Положение материка северная америка. Презентация на тему "сравнение географического положения африки и австралии" Определите, какое влияние на формирование природно-климатических условий Южной Америки оказывают

Цель: 1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки.

2. Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

4. научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Оборудование:

Инструктивная карточка

I. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико – географического положения материка, определять его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.


С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сход­ство?

Краткий вывод запишите в тетрадь.

Определите черты сходства и различия в рельефе Австралии и

Практическая работа № 5

По теме: «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки»

Цели: 1. Установить особенности рельефа Южной Америки.

2. Совершенствовать свое умение описывать рельеф территории по картам и типовому плану.

3. Учиться сравнивать рельеф двух материков, делать на основе проведенного сравнения выводы о сходстве и различии.

Оборудование: физическая карта Южной Америки и Африки, атлас за 7 класс

Инструктивная карточка

1. Определите черты сходства и различия в рельефе Южной Америки и
Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа № 6

по теме:«Сравнительное описание крупных речных систем Африки и Южной Америки»

Цели: 1. Описать крупные речные системы Южной Аме­рики и Африки, показать зависимость их от рельефа и климата. Оце­нить возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.

2. Проверить и ©ценить свое умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.

Оборудование: физическая карта Южной Америки и Африки, атлас за 7 класс

Инструктивная карточка

1. Составьте описание крупных речных систем Южной Амери­ки и Африки по предложенному плану.

План Южная Америка (указать речную систему) Африка (указать речную систему)
1. В какой части материка располагается речная система?
2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки.
3. Бассейну какого океана принадлежит?
4. Главные притоки
5. Зависимость от рельефа (характер течения, пороги и водопады, работа реки)
6. Зависимость от климата (источник питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)
7. Возможность хозяйственного освоения бассейнов рек.
8. Трудности хозяйственного освоения бассейнов рек

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте. На контурной карте:-1) подпишите название главной реки у истока и устья; 2) подпишите, к бассейну какого океана принадлежит речная система; 3) подпишите главные притоки; нанесите пороги и водопады, если таковые имеются; 5) укажите источники питаний, многоводность, режим реки (колебания уровня воды по сезонам года); 6) условными знаками (знаки легенды карты придумать самостоятельно) покажите возможности и трудность хозяйственного освоения этих рек.

2. Втетради сделайте краткий вывод о различиях речных систем, связанных с их географическим положением.

Практическая работа № 7

«Внутреннее строение Земли» - Масса Земли равна М = 5,974?1024 кг, средняя плотность 5,515 г/см3. Схема теплового баланса Земли. Земля имеет грушевидную форму, называемую геоидом. Карта поверхности Земли. Радиационные пояса. Сплюснутость Земли с полюсов объясняется вращением. Внутреннее строение планет-гигантов. Экваториальный радиус планеты составляет R = 6 378 км.

«Острова» - Турагентство «Страны мира». Гавайи вошли в состав США и являются пятидесятым по счёту штатом. Карта Тихого океана. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. Филиппины знамениты своими пляжами и живописными коралловыми рифами. Гавайские острова были присоединены к США в качестве колонии, а в 1959г.

«Южные материки» - В ходе выступлений по защите проектов (+ 2-3 мин.) каждый учащийся заполняет таблицу: III Завершающий этап. Цель: Почему? I Организационный этап. Что такое географическое положение? II Основной этап 1. Мотивация. 1. Закрепление знаний. Общие особенности географического положения южных материков. Группы находятся за отдельными столами.

«Строение Земли» - Луна на нашем небосклоне. Нейл Армстронг, первый человек на Луне. 20 июля 1969 года. Земля. Поверхность Земли. Содержание. Эволюция. Строение атмосферы. С Земли можно увидеть наш спутник-Луну. Спутник Земли. Полёт на Луну. Основные составляющие атмосферы Земли – азот и кислород. Давление атмосферы на уровне моря – 1 атм = 101325 Па = 760 мм рт. ст.

«География материков и океанов» - Почему Австралию называют «самым спокойным» в геологическом отношении материком планеты? Что такое? этап 4. Рельеф. Цели урока: Эребус Крики Льянос. Разминка. Выявить общие географические черты присущие Южным материкам. Определите по климатограммам тип климата и к какому материку принадлежит. Кто такой?

«Географическая оболочка» - Географическая оболочка Земли - сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех оболочек, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ РИТМИЧНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ. Биологический круговорот. Общая мощность географической оболочки составляет около 55 км. ЧТО ТАКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ? Что такое географическая оболочка?

Всего в теме 22 презентации

Полушария, в которых расположен материк: северное, южное и западное .

Положение по отношению к нулевому меридиану: западнее .

Положение по отношению к экватору: пересекается .

Положение по отношению к тропикам: пересекается южнее тропика.

Положение по отношению к полярным кругам: не пересекается.

Океаны и моря, омывающие материк: Тихий и Атлантический океаны, Карибское море.

Названия и координаты крайних точек материка: сев. — м. Гальинас, ю. — м. Фроурд, зап. — м. Париньяс, вост. — м. Кабу-Бранку.

Размеры территории и очертания берегов по сравнению с другими материками: S = 17,8 млн км 2 , берега слабо изрезаны; по площади уступает Северной Америке.

Положение по отношению к другим материкам: удалена от Евразии, Африки, Австралии; на севере соединяется с Северной Америкой, на юге через пролив Дрейка граничит с Антарктидой.

Влияние географического положения материка на формирование природы: положение большей части материка, кроме крайнего юга, в низких широтах обусловило формирование тёплого климата и разнообразной природы.

2. Сравните географическое положение Африки и Южной Америки и ответьте на вопросы.

В чем заключаются черты сходства их природы?

Наличие экваториальных влажных лесов и горячий климат на большей части территории, имеются пустыни в тропических широтах на побережье.

Наиболее широкие части материков находятся в тропических, субэкваториальных, экваториальных и субтропических поясах; пустыни на побережьях — результат действия холодного течения.

В чем заключаются черты различия их природы?

Климат Южной Америки более влажный, территории пустынь меньше. В Южной Америке на юге протекают холодные воздушные массы.

Какими причинами они обусловлены?

На территории Африки тёплые климатические пояса дублируются. На Южную Америку влияют воздушные массы с Атлантического океана. Положение южной узкой части материка в высоких широтах и равнинность территории способствует проникновению вглубь Южной Америки холодных воздушных масс.

3. На картосхеме цифрами обозначьте: Оринокскую (1) и Ла-Платскую (2) низменности; Бразильское (3) и Гвианское (4) плоскогорье/реки Парана (5) и Ориноко (6); озера Маракайбо (7) и Титикака (8); архипелаг Огненная Земля (9); Магелланов пролив (10).

4. Заполните таблицу.

Исследования Южной Америки

Исследователь Цели и результаты исследования Значение исследования
А. Веспуччи изучение новых земель; были исследованы побережья материка, составлена карта доказал, что открытая земля не Азия, а «Новый Свет»
А. Гумбольдт изучение природы и населения; была составлены карта бассейна р. Ориноко, написана книга «Путешествие по тропическим областям Нового Света» была исследована северная часть материка и Центральная Америка (внутренние районы Мексики)
И.И. Домейко изучение Анд; составил первую геологическую карту Чили положил начало изучению геологического строения Анд
К.М. Ельский исследование труднодоступных районов Южной Америки; собрал коллекцию птиц, открыл множество новых видов получены данные по Гвианской фауне и по многим ранее неизвестным видам животных

5. Проанализируйте карты атласа (с. 6, 40) и ответьте на вопросы.

В чем заключаются черты различия в рельефе западной и восточной частей Южной Америки?

Западная часть — горная, восточная часть — равнинная.

Какими причинами они обусловлены?

Рельеф западной части формировался на складчатой области, восточная часть материка приурочена к древней платформе.

6. Используя карты атласа (с. 6,12, 40), заполните таблицу.

Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

Тектоническая структура Соответствующие ей формы рельефа Полезные ископаемые Отрасли хозяйства, которые можно развивать на основе их добычи
Древняя Южно-Американская платформа Амазонская низменность, Лаплатская низменность осадочные (нефть, газ, бокситы) нефте- и газопереработка, энергетика
Области протерозойской складчатости Бразильское плоскогорье метаморфические и магматические (железная руда, бокситы, полиметалл чёрная и цветная металлургия
Области палеозойской складчатости восточная часть Центральных и Южных Анд, предгорья осадочные (нефть), магматические (медные руды) нефтепереработка, цветная металлургия
Области кайнозойской складчатости Анды магматические и метаморфические (медные и оловянные руды, полиметалл) цветная металлургия

7. Пользуясь тематической картой, укажите черты различия между климатическими поясами Африки и Южной Америки.

В Южной Америке климатические пояса не повторяются, тропический пояс более узкий, субтропический пояс более широкий, есть умеренный пояс.

Объясните, почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, в Южной Америке больше климатических поясов.

Южная Америка располагается в южном полушарии и протягивает от экваториальных до умеренных широт. Африка пересекается экватором почти посередине, и климатические пояса зеркально отражаются.

8. Заполните таблицу, используя карты атласа (с. 9, 41) и материал учебного пособия (§ 46).

Характеристика климатических поясов Южной Америки

Климатический пояс Географическое положение Господствующие воздушные массы Средние температуры Среднегодовое количество осадков
зимой летом зимой летом
Экваториальный Амазонская низменность, северо-западное побережье экваториальный +27°C 5000 мм
Суб-экваториальный Орианское, Гвинейское плоскогорье, большая часть Бразильского тропический экваториальный +30°C 1100 мм
Тропический 20-30° ю.ш. тропический +30°C мус. 1000 мм, конт. 25 мм
Субтропический 30-40° ю.ш. умеренный тропический +10°C +20°C 300-2000 мм
Умеренный на юг от 40° ю.ш. умеренный +5°C +15°C 300-2000 мм

9. Определите, какое влияние на формирование природно-климатических условий Южной Америки оказывают:

  • а) перемещение воздушных масс: воздушные массы Тихого и Атлантического океана приносят осадки, Антарктический воздух оказывает охлаждающее воздействие.
  • б) особенности размещения форм рельефа: барьером для воздушных масс с запада являются Анды, которые вытянуты субмеридионально, поэтому побережья увлажнены, а центральная часть материка сухая.
  • в) теплые течения: способствуют конденсации воздуха, идущего с Тихого и Атлантического океанов и насыщению воздушных масс влагой.
  • г) холодные течения: препятствуют конденсации и обуславливают формирование пустынь на западном побережье в тропических широтах.

10. Определите, к бассейну какого океана относится большинство рек Южной Америки.

К бассейну Атлантического океана.

Какими причинами объясняется этот факт?

Размещением на западе водораздела — горной цепи Анд.

11. Какие изменения в природно-климатических условиях умеренного пояса Южной Америки может вызвать исчезновение горной системы Анд? Приведите доказательства в пользу своей гипотезы.

Климат будет морским не только на западных побережьях, но и на остальной территории, т.к. в умеренных широтах господствует западный перенос и ему с исчезновением Анд не будет препятствий.

12. Заполните таблицу, используя материал учебного пособия (§ 47).

Сравнительная характеристика рек Амазонка я Парана

13. Заполните картосхему «Природные зоны Южной Америки», используя тематические карты и рисунки.

  • Природная зона: влажные экваториальный леса
  • Почвы: красно-жёлтые ферралитные
  • Растения: 4
  • Животные: 1, 2
  • Природная зона: саванны и редколесья
  • Почвы: красные и красно-бурые
  • Растения: 1
  • Животные: 3, 4
  • Природная зона: пустыни и полупустыни
  • Почвы: бурые, серо-бурые
  • Растения: кактусы
  • Животные: 3, ящерицы
  • Природная зона: пампа
  • Почвы: красновато-чёрные
  • Растения: колючие травы
  • Животные: лама, пампасная кошка

14. Укажите черты различия между размещением природных зон в Африка и в Южной Америке.

Большую территорию занимают области высотной поясности, переменно-влажные леса, малое развитие получили пустыни, есть зона степей и смешанных лесов.

Какими причинами они обусловлены?

Материк почти полностью лежит в южном полушарии; Южная Америка — более влажный материк, что связано с ЦВМ; положение южной части материка в умеренных широтах; наличие горной цепи Анд.

15. Перечислите признаки адаптации представителем растительного мира саванн Южной Америки к условиям обитания.

Форма крон (зонтичная), восковой налёт на листьях, низкорослость влаги в листьях и стволах, лёгкая кора, жёсткая листва.

16. Перечислите признаки адаптации представителей животного мира саванн Южной Америки к условиям обитания.

Небольшие размеры, плотные покровы (броненосец имеет панцирь, например), светлая окраска, активность в тёмное время суток.

17. Какие из нижеперечисленных оценок состоянии и значения влажных экваториальных лесов для природы и хозяйства вы считаете правильными? Какие из них, по вашему мнению, имеют первостепенное значение? Ответ обоснуйте.

A . Сокращение лесных массивов происходит лишь в отдельных штатах бразильской Амазонии, наряду с вырубкой идет их быстрое восстановление в охранных зонах.

Б . Влажные экваториальные леса Амазонии — важный источник кислорода, и их сохранение необходимо для всего мира.

B . В экваториальных лесах много ценных пород деревьев, древесина которых вывозится за рубеж.

Правильный пункт Б, т.к. амазонские леса действительно уникальны. Пункт А — противоречивый, т.к. скорость и объёмы лесовосстановления не сопоставимы со скоростью вырубки. Пункт В также противоречивый, т.к. древесина действительно ценная, но гораздо выгоднее вывозить готовую продукцию их этой древесины.

18. Известно, что существует реальная опасность исчезновения влажных экваториальных лесов Амазонской низменности. Укажите возможные последствия этого для:

  • а) хозяйства Бразилии: экономика страны будет получать значительный ущерб для решениях экологических проблем, будет лишена значительного дохода от продажи ценных сортов древесины.
  • б) коренного населения Амазонской низменности: коренное население будет лишено местообитания, вынуждено перебираться в другие части материка и постепенно исчезнут.
  • в) природы и населения всего мира: Амазонская низменность со своими влажными лесами является лёгкими планеты; их исчезновение повлияет на экологическое состояние природы в глобальном масштабе.

19. Какие из оценок Трансамазонской магистрали вы считаете правильными? Какие из них, по вашему мнению, имеют первостепенное значение? Ответ обоснуйте.

A . Трансамазонская магистраль способствует улучшению связей между отдельными регионами Бразилии.

Б . Строительство Трансамазонской магистрали способствует скорейшему уничтожению лесов Амазонии.

B . Строительство Трансамазонской магистрали оправдывает ущерб, нанесенный природе материка, так как связывает Бразилию со странами Тихоокеанского побережья.

Правильными будут оценки Б и В. Строительство Трансамазонской магистрали играет важную роль для экономики стран Южной Америки. Поскольку данные страны относятся к развивающимся, вопрос экологии стоит вовсе не на первом месте, а главным выступает экологический критерий, поэтому первостепенная оценка — В.

Географическое положение, история исследования Южной Америки

Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки

Краткое содержание урока

    Особенности географического положения Южной Америки.

    История открытия и освоения территория

Опорные знания

    Южные материки

    Алгоритм описания географического положения

    Правила определения крайних точек материка и его протяженности

Основные понятия

Физико-географическое положение, широтное положение, крайние точки материка, береговая линия, Новый Свет, Вест-Индия,Южный океан

Персоналии

Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов

Географическая номенклатура

Крайние точки: С - мыс Гальинас, Ю - мыс Фроуард, З – мыс Париньяс, В – мыс Кабу-Бранку.

Объекты береговой линии:

Перешейки – Панамский;

Каналы – Панамский;

Проливы – Дрейка, Магелланов;

Моря – Карибское;

Заливы – Ла-Плата;

Острова – Огненная Земля, Большие и Малые Антильские, Галапагос

Формируемые умения

    Описывать географическое положение континента.

    Определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.

    Называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей

Вопросы для текущего контроля

    Какое место среди материков занимает Южная Америка?

    В каких полушариях расположен материк?

    С каким материком Южная Америка образует единую часть света?

    Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?

    В чем сходство широтного положения Африки и Южной Америки?

    Какие особенности широтного положения в отличие от Африки имеет Южная Америка

    Какой путешественник открыл Америку, в каком году это произошло

Практические задания

    Сравнить географическое положение Африки и Южной Америки, заполнить таблицу в тетради, сделать вывод о сходстве и различиях географического положения и их влиянии на природу материков.

    Нанести объекты номенклатуры на контурную карту

Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африка и Южной Америки.

Цели: учащиеся должны знать (понимать): особенности географического положения Южной Америки, открытия и освоения территории;

Учащиеся должны уметь: описывать географическое положение континента; определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей.

Персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.

Оборудование: глобус, физическая карта мира, физическая карта Южной Америки, портреты путешественников, контурные карты, атласы, оценочные карточки.
Оформление доски: тема урока «Южная Америка»; площадь материка 18 млн.км.кв.; таблица «Крайние точки материка»; Таблица «Книга чудес Южной Америки»; персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Блиц – опрос по вопросам.(Для оценки ответов используются оценочные карточки; красная – «отличная», зеленая – «хорошо», белая – «надо подумать»; за ответы на вопросы, отмеченные *, выдается две карточки.)

Какое место занимает Антарктида среди других материков по площади? (Пятое)

В чем особенность географического положения Антарктиды? (Материк полностью расположении в Южном полушарии (в районе полярного круга))

Декабрь, январь, февраль – какой сезон года в Антарктиде? Лето.

В каком году и кем была открыта Антарктида? В 1820 году русскими путешественниками Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.

Впервые Южного полюса достигла экспедиция под руководством? (Р. Амундсена)

В 1840 году человек впервые ступил на берег Антарктиды. Это был? Француз Жюль Дюмон – Дюрвиль.

В каком году прошел Международный географический год, открывший новую страницу в исследовании Антарктиды?* (В 1957 году)

Чем различается Антарктида на две части по характеру рельефа? (Трансантарктическими горами)

Какая часть материка (западная или восточная) наиболее высокая? (Западная)

Назовите наивысшую точку Антарктиды. (Массив Винсон – 5140 м)

Как называется действующий вулкан Антарктиды? (Вулкан Эребус)

В каких климатических поясах расположении материк? (в антарктическом)

Где в Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура? (- 89, 2 С)

(На станции Восток, на полюсе холода)

Чем характеризуется климат Антарктиды?

Очень низкими температурами, сухостью (малым количеством осадков), очень сильными ветрами.

Стоковые ветры – это…? Это постоянные ветры от центра материка к его краям.

Назовите четыре полюса, существующие из территории Антарктиды*.

Южный полюс, полюс относительной недоступности, полюс холода, Южный магнитный полюс Землю.

Чем представлен растительный мир Антарктиды? Лишайниками.

Назовите представителей животного мира Антарктиды.

Пингвины, чайки, буревестники, киты-касатки, тюлени – морские леопарды, синие киты. В прибрежных районах много рыбы, антарктических креветок.

Приведите аргументы важности материка Антарктида для нашей планеты.

Антарктиду называют «кухней погоды» Земли. Она влияет на климат Земли.

Льды Антарктиды содержат огромное количество пресной воды.

Разрабатывается проект доставки айсбергов в засушливые районы Земли.

Антарктида имеет огромные запасы полезных ископаемых.

На материке нет стран, все люди занимаются научными исследованиями. Антарктиду называют материком без границ, без войн и оружия!

Назовите самые крупные антарктические станции.

Российская «Мирный» и американская «Мак-Медро»

Рассматривая проекты антарктической станции с максимально комфортными условиями, если такие проекты приготовлены.(Творческое домашнее задание.)

Поведение итогов (подсчет карточек), выставление оценок.

Изучение новой темы.

Мы изучили уже три материка: Африку, Австралию и Антарктиду. Нас ждет еще один материк: Южная Америка. Каждый материк – это особая земля, на которой много интересного и загадочного. Откройте самую первую страницу раздела «Южная Америка» (с. 25 учебника). Давайте посмотрим, как автор назвал этот раздел: «Южная Америка – материк чудес». Почему? Нам предстоит разгадать эту загадку. И мы постараемся создать своеобразную Книгу чудес материка, записи в которой будут начинаться со слов «Самый, самая, самое…

Запишите в тетрадь тему урока «Южная Америка».

А какие чудесные рекорды мы можем записать уже сегодня, еще не изучив подробно материк?

Самая полноводная река мира – Амазонка.

Самая длинная горная система мира – Анды.

Запишем это в тетрадь (оформляется в виде таблицы) под рубрикой:

«Чудеса Южной Америки»

ПП

Характеристика

Название

Размеры

Амазонка

Анды

Оставим место для заполнения Книги чудес Южной Америка по ходу изучения материка. В конце изучения Южной Америки каждый может представить составленную книгу и получить оценку за работу.

В заключении изучения материка Южная Америка Книга чудес может выглядеть так:

«Чудеса Южной Америки»

ПП

Характеристика

Название

Размеры

Река с самой большой площадью бассейна

Амазонка

Площадь бассейна боле 7 млн. км. КВ.

Самая длинная горная система мира

Анды

6,4 тыс.км

Самое высокогорное судоходное озеро мира

Титикака

3812 м над уровнем мира

Самый высокий водопад мира

Анхель

1054 м

Самое большое озеро

Маракайбо

14350 км.кв.

Самая высокая точка

Гора Аконкагуа

6960 м

Самый высокий вулкан мира

Гуальятири в Чили

6060 м, год извержения 1960 г

Самая большая низменность мира

Амазонская

5 млн.км.кв

Самая низкая точка

П- ов Вальдес

42 м

Самое высокое дерево

СЕйба

Высота более 80 м

Самое легкое дерево

Бальса

Легче пробки и не гниет в воде

Самое прочное дерево

Кебраччо

В переводе «Сломай топор»

Самый крупный грызун мира

Капибара

Вес около 60 кг

Самая маленькая птица

Колибри

Вес 2 г

Самая красивая бабочка мира

Бабочка морфо

Размах крыльев достигает 210 мм

Самая сухая пустыня мира

Атакама

На было ни одного дождя

Самый дорогой мех

У шиншиллы

Красивый, прочный и легкий

Самая крупная летающая птица планеты

Кондор

Размах крыльев более 3 м

Самые большие черепахи

На Галапагосских островах

Длина ее карапакса может достигать 122 см при массе 300 кг

Самый большой карнавал мира

В Рио- де – Жанейро, Бразилия

Длится 5 дней

Самые большие города

Рио- де –Жанейро, Сан – Паулу

Входят в число крупнейших в мире

Изучение материков будет проходить по привычной для вас схеме:

    Географическое положение. История открытия и исследования.

    Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

    Климат Южной Америки

    Гидрография материка

    Разнообразие природы

    Население Южной Америки

    Регионы Южной Америки

Географическое положение материка.

Почему изучение материка мы начинаем с географического положения? Что мы понимаем под физико – географическим положением материка

Это своеобразный адрес материка.

ГП влияет на природу материка.

Сегодня вы самостоятельно охарактеризуете географическое положение материка Южная Америка, пользуясь планом (учебник с. 249) и картами на доске и в атласах. Работаем по рядам. 1 ряд определяет расположение материка относительно экватора, тропиков и полярных кругов. Пункт 2 плана делим пополам: 2- й ряд находит крайние точки, 3 – й ряд определяет протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

Учащиеся отвечают парами: один с места, другой у доски дублирует товарища.

Таблица «Крайние точки материка Южная Америка»

пп

Крайняя точка по стороне горизонта

Название

Координаты

Широта

Долгота

Северная

Мыс Гальина

12 с.ш

72 з.д.

Южная

Мыс Фроуард

54 ю.ш.

71 з.д.

Западная

Мыс Париньяс

5 ю.ш.

81 з.д.

Восточная

Мыс Кабу- Бранку

7 ю.ш.

35 з.д.

Протяженность материка:

С севера на юг по меридиану 70 з.д.:

12­ +54 =66;

66* 111 км=7326 м

С запада на восток по параллели 5 ю.ш.:

81 – 35 = 46;

46* 110 км=5060 км

Запись номенклатуры «Южная Америка»:

Крайние точки: Северная – мыс Гальинас, южная – мыс Фроуард, восточная – мыс Кабу- Бранку, западная – мыс Париньяс. Объекты береговой линии: Карибское море, Панамский канал, залив Ла- Плата, Магелланов пролив, пролив Дрейка, Малые Антильские острова, о. Огненная Земля, о-ва Галлапагос, Панамский перешеек.

Беседа учителя и учеников:

Как расположен материк относительно других материков?

С каким материком Южная Америка образует единую часть света?

С Северной Америкой.

Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?

Потому что Северная Америка была частью Лавразии, а Южная Америка – Гондваны.

Связь с Северной Америкой через Панамский перешеек образовалась лишь в середине кайнозойской эры при образовании Кордильер. Соединяет материки молодой в геологическом отношении, длинный и узкий Панамский перешеек, через который прорыт Панамский канал. Граница между Северной Южной Америкой проводится по Панамскому каналу.

2.Практическая работа №13 «Сравнение географического положения Южной Америки и Африки.

Цель работы:

Развитие навыков проведения сравнительного анализа на основе различных источников географической информации.

Задание:

    Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки.

    Заполнить таблицу

    Определить сходства и различия в географическом положении материков

    Сформулировать вывод о вытекающих из сходства последствиях.

Факторы, определяющие ФГП

Название материка

Сходство или различие компонентов природы

Южная Америка

Африка

Отношение к экватору

Пересекает в северной части, расположена в Северном и Южном полушариях

Пересекает почти посередине, расположена в Северном и Южном полушариях

Сходство: расположение в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом поясах

Отношение к начальному меридиану

Расположена в Западном полушариях

Большая часть расположена в Восточном полушариях

Различно

Отношение к тропикам

Пересекает южный тропик

Пересекает северный и южный тропик

Сходство: расположение в жарких поясах

Отношение к океанам

С запада – Тихий, с востока – Атлантический

С запада - Атлантический, с востока – Индийский

Омываются Атлантическим океаном

Береговая линия

Изрезана слабо

Изрезана слабо

Сходство

Примерный вывод: Оба материка имеют значительные сходства в географическом положении материка, что приводит к повторению климата и природы. Но Южная Америка больше сдвинута к югу, поэтому узкая, южная часть материка холоднее. Широкая часть материка расположена в жарком поясе. Оба материка имеют слабо изрезанную береговую линию.

Чем объясняется сходство очертания берегов Южной Америки и Африки. В прошлом это был единый материк.

    Из истории открытия и исследования Южной Америки.

Известно, что на картах древних Южная и Северная Америка отсутствовали. Не было ее и на карте Птолемея. Однако легенды о дивных странах, где золота так же много, как песка, где люди украшают себя ожерельями из драгоценных камней, где под жгучим южным солнцем созревают перец, мускатный орех и гвоздика, слагались летописцами в XV веке. Это были легенды, поведанные миру купцами, искателями наживы. Многие ученые того времени высказывали предположение о возможном западном пути к богатым странам Востока.

Единого мнения о том, кто первым достиг Америки, нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие склоняются к мнению, что азиаты, третьи – жители Океании. Но подлинно известно, что после плавания Колумба эта Земля стала известна всему свету, стала заселяться и осваиваться.

Многие ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка.

Были среди них и русские. Используя материал параграфа, а так же дополнительные источники информации,к следующему уроку вы подготовите мини-сообщение (1-3 сообщения) о вкладе каждого путешественника, записанного на доске. Можно составить таблицу в тетради.

Закрепление изученного

Нанесение на контурную карту крайних точек материка, объектов номенклатуры.

Домашнее задание

Параграф 35 и задания.

Мини сообщения о путешественниках (можно в виде таблицы).

Слайд 2

Цели работы

  • Установить особенности физико-географического положения материка;
  • Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и плану;
  • Формировать умение сравнивать географическое положение двух материков и делать выводы о сходстве и различии
  • Слайд 3

    Определить ФГП Австралии, пользуясь планом и картами атласа

    Прием определения географического определения материка

    1. Положение материка относительно экватора: не пересекает; пересекает, в какой части, в каких полушариях расположен.
    2. Положение материка относительно нулевого меридиана: не пересекает; пересекает, в какой части; в каких полушариях расположен.
    3. Положение относительно других материков.
    4. Положение относительно океанов и морей, омывающих материк.
    5. Положение относительно тропиков и полярных кругов.
    6. Крайние точки, их координаты
  • Слайд 4

    Обозначить элементы ФГП на контурной карте

    • Подписать крайние точки и их координаты
    • Определить наибольшую протяженность с севера на юг и запада на восток
    • Подписать элементы береговой линии
  • Слайд 6

    Сравнение географического положения Африки и Австралии; определение черт сходства и различия

    Как составить сравнение географического положения материка?

  • Слайд 7

    Общие учебные уменияКак составить сравнение

  • Слайд 8

    Алгоритм выполнения сравнения

    1. Установить цель сравнения (для чего сравниваю, что получаю в результате).
    2. Проверить знания про объекты сравнения.
    3. Выделить основания для сравнения, т.е. составить план сравнения.
    4. Найти различие и сходство между сравниваемыми объектами.
    5. Сделать вывод(обобщить).
    6. Оформить результат сравнения(таблица, схема, графики).


  • Читайте также: