Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
"Орский медицинский колледж"
Методическая разработка по дисциплине
ОДБ.06 Математика
Тема:
СОСТАВИТЕЛЬ РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
Преподаватель математики: общегуманитарных,
И.В.Аброськина математических и
естественнонаучных дисциплин
Протокол №____
от_____________2016г.
Председатель ЦМК:
Т.В.Губская
Орск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед педагогами новые задачи.
развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;
развитие у обучающихся способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;
индивидуальный подход к студентам;
развитие коммуникативных навыков у студенетов;
ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение обучающихся в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
В рамках данного подхода и разработана тема " Тригонометрические функции, их свойства и графики".
Методическая разработка основана на Рабочей программе (ФГОС, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика), по которой на изучении темы "Тригонометрические функции, их свойства и графики" отводится 2 часа практического занятия. В рамках темы рассматриваются основные свойства тригонометрических функций и их графики, связь данных функций с медициной и другими областями знаний, подчеркивается важность данной темы.
В ходе освоения темы "Тригонометрические функции, их свойства и графики" студенты осознают роль математики и тригонометрии в медицине, а именно по расшифровке кардиограммы сердца, учатся высчитывать ЧСС (частоту сердечных сокращений), распознавать синусовый ритм (нормальный, тахикардия, брадикардия).
При изучении данной темы прослеживается связь с медициной, биологией, анатомией, что безусловно вызывает мотивацию у студентов к изучению данной темы, и позволяет в дальнейшем углубить знания по предмета.
В процессе изучения темы "Тригонометрические функции, их свойства и графики" студенты смогут в реальной жизни и в совей профессиональной деятельности определять по кардиограмме сердца ЧСС и делать заключение о характере синусового ритма.
Тема: Тригонометрические функции, их свойства и графики
Обучающие:Знать все свойства тригонометрических функций, уметь строить графики тригонометрических функций. Уметь делать заключение по кардиограмме сердца о синусоидном ритме и ЧСС.
Развивающие:
y от x
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, дисциплинированность.
продолжить воспитание активности, взаимопомощи, творческого отношения к делу.
Средства обучения, оборудование
План-конспект,компьютер, проектор, презентация.
Вид учебного занятия
Теоретическо-практическое
Применяемые технологии
Системно-деятельностный подход, информационные технологии, технология проблемного обучения.
Структура занятия
Этап 1.
Организационный момент / 1-2 минуты
Деятельность обучающихся
Подготовка к занятию
Деятельность преподавателя
Проверка присутствующих, настрой на урок
Этап 2.
Мотивационный момент / 2 минуты
Деятельность обучающихся
Формулирование цели урока
Деятельность преподавателя
1.Формулирует тему урока
2. Подводит учащихся к формулировке цели урока
3. Вызывает интерес к изучаемому материалу различными методами 4. Создает мотивацию
Этап 3.
Фронтальный опрос / до 8 минут
Деятельность обучающихся
Отвечают на вопросы
Деятельность преподавателя
Этап 4.
Изучение нового материала /50 минут
Деятельность обучающихся
1. Работа с конспектом, запись в тетрадь основных моментов, указанных преподавателем
2. Самостоятельное описание свойств тригонометрических функций по графику
3. Тригонометрия в жизни человека; Связь тригонометрии с медициной, исследовательская работа (презентации) - 2 группы студентов
Деятельность преподавателя
Объяснение нового материала:
1. Постановка проблемного вопроса:
Каково значение тригонометрии для медицины?
2. Функция вида (определение, график)
3. Функция вида (определение, график
4. Показ видео "ЭКГ под силу каждому"
Этап 5.
Этап закрепления и обобщения знаний / 20 минут
Деятельность обучающихся
1. Работа в группах. Создание "консилиума" медиков и постановка заключения по кардиограмме сердца о синусоидном ритме и частоте сердечных сокращений (ЧСС)
2. подведение итогов, запись выводов в тетрадь
Деятельность преподавателя
1.Помощь в формулировке выводов
2.Контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
Этап 6.
Рефлексия /6 минут
Деятельность обучающихся
.
2.Работают с конспектами
Пометки на полях:
«+» - знал
«!» - новый материал (узнал)
«?» - хочу узать
Деятельность преподавателя
Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний .
Этап 7.
Домашнее задание / 2 минуты
Содержание домашнего задания
Без знания математики нельзя понять ни основ
современной техники, ни того как ученые изучают
природные и социальные явления.
А.Н. Колмагоров
Урок по теме : Тригонометрические функции, их свойства и графики.
Организационная информация
Тема урока: Тригонометрические функции, их свойства и графики
Предмет: Математика
Преподаватель: Аброськина Ирина Владимировна
Образовательное учреждение: ГАПОУ "Орский медицинский колледж"
Методическая база:
1. Луканкин А.Г. - Математика: учеб. для учащихся сред. проф. образования/ А.Г. Луканкин. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 320 с.
2. Мордкович А.Г. - Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2012. - 336 с.
3. Учеба. ru
4. Math . ru «библиотека»
5. История математики с Древнейших времен до начала XIX столетия в 3-х томах// под ред. А. П. Юшкевича. Москва, 1970г. – том 1-3 Э. Т. Бэлл Творцы математики.
6. Предшественники современной математики// под ред. С. Н. Ниро. Москва,1983г. А. Н. Тихонов, Д. П. Костомаров.
7. Рассказы о прикладной математике//Москва, 1979г. А. В. Волошинов. Математика и искусство// Москва, 1992г. Газета Математика. Приложение к газете от 1.09.98г.
Тип урока: комбинированный
Длительность: 2 учебных часа
Цель урока: Изучение тригонометрических функций, их свойств и графиков.
Определение роли тригонометрии для медицины.
Задачи урока:
Обучающие : Знать все свойства тригонометрических функций, уметь строить графики тригонометрических функций. Уметь делать заключение по кардиограмме сердца о синусоидном ритме и ЧСС.
Развивающие: Продолжить формирование умений и навыков по построению графиков, применяя зависимость y от x . Показать значимость тригонометрии для медицины.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, целеустремленность, дисциплинированность. П родолжить воспитание активности, взаимопомощи, творческого отношения к делу.
Используемые технологии: системно- деятельностный подход, развивающее обучение, групповая технология, элементы исследовательской деятельности, ИКТ.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, презентации студентов, видео "ЭКГ под силу каждому"
План урока:
1. Организационный момент - 1-2 мин.
2. Мотивационный момент - 2 мин.
3. Фронтальный опрос - 8 мин.
4. Изучение нового материала - 50 мин.
5. Закрепление и обобщение знаний - 20 мин
6. Рефлексия - 6 мин.
7. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка присутствующих, настрой на урок.
2. Мотивационный момент
Сообщение темы урока
Подведение студентов к самостоятельному формулированию цели урока
Подчеркивание важности данной темы, для медицины и окружающего мира.
3. Фронтальный опрос
Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач)
Ответы студентов на вопросы преподавателя ( На этом этапе происходит актуализация знаний учащихся, необходимых для дальнейшей работы на уроке):
1. Что такое тригонометрические функции числового аргумента?
2. Каково значение тригонометрических функций в первой четверти(таблица значений)?
3. Какие функции являются четными, а какие нечетными?
4. Какова симметрия графиков четных и нечетных функций?
5. Какие из тригонометрических функций являются четными (нечетными)?
4. Изучение нового материала
1) Начать изучение темы мне хотелось бы со слов великого математика Николая Ивановича Лобачевского:" Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира"
2) Поставим вопрос: Каково значение тригонометрии для медицины?
Надеюсь, после изучения нашей темы, каждый из вас сможет ответить на поставленный вопрос.
3) Итак, начнем изучение тригонометрических функций, рассмотрим их основные свойства и построим их графиики.
Тригонометрические функции
Основными тригонометрическими функциями являются функции y=sin(x), y=cos(x), y=tg(x), y=ctg(x). Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Y = sin(x)
График функции y=sin(x).
Основные свойства:
3. Функция нечетная.
Y = cos(x)
График функции y=cos(x).
Основные свойства:
1. Область определения вся числовая ось.
2. Функция ограниченная. Множество значений – отрезок [-1;1].
3. Функция четная.
4.Функция периодическая с наименьшим положительным периодом равным 2*π.
Y = tg(x)
График функции y=tg(x).
Основные свойства:
1. Область определения вся числовая ось, за исключением точек вида x=π/2 +π*k, где k – целое.
3. Функция нечетная.
Y = ctg(x)
График функции y=ctg(x).
Основные свойства:
1. Область определения вся числовая ось, за исключением точек вида x=π*k, где k – целое.
2. Функция неограниченная. Множество значение вся числовая прямая.
3. Функция нечетная.
4.Функция периодическая с наименьшим положительным периодом равным π.
4) Зачем человеку нужно в жизни знание свойств функций и умение читать графики? Любые периодически повторяющиеся движения называются КОЛЕБАНИЯМИ
Практика изучения колебаний показала полезную и вредную роль.
Каждому специалисту необходимо владеть теорией колебательных процессов.
Теория колебаний- это область науки, связанная с математикой, физикой и медициной. Гармонические колебания
Механические колебания
Вибрация. Вредные воздействия вибрации
Ультразвук
Инфразвук звук
Электромагнитные колебания (применяются для радио, телевидения,
связи с космическими объектами)
Вывод :
Колебания происходят по законам синусов и косинусов
Свойства тригонометрических функций показывают какие параметры могут изменяться
Результаты измерений и расчёты показывают как избежать вредных воздействий колебаний и как их применять
5) Остановимся подробнее, на теории колебаний в медицине. Где вы встречаетесь с колебаниями в своем организме - СЕРДЦЕ. Как называют кардиограмму сердца - СИНУСОИДА. Следовательно, сердце работает по тригонометрическим законам, и нам просто необходимо их знать и понимать.
Также тригонометрические законы встречаются и в окружающем нас мире:
В природе (биология)
В архитектуре (здания, сооружения)
В музыке (гармоничные мелодии)
и в других областях.
Сейчас вашему вниманию, группа студентов представит вам свои исследовательские работы на данную тему. Представление презентаций студентами на темы:
- "Связь тригонометрической функции и медицины"
- "Тригонометрия в медицине"
- "Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека"
6) Просмотр учебного видеофильма "ЭКГ под силу каждому"
7) Знакомство студентов с ЭКГ здорового человека, и с нарушением ритма.
8) Формула подсчета ЧСС (частоты сердечных сокращений)
5. Закрепление и обобщение знаний
1. Разбить студентов на 2 группы.
2. Работа в группах. Создание "консилиума" медиков и постановка заключения по кардиограмме сердца о синусовом ритме и частоте сердечных сокращений (ЧСС)
3. Озвучивание своих заключений (по одному представителю от группы)
4. Основные выводы, коррекция преподавателем основных выводов.
6. Рефлексия
1. Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка .
2. Работа с конспектами
Пометки на полях:
«+» - знал
«!» - новый материал (узнал)
«?» - хочу узнать
3. Оценка знаний.
7. Домашнее задание
1. Математика, Башмаков М.И.,2012 - Стр.107/Стр.165
2. Подготовить (по желанию) сообщение: «Тригонометрия в медицине и биологии»
Приложение к уроку
Презентации студентов
(исследовательских групп)
Уроки 25-26. Функции у = tg x, у = ctg x, их свойства и графики
09.07.2015 7626 0Цель: рассмотреть графики и свойства функций у = tg х, у = ctg х.
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант I
2. Постройте график функции:
Вариант 2
1. Как построить график функции:
2. Постройте график функции:
III. Изучение нового материала
Рассмотрим две оставшиеся тригонометрические функции - тангенс и котангенс.
1. Функция у = tg x
Остановимся на графиках функций тангенса и котангенса. Сначала обсудим построение графика функции у = tg х на промежутке Такое построение аналогично построению графика функции у = sin х, описанному ранее. При этом значение функции тангенса в точке находится с помощью линии тангенсов (см. рисунок).
Учитывая периодичность функции тангенса, получаем ее график на всей области определения параллельными переносами вдоль оси абсцисс (вправо и влево) уже построенного графика на π, 2π и т. д. График функции тангенса называют тангенсоидой.
Приведем основные свойства функции у = tg х:
1. Область определения - множество всех действительных чисел, за исключением чисел вида
y (x
3. Функция возрастает на промежутках вида где к ∈ Z .
4. Функция не ограничена.
6. Функция непрерывная.
8. Функция периодическая с наименьшим положительным периодом Т = π, т. е. у(х + п k ) = у(х).
9. График функции имеет вертикальные асимптоты
Пример 1
Установим четность или нечетность функции:
Легко проверить, что для функций а, б область определения - симметричное множество. Исследуем эти функции на четность или нечетность. Для этого найдем у(-х) и сравним значения у(х) и y (- x ).
а) Получим: Так как выполнено равенство y (- x ) = у(х), то функция у(х) по определению четная.
б) Имеем:
Так как выполнено равенство y (- x ) = -у(х), то функция у(х) по определению нечетная.
в) Область определения данной функции - несимметричное множество. Например, функция определена в точке х = π/4 и не определена в симметричной точке х = -π/4. Поэтому данная функция определенной четности не имеет.
Пример 2
Найдем основной период функции
Данная функция у(х) представляет собой алгебраическую сумму трех тригонометрических функций, периоды которых равны: T 1 = 2π, Запишем эти числа в виде дробей с одинаковыми знаменателями Наименьшее общее кратное коэффициентов НОК (6; 2; 3). Поэтому основной период данной функции
Пример 3
Построим график функции
Учтем правила преобразования графиков функции. В соответствии с ними график функции получается смещением графика функции у = tg х на π/4 единиц вправо вдоль оси абсцисс и его растяжением в 2 раза вдоль оси ординат.
Пример 4
Построим график функции
Используя определение и свойства модуля, в аргументе функции раскроем знаки модуля, рассмотрев три случая. Если х < 0, то имеем: При 0 ≤ x ≤ π /4 имеем: Для х > π /4 имеем: Далее остается построить три части данного графика. При х < 0 строим прямую у = -1. Для 0 ≤ x ≤ π /4 строим тангенсоиду Этот график получается смещением графика функции у = tg х на π/8 вправо вдоль оси абсцисс и сжатием в два раза вдоль этой оси. При х > π /4 строим прямую у = 1.
2. Функция у = ctg x
Аналогично графику функции у = tg х или с помощью формулы приведения строится график функции у = ctg x .
Перечислим основные свойства функции у = ctg x :
1. Область определения - множество всех действительных чисел, за исключением чисел вида х = п k , к ∈ Z .
2. Функция нечетная (т. е. у(-х) = - y (x )), и ее график симметричен относительно начала координат.
3. Функция убывает на промежутках вида (п k ; п + п k ), к ∈ Z .
4. Функция не ограничена.
5. Функция не имеет наименьшего и наибольшего значений.
6. Функция непрерывная.
7. Область значений Е(у) = (-∞; +∞).
8. Функция периодическая с наименьшим положительным периодом Т = п, т. е. у(х + п k ) = у(x ).
9. График функции имеет вертикальные асимптоты х = п k .
Пример 5
Найдем область определения и область значений функции
Очевидно, что область определения функции y (x ) совпадает с областью определения функции z = ctg х, т. е. область определения - множество всех действительных чисел, кроме чисел вида х = nk , k ∈ Z .
Функция
y
(х) сложная. Поэтому запишем ее в виде
Координаты вершины параболы
y
(z
):
zB
= 1 и
y
в
= 2 - 4 + 5 = 3. Тогда область значений данной функции Е(у) = }