Интересные события из жизни ивана сусанина. Иван Сусанин: интересные факты. Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Вконтакте

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».






Имя Ивана Сусанина всем известно с детства. Ещё бы – ведь это первый российский партизан, отдавший жизнь за Михаила Романова и заведший поляков в болото, где заблудились и они, и он сам. Что интересного известно о жизни этого маленького, но великого человека?

Тайна фамилии

Крестьяне были простыми людьми, поэтому и фамилий у них долгое время не было. Точнее, они давались по имени отца – отсюда и произошли известные «Ивановы», «Петровы» и «Сидоровы». Фамилия «Сусанин» происходит от женского имени «Сусанна» , что в те времена обозначало незаконность рождения. Будь Иван рождён в законном браке, он был бы Иваном Осиповым, потому что в некоторых источниках стоит его отчество. Тем не менее, утверждать об этом наверняка нельзя, так как это неточные сведения.

Жизнь за без-пяти-минут царя

По подаче Михаила Глинки, композитора и автора оперы «Иван Сусанин: Жизнь за Царя», подвиг русского крестьянина всегда называют именно так, хотя, фактически, в 1613 году Михаил Романов царём ещё не был. Да, он был претендентом на престол, но коронован был уже позже.

Фамильные льготы

Единственным потомком Сусанина называют дочь Антониду , вышедшую замуж за крестьянина Богдана Собинина . У пары родилось двое сыновей – Даниил и Константин . В 1619 году внуки Сусанина и его зять получили льготы от царской семьи: за подвиг, совершённый их предком, они освобождались от налогов. Богдану также даровалась половина Домнино. Последняя из льготных грамот была выдана в 1837 году . Тот факт, что этот документ действительно существует, ставит скептиков в сомнение: если Сусанина не было, почему простому крестьянину пожаловали такие почести? Есть, впрочем, доказательства того, что потомки крестьянина явились к царю сами, не предоставив, по понятным причинам, никаких фактов, что героический предок действительно существовал.

Где он погиб?

Конкретных знаний о месте гибели Сусанина нет. Историки лишь говорят, что это произошло в лесной чаще , куда партизан завёл поляков и где они безуспешно истязали его, надеясь выпытать правду. Скорее всего, крестьянин направлялся в село Исупово – оно находилось в противоположной стороне от места укрытия Романовых. Здесь в 2003 году производились археологические раскопки – среди 41 найденного крестика, лишь 1 был православным . Последний был искривлён, что свидетельствует о контакте с режущим оружием.

Где он похоронен?

Хотя по легенде тело Сусанина было брошено в болото , есть сведения о том, что, взойдя на престол, Михаил Романов приказал его найти и похоронить как следует. Тело было найдено и якобы похоронено в Ипатьевском монастыре – но это произошло спустя 6 лет после его подвига, поэтому сомнительно, что спустя столько времени его смогли бы найти. Скорее всего, тело нашли ещё раньше и похоронили в Воскресенской церкви в Домнино, его родной деревне. Церковь до наших дней, увы, не сохранилась.

Долгий путь к славе

Несмотря на то, что Сусанин действительно совершил великий подвиг (пускай Романов тогда ещё не был царем), долгое время широкой публике он был неизвестен. Его известности поспособствовала Екатерина Великая, посетившая Кострому в 1767 годы и выслушавшая речь местного архиерея. С той поры о героическом крестьянине стали говорить чаще, а Сергей Глинка, писатель, наконец облёк подвиг в литературу. Именно благодаря ему о партизане узнала вся Россия. Когда на троне сидел Николай I, образ Сусанина использовался как образец самопожертвования ради самодержавия – ради царя, единственно способного править большой страной.

Другая легенда

Известность Ивана Сусанина и причина, по которой его потомкам пожаловали царские льготы, могут быть и в другом. Согласно другой, менее популярной легенде, партизан не водил поляков на болото : он просто помог будущему царю Михаилу спрятаться в его доме – так хорошо, что ворвавшиеся поляки не смогли его найти. Старосту, опять же, пытали, выпытывая сведения о будущем царе, но он не сдался, за что и был убит. Тем не менее, эта версия менее героична, поэтому о ней вспоминают нечасто.

Память

Члены династии Романовых высоко ценили Сусанина и пеклись о том, чтобы память о нём дожила и до наших дней. Так, Николай I приказал окрестить главную площадь Костромы Сусанинской – это имя она носит и по сей день. Здесь же стоит и памятник Ивану Сусанину. И если к таким чествованиям мы привыкли, то к тому, что имя героя может стать названием для магазина навигаторов в Санкт-Петербурге!

  • Нет никаких сведений о том, когда Сусанин родился, поэтому и нельзя сказать, сколько лет ему было, когда он погиб – скорее всего, не больше 40 . Дата смерти, 1613 , тоже неточна.
  • Родился, скорее всего, Сусанин в деревне Деревнищи (иногда называется «Деревеньки»).
  • Должность Сусанина в Домнино значилась как «вотчинный староста» . Служил он либо у Романовых, либо у Шестовых – на этот счёт источники разнятся.
  • Данных о супруге партизана нет, поэтому, вероятнее всего, он овдовел.
  • В одной из версий легенды Сусанину помогает Богдан Собинин, его зять. Считается, что эта ошибку допустил его праправнук, Иван Лукьянович, когда императрица Анна отказывалась выдать ему льготы. Видимо, наличие целых двух героических предков как нельзя лучше подтверждает право на освобождение от налогов!
  • В истории нет точных сведений, погиб ли Сусанин от руки поляков. В лесах водилось много разбойников , поэтому с тем же успехом расправиться с ним могли и русские.
  • Михаил Глинка был не первым, кто положил историю Сусанина на музыку. Его опередил Кавос , композитор с итальянскими корнями: его опера была написана за 20 лет до этого.
  • В летописи, датируемой 1612 годом, есть упоминание о другом крестьянине, совершившем идентичный подвиг. Вероятно, таких историй было и того больше, но информации об этом просто не сохранилось.
  • В Советском Союзе образ Сусанина не превозносился, а наоборот, преследовался . Национальный герой считался подкаблучником царской короны, памятник было приказано снести, а площадь в Костроме была переименована в «Площадь Революции». В 1967 году памятник был восстановлен на своём прежнем месте, и площади вернулось её старое название.

Публикации раздела Музыка

Две оперы Михаила Глинки в 10 фактах

О перные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра. Сочинений было два - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Мы проследили судьбу постановок на музыку Михаила Глинки и выбрали 10 малоизвестных фактов.

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887 год

Федор Федоровский. Эскиз декорации к заключительной сцене оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939

Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1951. Иллюстрация: art16.ru

1. Идею создать оперу о подвиге Ивана Сусанина Глинке предложил его друг Василий Жуковский: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей», - вспоминал потом композитор.

2. В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нем способность сочинять слова уже к готовой музыке: «У Розена по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, то есть размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана. Когда же размер и мысль [не] подходили к музыке и [не] согласовались с ходом драмы, тогда являлось в моем пиите необыкновенное упрямство. Он каждый свой стих защищал с стоическим геройством».

3. Зрители музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

4. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: «Первая редакция была - перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» - в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский». Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй» (Леонид Сабанеев. «Воспоминания о России»).

Петр Вильямс. Эскиз декорации «Доминино» к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939. Иллюстрация: tamart.ru

Рисунок по мотивам оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Иллюстрация: intoclassics.net

Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». Театр имени Кирова. 1940. Иллюстрация: megabook.ru

5. Однако известной стала другая постановка оперы - 1939 года, в ее основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Его вариант либретто сильно изменил сюжет: в оперу «прибыли» новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о царе вовсе отсутствовали. По указу Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С такими сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.

«Руслан и Людмила»

Николай Ге. «Руслан и Людмила». Вторая половина XIX века

Иван Билибин. Дворец Черномора. Эскиз декораций к опере Михаил Глинки «Руслан и Людмила». 1900. Иллюстрация: belcanto.ru

Константин Сомов. Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». 1897. Иллюстрация: belcanto.ru

1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.

2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.

3. Глинка придумал новый оркестровый прием - подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и

Иван Билибин. Сады Черномора. Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1913 год. Иллюстрация: belcanto.ru

5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец - лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека.

Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит.

Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин.

Так зачем же полякам понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции.

С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова.

Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою.

Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина».

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года.

О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40.

Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии.

Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает.

Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

31.03.2017

Есть такие имена, которые, казалось бы, у всех на слуху - в то же время мы очень мало знаем о человеке и его жизни, за исключением имени. Эти слова с полным правом можно отнести к личности Ивана Сусанина. Что мы знаем о нем? Какие подлинные интересные факты о судьбе и подвиге народного героя Ивана Сусанина мы можем вспомнить? Выясняется, что сегодня уже очень многое скрыто от нас в глубине веков - и практически никаких источников, увы, не сохранилось.

  1. Подвиг Ивана Сусанина в течение долгого времени озвучивался как «Жизнь за царя». А был ли Михаил Романов уже избран на царство, когда Сусанин спасал юношу от рук польских интервентов? Вполне возможно, что еще нет - Иван Сусанин завел в лесную чащу поляков не то в конце 1612, не то в начале 1613 года. Если верна первая дата, получается, что Михаил оставался только господином Сусанина, но не самодержцем Всероссийским.
  2. Отчество Ивану Сусанину «приписали» в XIX веке - Осипович. Не существует никаких достоверных источников, которые удостоверяли бы его подлинность. Не исключено, что его просто выдумали историки и литераторы.
  3. Согласно ряду сохранившихся документов, Сусанин был вотчинным старостой Романовых, в ведении его находилось их родовое село Домнино.
  4. Реальность подвига костромского крестьянина, в котором начали было сомневаться, подтверждается фактом пожалования зятю Сусанина Богдану именной грамоты от самого царя Михаила, где сказано было примерно следующее: «За кровь, за терпение, за спасение наше жалуем Богдашке и его роду половину села, освободив его от всех податей». Если бы подвига не было - разве удостоился бы простой крестьянин (да еще, вероятно, крепостной) таких милостей с царского плеча?
  5. Сусанин, скорее всего, был вдовцом, так как нет нигде упоминаний о его супруге. О его родственниках точно известно лишь, что у него была дочь Антонида, а потому царская благодарность распространилась не на мужское потомство, которого не было, а на дочь и зятя Сусанина.
  6. До сих пор неизвестно, где погиб Иван Сусанин. Одни источники указывают лесную чащу. Другие же называют село Исупово, место возле церкви. Согласно последней версии, Иван, уводя поляков от места укрытия матери и сына Романовых, вел их в противоположную сторону и довел до Исупова, где и раскрыл свой замысел врагам. Смерть его оказалась страшной и мучительной: разъяренные поляки пытали его, а затем казнили.
  7. О подвиге Сусанина немногим было известно вплоть до XVIII в. Широкому распространению сведений об этом удивительном человеке поспособствовала Екатерина Великая. Приехав однажды в Кострому, она отметила как очень талантливую речь костромского архиерея Дамаскина, который рассказал о Сусанине. С того времени в исторических источниках все чаще стало звучать имя крестьянина, отдавшего жизнь за царя и Отечество.
  8. Все мы знаем оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Но, оказывается, первое музыкальное произведение на эту тему было написано 20 годами раньше - это опера композитора итальянского происхождения Кавоса.

Иван Сусанин был простым человеком - крестьянином, вряд ли приближенным к борьбе за трон и придворным интригам. Его подвиг был совершен не из честолюбивых побуждений, не с целью выделить если не себя, то хотя бы потомство, поднять свой род на более высокую ступень социальной лестницы. Это было самопожертвование человека, сознательно отдавшего свою жизнь за свободу Родины, за то, чтобы прогнать ненавистных захватчиков. Низкий поклон от нас, потомков, народному герою Ивану Сусанину, и пусть память о нем навсегда сохранится в веках.



Читайте также: