Структура сознания и его основные функции. Сознание Компоненты психологической структуры сознания

Когда говорят о понятии сознания с точки зрения психологии, как правило, подразумевают способность контролировать индивидуумом собственное поведение. То есть, сознательным можно считать действие, выходящее за рамки механизма инстинктов и рефлексов. Например, человек, прежде чем совершить поступок, проводит анализ этого поступка, пропуская его через фильтр собственных убеждений, рациональности, благовидности.

Сущность сознания состоит в способности воспринимать информацию из окружающего мира, осмыслять ее и отражать в виде образов внутри себя самого. Структура сознания многомерна и потому, образы, формирующиеся в нем тоже многомерны. То есть, наблюдая объект внешнего мира, сознание воспринимает, не только форму объекта, но и испытывает эмоции относительно созерцаемого, приятные или неприятные, приходит к умозаключениям, осознает общие принципы явления.

С помощью сознания мы также формируем мировоззрение, определяющее наше отношение к миру и характер взаимодействия с ним.

Важной особенностью сознания является память – способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Без памяти сознание не могло бы создавать идеи и образы и как-либо отражать объективную реальность.

Структура сознания

Работа сознания направлена на познание окружающего мира и обработку поступившей информации. Эти два процесса позволяют сознанию сформировать собственную картину мира и отношение к тому или иному аспекту мироздания. Что бы суметь сформировать целостное понятие о чем-либо, сознание должно обладать многомерной структурой, включающей инструменты восприятия и анализа, память, рычаги воздействия и самовыражения.

В структуре сознания условно, выделяют пять сфер:

  • Интеллект, ядром которого являются знания;
  • Мотивация, основой которой является стремление к внутреннему идеалу — цели;
  • Воля — способность создавать психическое усилие для достижения цели;
  • Эмоции или переживания – субъективные отношения к объективному миру;
  • Самосознание или самоотождествление.

Работа сознания. Процесс и принцип

Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно.

Природа эмоций и большинства желаний – инстинкты, лежащие в подсознании, позволяющие всему миру природы выживать в условиях среды.

Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.

При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.

Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.

В случае если мотивация человека достаточна, его желание может превратиться в цель. И с помощью волевых усилий эта цель может быть достигнута.

Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Самосознание — элемент структуры сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание обращает вектор познания внутрь себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек.

Осознание

Исключительной особенностью сознания человека, по сравнению с другими известными биологическими видами, является его способность осознавать свою способность осознавать. Но не все люди и не всегда осознают. Момент осознания – это момент, когда «Я» вспоминает, кто оно.
Эзотерики называют это состояние «Я Есть». В этом состоянии сознание человека не отождествляет себя ни с одной из своих частей, а только лишь наблюдает свое же присутствие.

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего, ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, Деятельность, а наоборот, бытие, Деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

  1. Уровень особенных деятельностей (или особых видов Деятельности).
  2. Уровень действий.
  3. Уровень операций.
  4. Уровень психофизиологических функций.

Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

  1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
  2. Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.
  3. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.
  4. Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.

Принципы психологической теории Деятельности

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта.
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания.
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель – Действие

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.

Цель, данная в определенных условиях в теории Деятельности называется задачей.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.

Психофизиологические функции

Под психофизиологическими функциями в теории Деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (сенсорные, мнестические, моторные функции), а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства Деятельности.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов Деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих целей.

Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности.

В процессе Деятельности устанавливается тесное взаимодействие с окружающей средой.

Конечный результат Деятельности - цель; побудитель Деятельности - мотив.

Мотив придает Деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения.

Деятельность является сознательной и социально обусловленной. Она формируется путем усвоения общественного опыта и всегда носит опосредованный характер.

Структура Деятельности:

  • - действия;
  • - операция;
  • - психофизиологические функции.

Действия: предметные, умственные.

Умственная Деятельность – перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажетивная (воображение).

Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты:

Внутреннее – умственное, псхические; внешнее – предметное.

Структурные элементы Деятельности:

  • Умения – это способы выполнения (успешное выполнение действий, способствующие целям и условиям Деятельности).
  • Навыки – компоненты действия, сформированные в процессе упражнений.
  • Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность Деятельности.

Три вида Деятельности:

  1. труд;
  2. учение;
  3. игра.

Средства Деятельности:

  1. материальные предметы;
  2. знаки;
  3. символы;
  4. общение;
  5. орудия.

Деятельность носит продуктивный характер.

Структура сознания

Сознание высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой Деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.

Психические характеристики сознания:

  1. Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.
  2. Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание.
  3. Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.).
  4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).

1. Понятие сознания и его функции

2. Сознание по И.Канту

3. Структура сознания

4. Понятие сознания и бессознательного

1. Понятие сознания и его функции

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

    «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

    «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

    Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

    Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

    Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

    Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

    Творчески – креативная, порождающая функция;

    Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

2. Сознание по и.Канту

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, - считал И.Кант, - начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления ». Обеспечить это единство в сфере нашего опыта способно только мышление. И.Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно – конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд пространства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но во всяком понятии скрыт всегда не только различительный признак, но и признак определенного тождества. Тождество (идентичность) и различие всегда и нерасторжимо вместе.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить никакой школой, т.к. школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоваться ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого единственного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют ошибочного применения… Отсутствие способности суждения есть глупость ».

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одно м из них не находит ничего безусловного.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум.

Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.

Сущность – это условие все условий, т.е. то, что мы бы назвали безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего – то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычное незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов.

Развитие разума происходит как в глубь, так и вширь, т.е. путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обуславливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка, и выводится новое суждение. Условием правильности таких суждений является не только истинность или ложность оснований, но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам».

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Из приведенных выше определений следует, что сознание как высшая форма развития психики присуще только человеку и возникает на определенном этапе эволюционного развития лишь в человеческом обществе.

Активность сознания проявляется в том, что сознание субъекта не только «удваивает» мир, создавая неотчуждаемую от него картину этого мира, но и выделяет субъекта из этого мира.

«Сознание » и «психика » нетождественны, первое уже второго: сознание не только субъективный, но и идеальный компонент человеческой психики. Идеальный образ окружающего мира в сознании человека неразрывно связан с понятием (словом). Таким образом, идеальный образ как системное качество сознания возникает, когда субъективный образ связывается со словом. Это положение мы можем выразить и представить следующей формулой:

Идеальный образ = Субъективный образ + Понятие (слово).

Вне понятий (слов) человек окружающее не осознает, т. е. не ощущает, не воспринимает, не вспоминает и не представляет. Поэтому сознание неразрывно связано с языком и речью человека. А потому не может появиться вне социальной жизни человека, различных видов его деятельности и общения.

Сознание обеспечивает возможности познания окружающей действительности и самопознания (рефлексии) собственного Я. Благодаря этой способности, сознание за явлениями в восприятии мира открывает сущность, закономерные, причинные взаимосвязи и отношения как окружающего, так и собственного внутреннего мира. Появляется возможность прогнозировать, предусматривать появление новых событий, отношений, связей.

Так, например, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте возникновение сознания связывал с «полаганием » не-Я деятельностью Я, различения человеком самого себя как мыслящего от самого же себя как мыслимого, как объекта мышления. Человек, в отличие от любого животного, способен осознавать сам себя, акты своего собственного сознания, своей собственной конструирующей деятельности. Это мы видим и знаем непосредственно из самонаблюдения. Ведь сознание вообще осуществляется лишь постольку, поскольку в нем возникает представление о чем-то ином, о не-Я, о вещи, об объекте. Пустого, не заполненного ничем сознания не бывает.

На основе вышесказанного осуществляется сознательная, целенаправленная регуляция человеком своего поведения, деятельности и адаптации в окружающем мире и социуме.

Эта деятельностная, активная сторона сознания наиболее плодотворно и разносторонне разрабатывалась именно в отечественной психологии. Основы деятельностного подхода как социальной психологической сущности человека и содержания его жизни заложил М. Я. Басов. Его идеи развивал С. Л. Рубинштейн, который писал:

«Сознание человека определяется его бытием, а бытие человека - это не только мозг, организм и его природные особенности, но и деятельность, благодаря которой человек в ходе исторического развития видоизменяет природные основы своего существования».

Проблему формирования сознания, высших психических функций, присущих только человеку, опосредованных орудиями труда, трудовой деятельностью и создаваемых в ее процессе «психологических орудий» (знаков), разрабатывал Л. С. Выготский.

Идеи и рассмотрение проблемы сознания как деятельности и сознания как образа, их соотношения, взаимосвязи и взаимообусловленности принадлежат А. Н. Леонтьеву и разрабатываются его школой. В рамках личностно-деятельностного подхода сознание представляет собой форму деятельности, и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще.

Например, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто (и далее развертывается иерархия мотивов опосредующих и направляющих его деятельности); при запоминании человек ставит перед собой определенную цель, от характера которой зависит в немалой степени прочность и длительность запоминания; при запоминании человек пользуется также определенными средствами запоминания и использует разнообразные операции запоминания; в физиологическом смысле слова, запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т. п.

Таким образом, рассматривая сознание как особую форму умственной (интеллектуальной) деятельности, в ней выделяют такие же опционно-технические составляющие, как и в любом виде деятельности вообще: умственные действия, опосредующие их мотивы и цели, мыслительные операции и единичные нейропсихофизиологические акты.

Существует и другая сторона сознания, при которой оно одновременно выступает и как образ мира. По А. Н. Леонтьеву, образ - это «свернутая» деятельность, по В. П. Зинченко, образ - «накопленное движение», т. е. образ есть момент в движении деятельности, ее «моментальный слепок», отражающий достигнутый к этому моменту уровень ее развития, устоявшиеся способы деятельности и т. д. Сформированный образ опосредствует вновь разворачивающуюся деятельность субъекта и поэтому предшествует ей, как обычно говорят, «в функциональном плане».

Но образ не является лишь зеркальным, пассивным отражением, «слепком» деятельности субъекта, он живет своей собственной жизнью и развивается благодаря изменению и под влиянием нового опыта деятельности, которая приводит, в свою очередь, к изменению прежнего образа, - и так продолжается на протяжении всего процесса жизнедеятельности индивида.

Выделяя эти две неразрывно связанные стороны сознания, в школе А. Н. Леонтьева говорят о единицах анализа «сознания-деятельности» и «сознания-образа» и разрабатывают их. В последнем случае говорят о таких единицах «сознания-образа», как чувственная ткань, значение и личностный смысл.

Под чувственной тканью понимается «материя» образа, т. е. ощущаемый, воспринимаемый, представляемый, вспоминаемый, воображаемый и т. д. фрагмент объективной реальности.

Значение - это обобщенное отражение действительности, за которым стоят операции обобщения, с помощью которых оно получено, выявление и понимание существенных взаимосвязей, сторон, характеристик и отношений, присущих данному образу отражаемой реальности. Выделяются три формы значений: словесные (языковые), предметные и орудийные. Все эти три формы значений имеют разные этапы своего развития. Еще Л. С. Выготский показал, что словесные значения (обобщения) у ребенка развиваются от так называемых синкретических обобщений к комплексам, а впоследствии и к понятиям. Развитие обобщений связано с изменением операций обобщения.

Личностный смысл кратко определяется А. Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для индивида некоторых событий.

Выделяя различные единицы анализа «сознания-деятельности», с одной стороны, и «сознания-образа» - с другой, А. Н. Леонтьев в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» показывает их единство и взаимосвязь и то, что осознание (как образ, рефлексия) своей собственной деятельности в онтогенезе действительно возникает позже, чем образ окружающего мира:

«Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта... Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью».

Наряду с этими, выделенными А. Н. Леонтьевым, сторонами сознания в отечественной психологии широко распространен подход, идущий от С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, современных авторов (Платонов К. К., Столяренко Л. Д.), которые в структуре сознания выделяют следующие его основные атрибуты, или свойства сознания: познание, переживание, отношение, рефлексия.

К. К. Платонов раскрывает сущность этих категорий в следующих определениях:
Переживание - акт сознания индивидуума, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. «Переживание» - понятие более широкое, чем «эмоция», так как оно проявляется в форме и чувств, и потребностей, волевого усилия, произвольного внимания и памяти.

Познание - это компонент сознания в форме... образов отражаемого и мыслей об их связях. У человека познание проявляется в четырех формах отражения: ощущениях, восприятии, памяти и мышлении.

Отношение - как субъективное явление - это активная сторона сознания и его обратная связь с отражаемым миром. Отношение проявляется как переживание, отношение - как познание.

Классики марксизма отмечали: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Рефлексия - мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, особенностей характера, взаимоотношений с другими и т. д. В схоластической философии рефлексия понималась как обращенность разума (души) на свои собственные состояния и мысли.

Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, интроспекцией, самосознанием.

Эти атрибуты, свойства сознания тесно взаимосвязаны между собой. Только обобщение в одном психическом акте переживания, отношения и знания объектов, их вызывающих, делает этот психический акт актом сознания .

Таким образом, в структуру сознания входят :

  • самосознание, ядром, которого является Я-концепция. Взятое как целое включает в себя: самопереживание (самочувствие); самоотношение (уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации); самопознание (уровень развития рефлексии и самокритичности);
  • атрибуты сознания: отношение, переживание, познание;
  • уровни ясности сознания: озарение, вдохновение, ясное сознание спутанное сознание, патология сознания, потеря сознания, неосознаваемые явления;
  • формы психического отражения: ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, внимание, эмоции, воля;
  • свойства динамики и константности актов сознания: психических процессов, состояний и свойств личности.

Наряду с этим, тесно связанным с категорией (понятием) сознания является понятие мировоззрение. В каких связях и соотношениях они находятся?

Мировоззрение определяется как система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и т. д. Мировоззрение - это не все взгляды и представления, а лишь их предельное обобщение.

Мировоззрение неразрывно связано со всеми подструктурами личности, причем, как показывают исследования, не только социально, но и генетически и морфологически обусловленными. Поскольку природа сознания, как и мировоззрения, социальна, она подвержена или развивается в соответствии с социальными законами, носящими характер статистических, т. е. наиболее вероятностных, законов развития, проявления в которых таковы, что то, что верно с определенной долей вероятности для большинства, то может иметь диаметрально противоположные выводы, последствия и заключения для меньшинства. В онтогенезе мировоззрение формируется под влиянием социального окружения на основе сознания, но значительно позже него. Соотношение сознания, мировоззрения и Я-концепции, а также основные элементы сознания можно представить следующим образом (рис. 8.1).

Поскольку индивидуальное сознание всегда возникает как сознание в социуме, то ему, несомненно, предшествует общественное сознание, из которого оно черпает и под влиянием которого формирует свое сознание.

Общественное сознание выступает в формах обыденного, религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического, национального, научного сознания.

Психология же изучает влияние всех этих форм общественного сознания на индивидуальное и групповое сознание (рассматривается социальной психологией).

Таковы в общем виде основные методологические подходы к рассмотрению сущности и основных характеристик категории «сознание» в отечественной психологии.

Оригинальные подходы к рассмотрению этих проблем заинтересованный читатель найдет в соответствующей литературе, которую мы здесь даже не приводим, а тем более не анализируем, придерживаясь задачи и принципа обобщить в некоторой степени то положительное, что характеризует общую направленность и делает честь отечественной психологической мысли.

Сознание является высшей функцией психики , которая присуща только человеку.

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и .

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание . Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте , когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании . Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает .

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект .

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции :

  1. Отражение . Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия . Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование . Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив . При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка . Сюда относятся .
  6. Коммуникация . Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование . Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным .

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного :

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

Стадии и функции самосознания

Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени :

  1. Природная . Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная . Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  3. Личностная . Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов :

  • самопознания;
  • самоконтроля и саморегулирования;
  • самооценки;
  • самопринятия;
  • самоуважения.

Стадии развития :

Теория Фрейда кратко

Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о . Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания .

К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию , но человек не осознает этих процессов.

Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание , образуя чувство тревоги.

По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

Концепция Леонтьева

Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

Он создал теорию деятельности , работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме .

Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

По теории Леонтьева сознание состоит из:

  1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
  2. Значения . Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
  3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

О структуре сознания в этом видео:



Читайте также: