Психологическая зрелость - миф или реальность? Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться Личностная зрелость миф или реальность

Для чего это нужно знать? Чтобы лучше понять себя, свою природу и жить исходя из задач соответствующих вашему уровню зрелости.

Узнайте себя ↓

Прочитайте стадии зрелости личности и оцените, на какой находитесь вы. Буду рад, если отпишитесь в комментариях, на какой вы стадии находитесь.

1-ая стадия: Инфантильная личность

(возрастная аналогия — младенец)

Мировоззрение: «есть Я и не я».

«Я есть то, чем я являюсь в данный момент. При этом связи между мной и внешним миром нет. Мир сам по себе, я сам по себе. Жить надо для себя.»

Плюсы:

  • легкость и спонтанность в поведении — отвержение по причине безответственности
  • непривязанность к людям и обстоятельствам — неустроенность в социуме
  • устойчивость психики к ударам судьбы — беспорядочная личная жизнь

Минусы:

  • Самооценка напрямую зависит от эмоционального состояния, т.е. если ошибся, то весь плохой.
  • Одинок, ищет себя через выбор кумира.
  • Самоосознание марионеточно-диктаторское, с резкими переходами.
  • Понятие духовности отсутствует.
  • Живет потребностями.
  • Чувства времени нет, поэтому с трудом воспринимает прошлое и будущее. Ясных планов на жизнь нет.

Позиция в социуме:

  • В работе характерна неразборчивость и частые смены, поскольку на этом этапе на длительную целенаправленную программу не способен.
  • В современном социуме это практически низший слой занятости.
  • Как правило, случайно устроены на простую, рутинную работу, не требующую постоянного контроля.

В поведении:

  • Хаос инстинктов, импульсов и увлечений.
  • Основной лозунг во всем — «Мне первому!».
  • Неспособность проанализировать последствия своих действий и считаться с состоянием окружающих приводит к частым конфликтам.
  • При этом чувство стыда испытывает редко.
  • В оправдание можно услышать фразы типа: «А что я должен был делать?», «Ну, что было — то было», «А…, все так делают».
  • В споре легко выворачивает информацию по-своему.
  • Имеет тенденцию к нападению и уничтожению всего, что не понимает.
  • Руководствуется законом самосохранения.
  • Может легко «выскользнуть» из ситуации за счет нестандартного выбора.
  • Комплексы, как осознанное недовольство своим поведением, отсутствуют.
  • Иногда может выглядеть простым и абсолютно свободным.
  • Привлекает непосредственностью, парадоксальностью и легкостью поведения.
  • В компании может играть роль шута или чудика.
  • При-попытке участия в его судьбе «садится на шею».
  • Правильное общение с такими людьми — как с детьми, ориентация на конкретные проявления, поступки.

Отношения:

  • Чувств не понимает, выделяет настроение, поэтому в отношениях характерен эмоциональный хаос.
  • Личные связи спонтанные, случайные: создаются легко, разрываются без последствий.
  • Отношение к знакомым содержит крайности — от обожания до ненависти. Это же проявляется по отношению к нему.
  • В общении — неделикатная непосредственность, циничная откровенность и злорадство.
  • Характерна так называемая «прозрачная скрытность».
  • Не способен на тонкость.
  • Свойственны резкие, категоричные оценки.
  • Ласки грубые.
  • В связи с отсутствием чувствительности может мучить окружающих.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица бессмысленное.
  • Взгляд испуганный, словно «стеклянный».
  • Речь содержит отрывистые, не связанные между собой слова и несоразмерные паузы.
  • Неправильно строит предложения.
  • Часто не держит тему разговора.
  • Вкусовые предпочтения: горячее, острое, соленое.
  • Цель еды — насыщение.
  • Редко болеет, поскольку болезнь как реакция на конфликт отсутствует.

Примеры:

  • стрекоза из басни Крылова
  • Шариков

2-ая стадия: А даптированная личность

(возрастная аналогия — подросток)

Мировоззрение: «Я и мы».

  • Стадия набора опыта, разнообразия программ и гибкого реагирования.
  • Открытые способности развиваются до такого уровня, который ценится окружающими.
  • Рост ощущения собственной независимости.
  • Попытка формировать собственные моральные ценности (при этом могут очень эффективно использовать ложь, фальсификацию, рассматривая их как силу).
  • Собирают свидетельства успеха и предметы гордости (значимые, длительные программы): крутые машины, редкие вещи, антиквариат, свидетельства знакомства со знаменитостями.
  • Иногда из любопытства могут изучать различные культурные традиции и религии.

Позиция в социуме:

  • Социальные контакты соответствуют программам.
  • Легко устанавливаются нужные связи.
  • Жизненная философия основана на принципах развития и конкуренции.
  • Отношение к миру потребительское.
  • Очень ценят общественное положение, респектабельность.
  • Возможен брак по расчету.
  • Распространяют своё влияние на все, что их окружает.
  • Становится важной манера поведения, хотят всеобщего признания, популярности.
  • Характерна демонстрация компетентности во всех вопросах и сферах жизни.
  • Все можно просчитать и организовать.
  • Развивается способность откладывания результата, что позволяет участвовать в длительных программах.
  • Понимание времени грубое, практическое.
  • Считают, что его можно потерять, упустить, его может не хватить, его надо экономить.
  • При хорошо освоенной роли возникает устойчивая мощная связь с ценностями, правилами этой роли («настоящий полковник»).
  • Идентификация с эгрегором не только поддерживает, но и унижает, что является источником внутреннего конфликта и перехода на следующий уровень.

В поведении:

  • Основная цель — достижение и демонстрация успехов.
  • Поэтому типично участие во всевозможных соревнованиях.
  • Способны упорно работать.
  • Стремятся делать что-то своими руками.
  • На этой стадии последовательность и предсказуемость в поведении сочетается с изобретательностью и гибкостью.
  • Характерна напористость, способность просчитывать свои ходы.
  • Могут искусно вести переговоры, ловко аргументировать, навязывать свою точку зрения, подтасовывать факты.
  • Способны поменять взгляды, если это им выгодно.
  • Не откладывают в долгий ящик решения проблем.
  • Обращение за помощью рассматривают как слабость.
  • Не любят обсуждать смерть (воспринимают ее как поражение, проигрыш).

Отношения:

  • Придает большое значение отношениям и контактам (исследование непривычных контактов; сложные, интересные отношения; развивает чувство дипломатии).
  • Карнеги — кумир общения.
  • Делит мир на сильных и слабых, победителей и побежденных (цель оправдывает средства).
  • Отношения с окружающими строятся в рамках иерархии.
  • Не любит обсуждать личную жизнь, смыслы, мораль, этику.
  • Очень напоминает зрелую личность, но при этом нет харизмы (санкции внутреннего я, цельности).
  • Механизм вытеснения работает на этой стадии сильнее, чем на других.
  • Самые сильные маски (как «родные»).
  • Наиболее «крепкие» семьи (правильный муж, правильная жена, правильная семья).
  • Может воспринимать Бога на равных, как партнера по делам (разные формы благотворительности).
  • Девизы: «Каждый сам за себя», «Господь любит победителей», «Стремись к победе — и она будет на твоей стороне», «Жизнь есть борьба».
  • Внутренние качества: упорство, выносливость, адаптивность, изобретательность, творческое начало.

Внешность и прочее:

  • Особая забота о внешности (собственный стиль).
  • Лицо подобно маске.
  • Беспокоятся о здоровье, правильном питании, любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми (лишний вес, морщины, седина и лысина — поражение).
  • Могут прибегать к пластическим операциям.
  • Любят путешествовать (связывают это с освоением новых территорий, уровнем социального статуса).

3-яя стадия: Самоисследование личности

(возрастная аналогия — юноша)

Мировоззрение: « я — ты».

  • Стадия осознания личности, поиска пути и своего места в жизни.
  • Главный вопрос: для чего я живу? почему и как?
  • Качественное изменение — жизнь для других (до этого было: для себя, для своих близких, для дела).

Цитата из мировоззрения на этой стадии:

Оптимистичная часть — «Во мне есть некая глубинная субстанция, которая не зависит от времени, мыслей, эмоций, состояния здоровья… по большому счету не зависит ни от чего. Нечто вечное и абсолютное, что является корнем моего бытия. Оно индивидуально и не требует никакого подтверждения. За него не надо бороться, с ним никто ничего не может сделать. Она принадлежит мне по праву рождения. Я — частица Бога. Эта сущность стоит за талантами, способностями, программами» (настоящего открытия этой сущности не происходит, это следующий за зрелостью этап).

Пессимистичная часть «Жизнь — сложная штука, не такая веселая, как кажется. Мир полон несправедливости. Меня никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не разделяет мою точку зрения. Но где-то должны быть ответы на все эти вопросы. Я буду их искать, пока не найду».

Пытается проникнуть в духовный мир, осознать индивидуальность судьбы, уникальности своей миссии. Возникает представление о том, что внешний мир является символическим отражением внутреннего. Но устойчивых закономерностей и связей не видит. Идентификация себя с чем-то вечным, идеалами любви, красоты, справедливости, свободы. Самооценка очень высокая, но на этой стадии не имеющая внешнего подтверждения. Начинает осознанно вести внутренний диалог. Смерть обесценивается, вплоть до презрения (главное — успеть сделать что-то важное!).

Позиция в социуме:

  • Ощущают себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе духовного.
  • Ощущают внутреннюю ответственность за решение мировых проблем и гиперответственность за последствия своих действий.
  • Трудятся во имя идеалов, пытаются реформировать общество.
  • Могут принимать участие в общественных движениях в защиту окружающей среды, прав человека и животных, экологию.
  • Готовы упорно трудиться во имя принципов за скромное вознаграждение.
  • Склонны отрицать материальное — деньги могут вызывать презрение и подозрение.
  • Экспериментируют с образом жизни.
  • В поисках смысла осознают только поверхностные связи.

В поведении:

  • Способен посмотреть на себя со стороны.
  • Мыслит чувственно, часто попадает в состояние борьбы чувств.
  • Стремится к получению информации о внутреннем мире.
  • Основная область интересов — отношения между людьми.
  • Ищет учителей.
  • Может беспрекословно принимать учителя, а затем засомневаться в нём и бросить, если учитель не попал в его идеал.
  • По-настоящему учителя принять не может.
  • Стремится к независимости от родителей.
  • Склонен к полярным оценкам: либо все в «розовом цвете», либо полный негатив.
  • Эмоциональная жизнь очень интенсивна, часто обращается к психологии, философии, религии в надежде привести свои мысли и чувства в порядок.
  • Может вести жизнь на грани риска, эксперимента, авантюры.
  • Любит ломать рамки, подвергать сомнению традиции, испытывать себя опасностью.
  • Ценит одиночество, пребывание в тишине, медитации.
  • Аскетичен, к телу часто испытывает пренебрежение.
  • Склонен переоценивать или недооценивать свое физическое несовершенство.
  • Беседу ведет в виде вопросов, выясняя суть.

Отношения:

  • Людей судит по их внутренним побуждениям.
  • Отношения отличаются нестабильностью (неспособны точно определить искренность и направленность своих чувств).
  • Референтный круг состоит из единомышленников (которых мало) или из единственного человека — Учителя.
  • Мнение высказывает безапелляционно, жестко.
  • Остро реагирует на несправедливость.
  • Время воспринимает как этапы, вехи.
  • Часто открыт и наивен как ребенок.
  • Могут обладать развитыми способностями, талантами в какой-то области.

Внешность и прочее:

  • Выражение лица восторженное, устремленный вдаль взгляд.
  • Интересуются метафизикой, астрологией, экстрасенсорикой, магией, измененными состояниями сознания, голоданием, сыроедением, солнцеедением.

4-ая стадия: Зрелость

(возрастная аналогия — взрослый)

Мировоззрение: «я, ты, мы оба — часть чего-то большего».

«Я хочу быть собой, и ты тоже можешь быть собой».

  • Человек на Пути, занят своим делом, находится на своем месте.
  • Исследует закономерности этого мира, ищет жизни в Духе, ищет Бога в себе, готовится к служению. Жизнь воспринимает как этап в духовном развитии.
  • Понимает, что жизнь ценна сама по себе. Все связано со всем.
  • Все занятия наполнены внутренним я, между ними нет противоречий.
  • Есть глубинное чувство своего, которое выражается в интересе.

Вырабатывается индивидуальное мировоззрение, личная этика, которая должна быть свободна от социальной, но в то же время ее учитывать. Она должна опираться на собственную философию. Как правило, она должна научить человека объединять крайности, осознать парадоксы жизни. Понимает: для того, чтобы изменить мир, надо изменить себя.

  • На этом этапе развивается интуиция, учится наблюдать и учитывать знаки и детали.
  • Самооценка высокая, относит себя к некой элите.
  • Ко всему живому относится с уважением, как к части единого целого. Следует принципу: живи и давай жить другому.

Позиция в социуме:

  • Не причисляют себя к той или иной социальной категории.
  • Ощущают способность общаться на равных со всеми.
  • Могут быть бедными или богатыми, известными или нет. В любом случае стремятся к радости.
  • Работа должна приносить, прежде всего, удовлетворение, независимо от уровня оплаты и рентабельности. Работают в удобные часы, стремятся к максимальной независимости от других. Соотношение затраченного времени к результату 20:80. Во время работы собран, мало суеты.
  • Акцент на осознании внутреннего мира может выглядеть как лень.
  • Осознает, что учиться можно у всего. Много развитых способностей.

В поведении:

  • Стремится к единству слова и дела.
  • Подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути.
  • Способен принимать точные решения.
  • Поведение отличается стабильностью, раскрепощенностью и конкретностью.
  • Способные ученики. Количество уступает место качеству.
  • Не идет на поводу у трудностей. Стремится к мастерству в своем деле.
  • Изъясняется простым, ясным языком.
  • Учит личным примером.
  • Редко попадает в безвыходное положение.

Отношения:

  • Старается воспринимать мир как отражение себя.
  • Вообще, достаточно тяжелый как личность. Его общество сложно переносить.
  • Референтный круг состоит из людей, знающих свое дело.
  • Ценит устойчивые связи и мастерство.
  • Отношения наполнены теплотой и взаимопониманием, без драматизма мыльных опер.
  • В случае расставания не опускаются до мести, расходятся друзьями.
  • Общение с этим человеком — яркое переживание. В нем ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная личность, в чем-то подавляющая окружающих. При этом жесткость сочетается с толерантностью, уважением к культуре и обычаям других людей и народов.
  • Любит занимательные игры и хороший отдых.
  • Не боится смерти, рассматривает ее как переход в новое качество, трансформацию. Может относиться к смерти как к советчику. Внутренний диалог отличается иронией.

Внешность и прочее:

  • Речь суховатая, акцентированная на главном, ясная, образная, метафоричная. В моменты инсайта напоминает поток.
  • Взгляд острый, проникающий, рассматривающий, ироничный.

5-ая стадия: Интегрированная личность

(возрастная аналогия — старец, мастер)

Мировоззрение: «я-ты-мы все есть».

  • Уровень Дао (см. «Дао дэ дзин).
  • Исследует свое духовное я, живет в благодати.
  • Мастер живет ради самой жизни, ощущает высшие силы, занимается служением.
  • Знание получает из самой жизни (книги — поддержка, помощь, чтобы не изобретать велосипед).
  • Избавляется от иллюзий и страха, наполнен внутренней радостью и тишиной.
  • Обладает истинной мудростью, заинтересован в правде.
  • Парадоксальное мышление, синтетическое (интегрирующее) внимание.

Позиция в социуме:

  • Старец, духовный наставник
  • Способен выполнять любую работу, но обычно — филантропия, наставничество.

В поведении:

  • Взаимодействует со стихиями.
  • В его пространстве нет ничего лишнего.
  • Находится выше происходящего.
  • Восприятие по принципу: настроился — осознал.
  • Баланс между чувствами, разумом и действиями.
  • Восприятие ориентировано на ситуацию, решения принимаются безлично, чрезвычайно точно.

Отношения:

  • Является естественным авторитетом.
  • Способен вводить людей в состояние прямого знания, повышенной осознанности, способен менять судьбы.
  • Исцеляет одним своим присутствием.
  • Слово Мастера имеет силу закона.
  • Взгляд спокойный, глубокий, прямой.

6-ая стадия: Реализованная личность

(учитель, посвященный)

Великие учителя: Будда, Христос.

Мировоззрение: воспринимает все как Я.

  • «Все является единым».
  • Отсутствие двойственности.
  • Стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей Истинной сути. Занимается просвещением.
  • Меняет мир своим присутствием, живет ради свободы.
  • Не имеет личных дел.
  • Не привязан к имени и форме.
  • Как правило, обладает сиддхами.

Для составления данной статьи использовалась информация из книги

Подводный Авессалом – Эволюция личности

Проблема зрелости человека является многосторонней, её можно рассматривать в контексте таких наук как биология, философия, социология, педагогика и другие. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь различное содержание.

В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее изученным из всех аспектов зрелости, по признанию ряда авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, не смотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.

Так в основе рассмотрения проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой лежит понимание личности как социального явления. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением обладает, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Л.С. Выготский полагал, что формирование личности -это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И.Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие

Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А.Ананьев выделяет такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей. Также он отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, «спонтанно», естественно принимает решение относительно того, какие чувства испытывать каким образом их выражать. В.А.Ананьев пишет, что личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека

П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. А.Н.Леонтьев в первую очередь говорит о личностном потенциале, который предстает собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности -- как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры

М.Ю. Семенов определяет личностную зрелость как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Личностно зрелый человек характеризуется потребностью выходить на существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития, как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением

Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает

формирование иерархической мотивационно потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А.Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А.Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания

Согласно И.С.Кону, зрелая личность -«это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя»

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистичской и когнитивной психологии. И чаще всего понятие личностной зрелости не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость», «психосоциальная зрелость». В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации». Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А.Маслоу, самоактуализация -- желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. По его мнению, самоактуализированный человек - это человек, достигший эффективного и здорового уровня функционирования. Так же это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность .

Согласно К.Роджерсу, самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К.Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У.Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости

Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э.Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э.

Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других.

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э.Фромма -это чувство согласия, единения с миром. К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность .

Согласно когнитивно генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества

В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно.

Уровни зрелости личности.

Уровень зрелости личности характеризует способность человека к полному и адекватному восприятию реальности своего внутреннего мира и мира вокруг, а также способность и склонность к адекватной жизнедеятельности, в результате которой человек гармонично и результативно вписывается в окружающий мир. Уровень зрелости личности - это очередная точка равновесия побуждающих и сдерживающих внутренних процессов в психике человека, это уровень успешности решения внутренних и внешних проблем.

В современной психологии есть классификация уровней зрелости л

Трагедия заключается в том, что многие из нас умирают, так и не начав жить.

Эрих Фромм

ичности
. Речь идёт о социальной зрелости личности биологически взрослого человека. Каждый из нас когда-то был ребёнком, подростком, и т.п., но некоторые люди и в сорокалетнем возрасте обладают уровнем личностного развития Маленького ребёнка, а есть люди, которые уже в двадцать лет обладают личностью Мудрого старца - и это вовсе не означает, что они «состарились душой». Наоборот, такие «юные мудрецы» обычно наиболее жизнелюбивы и жизнерадостны среди своих сверстников.

Личностная зрелость мало связана со зрелостью биологической. Есть люди, которые и в пятидесятилетнем возрасте всё ещё воспринимают реальность и действуют в ней, как маленькие дети или подростки. Такие люди не являются в действительности взрослыми, они лишь научились имитировать имидж взрослых людей, и эта игра во взрослых в сочетании с биологическим возрастом нередко вводит нас в заблуждение.

Более того, не только люди, но и целые народы могут демонстрировать незрелое, инфантильное поведение. Только у них фраза «я с тобой не играю, потому что ты дразнишься» превращается в «торговые санкции вследствие провала в области дипломатических отношений».

Понимание уровня зрелости личности избавляет от многих недоразумений во взаимодействии людей. Видя, кто перед вами, вы можете правильно сформулировать свою мысль, правильно подобрать кадры, особенно руководителей. Особенно важно понимать, что корпоративная культура и система управления в организации определяются уровнем личностной зрелости большинства сотрудников этой организации.

Выделяют десять наиболее общих принципов зрелости человеческой личности, отражающих закономерности личностного роста человека.

    По мере созревания человек накапливает жизненный опыт и расширяет способности для анализа и усвоения предлагаемых жизнью событий и ситуаций.

    По мере созревания человек приобретает всё бо льшую способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путём.

    П

    Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.

    Главный принцип жизни

    о мере созревания человек демонстрирует всё бо льшую независимость мыслей и суждений.

    По мере созревания человек испытывает всё возрастающее чувство доброты и сострадания ко всему живому.

    По мере созревания человека растёт его вера в собственные силы и ясность осознания стоящих перед ним задач.

    По мере созревания человека растёт осознание им права окружающих на свободу самовыражения и личное счастье.

    По мере созревания человек испытывает всё меньше страха перед неизвестным.

    По мере созревания человек всё в большей степени принимает на себя ответственность за свою жизнь и за состояние мира вокруг него.

    По мере созревания человека слабеют оковы его эгоизма, и возрастает альтруистическая тенденция в мыслях и поведении.

    По мере созревания человека расширяется и углубляется понимание им фундаментальных законов устройства этого мира, духовное единство с жизнью во всех её проявлениях.

Итак, ниже перечислены признаки и характеристики биологически взрослых людей с тем или иным уровнем личностной зрелости. Названия уровней зрелости, естественно, достаточно условны, и ставят целью помочь лучше представить суть каждого из уровней зрелости личности.

Особенно важно понимать, что каждый из этих уровней зрелости, когда он проходится в своё естественное время в процессе взросления, вполне адекватен. Но когда у взрослого человека личность остаётся на уровне маленького ребёнка, это приводит к несоответствию биологической и личностной зрелости, а отсюда - и ко многим проблемам и неадекватностям в жизни этого человека. Грудной младенец очарователен, но взрослый Грудной Младенец вызывает отвращение или даже страх.

Уровень 1. Грудной Младенец.

У

«Что за люди! Злые, как собаки! И хозяина нет…»

Андрей Кнышев

такого человека отсутствует система ценностей, система морально-этических ограничений. Он не знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Его действиями управляют примитивные эмоции и сиюминутные импульсы, желания. По этой причине такие люди могут быть вполне дружелюбны, а могут и убить - просто по причине внезапной вспышки ярости или даже из любопытства.

Окружающий мир воспринимается ими как потенциально опасный. Они очень плохо ориентируются в нём, а всё непонятное для себя воспринимают как угрожающее, реагируя ответной агрессией. Такие люди стремятся уничтожать всё, что они не понимают. Абстрактное мышление у них отсутствует, характерно грубое и конкретное мышление.

В

Глаза мои видели, слышали уши,

Я чувствовал даже детали подробные:

Больные, гнилые, увечные души -

Гуляли, калеча себе не подобные.

Игорь Губерман

зрослые люди с личностью Грудного Младенца постоянно нуждаются в жёстком руководстве и вообще предпочитают не свободу, которая их пугает своей неопределённостью, а жёсткие авторитарные, нередко деспотичные, методы управления. Постоянное давление и ограничение свободы воспринимается ими как желательное для себя и окружающих. Взрослые Грудные Младенцы вообще внутренне убеждены, что порядок - это тесные, жёсткие рамки ограничения, а свобода - это беспорядок, хаос, то есть зло. Поэтому они даже не могут себе представить, что Вселенная может успешно и гармонично существовать без Царя и Надзирателя, то есть Бога в их понимании, а государство, по их мнению, просто не способно нормально работать без диктатуры, репрессий и активного преследования инакомыслия. Взрослые Грудные Младенцы сами платят за жизнь в таком жестоком обществе огромную цену страха, боли и унижения - но именно поэтому и всех других своих сограждан стремятся обречь на такие же страдания, из соображений некой извращённой «справедливости». Злоба и агрессия проявляются как психологическая компенсация страха.

Такие люди отличаются примитивным эгоизмом. Основная цель жизни для них - это выжить, причём любой ценой, любым доступным способом. Основной лозунг во всём: «Мне - первому!» Содержание жизни - поиск удовольствия и и

Всё, что сработали рабы,

Всегда работает на рабство.

Игорь Губерман

збегание боли и дискомфорта. Субъективно они воспринимают себя, как центр Вселенной, и очень агрессивно реагируют на тех, кто демонстрирует им, что это не так. Впрочем, у этой их особенности есть оборотная сторона. Поскольку Грудные Младенцы очень зависимы в своём мировоззрении и поведении, то они с готовностью подчиняются тому, кто берёт на себя функции активного авторитарного лидера по отношению к ним.

Взаимоотношения с окружающими Грудные Младенцы строят, исходя из необходимости выживания. Привязаны к узкому кругу «своих»: своя семья, клан, банда - в общем, группа, с помощью которой данный человек решает свои задачи выживания в этом мире. Основная мотивация деятельности - негативная, основанная на страхе. В отношениях с людьми у взрослых Грудных Младенцев преобладают различные манипуляции с целью получить от них желаемые жизненные блага. Сексуальная близость основана исключительно на половом влечении и по сути подобна прочим физиологическим отправлениям. Искренних привязанностей они ни к кому не испытывают. В общении боятся прямого взгляда в глаза, упорно отводят взгляд, как если бы им всегда было, что скрывать.

В

В мифологии люди выдали свои мысли о том, что бы они делали, будь они боги.

Станислав Ежи Лец

духовном плане такие люди отличаются крайне примитивными представлениями. Они очень суеверны и мнительны. Они боятся смерти - и, как следствие, очаровываются ею, склонны к лишению жизни других просто из интереса к процессу убийства. Такие люди часто оказываются вовлечёнными в различные культы, связанные с чёрной магией и сатанизмом, поклонением дьяволу. Причём мотив отношения к дьяволу у них амбивалентен: с одной стороны, дьявол внушает ужас, но, с другой стороны, именно поэтому ассоциируется с большой силой и вызывает желание заискивать перед ним, с целью заручиться его покровительством. Бог, который есть Любовь, не вызывает у Грудных Младенцев таких больших симпатий: не авторитетный он какой-то, совсем не страшный. По такому же принципу они весьма почитают людей с «крутым» нравом, скорых на жестокие расправы: те, кто внушают страх, ассоциируются у них с силой и властью.

В

Только когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла в руки палку, остальные начали трудиться.

Андрей Кнышев

организациях такие люди могут выполнять лишь самую простую работу. При этом важно обеспечивать их подробными и исчерпывающими указаниями, что и как надо делать, а также постоянно контролировать процесс и результаты работы. Если надлежащего контроля не будет, такой работник воспримет это как приглашение что-нибудь украсть или обмануть руководителя в своих интересах. В целом, если вы руководитель людей с данным уровнем зрелости личности, вы должны играть роль сурового и требовательного начальника, иногда даже самодура под настроение, подавляющего и «строящего» подчинённых безо всякой причины, просто в целях демонстрации власти. Именно такая модель поведения руководителя будет воспринята Грудными Младенцами наиболее благожелательно: дескать, вот настоящий начальник!

С другой стороны, при общении с такими людьми важно самому не позволить себе опуститься до их уровня . Проблема в том, что где-то в глубине души каждого из нас присутствует Грудной Младенец, и это самая простая форма реагирования на внутренние и внешние трудности. Иногда мы всё же проявляем склонность к регрессии , а некоторые люди опускаются до уровня взрослого младенца и остаются на этом уровне на всю оставшуюся жизнь (спившиеся бомжи, наркоманы, и т.п.). Поэтому важно всегда заботиться о поддержании и увеличении своего уровня личностной зрелости. И если вы, как руководитель, будете следовать такой модели поведения (разумеется, с поправками на уровень зрелости ваших подчинённых), подчинённые будут видеть в вас существо более высокого порядка и почитать сообразно своему пониманию вашего интеллектуального и духовного превосходства.

Статистически такие люди чаще встречаются в странах третьего мира. Однако и в обществах развитых стран удельный вес взрослых с личностью Грудного Младенца может быть довольно ощутим, до 5-10 %.

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов :зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики исвойства личности . Это может быть испособность личности к рефлексии , и ееготовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли , испособность личностидостигать поставленной цели в соответствующем возрасте . В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. Всоциальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигаетсяпонятие адаптации к социальной среде . Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики:широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

22. Социализация личности: характеристика и основные виды.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личностипротекает на протяжении всего существования человеческой жизни , поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.



Читайте также: