Деревянный конь мифы древней греции краткое содержание. Бойтесь данайцев, дары приносящих: миф о троянском коне. Лаокоон ударяет троянского коня копьем

Деревянный конь греков. - Предсказание Кассандры о троянском коне. - Лаокоон ударяет троянского коня копьем. - Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион. - Смерть Приама. - Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи. - Менелай прощает Елену. - Троянские пленницы Гекуба и Кассандра. - Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса.

Деревянный конь греков

Греки исполнили все предопределения о Трое, которых от них требовали прорицатели, но для того чтобы войти в Трою и овладеть ею, они, а главным образом Одиссей, придумали следующую хитрость. Скульптор Эпей с помощью построил огромного деревянного коня; в него спрятали вооруженного Одиссея с храбрейшими из греческих воинов.

В античной мифологии и дальнейшей истории европейской культуры этот деревянный конь скульптора Эпея получил наименование троянского коня . Само выражение троянский конь сделалось в европейских языках нарицательным и обозначает нечто, содержащее в себе под привлекательной внешностью скрытую угрозу.

Рационализирующие толкователи мифов древней Греции полагали, что под образом деревянных коней аллегорически были переосмыслены морские деревянные корабли, взявшие Трою, а позднейшая мифология сделала из них одного коня.

Этого коня греки оставляют посреди лагеря, а сами для вида садятся на корабли и отплывают. Обрадованные троянцы выходят из своего города. Увидав огромного деревянного коня, одни из троянцев начинают требовать, чтобы его привели в Трою и посвятили богам в благодарность за избавление от греков, другие же противятся этому, в особенности Кассандра, дочь Приама.

Предсказание Кассандры о троянском коне

Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания, но Кассандра не согласилась быть его супругой. Боги не могут брать обратно своих даров, и разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.

Напрасно Кассандра уговаривает троянцев, напрасно вся в слезах предсказывает она им следующее: «Безумные, какое ослепление овладело вами, если вы хотите ввести в стены вашего города это произведение хитрости и обмана! Разве вы не видите, что в нем спрятаны ваши враги!» (Гомер).

Лаокоон ударяет троянского коня копьем

Троянцы не верят Кассандре, несмотря на то что Лаокоон , троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков.

Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания.

Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал:

Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes -
«Что бы это ни было, я боюсь данайцев [т.е. греков], даже когда они приносят дары».

Эти высказывание Лаокоона в передаче Вергилия стало латинскими крылатыми словами.

Когда же затем Лаокоон на берегу моря вместе с двумя сыновьями приносил жертву богу Посейдону, из недр моря выходят две змеи. Они обвиваются вокруг сыновей Лаокоона; несчастные в страхе зовут отца на помощь. Лаокоон спешит к сыновьям, но и его обвивают змеи как бы железными кольцами. Вне себя от боли и ужаса, взывает Лаокоон к богам; они остаются глухи к его мольбам. Задушив Лаокоона и его сыновей, змеи скрываются в храм Афины Паллады под ее алтарем.

Ужас объял троянцев. Они видят гибель Лаокоона. Троянцам кажется, что Лаокоон наказан за то, что осмелился проткнуть копьем священного коня, и народ требует, чтобы деревянный конь отвезен был немедленно в храм Афины Паллады в Трое.

Трагическая кончина Лаокоона и его сыновей послужила сюжетом для одного из величайших произведений античной скульптуры. Знаменитая скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, удушаемые змеями богини Афины» была найдена в Риме в 1506 году и находится теперь в Ватикане.

Римский писатель Плиний Старший говорит, что она была изваяна тремя родосскими скульпторами - Агесандром, Полидором и Афинодором; время их жизни неизвестно, но есть основание предполагать, что это произведение относится к эпохе процветания Родосской школы, то есть к 250-200 годам до Р.X.

Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион

Следующая уловка греков еще сильнее утвердила в троянцах решение ввести в город деревянного коня.

Грек по имени Синон из Аргоса ранил себя и покрыл себе все лицо царапинами. Обливаясь кровью, Синон бросился к ногам царя Приама, жалуясь на жестокость греков и прося защиты.

Приам принял его с радостью, наградил его подарками и спросил его о троянском коне. Синон ответил, что греки погибнут, лишь только деревянный конь войдет в город Трою.

Тогда троянцы, не сомневаясь более и надеясь на покровительство Афины Паллады, впрягаются сами и ввозят троянского коня в город, предшествуемые певцами и музыкантами.

Ночью отряд греков, введенный таким образом в город, выходит из троянского коня и открывает ворота Трои своим товарищам.

Греки со всех сторон окружают дворец престарелого Приама, который, видя, что во дворец врываются толпы греков, ищет убежища со всей семьей у подножия алтаря Зевса.

Смерть Приама

Сын Ахиллеса Неоптолем, или Пирр, преследует детей Приама, и последний сын погибает у ног отца.

Приам схватывает дротик и дрожащей рукою бросает его в убийцу сына, но Неоптолем кидается на Приама и убивает его мечом.

«Так окончил жизнь Приам, так погиб среди горящей Трои этот могущественный властелин Азии, царь стольких народов. Приам теперь не что иное, как окровавленное туловище, тело без имени» (Вергилий).

Существует много античных изображений смерти Приама и его детей.

Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи

Пока Приам, пораженный жестоким Неоптолемом, умирает, Андромаха, вдова Гектора, предвидя участь своего сына Астианакта, старается его укрыть. Астианакт в страхе прижимается к матери Андромахе, но она говорит ему: «Ты плачешь, сын мой! Ты разве понимаешь, что ждет тебя? Зачем твои маленькие ручки обвивают так сильно мою шею, зачем ухватился ты так крепко за мои одежды? Гектор не появится из-под земли, вооруженный своим грозным копьем, чтобы спасти тебя; ни семья его, ни прежнее фригийское могущество - ничто не спасет тебя. Сейчас будешь ты сброшен неумолимым врагом с высокой скалы, и я услышу твой последний вздох» (Еврипид).

Кровожадный Неоптолем уже повсюду ищет сына Гектора. Андромаха, омывая слезами ноги Неоптолема, умоляет его даровать жизнь ее сыну, но суровый воин не слушает ее. Неоптолем схватывает ребенка Гектора и Андромахи и сбрасывает Астианакта со скалы.

Группа скульптора Бартолини прекрасно передает весь ужас этой мифологической сцены.

Парис погибает, пронзенный стрелой Геракла, пущенной Филоктетом.

Менелай прощает Елену

Елена, виновница всех этих бед, ищет спасения у подножия алтаря. Менелай настигает ее там. Менелай хочет наконец отомстить за нанесенное ему оскорбление, но, пораженный вновь красотою Елены, он роняет меч, которым собирался покарать виновную. Менелай забывает и прощает все и увозит Елену с собою.

Троянские пленницы Гекуба и Кассандра

Сохранилось много произведений искусства, изображающих падение Трои и печальную судьбу Приама.

В Неаполитанском музее находится прекрасная античная ваза, на которой представлены главнейшие эпизоды гибели Трои.

Взяв Трою, греки поделили между собою добычу и увели с собой пленников, чтобы продать их в чужой стране. По-видимому, участь этих несчастных троянцев, так храбро защищавших родной город и обреченных на старости жить в тяжелом и постыдном рабстве, сильно занимала воображение античных художников, потому что существуют почти во всех музеях прекрасные статуи, известные под названием «Пленников». Все они одеты в троянские одежды, выражение их лиц грустное и покорное, они все как будто мечтают и грустят о потерянном отечестве.

Участь троянских женщин была самая печальная.

Престарелая Гекуба, вдова Приама, досталась Одиссею. Оплакивая гибель своих детей, Гекуба с ужасом думает о своей одинокой старости и о страшных лишениях и трудах, которые ее, прежнюю царицу, ожидают в рабстве. Гекуба говорит: «Смертные, пусть судьба моя послужит вам уроком: не называйте даже самого счастливого смертного счастливым до кончины его» (Еврипид).

Пророчица Кассандра, дочь Приама, предсказывает свой союз с Агамемноном. Кассандра торжествует заранее, зная, что она сойдет в царство теней лишь тогда, когда увидит гибель дома Атридов, потомков Атрея, погубивших ее семью (Еврипид). Но никто не верит предсказаниям Кассандры, и Агамемнон увозит ее как свою пленницу.

Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса

Утолив наконец свою жажду мести, греки пустились в обратный путь. Едва успели они сняться с якоря, как разразилась буря и появилась тень грозного Ахиллеса; она начала упрекать товарищей за то, что они покидают могилу героя, не принеся Ахиллесу никакой жертвы.

Ахиллес должен был, в случае мира с Троей, вступить в брак с Поликсеной, одной из дочерей Приама. Прорицатели, спрошенные о том, какую жертву требует себе Ахиллес, ответили, что он желает, чтобы Поликсена отправилась за ним в царство теней и стала бы там его супругой.

Несмотря на мольбы и просьбы Гекубы, Поликсена была принесена в жертву на могиле Ахиллеса.

На многих античных гравированных камнях изображен Неоптолем, закалывающий мечом Поликсену на могиле Ахиллеса.

Древнегреческий скульптор Поликлет изваял прекрасную статую Поликсены, которая пользовалась большой известностью в античности.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

July 13th, 2017

Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне? В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана еще в позапрошлом веке. Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, происшедших в XII веке до нашей эры. Открываются все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств…

Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном - братом Менелая.

Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера - на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес - на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.

Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись.

Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».

За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря - рва, заостренных кольев и стены с башнями).

Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших - непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой - «ударами острых мечей и пик двуконечных» - отбросили их.

В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение.

Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место - пятку Ахилла, другая - в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда - последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то - сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» - вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.

Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам - это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента , изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной ее гибели стал именно конь? Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.

Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, но затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Таким образом мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

По версиям сторонников теории палеоконтактов, мифы - это история, реально происходившие события. Современным примером такого значения слова «миф» является «культ карго». Поэтому они предлагают религии и науке по-новому взглянуть на мифологию. В качестве примеров они приводят описания странных явлений, например из Библии, и дают им новые объяснения, используя современные знания о науке, терминологию.

Миф о троянском коне

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою.

Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской . На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи ), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (либо конь был сделан из клёна ).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes! ). Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь », употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей

Мифологическое сознание

Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души.

Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия, что, с одной стороны, делает миф уязвимым для рациональной критики, с другой же - выводит его из пространства таковой (отсюда устойчивость мифологических представлений и трудность борьбы с ними; для рационального переубеждения человек уже должен допустить, что мифологическое объяснение происходящего не является единственно возможным и может оказаться недостоверным). Мифологемы устойчивы во времени и в разных культурных и социальных условиях дают разные манифестации. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Поэтому нельзя отождествлять миф и религию, хотя, например, некоторые формы религиозности (т.наз. "народная религиозность") из сферы теологически отрефлектированной религии переходят в область мифологии и вторичного мифологического осмысления догматов, ритуалов, иных религиозных практик.

Отсюда проистекает актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Постоянной областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном форльклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т.д.). Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, "счастливых", "несчастливых" и проч.). Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее.

Деревянный конь

Солдаты и вожди, которым надоела затянувшаяся война, с радостью приветствовали предложение Улисса взять город хитростью. Они тайно соорудили колоссального деревянного коня, в чреве которого мог разместиться большой отряд. Основное войско, якобы потерявшее надежду овладеть городом, погрузилось на корабли, оставив на месте своего лагеря этого коня. Повсюду распространялись слухи, что этот конь – жертва Нептуну. Хитрый раб Синон остался, чтобы убедить троянцев ввести коня в город и поставить его на площади как памятник мужеству горожан.

К нескрываемой радости троянцев, греческий флот уплыл. Но они не знали, что корабли ушли не далеко – они спрятались за островом Тенедос и стали ждать. Все жители Трои вышли из города, окружили коня и стали расспрашивать Синона, почему он остался. Раб стал жаловаться на греков и посоветовал троянцам сохранить в своем городе жертву греков Нептуну.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что означает выражение «троянский конь»? После гибели Париса троянцы больше не рисковали выходить на битву в открытое поле, но мощные стены Трои все еще оставались непреодолимым препятствием для греков. Выход из положения нашел Одиссей. По его совету мастер Эпей

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Как появился на свет крылатый конь Пегас и как он стал символом поэзии? В греческой мифологии Пегас – крылатый конь, сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет вместе с воином Хрисаором из мертвого тела обезглавленного Персеем чудовища. Беллерофонт взнуздал

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

Деревянный Будда Учитель Теннен Танка однажды посетил храм и остановился там на ночь. Настоятель храма был счастлив, поскольку Теннен Танка был очень знаменитым учителем, и большим благословением храму явилось то, что он пришёл сюда. Но ночью Теннен сделал нечто такое,

Из книги Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика автора Штайнзальц Адин

Куда делся конь? Царевич купил чистокровного скакуна и, чтобы уберечь его от воров, поместил в конюшне из кирпича, охраняемой вооружённым сторожем. Как-то ночью царевич не мог заснуть и решил прогуляться. Проходя мимо конюшни, он обратил внимание на сторожа: тот, казалось,

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

59. Деревянный подлокотник Однажды в монастыре Или-чуань повар-монах принимал у себя в гостях монаха-садовника. Когда они сидели за столом, раздалось птичье пение. Только оно смолкло, садовник постучал пальцем по ручке кресла. Птица запела снова, но скоро замолчала.

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

86. Деревянный шар Цзю-феня Однажды Цзю-фень начал свою лекцию с того, что показал на маленькой площадке деревянный шар. ФУГАИ: Изогнутый огурец. Цзюань-ша пошел вслед за шариком, поднял его и положил на место. ФУГАИ: Круглый арбуз.НЕГЭН: Когда Юань-ву читал лекцию об

Из книги автора

Всадник и конь Опубликовано в 10 выпуске "Мекор Хаим" за 1999 год. С чем можно сравнить любовь?С горой? Со слоном? С миллионом долларов?Переживание любви дается непосредственно, но как ее описать?Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика- В прошлый раз, когда мы с

Из книги автора

Из книги автора

Троянский конь В древнегреческой мифологии эпизод с Троянским конем – один из заключительных эпизодов поэмы «Илиада». После длительной и безуспешной осады, греки прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид,

Даже после долгих боев никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей решил действовать хитростью. Он посоветовал грекам соорудить такого громадного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие воины. А когда троянцы ввезут коня в город, ночью выйдут герои и откроют ворота города. Одиссей уверял, что только таким способом можно взять Трою. Вещий Калхант, которому Зевс послал знамение, тоже убеждал греков прибегнуть к хитрости.

Знаменитый художник Эпей с учеником, с помощью богини Афины, соорудил громадного деревянного коня. В него вошли вооруженные воины. Эней так плотно закрыл отверстие, через которое вошли герои, что нельзя было даже подумать, что в коне кто-то есть. Затем греки сожгли все постройки в своем лагере, сели на корабль и отплыли в открытое море.

С высоких стен Трои осажденные видели необычайное движение в лагере греков. Вдруг заметили они, что из стана греков поднимаются густые клубы дыма. Ликуя, вышли троянцы из города и пошли к стану, который действительно был покинут, кое-где догорали еще постройки. Они были уверены, что кончилась, наконец, осада, миновали все беды, можно предаться теперь мирному труду.

Вдруг в изумлении остановились троянцы, увидев деревянного коня. Смотрели они на него и терялись в догадках, что это за изумительное сооружение. Одни из них советовали бросить коня в море, другие - везти в город и поставить на акрополе. Начался спор. Тут перед спорящими появился жрец бога Аполлона, Лаокоон. Он горячо стал убеждать своих сограждан уничтожить коня.

Уверен был Лаокоон, что конь - это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Не верил Лаокоон, что навсегда покинули греки Трою. Умолял троянцев остерегаться коня. Лаокоон схватил громадное копье и метнул в коня. Содрогнулась статуя от удара, и глухо забряцало внутри нее оружие. Но помрачили боги разум троянцев, - они все-таки решили везти коня в город.

Вдруг послышался громкий крик. Это пастухи вели связанного пленника, который сдался добровольно. Этим пленником был грек Синон. Окружили его троянцы и стали издеваться над ним. Молча стоял Синон, боязливо глядя на окружавших его врагов. Наконец, заговорил он. Горько сетовал, проливая слезы, на злую судьбу свою. Тронули слезы Синона Приама и всех троянцев. Стали они расспрашивать задержанного, кто он и почему остался. Тогда Синон рассказал вымышленную историю, которую придумал для него Одиссей, чтобы обмануть троянцев.

Поверили троянцы хитрому греку. Приам велел освободить его и спросил, что значит этот деревянный конь, оставленный греками в лагере. Только этого вопроса и ждал Синон. Призвав богов в свидетели того, что говорит правду, Синон сказал, что конь оставлен, чтобы умилостивить грозную Афину. Поверили троянцы Синону. Ловко сыграл он ту роль, которую поручил ему Одиссей.

Еще больше убедили троянцев, что Синон говорил правду, ужасные змеи, посланные Афиной. Быстро плыли они к берегу, извиваясь в волнах. Выползли твари на берег и в ужасе разбежались все троянцы. Змеи же бросились на двух сыновей Лаокоона и обвились вокруг них. Поспешил на помощь сыновьям Лаокоон, но и его обвили змеи. Своими острыми зубами терзали они тела жреца и его двух сыновей. Старался сорвать с себя змей несчастный и освободить детей своих, но напрасно. Яд проникал все глубже в тело.

Страдания Лаокоона и сыновей его были ужасны. Лаокоон погиб, видя ужасную смерть своих ни в чем не повинных детей, погиб, потому что хотел, вопреки воле бога, спасти родину. Змеи же, совершив свое подлое дело, уползли и скрылись под щитом статуи Афины.

Гибель Лаокоона окончательно убедила троянцев, что они должны ввезти деревянного коня в Трою. Разобрали они часть городской стены, так как громадную статую нельзя было провезти через ворота. Четыре раза останавливался конь, ударяясь о стену, когда тащили его через пролом, и грозно гремело в нем от толчков оружие греков, но не слыхали этого горожане. Наконец, притащили они коня в акрополь.

Вещая Кассандра пришла в ужас, увидав коня. Она предвещала гибель Трои, но смехом ответили троянцы - ее предсказаниям никогда не верили.

В глубоком молчании сидели в коне воины, чутко прислушиваясь к каждому звуку, доносившемуся извне. Слыхали они, как звала их, называя по именам, прекраснокудрая Елена, подражая голосу их жен. Насилу удержал одного из героев Одиссей, зажав ему рот, чтобы тот не ответил.

Наступила ночь. Троя погрузилась в глубокий сон. У деревянной статуи послышался голос Синона - он дал знать героям, что теперь они могут выйти. Синон успел разложить и большой костер у ворот Трои. Это был знак укрывшимся за Тенедосом грекам, чтобы спешили они к городу. Осторожно, стараясь не производить шума оружием, вышли из коня герои; первыми были Одиссей с Энеем. Рассыпались герои по погруженным в сон улицам Трои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущий город. На помощь героям явились и остальные греки. Началась ужасная битва. Троянцы защищались, кто чем мог.

В гневе убил бы Менелай и прекрасную Елену, но удержал его Агамемнон. Богиня Афродита вновь пробудила в груди Менелая любовь к Елене, и он торжественно повел ее к своему кораблю.

Из всех героев Трои спасся лишь Эней, вынесший на руках из города своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Он неоднократно советовал троянцам выдать прекраснокудрую Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.

Долго пылала еще Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Далеко был виден этот громадный погребальный костер. Пала Троя - самый могущественный город в Азии. Ахейцы победили, но какой дорогой ценой!

Грозных полчищ воевода, Агамемнон, царь царей

Обозрел толпы народа уцелевшего от прей -

И поник он головою,

Грустной думой одержим -

Много их пришло под Трою,

Мало их вернется с ним…

Гомер, «Илиада».

Троянская война не принесла успеха ни одной из сторон. Она обернулась трагедией, но порожденной не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.


| |

Читайте также: