Биография мальтуса. Экономическое учение Т. Мальтуса. Проблемы в концепции

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в.,норезультаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика.

Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834) становятся известными в экономической литературе после выхода в свет его работы "Опыт о законе народонаселения" (1798). В 1798 г. книга появилась анонимно. Для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду госу­дарств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

В 1820 году Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии», рассматриваемые в расчете на их практическое применение, который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитые «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары.

Эта работа является реакцией на зарождение и широкое распространение социалистических идей. Мальтус в своей работе ставил две задачи:

1. Объяснить развитие капитализма;

2. Объяснить невозможность изменения жизненных условий людей с помощью революций и социальных реформ.

Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря, прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Основные положения теории:

1. Закон убывающего плодородия почв. Продукт земли может увеличиваться в арифметической прогрессии, а население - в геометрической, и плодородие земли убывает с каждым годом и поколением. И единственное средство для улучшения жизни населения заключается в уменьшении работников (снижение рождаемости), но потомство может быть в том случае, если отец может его прокормить, т.е. нужно как можно позже вступать в брак и запретить браки неимущих.

Одной из главных причин войн Т. Мальтус считал "недостаток места и продовольствия". Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Критики Мальтуса обязательно упоминают о некорректности его статистических исследований. Дело в том, что данные о плодородии почв Мальтус приводит по Англии, а данные по увеличению народонаселения - по Америке, где население увеличивалось не только в связи с естественным приростом, но и благодаря эмиграции. Также некорректно сравнение законов природы (Мальтус имел в виду животный и растительный мир, где без естественных врагов популяция увеличивается до тех пор, пока существуют свободные территории или средства питания). Люди не просто пользуются плодами земли, но и сами их создают.

2. Мальтус согласен со Смитом в вопросе определения стоимости товара как суммы прибыли, ренты и заработной платы, но саму прибыль он трактует по-своему: по его мнению, она получается лишь в процессе обращения, когда цена выше стоимости и невелика. Для того, чтобы она существовала, а капиталист был заинтересован в развитии и расширении производства, давая тем самым занятость рабочим, нужно обеспечить ему получение достаточной прибыли, а, следовательно, возможность продавать товар выше затрат на его создание. Чтобы товар по завышенной цене нашел своего покупателя нужны "третьи люди", не участвующие в процессе производства и доходы которых не зависят от производства, которые должны были быть только потребителями. К "третьему классу", от которого зависит бескризисность экономики, Мальтус относит земельных собственников, и призывает к сохранению их как класса и сохранению в неприкосновенности их частной собственности на землю.

В своей теории стоимости Мальтус опирался на "догму Смита".

3. Теория воспроизводства.Важный аспект, в кото­ром Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры, это - его исследование проблем реализации совокуп­ного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «класси­ческой школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не при­нимались и оценивались как незначительное явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и без­работица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как изатрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным».

4 . По Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

Таким образом, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, не всегда реальными.

18-19-го столетий. Его основные работы были изданы в 1798 и 1820 гг. Мальтус и его "теория народонаселения" внесли огромный вклад в развитие науки.

Биография

Мальтус родился в 1766 году, 14 февраля. Его отец был весьма незаурядной личностью. Он увлекался наукой, поддерживал дружеские связи с Хьюмом и Руссо. В 1788-м Мальтус закончил Джесус-колледж университета Кембриджа. По существовавшему обычаю, как младший сын, он должен был начать духовную карьеру. После колледжа Мальтус принял сан. В 1793-м он получает богословскую степень. С 1797 по 1803 год Мальтус был викарием в одном из приходов Суррей. Однако с юношества его увлекала наука. Поэтому одновременно Мальтус стал преподавать. Все его свободное время занимало исследование проблем взаимосвязи с природными процессами. В 1805-м он принял предложение поступить профессором на кафедру современной истории и политэкономии колледжа Ост-Индской компании. Здесь он также исполнял обязанности священника.

Теория Мальтуса (кратко)

Она стала главным трудом всей его жизни. Первое издание вышло в 1798 году анонимно. Мальтус и его теория народонаселения вызвали тогда многочисленные нападки. Именно это в основном и стало причиной того, что с 1799-го по 1802-й он начал путешествовать по некоторым странам Европы. В ходе поездок он собирал сведения, статистические данные. Вся эта информация была использована им для корректировки своей работы. После этого турне в 1803-м уже под своим именем он издает новую дополненную редакцию книги. Последующие труды были также значительно расширены и обновлены. Теория Мальтуса, кратко говоря, стала обширным трактатом, включавшим исторические экскурсы, работ прочих авторов.

Специфика составления

В самом первом издании теория народонаселения Мальтуса кратко излагала его тезисы, касающиеся демографического состояния ряда стран. Однако при составлении эссе автору не были известны даже простые статистические данные не только других государств, но и самой Англии. К примеру, он считал, что численность жителей Британии - 7 млн чел. По переписи же, проведенной в 1801-м, это количество составляло практически 11 млн. При подготовке второго издания им были учтены не только полученные статистические сведения, но и данные церковного учета. Кроме этого, теория Мальтуса была дополнена информацией по другим странам. При его жизни было выпущено 6 изданий. Каждый раз теория Мальтуса выходила все большим тиражом.

Природа и возрастание земельной ренты

Это еще один обширный труд, который создал Мальтус. Он был издан в 1815 году. В этой работе автор, основываясь на естественной природе дохода с земли, попытался раскрыть механизмы его формирования и увеличения, обосновать значение ренты в реализации совокупного продукта, выпущенного обществом. Но окончательные его суждения были высказаны несколько позже. В 1820 году вышло второе его главное произведение, в котором была отражена экономическая теория Мальтуса.

Суть концепции 1798 года

Томас Мальтус и его теория первоначальной целью ставят улучшение человеческой жизни. В своей работе автор использует различные категории и концепции. В его труде присутствуют не только экономические, но и натурфилософские, социологические, эстетические, а также религиозные понятия. В своей работе он рассматривал безотносительно к какому-либо в целом. Теория народонаселения Т. Мальтуса выражалась как вечный, незыблемый, естественный и неизбежный закон природы. Автор утверждал, что численность людей увеличивается в геометрической, а средства для существования в арифметической прогрессии. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса, спустя два столетия соотношение между численностью людей и средствами было бы 256:9, а спустя три - 4096:13. Через 2000 лет разрыв между категориями был бы неисчислимым и беспредельным. Эта теория Т. Мальтуса впоследствии будет названа законом снижающегося плодородия земли. Удвоение числа жителей планеты, по мнению автора, будет равносильно тому, что величина Земли уменьшится наполовину. Чем больше будет людей, тем меньше останется обрабатываемой земли на каждого человека. В этой связи появляется тенденция отставания расширения объема продовольственных ресурсов от увеличения численности жителей планеты. Теория Мальтуса не обосновывалась какими-либо реальными фактами. Автор исходил только из предположений, которые не подтверждались достоверными доказательствами, материалами, имевшими хоть сколько-нибудь существенное практическое значение.

Противоречие

Теория Мальтуса, однако, содержит один факт. Но он не только не обосновывает его предположений, а, напротив, говорит о его недобросовестности как ученого. Автор упоминает в своих размышлениях об удвоении населения Северной Америки за четверть века. Он считает, что этот факт подтверждает его предположение об увеличении численности людей в геометрической прогрессии. Но в действительности, как отмечает сам мыслитель, рост количества жителей не происходит беспрепятственно. Автор отмечает, что тезис относительно удвоения не имеет места. Несложно подсчитать, что в ином случае за тысячу лет численность людей повысилась бы в 240 раз. Это значит, что если бы в 1001 г. н. э. проживало бы 2 человека, то в 2001-м их было бы 2 х 1012 (или 2 трлн чел.). Это количество приблизительно в 300 раз меньше фактического значения сегодня.

Проблемы в концепции

  1. Нравственное обуздание. Автор считал, что долг каждого человека заключается в том, что прежде чем решиться на вступление в брак, ему необходимо достичь такого состояния, при котором он будет способен обеспечить средствами существования свое потомство. Вместе с этим склонность к семейной жизни должна сохранить свою силу для поддержания энергии и пробуждения в безбрачном индивиде стремление достичь трудом нужного уровня благосостояния.
  2. Пороки. К ним Мальтус относил противоестественные связи, распущенность, осквернение семейного ложа, различные ухищрения, которые предпринимаются для сокрытия порочных связей.
  3. Несчастья. Ими автор считал голод, войну, чуму, эпидемии, различные излишества, плохое питание детей, чрезмерный, тяжкий труд, вредные занятия и так далее.

Следует, однако, сказать, что удвоение численности в действительности имело место на определенном этапе развития общества. Но случилось оно вследствие миграции, а не за счет естественного прироста.

Нищета людей

Согласно теории Мальтуса, главными причинами бедности являются не проблемы социальной организации в обществе. Неимущие не вправе требовать чего-либо от богатых. По мнению автора, последние не являются виновными в несостоятельности первых. Теория бедности Мальтуса основывается на том, что нищета в незначительной степени или вовсе не зависит от формы правления либо неравномерного распределения благ. Богатые не в состоянии доставить нищим пропитание и работу. В этой связи неимущие, по сути вещей, не имеют прав требовать еды или занятий. Таким образом, согласно теории народонаселения Мальтуса, главными причинами бедности выступают неотвратимые природные законы.

Назначение концепции

Она раскрывается непосредственно в самих рассуждениях автора. Теория Мальтуса ориентирована на парализацию классовой борьбы рабочих, доказательство безрезультатности и беспочвенности требований, которые пролетариат предъявляет буржуазии. Автор особенно подчеркивал, что внедрение и распространение его идеи среди неимущих будет оказывать благоприятное влияние на рабочие массы, которое, безусловно, было выгодно господствующему классу. Мальтус прилагал все усилия, чтобы лишить почвы борьбу пролетариата. При этом он сам цинично и открыто выступал против выполнения элементарных требований справедливости, жизненных прав рабочих. Автор выдвигал предположение, что пролетариат сам виновен в своей несостоятельности. Свою бедность пролетариат может снизить, только уменьшив рождаемость. Мерами борьбы с увеличением численности людей он считал нравственное обуздание, несчастья, воздержание от нищенских браков, изнурительный труд, болезни, войны, эпидемии, голод. В этом он видел единственные эффективные и естественные средства, с помощью которых можно уничтожить "лишних людей".

Теория "третьих лиц" Мальтуса

Эффект

Практически сразу после издания теория воспроизводства Мальтуса стала предметом дискуссий среди общественных деятелей, исследователей и в кругу непрофессионалов. Кроме последователей концепции, появились и противники положений. Некоторые из критиков выдвигали достаточно конструктивные аргументы. На труд Мальтуса впоследствии ссылались специалисты самых разных научных сфер. Его работы оказали ключевое влияние на становление концепции Дарвина.

Критика марксистов

Представители классической школы раскрыли реакционную роль теории народонаселения. Маркс доказал, что суть концепции основывается на подмене специфических общественно-экономических законов капитализма "непреложными и вечными" природными постулатами. Маркс доказал, что теория народонаселения отсутствует вообще. Для каждой социальной формации присущ собственный специфический закон. Абсолютного перенаселения нет и быть не может. Рост численности - явление относительное. Оно выступает как специфическая особенность капиталистической системы, возникающей под действием закона накопления. Именно этим, а не природными законами обусловлена нищета пролетариата. В качестве основного "аргумента" Мальтус использовал ненаучный закон об убывающем плодородии. Марксисты резко критиковали эту концепцию. Они доказывали, что автор и его сторонники не учитывают увеличение производительных сил, прогресс техники. Ленин, критикуя теорию, говорил, что существует не вообще сложность получения пищи, а проблема с пропитанием только для конкретного класса общества - пролетариата. Это затруднение определяется специфическими капиталистическими, а не природными законами.

Мнение Мизеса

Этот автор придавал особое значение влиянию концепции Мальтуса на теорию либерализма. Мизес считал, что выдвинутые предположения выступают как социальная доктрина либерализма. В качестве ядра этой идеи он называл теорию разделения труда. Только при тесной взаимосвязи с этой концепцией можно верно трактовать социальные условия теории Мальтуса. Общество появляется как объединение людей для лучшего использования естественных факторов существования. По сути, социум - это запрет на взаимное истребление людей. В обществе вместо борьбы применяется взаимопомощь. Это формирует главную мотивацию поведения его членов. В рамках социума не должно существовать борьбы, там присутствует только мир. Любое противостояние, по своей сути, замедляет общественную кооперацию. Мизес дает свое разъяснение выводов Мальтуса. Он говорит, что частная собственность на производственные средства - регулятивный принцип. Он обеспечивает баланс между увеличивающимся количеством потребителей и сокращающимся объемом ресурсов. Данный принцип формирует зависимость для каждого индивида от квоты на экономический продукт, который резервируется от коэффициента труда и собственности. Свое выражение он находит в снижении уровня рождаемости под влиянием социума, элиминацией лишних членов общества по аналогии с растительным или животным миром. В человеческой популяции функция борьбы за существование реализуется "моральным тормозом, ограничивающим потомство".

Защита концепции

Мизес, кроме прочего, отвергает выдвигаемые Мальтусу обвинения в жестокости и человеконенавистничестве. Автор предостерегает читателей от неправильных выводов. Он говорит о том, что в обществе нет и не может существовать борьба за выживание. Мизес считает, что делать такие варварские умозаключения на основании теории Мальтуса - грубейшая ошибка. Он утверждал: высказывания, вырванные из контекста и используемые для превратного толкования, объясняются недостаточностью и незаконченностью первого издания труда. Исходное издание было составлено до того, как сформировалась идея классической политэкономии.

Использование концепции

Несмотря на общую научную несостоятельность теории народонаселения, она имела большой успех в буржуазных кругах. Это было обусловлено тем, что классовые запросы этой части общества были в высшей степени удовлетворены идеями. Наиболее зловещая роль концепции отмечается в настоящее время. Активное распространение идей неомальтузианства в разных толкованиях обуславливается ускоренным увеличением численности населения (в большей степени в развивающихся государствах). Такая тенденция сопровождается обострением экологических проблем, увеличением разрыва по уровню прогресса между странами.

Римский клуб

Он представляет собой неправительственную организацию международного уровня. В ней объединены общественные, политические, научные деятели из множества государств мира. Римский клуб выдвинул тезис, что к середине 20-го столетия человечество достигло границ экспоненциального роста в пределах ограниченного пространства. Эта идея была представлена на первом докладе в 1972 году. В 1974-м была обоснована одна из моделей решения проблем глобального характера, концепция совершенствования мировой системы в плоскости ограниченного роста. Под последним понимают процедуру структурной дифференциации, которая имеет существенные отличия от исключительно количественного недифференцированного увеличения. Авторы используют это понятие относительно роста мировой системы аналогично развитию организма, в рамках которого отмечается и специализация разных элементов, и функциональная взаимная их зависимость. Необходимость применения именно такого подхода, по мнению участников, обуславливается взаимозависимостью кризисных явлений. К ним, в частности, относят демографические, сырьевые, энергетические, продовольственные, природные и прочие проблемы.

Заключение

Если к наступлению следующего века внутрисемейное планирование распространится почти на всех жителей планеты, и в случае если такое ограничение будет существовать на уровне 2,2-2,5 детей на каждый брак, то существуют основания полагать, что к завершению 21-го века численность людей на Земле стабилизируется до 11-12 млрд чел. В качестве важнейших предпосылок в решении проблемы регулирования увеличения человеческой популяции выступают глубокие духовные и социальные преобразования, повышение культурного и материального уровня живущих на планете народов. В данном случае не ведется речь о принудительном ограничении рождаемости, согласно теории, выдвигавшейся Мальтусом. Суть решения проблем состоит в разработке и внедрении целого ряда продуманных мер. Только благодаря такому подходу в одних государствах и регионах приращение численности жителей должно ускориться, а в других - начать замедляться. Продиктованная экологическим императивом потребность объективного, сознательного ограничения увеличения популяции обуславливает необходимость обращения к неомальтузианской концепции. Взаимосвязь факторов в ней является двусторонней. Работы Мальтуса заложили базу для последующего совершенствования демографического направления в науке об экономическом развитии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Томас Роберт Мальтус - представитель классической школы европейской экономической науки XVIII-XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты - это изданное в 1798 «Опыт о законе народонаселения …» и работа 1820 года «Начала политической экономии».

Наиболее важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.

1. Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р.

Томас Роберт Мальтус родился 14 февраля 1766 года недалеко от Доркинга (графство Суррей). Отец его был личностью незаурядной: занимался науками, дружил и переписывался с виднейшими мыслителями того времени Дэвидом Хьюмом и Жан-Жаком Руссо. Томас поступил в одно из тамошних заведений - Джесус-колледж Кембриджского университета и в 1788 году окончил его. Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Потому неслучайно, что, закончив колледж, он принял духовный сан. В 1793 году получил ученую богословскую степень. В 1797-1803 годах исполнял обязанности викария одного из приходов графства Суррей. В то же время молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 года стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. В 1805-1834 году принимает предложение стать профессором кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Главным трудом Томаса Мальтуса стал эссе с изложением теории народонаселения. Первое издание книги под названием «Опыт о законе народонаселения и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов» вышло анонимно в 1798 году. Автор, неженатый молодой пастор - будущий ученый экономист Т.Мальтус вызвал на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 году свет увидел второе дополненное издание книги - вдвое большее по объему. Не только второе, но и последующие издания были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами, критическим анализом трудов других авторов.

В итоге, в отличие от формы краткого памфлета в первом издании, во всех остальных книга представляла собой обширный трактат. При первом издании закона Мальтусу в значительной степени оставались неизвестны даже самые простые факты о населении не только других стран, но и Англии. Так он полагал население Англии равным 7 млн, а перепись 1801 дала результат в полтора раза больший, почти 11 млн. При подготовке второго издания он учел не только материалы проведенной переписи, но и текущего церковного учета, сопоставимые данные по другим странам также были существенно улучшены. Таким образом, анализ полученной информации привел Мальтуса к необходимости перенести ядро аргументации в случае Англии и Европы на превентивные ограничители. Всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом.

Продолжая научные изыскания в 1815 году Т. Мальтус издал еще одно произведение «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т. Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал несколько позднее, в 1820 году. В тот год Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение». Умер Томас Мальтус 23 декабря 1834 года.

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. Проявление «нищеты и порока» «Моральные ограничения» -- увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака. Однако сам Мальтус, как и остальные люди эпохи, считал меры по ограничению рождаемости делом крайне греховным. (несколько десятилетий после, мальтузианцы, выступали за ограничение рождаемости, оправдываясь его теорией). Но в первой четверти XX века, «принцип перенаселения» Мальтуса, уступил место «недонаселённости» Кейнса. После Второй Мировой войны теория Мальтуса вновь стала популярной в развивающихся странах. мальтус народонаселение мальтузианство

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных обществ (даже в странах третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».

2. Основные положения «теории народонаселения» Мальтуса

Выдвинутая Мальтусом «теория народонаселения», изложена им в работе “Опыт о законе народонаселения …”, вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году. Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит “улучшение жизни человечества”. Стоит отметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.

Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, расположиться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».

Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). Через двое столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три - как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым. Эту концепцию впоследствии назовут законом убывающего плодородия земли. Удвоение количества жителей Земли, писал он, фактически равносильно тому, что величина земного шара уменьшилась наполовину. И чем больше население, тем меньше обрабатываемой земли остается на одного человека. Поэтому в силу действия закона убывающего плодородия возникает тенденция отставания роста продовольственных ресурсов от роста населения. Мальтус ничем не обосновывал выдвинутое им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом.

Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население увеличилось бы в 240 раз. То есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году - уже более 2х1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение.

Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными “преградами”, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Нравственное обуздание : «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».

2. Пороки : «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи».

3. Несчастья : «Вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод».

На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.

Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества. Бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях («Главная и непрерывная причина бедности,- писал Мальтус,- мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;- поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения»).

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения - она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.

Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и, что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» - воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

3. Классическое мальтузианство и неомальтузианство

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности “арифметической прогрессии” Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к “прогрессиям”, что главным тезисом мальтузианства выступает именно “природный” характер демографического развития.

Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие современные демографы США оценивают воздействие именно на биологический механизм рождаемости, как “основной элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению мира, на деле игнорируя необходимые общественные, экономические преобразования.

4. Роль теории Мальтуса в формировании современных научных Концепций

Следует заметить, что предложенное Мальтусом решение проблемы дисбаланса между потреблением и возможностями производства пищи через ограничение рождаемости является малоэффективным. Дело в том, что население растёт не только за счёт естественного прироста, но и за счёт увеличения средней продолжительности жизни и других факторов. Ограничение рождаемости в совокупности с ростом продолжительности жизни приводит к старению общества, уменьшению доли экономически активного населения. И тогда здесь возникают проблемы пенсионного обеспечения большого количества престарелых граждан, решать которые приходится за счёт остальной части общества.

По всей видимости, решение поднятых Мальтусом проблем существенно выходит за рамки экономической теории. Теория Мальтуса оказала большое влияние на развитие некоторых научных концепций - начиная от теории эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина и заканчивая концепцией устойчивого развития.

Немалую роль теория Мальтуса сыграла также в формировании концепции “золотого миллиарда” - именно в такую величину оценивается оптимальное количество людей, населяющих землю. И уже за саму постановку вопроса о том, что делать с остальными пятью миллиардами, противники этой концепции обвиняют Мальтуса в человеконенавистничестве. Между тем проблема очевидна: потребности человечества в пищевых ресурсах могут очень скоро превзойти возможности биомассы Земли по их удовлетворению. Как отмечает Н.Н. Моисеев, неизбежным для человечества становится введение самоограничений, прежде всего на производство и потребление. В современной экономической, социологической и философской проблематике вопросы эволюции человека как господствующего в общепланетарном масштабе биологического вида приобретают всё более возрастающее значение. Это обусловлено прежде всего осознанием отчётливо проявляющихся противоречий между возможностями окружающей среды и теми антропогенными тенденциями, которые, будучи заложены в самой природе человека или приобретены им в процессе многовекового развития, начинают носить глобальный характер, существенно превышающий предел устойчивости регуляционных механизмов биосферы.

В широкое научное рассмотрение этот круг проблем ввели В.И. Вернадский, Ле Руа и Тейяр де Шарден. Этими учёными были предложены различные пути решения указанных проблем. Они связаны с необходимостью изменений в мировоззрении и ценностных ориентирах человечества, в его действительном понимании своей ответственности за состояние планеты и осознании своего прогрессирующего влияния на неё. Свой вклад в такое осознание и изменение мировоззрения, несомненно, внёс и Т.Р. Мальтус.

5 . Критика мальтузианства с точки зрения других учений

Фактически сразу же после опубликования основные положения теории Мальтуса стали предметом обсуждения среди исследователей, общественных деятелей и даже среди непрофессиональной аудитории. Помимо последователей теории, обнаружились и её критики, некоторые из которых были весьма конструктивными. Впоследствии на труды Мальтуса ссылались специалисты из самых разных областей науки - от экономистов-социалистов до биологов, исследующих трофические цепи биоценозов. Труды Мальтуса оказали определяющее влияние на развитие теории Дарвина.

Классики марксизма дали уничтожающую критику мальтузианского «закона» народонаселения, раскрыли его реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене специфических социально-экономических законов капитализма несуществующими «вечными» и «непреложными» законами природы.

В противоположность Мальтусу Маркс доказал, что нет закона народонаселения вообще, что каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет, и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы.

Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.

Классики марксизма дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения - для рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.

Маркс охарактеризовал в целом работу Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» как «ученически-поверхностный плагиат..».

Немалое значение теории Мальтуса и её влиянию на “социальную теорию либерализма” придавал Людвиг фон Мизес. По мнению Мизеса, теория народонаселения Мальтуса есть не что иное, как часть социальной доктрины либерализма, “хотя критики постоянно демонстрируют непонимание этого факта”. “Ядро социальной теории либерализма - это теория разделения труда. Только в тесной связи с ней можно правильно объяснить социальные условия закона народонаселения Мальтуса. Общество возникает как объединение людей ради лучшего использования естественных условий существования. По существу, общество есть запрет на взаимоистребление людей, борьба заменяется взаимопомощью, это образует основную мотивацию поведения всех членов единого организма. Внутри границ общества не должно быть борьбы, есть только мир. Любая борьба, по сути, тормозит социальную кооперацию. Сплоченное общество-организм может устранить борьбу за существование против враждебных сил. Однако изнутри, когда общество состоит из взаимодействующих индивидов, оно не может быть ничем иным, как сотрудничеством” - отмечает Людвиг фон Мизес.

Далее Мизес даёт собственную интерпретацию результатов Мальтуса: “Частная собственность на средства производства есть регулятивный принцип, обеспечивающий равновесие между ограниченным числом средств, которыми общество располагает, и более быстро растущим числом потребителей. Этот принцип ставит каждого индивида в зависимость от квоты экономического продукта, социально резервируемого от коэффициента собственности и труда. Он выражается в снижении показателя рождаемости под давлением социального пресса, элиминацией излишних членов общества, как это случается в животном и растительном царстве. Однако функцию борьбы за существование выполняет "моральный тормоз", ограничивающий потомство”.

Л. фон Мизес отвергает также предъявляемые к теории Мальтуса обвинения в человеконенавистничестве и жестокости, предостерегая читателей от неверных заключений: “В обществе нет, и не может быть борьбы за выживание. Было бы грубейшей ошибкой делать подобные варварские выводы из социальной теории либерализма. Вырванные из контекста выражения Мальтуса, используемые для превратных толкований, они объясняются простой недостаточностью и неполнотой первой редакции, написанной до того, как вполне сформировался дух классической политэкономии. Следует подчеркнуть тот факт, что до Дарвина и Спенсера никто не мог рассматривать борьбу за существование в современном смысле слова как действующий в человеческом обществе принцип поведения”.

Несмотря на научную несостоятельность мальтузианского «закона» народонаселения, он имел шумный успех среди буржуазии и ее идеологов, поскольку в высшей степени удовлетворял их классовые запросы. Наиболее зловещую роль этот «закон» играет в настоящее время.

Заключение

В последнее время активное распространение концепций неомальтузианства различного толка, таких как теория оптимума населения Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризис и т.п., связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами.

В рамках международной неправительственной организации, объединяющей в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира - Римский клуб - обоснован тезис о том, что человечество к середине двадцатого века достигло пределов экспоненциального роста в ограниченном пространстве (первый доклад Римскому клубу под руководством Д. Медоуза в 1972 году). Во втором докладе Римскому клубу М. Месаровича и Э. Пестеля Человечество у поворотного пункта (1974) обосновывается одна из моделей решения глобальных проблем, концепция развития мировой системы в координатах ограниченного роста. Под ограниченным ростом понимается процесс структурной дифференциации, существенно отличающийся от чисто количественного недифференцированного возрастания. Авторы применяют это понятие к росту мировой системы по аналогии с ростом (точнее было бы сказать, развитием) организма, при котором наблюдается как специализация различных частей органической системы, так и функциональная взаимозависимость между ними. Необходимость именно такого подхода определяется, по их мнению, взаимозависимостью кризисных ситуаций: кризиса перенаселения, окружающей среды, продовольственного, энергетического, сырьевого и т.п.

Если к началу следующего столетия внутрисемейное планирование охватит почти все население Земли, и если это ограничение будет происходить на уровне 2,2-2,5 детей на каждую брачную пару, то есть основание считать, что в конце двадцать первого века наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 миллиардов человек. Важнейшей предпосылкой решения проблемы регулирования роста народонаселения выступают глубокие социальные и духовные преобразования, подъем материального и культурного уровня народов. При этом речь идет не о принудительном мальтузианском ограничении рождаемости, а о целом ряде продуманных мер, благодаря которым в одних регионах и странах рост народонаселения должен ускориться, а в других - несколько замедлиться. Диктуемая экологическим императивом объективная потребность сознательного регулирования роста населения обуславливает обращение к неомальтузианским идеям.

Список использованной литературы

1. Болдырев В.А. Экономический закон населения при социализме. - М.- 2009.

2. Рубин Я.И. Теория народонаселения (мальтузианское и антимальтузианское направления). - М., 2013.

3. Костюк В.Н. История экономических учений. С. 15 -25, М. -Центр.-2011.

4. Основы теории народонаселения. М. - 2013.

5. Система знаний о народонаселении. М. - 2009.

6. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. ? Петрозаводск, 2007.

7. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. - СПб.: Пневма, 2012.

8. Большая Советская Энциклопедия. ? М., 2011.

9. Агаджанян И.А. Ранее неизвестные сигналы гибнущих. ? Ереван: Наири, 2007.

10. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии. - 2005. ? №1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные этапы биографии Мальтуса. Главный труд Мальтуса. Вклад, внесенный Мальтусом в экономическую науку. Основные положения "теории народонаселения" Мальтуса. Меры борьбы с ростом народонаселения. Критика мальтузианства с точки зрения других учений.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Биография Томаса Мальтуса - демографа и экономиста, автора теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. Основные положения его научной деятельности. Три тезиса "Очерка о законе народонаселения".

    презентация , добавлен 13.07.2016

    Томас Роберт Мальтус як представник класичної школи європейської економічної науки XVIII-XIX століть. Закон народонаселення, головне призначення теорії. Зв"язок економічних та демографічних чинників. Розвиток демографічного напряму в економічній науці.

    презентация , добавлен 13.05.2017

    Развитие сферы производства, материального богатства общества. Значительный вклад Т. Мальтуса в развитие классической экономической теории. Исследование о природе и возрастании земельной ренты. Причины возникновения бедности. Теория народонаселения.

    презентация , добавлен 01.03.2017

    Нищівна критика економічних теорій Т. Мальтуса, де він намагається показати, як процес відтворення населення впливає на економічні процеси і пропонує встановити між населенням і продовольством таке співвідношення, яке б не викликало боротьби між ними.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Теорія народонаселення та економічні ідеї Т. Мальтуса, своєрідність його методологічних принципів. Дух соціального песимізму, заснований на раціоналізмі і мужньому сприйнятті об"єктивних реалій, в творах Т. Мальтуса. Місце мальтузіанства сьогодні.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Этапы развития классической политической экономии. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях экономистов: Петти, Буагильбера, Кенэ, Смита, Рикардо, Сея, Мальтуса, Милля, Маркса.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Проблема перенаселения и обеспечения человечества продовольствием в истории экономической мысли. Сущность теории Т.Р. Мальтуса. Проблемы Украины в сфере обеспечения продовольственной безопасности и роль многоотраслевого животноводства в ее решении.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2013

    Биография Леона Вальраса. Вклад в чистую экономическую теорию. Теория общего равновесия. Социальная философия Вальраса. Вальрас предложил концепцию общего экономического равновесия. Математизация экономической теории.

    реферат , добавлен 13.12.2002

    Основные положения теории регулируемого капитализма Джона Мейнарда Кейнса - выдающегося английского экономиста, нобелевского лауреата. Теория монетаризма и экономический курс под названием "рейганомика". Неоклассическое направление экономической теории.

Выдающимся представителем классической политической экономии в Англии был Томас Мальтус (1766-1834). Он родился в дворянской семье, но как младший сын не мог рассчитывать на наследство и поэтому ему была уготована духовная карьера. После окончания колледжа при Кембриджском университете работал сельским священником, а с 1793 года после получения богословского степени одновременно и преподавателем этого колледжа. Там проявился его интерес к философии и политэкономии

Творчество этого незаурядного исследователя относится к первой четверти XIX в., но результаты Его научных изысканий имеют ценность и для современной экономической науки.

Первая работа Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" (1798), где он изложил некоторые свои взгляды на закономерности и взаимозависимости экономического и демографического процессов - была опубликованная им анонимно. Она вызвала бурную, в основном негативную реакцию, подвергалась нападкам со стороны многих ученых, политиков, общественных деятелей. В частности, современник Мальтуса писатель Томас Карлейль. прочитав ее, назвал экономику "мрачной наукой". Для улучшения своего труда Мальтус в 1799-1802 годах совершил поездку по странам Европы, а через некоторое время (в 1803 году) подготовил второе, исправленное издание своей книги, на этот раз под своим именем. За его жизнь было совершено еще несколько переизданий этой пращей, которая из небольшого памфлета превратилась в немалый трактат, а его автора превратила в одиозную личность.

Кроме "Опыта", который сделал его автора известным и даже знаменитым, Т. Мальтус написал еще несколько значительных трудов, среди которых нужно выделить "Исследование о природе и рост земельной ренты" (1815), "Теоретические основы политики ограничения ввоза иностранного хлеба" (1815), "Понятие политической экономии" (1827). Однако главной работой ученого стали "Принципы политической экономии, рассмотренные в плане их применения" (1820). Современники считали Мальтуса выдающимся экономистом за его исследования многих основополагающих проблем экономической теории. Однако в истории экономической мысли он вошел прежде всего как автор теории народонаселения.

Работа "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" была посвящена критике утопических теорий социалиста Годвина и одного из идеологов французской буржуазной революции Кондорсе, в которых доказывалась возможность построения общества идеальной ровности при условии государственного вмешательства в сферу распределения общественных доходов.

Мальтус рассматривает общественное развитие во взаимодействии и взаимозависимости экономических и природных факторов. К природным факторам он относит и народонаселения, влияние которого на стабильность общественного развития и рассматривается в его работе. Теория народонаселения опровергала представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства и регулирующего вмешательства государства, а также создала предпосылки для разработки ряда экономических и социальных доктрин основатели классической экономической теории (Петти, Смит) в росте трудоспособного населении видели предпосылку богатства страны. Мальтус не отрицает, что многочисленное население - одно из условий богатства, но при этом видит и обратную сторону роста численности населения.

Он исходил из следующих основных положений:

1) общество находится в равновесном состоянии, когда производит достаточное количество продовольствия для потребления соответствующей численности населения;

2) в случае нарушения этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесному состоянию;

3) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

4) существует закон народонаселения, по которому и население, и продовольствие при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения выше, чем скорость роста продуктов питания.

в Частности, при благоприятных обстоятельствах населения будет расти в геометрической прогрессии (1, 2,4,8,16, 32,64 и т.д.), а производство продовольствия - в арифметической (1,2,3,4, 5,6, 7,8 и т.д.). Из этого следует, что если население удваивается каждые 20-25 лет, то производство продуктов питания за этот же период возрастает всего на 20-25%. В результате через два столетия количество населения будет співвідноситись к средствам существования как 256 к 9, через три столетия - как 4096 к С.

Именно в перенаселении английский пастор усматривал основную причину роста разврата, болезней, нищеты, голода и безработицы и других бед общества. "из-За перенаселения, - писал Мальтус, - бедность может стать жалким и горькой судьбой всего человечества". Поэтому эта книга является анализом того, как достичь желаемого равновесия между населением и производством достаточного количества продуктов питания.

Мальтус соглашался со Смитом, что рост богатства может происходить неограниченно, однако подчеркивал, что тормозом этого процесса может стать более быстрый рост населения. Он не возражал против роста населения, но предлагал "установить между населением и продовольствием такое отношение, которое бы не вызвало борьбы между ними". То есть он доказывает, что прирост населения саморегулируется прежде всего ограниченностью средств существования. Как только количество этих средств растет, увеличивается и население, если этому возрастанию не будут препятствовать чрезвычайные обстоятельства. Необычайными он считает моральные преграды, пороки и несчастья, которые не имеют объективно-экономической природы, но которые, в свою очередь, могут быть следствием чрезмерного роста населения. Речь идет о достижении состояния экономического равновесия общества.

Именно методы и способы достижения экономического равновесия и определили суть его закона народонаселения. В его основу были положены две составляющие:

Биологическая способность человека к продолжению рода, которую считал естественным инстинктом;

Действие закон убывающей плодородия земли.

Мальтус отмечал, что природная страсть к быстрому размножению наталкивалась на действие закона убывающей плодородия земли и, как следствие, к ограниченности ресурсов для производства предметов потребления. Этим объясняется бедность и страдания народа. Поэтому для сохранения равновесия необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось. В примитивных обществах это достигалось через болезни, голод и войны, а в рыночном обществе - через регулирование заработной платы и "моральное сдерживание" рождаемости. Регулирование заработной платы происходит автоматически в том смысле, что чрезмерный рост населения снижает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующем поколении. Наоборот, рост заработной платы приводит к росту населения и тем самым - к росту бедности следующего поколения. В частности, богатый урожай повлечет следующий голод: "изобилие, поощряя браки, порождает избыток в населении, потребности которого уже не могут довольствоваться урожаем обычного года."

Мальтус считал, что человек, который не способен прокормить семью, должна отложить свой брак, а если такая готовность не наступит никогда - вообще отказаться от него. Он часто повторял, что попытки побороть нищету с помощью государственных субсидий или частной благотворительности, могут только помешать каждому самому заботиться о себе. Никто из способных к труду не масс "права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом". При этом бедный человек не может посягать на собственность богатых, ведь частная собственность необходима для роста производства потребительских товаров и тем самым для улучшения положения бедных.

Британский ученый осуждал разделение общества на очень богатых и очень бедных, однако понимал, что и социальное равенство людей невозможна. Поэтому основой роста населения без бедности считал роста производства и "среднего класса", который должен стать основой общества. "Не чрезмерные роскоши небольшого количества людей, а умеренные роскоши всех классов общества, - подчеркивал Мальтус, - составляют богатство и благосостояние народа". Вместе с тем, по мнению Мальтуса, в обществе должна быть умеренная социальное неравенство. "Если отнять у человека надежду на повышение и опасность снижения, то не было бы тех усердия и рвения, которые заставляют каждого человека улучшать свое положение и которые являются главным двигателем общественного благосостояния", - резонно отмечал ученый.

Подытоживая, отметим, что идеи Мальтуса в принципе справедливы и актуальны. Научное предвидение британца впоследствии подтвердились, хотя, к счастью, его мрачные прогнозы не оправдались. Это объясняется игнорированием Мальтусом научно-технического прогресса, который оказался способным значительно повысить производительность труда, в частности в сельском хозяйстве.

Такая система взглядов на народонаселение получила в экономической науке название мальтузіанства. Современных сторонников теории народонаселения Мальтуса называют неомальтузіанцями.

Теория народонаселения породила справедливые обвинения в пессимизме, но для Мальтуса она стала основой обстоятельного исследования различных взаимосвязанных экономических проблем.

Важное значение в экономической системе Т. Мальтуса занимала теория заработной платы, которая вытекала из его закона народонаселения. Зарплату он определял минимальной стоимостью средств Существования рабочего. Но ученый отмечал, что этот минимум в разных странах существенно отличается. В Англии основу питания рабочих составляет пшеница, а я Ирландии - картофель, - приводит пример Мальтус. - Поскольку рыночная цена пшеницы выше рыночной цены картофеля, то и заработная плата английского рабочего выше, чем ирландского, результатом чего является "ирландские лачуги и лохмотья".

Мальтус особенно отличает не номинальную, а реальную заработную плату, которую он определял цене продовольствия. Поэтому считал, что бедность не удастся преодолеть денежной помощью, поскольку нехватка определенного товара приведет к повышенной цены на него. Когда чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то совершенно все равно, какую денежную помощь будут получать низшие классы - "два шиллинга или пять".

Мальтус Выступал против закона о помощи бедным, поскольку это приводит к уравниловке в доходах: "Равенство не создает достаточно сильного мотива к труду и не способствует победе над природными ленью... Неизбежна бедность, к которой очень быстро должно привести любая система равенства..." - не без оснований утверждал англичанин. Из этого следует, что лишь минимальный уровень заработной платы обеспечит оптимальную пропорцию между ростом населения и увеличением производства предметов потребления. В этом и заключается суть закона заработной платы Т. Мальтуса, Поэтому заработная плата в обществе не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

Наиболее плодотворным в теоретической наследии английского пастора была теория издержек производства. С дуалистической трактовки стоимости Смита Мальтус отвергает тезис великого шотландца о том, что стоимость создается лишь трудом, а пристает к другой тезисы своего учителя - величина стоимости товара определяется издержками его производства. Именно на этом утверждении и построена теория издержек производства Мальтуса, которую впоследствии положительно восприняли большинство западных экономистов. Среди ее сторонников был и выдающийся британский экономист XX века. Дж. М. Кейнс.

Достаточно противоречивым, исходя из теории издержек производства, стало трактовки Мальтусом прибыли, который он определял как избыток стоимости над потерями производства, который возникает не в производстве, как утверждали Смит и Рикардо, а в обороте-при реализации товаров по ценам, превышающим издержки производства. Такой своеобразный и весьма сомнительный подход привел Мальтуса к необходимости формулировать собственную теорию реализации. ведь необходимо было объяснять проблему полной реализации произведенного продукта, которая не возможна при такой трактовке прибыли.

Ученый рассуждал, что наемные рабочие вследствие низкой заработной платы не в состоянии закупить все произведенные товары, поэтому к их реализации должны иметь отношение другие группы населения. Большое количество продукции потребляют сами капиталисты, но размеры непроизводительного потребления ограничены стремлением капиталиста к накоплению, расширение производства. Проблему реализации избытке, по мнению Мальтуса, решает росте непроизводительного потребления так называемых "третьих лиц", к которым он относит потребителей, не участвующих в производстве товаров, но получают доходы, например, землевладельцев и их прислужников, торговцев, офицеров, попов и тому подобное. Самое непродуктивное потребление невиробляючими классами в обществе, по его мнению, является основой обеспечения спроса и стабильности экономического развития.

Только при таком условии будет выкуплен весь продукт, в котором воплощен прибыль. Эта сомнительная и плохо обоснована тезис неожиданно привела Мальтуса до гениального утверждения, оцененного значительно позже Кейнсом. Он утверждал, опять же отрицая Смита, что существует еще одна граница роста капитала (первой чертой, напомним, рассматривался перенаселения страны) - недостаточный спрос на товары. "Капитализировать доход тогда, когда нет достаточного спроса на продукты, - - писал Мальтус, - так же нелепо, как нелепо поощрять браки и размножение населения, когда нет спроса на рабочие руки и фонда для прокорма нового населения".

Этим утверждением Мальтус подверг сомнению казалось бы неоспоримое тезис своих предшественников и современников, создателей классической политической экономии, что источником роста богатства является бережливость, а производство всегда должно превышать потребление. В целом соглашаясь с этими выводами, он отмечал, что чрезмерная бережливость подрывает стимулы к производству: "Если бы каждый довольствовался простой пищей, самым скромным одеждой и жильем, то, очевидно, и не существовало бы никаких других видов пищи, одежды и жилья...".

В современной экономической литературе Мальтуса называют ученым, который на века раньше Кейнса открыл закон эффективного спроса, опираясь на определение ограниченности ресурсов в обществе. "Если бы Мальтус, а не Рикардо, был основоположником политической экономии XIX века,- писал сам Кейнс,- насколько мудрее и богаче был бы сейчас мир".

Выдающимся стал также вклад Мальтуса в формировании закон убывающей отдачи ресурсов, который относится к триаде фундаментальных экономических законов, куда еще относят закон спроса и предложения и закон убывающей полезности. Его суть заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из производственных ресурсов - капитала, труда или земли - при неизменном количестве других с определенного момента приводит к уменьшению прироста произведенного продукта.

Действие этого закона он ярко проиллюстрировал, анализируя плодородие почв, в частности в работе "Исследование о природе и рост ренты". Этот анализ дал основания сформулировать закон падения плодородия почв. Суть его заключается в том, что основой производства продуктов потребления является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку существует ограниченность земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы, то под давлением растущего народонаселения до обращения включаются земли с низким уровнем отдачи. Расходы же капиталов на возделывание таких земель в менее продуктивные, а последовательные дополнительные затраты капитала ведут к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение их производительности. Следовательно, производительность труда в сельском хозяйстве имеет не только физическую, как следствие заложенного в земле потенциала, а также и экономическую границу, что приводит к росту цен на сельскохозяйственную продукцию.

В результате образуется разница в доходах на землях неодинаковой плодородия, которая стала основой земельной ренты. Особое внимание Мальтус уделяет анализу дифференциальная ренты, которая, по мнению ученого, возникает в связи с переходом к обработке худших земель, который является следствием роста народонаселения. Исследуя природу ренты, ученый понимает, что она возникает также в результате экономической деятельности, то есть дополнительных вложений капиталов с целью искусственного улучшения качества почв (речь идет о дифференциальную ренту ). Однако эффективность использования капиталов в земледелии также имеет свой предел, поскольку согласно закону убывающей отдачи ресурсов, всякое последующее вложение капитала дает меньшую отдачу, чем предыдущее, прирост плодородия почв относительно прироста инвестиций снижается.

Закон убывающей отдачи показывает, что возрастающая отдача ресурсов, то есть увеличение их полезного эффекта, возможна только при условии их качественного улучшения и роста эффективности применения. Впрочем, этот вывод сделали последователи Мальтуса уже значительно позже.



Читайте также: