Все ли становятся хорошими врачами. Профессия - доктор. Где учиться и какие предметы нужно сдать на врача

Доктор – профессия, добиться которой тяжело, и которая требует затрачивания серьезных усилий. Мы не будем говорить о «специалистах», преследовавших цель просто получить диплом, а о тех, кого можно назвать истинными врачами. Безусловно, таких «светил» немного, но они есть.

Если вы решили стать доктором, то, прежде всего, еще во время обучения в школе вам придется приложить максимум усилий. Мы не говорим о красном дипломе, но вам придется сдавать вступительные экзамены, а конкурс будет довольно серьезным, поскольку многие хотят стать врачами.

Как стать доктором - с чего начать

Будущему доктору нужно обратить внимание на русский язык, химию и биологию. В некоторых случаях требуется математика или физика, тут все зависит от конкретного высшего учебного заведения. В ВУЗ вы можете поступить только после окончания всех одиннадцати классов, либо если вы уже имеете высшее образование.

Можно поступить после 9 класса в училище либо колледж, но тут вы приобретете профессию не врача, а, например, медсестры или фельдшера. После получения такого образования можно продолжать в университете.

Что нужно, чтобы стать доктором

Если вы решили, что вы станете доктором, то лучше сразу приступить к изучению предметов, которые пригодятся вам для поступления. После поинтересуйтесь относительно проводимых учебным заведением подготовительных курсов. Во-первых, это еще одна возможность хорошо подготовиться к поступлению, а во-вторых, во многих вузах курсы становятся дополнительным бонусом при конкурсном отборе.

Ваша задача – вовремя подать документы в учебное заведение (а лучше в несколько, если есть возможность) и прийти на экзамены, ведь в противном случае вам придется сидеть дома в течение следующего года. Если случится так, что вы не пройдете в высшее заведение по конкурсу, то не бойтесь поступать в училища, где вы сможете приобрести начальную базу и обширные знания в области медицины.

Обучение

Если вы решили стать доктором, то вам придется смириться с тем, что учиться нужно будет долго. Получив только шестилетнее образование, вы сможете заниматься лишь теоретической деятельностью. Таких специалистов не пускают к пациентам. Чтобы стать практикующим специалистом, обязательно нужно закончить интернатуру и пройти практику в течение всего года. Это официальный минимум для хирургов, терапевтов и других специальностей.

Но если вы всегда хотели быть практикующим врачом в узконаправленной, специализированной области, то вам нужна будет ординатура и еще одна практика в течение уже двух лет. Потом также придется сдать экзамены и показать, на что вы способны. То есть в среднем будущему врачу нужно получать образование в течение восьми лет.

Не стоит забывать о том, что врач – это действительно призвание. Это бессонные ночи, постоянный контроль состояния больных, серьезная ответственность и большие риски, неизбежные стрессы.

Любой желающий стать доктором должен понимать, что его профессия – ненормированный рабочий день и постоянное напряжение, и готовить к этому себя нужно заранее. Но, если вы и правда считаете, что это «ваше», то прикладывайте максимум усилий, идите к своей цели и вы сможете ее добиться.

ОДНАЖДЫ Я СМОТРЕЛ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ПРОГРАММУ, В КОТОРОЙ В ГОСТИ К ГОРДОНУ ПРИШЕЛ БЕРЕЗОВСКИЙ. В КОНЦЕ ПЕРЕДАЧА ГОРДОН СПРОСИЛ У БЕРЕЗОВСКОГО О ТОМ, КУДА ЛУЧШЕ ВСЕГО ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ. И БЕРЕЗОВСКИЙ ОТВЕТИЛ: «В МЕДИЦИНУ И ОБРАЗОВАНИЕ».

Рождаемость у нас в стране (да и не только у нас) низкая, нация неизменно стареет. А стареющей нации требуется медицинская помощь, и со временем ее будет требоваться все больше.

А когда в стране, наконец, наступит полное невежество, станет востребованным качественное образование. На данный момент выпускник Медицинского ВУЗа, попадая на работу, понимает, что учился он не в профильном университете, и учили его не на врача - это точно. Реальная участковая медицина кардинально отличается от того, чему учат в медицинском ВУЗе.

Но моя статья не о том, как спасти страну и систему образования. Я расскажу о том, как организовать свой бизнес, используя свое рабочее место, знания и умения, которые имеет участковый врач.

ЧТО ЦЕНИТ БОЛЬНОЙ:

  • Человек в нашей стране начинает уважительно относится к медицине и платить за нее, когда заболевает сам или болеют его близкие люди, или же когда он пережил какую-то болезнь.
  • Больной ценит индивидуальный подход, когда мы предлагаем ему не «такой как всем» вариант лечения, диагностики или профилактики. Преуспели в использовании этого метода урологи и венерологи;
  • Больной ценит личный комфорт (в первую очередь - душевный). Пациенту хочется не толпится в очереди, не сидеть в старом страшном кабинете, не искать самостоятельно лабораторию и не сидеть в очереди у кабинета УЗИ.
  • Больной любит, когда врач делает что-то руками, например, иглорефлексотерапию или пункцию, или просто внутримышечную инъекцию;
  • Больному нравится, когда у врача есть дополнительные сервисы. Например: врач может позвонить узкому специалисту в другом учреждении (или другом городе) и договорится о консультации;
  • Больному нравится полный цикл обслуживания - когда врач занимается пациентом до полного выздоровления или до перехода в мир иной;
  • Больной ценит врача, которому платит деньги;
  • Больной ценит эксклюзивную доступность врача (только Вам визитка и номер мобильного);
  • Больной ценит четкое и детальное расписание лечения и четко описанный прогноз. Например: «Принимайте по 1 таблетке в день, 3 дня, запивая минеральной водой «Нафтуся», 3 глотка и через 3 дня вы почувствуете себя лучше»;
  • Больной ценит внимание к себе.
  • Воспринимайте то рабочее место и те функции, которое Вам дало Государство, как базисный уровень;
  • С каждого гонорара выделяйте часть денег на Ваш бизнес;
  • Сделайте ремонт в кабинете, поставьте удобную для клиента мебель, повесьте сертификаты, купите хороший халат, соблюдайте дресс-код;
  • Сделайте визитки; карту больницы с указанием кабинетов и контактной информации персонала; сделайте специальный бланк, на котором можно четко расписать лечение пациента; сделайте собственный унифицированный бланк направления на хоро шей бумаге;
  • Освойте новые методики лечения (на-пример, иглорефлексотерапия, плевральная пункция, мануальная терапия, массаж) и предлагайте своим пациента как дополнительные услуги;
  • Наладьте отношения со своими коллегами в других больницах, санаториях, лабораториях, заводите отношения с профессорами, профессиональными сиделками, хорошими медсестрами и другими специалистами;
  • Постоянно учитесь чему-то не просто новому, а тому, что повышает Вашу конкурентоспособность. И запомните: Государственная система Вас учит тому, что интересно ей, и полностью лишает Вас возможности заработать себе средства;
  • Ищите партнеров среди людей и компаний, способных обеспечить пациента новыми эффективными методиками лечения (НИИ, Частные и Государственные центры);
  • Не бросайте своих больных, даже если передаете их другим специалистам. Звоните им, интересуйтесь результатами лечения. И вашего лечения в том числе;
  • Используйте Ваш медицинский персонал для повышения удобства пациента.
  • Будьте максимально доступны пациенту, давайте ему телефон со словами: «обращайтесь в любое время»;
  • Положите под стекло на рабочем столе ксерокопию 50 и 100 гривен, обращенные к пациенту. Когда он задаст себе вопрос, то увидит ответ.

ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ:

  • Арендуйте собственный кабинет. Лучше на территории ЛПУ или вблизи него;
  • Если у Вас есть I или высшая категория, получите лицензию. Если такой возможности нет - не беда, не лечите людей, а давайте им консультации на медицинские темы (договаривайтесь о консультациях с профессорами, предлагайте список сиделок, медсестер, готовых прийти и сделать инъекции на дому у пациента, обеспечьте частное транспортирование больных в лечебно-диагностические центры в других городах, занимайтесь подбором санаториев, займитесь обеспечением лечения за рубежом…);
    Продвигайте свои услуги: напишите статьи, объясняя проблему и необходимость ее решения с помощью вашей услуги, разместите их в прессе и в интернете, предложите проценты коллегам, готовым посылать к Вам клиентов, не скупитесь на мелкие подарки для них (шоколад, цветы и пр.). Проведите для коллег лекцию на пятиминутке, объясняя, чем вы занимаетесь и как это важно. Регулярно проводите бесплатные лекции для пациентов, сделайте свой буклет и распространите его среди клиентов и коллег. Повесьте вывеску, четко объясняющую, что Вы предлагаете и - самое главное - интересуйтесь у Ваших клиентов, потенциальных клиентов, коллег и особенно - у недоброжелателей, как Вам улучшить Ваш бизнес, какую услуги изменить, что добавить и что прекратить.
  • Постоянно учитесь. Читайте о медицинском бизнесе, медицине, маркетинге, менеджменте, осваивайте новые методики диагностики и лечения, проходите тренинги, посещайте курсы и помните: главное не диплом, а навык. У меня был товарищ, который не пошел на государственные экзамены в экономическом ВУЗЕ и не забрал диплом. Он аргументировал это тем, что ему знаний достаточно, чтобы открыть свой бизнес. И сейчас он крайне успешен;
  • Как только получите достаточно средств, набирайте дополнительный персонал: медсестер, массажистов, мануальных терапевтов. Не забудьте о менеджере и маркетологе;
  • Первые 2-3 года большинство средств нужно вкладывайте в свой бизнес. И помните: первые 3 года человек работает на бизнес, а дальше - наоборот.
  • Заручитесь поддержкой местной власти и чиновников;
  • Проводите социальные и благотворительные мероприятия, направленные на повышение лояльности к Вам. Например: купите и раздайте справочник Лекарственных средств всем Вашим коллегам;
  • Развивайте Ваш бизнес, чтобы передать его детям или приемникам и чтобы жить безбедно в старости.
    Доход участкового врача должен со ставлять не менее 3000 американских долларов США в месяц. Я считаю, что все те, кто смог освоить медицину и добиться успеха на этом поприще, может научиться зарабатывать достойные деньги и никакое государство с его запрещающими законами не может противостоять этому.

Терапевт – это врач, который диагностирует, предупреждает и лечит нехирургическим способом заболевания внутренних органов.

Терапевт занимается первичной диагностикой – выслушивает, осматривает, консультирует и направляет пациентов на анализы, к специалистам узкого профиля или в больницу. Лечение же производится, как правило, медикаментозно. Часто посещение терапевта в поликлинике бывает единственным обращением к врачу, т.к. этого хватает чтобы определить болезнь и подобрать эффективную терапию.

Терапевт лечит практически любое заболевание, не требующее хирургического вмешательства:

  • Простуду.
  • Грипп и вирусные инфекции.
  • Бронхит и пневмонию.
  • Гипертонию, сосудистую дистонию.
  • Остеохондроз.
  • Патологии системы пищеварения.
  • Анемии, синдром хронической усталости.
  • Лейкоз, системный коллагеноз.
  • Почечные нарушения.

Профессия терапевта подразумевает контакт с врачами всех направлений, т.к. именно к терапевту приходят с первичными жалобами на самочувствие и только он выдает направления на анализы и обследования (часто бесплатные), консультации других врачей.

Специалист занимается диагностикой и профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.

Специализации

  • Участковый терапевт обслуживает взрослое население в поликлинике в соответствии с участковым принципом (население, приписанное к определенному участку).
  • Врач общей практики лечит взрослых пациентов и с хирургическими, неврологическими, гинекологическими проблемами. Он востребован в сельской местности.
  • Семейный врач – разновидность ВОП, но занимается такой специалист проблемами всей семьи, вне возрастных рамок.

Места работы

Должность терапевта есть в любой медицинской организации (поликлинике, стационаре). Кроме того, терапевт входит в бригады скорой помощи, работает на речных и железнодорожных вокзалах, производственных объединениях, НИИ, диагностических центрах, санаториях.

История профессии

Основоположником терапии считается Гиппократ, который ввел в медицину понятие единства человека и окружающей его среды, обосновал необходимость постельного режима и ввел основное правило для врачей на все времена – «не навреди!» Сегодня «Клятву Гиппократа» приносят выпускники всех медицинских ВУЗов.

Современник Гиппократа сириец Абу-аль-Фарадж говорил, что болезнь невозможно вылечить без желания выздороветь самого пациента, а иранец Авиценна, создавший знаменитый «Канон врачевания», считал, что на выздоровление влияет психоэмоциональное состояние пациента.

Австриец Антон де Гаен, практиковавший при дворе императрицы Марии-Терезии, ввел понятие термометрии, венский врач Леопольд Ауэнбруггер в 1761 году предложил и обосновал перкуссию с научной точки зрения. В 1816 году Француз Рене Лаэннек изобрел стетоскоп и научил врачей выслушивать внутренние органы. В XIX столетии научились обследовать пациентов лабораторными и инструментальными методами, прорывом медицины стало открытие в 1895 году рентгеновских лучей.

Русская терапевтическая школа основывается на физиологическом научном направлении. Огромен вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова, С.П. Боткина, но родоначальником отечественной терапии считается М.Я. Мудров с его постулатом «лечить не болезнь, а больного», разработкой последовательности клинического приема, ведения истории болезни. Г.А. Захарьин основал российскую курортологию, А.А. Остроумов создал пальпаторную методику.

Сейчас терапия является связующим звеном всех медицинских специальностей.

Матвей Яковлевич Мудров — родоначальник отечественной терапии.

Обязанности терапевта

Основные обязанности терапевта таковы:

  • Первичный прием, сбор анамнеза, осмотр.
  • Контроль результатов обследований или лечения (на повторных приемах).
  • Диспансеризация, профилактические осмотры, работа в призывной комиссии.
  • Оформление документации: больничных листов, санаторно-курортных карт, справок о состоянии здоровья, направлений на МСЭ и в стационар, рецептов.
  • Информирование СЭС о выявлении опасных инфекциях.
  • Предоперационный осмотр.
  • Иммунопрофилактика согласно календарю прививок.
  • Участие в медико-социальной помощи.

Также в задачи терапевтов входит скрининговое обследование (иногда в составе выездных диагностических бригад), курация беременных, организация профильных лечебных столов (совместно с диетологом или самостоятельно).

Требования к терапевту

Основные требования к терапевту выглядят так:

  • Высшее медицинское образование, действующий сертификат по «Терапии».
  • Умение работать в приемном отделении.
  • Умение оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях.
  • Опыт работы (желателен).
  • Знание ПК.


Врач общей практики востребован в сельской местности.

Как стать терапевтом

Чтобы стать терапевтом, нужно:

  1. Закончить ВУЗ по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  2. Получить вместе с дипломом аккредитационный лист, сдав тестовые задания, экзамен и пройдя собеседование со специальной комиссии, состоящей из докторов наук и профессоров. Это даст право работать самостоятельно на амбулаторном или поликлиническом приеме.
  3. Год в обязательном порядке отработать в поликлинике или амбулатории, а затем, при желании поступить в ординатуру (2 года) по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или в случае диплома по «Педиатрии» пройти послевузовскую подготовку по «Терапии».

В процессе работы врачам начисляются квалификационные баллы, подтверждающие аккредитацию: за проведение сложных манипуляций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, за публикацию научных статей, книг, защиту диссертации. Каждые 5 лет эти баллы суммируются и оцениваются аккредитационной комиссией. Если набрано достаточное количество баллов, то следующие пять лет можно работать по специальности дальше. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права лечить. .

Рост профессионализма, уровня знаний и опытности врача обычно отражается квалификационной категорией . Все категории присваиваются квалификационной комиссией в присутствии самого врача, на основании его письменной исследовательской работы, содержащей описание навыков и знаний.

Сроки присвоения:

  • более 3 лет стажа – вторая категория;
  • более 7 лет – первая;
  • более 10 лет – высшая.

Врач имеет право не квалифицироваться, но для карьерного роста это будет минус.

Также карьерному и профессиональному росту способствует научная деятельность – написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в медицинских журналах, выступления на конференциях и конгрессах.

Зарплата терапевта

Разброс доходов велик: терапевты зарабатывают от 7 700 до 113 000 рублей в месяц. Больше всего потребность в терапевтах в Московской, Ленинградской и Новосибирской областях. Минимальную зарплату мы нашли в Ростовской области – 7 700 рублей в месяц, максимальную в клинике СОГАЗ – 113 000 рублей ежемесячно.

Средняя зарплата терапевта – 39 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.

Каждый год перед выпускниками становится необходимость в выборе будущей профессии. Этот процесс может оказаться достаточно сложным. Кому-то с выбором помогают определиться родители, кому-то - друзья, третьи берут все в свои руки и принимают решение самостоятельно. Одними из достойных вариантов выбора будущей специальности являются профессии, связанные со сферой медицины.

Если вы заинтересовались вопросом о том, как стать врачом , вам необходимо получить более полное представление о том, что же это такое.

Во-первых, хорошим медиком может стать только тот, кого не пугают трудности. В числе качеств вашего характера должны быть трудолюбие, усердие, терпение, милосердие. В своей повседневной работе вы должны быть готовы к постоянным трудностям, необходимости принимать решения, брать на себе .

Свой профессиональный путь необходимо начинать с медицинского ВУЗа, обучение в котором длится не менее 6 лет. Уже с первых дней обучение будет сложным и требующим высокого уровня ответственности. Всего одна пропущенная лекция во время обучения может превратиться в будущем в смерть пациента.

Многие абитуриенты, решившие связать свою жизнь с медициной, сначала поступают не в ВУЗ, а в медицинский колледж. Закончив это учебное учреждение, его выпускники получают право работать по специальности фельдшера или медицинской сестры.

Если же вы решили сразу поступать в институт - приготовьтесь к тому, что, окончив его через шесть лет, вы сможете заниматься медициной только в качестве теоретика. Чтобы стать практикующим врачом необходимо закончить интернатуру. Это является необходимым минимумом для того, чтобы стать терапевтом. Более узкую специализацию в какой-либо области медицины можно получить, пройдя практику в ординатуре. Практика в интернатуре длиться год, в ординатуре - два года. По окончании этих практик необходимо подтвердить полученные знания, сдав для этого экзамены.

На первом курсе всех тех, кого интересует как стать врачом , ожидает изучение теоретических основ и фундаментальных наук. К ним относятся анатомия, химия, латынь, биология и гистология. Выучить все это может далеко не каждый. Уже в середине первого года обучения студенты сталкиваются с необходимостью работы с трупами.

Начиная со второго года обучения студенты медики приступают к практическим занятиям при больницах. Конечно же, им пока не доверяют лечение больных, единственное, чем они занимаются - это мытье полов, вынос уток, замена постельного белья, уход за "лежачими" пациентами. Практика проводится в свободное от основного обучения время.

На третьем курсе студенты-медики приступают к изучению клинических дисциплин, таких как общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней, фармакология, патологическая анатомия, а также многое другое. Практика проходит в поликлиниках и больницах, и студенты начинают иметь дело с реальными больными.

Первые три года обучения являются самыми сложными, но если вы сможете их выдержать, то уже на четвертом курсе у вас появится больше свободного времени.

Многие используют его для того, чтобы подрабатывать на станциях скорой помощи или в поликлиниках, сочетая получение практических знаний с возможностью хоть немного заработать.

Профессия врача намного сложнее, чем это может показаться постороннему человеку. Большинство людей имеет о ней очень отдаленное представление, которое базируется на телесериалах. В реальной жизни быть врачом означает проводить бессонные ночи возле пациентов, рисковать и отвечать за их и жизни.

Далеко не каждый способен стать доктором. Для этого необходимо призвание. Хорошим врачом может стать только тот, кто от всего сердца хочет помогать людям, сопереживать им, спасать их жизни. Если вы уверены в том, что эти качества у вас есть, то у вас имеются все шансы для того, чтобы получить право с честью носить белый медицинский халат.

А.Л. Вёрткин: «Мне известно, как стать хорошим специалистом»

Медицина — особый вид деятельности, причем довольно специфический. Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, член президиума Российского научного медицинского общества терапевтов, заведующий кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета Аркадий Львович Вёрткин раскрывает секрет успеха медицинского работника на примере врача-терапевта.

Ежедневно работая с пациентами, не достигнешь больших карьерных высот, не станешь богат, как Крез, и не получишь «легкой жизни». С другой стороны, как говорил Сенека, для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.

Аркадий Львович, что же нужно, чтобы стать хорошим терапевтом?

Во-первых, родиться в благополучной семье. Все великие, выдающиеся отечественные терапевты обладали совершенно уникальной родословной. Например Максим Петрович Кончаловский, выдающийся русский терапевт, — из какой он семьи! Сказать «непростой» — не сказать ничего, ведь в ней были художники, литераторы, поэты… Братом Максима Петровича был Петр Петрович Кончаловский, известный художник. Оба брата были очень успешными, каждый на своем поприще.

Второе условие — оно является обязательным — это хорошее образование: и вузовское, и послевузовское. Сегодня, к сожалению, терапия перестала быть основным «брендом» в медицинском образовании. Если раньше кафедры терапии были ведущими в любом медицинском вузе, являлись основополагающими, представляли собой врачебную базу, то сейчас образовательные и профессиональные ценности немного сместились. Много узких специальностей, профилированных кафедр, но каким бы специалистом не становился врач, ему не обойтись без хорошей терапевтической базы.

Вы имеете в виду внутренние болезни?

В первую очередь, но не только — это и физиология, и анатомия, и патологическая физиология, и патологическая анатомия. Я скажу больше — все наши выдающиеся интернисты в начале своего профессионального пути работали еще и в прозектуре патологоанатомами. Сейчас об этом даже как-то неудобно говорить, ни один терапевт не пойдет сначала работать патологоанатомом. Нивелируется и роль аутопсии, однако без вскрытия невозможно получить полную картину. Больного лечили, он умер, а от чего — неизвестно, так может быть, его лечили совсем не от того, от чего нужно было? Расхождение клинического и патологоанатомического диагноза — далеко не редкий случай.

В медицинском образовании есть еще один нюанс. Нужно, чтобы будущему специалисту повезло с учителем. Великий русский врач Федор Петрович Гааз очень точно сказал: «Учитель — не тот, который учит, а тот, у которого учатся». Это значит, что учитель должен работать с учениками по принципу «делай как я».

Сегодня количество докторов медицинских наук, профессоров, академиков огромно. Как молодому специалисту определиться с выбором учителя?

Выбирайте того учителя, который работает в скоропомощной клинике с прозектурой, который не боится работы и сам учится на своих ошибках. Неважно, где находится эта клиника: в Москве, Санкт-Петербурге или в регионе. Главное, чтобы у ученика было желание учиться и было у кого учиться. Кстати, говоря о вузах, я совсем упустил из виду, что теперь поступление происходит по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Сейчас поступить в медицинский институт или университет может любой молодой человек, который еще вчера, возможно, и не задумывался о том, чтобы стать врачом!

Аркадий Львович, но желание стать доктором может возникнуть внезапно… То, что человек в школе не мечтал работать в больнице, еще не означает, что у него нет шансов стать хорошим терапевтом, не так ли?

Шанс есть у каждого, другое дело, располагает ли к этому наша система медицинского образования. Вам не кажется странным, что в каждом вузе преподают пропедевтику внутренних болезней, внутренние болезни, терапию, но самый большой наш «прокол» — амбулаторная практика? Эта практика — и работа в поликлинике, и на скорой помощи. Я не называю стационар, потому что там все намного лучше: оснащение, оборудование, возможность проконсультироваться с коллегами других специальностей, профессора и т.д. А врач скорой медицинской помощи должен мгновенно и единолично решать сложнейшие вопросы, и от его действий зависят судьба и жизнь пациента. Поставить диагноз и отвезти куда нужно — это один сценарий, поставить диагноз и отвезти куда не нужно — совершенно другой. А ошибиться и отправить в третье ЛПУ — это вообще другое дело. И за всем этим стоит жизнь и идет счет на минуты, на секунды. Врач скорой помощи — вот кого нужно образовывать в первую очередь!

А врач поликлиники?

Естественно. В поликлинику ходит огромное количество людей, и там должны быть сконцентрированы квалифицированные кадры. Поликлинические врачи также работают в дефиците времени, и нужно быть очень образованным доктором, чтобы в таких условиях увидеть, что происходит с пациентом, поставить диагноз и понять, как нужно лечить, при этом выделив приоритеты и разделив задачи по ранжиру. Но в вузе преподавание основ работы врача скорой помощи практически отсутствует, а обучение основам поликлинической практики больше напоминает ознакомление. За редким исключением, конечно, например: в Московском государственном медико-стоматологическом университете преподаванием медицины скорой помощи занимаются две кафедры, да и поликлиническую терапию преподают на отдельной кафедре, но я считаю этого недостаточно, на каждой кафедре необходимо уделять внимание догоспитальной помощи.

Может быть, здесь вступает в силу закон о создании спроса предложением? Наверное, не так много выпускников медицинских вузов хотят стать терапевтами?

Престиж терапевтической специальности действительно нужно поднимать, а для этого необходимо рассказывать о ней студентам, собирать их на встречи для определения будущей профессии. Зимой я принимал государственный экзамен у студентов, спросил 30-35 человек, и ни один не хотел быть терапевтом. Причем мотивация у каждого своя. Вот эту мотивацию нужно повышать, плюс давать как можно более полное представление об этой профессии. А на скорой помощи в идеале должны работать терапевты с хорошими навыками и знаниями в области реаниматологии. Такой специалист сможет разобраться в состоянии пациента и оказать помощь, если это требуется, а также определить в нужное ЛПУ.

«Я выступаю за то, чтобы профессионально ориентировать студентов еще на 3-4 курсах медицинских вузов. Кафедры могут устраивать дни открытых дверей, и маститые специалисты расскажут о своей работе. Это поможет будущему доктору определиться с выбором специальности».

Аркадий Львович, мы отвлеклись от вашего «рецепта» хорошего терапевта. Какие еще слагаемые успеха вы считаете важными?

Пожалуй, доброе сердце. Оно необходимо в любой работе, но терапевту — особенно. Часто приходится иметь дело с пациентами в тяжелом состоянии, встречаются полярные нозологии: в нашем отделении лежат пациенты, у которых проблемы с сердцем, ногами, ментальные нарушения, сахарный диабет и т.д.

Терапевт, как никто другой, должен осознавать особенности текущего момента в России. Очень даже неплохо знать, какие пациенты посещают клинику внутренних болезней в Париже (мы любим и уважаем и парижан, и эту клинику), но мы не в Париже. Социальный портрет российского пациента совсем другой.

Опишите его, пожалуйста.

Нередко это пациент с той или иной коморбидной патологией. Например часто это курящий человек. Курение — болезнь. Никотин и прочие вредные компоненты табачного дыма формируют сложнейшую полиорганную патологию. Это не рак легкого, как думают наши пациенты и, убедившись, что рака у них нет, бодро закуривают очередную сигарету. Это коморбидное состояние. Многие наши соотечественники, как говорят, «выпивают». И если раньше пьющий человек был пациентом с циррозом печени, то сегодня до этого заболевания просто не доживают: нам приходится наблюдать энцефалопатии, кардиопатии и т.д. — вот еще одна коморбидная проблема. Есть непьющие и некурящие люди, однако многие из них страдают от избыточного веса. Причем ожирение — также комплексная коморбидная патология.

Вредные привычки, употребление суррогатов не просто провоцируют развитие коморбидной патологии — они провоцируют патоморфоз заболеваний. Думаю, если бы врача, практиковавшего в начале прошлого века, поместили в современную клинику и показали ему наших пациентов, он бы пришел в замешательство. Изменилось все — симптоматика, исходы, лечение, прогноз…

Пример из практики А.Л. Вёрткина

В день интервью в клинику поступила пациентка с тяжелым отеком Квинке. Она регулярно окрашивает волосы в домашних условиях и накануне проделала это в очередной раз. Очень удивилась аллергическим симптомам! А то, что она каждый день употребляет крепкие алкогольные напитки, в частности водку, которую покупает в разных торговых точках, ее не настораживало. В итоге оказалось, что показатели работы печени, поджелудочной железы и вообще почти всех органов и систем обнаружили отклонения от нормы. Плюс энцефалопатия. Аллергоз возник потому, что иммунная система данной пациентки сильно повреждена тяжелой полиорганной патологией, вызванной употреблением алкоголя, в том числе суррогатов.

А если человек не курит, не употребляет алкоголь и не переедает?

Врачу следует проявить настороженность в отношении гормональных нарушений, которые также изменяют состояние многих органов и систем. Скажем, гипогонадизм. У мужчин старше 40-45 лет каждый год на 1-2% снижается содержание тестостерона в крови. Это нормальный физиологический процесс, который, однако, создает предпосылки к развитию целого ряда патологий, таких как сахарный диабет, ожирение, эректильная дисфункция и т.д. Климактерический период у женщин также часто способствует формированию комплекса заболеваний. Кроме того, нельзя забывать о существовании наркомании, о наличии в числе наших пациентов большого количества приезжих людей, которые либо привозят к нам специфические заболевания, либо не могут адаптироваться, и это негативно сказывается на их здоровье.


Вы вывели еще одно правило для хорошего терапевта — внимание к деталям.

А еще, для того чтобы стать хорошим врачом-терапевтом, нужно знать и помнить историю своей специальности. Нельзя забывать наших «Пушкиных в медицине», нужно читать старые книги. Обратите внимание на то, каким языком они написаны, как собран анамнез и жалобы, — это пригодится врачу и сегодня. Нельзя говорить о симптоме Пастернацкого, не зная, кто такой Феодор Игнатьевич Пастернацкий. А он, между прочим, знаменитый терапевт, основатель бальнеологии в нашей стране, автор замечательных книг по терапии и курортологии. В мире существуют очень полезные и информативные книги, рассказывающие, какие технологические прорывы в медицине были совершены в недавнее время, и объясняющие, каково их практическое применение для врача. Но таких потрясающих клинических книг нет больше нигде, кроме как в нашей стране.

Как сделать их доступными широкой медицинской общественности?

С обнародованием нет проблем: Интернетом пользуются почти все, а вот с поиском… Я езжу по городам и весям, где еще остались врачи, у которых есть подобные книги. Это столь же важно, как и освещение преемственности этапов процесса лечения. Назовем эту схему условно «от провизора до врачебного рецепта». Реалии отечественной современности не умаляют, а, напротив, подчеркивают роль специалистов каждого звена. Фармацевт — четвертый лечащий врач после врача скорой медицинской помощи, доктора в поликлинике и специалиста в стационаре. Я уверен, что в российских поликлиниках, стационарах и аптеках трудятся люди грамотные и любящие свою профессию. В медицине и фармацевтике без любви к своему делу вообще нельзя, и я об этом уже говорил. Я желаю вам не терять профессионального азарта и стремиться помогать людям.



Читайте также: