Бестужев Николай Александрович: биография, личная жизнь, чем известен. Бестужев, николай александрович Какое произведение написал декабрист николай бестужев

В Москве всё меньше остаётся памятных мест. И потому Чудом выглядит маленький деревянный домик на Ростовской Набережной.
Он хорошо просматривается со стороны речного причала "Киевская".
Всё так же утопает в зелени.... Сколько раз я пробиралась сквозь его заросли.
И как много бурных событий, переломов пробуждает он во мне.

Владельцем особняка был Михаил Александрович Бестужев, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.\1800-1871\
Отец - Александр Федосеевич Бестужев \1761 - 1810\, артиллерийский офицер.
С 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель.
Мать - Прасковья Михайловна\177-1846\.
Братья Бестужевы: Александр, Николай, Петр, Павел.

В 1824 году Михаил принят в Северное общество.
Он вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка.
Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую Крепость.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург.

Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года.
До Читинского острога добирались два месяца.
Через три года переведены в Петровский завод, сентябрь 1830 года.

8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык, польский и латынь, итальянский язык, английский.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело.
М.Бестужев, автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.

В 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы на свободном поселении в городе Селенгинск Иркутской губернии.

В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение.
И, после смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года), сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.

Здесь М.А.Бестужев был счастлив, был женат на сестре казачьего есаула Селиванова - Марии Николаевне.
Имел четырёх детей: Елену, Николая, Марию, Александра.
Но.... все дети умерли в раннем отрочестве.

Построил дом, занимался акклиматизацией растений. Печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок».
Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка», даже сейчас.
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым.
Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Он был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Купец поместил трактат в сундук с завещанием вскрыть его в 1951 году. Сундук потерялся.

Было написано нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
В 1857 году руководил флотилией в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 - 1858 годов).
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены.

Безусловно это был человек выдающийся. Ему было 25 лет, когда желание изменить Мир, сделать его справедливым, было главным.
Это сейчас понятно, что Революционные действия ослабляют государство. Народ только проигрывает.
В России четыре поколения жили во имя "Грядущего Будущего" в нищете и лишениях.
А Аристократов Духа, сравнимых с декабристами, в России больше не было.
Была Советская номенклатура, чиновники, которые по должности должны были проявлять справедливость. Но, личное обогащение и использование своего положения,было превыше всего.

Вернулся М.А.Бестужев в Москву в возрасте 67-ми лет в родительский деревянный особняк,
под номером № 17, по 7-му Ростовскому переулку.
Был полон планов, замыслов.
Но...весной 1871 года Москва река вышла из берегов, были затоплены: Ростовская, Бережковская, Дорогомиловская набережные. Горожане передвигались на лодках.
Лето 1871 года было жарким. В Москве буйствовала эпидемия холеры.

М.А.Бестужев Умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Портрет\масло, холст\ - декабриста Михаила Александровича Бестужева 1800-1871год

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

НАРОДНОЙ памятью ОТМЕЧЕНЫ декабристы БЕСТУЖЕВЫ.

В сентябре 1839 года декабристы братья Бестужевы Николай и Михаил Александровичи прибыли на поселение в Селенгинск.

Жители Селенгинска, и русские, и буряты, встретили поселенцев с большим радушием, а когда познакомились с ними и стали поближе, стали приходить к ним за советом и помощью, декабристы по возможности делились со всем, что у них было часто защищали от произвола местных властей. Михаил Бестужев писал: «Кругом нас живут добрые буряты. Старики любят и уважают нас». А Николай Бестужев, которого Селенгинцы называли «источником ума, знаний и добра», писал в дневнике: «Что за добрый народ эти буряты, я большую часть времени провожу с ними в расспросах и в разговорах».

С приездом в Селенгинск братья получили свои наделы пахотной и сенокосной земли и начали заниматься земледелием, но урожаи хлеба приносили только убытки.

В борьбе за существование братья открыли в Селенгинске часовую, ювелирную и оптическую мастерски. Учениками и помощниками их стали местные буряты. Они учили их ремеслу не только у себя в мастерской, но и выезжали в улусы. Буряты приезжали к Бестужевым, проходили курс обучения, а затем, запасшись инструментами, возвращались домой.

В 1847 году к Бестужевым приехали в Селенгинск сестры - Елена, Мария и Ольга «на добровольное вечное…. Заключения с братьями». Братья и сестра не виделись более 20 лет, за эти годы ушли из жизни братья Александр, Павел и Петр. По дороге в Сибирь, скончалась в Москве мать Прасковья Михайловна в 1846 году.

Николай и Михаил сделали все возможное, чтобы лучше и уютнее обставить жизнь сестер в Селенгинске. Руководство хозяйством перешло в руки Елены Александровны.

Но их жизнь катилась к закату, молодость давно миновала. Елене было уже 55 лет, чуть меньше Марии и Ольге, Николаю 56 лет, а Михаилу 47 лет, он был женат на сестре есаула Селиванова, имел детей. Жили вместе большой и дружной семьей, работали, на досуге делились воспоминаниями о прошлом. Михаил по случаю купил фортепиано, сестры Мария и Ольга прекрасно играли, и каждый вечер из окон Бестужевского дома неслись звуки прекрасной музыки. Для жителей Селенгинска все это было не обычно.

Шли годы. Бестужевы работали, в их доме всегда царили теплота и уют. Многие декабристы, находившиеся в Сибири, побывали у них в гостях. Сохранившиеся документы и письма современников свидетельствуют о том, что это была дружная семья, но время брало свое: братья и сестра старели, и силы покидали их.

Николай Бестужев простудился при поездке в Иркутск через Байкал. Проболев 17 дней, он умер 15 мая 1855 года в возрасте 64-х лет.

После кончины Николая Бестужева семья стала испытывать материальные затруднения. Елена Александровна стала добиваться выезда в Москву чтобы издать там сочинения брата Александра (Бестужева-Марлинского) и этим материально помочь семье брата Михаила. Однако разрешения на выезд не давали, так как им разрешили поездку в Селенгинск при условии, что они смогут покинуть Сибирь, когда умрут оба брата Бестужевых.

Только после смерти царя Николая 1, когда декабристам была объявлена амнистия, пришло разрешение на выезд. Сестры выехали в Москву лишь в 1858 году, прожив в Селенгинске 11 лет. Попытки издать сочинения брата Бестужева-Марлинского для Елены Александровны окончилось не удачей. Свет увидел лишь небольшой сборник его рассказов.

После отъезда сестер Михаил Бестужев прожил в Селенгинске еще почти 10 лет. Неудача и несчастья преследовали его: умер 8-й сын Николая, а в Москве - жившая у сестер дочь Елена, в 1867 году скончалась жена. Михаил Бестужев остался в Селенгинске с маленькими детьми: дочерью и сыном. Наконец он решился выехать в Москву. Было это в 1867 году старому и больному декабристу была назначена правительством нищенская пенсия (114 рублей 28 копеек). На эту сумму невозможно было существовать, только в 1869 году Михаилу была назначена ежегодная пенсия от Литературного фонда (300 рублей), но этим пособием он пользовался всего полтора года.

«Нас пять братьев, писал Михаил Бестужев, - и все пятеро погибло в водовороте 14 декабря».Из пяти братьев Михаил ушел из жизни последним. Он умер в Москве 21 июня 1871 года и похоронен на Ваганьтовском кладбище.

Благородные имена Николая и Михаила Бестужевых никогда не будут забыты в истории культуры и просвещения нашего народа.

(1791-1855) русский писатель, декабрист

Выдающийся деятель русского освободительного движения, декабрист Николай Бестужев был богато и разносторонне одаренной личностью. Моряк и художник, изобретатель и путешественник, естествовед, экономист и этнограф, он обладал также незаурядным литературным дарованием, хотя его писательскую известность при жизни затмила слава его брата А. А. Бестужева-Марлинского. Но имя Николая Александровича Бестужева по праву принадлежит русской культуре и русской литературе. «Николай Бестужев был гениальным человеком, - писал Н. И. Лорер, - и, боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!»

Николай Бестужев родился в Петербурге в известной дворянской семье. Благодаря отцу он рано приобщился к литературе, хорошо знал музыку, живопись. В возрасте одиннадцати лет мальчик стал воспитанником петербургского Морского кадетского корпуса. В 1809 году, после окончания учебы, его оставили там воспитателем в чине мичмана.

В Отечественную войну 1812 года Бестужев вместе с корпусом находился в эвакуации в Свеаборге, где начался его роман с Л. И. Степовой (женой директора штурманского училища в Кронштадте). По словам одного из современников Бестужева, она имела «сильное влияние на его жизнь до самой смерти гражданской».

В 1813 году Бестужев ушел из корпуса и стал служить во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В мае 1815 года корабль, на котором служил лейтенант Бестужев, отправился в Роттердам, и молодой офицер мог собственными глазами наблюдать установление республики в Голландии, что дало ему представление о «правах гражданских».

Через два года он снова отправился в плавание, на этот раз в Кале вместе с братом Михаилом. Посещение западных стран, знакомство с их культурой и государственным устройством все больше укрепляло молодых офицеров в мысли, что всевластие монархии тормозит развитие России. Раздумья над будущим своей родины вскоре привели Бестужева в масонскую ложу «Избранного Михаила».

В 1823 году он становится начальником Морского музея и занимается историей русского флота. К этому времени Бестужев был уже заметной фигурой среди морского офицерства, приобрел известность в научной и литературной среде. В 1824 году К. Рылеев предложил Бестужеву вступить в тайное общество, которое образовали лучшие представители российского дворянства. Позже их назовут декабристами. Они были обеспокоены судьбой России и готовили проекты ее преобразования. Тайное общество существовало не только в Петербурге: его филиалы были в Москве, на Украине, в других местах. Петербургское тайное общество называлось Северным, и Бестужев вошел в число наиболее революционно настроенной группы «северян». Они настаивали на расширении прав народного представительства и на освобождении крестьян с землей.

Вместе с братом Александром Н. Бестужев был одним из главных помощников Рылеева накануне восстания. 14 декабря 1825 года он привел на Дворцовую площадь Петербурга Морской гвардейский экипаж, хотя уже несколько лет состоял при Адмиралтейском департаменте и к практической морской службе отношения не имел.

Николай Бестужев и во время следствия по делу декабристов проявил мужество и стойкость. Он очень сдержанно отвечал на вопросы, признавая только то, что было известно Следственному комитету, умалчивая о делах тайного общества и почти не называя фамилий. Многие мемуаристы вспоминают о том, как смело вел себя Бестужев на допросах. Так, И. Д. Якушкин писал:«В глазах высочайшей власти главная виновность Николая Бестужева состояла в том, что он очень смело говорил перед членами комиссии и очень смело действовал, когда его привели во дворец». На допросах он сжато изобразил тяжелое состояние России и уже в первом показании сказал: «Видя расстройство финансов, упадок торговли и доверенности купечества, совершенную ничтожность способов наших в земледелии, а более всего беззаконность судов, приводило сердца наши в трепет».

Известно также, что после первого допроса Николай I сказал о Бестужеве - «умнейший человек среди заговорщиков». Титулом «умнейшего человека» царь через полгода наградит и А. С. Пушкина, но обоим «умнейшим» он будет стоить очень дорого: Пушкин окажется под тайным надзором, а Н. Бестужев будет осужден особенно строго. На решение судей, очевидно, повлияло именно его поведение на допросах.

В «Списке лиц, кои по делу о тайных злоумышленных обществах предаются по высочайшему повелению Верховному уголовному суду», все осужденные были разделены на одиннадцать разрядов и одну внеразрядную группу. Николай Бестужев был отнесен ко II разряду, хотя материалы следствия не давали основания для столь высокого «чина». Очевидно, судьи понимали действительную роль и значение старшего Бестужева в Северном обществе. «Второразрядники» осуждались Верховным уголовным судом к политической смерти, то есть «положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу».

Николай I внес в приговор ряд «изменений и смягчений», переместив некоторых «преступников» из одного разряда в другой. Осужденным по второму и третьему разрядам вечная каторга заменялась двадцатилетней с лишением чинов и дворянства и последующей ссылкой на поселение.

По случаю коронации Николая I срок каторги для второго разряда был снижен до 15 лет. Манифестом 1829 года он снова был уменьшен - до 10 лет, однако Николая и Михаила Бестужевых это снижение не коснулось, и они вышли на поселение только в июле 1839 года.

В казематах Петровского Завода Н. Бестужев снова начал активно заниматься литературным творчеством. Он писал романтические повести, путевые очерки, басни, стихотворения. В журналах появлялись его переводы из Т. Мора, Байрона, В. Скотта, Вашингтона Ирвинга, печатались научные статьи - по истории, физике, математике. Многие из его рукописей после разгрома восстания были уничтожены, но и напечатанного довольно, чтобы судить о высоком мастерстве и профессионализме во всех вопросах, которых касался автор.

Особое место в его творчестве занимает морская тема. Не случайно посмертный сборник избранных сочинений Бестужева называется «Рассказы и повести старого моряка». Не только он сам был моряком и историографом русского флота, но и вся его семья была преимущественно связана с морем. Причастность к флоту несомненно способствовала и формированию революционных настроений в семье Бестужевых.

В Сибири начался новый этап творчества писателя. Здесь были задуманы и частично написаны воспоминания о 14 декабря, ряд художественных произведений, также вызванных к жизни трагическими событиями восстания. И мемуарная проза, и психологическая повесть, по сути дела, раскрывают одну тему - путей, которые привели участников восстания на площадь, а затем и в «каторжные норы», - их мировоззрения, их чаяний и надежд.

Мемуарная проза Бестужева, имевшего, кроме всего прочего, острый и точный глаз живописца, особенно примечательна. Его широко известные «Воспоминания о Рылееве» и коротенький отрывок «14 декабря 1825 года» мыслились им как часть более обширных воспоминаний о декабрьских событиях. Замысел остался незаконченным - об этом мы знаем из воспоминаний Михаила Бестужева, об этом с тоской говорил и сам Николай Александрович перед смертью.

Образ Рылеева показан через призму романтической повести: он восторжен и чувствителен, глаза его «сверкают», «лицо горит», и он «рыдает» и т. д. , хотя мы знаем, что Рылеев был крайне сдержан накануне восстания. «Воспоминания о Рылееве» завершают заложенные в программе Союза благоденствия «биографии великих мужей», доводя эти биографии до 14 декабря 1825 года.

В своей мемуарной прозе Н. Бестужев, сохраняя автобиографическую основу, затушевывает подлинные лица и события литературными деталями, вымыслом. В автобиографической повести вымышленное повествование отражает его собственные переживания. Но творчество Н. Бестужева не является пассивной регистрацией его жизненных коллизий. Он создает обобщающий образ декабристского положительного героя. Такой автобиографической повестью можно считать «Шлиссельбургскую станцию». К ней примыкает рассказ «Трактирная лестница». Судьба героев произведения сливается с судьбой политических единомышленников автора. Сюжет отказа от личного счастья служит для выражения сурового самоотречения человека, избравшего путь профессионального революционера. Человек, восставший против самодержавия, жертвует своей свободой и потому не имеет морального права обрекать на страдание любимую женщину, которую ожидает разлука с мужем, отцом ее детей.

Не один только Бестужев писал о проблеме личного счастья для революционера. Ее ставила перед членами тайного общества сама жизнь, в которой было много таких примеров. Известно, что некоторые члены, которые обзаводились семьями, отказывались от дальнейшей революционной деятельности.

В маленьком рассказе «Похороны» писатель рассматривает мотив несостоявшегося декабриста. Здесь автор выступает как обличитель душевной пустоты и лицемерия «большого света», где приличие должно замещать все ощущения сердца, где каждый выглядит смешным, если проявляет слабость и дает окружающим заметить свое внутреннее состояние. Написанный в 1829 году, этот рассказ - одно из первых прозаических произведений, в которых обличаются фальшь и душевная пустота аристократических кругов. В это время не были еще написаны антисветские повести В. Одоевского и А. Бестужева. Не был написал и «Рославлев» А. Пушкина, где «светская чернь» показана с таким же публицистическим запалом, как и в рассказах Н. Бестужева.

С размышлениями о судьбах и характерах поколения, вступившего в жизнь в канун Отечественной войны, связана и повесть «Русский в Париже 1814 года». Сам Н. Бестужев не был в Париже (его военная судьба сложилась иначе), и повесть построена на парижских впечатлениях товарищей по каторге, и в первую очередь Н. О. Лорера. Момент вхождения русских войск в столицу Франции, реалии, лица, происшествия, запомнившиеся Лореру народные сцены - все это передано Бестужевым с мемуарной точностью. Историк и очеркист проявились тут в полной мере.

«Русский в Париже 1814 года» - одно из последних дошедших до нас художественных произведений Бестужева. В Сибири он написал большую краеведческую статью «Гусиное озеро» - первое естественнонаучное и этнографическое описание Бурятии, ее хозяйства и экономики, фауны и флоры, народных обычаев и обрядов. В этом очерке вновь сказалась многосторонняя одаренность Бестужева - беллетриста, этнографа и экономиста.

Он не мог и не успел осуществить многие из своих замыслов, некоторые его художественные произведения были навсегда утрачены во время обысков, которым периодически подвергались ссыльные декабристы. И тем не менее его литературное наследие весьма значительно. Бестужева можно назвать одним из зачинателей психологического метода в русской литературе. Анализ сложных нравственных коллизий в их связи с долгом человека перед обществом обнаруживает генетическую связь его рассказов и повестей с творчеством А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого.

Н. А. Бестужев умер в 1855 году в тяжелые для России дни Севастопольской обороны. Михаил Бестужев вспоминал: «Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал:«Скажи, нет ли чего утешительного?»

До конца своих дней Н. А. Бестужев оставался гражданином и патриотом.

Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.

Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине

Автопортрет (1837–39 годы)

Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.



Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича Бестужевых
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий , – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.


Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814–15 годы

В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.


Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823–24 годы
Николай БЕСТУЖЕВ

После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.



Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год

Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.

Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий , в которой изображались морские сражения.

В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.


Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ

В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.


Портрет Любиви Ивановны Степовой

По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.



Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ

Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.


Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова

По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.



Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ



Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ

Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает , – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.

Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.



Иван Абрамов



Андрей Ентальцев, Александр Бригген



Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов

А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.



Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов



Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)

В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.

По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.



Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года


Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год

Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.



Пётр Иванович Фаленберг

Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.



Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой – шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.


Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
На стене висит уже знакомый нам портрет отца – Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.



Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год

Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.



Юлиан Люблинский, 1828 год

Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.



Сергей Трубецкой, 1828–30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.



Иван Пущин, 1828–30 годы



Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828–30 гг.

Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.



Василий Ивашов, конец 1820 годов



Иван Шимков, конец 1820 годов



Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год


Александр Бестужев, 1828-1830 годы

Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...


Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 гг.


Вид Читы, снятый из-под горы, 1829–1830 годы

Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке .


Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год

По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)


Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.


Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829–1830 гг.

В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.



Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829–30 гг.


Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 годы



Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.

В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.



Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.


Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 годы




Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829–1830 годы

Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны в Читинском остроге.


Церковь в Чите, 1829–30 годы


Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829–1830 годы

А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму. (Н.В. Басаргин.)


Читинский острог. Чёртова могила


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829–1830 годы


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата – участника восстания Семёновского полка


Река Чита - место купания декабристов, 1829–30 годы




Берега реки Ингоды в Чите

Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.

Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году. Но об этом в следующий раз.



Читайте также: