Положение группе окружающей среды предприятия. Положение об отделе охраны окружающей среды предприятия. Непосредственные исполнители работ

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Отдел охраны окружающей среды, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Отдел подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. Начальник отдела охраны окружающей среды имеет [вписать нужное] заместителя(ей).

1.5. Обязанности заместителя(ей) определяются начальником отдела охраны окружающей среды.

1.6. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе отдела охраны окружающей среды, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.7. В своей деятельности отдел руководствуется:

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

- [вписать нужное].

1.8. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Отдел охраны окружающей среды может иметь в своем составе структурные подразделения (бюро, группы, секторы, пр.).

Например: бюро (сектор, группа) планирования; бюро (сектор, группа) экологической экспертизы; бюро (сектор, группа) экологического контроля; бюро (сектор, группа) экологического мониторинга; контрольные пункты и лаборатории.

2.3. Положения о подразделениях отдела охраны окружающей среды (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями подразделений, заместителем(ми) начальника отдела].

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

Отдел охраны окружающей среды обеспечивает следующие задачи:

3.1. Соблюдение на предприятии экологических норм и правил.

3.2. Соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств.

3.3. Первичный учет природных ресурсов и учет вредных веществ, выбрасываемых предприятием.

3.4. Предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду.

3.5. [Вписать нужное].

4. Функции

На отдел охраны окружающей среды возлагаются следующие функции:

4.1. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области:

Охраны окружающей среды;

Рационального использования природных ресурсов;

Расширения и реконструкции действующих производств;

- [вписать нужное].

4.2. Составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды на всех стадиях хозяйственного процесса:

Доэксплуатационной (размещение объектов, подготовка проектов, строительство, приемка и эксплуатация объектов);

Эксплуатационной (паспортизация, установление нормативов выбросов, получение разрешений на выброс, проведение контрольных мероприятий);

Послеэксплуатационной (выход продукции, размещение отходов).

4.3. Обеспечение проведения экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.

4.4. Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, в создании новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.

4.5. Получение государственных разрешений на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов.

4.6. Разработка экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, контроль за их выполнением и своевременный пересмотр.

4.7. Контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды.

4.8. Контроль за эксплуатацией очистных и защитных сооружений.

4.9. Участие:

В разработке планов капитального строительства;

В разработке планов внедрения новой техники;

В проведении научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономии замкнутого цикла, основанной на:

Экологически рациональной циркуляции материалов;

Сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов;

Минимизации;

Повторном использовании;

Переработке и утилизации отходов;

Внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства;

В проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

4.10. Подготовка документов и материалов, необходимых для оформления налоговых, кредитных и иных льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды на предприятии.

4.11. Проведение обоснованных расчетов рисков для состояния окружающей среды при реализации программ по очистке и других природоохранных мероприятий.

4.12. Учет показателей, характеризующих состояние окружающей среды.

4.13. Организация расследования причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду и подготовка предложений по их предупреждению.

4.14. Создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, подготовка документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера.

4.15. Составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и иной технической документации.

4.16. Работа по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, а также проведение мероприятий по ознакомлению работников предприятия с требованиями экологического законодательства.

4.17. Составление отчетности о проведении на предприятии мероприятий по охране окружающей среды.

4.18. Участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.

4.19. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Отдел по охране окружающей среды имеет право:

Требовать от технических и производственных подразделений предприятия представления материалов, отчетов и информации, необходимых для работы отдела;

Давать техническим и производственным подразделениям предприятия обязательные для исполнения указания по соблюдению экологического законодательства и проверять их исполнение в любое время;

Требовать прекращения работ, производимых в нарушение экологических правил, норм и стандартов, вплоть до остановки деятельности предприятия;

Самостоятельно вести переписку по экологическим вопросам, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия;

Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями;

По согласованию с руководителем предприятия или главным инженером привлекать экспертов и специалистов в области экологии для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений;

Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной ответственности и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

- [вписать нужное].

5.2. Начальник отдела охраны окружающей среды подписывает документы, связанные с экологической экспертизой, паспортизацией и экологическим контролем.

5.3. Начальник отдела охраны окружающей среды вправе вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел охраны окружающей среды взаимодействует:

6.1. Со всеми производственными и техническими подразделениями по вопросам получения:

Технической проектной документации для экспертизы и выдачи заключений на соответствие экологическим стандартам и нормам;

Инструкций, стандартов, технических условий на продукцию, а также проектов изменений и дополнений к ним;

Проектов производства новых образцов и самих образцов;

Заявок на заключения по технологии эксплуатации средств автоматизации и механизации производства на предмет соблюдения норм экологической безопасности;

Планов внедрения средств автоматизации и механизации производства;

Заявок на заключения по технологии обслуживания и ремонта энергооборудования на предмет соблюдения экологических правил и норм;

Документов и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы техники и технологии, сырья и материалов, проектов строительства и проектов размещения объектов предприятия;

Характеристик условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материалов, сырья, отходов производства;

Сведений о способах утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материально-технических ресурсов;

Данных о месте размещения объектов, расположении земельных участков, отводимых в постоянное и временное пользование для строительства объектов;

Сведений о планируемом использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т. ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Заключений по техническим проектам на соответствие экологическим стандартам и нормам;

Оперативных распоряжений по координации производства;

Новых разработок и технологий по рациональному расходованию природных, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Утвержденных требований по выпуску экологически безопасной продукции;

Перечня оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методы их контроля;

Информации по источникам воздействия - нарушений проведения планировочных и других строительных работ, сбросах, выбросах, отходах производства (с указанием токсичности приносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физических и иных воздействий на окружающую среду;

Согласованных в государственных и муниципальных органах ограничений по природопользованию;

Перечня природоохранных мероприятий, формируемого на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;

Перечня необходимых мер по обеспечению экологической безопасности;

Предварительной оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду;

Предварительной оценки экологического риска размещения объектов;

- [вписать нужное].

6.2. С финансовым отделом и планово-экономическим отделом по вопросам получения:

Необходимых материалов для расчетов платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Расчетов платы за проведение экологической экспертизы;

Данных о перечислении платежей за проведение государственной экспертизы;

Материалов и документов, необходимых для составления технико-экономических обоснований строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности;

Расчетов расходов на оформление "Экологического паспорта", проведение экологической сертификации и на выполнение иных функций отдела;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Документов, подтверждающих оплату государственной экспертизы, экологических платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, другие экологические мероприятия;

Отчетов о деятельности отдела;

Данных о выводах и заключениях государственной экологической экспертизы для передачи в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы (строительства, реконструкции, производства, пр.);

- [вписать нужное].

6.3. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела охраны окружающей среды.

7.2. На начальника отдела охраны окружающей среды возлагается персональная ответственность за:

Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел;

Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

Соблюдение работниками отдела трудовой и производственной дисциплины;

Подбор, расстановку и деятельность работников отдела;

Соответствие законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов;

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников отдела устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделя­ет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой ка­тегории относятся Президент, Федеральное Правительство, пред­ставительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, му­ниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение оп­ределенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистри­рованы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:

o комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

o отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;

o функциональные,- обеспечивающие управление при выпол­нении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.

Среди комплексных органовнаибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, как комплексный орган, является Министерство РФ по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и технического происхождения.

Важная роль в системе контроля и управления состоянием окру­жающей среды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на который возложено выполнение эколого-санитарных функ­ций:

Координация деятельности министерств, ведомств, предпри­ятий и организаций в области санитарной охраны природы;

Разра­ботка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНИП), обяза­тельных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.

Эта служба имеет по всей территории страны свои подраз­деления, которые непосредственно следят за состоянием атмосфер­ного воздуха, поверхностных водных источников, почвы используя для этого сведения о кон­центрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данные выполняется анализ и прогноз каче­ства среды обитания людей.

Непосредственно к указанным министерствам примыкает фе­деральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которые возложены обязан­ности по организации и проведению наблюдений, по оценке и про­гнозу состояния окружающей среды и её изменений, связанных, в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.

В число органов управления, осуществляющих комплексныефункции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единооб­разным и обязательным исполнением природоохранительных зако­нов органами представительной и исполнительной власти, государ­ственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и приня­тия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения к административной и уголовной ответст­венности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.

Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к от­раслевым, относятся министерства (см.рис.8.1), дейст­вия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах. Среди них - Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических ак­тов, осуществляет контроль за выполнением природоохранительного законодательст- ва и нормативной документации, проводит ведом­ственную эколо­гическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование но­вых технологий и т.п.

Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хо­зяйства РФ. Оно призвано обеспе­чить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной расти­тельности от воздействия стихийных сил природы, побочных по­следствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ- минеральных удобрений, пестицидов и др., мелиоративных работ, а также по защите среды обитания от отходов живот­новодческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль остаточных концентра­ций пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.

Федеральное агентство по атом­ной энергии обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядерном комплексе и проведение природоохранительных мероприятий, связанных с его деятельностью. Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными от­ходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безо­пасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных ве­ществ и изделий из них.

Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на по­бережье РФ, а также в открытых водах мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных жи­вотных и растений, работы по ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.

К органам исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление в области охраны окружающей среды функциональногоназначения, относится Феде­ральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главными задачами в работе которой являют­ся: разработка и утверждение правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот го­сударственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД РФ выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, инфор­мирует правительственные органы и население об изменениях со­стояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.

В эту же группу органов входит Федеральные службы гидрометеорология и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования Этим службам поручено обеспечение и контроль безопасности при проекти­ровании и эксплуатации экологически наиболее опасных произ­водств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургиче­ской и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов. Эти и другие задачи они реализует через систему своих региональных ор­ганов. С ними сотрудничают:

· Федеральная таможенная служба, осуществляющий борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабанд­ным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;

· Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воз­действия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране ок­ружающей среды и соблюдению санитарных правил.

· Министерство юстиции РФ, регистрирую­щее нормативные документы других министерств и ведомств РФ - положения, рекомендации, инструктивно методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике стра­ны и путям её реализации, после их соответствующего ана­лиза с точки зрения соблюдения экологического законода­тельства Российской Федерации.

Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологиче­ской направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ус­танавливает нормы, нормативы, правила и требования, направлен­ные на охрану окружающей среды; обеспечивает един­ство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов за­грязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюде­нием обязательных требований Госстандарта, за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологиче­ским процессам, производимой продукции, товарам и услугам.

Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Россий­ской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержа­тельную часть нормативно-правовых актов, регулирующих эконо­мическую деятельность хозяйствующих субъектов. Подобные про­цессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно разви­ваются в Министерствах промышленности и торговли РФ, экономического развития РФ, транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленно­сти – Федеральных службах по военно-техническому сотрудничеству и оборонному заказу и в Федеральном космическом агентстве.

Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экс­пертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».

Все звенья государственной системы управления в области эко­логии создают необходимые условия и возможности для осуществ­ления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Настоящее положение о производственном экологическом контроле разработано во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

В Положении учтены требования законодательных, правовых документов по экологическому контролю, стандартов по охране природы и иных природоохранных нормативных документов, а также специфики производства.

1. Общие положения.

1.1. Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на ______________________.

1.3. Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:

– федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;

– отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

– региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот. В том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - обязательные условия, ограничения или их совокупность, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, установленные законами, иными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

1.5. Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ

В целях совершенствования деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2003 г. N 474-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".

2.3. Постановление Правительства Москвы от 9 декабря 2003 г. N 1031-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".

2.4. Постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 428-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.5. Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 720-ПП "Об уполномоченном органе Правительства Москвы в области экологической экспертизы объектов регионального уровня".

2.6. Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 372-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.7. Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 506-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 333-ПП, от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП, от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП".

2.8. Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 483-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.9. Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N 798-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.10. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 284-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".

2.11. Пункт 1 приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством".

3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 713-ПП "О реализации полномочий города Москвы в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации":

3.1. В пункте 2.2.6 постановления слова "Готовит на утверждение Правительства Москвы" заменить словом "Утверждает".

3.2. Пункты 8, 9 постановления признать утратившими силу.

3.3. Пункт 12 постановления изложить в следующей редакции:

"12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. и руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. N 295-ПП "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 843":

4.1. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:

"1. Установить, что должностные лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, осуществляющие государственный экологический надзор (государственные инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды), являются одновременно должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы.".

4.2. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.

4.3. В пункте 4 постановления слова "на министра Правительства Москвы Бочина Л.А." заменить словами "на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

В январе 2002 года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 году. В течение 2004-2008 годов в закон вносились изменения, связанные с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В главе 1 федерального закона даны определения основных понятий, в том числе: в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска и экологической безопасности. Сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно осуществляться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон устанавливает объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения, деградации, к ним относятся:



Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, рассмотрены в главе 2 . Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ должно осуществляться на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, о передаче осуществления им части полномочий по вопросам охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды рассмотрены в главе 3 закона. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В этой главе также определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, рассмотренные в главе 4 включают в себя:

Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, существовавшая с 1991 года. Сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение окружающей среды). Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования, действовавший с 1991 года.

В главе 5 рассмотрена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация.

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципиально изменена глава 6 , посвященная государственной экологической экспертизе. В эту главу, в качестве самостоятельной статьи закона, включена оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Глава 7 посвящена вопросам охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области охраны окружающей среды при:

размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

обращении с отходами производства и потребления;

установлении защитных и охранных зон;

приватизации и национализации имущества;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.

В главе 8 рассмотрен порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В главе 9 рассматриваются вопросы охраны природных объектов. Для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В главе 10 рассмотрены вопросы организации государственного экологического мониторинга. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Глава 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому контролю. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Предприятия обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В главе 12 рассмотрен порядок проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, которые проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Глава 13 посвящена формированию экологической культуры. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды законом устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В главе 14 устанавливается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Так субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и на проекты, которые имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

В главе 15 рассмотрены вопросы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.



Читайте также: