Моральные конфликты: предупреждение и преодоление. Особенности и виды моральных конфликтов Моральный конфликт и пути его разрешения

Нравственный конфликт: практика и теория

Виссарион Григорьевич Белинский сто лет назад писал:

«Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то, в этих отношениях и больше нигде, должно искать примет нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится».

Передовая общественная мысль России, революционно-демократическая идеология органично включали в себя нравственное начало, высокие гуманистические моральные принципы, проверяемые и подтвержденные действием, поступком.

В нашу эпоху мы можем воочию убедиться в том, что наследие прогрессивной общественной мысли, лучших, высших образцов морали живет и утверждается в обществе развитого социализма. Социализм — это общество реального гуманизма.

«Это — общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это — общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом», — говорится в Конституции Союза Советских Социалистических Республик.

Все для блага человека, во имя человека — таков глубочайший смысл нового, социалистического образа жизни.

Зрелость отношений в обществе, нравственная их наполненность проявляют себя в том, что неизменно повышается роль нравственных начал, регуляторов поведения личности — как говорят философы; в том, что общество судит о человеке по тому, совпадают ли у него слово и дело. Соответствие слов и дела, их единство было подчеркнуто на XXV съезде КПСС как необходимая нравственная норма.

Зрелость нравственных отношений в нашем обществе проявляется и в том, как разрешает человек, коллектив

трудности, противоречия, конфликты, с которыми неизбежно сталкивается в повседневной жизни. Гуманно ли, с учетом ли интересов других людей, другого человека? Или способен «переступить» через другого, если это диктуется собственной выгодой? Гражданственно ли? В соответствии ли с требованиями общества или умело обходя эти требования под прикрытием нужных слов? Дело в том, что нравственное разрешение противоречий и конфликтов — в интересах общества и с уважением к личности — само служит совершенствованию отношений в обществе, влияет на «взаимные отношения людей друг к другу», если говорить словами Белинского, шлифует эти отношения. Вот почему нравственный конфликт — герой этой книги. Вернее, герои ее — те, кто разрешает его или пытается разрешить. Конфликты, коллизии, ситуации, в которые попадает человек, коллектив, подчас драматичны, заставляют страдать, испытывать муки совести, вызывают потрясения. Современная наука о морали полагает, что источник нравственности (а тем самым и моральных конфликтов, которые являются необходимыми элементами нравственной личности и общества) не в согласии интересов только и не в расхождении интересов исключительно, а в том, что общество едино и в то же время разделено, тождественно самому себе и в то же время заключает внутренние противоречия, развивается в единстве и борьбе противоположностей. Моральные конфликты останутся в любом будущем обществе, хотя, безусловно, изменится конкретное содержание сталкивающихся альтернатив.

Прежде чем вести разговор о том, что такое нравственный конфликт в соответствии с наукой о морали — этикой, каковы механизмы его действия, как к нему относиться и как его разрешить, приведем примеры, «высвечивающие» сущность этого явления.

К врачу-хирургу города Ростова однажды ночью обратился человек с пулевым ранением. Врач обязан оказать помощь. Но в то же время он слышал по радио и телевидению обращение к населению города, и особенно к медикам, с требованием немедленно сообщить о преступнике — члене банды убийц и грабителей, получившем пулевое ранение. Всем известно, что долг врача — оказывать больному всемерную помощь, действовать только в интересах больного, соблюдать врачебную тайну. Перед врачом выбор: сообщить милиции о ночном визитере — этого также требует от него положение присяги — выполнять гражданский долг, отстаивая государственные интересы. Или же под давлением угроз и шантажа бандитов оказать преступнику медицинскую помощь и промолчать. В человеке борются, сталкиваются в конфликте два противоположных мотива: профессиональный и гражданский долг.

На суде, состоявшемся после поимки банды, врач проходил в качестве соучастника бандитов и был справедливо осужден. Конфликт имел юридическое разрешение, но сущность его — нравственная. Нарушена моральная норма (выраженная в положении присяги советского врача), а привело это к пособничеству преступлению. Трусость, малодушие и корысть (бандиты обещали большую сумму за помощь) возобладали. Произошло грубое нарушение нравственной нормы нашего общества, давшее социально значимый, вредный для общества результат.

Вот еще один конфликт с иным разрешением. В одном из студенческих стройотрядов на Дальнем Востоке возникла ситуация: дирекция совхоза, где работал отряд, предложила ребятам сдать объекты досрочно да еще возвести небольшое сооружение. Ретивым деятелям желательно было с превышением и первыми в районе отчитаться за сделанную работу. Аргументы в пользу «соблазна»: строя «на живульку», студенты раньше назначенных сроков могли уехать, больше получить и продемонстрировать превышение объема выполненной работы. Приемку местные деятели брали на себя: «Совесть вас мучить не должна. Пусть нас она мучает». («А у вас ее и нет», — скажут впоследствии бойцы стройотряда.)

Предложение оказалось кое для кого заманчивым, мнения разделились, страсти закипели. Речь шла о деньгах, для каждого немалых, и более быстром возвращении домой. А цена — «всего лишь» ухудшение качества. Но это — нарушение устава СCO, где высокое качество строительства включено в моральные обязательства бойца. Командир колебался, инженер поддержал совхозных (ведь ответственность вся на них). Комиссар поставил вопрос ребром: «Согласимся — нарушим устав ССО, тогда мы шабашники и нет у нас морального права называться студенческим стройотрядом».

Отряд бурлил сутки. Победил моральный принцип, нравственный конфликт разрешился позитивно, в результате поднялся нравственный уровень всего коллектива.

Рядовая коллизия. Но это именно моральный конфликт, потому что прошел он через умы и сердца ребят. Пришлось взвешивать каждый из возникших перед ребятами путей, столкнулись противоречивые побуждения, мотивы, нравственные установки. Включился чисто моральный критерий: «что такое хорошо и что такое плохо». Надо было решать каждому не на словах, а на деле.

Вот это как раз и есть нравственный конфликт, когда между одной возможностью действия и другой, ей противоположной, выбирается в ходе столкновения исключающих друг друга стремлений, мотивов, побуждений, желаний единственное решение. Когда «работают» не только соображения «выиграю — проиграю», но и полноправные регуляторы нравственных оценок — плохо поступлю или хорошо, по совести или нет. На основе этих оценок, в соответствии с ними возникает требование к себе — действовать, как велит моральный долг, совесть. В стройотрядовском конфликте победа морального принципа произошла вовсе не автоматически. Она дала большой воспитательный результат, утвердила социалистическую норму, повысила уровень нравственных отношений всех бойцов.

В двух приведенных случаях нашли выражение особенности этого явления — нравственного конфликта. Это прежде всего связь его с нравственным выбором, и, значит, связь с противоречиями в сфере морали, когда сталкиваются и противоборствуют разнонаправленные стремления, мотивы, установки.

Эти простые примеры отражают также связь нравственного конфликта с нравственной нормой, с ее утверждением в жизни, с реальными жизненными обстоятельствами. Сама по себе конфликтная ситуация, например, производственная или административная, и сугубо нравственная — не одно и то же.

Именно эти стороны вопроса будут в центре нашего внимания: а) специфика нравственного конфликта в ряду явлений моральной регуляции; б) «работа», которую совершает нравственный конфликт по утверждению в жизнь социалистической нравственной нормы, нашего образа жизни.

Рассматривая эти проблемы, мы расскажем о формировании навыков при разрешении нравственных конфликтов и о роли таких навыков в решении задач коммунистического воспитания. Как формируются навыки, раскрывается в рассказе о каждой фазе конфликта,

На мой взгляд, конфликт это неотъемлемая часть социальной жизни. Без него невозможно продвижения вперед, он вносит вклад в отбор новаций, развитие и движение организации вперед. Именно поэтому эта тема весьма актуальна в настоящее время. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых члена и культурной общности.

Внутриличностный моральный конфликт . Для того, чтобы понять причины внутриличностного морального конфликта, необходимо рассмотреть внутренний мир отдельного человека. Если человек понимает, что все общество его поступки считает «неправильными», а по его моральным принципам они верны, наступает внутриличностный моральный конфликт.

Социальный моральный конфликт (межличностный и межгрупповой конфликт). Известно, что человек не может существовать, а, следовательно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убеждения не иначе как в обществе. Однако, между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует весьма сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов или привычек, обычаев. Не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного сознания, и, наоборот, в индивидуальном моральном сознании явно не может закрепляться весь сложный мир общественных ценностей. Моральный конфликт в коллективе может произойти, если руководство или один из членов коллектива использует принцип «цель оправдывает средства». Нравственные характеристики при этом не имеет никакого значения. В ход можно пустить все – ложь, предательство, обман, лесть, хитрость, лишь бы достичь желаемого результата.

Международный моральный конфликт . Международный моральный конфликт имеет место быть в современном обществе. Моральные позиции различных стран, а точнее различных культур, могут существенно отличаться друг от друга. Если этого не учитывать, то возникает Международный моральный конфликт. Здесь уместна поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Можно рассмотреть несколько типов разрешения из конфликтных ситуаций:

  • - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, переводит тему разговора в другое русло;
  • - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент;
  • - компромисс, открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения;
  • - принуждение, тактика навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора.

Суть морального конфликта заключается в том, что предпочтение одной нравственной нормы неизбежно ведет к нарушению другой. Речь в данном случае идет не о незнании тех или иных нравственных правил, не о нежелании их выполнять, а именно о необходимости разрешить столкновение моральных требований и установок.

Риск как средство преодоления конфликтов в ситуации морального выбора

В ситуации определение соотнесенности целей и средств мы имеем дело с последствиями от использования тех или иных средств и достижения той или иной цели. Это положение важно как в процессе выбора, так и при оценке результатов выбора. Разница заключается лишь в том, что в первом случае все возможные последствия являются предсказуемыми (допустимыми), во втором они имеются (действующие).

Таким образом, выбор средств достижения цели может быть признан правильным в случае соблюдения следующих условий:

Полное изучение условных последствий достижения цели и от использования каждого из средств, имеющихся в фонде;

Изучение возможностей прихода этих последствий, соотнесение условных последствий выбранных средств по результатам использования других средств или отказа от достижения цели.

Признание выбора правильным не означает, что в случае реального его осуществления всегда выходят предсказуемые результаты, что связано с наличием случайности, а также скрытыми от человека, который совершает выбор, объективными обстоятельствами, которые могут повлиять на конечный результат. В таком случае этот человек не подлежит ответственности, выбор поступка ею было сделано правильно, хотя в силу не зависящих от нее обстоятельств оказался неправильным.

Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Понятие конфликт существует как в науке, так и в обыденной жизни, наделяя понятие конфликт своим специфическим смыслом. Каждый из нас понимает, что такое конфликт, и даже более каждый уже сталкивался с конфликтными ситуациями...

Конфликт в организации

Исследования по-казали, что любой конфликт в организации может быть быстро раз-решен, если менеджеру известны соответствующие методы. Но при этом менеджер обязательно должен рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы...

Конфликтные ситуации и способы их преодоления

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин...

Межличностная неприязнь

Все люди разные. Это простое утверждение, которое редко подвергается сомнению и обычно принимается на веру в современной рабочей обстановке. Однако выявление и, что еще важнее, оценка индивидуальных различий приобрели значение только недавно...

Межличностные конфликты

Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов...

Межличностные конфликты

Исследования по-казали, что любой конфликт может быть быстро раз-решен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов...

Методы юридической конфликтологии

Исследования показали, что любой конфликт в организации может быть быстро разрешен, если менеджеру известны соответствующие методы. Но при этом менеджер обязательно должен рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы...

Моральные конфликты, их предупреждение и преодоление в деятельности сотрудников милиции

В ситуации определение соотнесенности целей и средств мы имеем дело с последствиями от использования тех или иных средств и достижения той или иной цели. Это положение важно как в процессе выбора, так и при оценке результатов выбора...

Нейро-лингвистическое программирование

Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…»...

Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

Моральный выбор личности - это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок-операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет - говорить о добродетели совершенно бессмысленно...

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

Мы уже писали о видах внутриличностных конфликтов, описанных в литературе, там же упомянули о причинах, их порождающих. Обычно это дисгармония между желаемым и действительным, между разными ценностями, мотивами, когнициям...

Особенности реализации ценностей в ситуации выбора у детей с разным уровнем психического развития

Существует следующая схема детерминации поведения - воздействие того или иного агента внешней среды определяется не только природой этого агента, но и совокупностью внешних условий и внутренних особенностей поведения человека ...

Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

В ходе педагогического общения в зависимости от поведения учителей и обучающихся могут возникать те иные ситуации...

формы и способы разрешения конфликтной ситуаци

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными...

Важным вопросом в освещении темы общения является проблема морального конфликта. Ведь нет такого общения, где бы не возникали разного рода противоречия, если бы не сталкивались противоположности и неодинаковости. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных тенденций в психике отдельного человека или в отношениях двух и более человек, а также различных групп, социальных объединений, обусловленное различиями во взглядах, позициях, интересах. Для разрешения конфликта необходимо иметь глубокие знания о природе, сущности, путей преодоления кризисных ситуаций, уметь применять на практике действенные способы поведения, соответствующие технологии действий. Конфликт, как узел проблем, которые требуют безотлагательного решения, по-сути, и является основой развития, путем решения которого развиваются и совершенствуются взаимоотношения, достигая высшего уровня.. Через конфликт с самим собой совершенствуется и сама личность.

В конфликтной ситуации обязательно сталкиваются разные позиции, отличные представления, ценностные ориентиры, а потому одна сторона не соглашается с предложением другой. Совокупность мотивов и целей субъективно осознаются каждой стороной и каждый оказывается перед дилеммой. В такой ситуации надо не столько выполнять чью требование, сколько решать совокупность накопленных проблем. Крайнее обострение противоречий делает неотложной задачи осуществления нравственного выбора при условии сложной борьбы мотивов.

Проблемы требуют решения, потому что если делать вид, что их не существует, то отношения еще больше напрягаются. Конфликты могут иметь: а) конструктивный и б) деструктивный содержание. Конфликты различают как внешние, когда возникают различные коммуникативные противоречия между людьми, так и внутренние, когда происходит глубокая внутренняя борьба на уровне индивидуальной морального сознания.

Моральный конфликт - это противоречивое столкновения моральных принципов в индивидуальной или же общественном сознании, когда человек должен выбрать то, что для нее не является приемлемым. Особенностью морального конфликта является то, что в определенной ситуации выбор некоего действия, опирающийся на определенную моральную норму ведет к нарушению иной нормы. Сложность заключается не в том, что человек может не знать соответствующих моральных норм, через что не может сделать правильный выбор и не в том, что она не желает выполнять определенное требование морали, а в столкновении этих противоречивых требований. Выбор собственно нужно сделать между равными для данного человека ценностями, которые являются для нее взаимоисключающими. Источником внутреннего конфликта является сложность, різнохарактерність собственных личностных мотивов, которые подчинены друг другу. Для морального конфликта свойственна борьба индивидуальных моральных ценностей, норм, предписаний, которые личность признает для себя бесспорными.

Внешний конфликт проявляется в форме острых нравственных противоречий между людьми. Для внешнего конфликта характерно отрицание правильности убеждений противоположной стороны, различия в ценностных ориентациях. Участники конфликта обречены на моральные убытки, ибо каждый понесет определенные потери, должен уступить нечто очень для себя ценным. Каждая сторона хочет, чтобы было признано правильным именно его позицию, а это препятствует достижению компромисса. Можно сказать, что „золотым правилом” разрешение конфликта является избрание „из двух зол меньшего”. Меньшее зло отнюдь не становится добром, но оно предусматривает компромисс в том случае, когда гармонии в данной ситуации достичь невозможно.

В конфликтной ситуации происходит тяжелая внутренняя борьба, когда анализируются все обстоятельства с тем, чтобы понять и предсказать возможные последствия данного выбора. В иерархии ценностей существуют ценности „высшие” и „низшие”, а поэтому в процессе выбора человек может уступить „низшими” ради соблюдения „высших”. Что касается средств разрешения конфликтов, то в практической этике существует учение о иерархию моральных ценностей, систему предпочтений, когда лицо весит значение тех или иных ценностей и выбирает то, что является более весомым. Общепринятой является практика предоставления преимущества общих интересов над личными, когда человек подчиняет собственные интересы общественным. Но это не может быть аксиомой, потому что индивидуальная и общественная мораль могут находиться в антагоністичному противостоянии. Ведь не каждое общество направлено на удовлетворение интересов лица, поэтому возможность правильного выбора детерминируется наличием встречного движения от человека к обществу и общества к человеку. Готовность лица пожертвовать собственными интересами ради общественных является более оправданной, что подтверждается таким лозунгом: „Тот, кто лучше служит обществу, получает большее вознаграждение”.

В конфликтологии современной науке о конфликты прорабатывается теории этики последствий, построенных на необходимости оценки нравственного поступка с точки зрения его потенциальных последствий. Эти теории ученые сводят к двум основным типам. Одни считают, что поступок, А будет значительно лучше поступка, если он направлен на достижение высших целей. А другие утверждают, что поступок, А можно считать лучшим, чем поступок, если его последствия являются более благотворными. Ведь сомнения относительно избрания подхода относительно определения степени нравственности по поводу тех или иных действий возникают у людей постоянно. Даже, если говорить о последствиях, то не всегда можно быть уверенным, какие именно из них являются действительно лучшими. В свою очередь, понятие „лучше” и „благотворно” не являются однозначными, их не просто взвесить и соотнести. Это связано со сложностью определения критерия оценки поступков. В конфликтной ситуации правильность выбора подтверждается тем, что при самых лучших намерениях был получен и лучший результат. Лицо, выбирая наиболее приемлемое для себя решение, все равно несет моральные убытки, потому что гармония исключена. Сделав выбор в пользу одной стоимости, человек всегда будет сожалеть по тем ценным, которое было потеряно.

Конфликты в деловой сфере возникают вследствие антагонистического противостояния интересов, конкурирующих позиций, когда необходимо сделать выбор между противоположными предложениями в пользу одной из них. Когда стороны не находят компромисс, то прибегают к конфронтации и разрыва отношений. Технология разрешения конфликтов опирается на умение адекватно оценить позиции, найти правильные аргументы чтобы пригасить свойственную для конфликтов эмоциональную возбудимость оппонентов - противников в споре. За будь-яких обставин участникам конфликта необходимо понять сущность конфликта, стадии, которой он достиг, идентифицировать позиции сторон. Для урегулирования кризисной ситуации незаменимыми являются приемы контроля над собственными эмоциями и умение сконцентрировать усилия ради возможности слушать других. При слишком экспрессивном общении целесообразно использовать методы не рефлексивного слушания - умение молчать, не вмешиваясь в монолог собеседника, который смог бы преодолеть волнение и четче сформулировать мысли. В ответ нужно лучше аргументировать собственную позицию и если оппонент ошибается, то не стоит с ним соглашаться, а продолжать отстаивать свою позицию, подкрепляя ее соответствующими аргументами.

Конфликтные ситуации могут быть объективными, которые возникают по поводу конкретного объекта, которого хотят, хотят ли владеть обе стороны, а также субъективные, вызванные разногласиями во взглядах на то, что не является реальным барьером для конфликтующих. Последние в основном возникают в результате психологической несовместимости людей, их нежелание понимать другого. Возможны еще и беспредметные конфликтные ситуации, возникающие через какие мнимые разногласия во взглядах или разное видение и понимание одного и того же фактора или явления.

Теория конфликтов разрабатывает средства эффективного преодоления конфликтных ситуаций при различных обстоятельствах и на разных стадиях развития конфликта. Достичь перемирия, пригасить противостояние еще не означает завершения конфликта, который при новых обстоятельствах может вспыхнуть с новой силой. Завершающей стадией решения конфликта является устранение его истинных причин, решения всей совокупности противоречий. Коммуникативная этика считает важнейшим средством починку различных конфликтных ситуаций компромисс. Суть компромисса заключается в способности принять позицию противоположной стороны до определенного предела. Компромисс является решающим средством решения различных жизненных и деловых ситуаций. Способность к компромиссу высоко ценится в деловой сфере. Стратегически возможны три варианта путей преодоления конфликта: а) мягкий; б) жесткий, в) принципиальный. Мягкий предполагает уступки одной стороны, которая признает правильной противоположную позицию и готов ее принять. Жесткий - это когда одна сторона настаивает, но и вторая - не кажется. В этой ситуации отношения между оппонентами приобретают кризисного характера, а потому возможны конструктивный и деструктивный выхода из конфликтной ситуации. При деструктивном характере развития конфликта возможно открытое противостояние, которое может набрать насильственных форм. Разрешиться ситуация может быстро, если силы одной стороны иссякнут, а набрать затяжного характера. При этих обстоятельствах перемирие может и не наступить. Принципиальный способ решения конфликта предусматривает и не слабость, а не силу (твердость), а объединяет одно и второе через достижение компромисса.

Участники конфликта путем компромисса достигают консенсуса - согласия, то есть такой позиции, на которую путем уступок пристают обе стороны. Идя на компромисс нельзя избежать морального ущерба. Различают добровольный и вынужденный компромисс. Мудрость решение держится на строгом расчете относительно возможных потерь, а поэтому эмоции и моральные потери должны отойти на второй план. Компромисс здесь нельзя сводить к соглашательства, или поражение, потому что компромисс скорее является проявлением силы и мудрости во имя большей выгоды. Компромисс для конфликтующих сторон исключает максимализм - „все или ничего”, потому что „худой мир все же лучше, чем война”. В деловых конфликтах эмоциональные страсти уступают перед рационально взвешенными интересами. Конкурирующая сторона всегда стремится уничтожить другую, что иногда сопровождается агрессией и преступлением. Это является аморальным, но, к сожалению, реальным и обычным для нынешнего времени явлением. В свободном цивилизованном обществе оппонент является соперником, а не врагом. Отношения между конфликтующими должны регулироваться согласно цивилизованных правил, а не методами „дикой” войны. В деловой сфере конфликты - это не зло, а способ выяснения отношений, сопоставление различных точек зрения, поиск альтернативных методов разрешения дел. Поэтому они не только возможны, но и необходимы в процессе между человеческого общения.. Разные варианты видения, больше предложений будет способствовать эффективности отношений, расширять горизонты видения, улучшать в целом перспективу сотрудничества. Правильное понимание природы конфликта предусматривает признание каждой личностью разногласий во взглядах и готовность ознакомиться с различными подходами, другими точками зрения. А это и является основой эффективного и морального общения.

Культура общения представляет собой составную часть культуры личности, где находят внешнее воплощение ее нравственные и эстетические качества. Культурный человек в процессе общения использует правила и нормы этикета, которые предоставляют ее отношениям целесообразности и красоты. Знания служебного этикета будет способствовать профессиональному и карьерному росту, налаживанию прочных служебных отношений. Нравственная культура личности - это не только красивые манеры, удачный визуальный образ, который заметен для всех. Но внешняя культура общения подобная до вершины айсберга, которая является заметной (визуальный образ создают манеры, жесты, осанка, походка, одежда, прическа, выражение лица, мимика, улыбка, взгляд), потому что основную часть, действительно гигантскую, творит внутренний духовный мир человека, его образованность, интеллигентность, умение говорить и слушать, держаться, относиться к другим, ее запросы и способность к познанию и совершенствованию. Внутренняя духовность и определяет общую культуру обращения лица с себе подобными, нравственность ее практических поступков в жизни, учебе, трудовой деятельности.

5.3. Нравственные конфликты и способы их разрешения

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.

К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.

Если названный выше случай оказывается недейственным, педагогу желательно разъединить конфликтующие стороны, направить в разные классы, группы, подразделения.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2. Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3. Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4. Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5. Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

6. Метод «обмена позиций». Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны, обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении.

7. Метод «расширения духовного горизонта» спорящих. Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.

Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) профессионально анализирует слова, суждения конфликтующих (в их присутствии), обнажая эгоизм, все примитивное, непринципиальное, что вызывает вражду.

Перед ссорящимися намечаются моральные ценности более высокого уровня, а также цели, в стремлении к которым ссорящиеся, возможно, едины, а не враждебны. Акцентируя внимание на высоких моральных ценностях, педагог (психолог) помогает враждующим оставить мелочные личные счеты и духовно переориентироваться.

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Сложность разрешения конфликтов и устранения конфликтогенных ситуаций заключается в том, что лицу, разрешающему конфликт, необходимо совершить правильный моральный выбор. Правильный выбор возможен в том случае, если личность обладает истинными нравственными знаниями и убеждениями, сильной волей, способностью поддерживать нравственные отношения и следовать нравственной норме в любых обстоятельствах. Нравственные отношения и нравственная норма являются своеобразным моральным регулятором в конфликтогенной ситуации.

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Моральное требование – это в значительной мере конкретизированное предписание. Оно адресуется преподавателю в форме указания о необходимости следовать принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом. Моральные требования, в свою очередь, определяют характер моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Нормы педагогической морали представляют собой конкретное указание о характере и форме поступков преподавателя в отношении к другим преподавателям, обучаемым. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий людей.

Философ Л.М. Архангельский обратил внимание на специфические функции нормы: «Нравственная норма является своеобразной „клеточкой“ морали, тем „фокусом“, через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми». Он указывает на то, что норма как бы синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали. Поэтому рассматривать ее необходимо не только в рамках нравственного сознания, но и в рамках нравственной деятельности и нравственных отношений.

Нравственные отношения, так же как политические, экономические, правовые и другие, входят в структуру общественных отношений. Они представляют собой такую совокупность социальных связей и зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы, на гармонизацию условий человеческого общежития, на достижение нравственного прогресса.

Выделение нравственных отношений в структуре общественных закономерно, так как они имеют особые функции социальной координации, субординации и регулирования. Каждому из видов общественных отношений свойственны специфические признаки, характеристики и критерии.

Основным критерием различения видов общественных отношений является сфера социальной деятельности и характер социальных зависимостей. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами.

Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, правилами и предписаниями, получившими общественное признание и усваиваемыми личностью в ходе ее социализации.

Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно оценочный характер, т. е. в них все основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования, контроля.

Все виды нравственных отношений оцениваются с точки зрения того, придерживаются или не придерживаются взаимодействующие стороны в своем поведении и деятельности моральных принципов, норм, требований, традиций, предписаний.

Нравственные отношения в любой сфере имеют сложную структуру. В профессиональной педагогической деятельности ее можно рассматривать исходя из следующих оснований: субъектно-объектного, качественного, а также в зависимости от видов и сфер взаимодействия, связей и социальных контактов учителя.

Субъектно-объектные отношения возникают между преподавателем и лицами, с которыми он общается, выполняя свой профессиональный долг, а также с представителями учреждений, предписывающими ему определенные обязанности.

Качественные характеристики нравственных отношений позволяют установить степень взаимного уважения, доверия, требовательности, солидарности и творческой инициативы, взаимной заботы, признания чести и достоинства у всех участников педагогического процесса.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у преподавателя с теми людьми и представителями учреждений, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.

Нравственные отношения являются своеобразным объединяющим элементом. По утверждению исследователей педагогической этики, в них отражается уровень развития нравственного сознания, степень зрелости нравственной деятельности, реализация нравственных потребностей и моральных установок, единство слова и дела – все то, что характеризует активную жизненную позицию педагога.

Регулятивную функцию в межличностных отношениях в конфликтогенной ситуации выполняет общественное мнение. Оно обычно выступает своеобразным неофициальным законом – императивом. Постоянство воздействия и зрелость общественного мнения определяется степенью развития нравственного сознания личности, зрелостью нравственных отношений в коллективе.

Нравственные отношения, в свою очередь, контролируются и поддерживаются общественным мнением. Поэтому общественное мнение кроме регулятивной выполняет и контролирующую функцию в конфликтной ситуации. Общественное мнение во многом предопределяет линию поведения конфликтующих, в значительной степени влияет на выбор действий, поступков.

Известно, конфликты обычно разрешаются благодаря моральной поддержке той стороны, которая находится на позициях, соответствующих нравственной норме. При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений.

Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.

Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов. Но в противовес подобным личностям выступают другие – безупречно следующие нравственному идеалу. Любую жизненную ситуацию они оценивают также через призму нравственного идеала.

Нравственный идеал личности является результатом развития морали как формы общественного сознания. Нравственный идеал есть совокупность нравственных ценностей, соотнесенных с потребностями развития общества и с качествами личности. В нравственном идеале воплощается единство ведущих интересов личности и общества, он концентрированно выражает социальные функции нравственности.

Действенность нравственного идеала в конфликтной ситуации проявляется в том, что личность не останавливается на констатации происшедшего, а предпринимает определенные меры для того, чтобы в данных обстоятельствах изменить некоторые явления от существующих до должных (в соответствии «должного» с принципами морали, нормами). В интеллектуальный, эмоциональный, волевой аспекты такого действия подключается и мировоззрение, и нравственность личности.

Основная функция нравственного идеала личности – быть образцом в деятельности, мышлении, поведении. Поэтому нравственный идеал благодаря своей ценностной природе и функциям может стать средством воспитания ориентации школьников на высшие общественные образцы в индивидуальной деятельности, в поведении.

Нравственный идеал формируется путем воспитания общественно ценных нравственных качеств, осознания принципиального сходства нравственных качеств человека и его отношения к делу. Стремление к достижению идеала помогает личности осуществлять свою жизнедеятельность на основе ценностей общества. Эта способность идеала делает его важным средством в воспитании и самовоспитании личности.

Моральный идеал формируется в нравственном сознании личности как понимание должного, в котором объединяется идея о всеобщей моральной норме с такими моральными качествами, которые соответствовали бы этой норме.

Лишь те личности, которые своими конкретными практическими действиями и поступками сближают действительность с нравственным идеалом, способны облагораживать микросреду и разумно разрешать конфликтогенные ситуации.

Формула их поведения: оценка ситуации – решение – действие. В данном случае имеется в виду действие, по своей значимости равноценное поступку. Психологи различают понятия «действие» и «поступок».

Поступок – возвеличение, подтверждение или низвержение ценностей, переосмысление жизненно значимого. Поступок – категория нравственно-ценностного содержания. Он представляет собой совокупность нравственных отношений, которые выражают его сущность.

Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного имеет две стороны: 1) объективную – возможность выбрать; 2) субъективную – активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.

Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора, решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в разрешении моральных конфликтов.

Ответственность как сложное структурное образование включает:

а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта;

б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами;

в) предвидение последствий поступков;

г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;

д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;

е) самоотчет и самооценку;

ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.

Мудрость морального выбора в конфликтной ситуации зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность выбора и способность личности выбирать как необходимое условие свободы морального выбора.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.

Внешняя и внутренняя обусловленность выбора в конфликтной ситуации, вытекающая в различных обстоятельствах в различные варианты решений, всегда отражает ценностную ориентацию личности, диапазон нравственного и безнравственного, линию поведения.

Во-вторых, таковым фактором выступает мера ответственности. Этики утверждают, что мера ответственности личности возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора. Возможность и способность выбора определяют меру ответственности. Личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора и отвечает лишь за то, что она объективно, в соответствии с обстоятельствами, могла и субъективно, в соответствии с нравственной необходимостью, должна была выбрать и реализовать в поступке.

В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.

В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации. В чем же сущность природы морального выбора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к структуре поступка.

Основанием поступка выступает мотив – внутреннее, осознанное субъективно-личностное побуждение к поступку. Мотив может выступать целью моральной деятельности. Он может быть обусловлен чувством долга, гражданственности, чувством чести, человеческого достоинства (защитить достоинство другого человека или равнодушно промолчать – личность решает самостоятельно). Но осознанность моральной мотивации может быть не во всех случаях.

Существует мнение психологов, этиков о том, что мотив может выступать и в форме автоматического побуждения, закрепленного в привычке, аккумулирующей нравственный опыт личности по разрешению проблемных ситуаций. В конфликтных ситуациях личность отдает предпочтение основным, главенствующим мотивам, ведущим за собой все остальные побуждения.

Нравственное содержание мотива взаимосвязано с мерой ответственности личности за выбор в ситуации морального конфликта. Моральный выбор целесообразен в том случае, когда имеется соответствие мотива и результата, т. е. последствий мотивированного действия.

Мотив, цель, средства, действия, последствия дают нам представление о конкретном поступке, а серия поступков дает нам представление о нравственной деятельности личности, ее активной или пассивной позиции.

Способность преобразовывать обстоятельства во имя нравственных целей, умение принимать решение и выбирать средства в соответствии с нравственной необходимостью свидетельствуют о том, что личность в многообразии ситуаций способна сознательно определить линию поведения, соотнеся моральный выбор с жизненными обстоятельствами, продемонстрировав при этом гуманность, принципиальность, противодействие аморальному.


| |

Читайте также: