Плотина Гувера – образец инженерного гения и достопримечательность США. Прорвет ли дамбу Гувера? Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Плотина Гувера (США) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Недалеко от знаменитого американского города Лас-Вегас находится интереснейшая достопримечательность - одна из самых больших плотин мира - плотина Гувера. Если быть точнее, она расположена на границе штатов Невада и Аризона в Черном каньоне реки Колорадо. Своим названием этот уникальный объект обязан Герберту Гуверу - 31-му президенту Америки. Во многом благодаря этому человеку и была построена плотина Гувера.

В начале 20 века американцы решили обуздать непокорную реку Колорадо, поскольку она часто доставляла большие неудобства местным жителям. Когда в горах таял снег, река затопляла окрестные земли, находящиеся ниже по течению. Строительство водохранилища должно было решить эту проблему. Кроме того, плотина могла бесперебойно снабжать водой Лос-Анджелес и другие районы Калифорнии. Однако перед проектировщиками и всеми, кто был причастен к созданию будущей плотины Гувера, стояла одна проблема. Необходимо было урегулировать вопрос о распределении воды между штатами, дабы избежать судебных разбирательств со всеми недовольными потребителями. Дело в том, что на тот момент в американских судах было огромное количество судебных процессов, связанных как раз-таки с использованием водных ресурсов. Чтобы после завершения строительства плотины все остались довольны, была создана специальная комиссия. Ее члены подписали соглашение, в котором четко обозначалось, как будет расходоваться живительная влага.

Плотину Гувера начали возводить в 1931 году. Герберт Гувер на тот момент уже стал президентом страны и выделил бюджетные деньги на это грандиозное строительство. Плотина строилась в непростое для американцев время - в стране была Великая депрессия. Тысячи людей, отчаявшихся найти хотя бы какую-то работу, съезжались на строительную площадку дамбы. Условия труда у этих работяг были крайне тяжелые. Многие строители умерли или стали инвалидами вследствие отравления угарным газом. В общей сложности здесь погибли 96 человек. Первым умер топограф Дж. Тирни, утонувший в реке. Последним человеком, погибшим на стройке плотины Гувера, стал его сын Патрик. Он разбился, упав с одной из водосбросных башен.

Специально для рабочих рядом с будущей дамбой решено было разбить небольшой город Боулдер-Сити. Однако построить жилье в срок не успели, и людям первое время пришлось жить в лагере, сделанном на скорую руку. Условия там были настолько тяжелые, что летом 1931 года рабочие устроили забастовку. Однако их митинг был жестоко подавлен. В более-менее нормальные дома строители переселились лишь через полгода. В общей сложности плотину Гувера возводили более пяти тысяч человек. Интересно, что в Боулдер-Сити были запрещены азартные игры, проституция и спиртные напитки. Кстати, игорных заведений здесь нет и в наши дни.

Кроме того, инженеры разработали уникальную систему охлаждения бетона. Дело в том, что плотину Гувера нельзя было строить как монолитное сооружение, поскольку тогда бы бетон остывал целых 125 лет. Было решено соорудить дамбу из колонн в виде трапеций, чтобы сократить время остывания бетона. Для еще большего эффекта были сделаны специальные металлические трубы, в которые поступала охлажденная вода из реки. Кстати, в общей сложности на возведение дамбы было затрачено 3,33 млн кубических метров бетона и около 729 млн USD в пересчете на современные деньги.

Эта дамба считается самым большим искусственным сооружением, построенным со времен египетских пирамид.

Уже в 1935 году, раньше намеченного срока, плотина Гувера была торжественно открыта. Конечно, многие работы были еще не окончены, и полностью их завершили лишь год спустя. Уже в 1937 году дамба стала популярным туристическим объектом. Сегодня посмотреть на эту достопримечательность приезжают 9 млн туристов ежегодно. Главная задача была выполнена - Колорадо перестала затапливать земли, находящиеся внизу по течению. Однако многие виды животных и растений из-за таких глобальных вмешательств человека оказались на грани исчезновения. Озеро Мид, образованное плотиной, стало самым большим водохранилищем в Штатах.

Образ плотины Гувера использовался во многих произведениях искусства. Так, например, дамба упомянута в книге Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка», в фильмах «Трансформеры» и «Универсальный солдат» и мультфильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку».

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото





Общая информация

Технически плотина Гувера представляет собой железобетонную стену, выгнутую в сторону озера Мид. Благодаря такой изогнутой форме стена легко выдерживает напор 35 млрд куб. м воды. Сооружение этой стены было когда-то настоящим вызовом современным технологиям. Несусветная жара пустыни, когда летом столбик термометра поднимается до 50 °С, стала главной проблемой с самого начала. Из-за высокой температуры нельзя было просто залить весь бетон в опалубку. В этом случае высокая температура окружающей среды не позволила бы жидкой массе бетона затвердеть всего-навсего 125 лет! Было решено применить другую технику. Инженеры собрали плотину Гувера из отдельных бетонных блоков, которые скрепляли между собой прямо на месте.

В бетонных блоках заранее оставляли систему труб. В них наливали ледяную воду. Вода охлаждала массу бетона, и он застывал как положено. После чего бетон заливали в сами трубы. Это к тому же сделало сооружение более прочным. Трубы не только исполнили роль арматуры (металлических балок, составляющих каркас современных железобетонных конструкций), но и надежно скрепили между собой отдельные блоки. Все блоки имели равную высоту - 1,5 м. Остальные габариты зависели от того, в какой точке плотины предполагалось поместить каждый отдельный блок. Самые большие имели сечение 7,6 X 18 м, самые маленькие - 7,6 X 7,6 м. Всего для плотины понадобилось 2,6 млн куб. м бетона - такое количество бетона трудно даже представить! Его хватило бы для прокладки дорожного покрытия толщиной 20 см и шириной 5 м через все Штаты, от Сан-Франциско до Нью-Йорка!

Реке Колорадо следовало изменить свое русло на время строительства. С этой целью в стенах каньона были пробиты огромные туннели, по которым строители отводили воду. Всего получилось 4 туннеля, самый большой с просветом 17 м в диаметре, длиной 5 км. На стройке трудилось 3500 человек, из которых 96 погибли.

Изначально предполагалось, что плотина обойдется в 49 млрд долларов. Но в итоге эта цифра выросла более чем втрое: 165 млрд! Непомерно высокие расходы окупились за счет продажи электроэнергии и туризма только к 1985 г. С этого времени плотина Гувера была вычеркнута из списков должников и начала приносить чистую прибыль.

Факты

  • Время строительства: Плотина Гувера была построена между 1931 и 1 935 гг. Ее стоимость обошлась в 1 65 млрд долларов.
  • Производство электроэнергии: Электростанция запущена 1 2 сентября 1 936 г. Сейчас 1 7 современных турбин вырабатывают 2000 МВт электроэнергии в год. Это равно более 4 млрд кВт-ч электроэнергии, которой хватает, чтобы
  • удовлетворить нужды 1,3 млн американцев, живущих в юго-западных штатах.
  • Строительные материалы: Плотина Гувера построена из 2,6 млн куб. м бетона и весит 6,6 млн тонн.
  • Размеры водохранилища: Озеро Мид имеет длину 177 км, площадь 640 кв. км и береговую линию 885 км. Максимальная глубина 180 м, емкость - до 35 млрд куб. м воды.
Статус Построен Начало строительства 1931 Дата открытия 1936 Архитектурный стиль ар-деко Высота 221 (725 фт) Длина 379 (1243 фт) Ширина 201 (659 фт) Водохранилище Мид
  • объём
35,2 км³
  • поверхность
640 км² Турбины 13 основных
  • Общая мощность
2078 МВт
  • Выработка
4,0 млрд кВт·ч в среднем в год Проектирование Six Companies, Inc. (инжиниринг)
Гордон Кауфман (экстерьер) Строительство Six Companies, Inc. Управление Бюро мелиорации США Официальный сайт План/Схема объекта:

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса , в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Министерства внутренних дел США . В 1981 году плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

Предыстория строительства

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины .

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project .

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция , азартные игры и продажа спиртных напитков . Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски .

Всего за время строительства погибло 96 человек . Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен [нет в источнике ] .

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены .

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона , из которого построена дамба, не завершён по сей день .

Всего в тело плотины было залито 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя . Плотина Гувера стала самым массивным искусственным сооружением, построенным на земле со времён Пирамид Гизы .

Электростанция

Машинный зал гидроэлектростанции

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для U-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933 года, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Архитектурное решение

Вид на дамбу

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада) .

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа) . Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Транспортное значение

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные опоры ЛЭП

До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с мексиканской границей . Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствовала магистрали и объёму пропускаемого транспорта. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении; её серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням .

Мемориальный мост Майка О’Каллагана - Пэта Тиллмана

Электроснабжение

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении :

Статистика

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Влияние на окружающую среду

Строительство плотины Гувера и формирование водохранилища Мид оказало значительное влияние на водный режим реки Колорадо, и особенно на экосистему её дельты . За шесть лет строительства плотины и заполнения водохранилища вода практически не достигала дельты . Эстуарий дельты, до постройки дамбы представлявший собой зону смешивания солёной и пресной воды, достигавшую в длину 64 км, фактически превратился в солёный лиман .

Постройка плотины Гувера прекратила наводнения, которые были нередки в нижнем течении Колорадо, это поставило под угрозу ряд видов животных и растений, приспособившихся к регулярному затоплению. Строительство плотины заметно сократило популяцию рыб ниже по течению. В настоящее время четыре вида типичных для Колорадо рыб (Gila elegans , Ptychocheilus lucius , Gila cypha и горбатый чукучан) имеют статус находящихся под угрозой .

По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983 году. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо .

Плотина Гувера ночью

Плотина Гувера в масс-медиа

В теле- и кинофильмах

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network . Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом фильме «Трансформеры » (2007) Майкла Бэя .
  • Плотина Гувера в научно-популярном фильме «Жизнь после людей » является одним из последних обломков человеческой цивилизации, который сохранится после исчезновения человека.
  • В фильме «Универсальный солдат » дамбу Гувера захватывают террористы.
  • В фильме «Супермен » показан прорыв плотины, вызванный землетрясением.
  • В анимационном фильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку » главные герои, находясь на плотине Гувера в ходе экскурсии, провоцируют катастрофу, которая обесточивает крупные города, питающиеся от электростанции.

В компьютерных играх

  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV , в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья » («Санься»).
  • В компьютерной игре Duke Nukem Forever значительная часть игровых локаций посвящены противостоянию главного героя инопланетным агрессорам в сооружениях и машинном зале плотины Гувера; это ключевой эпизод игры.
  • Плотина Гувера представлена также в компьютерной игре Grand Theft Auto: San Andreas . Название её в игре - плотина Шермана (англ. Sherman Dam ), она расположена в Боун-Каунти недалеко от города Лас-Вентурас. Одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества, посредством минирования генераторов.
  • Плотина Гувера есть также в одной из карт в компьютерной игре Hunting Unlimited 3 .
  • Плотина Гувера присутствует в компьютерной игре Tom Clancy"s Rainbow Six: Vegas , где в одной из миссий антитеррористическое подразделение освобождает плотину от террористов.
  • В компьютерной игре Fallout: New Vegas сюжет разворачивается вокруг конфликта между тремя группировками за обладание плотиной Гувера. Она, как и в реальности, является главным энергетическим узлом, чуть к северо-востоку расположен лагерь Легиона Цезаря, одной из трёх сторон конфликта. На момент игры её контролирует Армия Новой Калифорнийской Республики. Является одним из крупнейших объектов в игре.
  • В видеоигре Vigilante 8 плотина является одной из декорации боевой арены.
  • В видеоигре Mafia II есть похожая на плотину Гувера дамба которая стоит на реке Калвер, её название в игре - плотина Калвера.

Изображения

Примечания

  1. Hoover Dam - Lake Mead - Hoover Dam Bridge - Boulder Dam - DesertUSA . // desertusa.com. Архивировано
  2. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 81-87. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  3. Stevens Joseph E. Hoover Dam: An American Adventure. - Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1988. - P. 26-27. - ISBN 0-8061-2283-8
  4. Construction of Hoover Dam: a historic account prepared in cooperation with the Department of the Interior. KC Publications, 1976. ISBN 0-916122-51-4 .
  5. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 315-317. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  6. Анастасия Новикова. . // forbes.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.
  7. Fatalities at Hoover Dam
  8. Bureau of Reclamation: Lower Colorado Region - Hoover Dam: Tunnels // usbr.gov (Проверено 6 марта 2011)
  9. Павел Корнилаев. Наш ответ плотине Гувера . // rus.ruvr.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.

Плотина Гувера, также дамба Гувера или дамба Боулдер – уникальная и самая известная гидротехническая конструкция в США. Она сооружена на стыке штатов Аризона и Невада, в образованном крупной рекой Колорадо, узком Черном каньоне, недалеко от Лас-Вегаса и Боулдер-Сити. Бетонная арочно-гравитационная дамба служит не только как мощная гидроэлектростанция, но и как главная составляющая системы мелиорации и охраны от наводнений в юго-западной части США.

Плотина Гувера , находящаяся в сорока восьми километрах от «Мировой столицы развлечений», включена в список посещений туристов и являет собой одну из интересных и популярных достопримечательностей Соединенных Штатов. Плотину в 1981 году включили в Национальный регистр исторических мест США.

Дамба, имеющая высоту 221 метр, образует водохранилище (озеро) Мид . В создании плотины важную роль сыграл тридцать первый президент страны – Герберт Гувер , в честь которого она была названа. Началось строительство в 1931 году, а закончилось раньше на два года запланированной даты, в 1936 году. Управляет плотиной Бюро мелиорации США (подразделение Министерства внутренних дел США).

Искусственно образованное озеро назвали в память Элвуда Мида, который был в период проектирования и сооружения дамбы Гувера, руководителем Бюро мелиорации США. Крупное в стране водохранилище Мид, имеющее площадь 640 кв. км, простирается вверх по течению реки на двести километров. Озеру Мид в 1964 году присвоили статус Национальной зоны отдыха США.

История строительства

В Скалистых горах во время таяния снегов река Колорадо, проявляя свой бурный необузданный нрав, зачастую затопляла, лежащие по течению ниже, фермерские угодья. Планировалось, что возведение плотины решит проблему с колебаниями уровня реки. Проектировщики ожидали, что водохранилище поспособствует развитию орошаемого земледелия, послужит источником водоснабжения Южной Калифорнии, в частности Лос-Анджелеса.

Сомнения штатов, расположенных в бассейне Колорадо , в правильном и справедливом распределении между потребителями водных ресурсов явились одной из преград для осуществления проекта. Опасались, что Калифорния с ее финансовыми ресурсами, влиянием, нехваткой воды станет предъявлять права на большее количество ресурсов водохранилища.

Созданная в 1922 году комиссия включала представителей от заинтересованных штатов, от федерального правительства (был выбран тогдашний министр торговли Герберт Гувер). В конце осени 1922 года была подписана Конвенция реки Колорадо : в ней были утверждены способы раздела водных ресурсов. Документ, открывший возможности для строительства плотины, назвали «Компромисс Гувера».

На масштабное строительство такого гидротехнического сооружения требовались значительные средства из государственного бюджета. Белый дом и Сенат не сразу одобрили финансирование проекта. Президент Калвин Кулидж лишь в 1928 году подписал документ, поддерживающий постройку. Ассигнования были выделены в 1930 году, когда президентом государства стал Герберт Гувер. Первоначально планировалось возводить плотину в каньоне Боулдер, поэтому ее иногда называют «дамбой Боулдер».

На строительстве плотины было задействовано несколько тысяч рабочих, летом 1934 года насчитывалось (максимально) 5251 человек. В контракте на строительство было заранее оговорено, что выходцы из Китая на работу не нанимаются; чернокожих работников, принятых на низкооплачиваемые задания, было не больше тридцати.

Рядом с плотиной планировалось для строителей возвести городок – Боулдер-Сити . Но в целях снижения массовой безработицы в период Великой депрессии и ускорения возведения конструкции увеличивали количества рабочих мест на строительстве. К приезду рабочих Боулдер-Сити был не готов, поэтому строители первое лето жили во временных лагерях.

Тяжелые условия труда

Опасные условия труда и плохое жилье вызвали возмущения, в августе 1931 года состоялась забастовка. Вскоре рабочих разогнали, используя оружие и дубинки, но строительство городка ускорилось, весной 1932 года рабочие имели возможность переселяться в постоянные жилища. На время строительных работ в Боулдер-Сити запрещались азартные игры, проституция, распитие спиртных напитков. В городе продавать спиртные напитки запрещалось до 1969 года, а игорный бизнес не разрешен до сих пор (в штате Невада в единственном городе).

Строилась плотина при очень неблагоприятных условиях. Работы велись в тоннелях с избытком угарного газа. Вследствие отравления многие пострадавшие стали инвалидами или погибли. Работодатель смог доказать, что заболевание – осложнение пневмонии, таким образом сняв с себя ответственность за это. На опасных работах строительства дамбы Гувера впервые были использованы защитные каски.

За весь период строительства погибли 96 человек. Первым погиб топограф Дж. Тирни, зимой 1922 года утонул в Колорадо, выбирая наилучшее место для стройки.

Работы по возведению туннелей и бетонной плотины

Для строительства выбрали место в узком каньоне на стыке Невады и Аризоны. В каменных стенах Черного каньона пробурили четыре туннеля диаметром 17 м, чтобы отвести от строительства воду из реки. Стены туннелей были заделаны бетоном в толщину на 0.9 м, полезный диаметр составил 15,2 м. Когда строительство было закончено, часть туннелей перекрыли «пробками» из бетона, через остальные подают воду к турбинам и сбрасывают излишки воды. То, что водосброс осуществляется через туннели в скалах, дает стабильность плотине.

Были построены две дамбы-кессона, чтобы отгородить место строительства и предотвратить возможное затопление. Чтобы обезопасить работы, предварительно провели очистку стен каньона от беспорядочно лежащих скал и камней, с помощью динамита они подрывались, затем сбрасывались вниз.

В основание плотины заливался бетон. Для его производства были разработаны месторождения нерудных полезных ископаемых, построены новые бетонные заводы. Раньше работы подобного размаха никогда не проводились, поэтому многие технические решения, примененные в строительстве, имели уникальный характер.

Чтобы охлаждение бетона происходило быстрее, плотину сооружали не сплошным монолитом, а как серию связанных между собой колонн в форме трапеций, так излишнее тепло, выделявшееся при застывании смеси, рассеивалось. По расчетам инженеров получалось, если бы плотина была построена как монолит, то бетон остывал бы до температуры окружающей среды 125 лет. За такое время появились бы трещины, дамба разрушилась. До сих пор процесс отвердевания бетона не завершен.

На момент завершения строительства плотина Гувера была самым массивным искусственным гидротехническим сооружением на планете. Использованного бетона могло хватить для прокладки дороги 20 см в толщину и 5 м в ширину от Сан-Франциско до Нью-Йорка, т.е. пересечь Соединенные Штаты от Тихого океана до Атлантического.

Энергоснабжение региона

Генераторы гидроэлектростанции первое электричество выработали в октябре 1936 года. Станция в 1961 году была модернизирована: запущены дополнительные генераторы. Ныне работают 17 генераторов с максимальной мощностью 2074 МВт. Такая мощная электростанция является важным объектом на западе США в поддержании баланса энергопотребления.

Архитектура комплекса

По плану плотина и здание гидроэлектростанции должны были представлять простое архитектурное сооружение. С внешней стороны дамба будет выглядеть как обычная стена, сверху обрамленная балюстрадой, построенной в неоготическом стиле. После критики современников за простоту проект переделал архитектор из Лос-Анджелеса – Гордон Кауфман. Он выполнил экстерьер зданий в традициях стиля ар-декор. Башенки, «вырастающие» из дамбы, украшают верхнюю часть плотины. На водосбросных башнях установлены часы, показывающие на одних Североамериканское тихоокеанское время (штат Невада), на других – Горное (штат Аризона).

Транспортное значение

До 2010 года плотину пересекала дорога в меридиональном направлении, которая связывала Аризону с мексиканской границей. Прилегающее к дамбе шоссе не соответствует магистрали и имеет недостаточный объем пропускаемого транспорта. Спускающийся к дамбе Гувера серпантин включает узкие и крутые повороты, места с плохим обзором.

Движение автотранспорта после теракта 11 сентября 2001 года было ограничено. Чтобы исключить провоз взрывчатки, одни машины подвергаются обязательному досмотру, другие – периодическому. Эти меры ускорили в обход плотины Гувера сооружение моста через Черный каньон.

В октябре 2010 года возле дамбы Гувера открылся Мемориальный мост Майка О’Каллагана – Пэта Тиллмана, увеличивший существенно пропускную способность шоссе. По мосту протяженностью 580 м, высотою над рекой Колорадо 270 м автотранспорт имеет возможность двигаться в каждом направлении по двум полосам. Он представляет две параллельные арки из железобетона, выгнутые вверх, упирающиеся в берега.

Влияние сооружений на окружающую среду

Сооружение плотины Гувера и создание водохранилища Мид в значительной степени оказало воздействие на водный режим реки Колорадо , в особенности на экосистему дельты. В течение всего периода строительства и наполнения водохранилища вода не могла достичь дельты реки. Устье, до существования плотины представляло собой зону, где смешивалась соленая и пресная вода, после постройки превратилось в соленый лиман.

С появлением дамбы прекратились наводнения, которые случались часто в нижнем течении. Несколько видов животных и растений, которые приспособились к постоянным затоплениям, попали под угрозу исчезновения. Заметно сократилось количество рыбы.

Туризм

Такой необычный и интересный объект, как дамба Гувера не мог остаться без внимания туристов всего мира. В 1937 году после завершения строительства комплекс плотины был доступен для посещения туристических групп. Количество посетителей выросло с увеличением популярности расположенного вблизи Лас-Вегаса. В 1996 году количество туристов, побывавших на плотине за год, составило более миллиона.



Читайте также: