигма – гуманитарная (описательная) изучает уникальную индивидуальность человека, при этом периодически отрываясь от материальных основ.


Детерминация развития личности

Представители первой парадигмы склонны видеть в человеке объект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второй парадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию, способного меняться и менять мир вокруг. Понимание человеческой личности является главным камнем преткновения в этой научной борьбе.

Разработкой проблемы человеческой личности в различных ее проявлениях занимались представители различных школ психологии: психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), даже бихевиористы пришли к концепции независимой переменной, определяющей поведение субъекта. Но только в отечественной психологии ученые (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) подошли к пониманию личности как результата социализации, не отрываясь от биологических корней Человека Разумного. Попытка объединить данные представителей естественнонаучной и гуманитарной парадигм была предпринята Б. Ф. Поршневым.

В основе данного исследования лежит концепция личности как системы самоконтроля, формирующейся в процессе социализации. Личность включает 3 уровня, а специфика уровней задается особенностями второсигнального взаимодействия с окружающими.

Первый уровень – уровень бессознательной регуляции (0 - 3 лет), на котором второсигнальные раздражители незначимы, поведение направляется инстинктами, а в стремлении к удовлетворению индивид способен на неконтролируемые действия, которые могут расцениваться как агрессивные. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева данные качества свойственны суггесторам, лицам, воздействующим на других с целью немедленного удовлетворения собственных потребностей.

Второй уровень – уровень сознания (3 - 7 лет), на котором поведение человека контролируется дополнительно подкрепляемыми второсигнальными раздражителями извне, как получаемых от других людей, так и произвольно генерируемых через систему громкой, а затем и эгоцентрической речи. Необходимость подкрепления извне вызывает повышенную социальную тревожность. В филогенезе данные качества присущи суггерендам, лицам, подверженным внешнему влиянию, суггестии, и при воздействии извне прерывающим удовлетворение собственных потребностей ради удовлетворения потребностей других членов сообщества.

Третий уровень – уровень самосознания (7 - 15-16 лет), на котором поведение начинает регулироваться с помощью внутренней речи, не требующей внешнего подкрепления. С формированием необходимого для рефлексии абстрактного мышления, завершается пубертатный кризис идентификации. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева способность к абстрагированию (на основе дипластии) приводит к формированию психики Homo Sapiens Sapiens и появлению способности выбирать, чьи потребности – свои или окружающих удовлетворять в данный момент времени.

После пубертатного кризиса один из структурных уровней личности начинает доминировать в процессе саморегуляции. В зависимости от того, какой из уровней берет верх, поведение человека изменяется либо в сторону суггестивности (недостаточно сознательной регуляции с оказанием воздействия на окружающих), либо в сторону суггерендности (сознательная регуляция поведения с подчинением окружающим), либо в сторону дипластии (регуляция на уровне самосознания, проявление способности свободно руководить своим поведением, выраженной в высоком уровне субъективного контроля).

Суггестивность нейрофизиологически может быть выражена резким доминированием левого полушария, ответственного за генерацию речи и построение программ поведения, а суггерендность – резким доминированием правого полушария, ответственного за восприятие интонаций речи, имеющих смысловое значение. Высокий уровень адекватного самоконтроля возможен только при интеграции деятельности полушарий без резкого доминирования одного над другим.

На базе РГУ имени С. А. Есенина было проведено исследование выборки студентов численностью 50 человек. Изучалась межполушарная асимметрия (методика Доброхотовой – Брагиной), уровень субъективного контроля (тест Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда), ведомость и доминантность (по шкалам опросника Роджерса-Даймонда), а также уровень тревожности и агрессивности (шкалы теста самооценки психических состояний Г. Айзенка).

У студентов с доминированием правого полушария был отмечен самый высокий уровень тревожности (в среднем 10,5) и ведомости (в среднем 13,95), а также самый низкий уровень доминантности (в среднем 7,32). То есть, выявлены признаки суггерендности личности в социальном взаимодействии.

У студентов с доминированием левого полушария был отмечен самый низкий уровень тревожности (в среднем 7,62) и ведомости (в среднем 13,04), а также самый высокий уровень доминантности (в среднем 9,27). То есть, выявлены признаки суггестивности личности в социальном взаимодействии.

У студентов с высоким уровнем субъективного контроля уровни тревожности (8,09), агрессивности (9,73), ведомости (13,09) и доминантности (8,91) оказались средними. В целом средняя выраженность данных характеристик адаптивна, так как исключает крайности в рефлексии (сильно повышенная или пониженная тревожность), так и крайности в области контроля (недостаток самоконтроля или избыток контроля над окружающими). Уровень субъективного контроля положительно связан одновременно с уровнем тревожности (умеренная корреляция 0,425097) и с уровнем доминантности (умеренная корреляция 0,40938), то есть, на его формирование самоконтроля оказывают воздействие факторы, связанные с активностью как правого, так и левого полушарий. Это может говорить о более высоком уровне интеграции деятельности полушарий, о более тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем, дипластии, обеспечивающей адекватную работу самосознания и высокий самоконтроль.

Место и значение психологических знаний в исследовании личности

В настоящее время в связи увеличение уровня рождаемости в стране представляет собой задачу первоочередной государственной важности. Обеспечение будущего России здоровыми поколениями полноценных людей невозможно без учета знаний об уникальности процесса внутриутробного развития и его влияния на всю последующую жизнь личности, разработки на их основе широкомасштабных государственных программ, нацеленных на изменения в практике родовспоможения, ведения беременности. Психологическими разработками этих тем занимаются психологи и психотерапевты, работающие в русле перинатальной психологии. Эти специалисты работают как в государственных учреждениях – женских консультациях, родильных домах и др., так и негосударственных – медицинских центрах, центрах подготовки беременных, школ для родителей и т.д.

Перинатальная психология – новая область знаний, изучающая обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах (антенатальный, интранатальный, неонатальный) и их влияние на всю последующую жизнь личности. Объектом изучения является диада «мать-дитя», а объектом воздействия психолога-практика – будущая мама, семья.

История возникновения и развития перинатальной психологии и психотерапии связана с развитием психодинамического подхода и ряда его направлений и практических приложений: теории объектных отношений, теории привязанности, трансперсональной психологии и психосоматики.

В последние годы ХХ в. произошел поворот в сторону научного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального и перинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии и психотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.); психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.), перинатальной психотерапии (Добряков И.В.), теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и др. С 1993 г. образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.

В настоящее время в нашей стране можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов; растет взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами (свидетельством тому является большое количество сборников совместных научных работ, опубликованных в последние годы).

Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологии у руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства и детства.

Все больше становится врачей, не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихся психологией, повышающих свое образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в собственной практической деятельности. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для сопровождения, лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии - перинатальном. Перинатальная психотерапия является практическим приложением перинатальной психологии – как самостоятельной области психологии, сложившейся в последние четверть века.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

В. В. Казаневская

доктор философских наук, профессор г. Томск

Исследование категории «детерминация» в общенаучном и философском аспекте (как причинной связи), концепция механического детерминизма Лапласа в социальном аспекте (выделение причинных целей) преследовало основную цель - выделение из кажущегося хаоса исторических событий причинно-следственных цепей. В современной западной социологии одно из ведущих мест занимают концепции «технологического детерминизма», представляющие прогресс человечества результатом бурного развития науки и техники.

Недостаточность подобных обобщенных и потому упрощенных представлений о детерминации в ходе научных исследований обнаружилась довольно рано. Философ-позитивист Д. С. Милль (1806-1873) высказал мысль о многофакторном характере детерминации.

Минуя многие опосредования в развитии этой мысли, можно сразу перейти к предположению о том, что в процессе исследования детерминации первоначальные представления о причинно-следственной связи были представлениями о линейной причинно-следственной связи; и лишь по мере развития этих исследований возникла мысль о возможности структурированных связей, о структурном характере этих связей. Собственно говоря, такой ход мысли присущ любому исследованию, когда от представления о линейных связях переходят к изучению более сложно организованных связей, то есть к изучению структурированных связей.

Значительное место в развитии представлений о структурированных связях занимают так называемые системные представления. Системные представления, как правило, основываются на определенной системе понятий, предполагающей определенные связи. Системные представления на начальном этапе развития назывались системным подходом, суть которого состоит в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Очевидно при этом, что дело сводится к тому, что понимается под системой, и это - совсем не простой вопрос. Дело в том, что системный подход по мере своего развития в различных отраслях знания превратился в обширную сферу с десятками отдельных теорий, отдельных фундаментальных принципов, проявленных в самых разных отраслях знания, отдельных весьма популярных понятий, «вхожих» в различные отрасли знания и т. д. Поэтому в настоящее время под системным подходом могут пониматься любые из существующих системных понятий, или принципов, или теорий, а их выбор окажет детерминирующее влияние на исследуемый объект.

В данной статье в качестве ее системной основы будет применена не категориальная общая теория систем , а психологическая теория, в понятиях которой обсуждается проблема психической детерминации - это интегральная теоретическая психология личности .

Если несколько продолжить логику развития представлений о структурности связей внешнего мира, то мы приходим к предположению о том, что разным объектам присущи

и разные структуры связей и разные элементы, которые соединяют эти связи. Очевидно, что здесь и начинается детерминация объектов, то есть общие контуры детерминации объекта зависят от выбора теории для его описания, если теория есть, или от разработки соответствующей теории, если теория еще не разработана. В качестве такой общей психологической теории, как сказано выше, в данной статье принята интегральная теоретическая психология личности.

Таким образом, детерминация любого объекта может быть рассмотрена на его различных уровнях и в более или менее обобщенном виде. Под детерминацией объекта может подразумеваться причинность как таковая, или общие методологические принципы, или, наконец, та или иная теория. Как известно, детерминация личностной проблемы в условиях изобилия психологических теорий личности может опираться на любую из них, и тогда в каждом случае будет получена своя картина.

В данной статье речь идет о внутрипсихической детерминации личности, представления о которой развиваются в составе интегральной психологии личности.

Согласно положений интегральной психологии личности, психика человека может быть представлена двумя составляющими - объективной и субъективной. Обе составляющие имеют детерминирующую функцию, но в них различно выглядят процессы детерминации. В данной статье обсуждается проблема психической детерминации в ее субъективном аспекте. понятие детерминации имеет важное значение для психологии индивидуальности, для дифференциальной психологии, для психологии субъекта. Общее утверждение, которое мы выдвигаем с самого начала обсуждения: различие людей состоит, прежде всего, в их различной детерминации. Теоретическая идея данной статьи в том, что принцип детерминизма должен занять свое место в изучении психологии личности. В статье обсуждается вопрос о том, в чем заключается эта роль, в каких понятиях она выражается, в решении каких задач она найдет свое конструктивное применение и т. д.

Понятие детерминации можно встретить в различных областях знания. Не претендуя на полное освещение данного вопроса, остановимся на сфере социологии, так как наиболее близкими к теме данной статьи являются разработки данного понятия в области социологических наук. Следует заметить, что в социологии это понятие играет гораздо большую роль, чем в психологии. Поэтому опыт разработки понятия детерминации в сфере социологии, возможно, применим и в сфере психологии.

Нельзя сказать, что понятие детерминации не применяется в современной психологии. Детерминация как принцип причинности, детерминация как утверждения теоретического плана и т. д. Однако это понятие применяется в современной психологии в самом общем смысле.

Само по себе понятие детерминации имеет обширный масштаб и в каждом конкретном случае в зависимости от уровня его расположения - собственное отдельное содержание. Можно сказать, что это понятие может употребляться в различных его статусах, от более общих до строго конкретных. Поэтому говорить о детерминации приходится не только в его общем смысле, но и в конкретном значении. В данной статье речь идет не о детерминации вообще, как о принципе, но о конкретной детерминации -детерминации на уровне внутренней психики, и эта детерминация имеет ряд конкретных выражений, конкретных знаний. Мы здесь говорим о психической детерминации, о детерминации психики. В монографии эта проблема, в составе других теоретических проблем психологии личности, обсуждается и обосновывается в целом, на основе принципа природообусловленного. Данная статья посвящена именно понятию детерминации, содержанию личностной психической детерминации. Основные положения личностной психической детерминации заключаются в следующем:

Личностный уровень психики имеет собственное внутрипсихическое функционирование; это значит, что личность не только реагирует на стимулы и отрабатывает

потребности, но она также имеет собственно психические функциональные потребности, реализация которых в функциональной форме и составляет внутреннюю психическую жизнь; это - эмоциональное функционирование, ментальное функционирование, волевое функционирование; подобным же образом, то есть функционально, проявляются и личностные свойства категориального состава личности, которые составляют важнейшую личностную детерминацию;

Структурная личностная детерминация осуществляется через механизмы формирования ассоциативных образований и является важнейшей причиной субъективности строения личности;

Константная детерминация вполне субъективна и индивидуальна.

Таким образом, понятие детерминация является в интегральной психологии основным выразителем индивидуальности каждой личности, отличия каждой конкретной личности от всех других. Далее эти основные положения личностной психической детерминации рассматривают несколько подробнее.

О терминах «психический» и «психологический» следует заметить, что их различие, возможно, играет большую роль в определенном контексте, но в данной статье термин «психологический» будет применяться лишь в том случае, когда речь будет идти о психологии, а не о психике. В случаях, когда говорится о психике, то и термин будет употребляться «психический». Поэтому детерминация свойств, состояний и функций психики будет называться психической детерминацией, роль и значение этих понятий для психологии будет называться психологической.

Основой для интерпретации всех понятий и всего содержания статьи, как уже указано выше, служит интегральная теоретическая психология личности . У этой теории есть свои отличительные особенности, некоторые из них будут упомянуты в данной статье. Одна из них - представление о психическом функционировании, которое можно назвать внутренним и которое принадлежит личностному уровню. Это психическое функционирование составляет психическую детерминацию личности. Детерминирующая роль психического функционирования, согласно положениям интегральной психологии, состоит в том, что сам факт функционирования и основной состав психических функционирующих процессов является общим, свойственным «личности вообще», но что касается конкретного содержания и констант этих общих функционирований, то они индивидуальны, персональны, как, возможно, сказал бы персоналог; они личностны, субъективно личностны, как сказал бы категориальный психолог, опирающийся на понятия интегральной категориальной психологии личности.

Как раз свойства личностной детерминации, индивидуальной детерминации отдельной личности дают возможность интегральной психологии говорить не о психике вообще и не о человеке вообще, а о данном, конкретном человеке, данной конкретной личности, позволяют «вычислить» личность. Заметим, что эта проблема и ее формулировка составляют не только не решенную, но и не сформулированную задачу психологии личности. Заметим также, что термин «детерминация» совершенно необходим для формулировки этой проблемы, что он прямо отвечает этой проблеме и дает возможность ее обсуждения и решения.

В качестве личностных детерминант далее выступают основные формы функционирования - функционирование воли-активности (деятельности), функционирование эмоционального и функционирование интеллектуального. Все виды функциональной детерминации конкретизированы для конкретной личности. Важнейшей задачей является введение в функциональную детерминацию представлений о формах функционирования, о формах психического движения. Основная из них - форма движения «различие-тождество» или колебательного движения.

Важнейшей детерминантой является также константная детерминация. перечисленные личностные детерминанты лежат в основе целостной индивидуальной детерми-

нации конкретной личности, которая вполне объясняет различия между личностями -как объективные и неизбежные .

Но и это еще не все. В числе психических механизмов, обеспечивающих индивидуальность личности, мы видим механизм ассоциации. Именно этот механизм не только строит ассоциативные связи, которые являются структурными связями психики, но и строит их абсолютно индивидуально. Структурная связь переживается - пишет Дильтей. Это значит, что переживания человека лежат в основе структурирования психики, индивидуальность которой тем самым и обеспечивается. Таким образом, психические структуры является еще одной индивидуальной личностной детерминантой.

Как видим, в области терминологии процессов индивидуального структурирования психики может быть поставлена проблема правильного или неправильного формирования личностной сферы, в том числе эмоциональной, ментальной, волевой и собственно личностной.

Удивительно, что при обсуждении феномена ассоциативности внимание обычно обращено на проявление ассоциативности, на проявление предыдущего опыта; при этом сущность образования ассоциативной связи остается в тени. Многоаспектность категориальных понятий психологии приводит к тому, что от одного категориального понятия можно, и вполне обоснованно, перейти к десятку различных, связанных с ним, понятий. Так, явление ассоциации поддерживало в школе Вундта представление о замкнутом круге психических явлений. Между тем, внимание к логике образования ассоциации может поставить это явление на должное место и придать ему собственные психологические роль и значение.

Рассматривая механизм образования ассоциативных связей как способ фиксирования связей внешнего мира, мы неизбежно придем к вопросу о том, как личность отличает связи объективного мира от связей, выражающих ее личный опыт, связей субъективных, объективно субъективных. Можно предположить, что сначала личность воспринимает все связи как субъективные, выделение же объективных связей происходит на основе специальных исследований.

психологическое значение механизма ассоциаций состоит в том, что процессы формирования ассоциативных образований, включая и элементы, лежат в основе формирования личностных структур и в основе полной субъективности, индивидуальности этих структур; от них же зависит и в целом субъективность, индивидуальность личности.

Субъективность, индивидуальность структур личности лежит в основе индивидуальных различий, различия между отдельными личностями. Именно личностные структуры ответственны за состав функциональных сфер и за способ реагирования личности.

В связи с вопросом о взаимном влиянии внутрипсихической и социальной детерминации остановимся лишь на том, что нового вносит в него понятие внутрипсихической детерминации.

Важным вопросом социальной детерминации личности является философский вопрос о свободе воли. Как существо общественное, человек реализует свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия не только с другими людьми, но и с обществом в целом. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают конкретизирующее влияние на деятельность и на жизнь человека, на форму его жизни, начиная от формирования чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество служит теми рамками, которые оказывают конкретизирующее влияние на все проявления человека. Как же влияет на эту сферу внутрипсихическая детерминация? прежде всего - на его целеполагание. Как известно, в своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности. Но цели человека, способ их реализации и стремления человека тесным и обязательно осознаваемым образом связаны с его внутрипсихической детерминацией. Неосознанность внутрипсихической детерминации может быть причиной общего личностного неблагополучия. Например, вы-

бор профессии, не отвечающей по своим эмоциональным характеристикам собственной эмоциональности человека, может привести его к состоянию постоянного эмоционального дефицита и к тяжелым последствиям. Еще ярче проявляется такая ситуация, когда внутрипсихическая детерминирующая характеристика заставляет человека выбирать не только форму поведения или деятельности, но и цели.

Таким образом, внутрипсихическая детерминация оказывает опосредующее, но весьма серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение. Но главное состоит в том, что внутрипсихическая детерминация оказывает обширное влияние на все проявления личности, в том числе и на социальные проявления личности и на нее самое, то есть на ее состав, структуры, функции, цели, поведение и т. д. Как и понятие внутрипсихической детерминации, эти влияния пока не исследованы и можно ожидать, что их изучение значительно углубят представления о социальных и социально-психических механизмах.

Значение понятия детерминации для практической психологической работы должно быть рассмотрено не само по себе, а в составе интегральной категориальной психологии личности, особенности которой, как показано выше, раскрывают индивидуальную детерминированность личности и позволяют работать с отдельным конкретным человеком. В то же время эта теория имеет средства и для исследования психологических свойств групп людей. Само построение интегральной категориальной психологии личности ориентировано на отдельную личность, ее описание и исследование. Для этого необходимо описание функциональных сфер личности - волевой - активностной, эмоциональной и интеллектуальной - по составу оснований функционирования и по параметрам самой функции; то есть упомянутый состав трех функциональных сфер по определению индивидуален; надо иметь в виду, что не только состав оснований функционирования индивидуален, но и структуры, связывающие данный состав, также индивидуальны; это относится как к отдельным структурным связям, так и к крупным структурным образованиям - концепциям личности. Кроме того, индивидуальны свойства психической системы «личность», а также многие другие понятия интегральной психологии личности .

Литература

1. Казаневская В. В. Системы и системные законы: Категориальная теория систем. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. - 272 с.

2. Казаневская В. В. Интегральная теоретическая психология личности. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 526 с.

Л. В. Мирошниченко

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Формирование профессионала высокого класса, обладающего системой качеств, требуемых современным обществом и конкретизируемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, возможно лишь при условии оптимального взаимодействия главных субъектов педагогического процесса в вузе - студента и преподавателя.

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) - играют в развитии важнейшую роль.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития - природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная...

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем.

Что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая...

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной...

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...

Джек Энглер - американский психотерапевт, психолог-супервизор Медицинской школы Гарварда, исследователь буддизма и учитель дзен.

В этой статье из сборника “Буддизм и психотерапия” он пишет о том, почему одной медитации часто недостаточно; о десяти нездоровых мотивациях западных практикующих; а также о том, как практика может превратиться из пути освобождения в инструмент укрепления эго.

Перевод Анастасия Гостева и Ольга Турухина

Накопив определённый опыт практики, в частности, в...

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.

Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей...

Пользуясь языком самой синергетики, можно сказать, что по крайней мере часть наук оказывается сегодня в точке бифуркации, в точке перехода на новый уровень развития, переопределения предметов и методов изучения тех секторов «объективной реальности», которые до сих пор казались столь самоочевидными предметами исследования.

Когда меняется взгляд на мироустройство и механизмы миропорядка, трудно ожидать спокойного (эволюционного) развития наук. Научные революции неизбежны - по крайней мере для...

2.5. Poetae nascuntur, oratores fiunt
(Поэтами рождаются, ораторами становятся)
Я кончил Военно-медицинскую Академию. Я не проходил курса педагогики. Однако, мне в жизни повезло: я видел, «как это делается», мне посчастливилось слушать выступления блестящих педагогов. Когда я учился в Военно-медицинской Академии, ее начальником был крупнейший советский физиолог академик Л.А. Орбели. Наверное, я никогда не забуду его лекцию об адаптационно-трофической роли симпатической нервной системы. Для...

Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях.

Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов...

ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)



Читайте также: