Линия фронта 1914. Восточный фронт первой мировой войны кратко

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

Первая мировая война (1914-1918)

В ней участвовали 38 государств с населением 1,5 миллиарда человек.

Каждая страна преследовала в ней свои цели. Это была война за передел мира. Но ни одна страна не добилась своих целей.

В начале войны народы воюющих стран поддерживали свои правительства. Однако война затягивалась, принося одни лишь бедствия - и поддержка масс постепенно сменялась недовольством. Росло число антиправительственных выступлений, в 1917-1918 годах они достигли апогея. По Европе прокатилась волна буржуазных революций, в результате которых пали крупнейшие империи мира - в том числе российская. А в России вскоре после падения самодержавия к власти пришли большевики.

Причины войны.

Германия планировала сокрушить Францию и Россию. Цель - захватить некоторые французские колонии в Африке, добиться подавляющего влияния в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке, присоединить к себе часть западных территорий России (ее прибалтийские и польские губернии).

Австро-Венгрия рассчитывала подчинить Балканские государства.

Россия стремилась захватить проливы Босфор и Дарданеллы, а также город Константинополь, что позволило бы ей безраздельно контролировать Черноморский бассейн.

Франция намеревалась вернуть утраченные в 1871 году территории и подчинить себе берег Рейна.

Великобритания преследовала цель вывести из игры Германию как своего главного соперника в Европе и мире.

Война была неизбежна, и достаточно было повода, чтобы она началась.

Начало войны.

28 июня 1914 года в Сараево (Босния) был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц Фердинанд. Убийца - член националистической организации Гаврило Принцип. Он оказался сербом, и это послужило для Австро-Венгрии поводом обвинить Сербию в террористическом акте. Австрийские власти предъявили Сербии ультиматум, который ущемлял независимость страны. С 28 июля события начали стремительно развиваться. В этот день Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 30 июля Россия, союзник Сербии, объявила всеобщую мобилизацию. Тогда Германия 1 августа объявила войну России, а 3 августа - Франции. Война началась. В ней противостояли два военных блока - Антанта (Россия, Франция, Англия) и Тройственный Союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Но Италия объявила о нейтралитете, и против стран Антанты выступили Германия и Австро-Венгрия. В 1915 году Тройственный союз был преобразован в Четверной союз: в него вошли Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция. Так в войну вовлекалось все большее число стран.

Ход войны.

Германия разработала план, который помог бы ей избежать войны на два фронта - с Францией и Россией. Согласно этому плану, она рассчитывала в молниеносной войне за два месяца разгромить Францию, а затем уже обрушить всю свою мощь на Россию.

1914 год.

В августе 1914 года Германия начала наступление на Париж. Тогда Франция потребовала у России начать боевые действия на Восточном фронте, чтобы отвлечь часть германских войск на западном направлении и ослабить их мощь. Русские войска перешли в наступление на Восточном фронте. Германии пришлось снять с Западного фронта значительные силы и направить их на Восток. Неподготовленные русские армии были разбиты. Но благодаря действиям России Париж был спасен, а германский план молниеносной войны провалился.

1915 год.

Германское командование приняло новый план войны. Теперь оно решило сначала сокрушить русские войска, вывести Россию из войны, а затем уже окончательно «разобраться» с Францией. На Западе Германия перешла к стратегической обороне, направив основные силы на Восток. 1915 год стал для России самым тяжелым. Русские войска не были готовы к затяжным боевым действиям. Не хватало оружия, боеприпасов. При этом им противостояла хорошо вооруженная германская армия. Силы были явно неравны. Русская армия была вытеснена из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины. А союзники (Франция и Англия) так и не пришли на помощь России, не организовали ни одной крупной военной операции на Западном фронте.

1916 год. «Брусиловский прорыв».

Германия решила, что русская армия хоть и не разбита окончательно, но уже слишком слаба, чтобы продолжать войну. Поэтому она перешла ко второй части своего плана - разгромить Францию. Германское командование организовало широкое наступление против франко-английских войск в районе Вердена, за которым открывалась прямая дорога на Париж. Франция вновь обратилась за помощью к России. И Россия вновь пришла на помощь. Войска Юго-Западного фронта, которым командовал генерал А.А.Брусилов, двинулись в наступление на австрийские позиции. Был совершен знаменитый «Брусиловский прорыв»: русские войска прорвали фронт на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км. Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. Германии пришлось снять с Западного фронта большие силы и бросить их в Австро-Венгрию. Наступление у Вердена было остановлено.

Однако успешные боевые действия русских войск не принесли стратегических успехов, так как союзники опять не поддержали их наступательными операциями на Западном фронте.В результате война приобрела позиционный характер.

1917 год.

В России, как и во всех воюющих странах, ухудшалось положение народных масс. В феврале разразилась революция. Царь отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству. Летом оно организовало новое наступление, которое не принесло успеха. Это усугубило политический кризис в стране. Началась новая революция - Октябрьская. Временное правительство было свергнуто, к власти пришли большевики во главе с В.И.Лениным. Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире. Однако это предложение не было поддержано. Тогда было решено провести мирные переговоры с Германией.

1918 год. Брестский мир. Окончание войны.

Переговоры с Германией прошли в Бресте. Ленин выступал за мир любой ценой. И 3 марта 1918 года грабительский Брестский договор был подписан. Согласно договору, Германии отходили огромные территории России. Кроме того, Россия должна была выплатить громадную контрибуцию.

Россия вышла из мировой войны, но договор мира так и не принес. Бывшие союзники стали врагами. Страны Антанты организовали против Советской России интервенцию. В России началась гражданская война.

Тем временем мировая война продолжалась. В августе в сражении под Амьеном войска Антанты нанесли решающее поражение германской армии. Антанта продолжила боевые действия, стремясь окончательно сломить сопротивление войск Четверного союза. В Германии началась революция, в результате которой монархия была свергнута. Германия была провозглашена республикой. Прошли революции в Австро-Венгрии и Турции. Четверной союз распался.

11 ноября 1918 года Германия подписала акт о капитуляции. Первая мировая война закончилась. После капитуляции Германии Россия аннулировала Брестский мирный договор.

Являясь одним из двух главных театров военных действий Первой мировой войны, Западный фронт по своему военно-политическому значению, безусловно, занимает первое место. Именно здесь германским командованием в августе – сентябре 1914 г. была сделана решающая ставка на победу, а ее провал обусловил конечное поражение кайзеровской Германии, неспособной выдержать затяжную войну на истощение против объединенного потенциала держав Антанты. Будучи первостепенным по важности для Германии, с одной стороны, и Великобритании и Франции, с другой, Западный фронт просуществовал вплоть до заключения Компьенского перемирия в ноябре 1918 г.
После объявления войны России 1 августа 1914 г. Германия предъявила Франции ультиматум, требуя от нее сохранения нейтралитета, однако Франция заявила, что исполнит свои союзнические обязательства перед Россией, и 3 августа Германия объявила ей войну под предлогом якобы имевшей место бомбардировки германской территории французскими аэропланами. Поскольку германский план молниеносной войны (план Шлиффена) предполагал вторжение главных сил германской армии во Францию через территорию Бельгии, отказ бельгийского правительства пропустить германские войска привел к нарушению последними нейтралитета Бельгии, что послужило основанием к вступлению в войну Великобритании, связанной военно-политическими соглашениями с Францией и Россией.

Кампания 1914 г.

В ходе Пограничного сражения в августе 1914 г. французским войскам и британскому экспедиционному корпусу не удалось сдержать наступления семи германских армий, хлынувших через границы Бельгии и Франции. Германский план ведения войны на два фронта заключался в том, чтобы в короткий срок мощным ударом разгромить войска своих противников на Западе, овладеть Парижем и принудить Францию к капитуляции, после чего перебросить главные силы германских войск на Восточный фронт и во взаимодействии с австро-венгерской армией нанести решающее поражение России. Однако этот план был сорван благодаря активным действиям русских войск в Восточной Пруссии. Несмотря на то, что русская 2-я армия генерала Самсонова в итоге потерпела тяжелое поражение под Танненбергом, германское командование, располагая против русских весьма ограниченными силами, было вынуждено подготовить к отправке на Восток резервы – два армейских корпуса, предназначенные для усиления ударной группировки, наступающей на Париж. Это сыграло решающее значение в поражении немцев в битве на Марне.

Битва на Марне (Marne).

5 сентября 1914 г. сосредоточенная восточнее Парижа французская 6-я армия генерала Монури нанесла контрудар в незащищенный правый фланг неприятеля на реке Марна. У германского командования не было свободных сил, чтобы парировать удар, и командующий правофланговой германской 1-й армией генерал фон Клюк перебросил против армии Монури два корпуса, а затем еще две дивизии, оголив стык с соседней 2-й армией.Это позволило французской 5-й армии и британским войскам нанести второй контрудар в открывшуюся брешь. Германская 2-я армия оказалась перед угрозой окружения и была вынуждена отступать на север, потянув за собой соседние 1-ю и 3-ю армии. К 12 сентября германские войска откатились на 60 км, заняв оборону по линиям рек Эна и Вель. Таким образом, германский план разгромить Францию одним ударом потерпел крах, что предопределило неблагоприятный для Германии исход всей войны.
Во второй половине сентября – октябре обе стороны продолжали маневренные действия, пытаясь обойти противника с открытого северного фланга (т.н. «Бег к морю»), в результате чего линия фронта вытянулась до побережья Северного моря, и война приобрела позиционный характер.

Кампания 1915 г.

С конца 1914 г. противоборствующие стороны зарылись в землю, отстроив блиндажи, траншеи, пулеметные точки, надежно прикрытые проволочными заграждениями и минными полями. Попытки прорвать такую оборону всякий раз оборачивались для наступающей стороны огромными потерями при незначительных результатах. В изменившихся условиях военных действий наряду с усилением роли артиллерии, прежде всего тяжелой, стали развиваться новые средства ведения вооруженной борьбы, включая химическое оружие, аэропланы, танки, специально подготовленные штурмовые отряды из пехотинцев и бойцов инженерно-саперных частей. В то же время значение кавалерии, оказавшейся чрезвычайно уязвимой от огня автоматического оружия, авиационных средств поражения (бомбы, аэропланные стрелы) и отравляющих веществ, было сведено на нет. Весной 1915 г. основные усилия Германии были перенесены на Восточный фронт, и англо-французские войска попытались воспользоваться этой ситуацией для перехода в наступление. Однако предпринятая в мае – июне операция в Артуа не увенчались успехом. За две недели боев союзники потеряли 130 тыс. чел., продвинувшись вперед всего на 3-4 км на французском участке фронта и на 1 км на британском.

Конференции в замке Шантийи (Château de Chantilly).

Неудачи англо-французских войск в операциях на Западном фронте, отступление русских армий в Галиции и Польше серьезно обеспокоили военно-политическое руководство держав Антанты.

В середине 1915 г. французское правительство предложило союзникам осуществлять общую разработку будущих операций и внесло проект созыва конференции , где располагалась Главная квартира французской армии. За полтора года было проведено четыре межсоюзнических конференции. Первая конференция (июль 1915 г.) обсудила план союзников на вторую половину 1915 г. На второй конференции (декабрь 1915 г.) обсуждался общий план кампании 1916 г. и рекомендации правительствам стран Антанты по экономическим и политическим вопросам. Третья конференция (март 1916 г.) рассмотрела и одобрила план кампании 1916 г. Четвертая конференция (ноябрь 1916 г.) приняла решение о подготовке согласованных операций к весне 1917 г. На конференциях также неоднократно обсуждался вопрос о централизованном органе по координации действий союзных армий, но военно-политические противоречия между их участниками не позволили создать его. Высший военный совет Антанты был образован лишь в ноябре 1917 г.

Кампания 1916 г.

Несмотря на одержанные в 1915 г. на Восточном фронте крупные успехи, австро-германским войскам не удалось сокрушить Россию и вывести ее из войны, и германское командование решило вновь попытать счастья на Западе.

Битва за Верден (Verdun).

Главной точкой приложения сил был избран укрепленный район Вердена, против которого немцами были стянуты небывалые в истории силы артиллерии (1225 орудий, из них 703 тяжелых, 110 орудий на 1 км фронта). Предполагалось, что в битве за Верден, являющийся ключом к Парижу, французы будут вынуждены истощить свои ресурсы живой силы, вооружения и боеприпасов. Однако в ходе ожесточенных боев, продолжавшихся с февраля по декабрь 1916 г., германская армия смогла добиться лишь очень ограниченных успехов ценой огромных потерь. Этому способствовало, в частности, и то, что в течение года германскому командованию приходилось неоднократно снимать с фронта войска, чтобы поддержать свою союзницу Австро-Венгрию, оказавшейся в тяжелом положении в результате наступления русских войск (Брусиловский прорыв), предпринятом в соответствии с решениями,принятыми на совещаниях представителей генеральных штабов союзных держав в Шантийи.

Битва на Сомме (Somme).

В июле – ноябре 1916 г. объединенное командование союзников предприняло наступательную операцию на реке Сомма, которая вошла в историю как одно из крупнейших сражений Первой мировой войны. Несмотря на многодневную артиллерийскую подготовку, наступление развивалось медленно и ценой больших потерь. Общие потери сторон убитыми и ранеными составили более 1 млн. чел. Для прорыва вражеской обороны в ходе этого сражения впервые в истории были применены танки. В итоге операции союзники на участке в 35 км прорвали германский фронт всего на 10 км. в глубину. Чтобы не допустить развития прорыва, немцам пришлось срочно создавать новую линию обороны. Потери под Верденом и на Сомме серьезно сказались на моральном духе и боеспособности германских войск. Стратегическая инициатива надолго перешла к союзникам.

Кампания 1917 г.

Кампания 1917 г. была отмечена новыми попытками союзников прорвать фронт. Этому предшествовал отход германских войск на тыловой оборонительный рубеж (линия Гинденбурга), подготовленный зимой 1916-17 гг. Сокращая линию фронта, германское командование освобождало тем самым часть своих сил.

Апрельское наступление британцев и французов под Аррасом, вошедшее в историю как «бойня Нивеля» (по имени французского главнокомандующего Робера Нивеля), не достигло поставленных целей, а понесенные в ходе него потери вызвали протестные настроения и беспорядки во французской армии на почве нежелания солдат идти в бой. Столь же малоуспешными были действия британских войск в ходе нескольких операций, предпринятых в июле – ноябре во Фландрии (битва при Пашендейле). Их результаты оставались далеки от желаемых, однако полученный опыт позволил усовершенствовать наступательную тактику союзников, успешно применявшуюся в операциях 1918 г.

Битва при Камбре (Cambrai).

В конце ноября – начале декабря 1917 г. британские войска предприняли крупномасштабную операцию против нового германского рубежа обороны в районе города Камбре, сделав ставку на массированное применение танков (476 единиц) и новую штурмовую тактику пехотных подразделений. В первый день наступления им удалось добиться ощутимых успехов, прорвав немецкий фронт на участке 12 км на 6-8 км в глубину при довольно небольших потерях. Однако задержка с вводом в прорыв канадской кавалерии позволила немцам оправиться от первоначального шока и закрыть брешь. В течение последующих дней германские войска смогли полностью остановить продвижение противника, а затем перешли в контрнаступление и оттеснили британцев на исходные позиции.
В ходе кампании 1917 г. обе стороны почти до предела истощили свои силы. Решить исход борьбы в пользу одной из них могло лишь воздействие внешних факторов. Для Германии это был выход из войны России в результате большевистской революции и возможность использования на Западном фронте дополнительных сил, переброшенных с Востока; для Великобритании и Франции – вступление в войну США на стороне Антанты и прибытие в Европу многочисленных и свежих американских войск. В такой ситуации Германия могла рассчитывать лишь на достижение решительной победы до того, как на фронте появятся достаточно крупные американские контингенты.

Кампания 1918 г.

В марте 1918 г. после заключения Брестского мира между Германией и Советской Россией германские войска предприняли на Западе ряд наступательных операций, вошедших в историю под общим названием «Битва кайзера». Немцам удалось значительно потеснить своих противников и вновь, как в 1914 году, выйти на подступы к Парижу. Однако материальные ресурсы Германии и моральный дух армии и населения были окончательно надорваны. В июле в ходе второго сражения на Марне немецкое наступление было остановлено, а в августе, прорвав германский фронт под Амьеном, англо-французские войска перешли в наступление, поддержанное прибывшими во Францию американскими войсками. Германское командование было вынуждено оставить все территории, занятые в ходе наступления, и отвести войска на тыловые позиции. Неудачи на фронте и крайне тяжелое положение в тылу привели в начале ноября к революции в Германии, монархия пала, и пришедшее к власти временное правительство подписало 11 ноября в Компьене (Compiegne) перемирие с державами Антанты, признав поражение в войне и обязавшись эвакуировать все территории, еще занимаемые германскими войсками на тот момент.

С.И. Дробязко,
кандидат исторических наук

В первой мировой войне участвовало 38 государств, в нее было вовлечено более полутора миллиардов человек, т.е. более ¾ населения земного шара.

Поводом для развязывания международного конфликта послужило убийство сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, получив отказ, объявила 19 июля войну России. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день — Англия, а 26 июля было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.
В Европе сложились два фронта: Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России).

В основе войны 1914 — 1918 гг. лежали нарастающие на протяжении многих десятилетий противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз . С другой стороны, Англия, Франция и Россия (Антанта ).

Ход военных действий на Восточном фронт

Основные сражения на русском (Восточном ) театре военных действий в начале войны развернулись на северо-западном (против Германии) и юго-западном (против Австро-Венгрии) направлениях. Война для России началась наступлением русских армий в Восточной Пруссии и Галиции.

Россия во время первой мировой войны 1914-1918 гг. Перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую

Восточно-Прусская операция

Восточно-Прусская операция (4 августа — 2 сентября 1914 г.) закончилась серьезной неудачей для русской армии, но оказала большое влияние на ход операций на Западном фронте: немецкое командование было вынуждено перебросить на восток крупные силы. Это стало одной из причин провала немецкого наступления на Париж и успеха англо-французских войск в битве на реке Марна.

Галицкая битва

Галицкая битва (10 августа — 11 сентября 1914 г.) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась на 280 — 300 км, заняв Галицию и ее древнюю столицу Львов.

В ходе последовавших затем боев в Польше (октябрь — ноябрь 1914 г.) германская армия отразила попытки продвижения русских войск в пределы своей территории, но ей не удалось нанести поражение русским армиям.

Российским солдатам и офицерам приходилось сражаться в исключительно сложных условиях. Неподготовленность России к войне проявилась особенно остро в плохом снабжении армии боеприпасами. Член Государственной думы В. Шульгин, побывавший на фронте вскоре после начала военных действий, вспоминал: “Наши позиции немцы крыли ураганным огнем, а мы в ответ молчали. Например, в той артиллерийской части, где работал, было приказано тратить в день не более семи снарядов на одно полевое … орудие”. В такой ситуации фронт удерживался в значительной мере за счет мужества и мастерства солдат и офицеров.

Сложная обстановка на Восточном фронте вынудила Германию предпринять ряд шагов по сдерживанию активности России. Ей удалось в октябре 1914 г. втянуть в войну с Россией Турцию. Но первая же крупная операция русской армии на Кавказском фронте в декабре 1914 г. привела к поражению турецкой армии.

Активные действия русской армии вынудили германское командование в 1915 г. радикально пересмотреть свои первоначальные планы; вместо обороны на востоке и наступления на западе был принят иной план действия. Центр тяжести в войне переместился на Восточный фронт и конкретно против России. Наступление началось в апреле 1915 г. прорывом обороны русских войск в Галиции. К осени немецкая армия заняла большую часть Галиции, Польши, часть Прибалтики и Белоруссии. Однако их основная задача — полный разгром русских вооруженных сил и вывод России из войны — не была решена германским командованием.

К концу 1915 г. война на всех фронтах приняла позиционный характер , что было крайне невыгодно Германии. Стремясь скорее добиться победы и не имея возможности осуществить широкое наступление на русском фронте, германское командование вновь решило перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден .

И снова, как и в 1914 г., союзники обратились к России, настаивая на наступлении на Восточном, т.е. на русском фронте. Летом 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление, в результате которого русские войска овладели Буковиной и Южной Галицией.

В результате “брусиловского прорыва ” немцы вынуждены были снять с западного фронта 11 дивизий и направить их на помощь австрийским войскам. Тогда же ряд побед был одержан и на Кавказском фронте , где русская армия углубилась на территорию Турции на 250 — 300 км.

Таким образом, в 1914 — 1916 гг. русской армии пришлось принять на себя мощные удары неприятельских сил. В то же время недостатки вооружения и снаряжения снижали боеспособность армии и значительно увеличивали ее жертвы.

Весь период 1916 — начало 1917гг. в политических кругах России шла упорная борьба между сторонниками сепаратного мира с Германией и сторонниками участия России в войне на стороне Антанты. После февральской революции 1917 г. Временное правительство заявило о верности России своим обязательствам странам Антанты и в июне 1917 г. предприняло наступление на фронте, оказавшееся неудачным.

Участие России в первой мировой войне закончилось подписанием в марте 1918 г. Брестского мира между Германией и Советской Россией.

На Западном фронте военные действия продолжались до осени 1918 г., когда 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

План урока

Тема урока: «Первая мировая война. Боевые действия1914-1918 годов».

Цель урока:

- сформировать представление о масштабах и основных событиях Первой мировой войны.

Развивать умение работать в группах; продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы;

Воспитывать неприятие войны, жестокости, уважение к человеческой жизни как высшей ценности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока :

    Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.:Просвещение, 2013.

    Карта «Первая мировая война. 1914-1918 гг.».

    Раздаточный материал – фрагменты документов.

План урока :

    Причины войны. Повод к войне.

    Участники и их цели.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

    Итоги Первой мировой войны.

Эпиграф: «Двадцатый век...
И черная, земная кровь,
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...!»

Александр Блок.

Ход урока

    Организационный момент.

а) сообщение цели и задач урока.

Уже 100 лет отделяет нас от даты – 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель работая с историческими документами и учебником мы должны будем дать оценку Первой мировой войне???

    продолжительность – 1554 дня;

    число стран-участниц – 38;

    состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран:

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

    число государств, на территории которого походили военные действия –14;

    численность населения стран-участниц войны – 1,5 млрд человек (62% населения планеты).

II. Объяснение нового материала.

1. Причины войны. Повод к войне.

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

2. Участники и их цели.

Самостоятельная работа обучающихся.

Задание 1: Проанализировав текст учебника на стр.37-40 составить таблицу: Участники войны и их цели.

Участники войны и их цели

Задание 2: Проанализировав документы выскажите свое мнение о готовности к войне стран Антанты и Тройственного союза: - вооружение - вооруженные силы – затраты.

Численность вооруженных сил

(ведущие державы и их владения)

В строю

(млн. чел.)

Австро-Венгерская империя

Австрия и Венгрия

Британская империя

Великобритания

Германская империя

Германия

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Прямые военные расходы

Вооружение.

Пуле-меты

(млрд. шт.)

Аэро-планы

Авто-мобили

Воен-ный флот

Вин-товки

Австро-Венгерская империя

Британская империя

Германская империя

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Выступления представителей от групп.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

Работа в группах.

Перед обучающимися ставится задача: Изучив материал учебника и данные таблицы, рассказать об основных военных операциях 1914-1918 гг. их результатах, показать на карте основные сражения.


1) 1914 год
В чем заключался план молниеносной войны? Почему он был сорван? Назовите крупнейшие сражения 1914 года. Каковы главные итоги военной компании 1914 года?
2) 1915 год
Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза? Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему? Итоги военной компании 1915 года.
3) 1916 год
Назовите главные сражения 1916 года и их итоги. Основные сражения на море и их итоги. Как отражались военные события на жизненном уровне населения воющих стран?
4) 1917 год
Россия в I мировой войне в 1917 - начале 1918 гг. Каковы особенности военных действий в 1917 году? Назовите главные сражения 1917 года. Главные итоги военной кампании 1917 года.
5) 1918 год
В чем заключается последний стратегический план германского командования, разработанный Гинденбургом? Почему он провалился? Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза? Где и когда закончилась I мировая война?
Выступление представителей групп.

Таблица: Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

    Итоги Первой мировой войны.

Обобщение преподавателем.

Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки.

В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции. Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации.

Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

    Закрепление изученного материала.

Тест: «Первая мировая война».

    Исключите лишнее.

Причины Первой мировой войны.

    Стремление индустриальных держав к ослаблению государств конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических проблем.

    Стремление индустриальных держав к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

    Стремление колоний к политической независимости.

    Стремление стран-участниц разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

    Вставьте пропущенные слова.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило …………………………………

    Подчеркните правильный ответ.

План Шлиффена предполагал:

    1. Маневренную войну.

      Молниеносную войну.

      Позиционную войну.

      Коалиционную войну.

4. Исключите лишнее .

В Антанту не входила:

    Великобритания

    Болгария

    Италия

    Франция

5. Исключите лишнее .

В Четверной союз не входила:

    Турция

    Болгария

    Италия

    Австро-Венгрия

    Подчеркните правильный ответ .

Компьенское перемирие было подписано:

    Подведение итогов урока.

Выставление общей оценки группе и комментирование оценок

    Домашние задание:



Читайте также: