Пашков василий александрович религиозный деятель. Состояние церкви и проповедь Евангелия в конце прошлого века в России

Василий Александрович Пашков (1764-1838) - генерал-майор и обер-егермейстер из рода Пашковых . Отец А. В. Пашкова , дед Н. В. Левашова .

Происхождение

Происходил в 5-м колене от воеводы Афанасия Пашкова . Сын коллежского асессора Александра Ильича Пашкова (1734-1809) от брака его с дочерью известного богача и заводчика И. С. Мясникова - Дарьей Ивановной (1743-1808), доставившей своему мужу колоссальное богатство (она получила после отца 19000 душ крестьян и 4 богатейших завода).

В конце XVIII века Александр Ильич унаследовал от своего троюродного брата обширное домовладение на Моховой улице - т. н. Пашков дом . Вслед за тем начал рядом строительство «второго Пашкова дома» (ныне журфак МГУ).

Биография

Девяти лет от роду записан в л.-гв. Преображенский полк ; будучи сержантом (с 12-го марта 1780 г.), он 23-го декабря 1786 г. перешел вахмистром в л.-гв. Конный полк , в котором 1-го января 1788 г. получил чин корнета , в следующем - подпоручика и в 1790 г. - поручика.

В 1789 г. он в качестве волонтера участвовал в походе в Финляндию, а 17-го марта 1792 г. был назначен генеральс-адъютантом к гр. Салтыкову и уже в следующем, 1793 году (18-го февраля), был произведен в подполковники . В 1795 году, 17-го января, был назначен контролером в Счётную экспедицию Военной Коллегии, а 8-го ноября 1798 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. Пробыв не у дел 5 лет, он 16-го ноября 1803 г. снова был принят в службу членом Военной Коллегии, 12-го января 1806 г. перемещён был в генерал-аудиториат, а 4-го марта 1810 г. опять вышел в отставку. В следующем году был назначен 2-м егермейстером Двора Его Величества, 1-го июля 1817 г. - обер-гофмаршалом, а 12-го декабря 1819 г. - 2-м обер-егермейстером, каковое звание и носил до самой своей смерти.

31-го октября 1821 г. был назначен членом Государственного Совета, а 22-го января 1825 г. ему повелено было занять пост председателя в Департаменте законов; в этом звании он пробыл до 22-го декабря 1828 г., когда был уволен от всех занятий председателя, а 5-го апреля 1830 года получил орден св. Андрея Первозванного ; 5-го января 1831 г. снова назначен на ту же должность; занимая её, он умер 2-го января 1834 г., будучи членом учрежденных при Воспитательном Обществе благородных девиц и Советов; он погребён в Москве, в Новодевичьем монастыре .

Семья

Супруга его Екатерина Александровна , урожденная графиня Толстая (24.01.1768-24.12.1835, погребена рядом с мужем), дочь ротмистра Конной гвардии графа Александра Петровича Толстого (1719-1792), женатого на Евдокии Львовне Измайловой (1731-1794), была родная сестра известного графа Петра Александровича , посла в Париже при Наполеоне, и не менее известного любимого Александром I обер-гофмаршала графа Николая Александровича . Благодаря близости ко двору, влиятельному родству и собственной энергии, Екатерина Александровна Пашкова пользовалась большим весом в обществе, с 9 февраля 1816 года была кавалерственнои дамой ордена св. Екатерины малого креста, 21 апреля 1828 года - назначена статс-дамой Её Величества и немало способствовала карьере своего мужа. Князь П. В. Долгоруков писал о ней, как о женщине «мужеподобной и заносчивой, которая была вкрадчивой с теми, кто мог быть ей полезен, и грубой со всеми остальными » . Имели шесть детей:

  • Александр Васильевич (1792-1868), генерал-майор.
  • Татьяна Васильевна (1793-1875), статс-дама, с 1814 года жена князя И. В. Васильчикова (1777-1847).
  • Евдокия Васильевна (1796-1868), кавалерственная дама ордена св. Екатерины 2 ст. и статс-дама; с 1824 года жена графа В. В. Левашова (1783-1848).
  • Михаил Васильевич (1802-1863), генерал-лейтенант, женат на фрейлине Марии Трофимовне Барановой (1807-1887), дочери статс-дамы Ю. Ф. Барановой .
  • Иван Васильевич (1805-1869)
  • Елизавета Васильевна (1809-1890), с 1831 года замужем за министром юстиции Д. В. Дашковым .

    Екатерина Александровна,
    жена

    Vasilchikova.jpg

    Татьяна Васильевна
    дочь

    Levashova by Hau.jpg

    Евдокия Васильевна
    дочь

    M.V. Pashkov.jpg

    Михаил Васильевич,
    сын

    Maria Trofimovna Pashkova.jpg

    Мария Трофимовна,
    невестка

Напишите отзыв о статье "Пашков, Василий Александрович (1764)"

Примечания

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Пашков, Василий Александрович (1764)

– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.
«Отчего же бы это не могло быть вместе? иногда, в совершенном затмении, думала она. Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно, думала она, сказать то, что было князю Андрею или скрыть – одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?»

Крупнейший евангельский деятель, основатель Общества поощрения духовно–нравственного чтения. Обратился к Богу в 1874 году. Петербургский аристократ Василий Александрович Пашков принадлежал к высшему столичному обществу, имел в Петербурге и Москве большие дома, напоминающие дворцы, был владельцем поместий в десяти губерниях - Московской, Тверской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской, Оренбургской и др.

Будучи одним из богатейших людей России, он стал пламенным проповедником Евангелия. Дом Пашкова стал местом проповеди Евангелия в Петербурге. Большую часть своего состояния Василий Александрович отдал на дело Божие.

Пашковские собрания были разнообразны не только по социальному признаку, но также этнически, и конфессионально.

В 1882 г. по инициативе Пашкова и на его средства была издана русская Библия в каноническом составе. Вместе с М.М. Корфом он открыл в Петербурге швейные мастерские для бедных и дешевые столовые для рабочих и студентов.

По их инициативе в 1884 году был созван объединенный съезд представителей верующих евангельского направления. В том же году В.А. Пашков и М.М. Корф были высланы из России, по обвинению в нигилизме (неверии!) и подготовке революции.

Умер В.А. Пашков в изгнании в Париже, похоронен в Риме.

" в Википедии по состоянию на 14.06.2013. В Энциклопедии ЕХБ данная статья была доработана.

Василий Александрович Пашков
Дата рождения: 12.04.1831
Дата смерти: 17.02.1902
Место смерти: Париж, Франция
Род деятельности: меценат, религиозный деятель
Отец: Александр Васильевич Пашков
Мать: Елизавета Петровна Киндякова
Супруг(-а): Александра Ивановна Чернышева-Кругликова
Дети: Александр, Софья, Ольга, Мария

Васи́лий Алекса́ндрович Пашко́в (12 апреля 1831 - 17 февраля 1902) - отставной гвардии полковник, последователь английского проповедника лорда Гренвилла Редстока . Основатель движения евангельских христиан (в простонародье в тот период их звали «пашковцами»).

Биография

Родился 12 апреля 1831 года в семье генерала А. В. Пашкова (1792-1868) и Елизаветы Петровны Пашковой (по первому браку - Лобановой-Ростовской, урождённой Киндяковой) (1805-1854).

В 1849 году блестяще закончил Пажеский корпус, его имя было занесено на мраморную доску среди лучших выпускников. Служил в кавалергардском полку, затем в 1850-е годы в Военном министерстве.

Уже в раннем возрасте он был представлен высшему обществу Санкт-Петербурга.

В начале 1860-х годов к нему переходит основная часть всех нижегородских владений Пашковых. Женитьба на графине Александре Ивановне Чернышевой-Кругликовой (род. в 1832 г.), первой дочери от брака в 1832 году старшей из сестер Чернышёвых графини Софьи Григорьевны Чернышевой с полковником в отставке Иваном Гавриловичем Кругликовым, приносит В. А. Пашкову в качестве приданого значительную часть богатств Чернышёвых, кроме майората. Пашков стал одним из самых богатых людей в Российской империи.

Жена Александра Ивановна

Несмотря на успешное продвижение в военной карьере (в 1857 г. служил в канцелярии Военного министерства), в конце 1858 года увольняется со службы с производством в полковники. Некоторое время ведет светский образ жизни, имеет в Петербурге особняк у Литейного моста.

Однако после знакомства с Редстоком (в первый приезд Редстока в Россию) интересы Пашкова резко изменились. По сделанному им позднее в частной переписке признанию, он пережил покаяние и духовное обращение от греховной жизни и "служения двум господам" к Богу.

Среди них был, например, отставной полковник Кавалергардского полка, Василий Александрович Пашков, богатый помещик, чрезвычайно добрый и благородный человек. Новое религиозное течение сначала не пришлось ему по сердцу, и он не желал слушать лорда-проповедника.

Однажды жена его, Александра Ивановна, пригласила лорда Редстока к обеду. Василию Александровичу ничего не оставалось делать, как любезно встретить гостя по обычаю русского гостеприимства. За столом гость всё время говорил о Слове Божием, и присутствующие с интересом слушали. По окончании обеда всё общество перешло в гостиную, где беседа продолжалась. И вот лорд Редсток внезапно предложил встать на колени и помолиться. Это многим показалась странным и непривычным. Но молитва Божьего человека так сильно подействовала на Василия Александровича, что ему внезапно открылось его собственное состояние. Он понял, что всё слышанное из Слова Божия касалось его лично. Он почувствовал свою греховность и отчуждённость от Бога, тут же стал каяться, и ему открылся не только его грех, но и величие спасения Божия во Христе Иисусе. Всей душой уверовал во Христа как своего личного Спасителя, пролившего кровь Свою и за его грехи и воскресшего для его оправдания, и он верой получил прощение. На нём исполнилось слово из 1-ой главы 1-го послания Иоанна, 9-ый стих: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" . Встав с колен, он был уже не тем, что раньше, он стал новым человеком во Христе Иисусе, искупленным Господом, согласно 2Кор.5:17: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое" .

В результате Пашков выступил как религиозный реформатор и проповедник, направив свое богатство и энергию на духовный труд и благотворительность. Он распространял протестантские трактаты, проповедует, проводил евангелизационные поездки по России. С 1876 года руководил работой Общества поощрения духовно-нравственного чтения (закрыто в 1884 году).

Прекрасный Пашковский дом на Французской Набережной стал центром евангельского служения в Петербурге. Иногда по вечерам собирался круг близких знакомых, с которыми велись духовные беседы; в другие определённые дни зал наполнялся посторонними, и Василий Александрович свидетельствовал им о том, что Христос совершил в его личной жизни и открывал истину искупления ищущим спасения душам. Участники этих собраний, оставшиеся в живых до наших дней, рассказывали мне, насколько их сначала поражала своеобразность этих вечеров. В нарядном зале люди самых разных званий и сословий, сидя вперемешку на шёлком обтянутых креслах и стульях, внимательно вслушивались в простые евангельские слова о любви Божией. Собрание сопровождалось пением. Вокруг фисгармонии стояла группа молодых девиц; они свежими голосами пели новопереведенные с английского языка евангельские песни, призывающие ко Христу. Их пение сопровождалось музыкой талантливой певицы и труженицы на ниве Божией, Александрой Ивановной Пейкер. Трое из этих молодых девушек были дочери хозяина дома, Пашкова, трое - дочери министра юстиции, графа Палена, и две княжны Голицины.

Одна из этих девушек в 1954 году, уже дряхлой старушкой, вспоминала о силе и богодухновенности проповеди Василия Александровича. Всё, начиная с его внешнего облика, его благоговейного отношения к Слову Божию и глубокой убеждённости, потрясало слушателей. Ясно изложенное Слово Божие при содействии Духа Святого творило чудо обновления и радость спасения в душах, и они становились воистину "новою тварью" во Христе Иисусе .

Духовная деятельность Пашкова вызвала сопротивление со стороны государственной церкви. Конфликт достиг апогея в 1884 году, когда Пашков предпринял неудачную попытку организовать в России ветвь Всемирного евангелического альянса (ВЕА) , с которым поддерживал тесные отношения.

В ответ его вместе с группой его сторонников - евангельских христиан - выслали из столицы. Вместе с графом Корфом он уехал в Лондон. Находясь в эмиграции, он до самой смерти поддерживал верующих в России, находясь со многими в тесной переписке. Одновременно он продолжил общение с Редстоком, так, оба участвовали в евангелизационных собрания в Париже в 1886 году.

Письмо Обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева императору АЛЕКСАНДРУ II:

"Вашему Императорскому Величеству известно, какую заразу пустил по всей России безумный Пашков, со своими последователями обоего пола, принадлежащими, к сожалению, к так называемому высшему обществу. Не зная ни своей церкви, ни своего народа, люди эти, зараженные духом самого узкого сектантства, думают проповедовать народу слово Божие, но на самом деле отвлекают народ от церкви, действуя приемами отрицательными, возбуждают крестьян и рабочих, не приготовленных к отпору учением, ругаться над иконами, крестами, церковными обрядами и духовенством. В духе самого нелепого фанатизма господа эти и госпожи не стыдятся подкупать бедный народ подарками и материальными пособиями. Таким образом они развели уже в разных губерниях, по городам и в особенности по селам, или узких и невежественных фанатиков, ругающихся над церковью, посреди селения и посреди самой семьи крестьянской, где водворяется неведомый доныне у нас религиозный раздор; или - толпу лицемеров промышленников, которые, не ценя вообще веры какой бы то ни было, притворством нанимаются в службу Пашкова в виде агентов и разносят отрицательные учения в невежественной среде, которую вообще нетрудно смутить баснями всякого рода. Одна из разносимых таким образом басен состоит в том, что будто бы уже в столицах все знатные люди, даже царь и царица, обратились в пашковщину или в штунду. А на самом деле народ уже видит, что есть графы и князья и богатые помещики, проживающие в имениях своих и распространяющие пашковщину.

К сожалению, в столицах между высокопоставленными лицами нередко встречаешь мужчин и дам, которые хотя сами не принадлежат к секте, но, привыкнув обо всем судить легко и сами не зная близко ни церкви, ни народного быта, склонны сочувствовать всякой секте под видом религиозного убеждения и готовы возражать противу всякой меры, клонящейся к стеснению свободы сектантской пропаганды.

Вашему Величеству известно, что по обсуждении дела в особом совещании, несколько лет тому назад, состоялось высочайшее повеление - выслать Пашкова и бар. Корфа из России, объявив им, что в случае самовольного их возвращения или продолжения пропаганды имения их будут взяты в опеку.

Пашков и Корф жили с тех пор в Швейцарии и в Англии, но не только не прекратили своей пропаганды, но Пашков в особенности деятельно продолжает ее через своих агентов, к чему имеет он значительные средства в своем большом богатстве и во множестве имений своих по разным губерниям. Управляющими в эти имения ставит он ревностных сектантов, а как у него есть фабрики и заводы со множеством рабочих, то понятно, какие орудия пропаганды сосредоточены в руках его. Так, напр., в главном его имении, селе Матчерке, Моршанского уезда, Тамбовской губ., управляемом Антоном Чанилаш, заводский директор - поляк (ныне высланный) поставил на заводе в должность главных смотрителей 13 молокан.

С разных концов России приходит ко мне множество донесений об этой пропаганде. Пашковцы соединяются в разных местах со штундистами, баптистами, молоканами. Крестьяне волнуются, в сектантствах заводится раздор, ругательства сектантов возбуждают драки и насилия, а когда заводчики и ругатели отдаются под суд, суд нередко оправдывает их при помощи адвокатов,- они возвращаются с торжеством, и зло еще усиливается.

В таком положении дела я изумился на днях, узнав, что Пашков вернулся в Россию, находится у себя в селе Матчерке и продолжает свободно свою пропаганду.

Я не хотел верить этому и запросил тамбовского архиерея, который подтвердил вполне дошедшее до меня известие. Он присылает мне подлинное донесение местного священника, где, между прочим, сказано:

"...5 июля Пашков приходил в дома обоих священников. Меня он не застал в доме и просил моих домашних, чтобы я повидался с ним. На другой день, 6 июля, я имел свидание в его доме. Разговор начался с того, что он укорял меня за то, что я делаю ему вред,- мешаю делать божье дело; затем разговор перешел на почву религиозного спора, из которого я убедился, что Пашков - закоренелый сектант, не оставляющий мысли распространять свое лжеучение. На всех пунктах разговора я энергично возражал ему и заключил беседу тем, что всегда буду противодействовать ему всеми силами".

Получив такие сведения, я стал разведывать здесь в министерстве внутр. дел, каким образом Пашков очутился в России.

И что же я узнал! Что еще весною получено было всеподданнейшее прошение Пашкова о дозволении ему вернуться, что Рихтер доложил о сем непосредственно Вашему Величеству и что последовало разрешение.

Высылка Пашкова из России последовала по докладу министра внутр. дел, после обстоятельного совещания, в коем и я участвовал.

Итак, не могу не пожалеть всячески, что О. Б. Рихтер не рассудил за благо, прежде доклада Вашему Величеству об этом деле, разъяснить его справками, то есть войти в сношения и со мною (ибо у меня сосредоточены все сведения о Пашкове), и с министром внутренних дел. Тогда О. Б. Рихтер (который сам близко не знает и едва ли понимает вполне все значение этой пропаганды) увидел бы, что Пашков со времени высылки не прекращал своей пропаганды, что учение его распространяется, и что возвращение Пашкова в Россию грозит большим вредом. Я уверен, что и граф Толстой энергически возражал бы против удовлетворения просьбы Пашкова. И теперь, по сведениям, полученным мною из м-ва внутр. дел, оказывается, что Пашков, как только вернулся, первым долгом почел объехать главные гнезда пашковщины; был в Тульской губ., в известном гнезде кн. Гагариной,- в с. Сергиевском; был в Калужской губ. у девиц Козлятиновых, где тоже старое гнездо пропаганды, а ныне обретается и действует у себя, в с. Матчерке.

В частной переписке Пашков называл РПЦ "мертвой церковью", отождествляя тем самым себя с протестантизмом .

Обер-егермейстер, член Государственного Совета, сын коллежского асессора Александра Ильича П. от брака его с дочерью известного богача и заводчика И. С. Мясникова - Дарьей Ивановной, доставившей своему мужу колоссальное богатство (она получила после отца 19000 душ крестьян и 4 богатейших завода). В. А. Пашков родился 25-го марта 1764 г., а уже в 1775 г. определен на службу в л.-гв. Преображенский полк; будучи сержантом (с 12-го марта 1780 г.), он 23-го декабря 1786 г. перешел вахмистром в л.-гв. Конный полк, в котором 1-го января 1788 г. получил чин корнета, в следующем - подпоручика и в 1790 г. - поручика. В 1789 г. он в качестве волонтера участвовал в походе в Финляндию, а 17-го марта 1792 г. был назначен генеральс-адъютантом к гр. Салтыкову и уже в следующем, 1793 году (18-го февраля), был произведен в подполковники. В 1795 году, января 17-го, П. был назначен контролером в Счетную экспедицию Военной Коллегии, а 8-го ноября 1798 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. Пробыв не у дел 5 лет, он 16-го ноября 1803 г. снова был принят в службу членом Военной Коллегии, 12-го января 1806 г. перемещен был в генерал-аудиториат, а 4-го марта 1810 г. опять вышел в отставку. В следующем году П. был назначен 2-м егермейстером Двора Его Величества, 1-го июля 1817 г. - обер-гофмаршалом, а 12-го декабря 1819 г. - 2-м обер-егермейстером, каковое звание и носил до самой своей смерти.

31-го октября 1821 г. Пашков был назначен членом Государственного Совета, а 22-го января 1825 г. ему повелено было занять пост председателя в Департаменте законов; в этом звании он пробыл до 22-го декабря 1828 г., когда был уволен от всех занятий председателя, а 5-го апреля 1830 года получил орден св. Андрея Первозванного; 5-го января 1831 г. Пашков снова назначен на ту же должность; занимая ее, он умер 2-го января 1834 г., будучи членом учрежденных при Воспитательном Обществе благородных девиц и училище ордена св. Екатерины Советов; он погребен в Москве, в Новодевичьем монастыре. Супруга его Екатерина Александровна , урожденная графиня Толстая (род. 24-го января 1768 г., ум. 24-го декабря 1835 г., погребена с мужем), 9-го февраля 1816 г. была пожалована орденом св. Екатерины, а 21-го апреля 1828 г. - назначена статс-дамой Ее Величества.

Формулярный список в Архиве Министерства Императорского Двора; Архив Государственного Совета; "Полный список шефов, командиров и офицеров л.-гв. Конного полка". СПб., 1886 г.; П. Н. Даневский, "История образования Государственного Совета в России". СПб., 1859; кн. А. Б. Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга", т. II, СПб., 1895 г.; "Русская Старина" 1871, т. III, стр. 281; 1873 г., т. VII, стр. 39.

Б. Львов.

{Половцов}

Пашков, Василий Александрович

обер-егермейстер двора Е. И. В., с 1821 г. 31 октября, член Госуд. совета, обер-гофмаршал; 22 янв. 1825 г. назначен председателем департамента законов; род. 1762, † 1838 г. 2 янв.

  • - Басов - ординарный профессор теоретической хирургии и офталмиатрии, из мещан...

    Биографический словарь

  • - беллетрист, р. 1784, † 1857...
  • - Окончил Моск. межевое уч-ще ок. 1855. С 1867 - действительный член МАО. Имел частную практику в Москве. В 1883 работал на коронационных торжествах. Составил брошюру о несгораемых постройках...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 20 февр. 1888 в Тернополе, ум. 9 июня 1963 во Львове. Композитор, музыковед. Доктор искусствоведения. Учился во Львовской конс. , в 1908-1914 в Праге занимался композицией у В. Новака...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ординарный профессор московского университета, хирург, род. в Орле, 12 апреля 1812 г., ум. 30 декабря 1879 г. По окончании курса в орловской гимназии на 15 году от роду, Басов мог поступить в московский университет...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Северной железной дороги с октября 2002 г.; родился в 1954 г.; окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1980 г., Академию народного хозяйства при Правительстве РФ в 1998 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-бомбардировщик, заслуженный пилот СССР, Герой Советского Союза, подполковник. Работал пилотом ГВФ. С июля 1941 г. командовал эскадрильей спецгруппы ГВФ по перегонке самолетов на фронт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-л. Род. в 1839 г. По окончании Полоцк. корпуса произвед...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Смоленского государственного института физической культуры. Специалист в области теории и методики спортивного плавания. Кандидат биологических наук. Доцент...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий лабораторией моделирования водных экологических процессов Института водных проблем РАН; родился 6 декабря 1940 г.; доктор физико-математических наук; академик РАЕН...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-майор 1809...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель и журналист, род. в 1847 г. в Москве, ум. 23-го августа 1889 г. в Петербурге...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-лейтенант; род. 1801, † 1863 7-19 июня, в Париже...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Пашков - писатель...

    Биографический словарь

  • - ординарный профессор теоретической хирургии и офтальмиатрии, из мещан; родился в Орле 12 апреля 1812 г., по окончании курса орловской гимназии поступил в 1829 г. на медицинский факультет Московского университета...
  • - сын А. Глебовича Смоленского. С первыми годами XIV ст. в Брянском уделе наступили смуты, приведшие удел в подручничество литовского князя...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Пашков, Василий Александрович" в книгах

РЕГИНИН Василий Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РЕГИНИН Василий Александрович 1883–1952Журналист. Редактор журналов «Синий журнал», «Аргус», «Тридцать дней».«В старом Петербурге Василий Регинин был, однако, известен не столько своими писаниями в „Вечерней биржевке“, сколько как неутомимый выдумщик всяких трюков в

КОКОРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

КОКОРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. в 1817 г. – ум. в 1889 г.) Крупнейший российский предприниматель и коллекционер, чье собрание из 500 живописных полотен стало основой Третьяковской галереи, основатель Волжско-Камского банка, преемником которого на сегодняшний день

ПАВЛОВ Василий Александрович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ПАВЛОВ Василий Александрович Василий Александрович Павлов родился в 1924 году. Русский. До войны жил и работал в Челябинске. В сентябре 1942 года призван в Советскую Армию, с ноября участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Воронежском фронте. Гвардии старший

Еремушкин Василий Александрович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Еремушкин Василий Александрович Родился в 1903 году в Москве. Окончил начальную школу. В 1914 году с отцом переехал в Тепло-Огаревский район Тульской области. По исполнении совершеннолетия занимал ряд ответственных должностей в советских организациях. С 1941 по 1946 год

Василий Александрович Сухомлинский

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) педагог... Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем. ... Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо.

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Стародубцев Василий Александрович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Стародубцев Василий Александрович Биографическая справка: Василий Александрович Стародубцев родился в 1931 году в Липецкой области. Образование высшее, окончил Всесоюзный заочный сельскохозяйственный институт. Член-корреспондент Российской академии

Зайцев Василий Александрович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Зайцев Василий Александрович «Храбр тот, кто умеет повиноваться… Старайся перехитрить врага… Первый увидел - победил… Атаковать внезапно, используя все: солнце, облачность, высоту, складки и фон местности… Воюй с горячим сердцем и холодной головой… Береги в бою

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Сухомлинский Василий Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Юшкевич Василий Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮШ) автора БСЭ

Орлов Василий Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ Дата смерти 30.01.1902 Место смерти Париж Страна российское Основные интересы Библия, просвещение, меценатство Предшественники Лорд Г. Редсток Последователи И. В. Каргель , И. С. Проханов и др. Отец Александр Васильевич Пашков Мать Елизавета Петровна Киндякова Супруга Дети Александр, Ольга, Софья, Мария

Василий Пашков входил в число богатейших людей России и вёл жизнь петербуржского аристократа. Однако после религиозного обращения он посвятил себя христианскому служению, был выслан из России и окончил свои дни в изгнании.

Биография

До обращения

Василий принадлежал к богатому аристократическому роду Пашковых . Он родился 2 апреля 1831 года в семье генерала Александра Пашкова (1792-1868) и Елизаветы Петровны Пашковой (по первому браку - Лобановой-Ростовской, урождённой Киндяковой) (1805-1854) .

В 1849 году Василий блестяще закончил Пажеский корпус , его имя было занесено на мраморную доску среди лучших выпускников. По окончании в звании корнета был зачислен в кавалергардский полк . Информация о том, как проходила служба Пашкова и о времени его отставки носит неоднозначный характер . Уверенно можно сказать, что он был успешен в военной карьере и уволился со службы полковником .

Брак Василия Александровича с Александрой Ивановной Чернышёвой-Кругликовой принёс ему в качестве приданого значительную часть богатств Черышёвых в Московской и Санкт-Петербургской губерниях . Пашков был лично известен царю и приходился родственником нескольким высшим министрам и генералам. Среди родных были музыкант, писательница, декабрист и другие известные люди . В его собственности были 13 имений в девяти уездах различных губерний, а также 4 медных рудника на Урале. Как владелец 450 тыс. десятин земли он был шестым (по другим сведениям, пятым) из крупнейших землевладельцев Российской империи. С женой и детьми Пашков жил в огромном доме на Французской набережной в Петербурге и вел светскую жизнь. Балы в его доме посещали даже члены царской семьи .

«Красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа; приятный мягкий тенор, большие, выразительные глаза располагают в его пользу" , - описывал Пашкова петербургский журналист Николай Животов . По словам Животова, до своего обращения в евангельскую веру, Пашков был человеком равнодушным к религии: «О набожности, не говоря уже о фанатизме, никогда не зарождалось и мыслей в голове В. А., бывшего страстным охотником, любителем танцев, балов, крупным игроком в карты, лихим наездником» .

Обращение

В конце 1883 или начале 1884 года Петербург посетил лорд Редсток . Его пригласила Елизавета Черткова - сестра-близнец жены Пашкова. Черткова в скорби после смерти двоих сыновей-подростков пережила глубокое обращение к Богу .

Жена Пашкова, по-видимому, ко времени приезда Редстока уже пришла к вере , однако сам полковник стремился уклониться от общения с проповедником. Журналист Животов утверждал, что после первой встречи с Редстоком Пашков небрежно сказал: «Какая пошлость! И охота людям слушать бессмысленного болтуна» . Чтобы не встречаться с Редстоком полковник на два месяца уехал в своё московское имение, откуда возвращался с надеждой, что уже не застанет иностранца в Петербурге. Однако Редсток не уехал, более того, он стал частым гостем жены Пашкова, так что уклониться от общения не удалось .

Проповедь не произвела на Пашкова впечатления. После проповеди Редсток предложил собравшимся помолиться. Присутствующие встали на колени, Пашков из вежливости присоединился. Во время необычной, незаученной молитвы Редстока полковник вдруг осознал, что всё слышанное им из Библии касалось его лично. «Когда я нашёл в Слове Божием, что Господь хочет со мной заключить новый союз, в котором Он обещает не вспоминать более моих грехов и преступлений… у меня пробудилось желание получить это прощение от Святого Бога» , - вспоминал позднее этот день Пашков в одном из писем . Он пережил потрясение. «Встав с колен, он был уже не тем, что раньше, он стал новым человеком во Христе Иисусе» , - утверждала Софья Ливен .

После обращения

В течение нескольких лет после обращения Василий Пашков возглавил движение, начатое Редстоком (подробно о христианском служении Пашкова см. в разделе Религиозная_деятельность ). С самим Редстоком он поддерживал общение до самой своей смерти .

В 1882 году (по другим данным, в 1883 году) Пашков был крещён по вере Георгом Мюллером (англ.) русск. из Бристоля .

Высылка

В июне 1884 года Пашков и Корф порознь были вызваны к министру юстиции (по другим данным, к обер-прокурору Священного Синода РПЦ Константину Победоносцеву ). Каждому из них предложили подписать отказ от проповеди, проведения религиозных собраний и переписки с верующими из южных регионов России. Оба, не сговариваясь, отказались. В ответ обоим было предписано в два дня покинуть Россию .

Пашкову с большим трудом удалось добиться двухнедельной отсрочки отъезда, чтобы привести в порядок свои дела. Несмотря на отсрочку, судя по отдельным фрагментам переписки, отъезд Пашкова был спешным и шокировал его. Семья переехала к нему не раньше, чем через два года .

По крайней мере, в первые два года эмиграции Пашков надеялся, что разлука с Родиной носит временный характер и рано или поздно он вернется в Россию . Однако лишь однажды, в 1888 году, ему разрешили ненадолго приехать в Россию в связи с болезнью сына, заразившегося тифом. Пребывание на Родине длилось шесть недель .

Василий Пашков умер 30 января 1902 года в Париже. Прощание прошло в парижской церкви Святого Мартина (фр.) русск. . Был похоронен на некатолическом кладбище Тестаччо в Риме .

Семья

Внешние изображения
Дочь Пашкова
Одна из дочерей Василия Пашкова - Ольга

Жена - графиня Александра Ивановна Чернышева-Кругликова (1832-1926) , фрейлина двора, старшая дочь героя войны 1812 года полковника Ивана Гавриловича Кругликова (1787-1847) от брака с графиней Софьей Григорьевной Чернышёвой (1799-1847); присоединившего в 1832 году фамилию жены и получившего графский титул.

Александра в качестве приданого принесла мужу значительную часть богатств Чернышёвых , кроме майората . Вместе с сестрой-близняшкой, Елизаветой Чертковой она стала последовательницей английского проповедника лорда Редстока . Именно она инициировала знакомство своего мужа с Редстоком, ставшее затем судьбоносным.

В браке Пашковы имели сына Александра (1863-1903; генерал-майор) и трёх дочерей – Софью (20.03.1865, Париж- ?), Ольгу (1867-1949; художница) и Марию (1870-1917) .

В 1886 году Александра Ивановна вслед за мужем уехала с детьми за границу. Овдовев, вернулась с незамужними дочерями Ольгой и Марией в Россию. Жили в родовой усадьбе Пашковых в Ветошкино Нижегородской губернии .

Идеи и богословие

Раскол или обновление РПЦ?

Представители консервативного православия обвиняли Редстока и Пашкова в том, что они пытаются обратить в свою веру все население империи во главе с императором. Однако ни Редсток, ни Пашков не пытались создать некую секту вне Русской православной церкви. Их целью было духовное преобразование России, не связанное с какой-то одной конфессией, и начинающееся с РПЦ . Писатель Николай Лесков , тесно общавшийся с представителями движения, отмечал: «Редсток и сам не основывает никакого отдельного толка, и не требует ничего подобного от своих последователей. … Если и есть, может быть, одно какое-нибудь единоличное исключение, то о нём не стоит и говорить» . Родственник Пашкова Владимир Чертков писал в некрологе: «в действительности он никакой секты не основывал, а просто, приняв, так называемое „евангелическое“ понимание христианского учения, старался распространять его проповедью, литературою, личными сношениями, вообще всей своей деятельностью» .

Однако представители православия объявили пашковцев «сектантами» и «еретиками», а затем начали их преследование . Произошло постепенное отдаление пашковцев от РПЦ, окончившееся полным разрывом.

По мнению историка-богослова Константина Прохорова, основой для редстокистско-пашковского движения стала неудовлетворенность представителей аристократии господствовавшей тогда «обрядовой» формой российского православия . Согласно Прохорову, тот факт, что Редсток приехал в Россию не сам по себе, а по приглашению Елизаветы Чертковой , свидетельствует о сознательности выбора той формы христианства, которую английский проповедник исповедовал .

Исповедание веры Пашкова

Системно богословские взгляды Пашкова изложены в документе, который исследователи называют «Исповеданием веры Пашкова» или «Вероучением Пашкова» . Документ представляет собой фрагменты писем полковника редактору журнала «Церковный вестник» протоиерею Иоанну Янышеву . После того, как студент-семинарист Владимир Попов обвинил Пашкова в ереси, Янышев попросил полковника изложить свои богословские взгляды в переписке, а затем опубликовал её в своем журнале (в номере от 10 мая 1880 года) .

Оправдание верою

Ключевой в исповедании Пашкова стала доктрина о спасении исключительно по личной вере в Иисуса Христа, а не по делам, таинствам, молитвам или церковности . Эта доктрина подвергалась нападкам, в том числе и по вопросу о роли «дел»: мол, правильного исповедания недостаточно для спасения, нужные ещё добрые дела. Пашков сразу же уточнял роль «дел»: добрые дела являются результатом спасения, а не причиной. «Разумеется, что истинная вера не может не проявляться в делах» , - писал Пашков. Он указывал, что все христианские добродетели являются «плодом Духа Святого» (Гал. ), даруемого Богом верующему (Еф. ). «Поэтому никакая плоть „не может хвалиться перед Богом, получая оправдание даром, по благодати Его“ (Рим. , Еф. )» , - писал он . Как отметила исследователь Шерил Коррадо, судя по деятельности пашковцев, опасения их оппонентов о недостатке добрых дел вследствие такого учения были напрасны .

Уверенность в спасении

Существенным расхождением с православным богословским мейнстримом была исповедуемая пашковцами уверенность в собственном спасении. «Я доверился Спасителю моему, в Котором и имею теперь жизнь вечную (1Ин. ), Который не даст мне погибнуть во век и не даст меня „похитить из руки Своей“ (Ин. )» , - писал Пашков в своем «исповедании» . Некоторые оппоненты приписывали полковнику утверждения, будто бы верующие не грешат. Сам Пашков это отрицал: «Теперь я ненавижу грех, хотя и сейчас грешу» . Однако отдельные последователи могли иметь подобные искажения его учения .

Отношение к таинствам и Церкви

Студент-семинарист Попов обвинял Пашкова в том, что он «называл помышлением диавола Церковь и таинства» . Пашков это отрицал. Он признавал ценность крещения и хлебопреломления (Вечери Господней), однако не относил их к средствам спасения. В 1882 или 1883 году Пашков сам принял крещение по вере, а хлебопреломления совершались в собраниях пашковцев регулярно . «Я не могу не признавать установленных Господом и Его апостолами таинств» , - писал полковник. При этом он подчеркнул, что «все таинства установлены исключительно только для верующих, для которых одних они имеют благодатное действие, обращаясь для всякого, кто приступает к ним недостойно, то есть без веры, в осуждение (1Кор. )» .

Пашков мог ставить под вопрос некоторые установления Церкви, хотя обычно он избегал обсуждения этой темы. В то же время он не оспаривал ценности самой Церкви и не отделял себя от нее. Если некоторые последователи Пашкова относились отрицательно к культу Богородицы, иконам, мощам, разделению христиан на «клир и мир», то это происходило не по призыву Пашкова, а потому что молчал на эти темы. «Авторитет ее [церкви] я не могу не признавать: благодарю Господа моего и Спасителя, что могу себя почитать принадлежащим к церкви Его, в которой Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями… для созидания тела Христова» , - писал полковник Янышеву . Пашков никогда не призывал своих последователей выйти из РПЦ, и сам до конца жизни формально не порывал с ней .

Религиозная деятельность

Пережив обращение, Пашков посвятил свою жизнь христианскому служению, которое распространилось на различные слои общества, от беднейших и угнетённых до цвета аристократии. Оно приняло разнообразные формы - это и многолюдные собрания в доме Пашкова, и собрания численностью не более двадцати человек, и индивидуальная работа с людьми как в тюрьмах, так и во дворцах . Помимо проповеди христианства в различных формах, Пашков и пашковцы открывали дешёвые столовые для студентов, чайные для рабочих, ночлежки для бездомных, мастерские для нуждающихся в заработке женщин, школы для детей из бедных семей . Они наладили издание христианских брошюр и другой религиозной литературы, распространили тысячи книг Нового Завета .

Общество поощрения духовно-нравственного чтения

Наблюдая растущую грамотность населения империи и осознавая нехватку духовной литературы, в 1876 году Пашков инициировал создание и стал руководителем Общества поощрения духовно-нравственного чтения. Оно занималось изданием и распространением христианской литературы (в том числе Библий), а также выпускало журнал «Русский рабочий » . Разрешение на создание Общества дал Священный синод РПЦ, и участники Общества старались не публиковать что-либо, противоречащее православному учению. В число издаваемых входили и православные авторы, например,



Читайте также: