История иглы кратко. Необычные истории обычных вещей «История иголки. Самое древнее изобретение человека - игла. Она, пожалуй, старше колеса

Принимая во внимание археологические находки, можно утверждать точно, что история швейных игл начинается достаточно давно, поскольку ими пользовались люди, жившие еще до нашей эры — 40 000 лет назад. Неизвестно, правда, кто именно их придумал и создал, но зато есть данные о том, когда и где появились первые металлические швейные иглы, до этого они были костяными.

Самые древние швейные иглы, изготовленные из металла, археологи обнаружили в Баварии, в Манчинге. Установлено, что время их изготовления – 3 век до нашей эры. Однако не исключена возможность того, что иглы туда могли просто завезти. Ушко швейной иглы того времени было совершенно не таким, как сейчас (привычная для нас — дырочка для нити), просто тупой конец иглы был загнут, образуя таким образом колечко, через которое и проходила нить. Считается, что игла, обнаруженная в Китае, была первой швейной иглой, которую выполнили из стали. И было это в X веке до нашей эры.

Существует две версии того, как швейные иглы попали в Европу. Согласно одной версии, они были завезены в VIII веке людьми мавританского племени, а если придерживаться другой, то иглы в XIV веке привезли арабские купцы.

Важным событием в истории швейных игл стало изобретение дамасской стали, именно из нее стали делать иглы нового поколения. В Европе было открыто в 1370 году первое производство, на котором стали производить швейные иглы (были они без ушка). Делали их вручную, методом ковки. Производство швейных игл повысило свои объемы после того, как для создания проволоки, в Европе стали применять метод волочения (XII век).

В XVI веке (в Германии) метод волочения проволоки становится механизированным (сделать это удается при помощи гидродвигателя), и в изготовлении швейных игл происходит революция. В то время основные производства были расположены в Германии (в Нюрнберге), а также в Испании. В 1556 году, с приходом промышленной революции, предприятия по изготовлению игл появились и в Англии.

Возникновение промышленного производства привело к снижению цен на иглы, что в свою очередь сделало их более доступным товаром, ведь до этого времени портной мог иметь лишь 1-2 иглы, не более. Создание в Англии станков (1850 год), позволяющих делать ушко (то самое, привычное для нас), сотворило настоящий переворот в истории швейных игл и сделало страну монополистом в производстве этого товара.

В Россию стальные швейные иглы завезли ганзейские купцы в XVII веке. А до этого портным приходилось пользоваться железными и бронзовыми иглами. Были и серебряные иглы, но ими пользовались лишь богатые. А вот из золота их не делали, этот металл не подходил для изготовления из-за своей мягкости. В России промышленным производством игл начали заниматься в 1717 году. По указу Петра I две игольные фабрики были выстроены в селах Коленцы и Столбцы (Рязанская область).

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка - вот и все изобретение. Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы - их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов - серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки...

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт - это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом - довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век - работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

Следующая «специальность» иглы - медицина.

Всем нам не раз делали уколы. При этом мы испытывали не совсем приятную встречу с иглой шприца. Это трубочка из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Такую иглу используют не только для введения лекарств, но и для отсасывания жидкостей и газов (например, из грудной полости). Специальными иглами хирурги сшивают ткани и органы. В зависимости от назначения эти иглы бывают круглыми, трехгранными, овальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Глазные (офтальмологические) иглы, с помощью которых, например, сшивают разрезы роговицы, имеют толщину в доли миллиметра. Пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа!


А иглоукалывание, известное с древнейших времен? В строго определенные точки на теле человека (их насчитывается около 660) вводятся специальные иглы. Они бывают длиной от полутора до двенадцати сантиметров, толщиной 0,3 - 0,45 миллиметра.

Но и этим не исчерпывается «послужной список» нашей скромной труженицы. Когда мы ставим свою любимую пластинку на проигрыватель, мы тоже пользуемся ее услугами. Она нужна и при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов (не случайно один из способов) их получения так и называется - иглопробивной).

Если мы заглянем в «Словарь русского языка», то помимо перечисленных значений найдем там, что слово «игла» означает листья хвойных деревьев, твердые, колючие образования на теле у некоторых животных (есть даже особый тип морских беспозвоночных животных - иглокожие), твердые заостренные кристаллы (например, самый обычный иней), а также острый шпиль здания (у Пушкина - «светла Адмиралтейская игла»).

В прошлом веке существовало так называемое игольчатое ружье. При спуске курка игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. Вытеснено оно было винтовкой. Есть игольчатые подшипники (разновидность роликовых). Словом, трудно даже просто перечислить все сферы «деятельности» иглы.

Но вернемся к нашей обычной, всем хорошо известной швейной иголке. Оказывается, изготовить ее - дело совсем не простое. Лишь в нескольких государствах мира налажено массовое изготовление этого популярнейшего инструмента. Несколько килограммов высокосортных машинных игл могут стоить дороже прекрасного автомобиля!

Для многих женщин обязательным спутником ручной швейной иглы является наперсток. О его появлении существует красивая легенда... В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно. Но подарок хранил и другой тайный смысл. До этого юноша никогда не говорил Аните о любви. Однако колпачок был сделан с таким мастерством и старанием, что она сразу догадалась об этом...

Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания - 1640 год. Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо-белую иглу.

На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою.

Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой - иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут - слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи - иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название - иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово - игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и... жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла — это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна.

Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделано отверстие — вот и все изобретение.

Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели — просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы — их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов — серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки…

Для каждого вида рукоделия преназначается своя игла, в этом случае она меняет толщину, величину "ушка", то стоновится трёхгранной на конце, то дугообразной.

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт — это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом — довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. Ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век — работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой — иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут — слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи — иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название — иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово — игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец, раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и… жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Поматериалам сайта

Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур шилась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.
Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. (Точнее, метод существовал давно, еще с античных времен, но потом был благополучно забыт). Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.
С XVI века игле было найдено неожиданное применение - с ее помощью стали делать офорты. Офорт - самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился. Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII - испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.
Но вернемся к швейной игле. Настоящее механизированное производство открылось в 1785 году, Европа и Америка оказались наводнены новыми иголками. Любопытный факт: недавно искатели сокровищ обнаружили на побережье Флориды под толстым слоем песка огромный деревянный сундук с надписью "Сан-Фернандо". Подняли архивы и обнаружили, что такое судно действительно затонуло по пути из Мексики в Испанию в середине XVIII века. На борту, судя по описи, находилось товара на сумму около150 миллионов серебряных песо - сумма по тем временам баснословная. Когда сундук был вскрыт, жадным взорам кладоискателей открылось неожиданное зрелище: сундук был полон десятками тысяч матросских игл для латания парусов.

В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар - беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.
Иголка - это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: что у бедняка, что у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.

Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием - с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.

Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить "Крестьянскую девушку за вышиванием" А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина - "Золотошвейка", "За прошивками".
Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!
Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде - слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игол", толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. "Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник:" - пишет историк Е.И.Заозерская.
Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их "коллега" Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их "где приищут и по какой цене похочат". К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.
Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.
С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: "Иглой да бороной деревня стоит". Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: "Я, грешная, низала своими руками".
После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить - дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.
Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд. И вопросов относительно иглы намного больше, чем о других предметах. Почему смерть Кощея на конце иглы? Почему игла никогда не несла на себе декоративной функции, как большинство предметов одежды и аксессуаров, включая булавку? Почему иглу нельзя вкалывать в одежду, надетую в данный момент? Да в любую для хранения вкалывать иголки запрещали еще наши бабушки! Почему нельзя одежду зашивать на себе, а нужно обязательно предварительно снять? Почему иглу ни в коем случае нельзя подбирать на улице, да вообще не рекомендуется пользоваться чужой? Почему при помощи иглы производятся привороты и наводятся самые страшные порчи? Почему любая хозяйка тщательно хранит и прячет свои иглы несмотря даже на то, что их у нее десятки да и стоят они копейки? Этих "почему" много, если привести их все, да еще и приметы со снами вспомнить - никакого блога не хватит.
В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется "Фестиваль сломанных игл". Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня - любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее - все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.
В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные: Для обычных швейных работ и наметывания применяют длинные тонкие иглы, для вышивания хорошо подходят позолоченные - они буквально "пролетают" сквозь ткань. Для тех, кто вышивает обеими руками, есть очень удобные двусторонние иглы. Они имеют отверстие посередине и позволяют прокалывать ткань, не переворачивая иглу. Для вышивки нитями мулине игла должна быть хромированной с позолоченным ушком, чтобы благодаря контрасту легко вдевать цветные нити. Ушко для таких игл делают более длинное, чтобы нитка свободно скользила при шитье и не лохматилась при прохождении сквозь ткань. Для штопки тоже применяют иглы с длинным ушком, но гораздо толще и обязательно с острым кончиком. Для шитья шерсти кончик делают тупым, чтобы не разрывал толстые волокна. Для бисера и стекляруса игла должна иметь толщину чуть не в волос и она должна быть одинаковой на всем своем протяжении, а игла для кожи - толстая и с трехгранной заточкой острия. Гобеленовые иглы делают с большим ушком и закругленным концом, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани. Для вышивки крестом тоже используют похожие иглы. Самые толстые (от 2 до 5 мм) и длинные (70-200 мм) - "цыганские", они же мешочные иглы, используемые для грубых тканей типа парусины, мешковины, брезента и т.п. Они могут быть изогнутыми. Существуют специальные иглы, используемые при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов. Неслучайно один из способов их получения так и называется - иглопробивной. Есть иглы для слабовидящих, в них очень легко вдевать нитку, т.к. ушко сделано по принципу карабина. Появились даже так называемые "платиновые иглы", сделанные из нержавеющей стали и покрытые тонким слоем платины, уменьшающим трение о ткань. Такие иглы сокращают время шитья и не поддаются воздействию масел и кислот, поэтому не оставляют пятен.
Так, как народ постоянно пользовался этим предметом, так и придумывал разные приметы об игле.
Уколоть палец иголкой - считалось для девушки слушать чью-то похвалу.
Если человек потерял иголку без нитки, его ждет встреча с любимым человеком, а если пропажа была с нитью, с ним придется расстаться.
Если на уровне сердца держать крест-накрест две иглы, это защитит от сглаза и наведения порчи.
Наступить на иглу — недобрая примета: предстоит разочароваться в друзьях и с ними разругаться.
Нечаянно сесть на иголку — пережить любовное разочарование и чье-то предательство.
Иголки нельзя дарить - к ссоре; если всё же дарите — слегка уколи того в руку.
Верите или нет вы в приметы, но в то, что иголка незаменимая вещь в нашем доме в это верит каждый.
Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.
Однако неправильным будет думать, что иглы - они только для шитья. Об одних - офортных - мы рассказали в начале. А ведь есть еще патефонные (точнее, были), позволявшие "снимать" звук с бороздок пластинки: Есть игольчатые подшипники как разновидность роликовых. В XIX веке существовало даже так называемое "игольчатое ружье". При спуске курка специальная игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. "Игольчатое ружье", правда, просуществовало не очень долго и было вытеснено винтовкой.
Но самые распространенные "не швейные" иглы - это иглы медицинские. Хотя почему не швейные? Ими хирург как раз шьет. Только не ткань, а людей. Не дай нам Бог познакомиться с этими иглами на практике, а в теории. В теории это интересно.
Для начала иглы в медицине применялись только для инъекций, примерно с 1670 года. Однако шприц в современном понимании этого слова появился лишь в 1853 году. Поздновато, если учесть, что прообраз шприца французский математик, физик и философ Блез Паскаль придумал уже в 1648 году. Но тогда его изобретение мир не принял. Зачем? Какие микробы? Какие инъекции? Бесовщина и ничего более.
Игла для инъекций представляет собой полую трубочку из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Уколы нам делали всем, так что все помнят не очень приятные ощущения от "знакомства" с такой иглой. Теперь уже можно уколов не бояться, т.к. уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку, как утверждают медики, не то что в стоге сена, а и на гладком-то столе не сразу найдешь.
Иголку в виде полой трубочки используют, кстати, не только для уколов, но и для отсасывания газов и жидкостей, например, из грудной полости при воспалениях.
"Швейные" же медицинские иглы хирурги используют для сшивания ("штопки" на их профессиональном сленге) тканей и органов. Эти иголки не прямые, как мы привыкли, а изогнутые. В зависимости от назначения бывают полукруглыми, трехгранными, полуовальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность иглы хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Есть и платиновые хирургические иглы. Офтальмологические (глазные) иглы, при помощи которых делают операции, например, на роговице глаза, имеют толщину в доли миллиметра. Понятное дело, что пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа.
Нельзя не упомянуть еще об одних медицинских иглах - для иглоукалывания. В Китае этот метод лечения был известен еще до нашей эры. Смысл иглоукалывания в определении точки на теле человека, которая по проекции "отвечает" за тот или иной орган. В какую-либо точку (а их известно около 660 штук) специалист вводит специальную иглу длиной до двенадцати см. и толщиной от 0,3 до 0,45 мм. При такой толщине игла для иглоукалывания не прямая, а имеет винтообразную структуру, ощутимую лишь на ощупь. Кончик, который остается "торчать", заканчивается своеобразным набалдашником, так что такая игла напоминает своре булавку, а не иголку.

Вот так плавно мы перешли еще на один швейный предмет - булавку.
Булавок за долгие века человечество изобрело довольно много. Они все разные и имеют разное назначение и историю. Для начала мы поговорим о швейных булавках, выглядящих как иголочка с головкой в виде шарика или ушка. В том виде, в каком они знакомы нам, они известны с XV века. Сейчас портновские булавки имеют не только металлический, но и яркий пластмассовый шарик. Такие булавки особенно удобны при шитье. Есть еще и так называемые "гвоздики" - булавки для упаковки мужских сорочек. Они похожи на обычные, только короче и шарик из металла у них совсем маленький.
В принципе, история иглы и швейной булавки очень похожи в своих этапах, т.к. необходимость в булавках портные испытывали всегда, когда нужно было сколоть детали одежды для примерки или пошива, а, значит, им одновременно нужны были и иглы, и булавки. История булавки, применяемой для шитья, конечно, короче истории иглы, т.к. древние люди не испытывали в булавках необходимости из-за простого кроя и простой технологии пошива. Необходимость появляется в позднюю готику, когда одежда стала прилегающей к телу, а, значит, требующей точного кроя. Это в свою очередь изменило и технологию пошива: стало трудно удерживать многочисленные детали кроя во время их сшивания, и потребовались булавки. Любопытно другое: ни цеховые сообщества средневековья по изготовлению игл, ни фабрики или мануфактуры в дальнейшем никогда не обращали внимания на запросы портных. Они изготавливали булавки, но для других целей: декоративные (о них мы поговорим в следующем номере), булавки для крепления бумаг, для крепления одежды (в носке) и т.п. Портновские булавки их почему-то не интересовали, и портные были вынуждены использовать их по "остаточному" принципу: что перепадет, тем и довольствовались.
Положение выправлялось постепенно. В середине XVIII века французы сделали первые булавки современного типа. Не отстала и Англия, ставшая к тому времени основным поставщиком иголок. В 1775 году Континентальный конгресс североамериканских колоний объявил об учреждении премии, которую вручили бы тому, кто смог бы изготовить первые 300 булавок, равные по качеству тем, которые привозились из Англии. Но только в XIX веке с развитием индустрии моды промышленность стала изготавливать швейные булавки, что называется, персонально для портных.
Что касается булавок для "бумажных" целей, то необходимость в них остро встала в начале эпохи Возрождения, когда появились ученые и писатели, а у них возникло много бумаг, требующих временного скрепления (в отличие от традиционного сшивания - ведь скоросшивателей в те времена не было). Булавки производились методом растягивания металлических брусков в проволоку, которая потом разрезалась на части нужной длины. К получившимся заготовкам прикреплялась металлическая же головка. С изобретением специальной волочильной доски работа пошла быстрее, и в час производилось около 4 тысяч булавок. Стопорилась работа из-за того, что упаковщики не успевали за машиной - им удавалось упаковать в день всего около полутора тысяч штук. Нужно было срочно что-то придумать. И придумали. Принцип разделения труда. (Позже этот принцип был положен в основу конвейерной линии). Выдающийся экономист XVIII века Адам Смит как-то подсчитал, что если бы не этот принцип, в день производилось бы всего несколько булавок. Этот его расчет вошел позже в учебники по экономике и некоторым другим дисциплинам.
На протяжении истории было изобретено всего несколько машин для производства булавок. Самую удачную придумал физик Джон Айреленд Хоу, однофамилец Элиаса Хоу, одного из создателей швейной машинки в Америке. Это не было его первым изобретением, до этого он экспериментировал совершенно в иной области - с резиной, но потерпел там неудачу. На изобретение булавочной машины его подвигла тяжелая работа в богадельне, где он делал булавки вручную. Первая машина получилась плохо (не очень удачливый, видно, был изобретатель). Зато при помощи второй выпускалось 60 тысяч булавок в день. Тут же встала необходимость изобрести еще и машину, которая сразу же упаковывала бы булавки (в те времена их прикалывали к картонным листкам).
Любопытно, что человечество постоянно испытывало недостаток в булавках. Генрих VIII даже издал указ, запрещающий продажу булавок каждый день, для этого отводились специальные дни. Ситуацию с дефицитом это не улучшило, даже наоборот - началась неразбериха, давка, сутолока, очереди (!); указ через некоторое время пришлось отменить.
Анализируя эту ситуацию, приходишь к совершенно неожиданным выводам: представляете, какая была у людей тяга к знаниям и учению, если булавки для скрепления бумаг были таким страшным дефицитом?!
Понятное дело, что на портновские нужды булавок просто не хватало и о портных никто и не думал. Булавки были не только дефицитом, они были большой ценностью и стоили дорого. Набор булавок был настолько нужной вещью, что служил замечательным подарком практически к любому празднику. Трепетное отношение к булавкам сохранилось и до наших дней - мы тщательно собираем рассыпавшиеся булавки и убираем их в надежное место.

Археологические находки свидетельствуют о давнем происхождении иголки. Первые иглы делались из рыбьей кости. Наиболее ранние иглы из металла на территории Европы, датируемые III веком до н.э., были обнаружены в Баварии. Ушко иглы того времени, как и на протяжении многих веков спустя, представляло собой кольцо из загнутого тупого конца. Начиная с XII века в Европе для изготовления игл стали применять технологию волочения проволоки, что значительно увеличило их выработку. Улучшению качества игл способствовало изобретение во второй половине XIV века дамасской стали. Важнейшей вехой в истории этого инструмента стало создание в 1850 году Англии станка, позволяющего не только штамповать иглы, но и делать в них ушко. Масштабы механизированного изготовления игл сделали страну монополистом в производстве этого товара. Использование новой иглы, которая не деформировалась, не ломалась, не ржавела, была хорошо отполирована, способствовала совершенствованию швейного мастерства.

В XVII веке из Германии в русские земли были завезены стальные иглы ганзейскими купцами, а до этого использовались костяные, бронзовые, железные и серебряные. В России началось свое промышленное изготовление игл. Этому способствовал указ Петра I, который гласил о строительстве фабрик по изготовлению иголок. Фабрики были построены на Рязанщине, в селах Коленцы и Столбцы, купцами Сидором Томилиным и братьями Рюмиными. В Коленцах игольная фабрика состояла из четырех отделов: игольного, проволочного, булавочного и машинного. Из Англии доставляли до 1200 пудов стальной проволоки в год – для лучших игл, а для простых — с Истьинского завода. Петр I издал указ «О пошлинах с иностранных игол» для того, чтобы защитить отечественное производство. На Рязанских фабриках выпускалось свыше 32 миллионов игл и булавок в год – что обеспечивало потребности внутреннего рынка и экспортирование в другие страны.
Образ иглы является одним из наиболее мифологизированных в народной культуре. Символика иглы основана на присущих ей свойствах остроты, малой величины, способности проникновения сквозь предметы. Для мифопоэтического сознания важно было также, что металл, из которого делали иглы, имел подземную, то есть потустороннюю, природу – этим обусловливали магические функции иглы. Так, она считалась мощным оберегом, который использовали в опасных ситуациях: при рождении ребенка, на свадьбе, похоронах, во время болезни, в обрядах со скотиной. От сглаза или порчи, например, иголку втыкали в одеяние ребенка. В подол платья невесты и в области груди крестообразно острием вверх втыкали новые неиспользованные иголки, специально купленные к свадьбе. Иглы иногда клали в гроб умершей женщины, чтобы ей было чем шить на том свете. На Русском Севере иглу без ушка втыкали в хомут лошади, везущей покойника в церковь – чтобы не спотыкалась. Иглу нередко использовали в лечебной практике как предмет для наговора. Образ девицы, зашивающей рану с помощью иглы, является устойчивым в заговорах для остановки крови. В день первого выгона скота к хвосту или рогам коровы прикрепляли иглу, чтобы никто не смог нанести на нее порчу.


Вместе с тем игла могла быть опасной: она становилась орудием порчи, если на нее сделан наговор. По представлениям восточных славян, иглой умели оборачиваться колдуны. Эти особенности объясняют существовавший запрет поднимать найденную на дороге иголку. Время использования иглы для шитья в традиционной культуре было строго регламентировано. Запрет не только шить, но и смотреть на иглу распространялся, например, на праздник Благовещенья, связанный с началом нового этапа жизни – пробуждением природы. Нарушение запрета грозило испугом или укусом змеи в лесу. В этом поверье в основе соотнесения образов змеи и иглы лежат их общие признаки: блеск поверхности, острота кончика иглы и жала змеи, хтоническое происхождение. Последний признак иглы был значимым в святочном гадании: девушка бросала иголку в жернова и, вертя их, пыталась услышать предсказание в звуках, возникавших от соприкосновения иглы с металлическими деталями. В Сибири гадали другим способом: пытались вдеть нитку в самую тонкую иголку – удача с первой попытки сулила выход замуж.



Читайте также: