События в париже 1968. Последнее восстание интеллектуалов. В наше время

Франция - это страна революций, а Париж - это город революций. За последние два с небольшим века парижане выходили на баррикады в 1789, 1830, 1848, 1871, 1944 и 1968 годах. Это не считая всяких локальных столкновений и беспорядков, периодических всеобщих забастовок и милионных демонастраций. Французам постоянно приходится вести борьбу за свои права со своим государством, несущим в себе неискоренимый, увы, генетический код людовиковского абсолютизма.
Самая яркая вспышка этой борьбы случилась в мае 1968 года. Дело в том, что за 60-е годы в этой стране выросло самое духовно свободное поколение молодёжи в истории западного общества, а у власти уже 10 лет находился порядком осточертевший многим генерал де Голль, "суперпрезидент", переизбранный на второй 7-летний срок. Страна за 10 лет сильно изменилась, а де Голль с его менталитетом офицера Первой мировой остался всё тот же. В конце концов это привело к социально-политическому взрыву.

Вот они, свободные люди в полицейской стране (одна из майских демонастраций 1968 г.):

Всё началось в Парижских университетах, где в то время царили лево-радикальные настроения ("гошизм"). Студенты и профессора увлекались идеями анархизма, троцкизма, маоизма и марксизма-ленинизма.
Наиболее авторитетным лидером был 23-летний Даниэль Кон-Бендит. Лозунгами студенческого движения стали "Запрещается запрещать!", "Будьте реалистами, требуйте невозможного!", "Ограничивайтесь максимумом!"

Китайские и вьетнамские флаги в Сорбонне:

Все стены обклеены революционными "дацзыбао":

Кстати, представьте, что в "демократической" Франции 1968 г. существовала государственная монополия на телевидения и радио, независимыми могли быть только печатные СМИ!

Выступления студентов быстро переросли в стычки с полицией, усиленные отряды которой правительство спешно бросило на захват университетов.
Главное в экипировке парижских революционеров - противогазовые маски и очки:


Лицом к лицу с полицией:


К требованиям бунтующих прибавляется освобождение арестованных и вывод полиции из кварталов.

2 мая столкновения переросли в строительство баррикад, главным образом, в Латинском квартале:


Sous les pavés, la plage! Под булыжниками мостовой — пляж!

Поджоги автомобилей стали распространённым методом уличной борьбы:

Парижский апокалипсис:

Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной.
13 мая профсоюзы выходят на грандиозную демонстрацию, прошедшую по всему Парижу. Прошло десять лет с того дня, как на волне алжирского мятежа де Голль объявил о готовности взять власть. Теперь над колоннами манифестантов развеваются лозунги: «Де Голля — в архив!», «Прощай, де Голль!», «13.05.58—13.05.68 — пора уходить, Шарль!»

Надо сказать, что у режима были тоже миллионы сторонников и демонстрации в поддержку де Голля и премьера Помпиду собирали сотни тысяч:


Заголовок газеты "Де Голль: я остаюсь. Я сохраняю Помпиду".
Обратите внимание на состав демонстрантов - совсем другой возраст, другие лица.

Начавшаяся в стране бессрочная забастовка, в которой участвуют уже более 10 млн. человек, приводит экономику к полному параличу.
24 мая президент выступает по телевидению. Он говорит о том, что «страна находится на грани гражданской войны» и что президенту должны быть предоставлены, через референдум, широкие полномочия для «обновления», причём последнее понятие не конкретизировалось.
В конце мая де Голль вновь заявил об отказе уходить в отставку, распустил Национальное собрание и назначил досрочные выборы. Но судьба генерала была уже предрешена - в апреле 1969 г. французы отказали ему в поддержке на затеянном им плебесците, после чего президент немедленно заявил о досрочном прекращении полномочий.

«Красный май - 1968» в Париже: месяц всенародного безумства О событиях мая 1968 года в Париже, получивших особую актуальность в связи с «русской весной» 2012 года, рассказывает историк Николай Макаров. В послевоенные десятилетия Советский Союз делил сферы влияния с Западом, что обернулось затяжной, дорогостоящей и никому не нужной «холодной войной». Третий мир начал активно освобождаться: колонии постепенно выходили из-под контроля прежних хозяев, а революционная хунта Фиделя и Че и вовсе завоевала власть на Кубе. В середине 60-х началась нескончаемая «культурная революция» в Китае. А 1968-й стал кульминацией протестно-деструктивного безумства. Центр событий сместился в Старый Свет, хотя и в Америке было на что обратить внимание. Антивоенные и антипентагоновские протесты в Колумбийском университете в Нью-Йорке с последующим захватом здания студентами-леваками. «Пражская Весна». Западный Берлин: студенты забрасывают бутылками с зажигательной смесью штаб-квартиру газетного магната Акселя Шпрингера. Студенческие протесты в Лондоне и Риме (в центре «Вечного города» дошло до столкновений студентов с полицией). Мадрид, Стокгольм, Брюссель и другие крупные европейские города также оказались центрами брожения и недовольства. Везде, вроде бы, протестовали против войны во Вьетнаме, хотя при ближайшем рассмотрении американская агрессия выглядит только «вершиной айсберга»: поводов к массовому недовольству было много. Многим начинало казаться, что зреет мировая молодежная революция. Волны протеста уже не раз захлестывали мир. Но, наверно, нигде на тот момент они не вздымались так высоко, как весной 1968 года в Париже. К 1968 году Франция была страной с высоким уровнем жизни. За десятилетия мира страна не только оправилась, но и стала обеспеченной, немного «заплыла жирком». Средний класс благоденствовал: экономический рост, высокие зарплаты, «дома, машины, дачи». Конечно, у власти уже почти десять лет находился президент Шарль де Голль, радио и телевидение были огосударствлены; но это - мелочь. Свобода? Что вы, главное - стабильность. Духовный рост? К чему - есть же синема и «Мулен Руж». В стране сформировалось «общество потребления» с его довольно ограниченной буржуазной идеологией. Наверно, и вправду французы трудились не покладая рук. На молодёжь ужасно не хватало времени. Вот она и увлеклась, начала чудить. И главное - её внезапно оказалось так много!.. И вся учёная! Плюнуть нельзя, чтоб не попасть в студента! Франция, как никакая другая страна Европы, - уникальный индикатор перемены политических настроений нации. Классическая страна революций. Сколько раз в XIX веке монархия сменялась республикой! В ХХ-м «крепкие государственники» наподобие де Голля сменялись социалистами - сторонниками Миттерана, тот, в свою очередь, позже «раскачивал политические качели» совместно с либералом Шираком. Основной же тенденцией «большой политики» 1960-х становится постепенное, но неуклонное снижение рейтинга доверия населения к герою Сопротивления генералу де Голлю и усиление в обществе социалистических настроений. Национализм де Голля, рост влияния монополий, государственная монополия на ТВ- и радиовещание; внешняя политика, ориентированная (хоть и в новых формах) на обладание колониями и участие в «гонке вооружений» (хотя и не на стороне США и НАТО), не отвечали интересам и ожиданиям основной части французского общества. Всё большей части населения (особенно молодёжи) де Голль начинает казаться слишком уж авторитарным и «засидевшимся» политиком. Еще в 1965-м - пока еще неожиданно для многих - Франсуа Миттеран вышел во второй тур президентских выборов. На парламентских выборах 1967-го он сколотил коалицию левых сил, набравшую почти равное количество голосов с голлистами. «Левые» настроения в стране были самых разных оттенков: от коммунистических (правда, уже лишённых ориентации на «мировую революцию») до анархистских, от последователей убиенного ледорубом Троцкого до сторонников Мао. Извне масла в огонь подливали вьетнамская война и обстановка «холодной войны», ставшей толчком к зарождению антиядерного движения. Словом, в воздухе начинало пахнуть грозой. Попытка определить политическое мировоззрение юных французских бунтарей 1968-го наталкивается на некоторые сложности. Идеи, вдохновлявшие их, были разного толка: марксистские, троцкистские, маоистские, анархистские и т.п., нередко перетолкованные в романтически-протестном духе - словом, всё то, что получило название «гошизма» (фр. gauchisme - «левизна», «левачество»). Мао, Че, Режи Дебре, Герберт Маркузе, Франц Фанон - мало ли было политических и духовных вождей по всему миру у французской молодежи? Все они по-своему призывали к «отречению от старого мира» с его буржуазностью и империализмом, провозглашению - кто коллективистских, а кто крайне индивидуалистических ценностей, и к бунту, бунту, бунту… А ещё - философия Жан-Поля Сартра и Альбера Камю с их упором на свободу, «экзистенциальное» в человеке, ориентировавшее его на самовыражение, плюс - снова бунт и прочие формы «антигосударственного» поведения. Затем, в 1960-е, французская молодёжь много смотрела кино. Большой популярностью пользовались фильмы кинорежиссёра Жан-Люка Годара: «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Альфавиль», «Безумный Пьеро». Годар тоже был «гошистом». И его работы были во многом нацелены на критику современного общества и создание «новой реальности», с экзистенциалистским подтекстом. Годар, по словам Александра Тарасова (автора большой и очень интересной работы «In Memoriam Anno 1968»), сыграл роль «предтечи и вдохновителя 1968 года». Немалую роль в идейной подпитке событий сыграло эпатажное ситуационистское движение во главе с Ги Дебором, идейную основу которого составлял причудливый для умопостижения микс из дадаизма, сюрреализма и марксизма. Ситуационисты призывали к отказу как от подчинения как государству и его законам, так и от принятых норм социальной жизни, общественной морали. Большая роль отдавалась эмоциональному началу. Это нужно было не столько осознавать, сколько чувствовать. Здесь трудно было провести грань - где идёт борьба за политические перемены, а где - просто спонтанное творчество, рождение «космоса из хаоса», внезапная материализация не высказанных, но разделяемых массой общих ощущений. Стоявший во главе этой части движения «Ситуационистский интернационал», по словам кинодокументалистки, участницы «Красного мая» Элен Шателелен, был «маленькой, острой на язык, очень умной группой. Все движение состояло из 5 человек, издававших газету „Интернасьональ ситуационист“. Но именно они подготовили культурную почву, „умную культуру“, чтобы этот взрыв произошёл» (источник). В итоге накопившийся у французской молодёжи «осознанный» протест явно соседствовал с горячим энтузиазмом, желанием самовыразиться и покуражиться. Революция и баррикады, столкновения с полицией и кайф прилюдного сумасбродства, борьба за реальные усовершенствования в экономике, политике, повседневности… И, конечно, - атмосфера народных гуляний, креатива, «свободной любви» - всё переплелось в этой бурной майской феерии. Кризисные явления в политике и экономике дали лишь первые ростки, а молодёжь уже оказалась недовольна. Трудности с местами в общежитиях, неважное материальное обеспечение учебных заведений. Правительство идёт по пути наименьшего сопротивления: денег нет! Количество мест в вузах сокращается, ужесточаются испытания студентов - особенно при поступлении. Студенты, и так имевшие к «старому миру» длинный счет, не заставили себя ждать. Зачинщиками беспорядков практически везде стали студенты гуманитарных факультетов. Начались они в университете Париж X-Нантер, в первых числах мая. Составить сколь бы то ни было «разумное» представление о требованиях студентов на первых порах выступлений достаточно сложно. Как пишет Александр Телевич, «студенты требовали то отмены экзаменов, то прекращения войны во Вьетнаме, то увеличения порций спагетти в кафетериях, то упразднения диктатуры в Греции, то разрешения курить повсеместно, то ликвидации расовой дискриминации». По воспоминаниям же Элен Шателелен, политический язык протестующих «оказался вне рамок того, о чем люди, спонтанно вышедшие на улицу, хотели сказать. Они сами не осознавали, чего они хотели. Это был момент глобального кризиса смысла: „Зачем жить?“, „Какой смысл имеет работа?“, „Какой смысл имеет общество?“» (источник). По сути, то был - возможно не оформленный, но подспудно ощущаемый - протест против застоявшегося буржуазно-обывательского западного общества с его традиционными вековыми ценностями; протест, взорвавший его и начавший - пусть поначалу незаметное - движение Запада к упадку. Выступления в Нантере моментально перекидываются на Сорбонну. 3 мая по инициативе её ректора Роша университет был закрыт. 4 мая в Париже начинается студенческая забастовка; столицу охватывают митинги. В ближайшие три дня волнениями охвачены уже все университетские центры Франции (Тулуза, Лион, Нант, Страсбург и др.). К забастовкам университетов присоединились средние школы. В поддержку студентов выступают известные представители французской интеллигенции (Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Франсуаза Саган, Франсуа Мориак и другие). Власти арестовывают некоторых участников выступлений; 5 мая объявлен запрет на демонстрации. Молодёжь, естественно, и не думала повиноваться. «Запрещается запрещать!» - провозглашают в ответ вожаки студенческого движения. Строить для доказательства своей правоты баррикады парижанам приходилось уже не раз. С 1827 по 1860 г. в Париже баррикады возводились восемь раз; то же случалось в 1870–1871-м, 1944-м… В 1968-м революционное нетерпение вновь подняло парижан на «уличное строительство». В дело шел любой подручный материал: даже горшки с цветами и лотки с овощами. Строили баррикады и покрепче: с использованием символа буржуазной обеспеченности - автомобилей. «Это не были баррикады против кого-то, - считает Элен Шателелен, - это были баррикады памяти. У меня было странное чувство, что я вижу, как народ, люди, пишут страницы своей собственной истории. Баррикады не были противостоянием и борьбой, это было абсолютно на символическом уровне… Это было связано с поэтическим образом мышления… Первые баррикады были не против полиции, хотя они, возможно, и пригодились для защиты - это был чисто метафизический жест… Это были баррикады абсурда; что они защищали, никто не знал … То, что произошло, было огромным театром» (источник). 6 мая в знаменитом Латинском квартале Парижа была жестоко разогнана 60-тысячная демонстрация. В тот же день начинаются первые баррикадные бои. Около 400 человек было арестовано. Около 600 оказались в больницах. Латинский квартал представлял собой тогда жуткое зрелище: «…Сожжённые автомобили, деревья, вырванные с корнем, разбитые витрины, развороченные брусчатые мостовые» (источник). Начинается агитация среди рабочих, листовки и газеты протестующих распространяются в тысячах экземпляров. Стены домов покрываются яркими граффити. К 10 мая студенты бунтуют по всей Франции. Число баррикад, возведённых к этому дню студентами Парижа в районе площади Эдмона Ростана, было около 60-ти. На баррикады студенты воздрузили черные и красные флаги. Полицейские пошли на штурм, перетекший в пятичасовое побоище, в результате которого было ранено более 350 человек, сожжено почти две сотни автомобилей. Это была «первая ночь баррикад». Париж в эту ночь не спал. Участниками «театра» стали не только демонстранты и полиция, но и простые парижане. Полицейские жестокости вызвали в горожанах вполне объяснимое человеческое сочувствие к пострадавшим студентам. Они находили приют в «обывательских» домах, где их кормили, оказывали помощь. Кроме того, уличные столкновения были и беспрецедентным шоу, на которое зрители-парижане бурно реагировали с мостовых, из окон и с балконов. Конечно, поддержка высказывалась демонстрантам, а действия полиции сопровождались свистом и улюлюканьем. Из окон на головы полицейских летели горшки с цветами. Опрос общественного мнения показал тогда, что 80 процентов «паризьенов» поддерживали студентов. Но силы были всё-таки неравны. После пяти часов «театра абсурда» студенты разбежались по приказу своего вожака Даниэля Кон-Бендита. Кстати, кто он - месье Кон-Бендит или попросту «Красный Дани»? Даниэль Кон-Бендит Родившийся в 1945 г. в семье немецких евреев, бежавших во Францию в 1933-м, Даниэль Марк Кон-Бендит вырос в этой стране, но в 1958 г. переехал с родителями в Германию. Получив в 1963 г. гражданство и ФРГ, и Франции, Даниэль отказался от французского, чтобы не идти в армию. Однако Франция не была им забыта. В 1966-м году он поступил в Парижский университет, где стал участником «Fédération anarchiste», но в 1967-м перебрался из неё в маленькую анархистскую группу Нантера. Наверно, там было больше возможностей для реализации лидерских качеств. По приглашению Даниэля в Париж приехал с «революционной» лекцией лидер Социалистического союза немецких студентов К.Д. Вольф. В Нантере Кон-Бендит стал во главе движения за сексуальные свободы. Отличался он и экстравагантными «па»: например, во время речи министра образования по случаю открытия университетского бассейна в Нантере Кон-Бендит … попросил у министра закурить, а впридачу - разрешения свободно посещать женское общежитие. Хулиган, да и только! Подобные выходки перемежались агитацией в пользу «перманентной революции». Немудрено, что этот парень получил большую популярность в среде студентов. Его побаивались университетские власти: решившись однажды отчислить его, они спровоцировали волнения. Приказ об отчислении пришлось отменить. Популярность Кона во время волнений дошла до такой степени, что протестующие студенты, желая полностью индентифицироваться со своим вождем, часто скандировали: «Nous sommes tous les juifs allemands» («Мы все немецкие евреи»)! «Красный Дани» (как прозвали его студенты за ярко-рыжую шевелюру, очень гармонировавшую с «краснотой» настроений) призывал участников беспорядков «создать брешь», в которую вольются широкие массы населения. Но задача-максимум - ниспровержение власти - была всё-таки неосуществима. В июне Кон-Бендита депортировали в Германию. На родине родителей он стал одним из основателей автономистской группы «Революционная борьба», где судьба близко свела его с Йошкой Фишером - будущим министром иностранных дел Германии, а тогда - тоже лидером «Революционной борьбы», замешанной, как предполагали немецкие власти, в насильственных акциях. Позже Кон-Бендит политически «позеленел» и начал активную борьбу против атомной энергии. В 1984 г. он вступает в немецкую партию «зелёных», в 1989-м становится вице-мэром Франкфурта, в 1994-м избирается депутатом Европарламента, а в 1999-м сближается с «зелёными» Франции, от которых снова избирается в Европарламент (в 2009 г.). На сегодня Кон-Бендит - вполне преуспевающий европейский политик, причем активно участвующий в политической жизни двух стран - Германии и Франции. Конечно, делая карьеру в сегодняшней политике, на революционных лозунгах далеко не уедешь. Но в 1968-м всё было иначе. Несмотря на помпезные заявления премьера Жоржа Помпиду о том, что правительство «защитит республику», 14 мая полиция оставила Сорбонну. Аудитории были заняты студентами, митингующими дни и ночи напролёт. «Революционное творчество масс» достигает апогея. Студенты состязаются в лозунгах. «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» «Твоё счастье купили. Укради его!» «Под булыжниками мостовой - пляж!» «В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!» «Революция невероятна, потому что она настоящая». «Культура - это жизнь наоборот». «Поэзия на улицах!» «Секс: Это хорошо, - изрек Мао (но не слишком часто)». «Товарищи! Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке». «Вся власть воображению!» «Да здравствует сюрреализм!». Де Голль, кризис, международная напряженность … Всё это так. Но не менее важно, что душе хочется карнавала, а телу, - выпить, курнуть, ну и - сами понимаете… В Сорбонне «появились аудитория имени Че Гевары, плакаты „Запрещается запрещать!“ и объявления „Кури что хочешь - хоть анашу“. Статуи Пастера и Гюго покрыли красными флагами. День и ночь во дворе Сорбонны играл джаз-банд. Занятий не было. В аудиториях шла дискуссия: что делать дальше. Вожак восставших Даниэль Кон-Бендит призывал к революции. Что это означало, никто не понял» (источник). Примерно та же обстановка воцарилась в театре «Одеон», где к студентам присоединилась «взрослая» интеллигенция Парижа. Опираясь на революционный энтузиазм, студенты все текущие вопросы (снабжение, медпомощь, информационные дела) решали сами - с помощью самоорганизовавшихся комитетов. При комитетах работали столовые, спальни, даже детские ясли. В занятых аудиториях поддерживалась чистота и относительный порядок. Сорбонной управлял Оккупационный комитет из 15 человек. По требованию анархистов, опасавшихся «бюрократического перерождения», состав комитета полностью менялся каждый день. Тоже ведь сюрреализм! Во второй половине мая образуются так называемые Комитеты революционного действия. Одним из проявлений народного самоуправления были даже добровольные поездки студентов и рабочих «на картошку» - помогать крестьянам с высадкой ценного корнеплода. Студенческие выступления в 1968-м имели место во многих европейских странах, но нигде, кроме Франции, они не привели ко всеобщей забастовке. Она была объявлена 13 мая, на фоне новой парижской демонстрации в поддержку студентов и за отставку де Голля (по разным оценкам, в ней принимало участие от 400 тысяч до более миллиона человек). К середине мая в Париже не работали транспорт, телефон, радио и телевидение. Париж и Франция были погружены в пучину анархии. Профсоюзы вели от имени бастующих рабочих торговлю с предпринимателями; антиголлистское движение ширилось. К 24 мая в стране бастовало свыше 10 миллионов человек. Среди требований забастовщиков самыми популярными были отставка де Голля, а также формула «40-60-1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия с 60-ти лет, минимальная зарплата 1000 франков). Были у протестующих и вполне реальные достижения: «Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства. Крестьяне, в свою очередь, приезжали в города для участия в демонстрациях. Больницы переходили на самоуправление, в них избирались и действовали комитеты врачей, пациентов, практикантов, медсестер и санитаров» (источник). Словом, практически все сферы жизни находились какое-то время под контролем «красномайцев». Де Голль возвратился из Румынии 18 мая. Он поступил, казалось бы, по-солдатски прямо и честно: предложил народу референдум по вопросу о поддержке президента. В тот же день в Париже прошла новая грандиозная демонстрация. 23 мая Париж пережил «вторую ночь баррикад»: студентов взорвало известие о готовящейся высылке Д. Кон-Бендита из Франции. В новых кровавых столкновениях около 1500 человек было ранено, около 800 арестовано, погиб один студент и один полицейский. 29 числа де Голль внезапно исчез. Как выяснилось - он отправился на базу французских войск в Баден-Бадене в ФРГ (искал почвы для военного переворота?). Лидеры «Красного мая» тут же выступили с призывом к захвату власти, поскольку она «валяется на улице». Но де Голль тоже быстро сориентировался. 30 мая, вернувшись, он выступил по радио, огласив своё намерение остаться во главе страны. Вскоре был распущен парламент. Но… Движение вскоре пошло по нисходящей, а к концу мая месяца по сути выдохлось. «По законам жанра» в изначальном виде оно не могло существовать долго. Как в учебниках истории: не было ни четкой программы, ни единого центра, ни проработанных способов борьбы. Когда движение сместило акцент на «большую политику», затухание студенческого карнавала стало неизбежно. 10–11 июня - «на сладкое» - состоялись последние баррикадные бои в Латинском квартале. Сошло на нет и забастовочное движение. Несколько дней спустя вышел специальный президентский указ о запрете леворадикальных группировок. 12 июня Кон-Бендита всё-таки выслали в Германию. 14–16 июня полиция очистила «Одеон» и Сорбонну от студентов и ликвидировала последние очаги сопротивления в Латинском квартале. Внеочередные парламентские выборы, прошедшие по стране 23–30 июня, показали, что Франция всё-таки испугалась. Голлисты получили в Национальном собрании 358 мест из 485-ти. Хотя политическая судьба де Голля была предрешена: 27 апреля 1969 года он покинул свой пост, уступив его бывшему премьер-министру - Жоржу Помпиду. С тех пор прошло более сорока лет. Жизни активных участников «Красного мая» сложились по-разному. Но весьма многие из «Soixantehuitards» («парней 68-го»), включая депутата Европарламента Даниэля Кон-Бендита, вполне вписались сегодня в «буржуазный» истеблишмент Европы. Это известные журналисты (М. Кравец - шеф заграничной службы известной газеты «Либерасьон», Ж.-Л. Пенину - один из ведущих публицистов той же газеты, М.-А. Бурнье - главный редактор журнала «Актюэль», Ж.-П. Рибе - редактор и шеф приложений к журналу «Экспресс», Ж.-М. Бужеро - директор и редактор журнала «Эвенеман дю жади», Э. Кабалье - управляющий «Сигма-Телевизьон»); профессора и ученые (П. Башле и А. Жейсмар - профессора Сорбонны, Р. Линьяр - известный социолог, Андре Глюксманн и Ги Ландро - известные философы и писатели); чиновники (Ф. Барэ - генеральный инспектор Министерства образования); кинодокументалисты, архитекторы, предприниматели … Хотя есть и такие, как Ален Кривин - лидер троцкистской «Коммунистической революционной лиги», - до сих пор исповедующие «гошистские» взгляды и являющиеся видными политическими фигурами в этом спектре. О событиях «Красного мая» можно писать целые диссертации. Да многое уже и так написано, спето, снято. Из интересного и познавательного можно отметить романы: «1968: Исторический роман в эпизодах» Патрика Рамбо и роман Робера Мерля «За стеклом». Рамбо, во многом вне идейно-политического подтекста, суховато и беспристрастно рассказывает о захвате студентами Сорбонны и «Одеона», движении рабочих, деятельности правительства. Роман же Мерля являет собой почти документальное воспроизведение событий начала 1968-го в Нантерском университете. Интересна книга американского исторического публициста Марка Курлански «1968. Год, который потряс мир». В ней много аналитики, попыток разобраться в исторических корнях явлений 1968-го в мировом масштабе, а также в тех последствиях, которые они дали миру. Профессор исторического факультета Оксфордского университета Роберт Гилди создал цифровой архив отчетов «Вокруг 1968-го: Активисты, сети и траектории» («Around 1968: Activists, Networks and Trajectories»). Авторами отчетов стали сами участники событий (более 500 человек из 14 стран Европы). Но этот архив носит сугубо научную форму и, при всём своём богатстве, может быть интересен, скорее, лишь историкам и их студентам. Интересные подборки научных и публицистических материалов можно найти в интернете. Так, подборка «1968 год во Франции» содержится на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис», много полезных ссылок на литературу дают энтузиасты группы «Париж 1968 (Красный май)». Событиям «Красного мая» на фоне построения собственной реальности и личных (в первую очередь сексуальных) взаимоотношений молодых французов посвящен фильм Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003 г.). Что же дал миру «Красный май» и какие уроки преподнес он будущим поколениям? Если пытаться ответить на этот вопрос «узко», беря в расчет в непосредственные последствия для Франции, то в первую очередь это - конец «голлизма» с его «разгулом государственности» и частичное удовлетворение требований протестовавших (в основном это касалось некоторого улучшения условий жизни трудящихся). «Левые» настроения на протяжении 1970-х годов были очень популярны на Западе. Культурные последствия имели более широкий охват. Будь жив в это время известный российский публицист и историк, идеолог русского дворянства XVIII века Михаил Щербатов, он наверняка написал бы книгу «О повреждении нравов во Франции». То, что называют термином «сексуальная революция», - во многом родом из «Красного мая». Свобода, порой доходящая до абсурда, во взаимоотношениях полов («Изобретайте новые сексуальные извращения» - призывал один из лозунгов в Нантере), вполне реальная революция в стиле одежды, тенденциях моды, а главное - новый взгляд общества на отношения мужчины и женщины - всё это во многом последствия тех самых событий 1968-го года. И не только во Франции, но и по всему западному миру. Более узкий срез того же плана - воздействие событий на западную молодёжную культуру. В том числе и на рок-культуру, движение хиппи. Эдуард Лимонов в своей статье «Май 1968 года в Париже и его политические последствия» (опубликованной, кстати, в педагогической газете «Первое сентября»!) писал: «…Империя юности просуществовала с 1968-го до конца 70-х годов. Только в этот промежуток времени молодёжь была осознана собой и другими как класс, с особыми запросами и потребностями». Были у «Красного мая» и другие глобальные последствия. Конец колониальной системы был по сути предрешён раньше, но события 1968-го во Франции и других странах сыграли тут роль одного из «последних гвоздей». Какова в современном западном мире острота национальных отношений, связанная с потоками хлынувших в бывшие метрополии мигрантов, думается, объяснять не надо. Западная цивилизация продолжает трещать по швам. Можно пытаться строить разные сценарии её дальнейшего развития, но, скорее всего, «старая добрая Европа» в своем традиционном виде больше не возродится. И «Красный май» сыграл в этом отношении огромную роль. Весьма интересно то, что во «Французской весне» были хоть какие-то рациональные моменты:

«Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства.

а в наших «московских гуляниях» нет ничего, кроме тупого и бесполезного фрондёрства. Только, как я уже писал в ЖЖ одной из моих френдесс: собаку герцога Бофора по кличке Писташ, с помощью которой герцог троллил свою охрану, в результате отравили, кучу людей побили, много чего разрушили и сожгли, а Фронда так и не победила. На материал навёл –

Уже в сентябре 1968-го хронист и библиограф «красного мая», впоследствии крупнейший историк Мишель де Серто, писал о громадной литературе, посвященной весеннему бунту, и о небывалом осеннем «издательском урожае». А в следующие десятилетия и вовсе появились горы книг — как романов, так и нон-фикшн, снято множество документальных и игровых фильмов, написаны многочисленные картины, песни и оперы, прошли гигантские мемориальные выставки… Поражает неослабевающее на протяжении десятилетий внимание к майским событиям и вместе с тем пестрота, неоднозначность подходов к ним: кажется, они в фокусе интересов, но взгляд при этом как бы расфокусирован. Как понять, что же это было?

Хроника бунта

Все существенное уместилось в шесть недель мая - июня 1968 года, хотя волнения среди парижских студентов (они начались митингом в память о погибшем Че Геваре и выступлениями против вьетнамской войны) шли уже с ноября 1967-го. Весной 1968-го в Университете Западного Парижа Нантер-ля-Дефанс полторы сотни учащихся, протестуя против ареста нескольких своих товарищей в ходе антивоенной демонстрации, занимают административные помещения. Тут же учреждается движение молодежи, которая бойкотирует экзамены и добивается самоуправления в университетах, выступает за свободу от репрессивного общества, его устаревших правил, от буржуазной морали и сексуальных ограничений (Движение 22 марта, названное по дат е его создания, позднее опишет тогдашний преподаватель нантерского филфака Робер Мерль на страницах романа «За стеклом»). Бунтовщиков, вдохновляемых левоанархистскими идеями Ги Дебора и сюрреалистской мечтой о тотальном восстании против любых «отцов» и всего созданного ими «порядка», возглавляет 22-летний студент отделения социальных наук Даниель Кон-Бендит. Он увлечен задачей создать общество, свободное от всяческого диктата - как экономического (рынок), так и политического (партийная система), - и учится у будущего теоретика «горизонтальных» сетевых коммуникаций Мануэля Кастельса. С поддержкой яркого студенческого лидера выступают видные философы Анри Лефевр и Поль Рикер, социолог Ален Турен. Власти закрывают университет.

Тогда под лозунгами движения на митинг 3 мая 1968 года выходят, заполнив университетский двор, 400 студентов Сорбонны. Манифестанты разогнаны ворвавшейся внутрь полицией, активисты арестованы. Акция полиции воспринята как вопиющее нарушение университетской автономии, и с 4 мая Сорбонну, которая (впервые после нацистского вторжения в Париж) также закрыта властями, поддерживают, в свою очередь, студенты Нантера. 6 мая на демонстрацию в столице выходят уже 20 000 учащихся. С 7 мая бастует большинство учебных заведений страны, к забастовщикам присоединяются преподаватели, работники массмедиа. 10-11 мая строятся баррикады в Латинском квартале, идут схватки с полицейскими, есть несколько жертв (ночь с 10 на 11 мая так и называется потом «ночью баррикад»). Студентов активно поддерживают социалистические силы, левокоммунистические организации, а позднее и ФКП. 13 мая профсоюзы объявляют бессрочную забастовку уже по всей Франции. Манифестанты требуют отставки де Голля, изменения трудового законодательства, пенсионных реформ. На предприятиях и в городах возникают комитеты самоуправления, вводятся элементы экономической политики в духе социализма - снижаются цены, возникают структуры взаимопомощи. Бюрократия и предприниматели ведут изматывающие, но безрезультатные переговоры с бастующими, а вскоре власть переходит к более жестким действиям. В июне декретом де Голля распускаются 11 молодежных организаций, признанных экстремистскими. Кон-Бендит был выслан на родину в ФРГ. К середине июня большинство забастовочных центров подавлено полицией.

Однако значительная часть населения оказалась напугана размахом случившегося. На волне отката от прежних настроений мятежа голлисты в конце июня триумфально выигрывают парламентские выборы, за них голосуют свыше 70% пришедших на избирательные участки. И все же политическая судьба де Голля решена: после провалившейся попытки реорганизовать верхнюю палату парламента для более широкого представительства там интересов разных социальных групп и движений от предпринимателей до профсоюзов он в апреле 1969 года добровольно уходит в отставку, а через полтора года умирает от разрыва аорты.

Контекст и ядро

Причины произошедшего, конечно, многочисленны и сложно соотнесены. Примем во внимание, что все происходит в гораздо более широком, чем университетский двор, контексте холодной войны между Западом и Востоком, с одной стороны, и в рамках ширящихся по всей Европе, становящихся массовыми антиправительственных движений, как правило, левого толка - антивоенного, экологического, антиколониального (май 1968-го - это еще и эхо закончившейся в 1962-м алжирской войны), с другой. Шестидесятые годы для Франции - период тяжелых экономических проблем на входе в круг современных развитых «обществ потребления», а также связанных с ними проблем демографических. В жизнь вступает многочисленное поколение послевоенного беби-бума, и его количественный избыток еще больше обостряет трудности поступления в высшую школу, профессиональной карьеры, социального продвижения, жилищного обустройства новых семей и т. д. Наконец, укрепляющийся на глазах авторитаризм единоличной власти де Голля, в частности полная монополия государства на «новые» средства коммуникации, радио и телевидение, вызывает жесткое отторжение со стороны более образованных и квалифицированных французов.

Важно, что зачинщиками «красного мая» выступают студенты, к которым присоединяются преподаватели и работники массмедиа (как печатных изданий, пользовавшихся относительной свободой, так и огосударствленных радио и телевидения), а местом схватки с властями делается университет. Как ни странно это звучит для слуха сегодняшних пассивно адаптирующихся россиян, включая самых молодых, лидером всех протестных движений в Европе после Второй мировой войны была и остается студенческая молодежь. Речь идет, подчеркну, о ключевой точке в структуре современных («модерных») обществ. Здесь сходятся прошлое, настоящее и будущее, скрещиваются интересы основных институтов, ответственных за социализацию новых поколений (семья, средняя и высшая школа, массмедиа), а тем самым - за воспроизводство структуры общества, положения его основных групп, набора принятых в нем образцов мысли, чувства, поведения, то есть форм культуры.

Становление молодежи в условиях недовольства доминантной культурой большинства, официальной повесткой дня и привычными, а потому незаметными, скрытыми от рационализации и понимания общими стереотипами приобретает формы контркультуры. Понятно, что эта протестная культура объединяет требования всех утесняемых привычным ходом вещей, всех «других», исключенных из доминирующего студенческая молодежь. Речь идет, подчеркну, о ключевой точке в структуре современных («модерных») обществ. Здесь сходятся прошлое, настоящее и будущее, скрещиваются интересы основных институтов, ответственных за социализацию новых поколений (семья, средняя и высшая школа, массмедиа), а тем самым - за воспроизводство структуры общества, положения его основных групп, набора принятых в нем образцов мысли, чувства, поведения, то есть форм культуры. Становление молодежи в условиях недовольства доминантной культурой большинства, официальной повесткой дня и привычными, а потому незаметными, скрытыми от рационализации и понимания общими стереотипами приобретает формы контркультуры. Понятно, что эта протестная культура объединяет требования всех утесняемых привычным ходом вещей, всех «других», исключенных из доминирующего большинства, - от женщин (отсюда взрыв феминизма), представителей нетрадиционных ориентаций (борьба за сексуальные свободы) до угнетенных народов (студенческая поддержка антиколониализма, негритюда, кубинской революции и т. п.). Важно, что по этим пунктам молодежь найдет точки соприкосновения с представителями старших поколений интеллектуалов (среди манифестантов мая - Сартр, Альтюссер, Фуко, их поддерживает Франсуа Мориак и др.). Наконец, существенно то, что солидарность со студентами в их недовольстве современной Францией выразили все слои работающего населения. Иными словами, произошло слияние нескольких социальных движений, разных по составу, истокам, горизонтам ожиданий и требований (историческими прецедентами такой солидарности, вообще характерной для французского общества, были, при всех различиях между ними, Парижская коммуна, «дело Дрейфуса», антифашистский Народный фронт).

Последствия и значение

Только прямые последствия майских событий 1968 года во Франции (не говоря об их отголоске в других странах Европы, включая Восточную, в США и даже в Азии) оказались очень значительными. Студенческий бунт повлек за собой падение авторитарной власти в стране. Были приняты серьезные изменения в трудовом законодательстве - увеличены МРОТ, пособие по безработице, продолжительность отпуска. Проведена серия крупных реформ системы высшего образования - укреплена автономия вузов, усилены начала их самоуправления, образование заметно переориентировано в сторону современных проблем общества и запросов молодежи, требований рынка труда, необходимой профессионализации и реальной подготовки студентов к будущей карьере.

Более того, с конца 1960-х годов можно говорить о новом положении и роли молодежи как самостоятельной социальной и культурной силы, включая высокую значимость молодежного духа и образа жизни, молодежной моды в обществе. Новой стала и роль меньшинств на Западе, их проблемы и требования находятся в центре государственной политики, социальных движений, привлекают внимание средств массовой информации, активно обсуждаются в публичной сфере. Толерантность общественного порядка в сегодняшних развитых странах Запада - во многом детище парижского мая, и если можно говорить о современной западной цивилизации как цивилизации нерепрессивной, то в этом, несомненно, большая заслуга бунтарей Латинского квартала. В рамках этого «поворота» произошло и прощание большинства западных интеллектуалов с коммунистическим утопизмом, в том числе с застарелыми симпатиями к СССР (на это сильнейшим образом повлиял август 1968-го, конец Пражской весны, но ведь она и сама находилась в резонансе с весной в Париже).

Значение майских событий 1968 года, которые все-таки не были, строго говоря, революцией, а были, скорее, бунтом или мятежом, выходит далеко за пределы значительных социокультурных перемен, бегло перечисленных выше. Участники и свидетели тогдашних событий не раз говорили о них как о празднике, приравнивали к отпуску (поэт Андре дю Буше назвал их «новыми каникулами»). В этом смысле их можно понимать как своего рода «антиструктуру», используя термин антрополога Виктора Тернера, изучавшего такие феномены разрыва в работе устойчивых структур социума и форм привычного общения в нем. Неслучайна апелляция к понятию невозможного в тогдашних парижских граффити: бунтующая молодежь явно претендовала на большее, чем отставка де Голля или поправки в трудовом кодексе, - она пыталась сдвинуть границы между возможным и невозможным.

Отсюда явственное чувство, что эмоциональный взрыв, смысловое переживание, весь опыт тогдашних дней явно шире и богаче, чем их прикладное социальное значение. Мишель де Серто говорил, что май 1968-го «значил больше, чем осуществил». Не в этом ли одна из причин долгого эха того короткого мая? Серто называл тогдашние события «революцией слова». «В мае, - писал он, - слово брали так, как в 1789 году брали Бастилию». Историк приводит реплику одного из рабочих-стачечников, обращенную к подруге, которая отнекивается от выступления на микрофон, поскольку она-де некультурная: «Сегодня культура как раз в том, чтобы говорить». Слово в мае взяли те, кто никогда не имел права на речь, не владел искусством общения, был изолирован, отсечен от связи с другими. В этом смысле мятеж 1968-го - это бунт символов, переворот самих символических структур культуры.

Вместе с тем о мае 1968-го можно говорить как о последнем восстании европейских интеллектуалов, финальном их коллективном действии такого исторического замаха и такого социального масштаба. Более того, здесь, вероятно, вообще завершилась вся полуторавековая эпоха модерна, в которой интеллектуалы и молодежь, начиная с европейских романтиков, играли особую, инициативную роль. В позднейших условиях интеллектуал - либо платный эксперт властей и корпораций, либо виртуальная звезда массмедиа и масскульта. Смысл революций далеко не всегда открывается участникам и современникам, нередко в них побеждают вовсе не зачинщики. Кажется, так случилось и на этот раз. Переход к постмодерну вывел на сцену новых действующих лиц - средний класс, представители которого, насколько можно судить, и проголосовали на июньских выборах 1968 года за партию де Голля (может быть, загадочная быстрота перехода от, казалось бы, общего мятежа к общей лояльности властям - еще одна причина неугасающего интереса к майским событиям 1968-го).

Средний класс - это новое большинство хорошо зарабатывающих и платящих большие налоги, наиболее активно голосующих и самым активным образом потребляющих. В том числе потребляющих туристические услуги, а с 1970-х годов можно говорить о настоящем туристическом буме в странах Запада, и этот бум, конечно, неотрывен от цифрового фотоаппарата и видеокамеры, новых технических средств репродукции. Началась эпоха глобализации, принесшая с собой, соответственно, и другие информационные технологии, прежде всего Интернет и мобильные микроустройства оперативной связи.

Конечно, все эти общемировые явления не есть непосредственные следствия студенческого мятежа в мае 1968 года. Однако «красный май», несомненно, был одним из самых ярких и значимых событий в сложном переплетении тех явных и подспудных сдвигов, которые привели от 1960-х годов к нынешнему дню. Мир стал другим. Выступая в Монреальском университете через 40 лет после событий 1968-го, Даниель Кон-Бендит признал: та весна не исполнила своих революционных обещаний, но повлияла на ожидания и поведение множества людей, поскольку открыла для них небывалую прежде индивидуальную свободу.

Поёт вокалоид Мику Хацунэ (программа, разработанная японской компанией Yamaha, имитирующая поющий голос человека). Песня называется «Прекрасен месяц май в Париже». Именно её пели участники событий, в мае 1968 года.

Революция во Франции в мае 1968 года.
Это историческое событие началось со студенческих волнений, поэтому его иногда называют студенческим бунтом. На самом деле, это была самая, что ни на есть, настоящая революция. Именно так характеризовали это явление сами участники. И именно такова оценка многих историков. Но в исторической классификации событий XX века, такой термин (для обозначения, произошедшего во Франции) не используется. Более того, многие историки-исследователи, политологи, культурологи и социальные психологи боятся исследовать и анализировать это событие. Обходят его стороной, словно есть какое-то «табу» с самого «верху». Так в чём же дело?

Краткая хронология того, что произошло в мае 1968 года во Франции:

Первые «искры».
20 марта. Арест 6-ти членов «Национального комитета в защиту Вьетнама».
22 марта. В Нантере несколько студенческих групп захватили здание административного корпуса, требуя освобождения своих товарищей.
29 марта. Студенты захватили один из залов в Сорбонском университете в Париже и провели в нем митинг.
30 апреля. Администрация учебного заведения обвинила восьмерых лидеров студенческих беспорядков в «подстрекательстве к насилию» и прекратила занятия в университете.
1 мая. К студентам присоединились представители рабочей молодёжи. Сто тысяч человек вышли на улицы Парижа. Были выставлены требования социального характера.
2 мая. Национальный студенческий Союз Франции совместно с Национальным профсоюзом работников высшего образования призвали студентов к забастовке. Начались столкновения с полицией, в знак протеста митинги и демонстрации прошли практически во всех университетских городах Франции.
3 мая. Внезапно забастовали водители парижских автобусов. С угрозой забастовки выступили типографские рабочие. Ректор Сорбонны объявил об отмене занятий и вызвал полицию, которая атаковала студентов, применив дубинки и гранаты со слезоточивым газом. Студенты взялись за булыжники. Столкновения распространились практически на весь Латинский квартал Парижа. В них участвовали 2 тысячи полицейских и 2 тысячи студентов, несколько сот человек было ранено, 596 студентов арестовано.
4 мая. Сорбонна была закрыта. До этого, так поступили только фашистские оккупанты.
5 мая. 13 студентов были осуждены парижским судом. Преподаватели поддержали учащихся и призвали к всеобщей забастовке в университетах.
6 мая. 20 тысяч человек вышли на демонстрацию протеста. В голове колонны несли плакат «Мы - маленькая кучка экстремистов» (так власти накануне назвали участников студенческих волнений). На обратном пути, колонну атаковали 6 тысяч полицейских. В рядах демонстрантов были не только студенты, но и преподаватели, лицеисты, школьники. 600 человек (с обеих сторон) были ранены, 421 арестованы. В знак солидарности по всей стране вспыхнули забастовки и демонстрации студентов, рабочих и служащих самых разных отраслей и профессий.
7 мая. Забастовали все высшие учебные заведения и лицеи Парижа. На демонстрацию вышли 50 тысяч студентов, колонну вновь атаковали силы полиции.

Всё это время, Президент Франции молчал, делая вид, что ничего особенного не происходит.

Разгорается «пламя».
Вечер 7 мая был началом перелома в общественном мнении. Студентов поддержали профсоюзы преподавателей, учителей и научных работников, а также Французская лига прав человека. Профсоюз работников телевидения выступил с заявлением протеста в связи с отсутствием объективности в СМИ. Металлурги блокировали одну из общенациональных автомагистралей.
8 мая. Наконец-то, Президент «заметил» происходящее, выступил по радио и заявил: «Я не уступлю насилию». В ответ на это, группа известнейших французских журналистов создала «Комитет против репрессий». Крупнейшие представители французской интеллигенции (Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Натали Саррот, Франсуаза Саган, Андре Горц, Франсуа Мориак и многие другие) выступили в поддержку студентов. Французские лауреаты Нобелевской премии также выступили с аналогичным заявлением. Студентов поддержали крупнейшие профцентры Франции, а затем и партии коммунистов, социалистов и левых радикалов. В этот день большие демонстрации опять прошли в целом ряде городов, а в Париже на улицу вышли почти все жители, полиция была вынуждена уйти.
10 мая. 20-тысячная демонстрация молодёжи была блокирована, с разных сторон, силами правопорядка порядка. Демонстранты соорудили 60 баррикад, некоторые из них достигали 2 метров в высоту. Знаменитый бульвар Сен-Мишель полностью лишился брусчатки, которую молодёжь использовала в качестве оружия против полицейских. До самого утра окружённым демонстрантам, удавалось сопротивляться полиции. 367 человек было ранено, 460 арестовано. Разгон демонстрации привел к общеполитическому кризису.
Ночь с 10 на 11 мая (впоследствии её назовут «Ночь баррикад»).
Прибыли спецподразделения. Полиция применила гранаты со слезоточивым газом и перешла в наступление. Восставшие подожгли автомашины, из которых были сооружены баррикады.
11 мая. Все оппозиционные партии потребовали срочного созыва Национального Собрания.
Революция началась!
13 мая. Забастовка не только не прекращается, но перерастает в бессрочную. 10 миллионов человек бастуют по всей стране. Все уже забыли о студентах, с которых всё и началось. Рабочие требуют сорокачасовой рабочей недели и повышения минимальной зарплаты до 1000 франков. В Париже прошла грандиозная 800-тысячная демонстрация (!), в первом ряду которой шли рука об руку коммунист Жорж Сеги и анархист Кон-Бендит. В крупных провинциальных городах прошли многотысячные демонстрации солидарности (например, в Марселе и в Бордо по 50 тысяч человек, Тулузе - 40 тысяч, Лионе - 60 тысяч).
14 мая. Рабочие компании «Сюд-Авиасьон» захватили предприятие. Моментально захваты предприятий рабочими стали распространяться по всей Франции. Стачечная волна охватила металлургическую и машиностроительную промышленность, а затем распространилась на другие отрасли. Над воротами многих заводов и фабрик были надписи «Занято персоналом».
15 мая. Восставшие захватили парижский театр «Одеон» и превратили его в открытый дискуссионный клуб, подняв над ним два флага: красный и черный. Были захвачены автозаводы «Рено», судоверфи, больницы. Повсюду висели красные флаги. Соблюдалась строжайшая дисциплина.
16 мая. Закрылись порты Марселя и Гавра, был прерван маршрут Трансъевропейского экспресса. Газеты стали выходить под контролем типографских рабочих. Многие общественные службы функционировали только с разрешения бастующих.
17 мая. Забастовали телеграф, телефон, почта, общественный транспорт. Экономика страны парализована.
Маленькое отступление: Но граждане не хотели беспорядков. Желание людей самим установить порядок было столь сильным, что городским властям и полиции пришлось отступить. Работницы заводов и фабрик взяли под контроль снабжение местных магазинов продовольствием и организацию торговых точек в школах. Рабочие и студенты организовали выезд на фермы с целью помочь крестьянам сажать картофель. Революционными властями была запрещена деятельность фирм-посредников. И сразу упали розничные цены! На сельскохозяйственную продукцию цены снизились от 2-х до 5-ти раз. Дополнительно действовало бесплатное распределение товаров и продуктов нуждающимся семьям. Организовывались детские сады и ясли для детей бастующих. Было обеспечено бесперебойное снабжение ферм и хозяйств электроэнергией, налажена регулярная доставка горючего. Больницы переходили на самоуправление, в них избирались и действовали комитеты врачей и пациентов. Осуществлялся контроль за движением транспорта. На блокпостах, дежурили школьники старших классов. В стране сложилось двоевластие - с одной стороны деморализованная государственная машина, с другой стороны самодеятельные органы рабочего, крестьянского и студенческого самоуправления.
21-22 мая. В Национальном Собрании обсуждается вопрос о недоверии правительству. Для вотума недоверия не хватило 1 (одного единственного!) голоса.

Всё это время, Президент Франции молчал, словно забыв о происходящем.

22 мая. «Ночь гнева». Столкновения на баррикадах. Горит здание Парижской биржи.
24 мая. После долгого молчания, Президент выступил по радио с речью, в которой предложил провести референдум о «формах участия» простых людей в управлении предприятиями.
25 мая. Начались трехсторонние переговоры между правительством, профсоюзами и Национальным советом французских предпринимателей. Выработанные ими соглашения предусматривали существенное увеличение зарплаты, однако не все были удовлетворены этими уступками и продолжали призывать к продолжению забастовки. Социалисты во главе с Франсуа Миттераном (который впоследствии станет Президентом, кстати) собрали митинг и потребовали создания Временного правительства. В ответ на это власти во многих городах применили силу. Ночь 25 мая получила название «кровавая пятница».
29 мая. Появилась информация, что Президент покинул Францию. Революционные лидеры призвали к захвату власти, поскольку она «валяется на улице». Взять власть, было предложено коммунистической партии Франции. Коммунисты отказались.

Маленькое отступление: А вот теперь, что бы понять то, что произошло дальше, надо задуматься о том, кто именно был Президентом Франции в то время. Так, кто же? Им был генерал Шарль де Голль. Живая легенда, национальный герой, чьё имя у французов, стоит в одном ряду с Жанной д’Арк и Наполеоном (все трое, сейчас, вполне официально, считаются величайшими героями нации, которые пришли на помощь стране в трудную годину).

Контрреволюция наносит ответный удар.
30 мая. Президент внезапно появляется и переходит к решительным действиям. Всё это время, он выжидал, лавировал и собирал силы. Де Голль выступает с пламенной речью. Он заявляет, что отказывается от своих обещаний данных им 24 мая, от обещанного референдума и распускает Национальное Собрание (!), при этом обещает внеочередные парламентские выборы. Он призывает своих сторонников продемонстрировать твердость характера и выйти на улицы.
И сторонники откликнулись в тот же день! Они («голлисты») проводят 500-тысячную демонстрацию поддержки, скандируя: «Де Голль, ты не один!».
Происходит резкий перелом в ходе событий.
1 - 6 июня. Правительство, профсоюзы и предприниматели садятся за стол переговоров и достигают некоторого согласия. Профсоюзы переходят на сторону правительства и призывают рабочих прекратить забастовки.
12 июня. Власть перешла в наступление. Были запрещены организации левого толка. Предприятия, захваченные рабочими, «зачищаются» силами полиции.
14 июня - 17 июня. Полиция захватывает «Одеон», Сорбонну, «Рено» и остальные объекты.
И вот, наконец-то, с 23 по 30 июня проходят парламентские выборы. Результат ошеломляющий. «Голлисты» получают 73,8 % мест в Национальном собрании. Впервые, за историю французских парламентских выборов, одна партия получила в нижней палате абсолютное и подавляющее число голосов. Большинство французов выразили доверие генералу де Голлю!
Итог:
А вот итог оказался более плачевным для контрреволюционеров, чем для их противников. Последствия революции не замедлили сказаться. Следом за увеличением заработной платы (уступка, на которую пошло правительство профсоюзам), поднялись цены. Инфляция привела к быстрому сокращению золотого запаса страны (значительная часть которого переместилась в США). В ноябре 1968 года во Франции разразился финансовый кризис. Все меры стабилизации экономики, которые предпринял Президент, были крайне непопулярны у всего населения страны. Единственный способ поправить положение, Президент Франции увидел в изменении территориально-административного устройства страны, расширение роли регионов (наделить их большими правами, для решения вопросов самостоятельно), с последующим реформированием Сената.
В поисках поддержки населения де Голль прибег к референдуму. Он заявил, что если законопроект будет, отвергнут, он уйдёт в отставку. Оппозиция немедленно начала кампанию против законопроекта. На референдум, был вынесен вопрос: «Одобряете ли Вы законопроект, представленный французскому народу Президентом Республики?». Референдум с треском провалился. Сторонники де Голля, из числа простых обывателей, отвернулись от «голлистов». Генерал подаёт в отставку. Партия власти сломлена и раздавлена.
Проиграв «бой», французские революционеры, в конечном итоге, выиграли «войну». Президент ушёл. Система сломана. Майские события 1968 года в корне изменили облик Франции и всей Европы. Произошёл поворот в сторону социально ориентированной политики. Слово «революция», кстати, и означает поворот (от лат. revolutio — поворот). Вопросы прав и свобод граждан становятся стержнем политики большинства развитых европейских стран. Многие лозунги того времени стали «крылатыми выражениями». Одни звучат актуально и сейчас: «Как ни проголосуешь, нет или да, из тебя всё равно сделают козла!», «Структуры для людей, а не люди для структур!». Другие стали лозунгами различных движений: «Революцию не делают в галстуках!», «На смену олигархам должен прийти народ!», «Мы не будем ничего требовать и просить: Мы возьмём и захватим!».
А вот какие выводы сделал я (они объясняют, почему информация об этой революции искажается и частично замалчивается):
1. Революция, проходившая под лозунгами левых движений, была национальной. Парадокс, но это так. Без национальной сплочённости французов, столь массовое восстание было бы невозможно. И «сильные мира сего» сделали из этого соответствующие выводы.
2. Главной движущей силой революции оказались профсоюзы, наглядно показав, что имеют реальные рычаги управления самыми различными ситуациями в стране. Именно после 1968 года, спецслужбы многих стран, активно взялись за разработку методик тайного манипулирования профсоюзами. Именно после событий этой революции, европейские страны стали активно «подсаживаться» на дешёвую гастарбайтерскую силу, как наркоманы на иглу, ослабляя тем самым национальные профсоюзы. В той же Франции, с начала 70-х, иностранных рабочих стали зазывать, специально выделяя им рабочие места. Сейчас, значительная часть из них, не работает вообще и с ними сделать ничего нельзя. Все эти люди уже французы. Но подчиняются, они только лидерам своих национальных общин. На французские профсоюзы они плевать хотели. Список профессиональных сфер для иностранных рабочих во Франции сокращен только сейчас, но уже поздно.
3. Душой революции выступила национальная интеллигенция (преподаватели, журналисты, учёные). Национальное самосознание невозможно без национальной интеллигенции. Возможно, с этим связано сознательное и повсеместное снижение, во многих странах, потенциального уровня учащейся молодёжи и качество образования вообще (замена экзаменов такими видами тестирования как ЕГЭ, SAT, ACT, Abitur и т.п.). Также, возможно с этим, связано взятие курса на создание компрадорской интеллигенции руководством многих государств (введение уроков толерантности в учебных заведениях, создание из этого социологического термина отдельного предмета преподавания и т.д.).
4. Эта революция - образец революции в индустриально-развитой капиталистической стране. Правители и «сильные мира сего» понимают, что с массовым восстанием такого рода, мог справиться только очень волевой и очень популярный лидер. Шарль Андре Жозеф Мари де Голль - наивеличайший государственный деятель и Национальный герой Франции (он бы и с референдумом справился, но ему было уже 79 (!) лет). Они понимают, что сами они, окажись в подобной ситуации, не стоили бы и мизинца с его левой ноги. Понимают и боятся, что подобное может повториться.
5. Франция 1968 года созрела для социального взрыва, состояние общества, образно выражаясь, напоминало пороховую бочку. Не хватало только «искры». Во Франции, такой искрой оказалась недовольство крохотной группы студентов войной во Вьетнаме. Но могла быть и любая другая. В современной России, если допустить хоть какую-то аналогию, такой «искрой» может оказаться фальсификация выборов Президента РФ.
6. Сейчас от былой сплочённости французов не осталось и следа. Население Франции разобщено. Выиграв «войну», революционеры потеряли страну. Если бы я был французом и жил в то время, я был бы «голлистом». Однозначно. Но я живу, в современной России и случись подобные события у нас, сейчас, скорее всего, был бы в рядах восставших. Парадокс? Да, парадоксально. Но - факт!

Для финансового обеспечения себя и своей семьи важно найти хорошую работу с высокой заработной платой. К сожалению, это не так просто. Работодатели выдвигают массу требований к кандидатам, тщательно изучают резюме и выбирают специалистов с соответствующим образованием. Не каждый смог получить корочку в силу различных жизненных обстоятельств. Но существует прекрасный выход – купить диплом. Он обойдется совсем недорого.

когда срочно нужно купить диплом

Каждого современного человека хотя бы раз посещала мысль о важности получения специальности. Это можно сделать, поступив в ВУЗ на дневное или дистанционное обучение. К сожалению, это долгий и дорогостоящий вариант, который не каждому по карману. Намного быстрее и проще купить диплом в Москве. Помешать принятию такого решения могут страхи:

  • боязнь того, что кто-то узнает, что диплом куплен;
  • остаться без денег и заказанного документа.

Чтобы приобрести диплом специалиста без каких-либо рисков, в том числе и финансовых, нужно обязательно выбирать надежную компанию. Очень низкая цена может быть лишь у подделки. В этом важном деле не стоит экономить и осуществлять покупку в сомнительных местах, ведь на кону ваше благополучие.

Популярные документы

Купить диплом в Москве на выгодных условиях

Покупая диплом в Москве именно в нашей компании, вы сможете:

  • сэкономить круглую сумму, которая необходима на обучение;
  • несколько лет жизни потратить с пользой, а не на учебу;
  • сохранить нервы, так как учебный процесс требует много сил и энергии.

Настоящий образовательный документ об окончании университета непременно даст следующие преимущества:

  • шанс найти хорошую должность с высокой заработной платой;
  • возможность приобрести несколько дипломов с разными профессиями, что ускорит поиск работы;
  • уважение коллег, благодаря наличию диплома магистра престижного университета;
  • карьерный рост;
  • возможность смены сферы деятельности, когда полученная профессия перестала быть актуальной.

Купить диплом университета на выгодных условиях можно в нашей компании. Мы предлагаем самые выгодные условия сотрудничества и следующие преимущества:

  • цены ниже, чем у других компаний;
  • изготовление на оригинальном бланке Гознак;
  • удобная доставка в любой регион России;
  • работа без предоплаты;
  • выполнение заказа в минимальный срок;
  • безвозвратное удаление информации о клиенте после совершения сделки.

Специалисты компании изготовят любой документ на официальном бланке на заказ. Вы сможете выбрать не только желаемое учебное заведение и специальность, а также нужные оценки в приложении. Красный диплом бакалавра, специалиста или магистра также не проблема. Дешево приобрести диплом в Москве с гарантией качества можно именно в нашей компании.

Последние отзывы

Всё нормально, спасибо за диплом!

Хочу поблагодарить представителей Вашей компании за предоставленную возможность купить диплом о втором высшем образовании. Я начинала учиться в университете, но рождение второго ребенка вынудило меня оставить его. Сейчас у меня есть столь желанный диплом, когда малышка подрастет, я смогу устроиться на работу по любимой специальности. Спасибо большое!

Станислав

Простота покупки свидетельства меня просто покорила. Я думал, что придется долго и нудно заполнять документы, а оказалось, что на все про все нужно буквально пять минут. Это отлично проработанный и продуманный сайт, пользоваться им очень просто. Сейчас жду свое свидетельство с нетерпением.

Как быстро заказать диплом в Москве

Продажа документации государственного образца – наша специализация. Сделать заказ диплома с доставкой не составит труда. Для этого нужно выполнить несколько простых действий:

  1. Внимательно заполнить форму на главной странице сайта.
  2. Ответить на вопросы менеджера в телефонном режиме.
  3. Проверить макет документации (будет выслан на указанный электронный адрес).
  4. Внести коррективы или отправить подтверждение о правильности заполнения данных.
  5. Проверить заказ при получении, оплатить услуги.

Купить диплом института никогда не было так просто, а главное – безопасно. Наша компания имеет колоссальный опыт в сфере производства документации наивысшего качества. В разделе «Отзывы» можно ознакомиться с комментариями людей, которые воспользовались нашими услугами и смогли устроить свою жизнь. Доставка документации осуществляется курьером по Москве в день печати документа. В другие регионы заказ отправляется удобной почтовой службой с наложенным платежом. Уже через несколько дней вы получите желанный документ на подлинном бланке, который невозможно будет отличить от оригинала. На дипломе будут все важные уровни защиты, печати и подписи. Также его можно будет проверить под ультрафиолетом. Никто и никогда не усомнится в оригинальности вашего документа.

Чем занимаются наши сотрудники

Далеко не у всех есть желание служить в вооруженных силах, а если уже достигнут 40-летний возраст, то на это просто нет времени. В таком случае на помощь приходит наша компания. Мы занимаемся продажей документов государственного образца. Можно купить диплом и получить заветное рабочее место с высокооплачиваемой должностью. Раньше сложно было себе представить такое простое решение вопроса. А сегодня вы получите в сжатые сроки документы из военкомата, ЗАГСа, ВУЗа или любого другого учреждения. Мы вам в этом поможем.

Новый документ вам предоставит возможность:

  • избежать бумажной волокиты и траты времени в очередях;
  • при утере диплома гарантированное быстрое его восстановление;
  • замены оценок на более высокие;
  • получение достойного рабочего места;
  • подтверждение соответствующей квалификации;
  • изменить специализацию;без проблем получить учебную визу в другую страну;
  • получить отсрочку или освобождение от призыва в армию.

В Москве достаточно учебных заведением с прохождением военной кафедры. У вас появляется уникальная возможность получить и военную специальность, и гражданскую и все это без отрыва от места работы. Для своих клиентов мы предлагаем документы об окончании среднего образования, всевозможные справки для работы или по месту учебы. Если вы поступили в ВУЗ, но времени абсолютно нет на учебу, мы выдадим справку о посещении сессий или сразу же купите у нас диплом своего ВУЗа и занимайтесь своими делами. Также оформляем свидетельства о браке, рождении или смерти. Обратившись к нам, вы останетесь довольны результатом!

Последние вопросы

Александра

Скажите, если я живу не в России и не в СНГ, могу ли я заказать у Вас диплом о высшем образовании? Мне нужен педагогический ВУЗ, преподавание русского языка и литературы. Я родом из Украины, диплом мне нужен местный. Можете ли Вы мне помочь в моей ситуации?

Да, мы можем сделать Вам нужный документ. Оставляйте заявку у менеджеров и не забудьте оставить координаты для связи – номер телефона или электронную почту. Мы свяжемся с Вами для уточнения Вашего заказа.

Как мне поступить, если в документе я обнаружу ошибки или опечатки?

Перед тем, как принимать и оплачивать готовый документ, Вам нужно его внимательно проверить. Если Вы обнаружите в нем недочеты, не берите его и не платите, просто отдайте курьеру или верните обратно нам на переделку. Естественно, что все расходы мы берем на себя. Чтобы такие ситуации никогда не возникали, мы делаем для наших клиентов макет будущего документа и отправляем им на согласование. Когда заказчик проверит все детали и подтвердит согласие, мы пошлем макет на выполнение. Также можно сделать фото или видеозапись документа под лучами ультрафиолетовой лампы. Это подтвердит высокое качество готового изделия.

Сможете ли Вы сделать для меня академическую справку?

Да, мы делаем разные виды справок, в том числе и академические. С типами документов и ценами на нашу работу Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе «Цены».

Мы хотим чтобы вы имели диплом

Наша компания даст вам такие преимущества:

вы сэкономите 5 лет обучения;

у нас есть бюджетные документы, которые выполняются на обычной бумаге;

вы можете приобрести дорогой вариант диплома, который вам нужен, но со всеми защитами. Тогда никто не отличит сертификат от оригинала;

доставка курьером или почтой РФ;

наши клиенты попадают в федеральный реестр сразу же после сделки с нами;

вся информация о вас конфиденциальна;

у нас оплата только после того, как соответствующая «корочка» в ваших руках.

У нас самый широкий выбор дипломов. Вы можете с нами связаться любым приемлемым для вас способом. Например, позвонить по телефону, отослать письмо на электронный ящик. На сайте есть возможность заполнить форму, указав все необходимые параметры. Наши консультанты помогут вам выбрать ту корочку, которая необходима вам, чтобы выйти в люди. Мы с вами обязательно свяжемся и обсудим все интересующие вас детали.

Получение любого сертификата в наши дни – это не бездумная трата денег. Это – подъем вверх по карьерной лестнице. К вашему мнению будут прислушиваться не только рядовые коллеги, но и начальники. Измените свое будущее сейчас. Доставка документов на дом бесплатна!



Читайте также: