Представление древних народов об устройстве мира. Как древние люди представляли землю. «новоселовская общеобразовательная средняя школа»

Задумываться о том, что представляет собой Вселенная, люди начали еще в глубокой древности, до появления письменности и более-менее научных методов познания окружающего мира. Древний человек в своих представлениях исходил из того небогатого набора знаний, которые он мог получить путем наблюдений природы, среди которой он обитал.


Примерное понимание древнейших космогонических теорий современная наука заимствовала из мировоззрений народностей Африки и Северной Сибири, культура которых долгое время не соприкасалась с общечеловеческой.

Представления доисторических народов

Доисторические люди считали окружающий мир единым живым существом, огромным и непонятным. Так, у одного из сибирских племен до недавнего времени бытовало представление о мире как об огромной оленихе, пасущейся среди звезд. Ее шерсть – это бескрайние леса, а животные, птицы и люди – всего лишь блохи, живущие в шерсти. Когда они докучают слишком сильно, олениха пытается избавиться от них, купаясь в реке (дождливая осень) или валяясь в снегу (зима). Солнце и Луна – тоже гигантские звери, пасущиеся рядом с оленихой-Землей.

Древние египтяне и греки

Народы, чей уровень развития был более высок, получали возможность путешествовать в дальние страны и видели, что на свете существуют не только горы, или степи, или леса. Они представляли себе Землю в виде плоского диска или высокой горы, окруженной со всех сторон бескрайним морем. Небесный свод в виде огромной опрокинутой чаши опускался краями в это море, замыкая маленькую Вселенную древнего мира.


Такие представления существовали у древних египтян и греков. По их космогонической версии божество-Солнце каждый день катилось по небесному своду в огненной колеснице, освещая плоскость Земли.

Мудрость Древней Индии

У древних индийцев существовала легенда о том, что плоскость Земли не просто парит в небе или плавает в мировом океане, а покоится на спинах трех гигантских слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире черепахи. Учитывая то, что черепаха, в свою очередь, покоилась на свернувшейся кольцом змее, которая олицетворяла небесный свод, можно считать, что описываемые животные – не более чем символы могущественных природных явлений.

Древний Китай и мировая гармония

В Древнем Китае считали, что Вселенная подобна яйцу, расколотому пополам. Верхняя часть яйца образует небесный свод и является средоточием всего чистого, легкого и светлого. Нижняя часть яйца – это Земля, плавающая в мировом океане и имеющая квадратную форму.


Земным проявлениям сопутствуют тьма, тяжесть и грязь. Сочетание двух противоположных начал образует весь наш мир в его богатстве и многообразии.

Ацтеки, инки, майя

В представлениях древних обитателей Американского континента время и пространство представляли собой единое целое и обозначались одним и тем же словом «пача». Для них время представляло собой кольцо, на одной стороне которого находилось настоящее и видимое прошлое, т.е. то, что сохранялось в памяти. Будущее находилось в невидимой части кольца и в какой-то точке смыкалось с глубоким прошлым.

Научная мысль Древней Греции

Более двух тысяч лет назад древнегреческие математики Пифагор, а за ним Аристотель, разработали теорию шарообразной Земли, которая, по их мнению, была центром Вселенной. Вокруг вращались Солнце, Луна и многочисленные звезды, закрепленные на нескольких вложенных одна в другую хрустальных небесных сферах.

Вселенная Аристотеля, развитая и дополненная еще одним ученым древности – Птолемеем — просуществовала полтора тысячелетия, удовлетворяя интеллектуальным запросам большинства ученых умов древности.


Эти представления легли в основу исследований великого математика Николая Коперника, который на основании своих наблюдений и расчетов составил свою, гелиоцентрическую картину мира. Центр его занимало Солнце, вокруг которого располагались семь планет, окруженных неподвижной небесной сферой с размещенными на ней звездами. Учение Коперника дало толчок современной астрономии, появлению таких ученых как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и другие.

Как представляли люди землю в глубокой древности? Они не имели правильного понятия о том, что представляет собой Земля, на чём она «держится» и какова её форма. Не знали и того, насколько далеко простираются водные просторы морей и океанов. Им непонятны были причины сильных бурь и грозных ураганов. Их пугали раскаты грома и блеск молнии, казавшиеся им страшным голосом и блеском оружия разгневанного божества.

Кругозор далеких предков

Кругозор наших далеких предков был сильно ограничен. Они ничего не знали о природе окружающего нас мира звёзд и планет. Да это и понятно: они ведь не совершали далеких морских и не имели понятия о быстром передвижении с места на место . О полётах по воздуху они даже не мечтали, им казался чудом полёт птиц. Они ещё не располагали тем огромным и обобщённым опытом прошлых поколений, которым располагаем теперь мы. Их «история» была весьма примитивна и скудна, хотя и украшалась фантастическими легендами о богах, богатырях и героях. Однако это не мешало людям и в далёкой древности любоваться ярким блеском звёзд и сиянием лучезарного Солнца. Вероятно, они часами простаивали на берегу бушующего моря, наслаждаясь зрелищем морского прибоя, и наблюдали, .

Что представляют собой Земля

Ещё на заре своего развития человек строил различные догадки о том, что представляют собой Земля , её моря и океаны, что представляет собой весь окружающий его мир. Эти иногда довольно фантастические и наивные догадки переходили от поколения к поколению, превращались в легенды, и многие из них дошли до нас.

Предположения о том, что представляет собой Земля с её морями и океанами, носили у разных народов различный характер в зависимости главным образом от того, в каких природных условиях жили эти народы. Взгляды на устройство мира жителей дремучих, девственных лесов коренным образом отличались от взглядов народов, проживавших тогда в широких степных просторах или около берегов больших рек, морей и океанов.

  • В Индии встречается много слонов и черепах; неудивительно, что, по мнению древних индусов, Земля покоится на гигантских слонах, которые стоят на огромнейшей черепахе; она плавает в великом океане. Дождь, по их мнению, происходит от того, что слоны время от времени поливают Землю морской водой при помощи своих длинных хоботов.
  • Другие народы считали Землю плоской равниной, которая стоит на четырёх гигантских столбах и имеет «край», до которого никто никогда не доходил. Внизу, под Землёй, по их мнению, царит вечный мрак и там мучаются великие грешники.
  • Народы, жившие на берегах океанов и больших морей, думали, что Земля покоится на трёх громадных китах, плавающих по безграничному океану. Они полагали, что землетрясения, которые иногда сопровождаются большими разрушениями, происходят вследствие того, что киты, на которых стоит Земля, время от времени шевелятся.

Создатели подобных легенд не объясняли, на чём же всё-таки держится океан, в котором вечно плавает огромная черепаха или киты-великаны; на чём держатся столбы, на которых, по их предположению, покоится Земля. Но именно разные варианты того, как представляли люди Землю, указывают на большой интерес к этой теме еще в давние времена.

Всем нам теперь известно, что моря и океаны покрывают собой большую часть земной поверхности и постоянно омывают своими водами сушу. Нам известно также, что как черепаха, так и киты-великаны не могут вечно плавать в море-океане; для них, рано или поздно, должна была бы наступить смерть. Но в древние времена легендарные слоны, киты и черепахи считались «священными».

Более позднее представление

Позднее было распространенным мнение, что Земля представляет собой большое плоское тело, как бы пол «комнаты» грандиозных размеров; стенами и потолками этой комнаты служит твёрдый голубой небосвод, на котором по ночам загорается множество ярких огней. В другом варианте края твёрдого небосвода лежат на мощных горных цепях.

По представлениям, вытекавшим из примитивных наблюдений, Земля имеет «край» там, где небо «сходится» с Землёй. Считалось, что до этого «края света» можно дойти и посмотреть, что делается «по ту сторону» небесного свода.

Средневековая легенда

Средневековые церковники рассказывали легенду , что один любопытный монах древнего монастыря как-то ухитрился дойти до этого «края света». Он просунул голову сквозь хрустальный колпак небосвода и узрели там много колёс разной величины и различные механизмы - как бы часы грандиозных размеров. Рядом, на возвышенном месте, он увидел сидящего в необыкновенном кресле почтенного старца с невероятно большой седой бородой, в белом облачении, который, как ему показалось, всё время повёртывал какие-то винтики.

Монах много ещё кое-чего увидел бы, да вдруг его ужалила привязчивая муха, и он очнулся от глубокого и сладкого сна. Воспроизведя в памяти всё виденное им во сне, монах надел свои сандалии и отправился в путь. Он шел много дней и много ночей и, наконец, вышел на скалистый берег. Широко раскинулись перед ним голубые дали морского простора; не окинуть взглядом безграничной водной глади. И уже наяву, в действительности, где-то далеко впереди он увидел хрустальный свод небесный, который словно погрузился своим краем в глубокую морскую пучину. Такова средневековая легенда.

На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

Технологическая карта урока.

Предмет : География

Класс : 5

Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2012г);

Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока:

Задачи урока:

а) образовательные : - дать понятие, что такое Вселенная;

познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

Древнегреческих учёных.

б) развивающие

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

Совершенствовать навыки самоконтроля;

Стимулировать любознательность.

в) воспитательные

развивать навыки: - работы в парах, группах;

Умение слушать собеседника;

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: учебник, атлас по географии 5 класс, электронное приложение, раздаточный материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: о чем стихотворение?

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

Приветствуют учителя

Стихотворение читает ученик.

Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной задачи, цели урока

Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Какую цель урока мы поставим?

На какие вопросы мы должны ответить, что бы достигнуть цели урока?

Ребята, найдите определение «вселенной» в учебнике с.41.

Ответы детей. Космическое пространство.

Ответы детей «Земля во Вселенной»

Ответы детей: Цель нашего урока является, изучение первых представлений о строении Вселенной.

Ответы учащихся:

    Что такое Вселенная.

Ученик читает определение в учебнике

Регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

3.Открытие новых знаний

Увеличение географических сведений связано, прежде всего, с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ, и изучать вопрос о том, как народ представлял Вселенную.

    Древние Греки

    Древние Египтяне

    Древние Индийцы.

    Жители Вавилона.

Работу выполнить из сведений дополнительного материала (приложение 1) и текста в учебнике с. 41-42,так же взять сведения из атласа. Подготовьте ответ по заданию всей группой и выберите, кто пойдёт отвечать.

Выполняют работу по раздаточному материалу в группах

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции отвечающего.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

4.Первичное закрепление.

Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнём.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

Проводят физкультминутку

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?

Какие небесные тела были известны древним грекам?

С помощью каких приборов изучали Вселенную?

Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.

Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

Телескоп

5.Закрепление.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие задачи, мы поставили вначале урока?

Скажите, пожалуйста, мы решили эти задачи? Была ли достигнута цель урока?

Ответы учащихся:

    Что такое Вселенная.

    Какие учёные изучали строение Вселенной.

    Каковы современные представления о строении Вселенной.

Произвольные ответы детей

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

6.Домашнее задание.

На выбор:

1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенной.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные:

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я запомнил…

Я узнал…

Мне понравилось…

Моё настроение…

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они

Продолжают предложения

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Приложение№1

Древние греки

Мир в представлении древних египтян

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян : внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Древние индийцы

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона

Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Слайд 3

Наша планета Земля –часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Слайд 4

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Слайд 5

Древняя Индия

  • Слайд 6

    Картина мира по представлению древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба, слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу (от восхода до заката).

    Слайд 7

    Древний Вавилон

    Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир. На небе, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс созвездий Зодиака, как плотина, протянувшаяся среди небесного моря. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет.

    Слайд 8

    Вот как представляли себе вселенную славяне.Предположительно, мир славян состоит из 9 слоев - подземный мир, мир людей, и семь небесных сфер. Начнем наше краткое описание с Подземного мира - Пекла. У южных и западных славян нижнее царство было горячо и огненно. Однако часто подземный мир был водным, в его темных глубинах обитал Ящер - крокодил, хозяин обители ушедших предков. Над ним возвышался мир людей, Белый свет. Питает его плодородная пашня - Мать Сыра Земля. Люди - мужчины и женщины - проводят время в труде и битвах, рождаются и умирают. Они благодарят Землю, Воду и Солнце, Судьбу и Военную Силу, Рождение и Смерть, всему уделяют внимание, чтобы не принимать дары без всякого ответа на них.

    Над Белым светом возвышаются небесные сферы. Их наполняют небесные воды - хляби, по ним ходит Солнце - Дажьбог, а на самом верху, на седьмом небе расположен светлый Ирий - рай.

    Слайд 9

    Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них - Пифагор (около 580 - 500 гг. до н.э.)

    Он первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Слайд 10

    Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384 – 322 до н.э.)

    Слайд 11

    Модель Вселенной по Аристотелю



  • Читайте также: