Николай валуев строит усадьбу. Усадьба валуево и её владельцы. Крупные строительные работы в усадьбе

Усадьба Валуево (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Московские вельможи императорской эпохи не скупились на загородные имения: вокруг златоглавой было множество роскошных усадеб и летних резиденций. До наших дней дошли лишь несколько десятков - часть сгорела в огне революции, другие были разграблены, обветшали или изменились до неузнаваемости в процессе национализации. Усадьбу Валуево эта участь обошла стороной, и сегодня ее внешний вид удивительно точно совпадает с изображениями дореволюционных лет. Она построена в стиле классицизм неизвестным архитектором и поражает своей гармоничностью, приятной глазу симметрией и целостностью ансамбля. Имение расположено на берегу реки Ликовы, к которой ведет пологий спуск приусадебного парка, а вокруг хозяйского дома стоят флигели и вспомогательные постройки: Валуево - редкий пример цельного, богатого, прекрасно сохранившегося дворянского гнезда.

Немного истории

Первым известным хозяином этой вотчины был дьякон Григорий Валуев, в честь которого в начале 17 века и назвали имение. Целое столетие Валуево оставалось не более чем земельным наделом, и первые усадебные постройки появились там лишь в 1759 г., когда поместье приобрел гофмаршал Д. А. Шепелев. Однако архитектурный ансамбль, сохранившийся до нашего времени, был возведен при следующем владельце - графе А. И. Мусине-Пушкине - на рубеже 18-19 веков. Усадьба сменила еще несколько хозяев, прежде чем ее национализировали с приходом советской власти в 1920 г. и переделали в дом отдыха.

Что посмотреть

К парадным воротам имения ведет подъездная аллея, с которой открывается панорамный вид на дом, флигели и парадный двор. Резные ворота украшены двумя скульптурами скачущих оленей - этот мотив не встречается больше ни в одной подмосковной усадьбе. Строгий, статный хозяйский дом в два этажа находится в центре архитектурного ансамбля, напротив него - небольшой фонтан и мраморные львы-сторожи. По бокам от дома симметрично расположены флигели, соединенные с ним открытыми колоннадами. В конце 18 века они служили кухней и крепостным театром. Сохранились также здания конного и скотного дворов, писчая контора и дом управляющего, украшенные легкими мезонинами.

Внутреннее убранство особняка сохранилось лишь частично: нетронутыми остались мраморные камины, лепнина и некоторые скульптуры. За домом разбит приусадебный парк с тремя прудами, в глубине которого стоит красивый охотничий домик. В настоящее время на территории усадьбы находится клинический санаторий и комплекс для проведения торжественных мероприятий.

Практическая информация

Адрес: Московская обл., п. Валуево. Координаты: 55.5712, 37.3685.

Как добраться: на личном транспорте - 7 км от МКАД по Киевскому шоссе до развязки «Московский/Валуево», далее 4,5 км по улице Атласова и Валуевскому шоссе до ворот усадьбы. На общественном транспорте - от станции метро «Саларьево» автобусом № 420 до остановки «Валуево».

Вход на территорию усадьбы - 100 RUB, если вы не являетесь пациентом санатория. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Имя усадьбы Валуево связано древним родом Валуевых, которые владели ею с XIV по XVII века. Основатель рода – Тимофей Васильевич Окатьевич, воевода Дмитрия Донского – получил усадьбу в наследство от отца, а имя усадьбе и роду «подарил» дед Тимофея Васильевича Окатий Валуй.

Интересно, что до 1861 года Валуево по документам проходило под названием Настасьино, а в его состав входили деревни Валуево, Акатово, Мешково у реки Ликовы.

XVIII – XIX века: расцвет

В 1719 году усадьбу купил сподвижник Петра I граф Петр Алексеевич Толстой, положивший начало славной династии Толстых. При нем в усадьбе был организован регулярный парк, выдержанный в соответствии с канонами того времени. В 1742 году усадьба перешла супругам Шепелевым, а в 1768 новой владелицей стала Мария Родионовна Кошелева, от которой усадьба перешла ее племяннице Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной. Ее муж – граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – развил активную деятельность по преображению усадьбы, при нем был создан основной архитектурный ансамбль, радующий глаз и сегодня.

С 1856 года усадьбой владел князь Владимир Борисович Четвертинский, а с 1863 года – купец Дмитрий Семенович Лепешкин. При Лепешкине в Валуево были перестроены некоторые строения, а также организована лечебница, работавшая несколько десятилетий.

Из века XX в век XXI

В 1918 году усадьба подверглась национализации, на ее базе основаны санаторий и база отдыха. В начале 1960-х годов в усадьбе были проведены обширные реставрационные работы. С 1960 года и по сей день здесь работает санаторий «Валуево», а значительная часть территории усадьбы открыта для посещения.

Гостями в усадьбе были Александр Сергеевич Пушкин и Евгений Абрамович Боратынский. Поэты приезжали по приглашению из близкого знакомого – графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина.

Большое внимание усадьба привлекала у деятелей киноискусства: на ее территории сняты эпизоды более чем для двух десятков фильмов, среди которых «Война и мир», «Михайло Ломоносов», «Метель», «Дубровский», «Гусарская баллада», «Мой ласковый и нежный зверь», «Тимур и его команда» и другие.

Старинная усадьба Валуево несмотря на свой возраст, продолжает жить и дарить яркие эмоции своим посетителям.


Валуево

Достаточно типичной историей жизни и смерти дворянской усадьбы является жемчужина Новой Москвы - Валуево. Само село, как и две прилегающие к нему деревни Акатово и Мешково, некогда принадлежали погибшему на Куликовом поле воеводе Тимофею Васильевичу Окатьевичу. При жизни воевода, видимо, не отличался расторопностью, за что и заслужил прозвище Валуй, то есть "лентяй". Кличка эта намертво прилипла ко всему его роду, и Окатьевичи стали Валуевыми.

В 1671 году родовая вотчина Валуевых отошла породнившимся с ними князьям Мещерским. В 1719 году уже сами Мещерские продали ее одному из приближенных Петра - П.А. Толстому, получившему за свое деятельное участие в процессе над царевичем Алексеем пост главы Тайной канцелярии. После смерти "царя-плотника" Толстой продолжает оставаться у трона, получает от Екатерины I графский титул и даже входит в состав Верховного тайного совета (органа из девяти человек, который фактически и управлял страной в это время). Но попытка заставить подвинуться всесильного Меншикова привела к его стремительному падению. Коса нашла на камень в вопросе о будущем наследнике: Меншиков ставил на Петра II, за которого он мог бы выдать дочь, а Толстой намеревался короновать одну из петровских дочерей, дабы хитрый план "Алексашки" не осуществился. Финал этой истории получился в совсем уж древнерусском стиле: именным высочайшим указом Толстой вместе со всеми прямыми наследниками был лишен чинов и титула и был отправлен в Соловецкий монастырь, где скончался в 1729 году.

Вместе с прочими владениями Валуево отошло вдове старшего сына П.А. Толстого -Прасковье Толстой, урожденной Троекуровой, и попало к ее наследникам, впоследствии вернувшим себе родовой титул. Впрочем, от Валуева Толстые вскоре избавились, продав его обер-гофмаршалу Шепелеву, строителю Зимнего дворца в Петербурге. От супруги Шепелева село перешло к ее племяннице Марии Кошелевой. Поскольку та никогда не выходила замуж и прямых наследников после себя не оставила, то по ее завещанию в 1776 году Валуево отошло Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урожденной княжне Волконской.

За это время в архитектурной истории Валуева практически не происходит ничего интересного. Понятно, что при Толстых постройки XVII века были заменены на более современные, где-то что-то добавили, но и только. Сохранилось описание усадьбы в том виде, в каком ее оставило семейство Шепелевых: небольшой деревянный господский дом, за ним - регулярный парк во французском стиле, на речке Ликове стояла мельница "о трех поставах", а в самом селе в то время было всего лишь 27 дворов, в которых проживали 130 крестьянских душ. Рядом с обветшалой деревянной усадебной церковью Шепелевы выстроили новую, каменную - на этом все преобразования и завершились.

А теперь посмотрим на то, что из Валуева сотворила Е.А. Мусина-Пушкина, вернее ее муж, архивист, историограф и открыватель "Слова о полку Игореве".

Для начала в парадном дворе, слева и справа от господского дома, сооружаются два кирпичных флигеля, один - под кухню, второй - под крепостной театр. С домом флигели соединяются сквозными галереями-колоннадами. Где-то на рубеже XVIII и XIX веков к флигелям добавляются отдельно стоящие службы - конный и скотный дворы. И, наконец, при въезде в парадный двор усадьбы строятся два одинаковых одноэтажных здания с мезонинами: контора и дом управляющего имением. Теперь все постройки комплекса парадного двора образуют правильной формы каре. Рядом с каменной церковью достраиваются еще три дома причта. На берегу реки строится "Охотничий домик" - павильон с портиком в тосканском стиле, скопированный с Концертного зала Царского Села. Под "Охотничьим домиком" в откосе берега реки устраивается грот, обложенный по моде наступившего романтизма диким камнем, а вся окружающая часть парка переделывается в стиле английского пейзажного сада. И, наконец, в 1810-1811 годах переделки в Валуево завершаются строительством нового господского дома, двухэтажного, с шестиколонными портиками и бельведером. Правда, по-прежнему деревянного, но с обработкой фасада под камень. Валуево становится полноценной усадьбой.

В 1829 году имение отходит к младшему сыну (старший погиб в сражении под Люненбургом во время Заграничного похода) - Владимиру Алексеевичу Мусину-Пушкину. Поскольку тот к тому времени был уже осужден по делу Северного общества декабристов, то своим наследством он воспользовался только в 1831 году, после того, как смог наконец подать в отставку из регулярного пехотного полка, в который его перевели служить из гвардии. Фактически Москва и ее окрестности были определены ему в качестве места ссылки.

За это время ансамбль двора пополняется двумя башенками в псевдоготическом стиле - и все. Остальная усадьба сохраняется в неизменном виде, а кое-что потихоньку начинает и разрушаться. В 1850-х годах Мусины-Пушкины продают Валуево князьям Святополк-Четвертинским. При новых владельцах как раз грянула Великая реформа, и часть земли пришлось отмежевать вчерашним душам. А затем наступает та самая коллизия из чеховского "Вишневого сада", которая в реальности случилась с большинством подмосковных родовых дворянских гнезд гораздо раньше. В 1863 году Четвертинские продают Валуево потомственному почетному гражданину и кавалеру, купцу первой гильдии Дмитрию Семеновичу Лепешкину, владельцу Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина и сыновей, состоявшей из пяти хлопкопрядильных фабрик.

Лепешкин оказался отнюдь не чеховским Лопахиным, и при нем Валуево короткое время переживает некоторый ренессанс. Все постройки бережно реконструируются, башенки ворот господского дома украшаются скульптурами оленей, а рядом с входом в сам дом ставятся сторожевые бронзовые львы. Парк уже не переделывается, но в нем ставится ряд хозяйственных построек, в том числе баня и водонапорная башня, а еще то ли ремонтируется, то ли строится оранжерея. Причем все работы ведутся крайне бережно, без нарушения архитектурного стиля и ансамбля усадьбы. А в 1885 году Лепешкин строит в Валуево летнюю лечебницу (то есть работавшую с начала мая до начала октября) и полностью за свой счет ее оборудует. До этого валуевским, акатовским и мешковским крестьянам приходилось в поисках медицинской помощи отправляться на 20-30 верст от родного села.

Дальнейшая, уже советская судьба Валуева снова типична - национализация и превращение в ведомственный рекреационный объект, сопровождавшееся достройкой классических ансамблей современными санаторными корпусами. После войны в Валуево располагался профилакторий Внуковского аэродрома, с 1960 года - одноименный санаторий Главмосстроя, база отдыха и детский санаторий "Искорка". Осталось добавить лишь два эпизода из новейшей киноистории: здесь снимались "Гусарская баллада" и "Война и мир" С. Бондарчука.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Господский дом подмосковной усадьбы Валуево соединён галереями с двумя флигелями. В правом находился театр, в левом - кухня. Неизвестный архитектор. Начало XIX века.

К усадьбе Валуево можно проехать от Киевского шоссе.

Граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), один из владельцев усадьбы Валуево.

Парадный въезд в усадьбу украшен скульптурами оленей.

Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). При нём был создан основной архитектурный ансамбль усадьбы.

Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854).

«Охотничий домик» напоминает музыкальный павильон в Царском Селе.

Графиня Э. К. Мусина-Пушкина (1810-1846). Акварель В. И. Гау. 1840 год. Хранится в Государственном Русском музее.

Княгиня Наталия Алексеевна Волконская (1784-1829), дочь графа А. И. Мусина-Пушкина. Акварель неизвестного художника находится в Рыбинском историко-художественном музее.

Каскадный пруд.

Среди некогда окружавших Москву старинных дворянских усадеб одной из наиболее сохранившихся считается Валуево. На территории усадьбы, расположенной по берегам небольших тихих речек - Сосенки и Ликовы, в 28 км от центра Москвы и в 10 км от МКАД по Киевскому шоссе, уже около 50 лет работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево».

Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю.

Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году. Деда, Тимофея Васильевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник). От этого прозвища образовались фамилия и название владения. Вотчину внук наследовал от своего отца Василия - боярина великого князя Симеона Гордого. Потомки Тимофея Васильевича верой и правдой служили Отечеству: участвовали в Ливонской войне, в Астраханском походе, сражались против Лжедмитрия.

В XVII веке усадьбой владели родственники Валуевых - князья Мещерские. В книге Чудова монастыря 1676 года имелся документ, в котором вотчина Мещерских впервые названа селом Валуевом.

В 1719 году Мещерские продали Валуево одному из самых влиятельных царедворцев того времени Петру Андреевичу Толстому (1645-1729), который служил с 1682 года при дворе стольником. В 1697 году Пётр I в числе «волонтёров» направил его в Италию для изучения морского дела. В конце 1701 года Пётр Андреевич назначен посланником в Константинополь, затем исполнял разные дипломатические поручения.

В 1717 году Толстой оказал царю важную услугу: посланный в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей возлюбленной Ефросиньей, он склонил сына Петра к возвращению в Россию. Затем принимал деятельное участие в суде над царевичем Алексеем. Царь наградил Толстого поместьями и поставил во главе Тайной канцелярии. Дело царевича Алексея сблизило Петра Андреевича с императрицей Екатериной I, в день коронации которой он получил титул графа. После смерти Петра I Толстой вместе с Меншиковым энергично содействовали воцарению Екатерины I. А когда императрица умерла, Толстой разошёлся с Меншиковым во мнении по вопросу о преемнике. Александр Данилович мечтал женить Петра II на своей дочери Марии. Но Толстой понимал, что воцарение внука Петра I грозит ему наказанием за расправу над отцом будущего царя (Алексеем), поэтому стоял за воздвижение на престол одной из дочерей Петра I. 25 мая 1727 года Меншиков обручил свою дочь с Петром II, и 82-летний Толстой, лишённый титула, всех чинов и состояния, отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Умер он на Соловках в возрасте 84 лет.

Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами.

После смерти владельца Валуево и другие многочисленные вотчины наследовала вдова его старшего сына Прасковья Михайловна Толстая, урождённая Трое-курова, которая, не желая обременять себя хозяйственными проблемами, тут же разделила доставшиеся ей имения между детьми. Валуево перешло к старшему сыну Василию Ивановичу Толстому, впоследствии ставшему действительным статским советником. Ему было суждено оказаться последним владельцем этого имения из рода Толстых, вскоре вернувших себе графский титул.

В 1742 году Василий Иванович продал Валуево за 45 000 рублей супругам Шепелевым - Дмитрию Андреевичу, генерал-аншефу и обер-гофмаршалу, строителю Санкт-Петербургского Зимнего дворца, и его жене Дарье Ивановне, урождённой Глюк. При них в Валуеве рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая, каменная.

В 1768 году Валуево по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой унаследовала её племянница Мария Родионовна Кошелева. Она была составительницей и хозяйкой части фамильной портретной галереи, ныне находящейся в экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Рыбинска.

Детей у Кошелевой не было, их заменила любимая племянница Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина, урождённая княжна Волконская (1754-1829), принадлежавшая к одной из самых знатных и богатых московских семей. Ей Кошелева завещала своё подмосковное Валуево и большой московский дом на Разгуляе. Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных.

Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Графское достоинство он получил от императора Павла I в апреле 1797 года. Алексей Иванович Мусин-Пушкин - один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени. Возглавив Академию художеств, он, по оценке академиков, стал «ревнительным попечителем о состоянии наук и художеств». Среди ближайших друзей графа - Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский. Мусина-Пушкина привлекало изучение русской старины, его библиотека имела выдающийся статус. В 1772 году, путешествуя по Европе, он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где, интересуясь историческими памятниками и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию граф начинает активную собирательскую деятельность. Его интересуют книги и древние рукописи, монеты и медали. Основная часть коллекции и картины размещались в московском доме на Разгуляе, а также в родовом поместье Иловна Ярославской губернии.

В 1788 году при упразднении Спасо-Ярославского монастыря Мусин-Пушкин приобрёл его архив. В приложенных документах отмечено: «за ветхостью и согниением». В большой пачке старых материалов находилась жемчужина XIV века - «Повесть о полку Игореве». Вскоре после приобретения «материала» Алексей Иванович Мусин-Пушкин готовит текст «Слова...», стремясь истолковать наиболее непонятные слова оригинала, и с этого текста делаются копии, одна из которых - специально для императрицы Екатерины II. «В Екатерининской копии, - пишет академик Д. С. Лихачёв, - ясно ощущается, что над текстом работал учёный, давший тексту своё толкование, расставивший знаки препинания, прописные буквы и т.д.».

В 1800 году в Москве в Смоленской типографии тиражом 1200 экземпляров отпечатана «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XIII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Книгу быстро раскупали, многие экземпляры были преподнесены «высочайшим особам», близким друзьям владельца рукописи. А сама рукопись находилась в доме на Разгуляе. А. И. Мусин-Пушкин давно уже подумывал о том, чтобы передать своё бесценное собрание на хранение государству. Об этом он просил в письме, отправленном в Петербург, но высочайшее решение на просьбу графа всё не приходило.

Наступил 1812 год. В конце лета граф уезжает с семьёй в ярославское имение Иловна, чтобы собрать ополчение из своих крестьян. В «Правилах на составление временного ополчения для изгнания врагов из Отечества» А. И. Мусин-Пушкин подробно объясняет задачи ополченцев, а снаряжение их берёт на свой счёт. Граф сообщает, что обоих сыновей отдаёт на алтарь Отечества. Старший ушёл воевать простым офицером в петербургское ополчение и уже отличился: награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». Младший находился за 300 вёрст от дома на лечении, но по возвращении на родину он будет зачислен в ярославское ополчение. В своём московском доме на Разгуляе граф предпринял некоторые меры предосторожности: часть коллекций и, конечно, рукописи, среди них и список «Слова...», спрятал в самую надёжную из кладовых, вход в неё велел замуровать.

В день вступления французов в Москву в городе начался пожар. Дом на Разгуляе облюбовали французские солдаты. Кто-то из слуг, оставленных в доме для охраны, показал замурованный подвальный тайник. Спрятанные Мусиным-Пушкиным коллекции были разграблены. Французы искали сокровища, а рукописи разбросали. Все документы погибли во время случившегося вскоре пожара.

Наполеоновское нашествие нанесло Алексею Ивановичу ещё одну незаживающую рану: в самом конце войны, в марте 1813 года, под городом Люнебургом погиб майор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1789-1813), который, как мечтал граф, должен был продолжить его труды на ниве отечественной культуры. Тяжело переживала вся семья гибель Александра. Свалившиеся несчастья неузнаваемо изменили Алексея Ивановича: не осталось и следа от его радушия и весёлости, он стал замкнутым и нелюдимым.

В подмосковной усадьбе Валуево в Отечественную войну 1812 года побывали части французской армии, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. В это время или чуть позже была повреждена Покровская церковь, окончательно разобранная в 1965 году. Теперь на этом месте установлен памятный знак.

Уже тяжело больной после пережитых потрясений, А. И. Мусин-Пушкин прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи.

Умер Алексей Иванович в 1817 году в восстановленном после пожара доме на Разгуляе, а похоронен, как было завещано, в родовом имении Илове Ярославской области, К сожалению, могила Мусина-Пушкина не сохранилась; над ней разлилось Рыбинское водохранилище.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин уделял большое внимание обустройству Валуева. При нём здесь был создан основной архитектурный ансамбль поместья. Усадебный комплекс, сформировавшийся к концу 1810 года, в плане строго симметричен. Парадный въезд оформлен двумя пилонами, украшенными скульптурами оленей, появившимися здесь в 60-х годах XIX века, и лёгкой чугунной решёткой. На углах ограды высятся две круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле и украшенные белокаменным декором (возможно, сооружённые при В. А. Мусине-Пушкине). Далее взору открывается панорама, в центре которой располагается главный дом, соединённый галереями с двумя флигелями: в правом размещался театр, в левом - кухня. Деревянный господский дом стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены здания оштукатурены под камень, что было достаточно распространено в то время. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами. Дом «охраняют» металлические львы, появившиеся здесь в 60-х годах XIX века. Тройные окна первого этажа украшают портики. Небольшой бельведер, венчающий дом, вносит определённую законченность в это превосходное создание неизвестного нам архитектора.

Внутренняя планировка дома традиционная. Со стороны фасадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат - гостиная, приёмная и кабинет. На втором этаже располагались спальня и детские комнаты.

По воспоминаниям современников, комнаты главного усадебного дома украшала портретная галерея членов семьи Мусиных-Пушкиных, их родственников, знакомых, членов царской фамилии - всего более 60 портретов.

Среди знаменитой графской коллекции, собранной им во время путешествий, - бронза, фарфор, хрусталь, мебель. Здесь находилась часть огромной библиотеки.

Очень удачно выбрано место для парковых павильонов - высокий холм, откуда видна вся окрестность.

Одно из самых прекрасных зданий Валуева - павильон «Охотничий домик». Он несколько напоминает царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращённые на север и юг. Внутри находились зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником. Посередине реки Липовки был насыпан островок, к которому вела лестница. На островке располагалась беседка (не сохранилась).

В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Тёмного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

Облик парковой части усадьбы дополняла скульптура. Известно, что цветочную клумбу перед парком украшали четыре скульптуры, изображавшие времена года.

При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений - семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский. Усадьбу посещал и А. С. Пушкин.

После смерти А. И. Мусина-Пушкина имение наследовал его сын Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854), который имел репутацию умного и отзывчивого человека. Владимир родился в Москве, воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, в 1810 году поступил в пажеский корпус, потом учился в Московском училище для колонновожатых. Далее - служба в лейб-гвардии Измайловском полку.

Женат был на Эмилии Карловне Шернваль фон Валлон (1810-1846), дочери Выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе. Супруги имели двух сыновей: Алексея (1831-1889) и Владимира (1832-1865). Среди обожателей Э. К. Мусиной-Пушкиной мы находим имена А. С. Пушкина, князя П. А. Вяземского и позднее - М. Ю. Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей мадригал «Э. К. Мусиной-Пушкиной»:

Графиня Эмилия -
Белее, чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии,
Подобно Бастилии.

Судьба Эмилии Карловны была незавидной. Пристрастие к игре в карты её мужа было таково, что однажды он проиграл крупную сумму. Об этом говорила вся Москва. Дело удалось уладить, однако жить в Москве Мусиным-Пушкиным уже не позволяли средства, и они покинули город. Характеризуя Эмилию Карловну, её современница, А. О. Смирнова-Россет, пишет: «Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. Она имела белокурые волосы, синие глаза и чёрные брови. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла». Графиня умерла в 36 лет. Поступок этой женщины поставил её в один ряд с жёнами декабристов, последовавшими за мужьями в Сибирь. Она тоже была женой декабриста, избежавшего, правда, серьёзного наказания.

С 1825 года В. А. Мусин-Пушкин служил в Могилёве адъютантом главнокомандующего 1-й армии Ф. В. Остен-Сакена (1752-1837), а вторым адъютантом был П. П. Титов. Главнокомандующий вместе с Мусиным-Пушкиным прибыл на неделю в Москву для смотра. Здесь Владимир Алексеевич вступил в Северное общество. Однако, как показали материалы следствия, «истинных целей общества не знал». На следствии Мусин-Пушкин скажет: «Я был принят в Северное общество двоюродным братом моим Бородинского пехотного полка полковником М. М. Нарышкиным в начале августа месяца прошлого года в Москве». Нарышкин поставил перед Мусиным-Пушкиным и Титовым конкретную задачу: немедленно создать в Могилёве две управы Северного общества. Созданная в ноябре 1925 года могилёвская управа оказалась бездеятельной и после поражения восстания в Петербурге перестала существовать.

Мусин-Пушкин был внесён в утверждённый царём список подлежащих суду. Но в окончательном приговоре Верховного уголовного суда над государственными преступниками отнесён к 11-му разряду (лишение чинов с записью в солдаты). Николай I проявил монаршую милость к некоторым из осуждённых по этому разряду. Среди облагодетельствованных царём был и Мусин-Пушкин. Разжалование заменили увольнением из гвардии и переводом тем же чином (что считалось по тогдашним правилам большим понижением) в Петровский пехотный полк. Прослужив четыре года в захолустье, Мусин-Пушкин тем же чином был уволен в отставку.

Одним из немногих светлых событий в годы, когда тянул он казавшуюся ему бесконечной армейскую лямку, стала неожиданная поездка по казённой надобности на Кавказ. Здесь В. А. Мусин-Пушкин встретился с А. С. Пушкиным. Эта встреча вошла в строки произведения Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Наконец... благополучно прибыл в Новочеркасск, где нашёл гр. Вл. Пушкина, тоже едущего в Тифлис. Я сердечно ему обрадовался, и мы согласились путешествовать вместе». Александр Пушкин, давно знакомый со своим дальним родственником, ещё не раз упомянет его в письмах к Наталии Николаевне из Москвы в Петербург.

В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Разрешалось только посещать свою подмосковную усадьбу Валуево. Однако вскоре графа освободили от надзора. Умер он в 1854 году.

Брат Владимира Иван Алексеевич Мусин-Пушкин в 1822 году женился на московской красавице Марии Александровне Урусовой, в которую влюбился А. С. Пушкин. Об увлечении графиней говорит пушкинское послание «Где море тёплою волной». Замужней женщине не позволительно было оказывать знаки внимания, поэтому откровенных признаний в любви в этом стихотворении нет. Поэт более восхищается природой Италии, откуда совсем недавно вернулась Мария Алексеевна:

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море тёплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый,
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы...
......
Ты, вдохновенный Рафаэль,
Постигни прелесть неземную,
Постигни радость в небесах,
Пиши Марию нам другую,
С другим младенцем на руках.

Через два года после смерти мужа, в 1838 году, Мария Алексеевна вышла замуж за лицейского друга А. С. Пушкина Александра Михайловича Горчакова. Вместе они прожили 15 лет.

К середине XIX века всё имение уже числилось за детьми графини Э. К. Мусиной-Пушкиной - Алексеем (1831-1889) и Владимиром (1832-1865) Владимировичами.

В 1856 году Валуево у них купил владелец соседней усадьбы Филимонки князь Владимир Борисович Четвертинский (Святополк-Четвертинский). В Филимонках при нём началось строительство монументального двухэтажного храма. К сожалению, о деятельности В. Б. Четвертинского в Валуеве известно мало, да и принадлежала усадьба ему недолго. После смерти владельца имение наследовали его сыновья князья Борис и Сергей. В то время они ещё не достигли совершеннолетия, поэтому всеми хозяйственными делами по Валуеву ведал их опекун и родственник действительный тайный советник Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813-1902), имевший придворное звание обер-гофмаршала.

В пореформенное время 1861 года Валуево разделило судьбу многих дворянских имений, сменивших хозяев и перешедших в купеческие руки. В 1863 году имeниe у Четвертинских приобрел «потомственный почётный гражданин и кавалер, купец I гильдии» Дмитрий Семёнович Лепёшкин - владелец Товарищества Вознесенской мануфактуры Д. Лепёшкина и сыновей, находившейся в Дмитровском уезде Московской губернии, и Никольской писчебумажной фабрики. Благодаря огромным доходам Лепёшкин неоднократно делал значительные пожертвования на благотворительные цели.

По описи, приложенной к купчей, подлежали продаже главный трёхэтажный корпус и флигели - два двухэтажных и один одноэтажный. Общая площадь владений составляла 5607 квадратных саженей. Во владении имелись сад, пруд, который через несколько лет засыпали, и огороды, долгое время сдававшиеся в аренду.

При Д. С. Лепёшкине Валуево было бережно реконструировано. На парадный двор вели новые ворота. К дому пристроили дополнительные балконы и небольшие симметричные одноэтажные объёмы, расширившие здание в обе стороны. В парке возвели водонапорную башню и баню, перестроили с сохранением ордерных форм оранжерею. Все новые сооружения выполнены с большим тактом и не нарушают общего ансамбля усадьбы. Новое шоссе соединило усадьбу со станцией Одинцово Московско-Смоленской железной дороги.

В 1885 году Лепёшкин основал в своём имении лечебницу, функционировавшую в тёплое время года, с мая до первых чисел октября. В отличие от аналогичных медицинских учреждений, валуевская лечебница была хорошо оборудована.

В 1892 году после смерти Дмитрия Семёновича Валуево перешло к его вдове Агриппине (Аграфене) Николаевне, урождённой Шапошниковой, которая также была активной благотворительницей.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годы Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево приезжала съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» во главе с режиссёром Э. Лотяну. В группу входили художник Б. Л. Бланк, оператор А. А. Петрицкий, артисты О. Янковский, К. Лавров, Г. Беляева, Л. Марков и другие. Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

В живописном месте юго-западной части ближнего Подмосковья, на берегу реки Ликовы (Ликовки) среди заливных лугов расположилась усадьба Валуево . Находившееся здесь ранее село поначалу было вотчиной одного боярского рода - сподвижников московских князей XIV в. Родоначальником дворян Валуевых был воевода великого князя Дмитрия Донского - Т. Окатьевич, который погиб на Куликовом поле. Прозвище «валуй» (лентяй) он получил за свой характер. Собственно, это прозвище и дало начало фамилии Валуевых.

Граф кардинально изменил Валуево, особенно парадный двор, на котором к 90-м гг. XVIII в. появились двухэтажные кирпичные флигели , имевшие зеркальную планировку и объединенные сквозными галереями-колоннадами, в которых разместились кухня и крепостной театр. Непосредственно перед флигелями к началу XIX в. были сооружены «службы» и две компактные постройки в форме каре - конный и скотный дворы. В начале XIX в. при въезде в усадьбу были построены два одноэтажных здания с мезонинами - контора и дом управляющего. Главный вход в господский дом украшали каменные львы; внутри он был украшен многочисленными каминами, лепными карнизами, множеством колонн.

Изменился и парк. Рядом с церковью для церковного причта возвели три одноэтажных дома, которые в результате составили самостоятельный ансамбль. А на берегу реки появился садовый павильон Охотничий домик , напоминающий Концертный зал, возведенный Д. Кваренги в Царском Селе. Новым украшением парка стал Прибрежный грот - искусственная пещера, выполненная под «дикий камень», с боковыми лестницами и тремя арочными входами. Парк был разбит на пейзажную английскую часть с романтичными «руинными» композициями и еще одним гротом, на этот раз из крупных валунов, и регулярную. Со временем усадебный парк полностью превратился в пейзажный. Главный дом с парадным двором является ядром усадьбы, а на другой стороне от дома развернут парк с каскадами прудов и «затеями».

В 1810-1811 гг. сооружается новый господский дом - большое двухэтажное с бельведером здание, фасады которого были обработаны «под камень». Однако оно сильно пострадало уже на следующий год после завершения строительства - в 1812 г. его разорили французы. А в Москве во время большого пожара сгорело знаменитое собрание графа.

А. И. Мусин-Пушкин формировал научную и культурную среду своей эпохи. Активный собиратель монет, медалей, рукописей, книг, произведений живописи, в которых были подлинники Рафаэля, Леонардо да Винчи, Б. Мурильо, он буквально притягивал к себе людей. На лето в Валуево съезжались многочисленные родственники. Любимым местом всех гостей были террасно-каскадные пруды . Тишина, сплетенные кроны деревьев, уединение вблизи водной глади прудов - все создавало ощущение покоя и гармонии.

После смерти хозяина имение унаследовал граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин - декабрист, член Северного общества; после 1825 г. он был понижен в звании и провел полгода в Петропавловской крепости. В 1831 г. он выходит в отставку и переселяется на постоянное жительство в Москву. В Валуево приезжает редко, в основном с женой - Эмилией Шернваль фон Валлен. Несмотря на редкость их приездов, кое-какие архитектурные изменения в Валуеве все же происходили. При новых хозяевах на парадном дворе в стиле псевдоготики были выстроены круглые угловые башни, украшенные белокаменным декором. В Валуеве бывали поэты Е. Баратынский, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и историк Н. М. Карамзин. В 30-е гг. XIX в. в имении были устроены еще новые каскады прудов - Красный, Золотой, Темный.

С середины XIX в. Валуевым владеют князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский и его сыновья - Борис и Сергей. А в 1863 г. имение у них приобретает почетный гражданин, купец первой гильдии Д. С. Лепешкин, разбогатевший на переработке хлопка и известный своей благотворительностью. Новый хозяин произвел небольшую реконструкцию усадебного ансамбля: выстроил новые ворота, украшенные оленями, поставил перед входом в главный дом уже металлических львов, пристроил к зданию балконы. Появились в имении баня и водонапорная башня. Ограда парадного двора, металлические решетки и ворота относятся к 1880 г. К этому же времени относится и здание оранжереи , которое имеет ордерные формы. Кирпичные углы здания выполнены в виде ниш. Д. С. Лепешкин основал в Валуеве лечебницу.

После революции 1917 г. в усадьбе разместился сначала санаторий, в 1920 г. - первый Дом отдыха для московских рабочих, а на сегодняшний момент - снова санаторий, который очень известен в России (лечебница Глав-мосстроя).

Из того, что сохранилось от усадебного ансамбля до наших дней, интерес представляет главный дом - деревянный, стоящий на кирпичном подклете. В плане дом - прямоугольный, с выступами; венчает здание 8-гранный бельведер. Фасад украшен портиком и балконом второго этажа, углы отделаны пилястрами. Некоторые элементы главного дома встречаются также в Охотничьем павильоне и в оранжереях, где росли редкие растения и множество цветов.

Храм-павильон Охотничий домик находится в западной части усадебного комплекса и представляет собой живописное, нарядное здание с четырехколонным античным портиком, великолепными проемами окон и нишами, придававшими ему художественность и изысканность.

В этой усадьбе, на центральной клумбе парка, знаменитый режиссер Сергей Бондарчук снимал сцену смерти Пети Ростова для фильма по роману великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме него на территории Валуева снимался и другой любимый народом фильм - «Гусарская баллада».

Основу сохранившегося парка составляют липовые аллеи (деревья в них достигают высоты 30 м) и заросли плакучей березы и белой ивы. Есть здесь и гигантские пихты (38 м), лиственницы, сосны, голубые ели, конские каштаны и прекрасные высокие белые тополя. В целом можно сказать, что усадебный дворцово-парковый ансамбль в Валуеве, возведенный в стиле классицизма, решен в едином смысловом ключе; ему свойственны общий архитектурный замысел, принцип симметрии, цельность и гармония форм.

В структуру ансамбля входила также старинная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (XVII в.), которая, к сожалению, не сохранилась, так как была сильно повреждена в годы Великой Отечественной войны. В 1965 г. ее разобрали.



Читайте также: