Знаменитый исследователь Арктики. Иван Дмитриевич Папанин. Знаменитый исследователь Арктики Экспедицию состоявшуюся в 1937 1938

Михайлов Андрей 13.06.2019 в 16:00

Много славных страниц в истории открытия и изучения российской Арктики. Но есть в ней особая глава, с которой началась героическая полярная эпопея. 21 мая 1937 года, полярная воздушная экспедиция АН СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию "Северный полюс-1" на долгих девять месяцев.

С этой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, благодаря чему навигация по Северному морскому пути стала регулярной. Ее члены должны были собрать данные в области атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

А начиналось все так. 13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полетов Отто Шмидт изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции. Сталин и Ворошилов на основании плана поручили Главному управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолетах оборудование для научной станции и зимовщиков.

Была сформирована эскадра воздушной экспедиции из четырех четырехмоторных самолетов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6. Чтобы выбрать место промежуточной базы для штурма полюса на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), весной 1936 года в разведку отправились летчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома.

Готовила экспедицию вся страна. Например, палатку для жилого лагеря создал московский завод "Каучук". Ее каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также должен был сберечь тепло.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжавшихся от небольшого ветряка или от динамо - легкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, вес радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод имени Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 килограммов. Институт инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обеды на целых полтора года весом около 5 тонн.

21 мая 1937 года около пяти утра с острова Рудольфа в воздух поднялась машина Михаила Водопьянова. На всем протяжении полета поддерживалась радиосвязь, уточнялись погода и характер ледяного покрова. Во время полета произошла авария: в верхней части радиатора третьего мотора образовалась течь во фланце, стал испаряться антифриз. Бортмеханикам пришлось разрезать обшивку крыла, чтобы подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать ее в ведро, а из него насосом перекачивать охлаждающую жидкость обратно в бачок мотора.

Эту операцию механикам приходилось проводить до самой посадки, высовывая голые руки из крыла при -20-ти и стремительном ветре. В 10:50 достигли полюса. А 25 мая был дан старт оставшейся группе самолетов.

После высадки на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий. Ежедневно они отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре после высадки обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок 200 на 300 метров.

  1. Определите точку на земной поверхности, относительно которой вся территория России находится строго на юге.
    показать Ответ: Северный полюс
  2. Как называются устойчивые ветры, дважды в год меняющие направление на противоположное и в значительной степени определяющие климат Дальнего Востока России?
    показать Ответ: Муссоны
  3. Назовите один из видов крупных сельских поселений в казачьих районах Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири.
    показать Ответ: Станица
  4. Как называется совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания-оттаивания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов?
    показать Ответ: Выветривание
  5. Укажите верное сочетание природных зон и почв, встречающееся на территории Южного федерального округа:
    А) влажные субтропики – желтозёмы; Б) горные луга – серозёмы;
    В) сухие степи – бурозёмы.
    показать Ответ: А) влажные субтропики – желтозёмы
  6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды:
    А) Каспийское море; Б) Карское море; В) озеро Эльтон; Г) озеро Ильмень.
    показать Ответ: В) озеро Эльтон
  7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

    показать Ответ: Кустарник
    (посмотреть все обозначения на топографических картах)

  8. Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:
    А) Хибины; Б) Алтай; В) Западный Саян; Г) Сихотэ-Алинь.
    показать Ответ: А - Г - В - Б
  9. Назовите коренной горский народ Кавказа, численность которого на территории России составляет около 470 тысяч человек, проживающий преимущественно на юге Дагестана, известность которому принесли танцы, распространённые на Кавказе.
    показать Ответ: Лезгины
  10. Назовите один из традиционных российских центров керамики, где производится знаменитая бело-кобальтовая посуда, которая сделалась таким же символом России, как балалайка и матрешка. О качестве добываемых здесь глин высоко отзывался еще Михаил Ломоносов.
    показать Ответ: Гжель
  11. Как называются облака вертикального развития, с которыми связаны ливневые осадки, грозы, град, шквалистый ветер?
    показать Ответ: Кучево-дождевые (ответ "кучевые" засчитывается как верный)
  12. Назовите природную зону России, где произрастают морошка и карликовая берёза, обитают лемминг и северный олень.
    показать Ответ: Тундра, лесотундра
  13. Расположите населённые пункты в направлении с севера на юг:
    А) Сыктывкар; Б) Уфа; В) Архангельск; Г) Пермь.
    показать Ответ: В – А – Г – Б
  14. Назовите крайнюю материковую точку России, которая находится в Западном полушарии.
    показать Ответ: Мыс Дежнёва
  15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно видеть в полночь:
    Петрозаводск, Воркута, Великий Устюг, Санкт-Петербург.
    показать Ответ: Воркута
  16. Расстояние по прямой от Ботика Петра I под Переславлем-Залесским до Музея граммофонов и грампластинок составляет 200 метров. Чему оно будет равно на карте масштаба 1: 100 000?
    Ответ дать в сантиметрах.
    показать Ответ: 0,2 см.
  17. Выберите субъект Российской Федерации, в пределах которого имеются территории с субтропическим климатом:
    А) Ростовская область; Б) Краснодарский край; В) Астраханская область; Г) Ставропольский край.
    показать Ответ: Б) Краснодарский край
  18. Назовите крупную реку России, приток Волги, на берегах которой родились богатырь Илья Муромец и поэт Сергей Есенин.
    показать Ответ: Ока
  19. Укажите, в каком городе из списка летом раньше других наступает восход:
    А) Брянск; Б) Липецк; В) Самара; Г) Пенза.
    показать Ответ: В) Самара
  20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором день заканчивается на 2 часа позже, чем в Астрахани и Самаре.
    показать Ответ: Калининградская область
  21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке:
    А) Волга; Б) Лена; В) Селенга; Г) Енисей.



    показать Ответ: В) Селенга

  22. Назовите один из древнейших городов России, город-герой, расположенный у западных рубежей страны на берегах Днепра.
    показать Ответ: Смоленск
  23. Назовите самое мелководное море России, его средняя глубина – 8 метров, наибольшая – 15 метров, а площадь в 11 раз меньше площади Черного моря.
    показать Ответ: Азовское
  24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:
    А) река Онега – Онежское озеро;
    Б) река Охота – Охотское море;
    В) полуостров Чукотка – Чукотское море;
    Г) озеро Таймыр – полуостров Таймыр.
    показать Ответ: А) река Онега – Онежское озеро
  25. Назовите один из старейших городов России, основанный на реке Волге в XI веке, который входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
    На его гербе изображен медведь с секирой.
    показать Ответ: Ярославль
  26. «Окрестности … отличаются жалкой растительностью. Бора калечит и убивает всё. Выживает только сухая трава и кусты колючего держидерева… Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей... Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома... Бора дует при ясном небе. Зимой она всегда сопровождается крепким морозом. Корабли превращаются в глыбы льда. Лёд, срываясь со снастей, калечит и убивает матросов…».

    Об окрестностях какого российского города писал Константин Паустовский?
    показать Ответ: Новороссийск

  27. Узнайте город – областной центр России по строкам из его гимна:
    «Когда над Северной Двиной проснётся солнце
    И на леса туманы выпадут росой,
    … широко нам улыбнется
    И покорит неброской северной красой».
    показать Ответ: Архангельск
  28. Назовите реку, которой посвящено стихотворение Михаила Лермонтова:
    «Буре плач его подобен,
    Слёзы брызгами летят.
    Но, по степи разбегаясь,
    Он лукавый принял вид
    И, приветливо ласкаясь,
    Морю Каспию журчит».
    показать Ответ: Терек
  29. Назовите город России, о котором поётся в песне:
    «Есть город на Волге родной,
    Крещёный огнём и мечом.
    Весь мир облетела, весь свет обошла
    Крылатая слава о нём»
    (автор слов – Антон Пришелец) .
    показать Ответ: Волгоград
  30. Назовите экспедицию, состоявшуюся в 1937-1938 годах, участием в которой прославились изображённые на почтовой марке
    Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов.


    показать Ответ: Дрейфующая станция Северный Полюс – 1
    (посмотреть

Дрейф первой научно-исследовательской экспедиции под руководством Ивана Папанина начался в мае 1937 года. 9 месяцев работы, наблюдений и исследований станции «Северный полюс» завершились, когда в Гренландском море льдина разрушилась и ученым пришлось свернуть свою деятельность.
За эпопеей спасения 4-х папанинцев наблюдал весь Советский Союз.

Экспедиции предшествовала длительная 5-летняя подготовка. До этого никто из путешественников и ученых не пробовал жить на дрейфующей льдине так долго. Ученые, зная направление движения льда, могли представить свой маршрут, однако никто из них не предполагал, как долго продлится экспедиция и чем она закончится.

И.Д Папанин



Идеологом этой экспедиции был Отто Юльевич Шмидт. После одобрения Сталина, он довольно быстро нашел людей для этого проекта - все они были не новичками в арктических походах. Работоспособный коллектив состоял из 4-х человек: Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова и Петра Ширшова. Начальником экспедиции был Иван Дмитриевич Папанин. Хотя он и родился на берегу Черного моря в Севастополе, свою жизнь связал с морями Северного Ледовитого океана. На Крайний Север Папанин был впервые направлен в 1925 году для постройки радиостанции в Якутии. В 1931 году он участвовал в походе ледокола «Малыгин» к архипелагу Земля Франца-Иосифа, уже через год он вернулся на архипелаг в качестве начальника полевой радиостанции, а затем создал научную обсерваторию и радиоцентр на мысе Челюскин.

П.П. Ширшов



Гидробиолог и гидролог Петр Петрович Ширшов также не был новичком в арктических экспедициях. Он окончил Одесский институт народного образования, был сотрудником Ботанического сада Академии наук, однако его манили путешествия, и в 1932 году он нанялся в экспедицию на ледокольный пароход «А. Сибиряков», а год спустя стал участником трагического рейса на «Челюскине».

Е.К. Федоров



Самым молодым членом экспедиции был Евгений Константинович Федоров. Он закончил Ленинградский университет в 1934 году и посвятил свою жизнь геофизике и гидрометеорологии. Федоров был знаком с Иваном Папаниным еще до этой экспедиции «Северный полюс-1». Он работал магнитологом на полярной станции в бухте Тихой на ЗФИ, а затем в обсерватории на мысе Челюскин, где его начальником и был Иван Папанин. После этих зимовок Федорова включили в команду для дрейфа на льдине.

Э.Т.Кренкель



Виртуозный радист Эрнст Теодорович Кренкель в 1921 году закончил курсы радиотелеграфистов. На выпускных экзаменах он показал такую высокую скорость работы азбукой Морзе, что его сразу направили на Люберецкую радиостанцию. С 1924 году Кренкель работал в Арктике - сначала на Маточкином Шаре, затем еще на нескольких полярных станциях Новой и Северной Земли. Кроме этого, он участвовал в экспедициях на «Георгии Седове» и «Сибирякове» и в 1030 году сумел установить мировой рекорд, связавшись из Арктики с американской антарктической станцией.

Пес Веселый



Еще один полноправный член экспедиции - пес Веселый. Его подарили зимовщики острова Рудольф, с которого самолеты и совершали бросок к полюсу. Он скрашивал одноообразную жизнь на льдине, и был душой экспедиции. Вороватой душой, потому что никогда не отказывал себе в удовольствии при случае пробраться на склад с продуктами и стащить что-нибудь съедобное. Кроме оживления атмосферы основной обязанностью Веселого было предупреждать о приближении белых медведей, с чем он прекрасно справлялся.
Врача в экспедиции не было. Его обязанности были возложены на Ширшова.


При подготовки экспедиции старались учесть все, что возможно - от условий работы оборудования до бытовых мелочей. Папанинцы были снабжены солидным запасом провианта, походной лабораторией, ветряком, который вырабатывал энергию и радиостанцией для сообщения с землей. Однако, главная особенность этой экспедиции состояла в том, что она была подготовлена на основе теоретических представлений об условиях пребывания на льдине. Но без практики было сложно предположить, чем может закончится экспедиция и, главное - как придется снимать ученых со льдины.


Жилищем и походной лабораторией на время дрейфа была палатка. Это сооружение было невелико - 4 х 2,5 м. Она утеплялась по принципу пуховика: каркас был обтянут 3-мя чехлами: внутренний был сшит из парусины, средний чехол был из шелка, набитого гагачьим пухом, наружный - из тонкого черного брезента, пропитанного водонепроницаемым составом. На брезентовом полу палатки в качестве утеплителя лежали оленьи шкуры.
Папанинцы вспоминали, что внутри было очень тесно и они боялись что-либо задеть (в палатке хранились и лабораторные образцы, поднятые с глубин Северного Ледовитого океана и заспиртованные в склянках).


И. Папанин за приготовлением обеда
Требования к питанию полярников были довольно жесткие - в сутки рацион каждого должен был состоять из еды калорийностью до 7000 ккал. При этом, пища должна была быть не только питательной, но и содержать значительное количество витаминов - главным образом, витамина С. Для питания экспедиции были специально разработаны концентрированные суповые смеси - своего рода нынешние «бульонные кубики», только более полезные и наваристые. Одной пачки такой смеси было достаточно, чтобы сварить хороший суп на четверых членов экспедиции. Помимо супов, из таких смесей можно было приготовить кашу, компоты, Также в сухом виде для экспедиции были заготовлены даже котлеты - всего было разработано около 40 видов концентратов быстрого приготовления - для этого требовался только кипяток, и вся пища была готова уже через 2-5 минут.
Кроме привычных блюд, в рационе полярников появились абсолютно новые продукты с интересным вкусом: в частности, сухарики, на 23% состоящие из мяса и «солоноватый шоколад с примесью мясного и куриного порошка». Помимо концентратов, у папанинцев в рационе были и масло, и сыр, и даже колбаса. Также участники экспедиции были обеспечены витаминными таблетками и конфетами.
Вся посуда была изготовлена по принципу, чтобы один предмет входил в другой для экономии места. Это впоследствии стало применяться производителями посуды не только экспедиционной, но и обычной, бытовой.


Практически сразу же после высадки на льдину, началась работа. Петр Ширшов проводил промеры глубины, брал образцы грунта, пробы воды на разных глубинах, определял ее температуру, соленость, содержание в ней кислорода. Все пробы тут же обрабатывались в походной лаборатории. За метеонаблюдения отвечал Евгений Федоров. Измерились атмосферное давление, температура, относительная влажность воздуха, направление и скорость ветра. Все сведения по рации передавались на о-в Рудольфа. Эти сеансы связи проводились по 4 раза в сутки.
Для связи с землей центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила по специальному заказу две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную.Основной источник питания для них был ветряк (кроме него имелся движок с ручным приводом). Все это оборудование (общий вес его был около 0,5 тонн) изготавливалось пир личном наблюдении Кренкеля и руководстве радиотехника Н.Н. Стромилова.


Сложности начались после нового 1938 года. Льдина дрейфовала на юг и попадала в непогоду. На ней появилась трещина и ее размеры стремительно уменьшались. Однако полярники старались сохранять спокойствие духа и соблюдали обычный режим дня.
«В палатке, нашей славной старой жилой палатке, вскипал чайник, готовился ужин. Неожиданно, в самом разгаре приятных приготовлений, раздался резкий толчок и скрипучий шорох. Казалось, где-то рядом рвут шелк или полотно», - вспоминал Кренкель о том, как трещал лед.
«Дмитрич (Иван Папанин) спать не мог. Он курил (первый признак волнения) и возился с хозяйственными делами. Иногда он с тоской поглядывал на репродуктор, подвешенный к потолку. При толчках репродуктор слегка качался и дребезжал. Под утро Папанин предложил сразиться в шахматы. Играли вдумчиво, спокойно, с полным сознанием важности выполняемого дела. И вдруг сквозь грохот ветра снова прорвался необычный шум. Судорожно содрогнулась льдина. Мы решили все же не прекращать игру», - написал он о моменте, когда льдина треснула под самой палаткой.
Кренкель тогда довольно буднично передал по радио сообщение Папанина: «В результате шестидневного шторма в 8 часов утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полукилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров (первоначальный размер льдины составлял примерно 2 Х 5 км). Отрезаны две базы, также технический склад с второстепенным имуществом. Из топливного и хозяйственного складов все ценное спасено. Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться»
К полярникам уже выдвинулись корабли «Таймыр» и «Мурман», однако добраться до станции было непросто из-за сложной ледовой обстановки. Самолеты также не могли забрать полярников с льдины - площадка для их посадки на льду разрушилась, а один самолет, посланный с корабля и сам затерялся, и для его поисков была создана спасательная экспедиция. Корабли смогли пробиться к станции только когда образовалась полынья, они получили в пути значительные повреждения во льдах.
19 февраля в 13 часов 40 минут «Мурман» и «Таймыр» пришвартовались к ледовому полю в 1,5 км от полярной станции. Они приняли на борт всех участников экспедиции и их снаряжение. Последнее сообщение экспедиции было таким: «… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу». 21 февраля папанинцы перешли на ледокол «Ермак», который доставил их в Ленинград 16 марта.


Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Всем участникам экспедиции были присвоены ученые степени и звания Героев Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву.
Благодаря этой первой экспедиции стали возможны и следующие - 1950-х годах последовала экспедиция «Северный полюс-2», а вскоре такие зимовки стали постоянными. В 2015 году состоялась последняя экспедиция «Северный полюс».

Михайлов Андрей 13.06.2019 в 16:00

Много славных страниц в истории открытия и изучения российской Арктики. Но есть в ней особая глава, с которой началась героическая полярная эпопея. 21 мая 1937 года, полярная воздушная экспедиция АН СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию "Северный полюс-1" на долгих девять месяцев.

С этой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, благодаря чему навигация по Северному морскому пути стала регулярной. Ее члены должны были собрать данные в области атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

А начиналось все так. 13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полетов Отто Шмидт изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции. Сталин и Ворошилов на основании плана поручили Главному управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолетах оборудование для научной станции и зимовщиков.

Была сформирована эскадра воздушной экспедиции из четырех четырехмоторных самолетов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6. Чтобы выбрать место промежуточной базы для штурма полюса на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), весной 1936 года в разведку отправились летчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома.

Готовила экспедицию вся страна. Например, палатку для жилого лагеря создал московский завод "Каучук". Ее каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также должен был сберечь тепло.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжавшихся от небольшого ветряка или от динамо - легкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, вес радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод имени Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 килограммов. Институт инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обеды на целых полтора года весом около 5 тонн.

21 мая 1937 года около пяти утра с острова Рудольфа в воздух поднялась машина Михаила Водопьянова. На всем протяжении полета поддерживалась радиосвязь, уточнялись погода и характер ледяного покрова. Во время полета произошла авария: в верхней части радиатора третьего мотора образовалась течь во фланце, стал испаряться антифриз. Бортмеханикам пришлось разрезать обшивку крыла, чтобы подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать ее в ведро, а из него насосом перекачивать охлаждающую жидкость обратно в бачок мотора.

Эту операцию механикам приходилось проводить до самой посадки, высовывая голые руки из крыла при -20-ти и стремительном ветре. В 10:50 достигли полюса. А 25 мая был дан старт оставшейся группе самолетов.

После высадки на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий. Ежедневно они отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре после высадки обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок 200 на 300 метров.

Иван Дмитриевич Папанин относился к категории тех людей, которых называют самородками. Российский полярный исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза в 1937-1938 годах возглавлял первую советскую дрейфующую станцию «СП-1» (Северный полюс) , работа на которой положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, метеорологии и гидрологии.

Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 километров. Участники экспедиции в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Пожалуй, ни одно событие - от Первой до Второй мировой войны - не привлекло к себе столько внимания, как дрейф «папанинской четвёрки» в Арктике . Изначально это была огромная льдина, достигающая несколько квадратных километров, но к моменту, когда папанинцев снимали с неё, она уже стала размером с волейбольную площадку. Весь мир следил за судьбой полярников, желая только одного - спасения людей!

После этого подвига Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров и Пётр Ширшов считались национальными героями, став символом всего советского, героического и прогрессивного.

Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе 26 ноября 1894 года в семье моряка. Много позже он напишет в своих мемуарах: «Мой отец, сын матроса, рано узнал, почём фунт лиха, с детства видел только нужду. Был самолюбив и очень страдал оттого, что он, Дмитрий Папанин, отличавшийся богатырским здоровьем - прожил отец девяносто шесть лет, - многое умевший, на поверку оказывался едва ли не беднее всех».

Уже с 14 лет Ваня стал работать на Севастопольском заводе по изготовлению навигационных приборов. По этому поводу он скажет чеховскими словами: «В детстве у меня не было детства». В 1912 году он, как один из лучших работников, был переведён на судостроительный завод г. Ревеля (нынешний Таллин). Во время Первой мировой войны служил моряком в Черноморском флоте, а в Гражданскую войну в составе особого отряда был направлен в тыл армии Врангеля для организации партизанского движения в Крыму. Несколько лет спустя он перешёл в Наркомат связи и уже в 1931 году , в качестве представителя этого Наркомата, участвовал в арктической экспедиции ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа . Через год Иван Папанин сам возглавил полярную экспедицию в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, а затем - полярную станцию на мысе Челюскин. После дрейфующей станции «Северный полюс» («СП-1»), в 1939 – 1946 годах Папанин занимал должность начальника Главсевморпути. Первые годы на этом посту основное внимание он уделял строительству мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания , а в 1940 году возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов».

Во время Великой Отечественной войны Иван Дмитриевич занимал место уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере, отвечая за работу портов Архангельска и Мурманска .

После войны Папанин вновь стал работать в Главсевморпути, а затем создал научный флот АН СССР. В 1951 году его назначили руководителем Отдела морских экспедиционных работ при аппарате Президиума АН СССР.

С 1948 по 1951 год он являлся заместителем директора Института океанологии Академии Наук СССР по экспедициям и одновременно (1952-1972 гг.) - директором Института биологии внутренних вод АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го, 2-го созывов. Доктор географических наук (1938 г.).

Умер Иван Дмитриевич Папанин 30 января 1986 года . Его имя трижды увековечено на географической карте. Воды полярных морей бороздят корабли, названные в его честь. Он - почётный гражданин Севастополя, родного города, в котором одна из улиц носит его имя…

Похоронен Иван Дмитриевич Папанин в Москве на Новодевичьем кладбище.

Любопытно, что именно Иван Дмитриевич Папанин стал прообразом удалого революционного матроса Шванди в пьесе его друга - драматурга Константина Тренёва - «Любовь Яровая». Более того, как видно, у самого «ледового адмирала» были актерские задатки: не случайно кинорежиссер Михаил Чиаурели снял его в художественном фильме «Клятва», где он сыграл самого себя!



Читайте также: