Зима - идем гулять и познавать. Снег, лед и вода- наши лучшие друзья план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Материал для проведения опыта – эксперимента

HsMjstyMstdn

Что будет таять быстрее на тротуаре, равных объемов снега или льда?

Идя назад из класса, я заметил, что сложенный снег по сторонам улицы все еще не растаял через неделю, несмотря на то, что он был солнечным и в целом теплым (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">( 15 ° С (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;"> (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">- 18 ° С (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;"> (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">) (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;"> (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">( (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">15 (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">° (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">С (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">- (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">18 (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">° (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">С (15 ° C − 18 ° C) " role="presentation" style="position: relative;">) , «Если бы этот снег был льдом, он наверняка уже растаял бы», - подумал я. Я не мог понять, что будет таять быстрее на тротуаре; сложенный снег, который был несколько затронут, или тот же самый объем, заполненный твердым льдом при той же температуре.

Мой мыслительный процесс состоял в том, что снег имел воздушные карманы, выступающие в качестве очень хороших изоляторов, которые замедляли бы теплопередачу, даже если твердый лед имеет «больший резервуар» для тепла и нуждается в большем количестве его для полного таяния. Лед - это гораздо более прочная структура, обеспечивающая гораздо лучшую теплопроводность (благодаря микроскопическим вибрациям), и он больше контактирует с землей. Снег также более блестящий, чем лед, отражая больше солнечного света. Я знаю, что есть несколько типов снега, и этот - упакованный порошок, с коркой, которая может поддержать кого-то, идущего по нему, но крошится, если его топать. Внутренние части рыхлые, а края грубые, хрустящие и влажные. То, насколько грязен снег, также играет роль (поскольку грязь обладает гораздо меньшей теплоемкостью, чем лед, и лучше поглощает излучение).

Это крупный план снега.

Заменяет ли этот объем твердый лед при той же температуре дольше, чем снег? Моя интуиция говорит, что снег будет длиться дольше, но я не знаю, какой фактор доминирует.

ТФБ

Ответ в том, что это сложно по причинам, которые вы определили: люди, которые изучают климат (из которых я один) тратят много времени, пытаясь понять это, и это зависит от многих факторов, таких как альбедо, будь то он грязный («копоть на снегу» - это искусство), насколько он упакован, частично ли он расплавлен и повторно заморожен и т. д. Я думаю, что нет единого ответа на этот вопрос, я думаю. Это хороший вопрос.

HsMjstyMstdn

Спасибо. Существует ли «идеальная» комбинация факторов (упаковка, количество воздуха, количество сажи и т. Д.), Которые позволили бы снегу таять значительно медленнее, чем твердый лед?

Джошуа

Через неделю после снегопада оставленные на обочине дороги вещи более точно описываются как лед, а не снег. Он расплавляется / замораживается несколько раз с вероятностью цикла день / ночь.

HsMjstyMstdn

Он определенно ближе к пористому льду, чем к снегу, но я бы не сказал, что это больше лед, чем снег. В конце концов, не является ли основное различие между снегом и льдом кристаллической, аэрированной структурой по сравнению с твердыми листами и блоками?

ТФБ

@HsMjstyMstdn Я не знаю, я боюсь. Как сказал Джошуа, переход между льдом и упакованным снегом на практике не совсем четко определен: ледники и ледяные щиты обычно рассматриваются как лед, но на самом деле это, конечно, упакованный снег.

Ответы

Floris

Плотность снега намного ниже плотности льда - поэтому общая теплота плавления, необходимая для таяния объема снега, значительно ниже. Это будет означать, что снег тает быстрее, чем лед.

Воздух в снегу действительно снижает теплопроводность, но это просто означает, что небольшое тепло от воздуха может растопить внешний слой снега, не беспокоясь о влиянии снега "глубже внутри".

По моему опыту, существенным фактором таяния снега является наличие грязи - маленьких темных частиц, которые поглощают энергию солнечного света. «Чистый» снег отражает большую часть солнечной энергии, в то время как чистый (твердый) лед поглощает большую его часть. Это фактор, который имеет большее значение для снега в присутствии солнечного света - он не влияет на снег в тени, где играет роль только тепло от воздуха - и это то, о чем, я полагаю, вы спрашивали.

HsMjstyMstdn

Но разве тепло не попадает на снег медленнее?

Сэм Спейд

Этот ответ не отвечает на вопрос.

HsMjstyMstdn

Спасибо за обновление. Я вижу вашу точку зрения в воздушных карманах (хотя и отличных изоляторах), которые не способствуют тому, чтобы «резервуар» накапливал тепло, но если чистый снег «выигрывает» лучевую битву от солнца, не лед ли «проигрывает» битву за проводимость от земля, потому что снег касается только меньшей поверхности и изолирует себя от земли через воздушные карманы? И разве битва с земли не важнее воздуха или солнечного света?

Floris

Я не думаю, что проводимость от земли является основной причиной таяния - по моему опыту, лед прочно «прилип» к земле, а это означает, что недостаточно тепла, поднимающегося с земли, чтобы растопить снег. Иран я неправильно понял вашу точку зрения?

Эмилио Пизанти

Уплотненный снег, такой как показанный в OP, может быть намного плотнее, чем свежевыпавший порошок, и совсем не очевидно, что он значительно менее плотный, чем лед.

Эрни

Общая энергия, поглощаемая льдом и снегом, не истощит энергию Солнца и не замедлит его доставку. Скорость теплопередачи через поверхность и через лед и снег является проблемой.

Факторы, которые необходимо учитывать:

(1) Данный объем льда содержит большее количество молекул воды, чем тот же объем снега. Суммируйте всю энергию, необходимую для доведения каждой молекулы до точки плавления, и вы найдете большую общую энергию, необходимую для таяния льда, чем снега, как сказал Флорис в своем ответе. НО, поскольку энергия Солнца, падающая на поверхность, одинакова как для льда, так и для снега, и не будет исчерпана (для практических целей), независимо от общего поглощенного количества, скорость передачи энергии в лед и снег и через них становится важной фактор. Чтобы лед таял быстрее снега, в лед необходимо передавать больше энергии в единицу времени.

(2) Поверхность будет в тройной точке воды . Некоторая вода растает, а другая испарится. Вода, которая испаряется, использует энергию, которая иначе была бы доступна для проводимости через лед и снег. Но ни сублимация, ни испарение не уменьшат энергию в единицу времени, доставляемую Солнцем на поверхность. Поскольку энергия, доставляемая за единицу времени, не будет уменьшаться, теплота испарения и скрытая теплота сублимации не должны влиять на скорость теплопередачи в лед и снег. Но скорость испарения будет больше на единицу объема снега, чем льда, так как будет больше поверхности на моль.

(3) Снег имеет большую площадь поверхности на моль, чем лед. Но лед имеет большее количество родинок на единицу объема. Доступная энергия в единицу времени одинакова для обоих, поэтому площадь поверхности на моль кажется мне важным фактором.

(4) Конвекция воздуха через снег, вероятно, незначительна, поскольку снег является изолятором. Излучающая энергия, доставляемая на поверхность и через нее, и конвекция воды через поверхностные воды, просачивающиеся внутрь, могут быть доминирующими методами передачи тепла в лед и снег. Поскольку снег более пористый, я ожидаю, что конвекция через просачивание воды будет более быстрой в снегу, чем во льду.

(5) голого льда - 0,5, а альбедо льда со снегом - 0,9. Поскольку альбедо льда меньше снега, поверхность снега отражает больше энергии, чем лед. Больше энергии излучения за единицу времени проникает на поверхность голого льда, чем снег.

В пользу таяния снега быстрее: а) Большая площадь поверхности на моль для испарения, б) Большая пористость на моль для просачивания воды для передачи тепла внутрь снега.

В пользу таяния льда быстрее: а) Лучистая энергия может проникать сквозь прозрачную поверхность льда прямо внутрь.

Я предполагаю, что лед будет таять быстрее в солнечный день, в то время как снег будет таять быстрее в облачный день, если (а) температура окружающего воздуха и грунта одинакова в оба дня, (б)

Джек Эйдли

«Для практических целей неограниченное количество энергии в единицу времени (тепло от Солнца) доступно для передачи как на снег, так и на лед» - просто неверно и абсурдно.

HsMjstyMstdn

Я думаю, что он имел в виду неограниченную подачу постоянной, излучающей тепловой энергии от солнца.

Эрни

@JackAidley: Общая энергия, поглощаемая льдом и снегом, не истощит энергию Солнца и не замедлит его доставку. Скорость теплопередачи через поверхность и через лед и снег является проблемой. Чтобы лед таял быстрее снега, в лед необходимо передавать больше энергии в единицу времени. Я отредактировал ответ. Пожалуйста, дайте мне знать, если это не имеет смысла или неправильно. Спасибо за ваш комментарий.

гуанако

Как физик-экспериментатор, конечно, мое первое предложение - найти морозильник с морозом, прикрепленным к стенам, и проверить его, вычистив, но кроме этого:

Главное, о чем я могу думать, это то, что, когда поверхностный снег тает, он может капать и передавать тепло дальше вниз. Вот почему вы увидите тающий снег, похожий на башни сосулек - на снегу дует что-то темное, оно поглощает солнечный свет и нагревается, растапливая вокруг него немного снега, который затем стекает вниз и растапливает снег под ним. кусок темного материала выпадает и процесс продолжается. Это невозможно во льду, тем более что кусок материала в конечном итоге окажется в луже воды, которая также защитит его ото льда. Я думаю, что этот процесс, в сочетании с гораздо меньшей массой, заставит снег таять намного быстрее.

HsMjstyMstdn

Интересные моменты, хотя я думаю, что кусок льда соскользнет со льда, если мы примем форму льда примерно на половине цилиндра на его стороне.

BetterBuildings

Ты когда-нибудь делал снеговика? Довольно просто подобрать этот снежный ком для верхней части тела, не так ли? Можете себе представить, насколько тяжелым будет твердый ледяной шар такого же размера?

Таким образом, тот же объем, но гораздо больше твердой воды. При прочих равных условиях гораздо больше тепловой энергии требуется для таяния ледяного шара по сравнению со снежным шаром. Следовательно, снег будет таять быстрее. Но все вещи не равны, если снег выглядит иначе, чем лед, он намного белее, поэтому, если солнечный свет (излучение) сильно тает, тогда чистый снег будет поглощать меньше тепла на площадь поверхности, чем чистый лед. Также у нас есть проводимость от земли, слой льда действительно хорошо соприкасается с землей, снега меньше. Можем ли мы решить это? Может быть, но это будет сложно, нужно учитывать источник тепла, тип тепла (проводимость, излучение), отражательную способность поверхности и так далее.

Мои деньги на снегу идут быстрее всего в том же объеме.

ОРГ

Этот ответ на самом деле имеет точно такое же содержание, как и вопрос.

Морозова Марина Юрьевна

Цели:

Знакомить детей с агрегатными состояниями воды;

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;

Развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

Материал для проведения опыта – эксперимента:

Снег на блюдце;

Кусочки льда на блюдце.

Описание опыта – эксперимента.

Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый).

Перед ребятами ставится проблемная задача: «Что быстрее растает снег или лёд?»

Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.

Рассуждают о том, что же растает быстрее.

Предлагаю ребятам понаблюдать.

Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.


Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.


Вывод.

В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!





Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.

Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.


Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Цель: узнать, что произойдет со снегом, если ее залить водой. Задачи: развивать интерес к экспериментированию; расширить знания детей о.

Цель: Знакомить детей со свойствами снега (тает в тепле, превращается в воду); развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Цель: обобщать и расширять.

]В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется.

Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.

Наша Ксюша стала почемучкой. А мама и папа стали ходячими мини-энциклопедиями. Поэтому мы решили в помощь родителям таких же почемучек создать новый раздел “ ” и публиковать в нём ответы на самые частые детские вопросы. Мы постараемся максимально адаптировать все ответы для детей дошкольников, чтобы родителям было проще объяснять им сложные законы природы.

Сейчас зима и поэтому, конечно, в ТОПе у почемучек находятся вопросы про :) Поэтому мы публикуем наши ответы на самые снежные вопросы.

Что такое снег?

Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега. Растаявший снег испаряется или стекает в ручьи, откуда снова начинает свой путь на небо.

Почему снег белый?

Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.

Почему снег и лёд тают от соли?

Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.

Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.

Какой снег тает быстрее?

Быстрее тает грязный снег, потому что:

  1. В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега.
  2. Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.

Можно ли есть снег?

Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий, содержится много тяжёлых металлов и других токсичных веществ, которые очень опасны для человека. Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.

Высоко в горах выпадает чистый снег без опасных примесей, однако такая вода тоже неполезна для организма, поскольку в ней не хватает важнейших солей, которые обычно есть в питьевой воде. Вывод один: есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья.

Есть ли на свете одинаковые снежинки?

Больше ста лет назад, когда только появились первые фотоаппараты, один человек по прозвищу “Снежика” решил сфотографировать снежинки под микроскопом. Он сделал 5000 снимков, но ни один узор снежинок так и не повторился. Прошло много лет, а учёные до сих пор спорят: бывают ли одинаковые снежинки. Они даже создали 2 снежинки-близняшки в своей лаборатории, но это всё равно не поставило точку в их споре. Начав очередное исследование, учёные пришли к выводу, что у снежинок может отличатся не только внешний узор, но и внутреннее строение. Это означает, что даже если снежинки одинаковые внешне, то скорее всего их внутреннее строение всё равно отличается.

Исследовательская работа «Снег и лёд».

Выполнила ученица 1-в класса
Сараева Анна

Учитель Сараева Т. П.

План исследовательской работы.
I. Введение.
II. Физические свойства снега и льда.
III. Значение снега и льда в жизни природы и человека.
IV. Заключение.
V. Литература.
VI. Приложение.

I. Введение.
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед?
Прочитав сказку о снежинке и льдинке, решила провести своё исследование. Давайте послушаем сказку.
Жили- были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
И решила я помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Всё вышеизложенное определило выбор моей темы: «Снег и лёд. Общее и различное», и формулировку проблемы: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: физические свойства.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с физическими свойствами снега и льда.
2. Выявить сходство и различие.
3. Изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.
Гипотеза.
Можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Методы исследования:
- изучение природоведческой литературы по данной теме;
- прямые и косвенные наблюдения;
- проведение опытов;
- анализ полученных результатов путем сравнения.
Исследование проходило в несколько этапов:
1 этап-(декабрь) – экскурсии в зимний парк.
2 этап-(январь) – проведение опытов
3 этап-(февраль)- изучение литературы, анализ и обобщение опытно- экспериментальной работы, оформление документации.

II. Физический свойства снега и льда.
Проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый.

Опыт № 2. Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт № 4.
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 5. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.

Опыт № 6. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
III.Значение снега и льда в жизни природы и человека.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
Различные свойства.
Снег - белый, непрозрачный, быстро тает, мягкий, рыхлый.
Лёд - бесцветный, прозрачный, медленно тает, твердый, хрупкий.
Общие свойства.
- Легче воды.
- Состоят из воды.
- Сохраняют тепло.
Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.
IY. Заключение.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых. А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна.

Литература.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.
3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с..

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

Привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

Продолжать учить детей делать элементарные выводы

Развитие речи детей, мышления

Развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

Литература, коммуникация

Оборудование:

Заранее изготовленные цветные льдинки

Детские ведерки с водой

Деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: - Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

Опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел - Подуть на кисти рук (губы округлить и

Слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: - Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

Палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: - Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: - Белый, холодный.

Воспитатель: - Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: - Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что - нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: - Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: - Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: - Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: - Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: - Он разбился.

Воспитатель: - Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: - Из воды.

Воспитатель: - Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: - Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

Завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: - Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: - Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: - лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: - Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: - Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: - Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П/ и «Я назову, а ты покажи» - воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» - разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» - образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….



Читайте также: