Смотреть что такое "Цехи" в других словарях. Ремесло в Европе: развитие в средневековье. Ремесленный цех. Распадение цеховой системы Социальные и религиозные функции

Ремесленное производство и ремесленные цехи

Трудно назвать причины, которые препятствовали бы занятию ремеслами в сельской местности и в деревнях, – как, собственно, это поначалу и было. Но растущие города представляли собой естественные рынки для всех видов ремесленной продукции: тканей, одежды, обуви, всевозможных кожаных и металлических изделий, а в первую очередь – для строительства частных домов, городских стен, башен и церквей. Вполне естественно, что города были привлекательны для ремесленников. За исключением кирпичников, каменщиков и представителей некоторых других профессий, прочие работали на дому, нередко нанимая поденщиков – учеников и квалифицированных подмастерий. С XII в. или даже раньше представители одной профессии стали объединяться в ремесленные цехи. Эти цехи не были похожи на современные профсоюзы, поскольку в них входили и работодатели, и работники, причем тон всегда задавали работодатели – квалифицированные мастера. Цехи принимали свои уставы, составляли письменные отчеты о своей деятельности, не в последнюю очередь именно поэтому историки нередко переоценивали их значение.

В XII и XIII вв. ремесленные цехи были, как правило, лишь религиозными братствами, члены которых имели общие экономические интересы; эти объединения возвращали людям чувства уверенности и защищенности, утраченные с уходом из деревни, а также создавали столь необходимые институты попечения над нетрудоспособными или престарелыми членами цехов, над вдовами и сиротами. В любом случае цех можно было основать только в крупном городе, поскольку в мелком просто не нашлось бы достаточного количества мастеров одной профессии. В больших городах, таких, как Лондон, существовали объединения самых редких ремесел. Постановление цеха шпорных дел мастеров от 1345 г. дает наглядное представление о регулировании его деятельности, о шумном и порой опасном поведении горожан и о постоянной угрозе пожаров в средневековом городе:

Да запомнит каждый, что во вторник, назавтра после дня Оков св. Петра, на девятнадцатом году правления короля Эдуарда III, статьи, подписанные здесь, были прочитаны в присутствии Джона Хеммонда, мэра… Прежде всего, никто из шпорных дел мастеров не должен работать дольше, чем с начала дня до сигнала к тушению огней с церкви Святого Гроба, что за Новыми воротами. Потому что ночью никто не может работать так же аккуратно, как днем, а многие мастера, зная, как можно обмануть в своем ремесле, желают работать больше ночью, чем днем: тогда они могут подсунуть железо негодное или с трещинами. Далее, многие шпорных дел мастера гуляют целыми днями и вообще не занимаются своим ремеслом, а когда напиваются и приходят в неистовство, то принимаются за работу, доставляя этим беспокойство больным и всем соседям, а также ссорами, которые случаются между ними… И когда они так сильно раздувают пламя, что их горны разом начинают пылать ярким пламенем, они создают этим большую опасность для себя и для всех соседей… Также никто из названных мастеров не должен держать дом или мастерскую для занятий своим делом (разве что он – не гражданин города)… Также никто из названных мастеров не должен приглашать ученика, помощника или подмастерья другого мастера этого ремесла, пока не кончился срок, оговоренный между ним и его мастером… Также ни один чужестранец не должен обучаться этому ремеслу или заниматься им, разве что он получил городские права от мэра, олдермена и председателя палаты…»

Постепенно, но далеко не везде в гильдиях были установлены правила, определявшие условия найма учеников, часы работы, качество изделий и порой даже цены.

Капитализм в ремесленном производстве

Подобная система производства хорошо действовала там, где источники сырья и рынок ремесленных изделий были местными, ограниченными и общеизвестными. Но она переставала работать в тех местах, где для производства высококачественных товаров узкого спроса требовалось привозное сырье или где товары поступали на широкий рынок. Так, в XIII в. и фламандские, и итальянские суконщики вывозили высококачественную шерсть из Англии, а местным прядильщикам и ткачам приходилось покупать ее у посредников. Поскольку это было дорого, они, вероятно, вынужденно брали ее в кредит, оказываясь в долгу и в зависимости от купцов-импортеров. Но гораздо чаще они брали кредит у экспортеров, которые продавали готовую ткань, ибо по самой природе своего ремесла не имели контакта с конечным покупателем. В свою очередь купцы – единственные, кто владел капиталом и технологией купли-продажи, – находили удобным и выгодным организовать производство тканей сообразно сложившимся условиям рынка. К концу XIII в. эта практика эволюционировала в высокоразвитое и хорошо организованное капиталистическое производство в рамках передовой для того времени «вертикальной интеграции».

В отчетных книгах за 1280-е годы некоего Жеана Бойенброка из фламандского города Дуэ написано, что у него были агенты в Англии, покупавшие необработанную шерсть, которую он затем последовательно раздавал чесальщикам, прядильщикам, ткачам, валяльщикам и красильщикам, выполнявшим свою работу на дому, а в конце цикла продавал готовую ткань иноземным купцам. Нанятые им мастера не имели права брать заказы у других работодателей, даже если у Бойенброка не было для них достаточно работы: дело в том, что ему принадлежали и дома этих мастеров, которые, несомненно, имели перед ним долги. К тому же Бойенброк и его компаньоны-работодатели заседали в городском совете и издавали законы и статуты, публично санкционировавшие такую систему эксплуатации.

Приблизительно так же обстояло дело в Северной Италии. Во Флоренции, например, изготовление высококачественных тканей из английской шерсти контролировала гильдия шерстяников – ассоциация капиталистов, занимавшихся производством тканей: она давала заказы жителям не только самого города, но и окрестных сёл. Подобная система организации производства получила название «раздачи». Работодатели, естественно, беспокоились, как бы работники тоже не создали свою организацию. Статуты флорентийской гильдии шерстяников (arte della lana) от 1317 г. запрещали это вполне определенно:

Чтобы… гильдия могла процветать и пользоваться своей свободой, силой, почетом и правами и чтобы удержать тех, кто по своей воле выступает и восстает против гильдии, мы постановляем и объявляем, что ни один член гильдии и никакие ремесленники – самостоятельные работники или члены какой-нибудь гильдии – никаким способом и никакими средствами или законными уловками, ни действием, ни замыслом не должны создавать, организовывать или учреждать никаких… монополий, соглашений, заговоров, предписаний, правил, обществ, лиг, козней или других подобных вещей против названной гильдии, против мастеров гильдии или против их чести, юрисдикции, опеки, власти или авторитета под угрозой штрафа в 200 фунтов малых флоринов. А для надзора за этими делами назначаются тайные соглядатаи; но при этом всякому позволительно выступать с обвинениями и доносами открыто или тайно, получая вознаграждение в половину штрафа, а имя доносителя сохраняется в тайне.

Фактически это был своего рода «антипрофсоюзный закон», вводивший систему наказаний за несанкционированные объединения. Хронист Джованни Виллани сообщает, что в 1338 г. во флорентийской шерстяной индустрии было занято 30 тыс. человек, в том числе немало женщин и детей, которые в год производили около 80 тыс. больших отрезов ткани. За тридцать предшествующих лет стоимость продукции выросла вдвое, тогда как число компаний-производителей сократилось с 300 до 200.

Таким образом, во Фландрии и Северной Италии получил развитие настоящий капиталистический способ производства, при котором работники фактически стали наемными рабочими за плату, пролетариями, не владеющими ничем, кроме своего труда, хотя в то время еще не было фабрик, а работники трудились на дому и продолжали нанимать подмастерьев и учеников. Занятость работников зависела от колебаний международного рынка, о котором сами работники ничего не знали и который они не могли контролировать. Поэтому не удивительно, что в этих двух областях начались производственные конфликты – забастовки и городские восстания. Когда они совпадали или соединялись с крестьянскими восстаниями, то могли, по крайней мере иногда, быть весьма опасными.

Процессы, развивавшиеся в шерстяном производстве, были характерны и для других отраслей. Там, где для производства требовался значительный основной (как, например, в горном деле) или оборотный (например, в строительстве и кораблестроении) капитал, предприниматели и создаваемая ими капиталистическая организация неумолимо вытесняли мелких самостоятельных ремесленников. Этот процесс шел медленно, не везде одновременно и в этот период затронул лишь некоторые области Европы и сравнительно небольшую часть трудоспособного населения. Но XIII и XIV вв. стали водоразделом между традиционным обществом, медленно рождавшимся из сочетания позднеримского мастерства и варварских обычаев, и динамичным, построенным на конкуренции и глубоко расколотым современным обществом. Именно в эту эпоху зарождаются те стереотипы экономического поведения и организации, со всеми сопутствующими проблемами человеческих отношений, которые характерны и для наших дней.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Ремесло и ремесленные корпорации Городское ремесленное производство отличалось от сельского более узкой специализацией. Если взять пример изготовления сукон, можно увидеть, что около двадцати различных операций были включены в этот процесс, для осуществления которого

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

3. Все работы хороши Король на все руки. – Ремесленные цехи. – Мясники и булочники. – Аптекари и бакалейщики. – Хирурги и брадобреи. – Вольные каменщики. – Оружейники и аркебузиры. – Снуровщики, шорники, вышивальщики. – Женские цехи. – Лен, шерсть и шелк – Крой,

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Ремесленное производство и торговля Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побережья Кампече и вдоль лагун, расположенных на северной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

ФРАНЦУЗСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ СОЮЗЫ Как в Германии, так и во Франции, может быть, в начале XVI в., представители ремесел соединились в замкнутые союзы. Но тут уже рано обнаружилось резкое, даже враждебное разделение между цехами мастеров и союзами подмастерьев. Тогда как первые

Из книги История Византийской империи. Становление автора Успенский Федор Иванович

Глава VIII Константинополь. Мировое значение столицы Восточной империи. Епарх города. Ремесленные сословия. Димы. Образовательные учреждения Рим не имел такого значения для Западной империи, как Константинополь для Восточной. Столица Западной империи могла быть и в

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Ремесленное производство Общей тенденцией развития производства в первые два века империи был рост его в провинциях (особенно в западных) и медленный упадок в Италии. Однако этот процесс был сложным и его нельзя упрощать.В конце Республики ремесленное производство

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IX Ремесленные изделия До сих пор мы говорили об одном виде хозяйственных работ, имевших своей целью добычу пищи. Другой вид, столь же древний, относился к добыванию сырья и производству предметов домашнего обихода, необходимых в хозяйстве. Несомненно,

Из книги Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка автора Лурье Лев Яковлевич

Глава 5 Ремесленные артели

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

МОСКОВСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ СЛОБОДЫ Средневековый обычай ремесленников селиться отдельными кварталами (по-русски – слободами) широко распространен в Западной Европе и на Руси. Этот обычай нашел свое отражение и в жизни Москвы XIV-XV столетий. В 1504 г. около оврага, выходившего к

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Домашнее производство и последующее массовое производство. Отдельные производственные отрасли Можно было бы назвать много других производственных отраслей, от высококачественного домашнего производства до организованного производства массового характера крупных

Из книги Дагестанские святыни. Книга первая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Аулы-столицы, административные и торгово-ремесленные центры. Союзы сельских

Из книги Дагестанские святыни. Книга вторая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

10.3. Свободные и ремесленные искусства Если в Средние века эстетическое сливается с художественным, то представление о собственно художественном в тот период почти не разрабатывается. Иначе говоря, средним векам недостает теории Изящных Искусств, представления об

Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в. во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII вв. Среди ранних цехов известен, например, парижский цех свечников, возникший в 1061 г.

Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников.

Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Цех-это союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли.

Длительное время покупателей ремесленных изделий было мало.Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей.

Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название «цех».

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков.

Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников.

Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и переманивать заказчиков.

объединения одной или нескольких родственных специальностей для защиты своих интересов и обеспечения за членами цеха монополии на сбыт и производство ремесленных изделий. В России цеховое устройство было введено в 1722 г. и отменено в 1917 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕХИ

объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ- водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц. достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского гос-ва и послепетровской России (см. ниже - Ц. в России). Однако в совр. ист. науке (особенно в советской) термин "Ц." нередко распространяют на орг-ции гор. ремесленников всех феод. стран (включая страны Азии и Сев. Африки). Цехи в странах Зап. Европы (нем. Zunft, Amt, Gilde, Handwerk, Zeche, Einung; франц. corps de metier, corporation; англ. Guild, Craftguild; итал. arte, corporazione) возникли на раннем этапе формирования ср.-век. города - во Франции, Англии, Германии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, еще раньше); полного развития в большинстве стран Зап. Европы они достигли в 13-14 вв. В это время в большей части городов (но не во всех) ремесленники основных специальностей объединились в Ц. (Ц. кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников, кожевников и т. д.); при этом членство в Ц. не распространялось автоматически на всех лиц данной специальности, а приобреталось в индивидуальном порядке. В Ц. существовала определенная социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Мастера самостоятельно вели свое х-во - работали в своей мастерской, были собственниками орудий труда, сырья и произведенных товаров; только мастера были полноправными членами Ц. Работники, к-рых нанимал мастер (подмастерья), и ученики не были полноправными членами Ц. Чтобы стать мастером, нужно было отбыть определенный срок ученичества (в разных городах и Ц. колебавшийся от 2-3 до 7 и более лет) и нек-рое время проработать подмастерьем. Подмастерья находились в зависимости от мастеров и эксплуатировались ими. Возникновение Ц., обусловленное общностью интересов ремесленников как мелких производителей, было выражением свойственной всей обществ. структуре феод. общества (и особенно отчетливо выраженной в зап.-европ. варианте феодализма) корпоративности. Завоеванные жителями зап.-европ. города вольности и права самоуправления облегчали как объединение ремесленников в Ц., так и их деятельность. Осн. функции Ц.- экономические. В большинстве случаев Ц. вели борьбу за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. признания за их членами монопольного права на произ-во и сбыт данного вида ремесл. изделий в пределах города или его округи, что было вызвано в осн. узостью рынка, характерной для экономики феод. общества, ограниченностью спроса на ремесл. изделия. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесл. изделий с целью создания более благоприятных условий для хоз. деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, из к-рого должны были изготовляться ремесл. изделия, технология производств. процесса, качество, объем готовых изделий (напр., ширина, плотность, окраска, отделка шерстяных тканей), место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, к-рые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Ц. стремились защитить ремесленников от эксплуатации со стороны сеньоров, купцов, ростовщиков. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное произ-во открывало определенные возможности для имуществ. расслоения. В крупных гор. центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесл. изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: нек-рые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц. (особенно яркий пример - Ц. Лана и Калимала во Флоренции). Подобно другим ср.-век. корпорациям, Ц. распространяли свое влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определенных правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками гор. ополчения, имели своих "святых" покровителей и выступали совместно в религ. процессиях и т. д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу. Ц. обычно добивались права самим решать свои внутр. дела под общим надзором гор. властей (иногда имели и свой суд). Органами управления в Ц. были собрания полноправных членов Ц., существовали выборные должностные лица - старшины и присяжные. Нередко старшины назначались сеньором города или др. гор. властями, однако и в этих случаях члены Ц. активно участвовали в управлении Ц.- собирались на общие собрания, утверждали цеховые уставы и др. Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против гор. патрициата и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью гор. экономики), свергнув власть патрициата, захватывали в свои руки управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиб. богатые и влият. Ц. Конкретные формы Ц.- их орг-ция, функции и т. д.- были чрезвычайно многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономич. и политич. строя отдельных стран; они зависели также от экономич. характера города (от преобладания в нем пром-сти или торговли), от отрасли пром-сти, в к-рой возникла цех. орг-ция, и т. д. Существовали Ц., не имевшие подмастерьев (напр., в Италии), не требовавшие ученичества (напр., нек-рые брюссельские Ц.). Большие различия между Ц. существовали в степени их самостоятельности в отношении к гор. властям и к гос-ву. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией и управлялись выборными лицами, в др. были поставлены под строгий надзор гос. органов или гор. властей (как правило, в централизованных гос-вах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных,- напр., во Франции уже, чем в Германии). Имелись существенные различия в распространенности Ц. в различных странах или даже в различных р-нах и городах (напр., в Сев. Франции цеховое ремесло было более распространено и Ц. достигли большего развития, чем в Южной). Ц. на первоначальной стадии развития играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономич. и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определенных правил технологии произ-ва, об обучении учеников, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию техники и повышению проф. мастерства ремесленников. Существование и широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономич. подъема стран Зап. Европы в 12-15 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становятся тормозом на пути экономич. развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесл. производство, они препятствовали развитию новых капиталистич. форм хозяйства. Ведущая роль в технич. и экономич. развитии перешла к новым формам произ-ва - домашней капиталистич. промышленности и мануфактуре. В этот период происходил упадок и разложение цеховой системы. Существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами пром-сти цеховые мастера стремились сохранить свое положение путем превращения в замкнутое привилегированное сословие и все более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., требуя от них уплаты больших вступит. взносов, выполнения особых сложных работ (т. н. шедевр) и т. д.,- происходил процесс "закрытия" или "замыкания" Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Все это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (см. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически превращались в наемных рабочих, имевших очень проблематичные шансы когда-либо возвыситься до положения мастера. Ц. в значит. степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства. С установлением развитых капиталистич. отношений, повлекшим за собой признание принципа свободного капиталистич. предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях пром-сти, где еще сохранялось мелкое ремесл. произ-во. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесл. деятельности со стороны Ц. были отменены рядом законов на протяжении 19 в. (окончательно в 1868). Истории зап.-европ. Ц. посвящена огромная литература. В 19 - первых десятилетиях 20 вв. большое место в ней заняла проблема происхождения Ц. Сходясь в признании того, что образование Ц. было связано с развитием ср.-век. города и гор. ремесла, историки расходились во мнениях о том, какие правовые институты и организации послужили отправной точкой развития Ц., в связи с чем сложились различные теории их происхождения: из рим. коллегий, из объединений вотчинных ремесленников (разновидность вотчинной теории - К. В. Нич, Р. Эберштадт и др.), теория организации Ц. гор. властями с целью контроля над ремеслом (Ф. Койтген), теория самостоят. образования Ц. в результате свободного объединения ремесленников под влиянием новых потребностей гор. жизни (Г. Белов и др.) (последняя теория получила в совр. ист. науке широкое признание). Мн. историки и экономисты 19 в. (напр., К. Шенберг) идеализировали Ц. первого периода их развития (до 16 в.), считая, что в это время им были чужды такие явления, как резкое имуществ. расслоение в среде мастеров, жестокая эксплуатация подмастерьев, дух грубой исключительности, проявившийся в стремлении затруднить прием новых членов в Ц., и т. д.; по их мнению, все эти явления обнаруживаются лишь на следующей стадии развития цех. строя, знаменующей его упадок (в 16-18 вв.). Историки другого направления, в настоящее время преобладающего, указывают, что в более мягкой форме эти явления (в частности, стремление затруднить прием новых членов, требование выполнения шедевра, вступительные взносы и др.) были свойственны Ц. уже в 13-15 вв., что эгалитарные тенденции цеховых статутов этого времени лишь частично отражали реальную ист. действительность. Организация городских ремес- ленников в странах Азии и Северной Африки. Экономич. положение гор. ремесленников Китая, Японии, Индии, гос-в Средней Азии, Ирана, арабских стран, Османской империи и т. д., в эпоху средних веков и в начале нового времени во многом было схоже с экономич. положением гор. ремесленников феод. Европы: в большинстве случаев они также являлись экономически самостоятельными мелкими производителями, работали на ограниченный рынок, жили в условиях социальной действительности, порождавшей корпоративную обособленность отд. социальных групп, и т. д. Результатом было возникновение в этих странах особых отраслевых организаций гор. ремесленников. Однако они не достигли той степени развития, что зап.-европ. Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран. Об организациях гор. ремесленников стран Азии и Сев. Африки см. в статьях Дза, Эснаф, Хан. Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25 (ч. 1-2) (см. предм. указатель); Кулишер И. M., История экономич. быта Зап. Европы, М.-Л., 1931; Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М.-Л., 1936; ее же, Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сб.: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономич. политики цехов в городах Зап. Европы XIII-XV вв., М., 1952; Стам С. М., Экономич. и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), Саратов, 1969; Сванидзе A. A., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, М., 1967; Below G. Von, Die Motive der Zunfbildung im deutschen Mittelalter, "HZ", 1912; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; Valsecchi F., Comune e corporazion? nel medio evo italiano, Milano, 1949; Pirenne H., Les villes et les institutions urbaines. 2 ?d., t. 1-2, P., 1939; Coornaert E., Les corporations en France avant 1789, P., 1941; Martin Saint L?on E., Histoire des corporations de m?tiers. Depuis leurs origines Jusqu´б leur suppression en 1791, 4 ?d., P., 1941; Wernet W., Kurzgefa?te Geschichte des Handwerks in Deutschland, 5 Aufl., В., 1969; The Cambridge economic history of Europe, v. 2-3, Camb., 1952-63 (библ.). Ю. А. Корхов. Москва. Цехи в России. Вопрос о наличии цеховой организации ремесленников в ср.-век. Руси является спорным. Еще в 1852 В. Н. Лешков выдвинул мнение о существовании ремесл. корпораций на Руси, однако оно не получило тогда поддержки в лит-ре. В сов. лит-ре тезис о корпоративном характере гор. ремесла в древней и ср.-век. Руси был выдвинут M. H. Тихомировым и Б. А. Рыбаковым, к-рые указали на специализацию ремесленников, их совместные поселения в слободах и сотнях, специализацию торговли в рядах по видам изделий, наличие патрональных церквей, корпоративных пиров-братчин и нек-рых др. косвенных признаков, свидетельствующих о наличии каких-то организаций у ремесленников в городах Киевской Руси, Новгороде и Пскове в 14-15 вв. Хотя "прямых указаний источников на существование в рус. городах... ремесленных корпораций с оформленными уставами в нашем распоряжении нет", но "общая обстановка развития городского ремесла (степень дифференциации, техническая оснащенность, участие ремесленников в городском самоуправлении, ожесточенная классовая борьба) позволяет сопоставлять наиболее крупные русские города XIV-XV вв. с городами Западной Европы, для которых на этом этапе характерно развитие ремесленных корпораций" (Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, 1948, с. 775-76). В. В. Стоклицкая-Терешкович отмечала, что "неправильно представлять себе цеховую организацию всех стран, городов и отраслей промышленности по типу немецкой цеховой организации, наиболее исследованной и известной... Огромное значение имеет... характер государственной власти и структуры, в особенности степень государственной централизации. В централизованных государствах автономия цеха, как общее правило, уже, чем в децентрализованных" ("Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси", см. сб. "Средние века", в. 3, 1951, с. 102). А. М. Сахаров, изучавший сев.-вост. рус. города 14-15 вв., пришел к выводу, что "... какие-то элементы цеховой организации должны были иметь место всюду, где господствовал феодализм. Поэтому возможно предположить наличие этих элементов и в русских городах", но вместе с тем "...в России XIV-XV вв. в конкретно-исторической обстановке напряженной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и непрерывного усиления централизующейся великокняжеской власти, не создались условия для существования цехов в их развитых и законченных формах" ("Города Северо-Восточной Руси XIV-XV веков", 1959, с. 143). С образованием единого Российского государства на протяжении 16-17 вв. происходило усиление господства феод. гос-ва над городом и длительное время сохранялся значит. удельный вес феод. владений. В этих условиях корпоративные организации ремесленников в виде слобод и сотен имели крайне ограниченную сферу своего развития; градации мастерства в среде дворцовых ремесленников были установлены гос. властью, а их привилегированное положение искусственно отделяло их от массы гор. ремесленников. Элементы цехового устройства ремесла в ср.-век. Рус. гос-ве были жестоко регламентированы гос. властью и подчинены интересам феод. гос-ва. Дух крепостнич. отношений глубоко проникал в гор. жизнь, в т. ч. повлиял на организацию гор. ремесла. Сравнения нек-рых иностр. путешественников рус. ремесленных объединений с Ц. основаны на чисто внешнем сходстве нек-рых элементов ремесл. организаций и не отражают действительного характера этих объединений (П. И. Лященко). В 1722 Петр I учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более полного использования цеховых организаций для удовлетворения казенных потребностей в качестве обязательной повинности. В Ц. принимались свободные люди, а также крепостные, отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет, нахождения в звании подмастерья - не менее двух лет. Как вхождение в цех, так и присвоение звания мастера требовали выполнения определенного квалификационного задания. В 1785 было предписано создание "подмастерских управ", в к-рые избирались выборные подмастерьями лица для участия в решении дел, касавшихся подмастерьев, но практически это никакого значения не имело. Положение подмастерьев и учеников в крепостнич. и капиталистич. России было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла открывала простор для произвола хозяев-мастеров и ничем не ограниченной эксплуатации подмастерьев и учеников. Цеховая орг-ция была упразднена с победой Вел. Окт. социалистич. революции. Лит.: Пешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, "Москвитянин", 1852, No 23; Тихомиров M. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. A., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., М., 1959; ПСЗ, т. 6 (No 3708), т. 7 (No 4624), СПБ, 1830. А. М. Сахаров. Москва.

Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche)

в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.

Ц. в странах Западной Европы. Наиболее развитые формы организаций городских ремесленников сложились в странах Западной Европы, где население средневековых городов добилось широких прав самоуправления (см. Город). Завоёванные горожанами права облегчили как объединение ремесленников в Ц., так и развитие уже сложившихся Ц. Появились Ц. во Франции, Германии, Англии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше) и достигли полного развития в 13-14 вв. В это время в большей части городов Западной Европы ремесленники разных специальностей объединились в Ц. (возникли Ц. ткачей, сукноделов, красильщиков сукон, сапожников, кожевников, ремесленников, изготовлявших различные изделия из металла, плотников, пекарей, мясников и т.д.). Образование Ц. было связано с характерной для западноевропейского феодального общества тенденцией к корпоративной обособленности отдельных социальных групп. В Ц. организовывались не только ремесленники, но и др. слои городского населения: розничные торговцы различных специальностей, рыбаки, садовники, врачи, музыканты и т.д.; в особые корпорации, близкие Ц., объединялось и купечество (см. Гильдии).

Полноправными членами Ц. были только ремесленники, самостоятельно ведшие своё хозяйство (мастера). Они были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской, в которой трудились вместе с работниками (подмастерьями) и учениками. Чтобы стать мастером, нужно было не только обладать определёнными материальными ресурсами (чтобы открыть собственную мастерскую), но и пройти стаж ученичества (от 2-3 до 7 и даже более лет) и некоторое время проработать подмастерьем. Объединившиеся в Ц. ремесленники (мастера) обычно добивались права самим решать свои внутренние дела под общим надзором городских властей. Органами управления в Ц. были собрания мастеров и особые должностные лица, выбиравшиеся членами Ц., но нередко назначавшиеся (или утверждавшиеся после их избрания) городскими властями.

Деятельность Ц. определялась в первую очередь производственными интересами городских ремесленников. Ц. вели борьбу (не всегда успешную) за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. за признание за их членами монопольного права на производство и сбыт данного вида ремесленного изделия в пределах города и его округи. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесленных изделий с целью создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде; в цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, технология производственного процесса, требования к качеству готовых изделий, место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, иногда - количество подмастерьев и станков, которые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Все эти меры были обусловлены главным образом узостью рынка, ограниченным спросом на ремесленные изделия, связанным с преобладанием натурального хозяйства в экономике феодального общества. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное производство открывало определённые возможности для имущественного расслоения. В крупных городских центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесленных изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: некоторые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц.

Подобно другим средневековым корпорациям, Ц. распространяли своё влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определённых правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками городского ополчения, выступали совместно в религиозных процессиях и т.д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу.

Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против городского Патрициат а и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью городской экономики) захватывали управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиболее богатые и влиятельные Ц.

Конкретные формы Ц. - их организация, функции и т.д. - были многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономического и политического строя отдельных стран; они зависели также от экономического характера города (от преобладания в нём промышленности или торговли), от отрасли промышленности, в которой возникла цеховая организация, и т.д. Большие различия существовали в степени самостоятельности Ц. в отношении к городским властям и к государству. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией, в других были поставлены под строгий надзор городских властей или органов государственной власти (в централизованных государствах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных, например во Франции уже, чем в Германии).

На первоначальной стадии развития Ц. играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономическое и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определённых правил технологии производства, об ученичестве, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию ремесленной техники и повышению профессионального мастерства ремесленников. Широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономического подъёма стран Западной Европы в 12-14 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становились тормозом на пути экономического развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесленное производство, они препятствовали развитию новых капиталистических форм хозяйства. Ведущая роль в техническом и экономическом развитии перешла к новым формам производства - домашней капиталистической промышленности и мануфактуре. В этот период существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами промышленности мастера стремились сохранить своё положение путём превращения в замкнутое привилегированное сословие и всё более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., увеличивая размер вступительных взносов, предъявляя строгие требования к изделиям, которые должен был сделать ремесленник при вступлении в цех (т. н. шедевр) и т.д.; происходил процесс «закрытия» или «замыкания» Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Всё это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (франц. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически становились наёмными рабочими, которые имели всё меньше реальных шансов стать мастерами, разбогатевшие цеховые мастера - предпринимателями раннекапиталистического типа. Ц. в значительной степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства и городских властей.

С установлением развитых капиталистических отношений, повлекшим за собой признание принципов свободного капиталистического предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях промышленности, где ещё сохранялось мелкое ремесленное производство. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны Ц. отменены рядом законов на протяжении 19 в.

В странах Азии и Северной Африки (таких, как Китай, Япония, Индия, Иран, арабские страны, Османская империя), где экономическое положение городских ремесленников в эпоху средних веков и в начале нового времени было во многом сходно с экономическим положением городских ремесленников феодальной Европы, также существовали особые отраслевые организации ремесленников (см. статьи Дза , Эснаф). Однако они не достигли степени развития западноевропейских Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран.

Лит.: Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911: Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М. - Л., 1936; её же. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сборнике: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М. - Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII-XV вв., М., 1952; С там С. М., Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), [Саратов], 1969. См. также лит. при ст. Ремесло .

Ю. А. Корхов.

Ц. в России. В различных городах Древней Руси в результате специализации ремёсел возникали совместные поселения ремесленников в сотнях посадских (См. Сотни посадские) и Слобода х, строились церкви, носившие имена святых, считавшихся покровителями тех или иных видов ремёсел. Всё это позволяет говорить о зарождении цеховой организации на Руси.

В 1722 Петр I учредил и регламентировал цеховую организацию ремесленников с целью наилучшего удовлетворения государственных потребностей в ремесленных изделиях. В Ц. принимались свободные люди и крепостные, отпускавшиеся на оброк. Для вхождения в Ц. и присвоения звания мастера было необходимо выполнение определённого квалификационного задания. Положение подмастерьев и учеников в России 18 - начала 20 вв. было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла способствовала произволу хозяев-мастеров.

В Латвии и Эстонии Ц. возникли в 13-15 вв. после завоевания этих территорий немецкими феодалами. В связи с тем, что городское население было преимущественно немецким, перенёсшим старые цеховые традиции на новую почву, Ц. в Прибалтике повторяли структуру и характер Ц. в Германии.

В Белоруссии, на Украине, в Литве - на территориях, входивших в состав Речи Посполитой, Ц. строились на основе Магдебургского права (См. Магдебургское право), предоставленного городским магистратам. После вхождения в состав Российской империи в конце 18 в. цеховая организация этих территорий претерпевала изменения в сторону сближения с Ц. России.

В Средней Азии и Закавказье Ц. существенно отличались от Ц. Европы: широко применялся труд рабов, автономия Ц. была незначительной вследствие вмешательства феодалов и государства. В сельджукских государствах с 11 в. имелись замкнутые группы ремесленников, организовывавшие обучение, принимавшие учеников, регламентировавшие работу. С 14 в. Ц. заимствовали структуру и ритуал дервишских общин и военно-религиозных братств. Отличительной чертой Ц. был относительно свободный доступ новых членов и сохранение патриархальных отношений.

Цеховая организация на территории СССР прекратила существование после 1917.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи, т. 6 (№ 3708), т. 7 (№ 4624), СПБ, 1830; Лешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, «Москвитянин», 1852, № 23; Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. А., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., 1959.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Цехи" в других словарях:

    Цехин … Русское словесное ударение

    В средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в 11 12 вв. (в… … Исторический словарь

    - (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка

    Объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии

    Объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.

    ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера

    Цеховые дома на Гран плас в Антверпене. XV в. Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) торгово ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих… … Википедия

    цехи - в средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в XI XII вв. (,); … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Флорентийское общество во второй половине XIII-XIV в. Гранды и пополаны, "добрые" купцы и рыцари , Краснова Ирина Александровна , В книге исследуется процесс трансформации социальных отношений в коммунальном обществе Флоренции XIII-XIV вв. и выделяется особый его аспект - урбанизация древних родов феодальной знати,… Категория:

Ремесло - вид промышленной работы, требующей специальных знаний. Этапы

развития:

а) работа в господском домохозяйстве или для деревенской общины

б) производство ради заработка

Рассматриваем только второй этап.

Условия включения ремесленника в производство для других

1) профессиональный работник сам выносит на рынок продукты своего труда => имеет в собственности необходимые средства производства или они предоставляются ему спец организацией: цехом

2) профессион раб выносит на рынок только свою раб силу, но не продукт ее функционирования

3) ремесл работает под заказ: а) свободное производство под заказ (свои ср-ва пр-ва) б) наемное пр-во под заказ (сырье либо орудия труда - заказчика) Отношения работника к раб месту: 1) синкретизм раб места и жилища 2) рабочее место вне жилища (временные заработки) Полное отделение раб места от жилища, только при фабричной системе. Для анализа значения второго этапа в зарождении фабричной системе рассмотрим важный институт средневековья: цех - союз ремесленников, созданный по роду их профессии. Расцвет:12-15вв. Цеха вольные и подчиненные.

Цель цеха - поддержание своих членов путем обеспечения условий жизни и профессиональной деятельности. Выгода не доминирующий результат деятельности. Главная цель - удовлетворение потребностей членов цеха. Организация труда: общинная: уравнительная и традиционная. Цех препятствовал специализации, т.к. боялся того, что те кто стоят ближе всех к производству конечного продукта, а следовательно, и к рынку, экономически подчинят остальных. Цех - море регламентаций направленных на поддержание монопольного положения этого цеха на рынке и уравнение доходов для обеспечения равного уровня потребления всех членов. Внешняя политика цеха - политика монополий. Цех решает все производственные и сбытовые вопросы, в его руках промысловый суд. Цехи боролись с ремесленниками одиночками, принуждая их вступать в свои ряды, так же они всячески препятствовали деятельности "сезонников". Цех=защита ОРТ, но тормоз прогресса

Виды цехов:

1) литургические цехи: цехи использующие несвободный труд для удовлетворения потребностей своего владельца, исчезают после введения денежных налогов(Египет)

2) ритуальные цехи (касты) - Индия

3) цехи как добровольные объединения

Пути становления цеховых организаций:

1) сеньор организовывал ремесленников своего города - мало распространен

2) поместье формировало слой ремесленников свободных от домашних и

общинных связей

Важный момент в становлении цехов, то что античная культура

двигалась от морского берега в глубь материка, где в возникавших

городах концентрировался специализированный ремесленный труд.

Зависимые ремесленники стремятся в город, где цех дает им защиту =>

цех разрушитель общинного синкретизма. Но цехи не могли противостоять

появлению кабалы - зависимости ремесленника от купца. Кабала

развивалась через систему скупок и через надомничество.

Система скупки основывалась на особой роли поставщика сырья и

скупщика готовой продукции. Цехи попадали в зависимость либо от

купцов-импортеров сырья ил купцов-экспортеров их продукции, так как те

являлись монополистами на этих рынках они намного лучше

ориентировались в сфере сбыта, чем цехи.

Надомничество - это такая организация труда, при которой купец выступает как работодатель. Цеховой мастер тоже наемный работник, т.к. зависел от купца, который поставлял сырье и забирал продукцию на реализацию. В результате возникали сети цехов и семейных мастерских связанных между собой сетью торговых связей во главе которой стоял купец. При организации производственных цепочек купец руководствовался 2 принципами: выбор производственных единиц с наибольшим качеством выпускаемой продукции и стремление к однотипности товара. Оба эти принципа обусловливались стремлением к максимизации прибыли. В результате второго принципа система скупки постепенно исчезала переходя в надомничество, т.к. надомничество характеризуется более высокой степенью контроля за производство => купцу легче следить за однородностью качества, выпускаемой продукции. В Китае и Индии традиционные общинные и кастовые отношения препятствовали проникновению куп капитала в ремесленное производство. Существовали и иные пути купеческого влияния на цеховое ремесло:

Мастер становится купцом, несмотря на устав (Англ)

Один разбогатевший цех подчиняет себе другие - редкость

Таким образом куп капитал через скупочную систему и надомничество развивал специализацию; создавал торговые сети, по которым двигались полуфабрикаты и конечные продукты; размывал сословные ограничения, определяемые уставами цехов, формируя наемных работников, хотя форма найма еще не капиталистическая.



Читайте также: